17 декабря кто по знаку. Любовь и секс

А.В. Степанченко М.Н. Пузин

Электронная копия UU 5 JBB

http://home-page-uu5jbb.narod.ru

В этой книге рассказывается о науке физиогномика. Изучив ее основы, вы сможете «читать» по лицу человека: составлять представление о его характере, привычках, способностях и даже болезнях. Кроме того, авторы (кандидаты медицинских наук) да­ ют практические советы по уходу за кожей лица, приводят рецепты различных компрессов и косметических масок, рассказывают о гимнастике для глаз и массаже.

Предисловие 3

Азбука физиогномики 4

Лицо в криминалистике и медицине 20

Уход за лицом 35

ПРЕДИСЛОВИЕ

Интерес к человеческому лицу появился давно. Великий мыс­литель древности Аристотель, проводя связь между строением лица человека и чертами его характера, писал: «У кого широкий рот, тот смел и храбр, у кого толстый, как у быка, нос, тот ленив, а ноздри у кого широкие, как у свиньи, тот глуп, у кого нос ост­рый, как у собаки, тот холерического темперамента, а у кого нос торчащий, как у ворона, тот неосторожен».

Природная наблюдательность - качество крайне редкое. И все-таки развить его путем постоянных тренировок можно. А знание азов мимики и физиогномики помогает разгадать на­строение человека, дает ключ к «чтению» по его лицу характера, привычек, способностей. Вот почему первый раздел и часть второго данной книги посвящены именно этому вопросу.

Есть и другой, не менее важный аспект познания особенностей человеческого лица - его врожденная патология и заболевания, нередко связанные с пренебрежением простейшими мерами предосторожности или отсутствием элементарных зна­ний по профилактике заболеваний лицевой области. Каждому хотелось бы оставаться вечно молодым. Но как сохранить кожу лица гладкой и здоровой? Как по лицу определить заболевание, распознать больного алкоголизмом, наркомана? Есть ли у пре­ступников свое «лицо»?. На все эти и некоторые другие вопросы авторы постарались дать ответ.

АЗБУКА ФИЗИОГНОМИКИ

Конец XVIII века. Старый замок на юге Франции. Слуга докладывает графу Лебрену о прибытии гостя. Вскоре друзья оживленно беседуют в библиотеке, где старинные фолианты соседствуют с картинами в богатых, хотя уже ветхих золоченых рамах, охотничьи трофеи - с античными скульптурами. Раздается бой часов, распахиваются дверцы в них и появляются механические человечки - музыканты, исполняющие менуэт... Гость поднимается и откланивается, хо­чет уйти, но... учтивый хозяин вдруг бросается на него, заламывает ему руки и выхватывает спрятанный у гостя писто­лет. Приятель сознается, что решил покончить жизнь самоубий­ством и приехал повидать друга в последний раз.

    Но как Вы об этом узнали? - недоуменно вопрошает он. И в ответ слышит:

    Я ученик великого Лафатера.

Другой ученик Лафатера - Кюбисси, проходя через гостиную парижского судьи Ланжа, был поражен одним из висевших на стене женских портретов и остановился, чтобы лучше рассмот­реть его. Спустя четверть часа судья, не дождавшись Кюбисси, принялся искать его и нашел стоящим на том же месте с устрем­ленным на портрет пристальным взором. «Что Вы скажете об этом произведении? - спросил судья. - Не правда ли, красивая женщина?» - «Несомненно, - отвечал Кюбисси, - но если портрет сделан удачно, то его оригинал обладает, по-види­мому, черной душой; это, должно быть, сам дьявол?!» То был портрет знаменитой отравительницы Бренвилье, столь же про­славившейся своей красотой, сколь и злодеяниями, которые и привели ее на эшафот.

Скорее всего это легенды, но слава швейцарского пастора, богослова, моралиста и поэта Иоганна-Гаспара Лафатера (1741- 1801 гг.), стоявшего у истоков физиогномики, была действительно велика. Несмотря на множество ошибок и заблуждений, он был первым исследователем, доказавшим взаимосвязь между «движе­ниями души», психическими процессами и эмоциями, выражае­мыми мимикой.

Все свободное время Лафатер отдавал писанию портретов сво­ей паствы, которые выполнял в филигранной манере мастеров эпохи Возрождения. Часами он изучал черты их лица, старался разгадать характер, склонности, особенности. При тогдашней религиозности людей и тайне исповеди он всегда имел возможность проверить свои предположения. Популярностью Лафатер затмил императоров и королей. На его физиогномиче­ские сеансы съезжались со всей Европы, ему привозили детей, возлюбленных, больных, присылали портреты, маски, слепки. Им восторгались, его боготворили, но и побаивались. По свидетельству современников, знаменитый авантюрист, блестя­щий граф Калиостро избегал встречи с Лафатером, хотя, оставаясь до конца своих дней простодушно-наивным и рассеян­ным, пастор стремился увидеть европейскую знаменитость, о которой ходили слухи, что ему 350 лет, что он маг и чародей и может превращать простые металлы в золото. Лафатер дружил с Гёте и оставил восторженное описание его лица. «Его разум всег­да пронизан теплым чувством, а чувства всегда ярко освещены разумом. Обратите внимание на форму этого теплого лба, на этот быстрый, пронзительный, влюбленный и подвижный глаз, не очень глубоко сидящий под чуть изогнутыми веками, на вырази­тельный нос, на этот по существу очень поэтический переход К. верхней губе, на мужественный подбородок и открытое крепкое ухо. Да найдется ли человек, который не видел бы, что это лицо гения!» Искусство Лафатера субъективно. Талант, по­множенный на кропотливый многолетний труд, позволил ему достичь блестящих результатов. Но это было искусство интуиции, догадки, которое умерло вместе с ним.

Лафатер утверждал, что по чертам лица можно узнавать внутреннюю сущность человека. Это учение, или «система», по­лучило название физиогномонии (совр. - физиогномика). Вот как сам Лафатер определял, что он понимает под этим термином: «Я называю физиогномонией способность познавать внутреннюю сущность человека по его внешности, замечать некоторые естественные признаки, не сразу бросающиеся в глаза».

Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о его характере вообще, потому что люди сами «отрабатывают» свою внешность в зависимости от того, каким, по их представлению, должно быть выражение лица соответст­венно общественному положению. Поэтому существуют харак­терные черты придворного, юриста, врача, военного, государ­ственного деятеля и др.

Учение Лафатера произвело большое впечатление на совре­менников. Популярность его как автора философских и этиче­ских сочинений еще более способствовала этому. Среди приверженцев нового учения был и великий Гёте, который помо­гал Лафатеру при создании его сочинений по физиогномике.

В России у Лафатера также было много сторонников. К ним, в частности, принадлежал Н. М. Карамзин. Путешествуя в 1789-1790 гг. по Европе, он посетил Лафатера и получил от него рукопись «Сто физиогномических правил», о чем рассказал в своих «Письмах русского путешественника». Вернувшись в Россию, Карамзин усиленно пропагандировал учение Лафатера и распространял его сочинения.

