Церковь анны что в углу. Храм зачатия праведной анны, "что в углу"

Принято считать, что церковь Зачатия праведной Анны, что в углу, в Зарядье, построена не ранее 1547 года из белого камня с кирпичными сводами. Время основания церкви на этом месте нам не известно, первое письменное упоминание деревянного храма относится к 1493 году, когда сгорела старая деревянная церковь. Сегодня храм стоит на Москворецкой набережной, 3. До 1930-х годов, то есть до сноса стен Китай-города, адрес храма был другой. Церковь тогда находилась в небольшом квартале, занимавшем угол китайгородской стены. У храма сходились два переулка, на север шёл Кривой, а по оси западного фасада к храму подходил Мокринский. Мокринский переулок сейчас не существует, но с XII до конца XV века это была главная улица Москвы. Она так и называлась - Великая улица. Улица шла от ворот Кремля до Зачатьевской церкви, параллельно реке и вела к москворецким пристаням, находившимся поблизости.

Зачатьевская церковь имела, как и сейчас, завершение фасадов трёхлопастными арками. Арки были покрыты чернолощёной черепицей. Такая форма завершения обусловлена конструкцией крещатых сводов, позволявших обходиться без внутренних столпов и одновременно как бы осенять пространство церкви крестом из пересекающихся сводов. В XVII-XVIII столетиях трёхлопастное покрытие изменили на четырёхскатную кровлю, под которой на стенах читались кокошники.

С юга в первой половине XVII века к церкви Зачатия праведной Анны был пристроен придел святого Мины. Заказчиком строительства был освободитель Москвы от интервентов князь Дмитрий Пожарский. Возможно, что освящая придел во имя св. Мины, князь Пожарский проводил параллель между освобождением Москвы от интервентов в 1612 году и освобождением России от ордынского ига. Считалось, что иго пало как раз в день св. Мины, 11(24) ноября 1480 года. Придел тоже перекрыт красивым крещатым сводом.

Северный, Екатерининский придел построен в 1658-1668 годах. Возможно, это посвящение связано с рождением у царя Алексея Михайловича дочери, царевны Екатерины Алексеевны. Вместе с приделом была построена галерея вокруг древнего храма. В 1752 году у западной стены галереи была построена скромная колокольня в стиле барокко, а широкие арки галереи превратили в обычные окна. Ремонтные работы проходили и в XIX веке.

Службы в церкви проводились до конца 1920-х годов. После закрытия храма в нём разместились разные учреждения. Внутреннее убранство церкви было уничтожено. В 1954 - 1957 годах храм исследовали знаменитые реставраторы Л.А. Давид, Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подьяпольский. Реставрацию проводил Л.А. Давид. Он разобрал четырёхскатную кровлю и вернул трёхлопастные арки, разобрал колокольню как позднюю пристройку, восстановил галерею в первоначальных формах и построил на месте колокольни крыльцо. Были восстановлены первоначальные порталы. В таком виде церковь сохраняется как памятник московской старины и объект культурного наследия. Сейчас церковь Зачатия праведной Анны входит в состав патриаршего подворья храмов в Зарядье.

Вконтакте

Расположена на пересечении Китайгородского проезда и . Существующее здание построено в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязана послевоенной реставрации (архитектор Л. А. Давид).

История

Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. Также называлась церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище реки, которое выдавалось в Васильевский луг.

При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает А. Баталов, самое раннее возможное начало строительства - после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Южный придел храма - в честь великомученика Мины Котуанского (возведён в первой четверти XVII века, возможно, по заказу князя Пожарского в честь освобождения столицы от польских и литовских интервентов). Придел получил имя великомученика, в день памяти которого, 11 ноября, в 1480 году войска Большой Орды ушли от реки Уфы.

Северный придел храма - в честь великомученицы Екатерины (построен в 1658-1668). Существует гипотеза, что появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина. В 1658-1668 годах была построена галерея-паперть (гульбище) вокруг храма.


неизвестен , Public Domain

Обновление храма происходило в 1752 году (на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.

В церкви хранился рукописный сборник (до настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван Грозный после пожара 1547 года послал в неё чудотворный образ Божьей Матери.

В Храме Василия Блаженного находится колокол весом 30 пудов, снятый с колокольни церкви Зачатия Анны, разобранной во время реставрации 1954–1957 годов. Колокол был отлит во Франции в 1547 году и приобретён купцом М. Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви; позднее выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.

В 1920-х годах (по другим данным - в 1929) храм был закрыт, но оставался под охраной государства как памятник истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1947–1948 годах сооружение обследовал архитектор А. С. Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954-1957 годах.

В 1994 году храм был возвращён Русской православной церкви и освящён в том же году.

В настоящее время, из-за строительства, богослужения в храме не проводятся.

Реставрация

В 1954—1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Л. А. Давида совместно с Б. Л. Альтшуллером и С. С. Подъяпольским). Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы св. Мины, св. Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены.

Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов, считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями - того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3

"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал".

"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.

Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.

С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.

Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.

В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры".

"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.

С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.

Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка".

"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.

Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось".

"Обновление церкви было в 1752 г.". "Есть переделки XIX в.".

"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах".

"Колокольня середины XVIII в.". При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка".

С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.

В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.

Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и покровительстве, несведущие верующие точно не уверены, с какой именно Анной они пытаются установить контакт. Это приводит к тому, что молитвы остаются неуслышанными, а вера их подвергается сомнению. Давайте рассмотрим всех известных святых с именем Анна, а также области их покровительства.

Святая Анна, мать Богородицы

Памяти святой праведной Анны посвящены 22 декабря, 7 августа и 22 сентября по новому стилю. Святая Анна происходит из рода Ааронова, а её муж, святой Иоаким, происходит из дома самого царя Давида, откуда, согласно древним преданиям, должен был произойти Мессия. Супружеская пара проживала в Назарете и ежемесячно отдавала часть доходов на строительство храма Иерусалима, а также на пожертвования беднякам.