Физиогномика как наука пока не получила всеобщего признания, однако судить об истинности ее основных положе­ний следует исходя из опыта. Воспользуемся трактовкой фи­зиогномических данных (носа, бровей, глаз), которую приводит в своей книге американский психолог профессор Т. Map, и попытаемся использовать ее пусть сначала для характеристики своих знакомых и близких. Итак, проверим, можно ли судить о характере и способностях человека по форме элементов его лица.

Рис. 1. Форма носа.

НОС. Длинный нос характерен для человека консервативного, гордого, обладающего большими творческими возможностями, однако лишенного деловых качеств. Люди, у которых нос с горбинкой, заносчивы, у них плохие отношения с подчиненны­ми. Кончик носа в форме капли знаменует успех в делах. «Орли­ный» нос - признак человека неустойчивого, мстительного. Курносый нос свидетельствует о не очень крепком здоровье, а слишком курносый встречается у тех, кто живет беспечно, не заботясь о завтрашнем дне.

Согласно концепциям восточных физиогномистов, нос отра­жает особенности духовной жизни человека. Считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Слишком большие ноздри свидетельствуют о личностных дефектах. Человек с идеальным носом имеет натуру льва - отли­чается мужеством, страстностью, напористостью. Окружающим нравятся люди с красивым носом. Отсюда следует, что обла­датель красивого носа - сильная личность.

Длинный нос, как правило, считается признаком ярко выра­женной индивидуальности. Здесь выделяются самые различные оттенки: длинный нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом и подбородком, свидетельствует о сильной натуре. Корот­кий нос говорит об открытости души и оптимизме. Костлявый длинный нос - показатель гордости, высокомерия, неуживчиво­сти. Костлявый длинный нос с выраженной горбинкой нередко принадлежит хмурому человеку; если переносица у такого носа слишком впалая, деформированная или испещрена горизонталь­ными рытвинами, - это признак недомогания, однако при общей сбалансированности лица этот признак не доминирует. У японцев идеальной считается высокая и ровная переносица - кстати, такая переносица бывает у здоровых людей. .

Многое может сказать кончик носа. Человек, у которого кончик носа напоминает подвешенную каплю, обычно жизнера­достен, следовательно, он процветает; если кончик носа напоми­нает клюв орла, такой человек проницателен, хитер и нередко злопамятен. Полный, большой луковицеобразный кончик носа - свидетельство сердечности и теплоты. Поднятый, с выпячен­ными ноздрями нос означает своеволие, несдержанность, распущенность. Раздвоенный кончик носа - свидетельство робости. Слишком маленькие ноздри говорят об уступчиво­сти, широкие крылья носа - о самомнении. Красный нОс - непорядочность, красный пористый нос («испорченный апель­син») часто принадлежит пьяницам. Темные пятна на носу - признак физического неблагополучия. Резко выделяющийся на лице нос у женщин, как правило, указывает на неблагополуч­ную жизнь в молодости, однако это становится явным только после 35-40 лет.

БРОВИ. Брови, поднимающиеся к центру лба, - признак пылкого воображения. Брови, поднятые вверх треугольником, свидетельствуют о сильном характере, их обладатель легко превращает свои замыслы в дела. Брови, образующие одну линию, предвещают неспокойную жизнь в возрасте 30-35 лет, однако человек с такими бровями в силах преодолеть все трудности. Идеальные брови - продолговатые, широкие, густые, гармонично обрамляющие глаза - признак человека разумного. Маленькие, бесформенные брови обычно встречаются у людей неуравновешенных.

По мнению японцев, идеальными следует считать широкие, длинные брови. Пропорциональность развития бровей (форма, цвет, густота) указывает на сбалансированность эмоций, ума и характера. Жесткие, щетинистые брови свидетельствуют о противоположном. Согласно мнению физиогномистов брови отражают взаимоотношения с ближайшим окружением. Прият­ная форма бровей сигнализирует о том, что их обладатель ладит с окружающими.

Когда густые брови на внешних концах вздыблены, говорят, что это признак щедрости души и мужества. Такого человека считают рожденным для успеха. Опущенные внешние концы бро­вей указывают на застенчивость. Когда же по структуре и Цвету такие брови кажутся безжизненными, считается, что это следствие истощения внутренней энергии. Если у мужчины ровные и длинные брови, да притом приятная на вид кожа, он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями считается кокеткой, от нее можно ждать любой выходки. Короткие брови всегда означают противоположное. Однако короткие, но густые брови говорят о взрывной натуре их обладателя. Если брови густые и щетинистые, их хозяин - «дьявольская» натура. Щетинистые брови всегда указывают на строптивость, упрямство, бескомпромиссность. Густые, тяжелые, соединяющиеся на пере­носице брови означают неодолимое стремление к лидерству. Женщина с такими бровями обладает сильным характером, она не подходит для традиционной роли домашней хозяйки. Высоко расположенные брови - признак целеустремленности. Брови, расположенные очень низко, говорят об обратном.

Рис. 2. Форма лба.

ЛОБ. Если верхняя сторона треугольника широкая, это приз­нак верного товарища, практичного, делового человека, ко­торый больше интересуется служебными делами, чем домом, семьей. Узкая верхняя сторона треугольника свидетельствует о возможности семейных неурядиц. Такой лоб говорит о незави­симом характере. Волосы артиста, художника, словом, человека творческого часто растут в форме буквы М. Такие люди не забо­тятся о завтрашнем дне. Ломаная линия волос говорит о трудном детстве.

Рис. 3. Морщины лица.

МОРЩИНЫ. Короткие, с неправильными очертаниями мор­щинки на лбу - признак здоровья. Одна, но четко выраженная морщина поперек лба - признак везения. Две или три попереч­ные морщины и пересекающая их вертикальная говорят об ус­пехах в будущем. Это знак долголетия и славы. Две короткие, но глубокие морщинки между бровями бывают у мыслителей и хороших администраторов. Глубокие складки, идущие от ноздрей к губам, - признак долгой жизни и больших успехов.

В начале XX века крупнейший исследователь мимики К. Хутер дал подробное описание того, как по пропорциям основных частей человеческого лица можно понять сущность личности, увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремления­ми, с одной стороны, и чувственными импульсами и низмен­ными инстинктами - с другой. Ученый считал, что исходя из пропорции лица можно судить о склонности к само­дисциплине и самовоспитанию, к спокойному сознательному или инстинктивному и неосознанному образу жизни.

Человеческое лицо Хутер делит на три основные части: 1) лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; 2) средняя часть, отражающая степень чувственности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание. В частности, глаза и рот информируют о преобла­дающей в данный момент мыслительной деятельности, направ­лении мысли, нос - о жизненной воле или обусловленном ею характере, на форму и выразительность носа существенно влияет внешний вид лба и нижней части лица; 3) нижняя часть, которая дает представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах, выявляет стрем­ление к собственной выгоде и эгоизм.

Величина и ширина лба и нижней части лица позволяют судить о силе эмоций, а средней части - наоборот, о тонко­сти чувств и нежности. Маленькая, узкая средняя часть лица указывает на тонкие душевные чувства, массивная - на волю и самолюбие, любовь к внешним проявлениям и недостаточно тонкие чувства. Утончение и дифференцирование внутренней жизни оживляют среднюю часть лица, особенно вблизи носа и глаз. Обеднение, огрубение внутренней жизни также отражаются на форме лица.

По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека (рис. 4). Вот несколько примеров.

1. Лоб, средняя и нижняя части лица одинаковой высоты. Человек с таким лицом обладает гармоническим равновесием между физиологией и эмоционально-интеллектуальной сферой. Активность, стремление к наслаждению и ощущение радости жизни управляются у него мыслительной деятельностью. Ему свойственно правдолюбие в сочетании с жизнерадостностью и любовью к труду. Он непринужден, но сдержан, серде­чен, оживлен и коммуникабелен, но с развитым чувством

Рис. 4. Соотношение частей лица.

собственного достоинства, не скован и благодаря врожденной диспозиции находится в гармоническом равновесии.

    Лоб и нижняя часть лица имеют одинаковые размеры, а средняя часть несколько длиннее. Длинный нос в данном случае не нарушает гармонии форм, и, поскольку они достаточно утонченны, здесь также мы видим гармоничное жизненное направление и благородную жизнь чувств. Такой человек обла­ дает представительностью, его отличают выдержка и талант, гар­ монично-благородная сущность.

    Лоб маленький, средняя и нижняя части лица большие. Такой человек импульсивен и груб, стремление к проявлению силы и воли у него доминирует над чувствами и разумом. Он проявляет смелость, отвагу и пытливость, обладает агрессив­ ностью и большой силой убеждения, склонен к безрассудному применению энергии, способен пренебречь даже наслаждения­ ми, очень взыскателен к себе.

    Лоб и средняя часть лица длинные, нижняя часть лица короткая. Такой человек силой воли, острым и холодным интеллектом добивается большего, чем позволяют его физичес­ кие способности. Он упорен, не признает «нежностей», форма­ лист, строг, педантичен. Наряду с выдающимися способностями проявляет отрицательные склонности.

    Нижняя часть лица длинная, средняя несколько короче, лоб еще короче. Полная, мягкая и большая нижняя часть лица указывает на жажду наслаждений. Вся мыслительная и умственная деятельность такого человека ориентирована на это. Он практичен и приземлен, не склонен к перемене мест, консервативен во взглядах. У него нет ни эмоциональных, ни духовных взлетов. Его трудно расшевелить, однако если это удается, то так же трудно остановить.

6. Нос маленький, лоб и нижняя часть лица большие. Интеллектуальная жизнь у такого человека столь же высока, как и стремление к удовольствиям. Он впечатлителен, мягкосерде­ чен, добродушен. Ему свойственны душевное тепло и эмоцио­ нальное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.

7. Нос слишком маленький, курносый, лоб и нижняя часть ли ца длинные. Разум и чувственные инстинкты у этого человека сильны и расходуются необузданно. Он агрессивен, нагл и полон внутреннего беспокойства, обладает пробивной силой, вспыльчив, внутренне анархичен. Мыслительная жизнь бывает активной, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллектом, он любит «вставлять шпильки», поднимает проблемы и высказывает острые критические заме­чания, но сам не может устранить недостатки и создать что-то лучшее, однако богат идеями, что придает ему известный блеск.

8. Нижняя и средняя части лица маленькие, лоб высокий. Такие пропорции. характеризуют человека мысли и чувств. Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он прост и скромен, обладает интуицией, нежен в чувствах, склонен к самоотречению и бескорыстию, жертвенности, верен своему иде­ алу. Психическая глубина сочетается у этого человека с честностью.

9. Лоб длиннее, чем нос, а нос длиннее, чем нижняя челюсть. Такие пропорции характеризуют человека с высоким духом, который разумно регулирует жизнь чувств, владеет инстинктами и при этом служит высоким жизненным идеалам.

Профили 1, 2, 8 и 9 свойственны натурам творческим, верным жизненным идеалам. Они гарантируют идеальный жизненный прогресс и счастливое развитие. Профили 3 и 5 харак­терны элементарным личностям, сильным в деятельности, а также в покое и наслаждении. Они ориентируются на реаль­ную жизнь и хорошо чувствуют себя в ней. Профиль б занима­ет промежуточное положение между двумя названными груп­пами. Профили 4 и 7 принадлежат интеллектуально одарен­ным людям, но «проблематичным» по характеру и в общем действующим скорее отрицательно (из-за твердости и критично­сти натуры).

ГЛАЗА. Издавна они считались «окнами души». По глазам всегда определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза, по мнению физиогномистов, излучают свет и тепло. Они хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку.

В оценке характера и судеб людей глаза занимают централь­ное место. Трактаты по физиогномике рекомендуют начинать «чтение» лица именно с глаз. Однако следует иметь в виду, что наиболее достоверную информацию можно получить от глаз человека, которому уже за 40, т. е. когда все личностные признаки устоялись.

Большие глаза обычно указывают на чувствительность души, нередко на мужество и даже на стремление к лидерству. Глаза малого размера чаще принадлежат замкнутым, иногда самодо­вольным и упрямым людям. Нередко такие люди отличаются удивительным постоянством. Широкая радужная оболочка - признак мягкости и спокойствия, узкая - свидетельствует) о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприят­но отражается на взаимоотношениях с окружающими. По цвету радужной оболочки можно судить о наличии или отсутствии жизненной силы: черный, коричневый и зеленый - энергич­ность, голубой - чувствительность, светло-коричневый - застенчивость.

Посадка глаз также говорит о многом: оба глаза на одной горизонтальной линии - благоприятный признак; глаза скошены книзу - у мужчин решительность, у женщин неблагоразумие; если верхнее веко слегка опущено - это признак зрелости, если сильно, то у мужчин это означает истощение энергии. Неприятный цвет опущенного века свидетельствует о физиологи­ческих отклонениях; разбухшее нижнее веко - признак бурной жизни; слишком провисшее нижнее веко говорит о бесконтроль­ности влечений; вздутые веки (верхние и нижние) - усталость от жизни. Если внешние уголки глаз утопают в сети расходящих­ся морщинок - это признак проницательности.

Японцы так различают типы глаз. Большие, с живым блеском - глаза дракона. Такими глазами наделен человек, пользующийся властью. Удлиненная форма глаз с загнутыми вверх венчиками - глаза сфинкса, утонченная натура. Большие глаза с многочисленными складками на веках - глаза льва, ими наделены лидеры. Узкие, вытянутые по форме глаза с двой­ными, тройными веками бывают у слона, они, как правило, характерны для тучных людей, спокойных по характеру. Круглые, с желтоватым блеском - глаза тигра. Узкие, малень­кие глаза с черно-желтой радужной оболочкой - глаза овцы; глаза с треугольным разрезом и провисшими веками - глаза лошади; глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой - глаза вепря; глаза с чрезмерно широкой радужной оболочкой - глаза волка. В Японии различают до 40 типов глаз, и все они отождествляются с глазами животных. Поведение, характерное для такого животного, приписывается обладателям соответствующего типа глаз.

УШИ. Восточная физиогномика уделяет внимание и ушам. При «чтении» лица опираются на общее правило: хорошо оформленное ухо Свидетельствует о счастливом детстве, бесформенность и бледность ушей говорят о влиянии неблаго­приятных факторов. Слишком большие уши почти всегда сви­детельствуют об изъянах личности, слишком малые - тоже о неблагополучии.

По ушам и их положению на голове судят об интеллекте и характере. Верхняя кромка ушей: выше уровня бровей - высокий интеллект; на уровне глаз - интеллект выше среднего; ниже уровня глаз - средний или даже низкий интеллект. Ухо без хо­рошо оформленной мочки указывает на несбалансированность личности. Мочка длинная - беспечность, мочка маловы-раженная - щепетильность. Люди с очень большими мочками на Востоке считаются мудрецами. Если мочка уха слегка подается вперед - это душевность. Внутренний ободок уха является показателем эмоциональных переживаний: если ободок втянут - сдержанность, если выпячен - несдержанность. Предпочтение отдается розовому цвету ушей; желтизна или голубизна ушей считается признаком недомогания. Темный цвет кожи около передней и верхней части уха - скрытое заболевание. Родинки внутри уха - неблагополучие.

РОТ. Это наиболее выразительная часть лица. Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о реши­тельности, настойчивости, плотно закрытый рот - о целе­устремленности человека, его решимости, твердости. Напротив, расширение ротовой щели (особенно некоторое отвисание нижней челюсти) выражает снижение психической актив­ности личности. Особое значение имеют уголки рта. Ч. Дарвин справедливо считал опущенные книзу уголки рта рудиментом плача. Действительно, при плаксивом настроении и депрессии уголки рта опущены. Человек может шутить, казаться активным, но уголки рта выдают его подавленное состояние. Искривление одного угла рта, сопровождающееся временной асимметрией лица, - выражение иронической усмешки.

Физиогномика позволяет по форме и размеру рта определять внутреннюю энергию человека. Японцам импонирует большой рот у мужчин и маленький у женщин. Женщина с большим ртом считается мужественной, что не очень нравится

Рис. 5. Усмешка и смех (рисунок П. Рубенса).

мужчинам. Общее мнение: люди с малым ртом озабочены борьбой за выживание, наделены слабым характером. Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Человек с большим ртом и опущенными уголками губ обладает сильной волей, трудно поддается влиянию. Посто­янно подергивающийся рот («рот лошади») является признаком невротичности.

Небольшой по размеру рот в форме дуги (уголки губ проявляют тенденцию опускаться) принадлежит чувствительной натуре. Выпуклые, большие губы - свидетельство успеха. Симметричное (без ■ перекосов) открывание рта говорит о сба­лансированности эмоций. Если к обеим сторонам рта спускаются морщины - это признак нелегкой жизни. Если же такие морщины идут к уголкам губ от крыльев носа (создается кольцо рот - нос) - это свидетельство коварства. Рот, одна сторона которого опущена, часто при­надлежит упрямцу. Верхняя губа явно выступает над нижней - нерешительность, нижняя выпячена дальше верхней - эго­истичность. Морщины над губами - естественный признак старения. Часто тонкие морщины сигнализируют о слабом здоровье. Морщины, глубоко врезавшиеся в губы, иногда говорят о процветании в молодости и лишениях в зрелые годы.

Тонкие губы

Тонкие губы (рис. 7.9) наделяют их обладателей одними из самых отрицательных характеристик.

Скрытность, хитрость, часто коварство и прагматизм – вот качества, которые олицетворяют люди с тонкими губами. Они могут быть дружелюбными и общительными, но сути это не изменит. Единственное, что может смягчить такую нелицеприятную характеристику, – это наличие смягченных черт лица, например круглое лицо или курносый нос.

Рис. 7.9. Тонкие губы

Из книги Практика интегральной жизни автора Уилбер Кен

Тонкие телесные практики для управления внутренними состояниями Тонкие телесные практики предоставляют нам инструменты для управления состояниями ума и эмоциями. Они позволяют преодолеть субъективность и прямо соотнестись с непосредственной энергетической

Из книги Читаем лица. Физиогномика автора Шварц Теодор

Тонкие энергетические тела Духа Божественность проявляется не только в физической природе мира, но и в энергетическом теле Духа. Динамическая жизненная сила пронизывает всё живое. Вы можете видеть энергию в каждом живом существе – пульсирующую и текущую по его чакрам и

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Полные губы Обладатель полных губ (рис. 7.10) является полной противоположностью тонкогубому человеку. Он способен очаровать любого, не прилагая особых усилий, только благодаря открытости, интеллекту, жизнелюбию, щедрости и сексуальности. Рис. 7.10. Полные губыБольше всего

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Выпуклые губы Выпуклые губы (рис. 7.11) как бы нависают над подбородком, часто из-за выступающих передних зубов (так называемая лошадиная челюсть), и характеризуют своего обладателя как умную, активную, импульсивную и решительную личность. Рис. 7.11. Выпуклые губыЛюди с

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

«Рыбьи» губы «Рыбьими» называют губы, уголки которых слегка опущены (рис. 7.17). Иногда они слегка приоткрыты, что дополнительно создает впечатление грусти и невинности, особенно у женщин. Рис. 7.17. «Рыбьи» губыНи грусть, ни невинность не имеют к характеру людей, обладающих

Из книги автора

Губы в форме лука Такие губы могут быть и полными, и тонкими, но чаще все же встречается их полная форма. Самое главное – у них отсутствует ложбинка в классическом ее понимании, а есть небольшое углубление, из-за чего верхняя губа по форме напоминает лук. Уголки расположены

Из книги автора

Девичьи губы Вы видели когда-нибудь, как маленькие девочки надувают губки? Эти капризные маленькие ротики, похожие на нежные бутоны розы (рис. 7.22), – умиляющее зрелище. А ведь некоторые девочки, даже вырастая, остаются маленькими капризными созданиями, стремящимися

Из книги автора

Если снятся губы… Слишком яркие, чувственные губы предвещают ссору с любимым, развод и разлуку по собственной вине.Красивые, четко очерченные губы снятся к взаимности в любви.Увидеть во сне толстые некрасивые губы на чьем-то лице – к поспешным и необдуманным

Из книги автора

Губы и язык Родинка на кайме губ говорит о слабоволии человека, его неспособности брать на себя ответственность за совершаемые поступки, привычке все откладывать на потом. Такие люди часто являются рабами вредных привычек, особенно мужчины. Примечание Такая родинка

Из книги автора

Губы Как много можно сказать с помощью губ! И в прямом, и в переносном смысле. Как богата их мимика! Благодаря ей выражаются положительные и отрицательные эмоции, а кроме того, равнодушие. Именно рот является сосредоточением радостной улыбки и непереносимой боли. Что же

Физиогномика - это наука об определении по чертам лица человека его характера, привычек, состояния здоровья.

Несмотря на то, что первое упоминание о данном термине можно отнести к глубокой древности, на современном этапе исследователи затрудняются с точностью сказать, является ли данное учение наукой.

Многие деятели достаточно скептически относятся к физиогномике и к тем данным, которые удается получить в результате анализа черт лица человека.

Всякая точная наука основывается на приблизительности.
Бертран Рассел

Количество морщинок в уголках глаз говорит о степени развитости чувства юмора, доброте и мягкосердечности. Небольшие своды над глазами расскажут о проницательном и внимательном человеке.

Учеными доказано, что существует связь между направлением взгляда и мысленными представлениями внешних образов, звуков и вкуса.

Эмоциональная зона лица

Может рассказать о глубине души и чувствительности индивида. Эта зона включает нос, рот, щеки и скулы. Если внимательно проследить за носом человека в возбужденном состоянии, то можно заметить, что крылья носа раздуваются, а у человека, испытывающего пренебрежительность и неприязнь к чему-либо, нос сморщивается.

Что касается губ, то их изгиб обязательно выдает текущую эмоцию (раздражение, злость, грусть, обида, усмешка и т.д.), как бы ни старался ее скрыть человек. Ведь в первое же мгновение появления эмоции она отражается на губах, даже если их владелец имеет отличное самообладание. Если человек прикусывает губы, то он находится в состоянии сосредоточенности или в критической ситуации, требующей немедленного решения.

Витальная зона лица

Отвечает за удовлетворение инстинктов. В эту зону входит подбородок, который может указать на степень развития у человека волевых качеств. Соответственно, развитым подбородком обладает сильный, волевой человек, которому приходится часто отстаивать свое мнение и жизненные позиции. Причем именно в такие моменты подбородок выдвигается вперед, а мышцы нижней зоны лица активно работают. Человек, обладающий слишком развитым подбородком и квадратной формой челюсти, как правило, идет напрямую к своей цели, не думая о последствиях и об окружающих его людях. И наоборот, маленький, слабо выраженный подбородок говорит о том, что его обладатель легко отступит от достижения цели, если встретит первый же барьер на пути.

Определение состояния здоровья по лицу

Лицо человека может о многом рассказать окружающим. Специалисты в области физиогномики могут по состоянию кожи и некоторым другим особенностям лица безошибочно определить, какие болезни, и недуги имеются у его обладателя.

Кожа лица

Подтянутая, гладкая, ровного цвета кожа свидетельствует о том, что в организме нет никаких отклонений. А преждевременное ее старение - знак нарушения обменных процессов, которому может сопутствовать ряд заболеваний: отклонения в работе желудочно-кишечного тракта или мочеполовой системы, гормональный дисбаланс. Причина преждевременного старения кожи может быть и в том, что человек употребляет очень мало чистой питьевой воды или недополучает с пищей минеральных веществ и витаминов.

Диагностическим значением располагает и цвет кожи. Желтоватый оттенок может свидетельствовать о неполадках в работе желчного пузыря или печени. Выраженная бледность - об анемии. Если на лице появились коричневые пятна, то стоит проверить работу гормональной системы, почек, желчного пузыря. Но так же пятна на коже могут быть и результатом неправильного ухода. Например, злоупотребление солнечными ваннами, неправильно подобранная косметика или косметические процедуры.

Если на лице появилась сетка сосудов, то стоит проконтролировать сосудистую систему и проверить давление. Сосудистая сеточка на крыльях носа - это повышенная вероятность заболеваний легких.

Жирная кожа лица особенно в старшем возрасте говорит о гормональном дисбалансе или проблемах с желудком. Сухая кожа чаще всего бывает у тех, у кого имеются нарушения пищеварения. Так же это может быть признаком нехватки в организме воды и витаминов.

Большое количество волос на лице у женщин говорит о том, что следует обратить внимание на гормоны.

Глаза

Опухшие или обвисшие веки могут быть результатом недосыпания или того, что человек часто нервничает.

Свидетельством недосыпания является и синеватый цвет кожи вокруг век. Но так же этот изъян часто говорит о том, что человек злоупотребляет кофе или о заболеваниях почек, надпочечников. Необходимо проверить мочевой пузырь, если цвет нижнего века имеет коричневый оттенок.

Красные веки особенно с просвечивающейся сеточкой сосудов – признак проблем с сосудистой системой, чувствительности к погодным перепадам, и как следствие к головным болям.

Брови и ресницы

Люди с густыми бровями считаются обладателями сильного иммунитета. А для женщин - это еще и признак отличного функционирования половых желез. Поредевшие брови (особенно если раньше этого не наблюдалось) – знак дисбаланса половых гормонов, а так же плохой работы щитовидной железы. Людям с редкими ресницами стоит внимательнее относиться к работе мочеполовой системы.

Губы

Синюшность или бледность в области носогубного треугольника или кожи вокруг губ – знак нарушений в сердечно-сосудистой системе, проблем с кровообращением, заболеваниях легких или анемии. Часто возникающие трещинки в уголках губ говорят об авитаминозе (в частности о недостатке витаминов группы В) или аллергии.

Обнаружив у себя какой-то из этих признаков, не стоит паниковать. Ведь это не диагноз, а просто маленькая подсказка к тому, на что в работе своего организма нужно обратить особое внимание.

Динамика черт лица с возрастом человека

Обычно с помощью органов чувств информацию из внешнего мира наиболее активно принимает ребенок в возрасте до 6 лет. Используя эти органы, малыш пытается как можно больше задействовать глаза для обозрения мира, уши – для слухового восприятия, нос – для изучения повсеместных запахов, а рот – для познания новых вкусов.

Но по мере привыкания к окружающему миру обостренность чувств снижается, они уже не так нужны человеку. Вскоре ему становится все сложнее перестраивать восприятие в постоянно изменяющихся ситуациях, и все пережитые эмоции отражаются на лице, которое становится все менее подвижным.

Человек, перестав быть ребенком, не так интересуется всем происходящим вокруг и со временем замыкается в себе. Вот только это время у всех разное, то есть динамика черт лица течет у каждого индивида с разной скоростью.

Как отличить оптимиста от пессимиста по лицу?

Лицо пессимиста теряет свою выразительность и жажду жизнедеятельности. Чаще всего такие люди погружены в размышления, избегают общения и являются . Пессимисты во многом консервативны, очень боятся перемен в жизни. Поэтому и органы чувств как бы потухли, их владелец мало пользуется ими, не открыт миру, не интересуется ничем новым. Бывают такие случаи, что пессимистически настроенный человек, избавившись от негативных мыслей или гнетущей болезни, словно расправляет крылья, и вновь загораются глаза, лицо оживает.

Можно встретить людей в возрасте, но на живости их лица этот возраст никак не сказывается. Как правило, эти люди – оптимисты и , они обладают горячим желанием жить и радоваться, легко воспринимают необходимость каких-то перемен. Их глаза всегда блестят, а лицо кажется молодым.

Гипертонус и гипотонус мимики

Показывают на состояние и возбудимость нервной системы.

Если у человека наблюдается гипертонус мимики (натянутость мышц) , а тем более – вздрагивания и тики, то это может говорить о наличии страхов и проблем, беспокоящих человека. Это может быть лишь временным явлением, а в целом такие люди общительны и энергичны, они хорошие руководители.

Гипотонус (расслабленность мышц лица) , как правило, указывает на ленивого человека, у которого отсутствует стремление решать проблемы, он как будто лишен энергии. В глазах таких людей часто можно заметить апатию, рот чуть приоткрыт, а глаза, наоборот, слегка прикрыты.

Физиогномика - царица невербалики

Исследование ученых еще раз подтвердило эффект влияния выражения лица человека на восприятие его окружением.

Поэтому так важно, чтобы выражение лица собеседника трактовалось верно. В противном случае, вместо укрепления контакта, может возникнуть агрессия и недоверие между участниками диалога. Нахмуренные брови и сморщенный лоб у внимательно слушающего собеседника могут расцениваться как отсутствие интереса, и даже как недовольство (лицо может показаться критичным) и вызвать ответную реакцию: оборонительную или агрессивную.

Зная о такой особенности восприятия, важно всегда помнить об этом и следить за своим лицом. Во время общения – расслаблять его мышцы, шире открывать глаза (вместо того, чтобы хмуриться). Такое выражение трактуется как интерес собеседника к происходящему. Челюсти не стоит смыкать, губы тоже лучше расслабить. Плотно сжатые губы во время разговора обычно расцениваются как попытка словесной агрессии. Напряжения мышц лба необходимо сбрасывать постоянно, на протяжении всего периода общения.

Не стоит пытаться выглядеть заинтересованным собеседником во время разговора. Нужно им стать! Быть заинтересованным – значит быть внимательным. Что и как говорит партнер, какие жесты при этом использует? Внимательное наблюдение во время беседы за мимикой и жестами говорящего помогут нам лучше его понять, узнать, что он на самом деле чувствует и как относится к тем или иным моментам, явлениям.

Если учесть тот факт, что около 75% невербальной информации передается посредством выражения лица, необходимо научиться не только правильно считывать эту информацию, но и самим адекватно передавать эмоции. Для того чтобы быть понятыми и лучше понимать других, важно сохранять в процессе общения свое внимание и интерес к собеседнику.

Физиогномика: Разрушем мифы

За многовековую историю существования физиогномики накопилось множество недоказанных фактов и преувеличений.

Самые распространенные заблуждения:

  • Ошибочно считается, что у обладателей идеально симметричного лица всегда счастливая судьба. На самом деле это не совсем так. Исследования показали, что в мире практически нет людей с абсолютно симметричными половинами лица. Одни физиогномисты считают, что такие люди обладают крепким здоровьем, другие называют данное явление признаком приближающейся смерти.
  • Вертикальная морщина, расположенная по центру лба является верным признаком бедности. Такая трактовка не совсем верна, поскольку данная отметина выдает интеллектуально и творчески одаренного человека.
  • Нависшие над глазами надбровные дуги и сильно выступающая нижняя челюсть – типичные для преступника черты лица, такое заблуждение с легкой руки криминалиста Чезаре Ломброзо просуществовало довольно долго. Но современные физиогномисты его полностью опровергли.
  • Утверждение о том, что большой череп говорит об одаренности человека, было признано ошибочным. Исследователи пришли к выводу, что прямой взаимосвязи между умственными способностями и талантом и размером черепной коробки не существует.

Заключение

Внимательно и детально изучив вопросы физиогномики, можно научиться узнавать о человеке многое. Для этого стоит только взглянуть на его лицо.

Рот, губы и улыбка говорят о уровне сдержанности человека, все вместе служит также индикатором искренности. Например, губы физиономисты связывают с эмоциональностью человека. И чем полнее губы, тем чувственнее и эмоциональнее человек. Женщины подчеркивают губы, чтобы создать акцент для противоположного пола. Мы будем смотреть на размер и форму губ.

Полные губы, причем обе губы пухлые и широкие. Они указывают на эмоциональность, экспрессивность и развитое чувство юмора. Анжелина Джоли имеет именно такие губы.

При этом выпуклые полные губы говорят о жизненном успехе.

Губы толстые говорят о расточительстве и транжирстве, обидчивости. Такие люди любят выпить и посидеть в хорошей компании.

Большие губы при отвисшей толстой нижней говорят о жадности, капризности и ветрености человека.

Если полная нижняя губа, это признак практичности, такой человек умеет убеждать. Если при этом верхняя губа очень тонкая, человек привык работать в ущерб жизни личной. Часто это признак эгоизма.

Если верхняя губа полнее нижней, то это свидетельствует о прямолинейности, о желании всегда докопаться истины, иногда любопытстве.

Если верхняя губа слегка выступает, это признак ума, осторожности, прямоты характера, но часто при этом тщеславия.

Сильно выступающая верхняя губа говорит о нерешительности.

Губы тонкие скажут об уме, сдержанности, холодности и расчетливости. Такой человек не доверяет лести, не демонстрирует своих чувств окружающим, практичен, осторожен, иногда замкнут.

Очень тонкие губы могут говорить о жестокости.

«Вдавленный» рот с тонкими губами говорит о склонности к лицемерию и зависти.

Как бы «западающий» рот – это признак расчетливости.

Рот с длинными, заостренными, тонкими губами говорит о трусости.

Маленькие губы говорят об уме, благоразумии и предусмотрительности

Если верхняя губа имеет форму лука купидона, это говорит о целеустремленности обладателя. Такой человек всегда добьется своего.

Если один уголок рта всегда выше другого – это признак обманщика.

Твердый рот с уголками, стремящимися вниз, говорит о волевом, упрямом человеке.

Если рот постоянно дергается, то это признак нервности и возбуждения.

Рот, скошенный в одну сторону выдает нервозного и склонного к сарказму человека.

При этом, если рот скошен в одну сторону к низу, это признак непостоянства и упрямства.

Очень интересную информацию нам может поведать улыбка.

Естественная улыбка: широкая, губы расслаблены, зубы обнажены, но десны Вам не видно. Этот человек чувства не выставляет напоказ, но и не скрывает. Он доволен ситуацией, все в порядке, все гармонично.

Улыбка при обнаженных деснах говорит о щедрости человека, иногда излишней доверчивости собеседнику.

При улыбке верхняя губа натягивается над зубами. Это считывается как фальшивая искренность, человек что-то скрывает. Так часто улыбаются продавцы в магазине, улыбка выученная.

Если при улыбке человек не показывает зубы, они сомкнуты. Это желание сохранить дистанцию и не открываться. Это просто знак любезности. Человек пока не готов идти на близки контакт.

Кривая улыбка – один уголок рта выше другого. Это улыбка напоказ, желание произвести хорошее впечатление, но истинные чувства в данный момент такой человек не проявляет.

Как мы видим, рот, губы и улыбка могут сказать о многом. Будьте внимательны при общении, считывайте особенности лица и индикаторы, а мы пожелаем Вам в этом успешной практики!

Вадим Соколов

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения» !

Эту статью я посвящу эзотерике.

Но не в том смысле, что будем управлять судьбой посредством мыслей и энергией привлекать события. Нет. А вот использовать интересные и полезные эзотерические знания для развития наших качеств это мы попробуем.

Возьмем к примеру такое качество как, наблюдательность .

Ведь по сути дела уметь наблюдать — означает уметь видеть детали в предмете/явлении, которые не замечают другие.

Но как можно заметить, а тем более отличить одно от другого, если не знаешь — а из каких собственно частей состоит предмет и как правильно он описывается. Ведь нужно не только иметь возможность видеть, но и знать – что нужно видеть в том или ином объекте наблюдения .

Типологии

С давних времен люди пытались классифицировать однотипные свойства объектов в так называемые Типологии .

Например, существуют типологии человека по темпераменту: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По типу строения тела: астеник, нормостеник, гиперстеник.

Или деление по знакам Зодиака или году китайского календаря.

Аналогично типовые свойства замечали в линиях ладони – возникла хиромантия , в расположении предметов — фэн-шуй , в почерке – графология и тд.

Было также подмечено, что люди с одинаковыми чертами лица очень часто имеют и схожие черты характера. Так возникла физиогномика.

О ней сегодня и пойдет речь в нашем «Книгообзоре».

Понятие Физиогномика

Физиогномика – это метод определения типа личности и характера человека и даже судьбы по внешним чертам лица. Это если кратко.

Первые упоминания о физиогномике приписывают Аристотелю. Еще ранее этим интересовался и Гиппократ.

В русский язык сначала пришло слово физиономия (от фр. physionomie) – искусство распознавать характер человека по чертам его лица.

Сегодня физиономией называют лицо, а вместо «физиономика » употребляют слово «физиогномика ».

Позже из понятия «физиономики» выделились кинесика (жесты, мимика), френология (изучение структуры черепа), окулесика (язык глаз) и др.

Принципы физиогномики

Выделим основные принципы физиогномики человека, чтобы использовать их как фундамент дальнейшего изучения.

1. Баланс и пропорции.

Изучаются пропорции одних черт лица по отношению к другим. В идеале они должны быть сбалансированы.

Для изучения лицо делят горизонтальными линиями на 3 части: верхнюю, среднюю и нижнюю зону.

2. Зоны и формы – это второй принцип.

Каждая зона управляет своим возрастом, так например, верхняя расскажет о периоде от 15 до 30 лет и от 64 до 93 лет.

Изучаются также формы лица. Какие они – продолговатые, квадратные, треугольные или другие, что позволяют дополнить характеристику человека.

Интересные исследования, провел в начале XX века К. Хутер. Он также разделил лицо на 3 части и показал, что верхняя часть (лоб) определяет мыслительную деятельность, средняя — чувственную и духовную, нижняя – любовь к наслаждениям и выгоде.

Арабский физиогномист Абуль-Фарадж (1226—1286) в «Книге занимательных историй» привел описание внешности человека и ее связь с характером.

Некоторые выдержки:

— Сильный, смелый человек: слегка продолговатое лицо, глубоко сидящие глаза, большой лоб, «орлиный» нос, жесткие волосы, густые брови, узкие губы.

— Любитель мудрости: красивое лицо, светящиеся силой глаза, тонкие губы.

— Медлительный человек: толстый кончик носа, большие уши.

3 . Сис тема позиций.

В китайской системе чтения лица – выделены специфические позиции на лице и они отвечают за определенный возраст. Всего 99 позиций.

Например, 37 лет – позиция 37 (зрачок левого глаза). Особенности этой позиции будут характеризовать человека в 37 лет.

Каждая позиция имеет свои особенности, а некоторые из них являются наиболее важные.

Так позиция 19 (в области лба) отражает судьбу и характер, унаследованный с материнской стороны. А позиции 44 связана со средним возрастом (это середина носа).

4. Пять важнейших черт.

Их выделено пять: брови, глаза, нос, рот и лоб .

Изучаются и другие черты лица: желобок на верхней губе, морщины, родинки, скулы, челюсти, подбородок.

В целом, это очень интересный способ анализа и самоанализа. Лишний повод взглянуть на себя и отвлечься от суеты. А при тщательном изучении — это и возможность саморазвития.

Вот такая небольшая справка. Для расширения кругозора.

И хотя физиогномика лица за тысячелетия накопила огромный массив наблюдений и гипотез, но тем не менее большинство из них не выдерживает серьёзной научной проверки. Т.е. не считается научно доказанной.

Хотя в Китае Физиогномика считалась полноправной отраслью медицины.

Однако попытки использовать физиогномику не прекращаются. Ведь многим работающим в системе «человек-человек » необходимо умение моментально получать информацию о клиенте, партнере, собеседнике. Это нужно педагогам и врачам и бизнесменам и …., да всем это нужно.

Ведь даром ясновидения обладают немногие, а о наблюдательных людях иногда говорят как о ясновидящих, ведь они видят то, что не видят другие. Потому что они знают, — как нужно видеть (наблюдать).

Вот этому навыку – учиться наблюдению и читать по лицу, я думаю можно уделить внимание и время. Никакой магии, а просто умение работать с визуальной информацией.

Хотя я не исключаю, что длительные занятия и опыт в изучения физиогномики позволит заглянуть и в будущее человека, т.е. прочесть его судьбу. Ведь физиогномика заявляет, что это также возможно. Есть шанс проверить.

Зная будущее, его можно изменить, если оно не устраивает. Ведь что такое судьба , — это колея по которой идет человек, а поскольку все мы пассивны и действуем на автомате (спим по Гурджиеву), то что-то изменить не в состоянии, пока не проснемся.

Но проснувшись и взяв на себя ответственность за свою судьбу мы можем изменить то, что не устраивает в этой колее и даже перейти в другую, более предпочтительную, собственно выстроенную.

Вот это уже некая магия, но магия осознанная, а не такая, когда «управляют энергией» не понимая, что за этим стоит и как это скажется.

У А.Маловичко, есть такая фраза «мы и с 2 % нашей физической сущности не можем разобраться, а пытаемся работать с совершенно непонятными 98 % ».

Я не против энергетики, сам в этой теме уже не один десяток лет, но то что я понял – это не стоит лезть через забор, когда рядом — калитка.

Способности будут даны человеку, когда его состояние будет готово их принять. Вот достигать такого состояния – это задача достойная и перспективная.

Подходы к изучению физиогномики

Не буду навязывать подходы, но я бы выделил три уровня ее изучения.

Первый уровень – качество наблюдения.

Знания физиогномики позволяют запоминать лица человека. Ведь так часто мы просто не можем описать или вспомнить кого-то. Для этого необходимо знать – что и как описывать, по какому алгоритму.

И здесь очень удобны подходы физиогномики – делящие лицо на зоны, области, ключевые черты и дающие краткие характеристики всего этого.
Так легче запомнить и легче описать.

Второй уровень знаний – это умение делать выводы о характере человека по анализу его лица.

Третий уровень читать по лицу судьбу человека .

Можно ограничиться и одним уровнем, но можно при желании углубить свои знания и стать настоящим физиогномистом.

В любом случае знания, почерпнутые из изучения Физиогномики могут оказаться полезными в повседневной жизни.

Искренний интерес к изучению физиогномики – это возможность естественного запоминания, а не того механического по типу «5 шагов к запоминанию лица человека». Ведь проявляя искренний интерес к изучению лиц людей – вам не придется себя напрягать, все происходит естественно, а память в таких условиях работает гораздо лучше.

Книги по физиогномике

Для изучения физиогномики написано множество книг. И среди них есть такие с которых можно начать введение в физиогномику.

Начну с двух – которых в принципе для начала достаточно.


Физиогномика. Серия «Четвертое измерение». Составитель Г.М. Новоселова. 1993 г.

В этой книге содержатся:
Тимоти Мар. Чтение лица, или китайское искусство физиогномики.
Элдар Разроев. Зеркало души.
Г. Дюрвиль, А. Дюрвиль. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений.
М. Гибадуллин. Физиогномика.
Ф. Томас. Тайны лица Физиогномика.

В качестве источника информации для выработки навыка наблюдения за лицами следующая книга, наиболее подходящая для этой цели.

Попов С.В. Визуальное наблюдение .2002 г.

Помимо множества интересной и полезной информации, помогающей в визуальном наблюдении за человеком в книге приводятся подробные сведения и ориентиры для запоминания лица человека, о чем я говорил в начале – это первый уровень использования знаний физиогномики. Практичные и наиболее применимые в жизни знания.

И. Лафатер. Сто правил физиогномики .2008 г

Иоганн Каспар Лафатер (1741—1801) - швейцарский писатель, богослов и поэт.
С 1769 г. он собирал материалы для «Физиономики», которая вышла в 1772-78 гг., с множеством рисунков лучших граверов.
Публикуемый труд явился квинтэссенцией всего физиогномического опыта и гениальных прозрений Лафатера.

Иван Сикорский. Всеобщая психология с физиогномикой. 1912 г

Иван Алексеевич Сикорский (1842—1919 гг) — русский психиатр и антрополог.

Фулфер М. Искусство чтения по лицам. 2004 г
Автор — юрист с двадцатилетней адвокатской практикой, изучив множество книг по физиогномике он на практике получил опыт занимаясь тем, что более 2-х лет на различных ярмарке и фестивалях предлагал «Чтение лиц с гарантией». Это позволило ему набрать практический опыт.
Затем его стали приглашать в различные компании, он проводил обучение среди учителей, художников, фотографов, психологов, врачей, адвокатов. Его приглашали в качестве консультанта подбирать присяжных в суде. Это человек, получивший практический опыт, поэтому почитать его интересно и полезно.

Нами Тикл. Лицо- зеркало души. Физиогномика для всех. 2010 г
Интересно почитать, как автор книги пришла к физиогномике. Много примеров и описаний относящихся к психологии.

Вельховер Е, Вершинин Б. Тайные знаки лица. 2002 г

Ближе к научному и системному изложению. Исторический ракурс этой науки и глубокая детализация описаний.

Рошаль В.М. Физиогномика. Сигнатуры жизни. 2006 г
Речь идет о четырех сигнатурах: первая – лицо человека, этим занимается физиогномика. Вторая – руки, занимается хиромантия. Третья – шишки и выпуклости на голове, занимается френология. Четвертая – отпечатки на теле (родинки и тд), называется морфоскопия.
В книге:

Западный метод анализа по форме лица. Индусский метод деления на касты. Китайский метод пяти элементов. Основы классической физиогномики.

Теодор Шварц. Читаем лица Физиогномика. 2010
Популярное изложение, в качестве примеров — описание лиц известных личностей.

К книге прилагается программа на компакт диске PiterFizio, позволяющая составлять портреты.

Физиономизм. Элдар Разроев. 2005 г
Ознакомившись с Типологией, Соционикой и ТИВ (теорией информационного взаимодействия) автор нашел много общего со своей техникой анализа. Что и описал в своей книге, предложив восьмисекторную структуризацию. На рис. ниже.


Каждый сектор несет информацию о свойствах человека в определенной сфере:
1. Проницательность. 2. Духовность.
3. Настойчивость. 4. Обучаемость.
5. Практичность. 6. Адекватность.

7. Задатки. 8. Перспективность.

Следующий блок книг – книги также интересные, и хотя во многих информация повторяется, но в каждой есть что-то свое. Это тоже полезно для расширения знаний.

Список книг этого блока:

1. Б. Хигир. Физиогномика. 2006 г.
2. Анджело Репосси. Физиогномика или искусство определения характера человека по чертам его лица. 2003 г.
3. Френсис Томас. Секреты на лице. 1993 г. (Особенность книги — о связи физиогномики и астрологии).
4. Паршукова Л.П., Карлышев В.М. Шакурова З.А. Физиогномика. 2004 г (Учебник для высших учебных заведений в сфере сервиса. Интересен уже тем, что это учебник. Чему же он учит студентов — можно почитать).
5. Паршукова Л.П., Шакурова З.А. Физиогномика: читай по лицу. 2004 г. (Это уже популярное издание тех же авторов).
6. С. Панфилов. Физиогномика человеческих эмоций и характеров. 2007 г.
7. Т. Клипина, В. Леонкин, И. Грибулина. Как читать человека по лицу. Доступная каждому физиогномика. 2008 г.
8. Джонатан Ди. Китайская физиогномика. 2004 г.
9. Куай Ч. Как научиться читать по лицам. 2003 г.
10. Джонатан Ди. Читаем по лицу. Как узнать характер человека. 2007 г.
11. Джеффри Форд. Физиогномика. 2005 г.
12. Хомич Е.О. Как читать мысли человека: физиогномика. 2006 г.
13. Морок А, Разумовская К. Читаем по лицу. 2000 г.
14. Щеголев И. Тайны лица: Физиогномика для всех. 2006 г.
15. Л. Нимбрук. Физиогномика для всех. 2006г.
16. Джин Ханер. Мудрость твоего лица. Измени свою жизнь с помощью китайского искусства физиогномики. 2013 г.
17. Роза Роузтри. Чтение по лицам. Искусство видеть людей насквозь. 2011 г. Серия: Менталист.
18. Б. Лин Генри. Чтение по лицам. 2003 г.
19. Менте Бой Лафайет. Азиатские методы чтения по лицу.2005 г.

Физиогномика несет много интересных впечатлений тому, кто подойдет к ней непредвзято.

Конечно можно сказать, что это не научно, тем более, что попытки моделировать на компьютере связь облика человека и его характера не дали положительного результата.

Но все же человек не машина и наблюдательность заключается не только в том, что он по формальным признакам оценил человека и все.

Нет, он добавляет к этим признакам и свой опыт и знания в других областях, т.е. имеет целостную картину того, что видит.

Именно поэтому есть люди проницательные и действительно читающие человека как книгу.

Почему бы не попробовать?

С уважением, Медведев Николай.

Loading...Loading...