К сожалению, Бог до глубокой старости не даровал паре детей, о чём супруги несказанно скорбели. Известно, что у евреев бездетные семьи считаются самыми несчастными, а бесплодие называют тяжким наказанием Божьим. Однако святые не сдавались и горячо молились о появлении потомства. Иоаким отправился в пустыню и провёл там 40 долгих дней, молясь о чуде, Анна же винила себя в их несчастье, она также просила Господа даровать ей дитя, дав обещание принести его в дар Богу.

Молитвы супругов были услышаны, к ним снизошёл ангел и возвестил о свершении чуда. Таким образом, в Иерусалиме у супругов родилась дочь - Пресвятая Дева Мария. По преданиям, святая праведная Анна умерла в глубокой старости в Иерусалиме ещё до Благовещения. Первый храм в честь святой был построен в Девтере, а ее успение празднуется 7 августа. Молитвы святой Анне возносят при бесплодии, а также в случае осложнений при беременности, чтобы обрести здоровое потомство. Как и святая Анна, Мария, дочь её, стала жить благочестивою жизнью и удостоилась счастья произвести на свет Иисуса Христа, спасителя нашего.

Княгиня Анна Кашинская

Во времена тотального атеизма церковь снова разрушили, а источник был засыпан землёй и закрыт бетонными плитами. Однако священная вода пробилась, а крестьяне расчистили место для возвращения озера.

Сейчас на месте озера сооружена целая купальня, с отдельными кабинками для мужчин и женщин. Примечательно то, что температура озера не меняется, независимо от времени года. Летом вода не нагревается, а зимой не замерзает…

в Вильнюсе

Этот костел считается настоящим шедевром поздней готики. Небольшой собор выглядит настолько хрупким и миниатюрным, что привлекает намного больше восторженных взглядов, чем стоящий позади него огромный костел святого Бернарда. Кто именно и в какой период времени построил этот собор - точно неизвестно, однако выглядит он настолько ослепительно, что сам Наполеон возжелал перенести его в Париж.

Сейчас знаменитый костел святой Анны считается одним из символов Вильнюса. Если вы присмотритесь к основному фасаду собора, то обнаружите буквы «А» и «М», что может означать «Аве Мария» или же «Анна матер Мария». По словам некоторых экспертов, композиция фасада имитирует столпы Гедиминовичей, верхушками которых являются 3 небольшие башенки.

В 19-м веке рядом с костелом была построена колокольня, выполненная в псевдоготическом стиле. Сейчас возле костела разбит красивый парк, где желающие могут посидеть в тени деревьев или полежать на траве, наслаждаясь красотой собора. Для туристов проводятся специальные экскурсии продолжительностью в полтора или же 3 часа, в том числе с русскими гидами.

Церковь в Аугсбурге

Церковь вместе с небольшим монастырём была возведена в самом центре города в 1321 году, после чего множество раз реставрировалась и реконструировалась. Уже к 1420 году, благодаря пожертвованиям, монастырь святой Анны вдвое превысил свою первоначальную площадь. Была построена капелла Ювелиров, а затем и капелла Фуггеров. Принадлежала она одной из самых влиятельных семей города и была практически первой постройкой в стиле ренессанс.

Одной из достопримечательностей церкви является музей Мартена Лютера. История его восходит к 1518 году, когда Лютер прибыл в город для богословской беседы с самим кардиналом. В результате этой встречи папский легат планировал арестовать лидера партизан. Однако после встречи Лютер тайно уехал из города. В 1551 году началась новая история храма, где открылась школа, а затем и гимназия святой Анны. Немного времени спустя городской архитектор воздвиг специально для гимназии новое здание с библиотекой и церковной башней со шпилем.

Украшения церкви

В 16-м веке церковь стала обладательницей уникальной коллекции картин, которые можно увидеть там и по сей день. Некоторые из произведений искусства принадлежат руке великого немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего. Что касается художественной составляющей оформления храма, здесь есть на что посмотреть как паломникам, так и простым туристам, не относящимся к христианской вере. Во-первых, следует обратить внимание на росписи на потолке, выполненные в стилях рококо и барокко. Многочисленные фрески и лепнина изображают такие великие события, как Судный день, Распятие и Нагорная проповедь.

Построенная полностью на пожертвования, капелла Ювелиров была расширена и украшена фресками, изображающими царя Ирода. По сюжету царь обращается к чернокнижникам с просьбой узнать местонахождение Иисуса. Также фрески изображают самого Иисуса, волхвов, святых Елену, Георгия и Кристофера.

Афонский скит святой Анны

В Греции находится одно из самых популярных мест паломничества, посвящённых святой Анне. Афонский скит обладает чудотворной иконой, покровительствующей материнству. Известно, что тысячи людей после молитв перед иконой получали детей, и помогала им святая Анна. Икона стоит здесь со стародавних времён, об этом свидетельствует старинная лампада с яйцом, стоящая возле иконы.

Оказывается, эту лампаду преподнёс в подарок скиту турецкий султан более 200 лет назад! История этого подарка крайне интересна. Дело в том, что султан Лимну был бездетным, а, как уже говорилось ранее, у мусульман бесплодие подобно проклятью на всю семью. Проходило время, султан постепенно старел, а надежды обрести потомство всё не было. Тогда до него дошли слухи, что в Афонском ските стоит чудотворная икона, помогающая родителям обрести детей. И султан не раздумывая отправил щедрые дары в скит с просьбой привезти ему святую воду и масло от лампады.

Однако паломники подумали: «Как же мы вручим святыню человеку, который даже не исповедует христианство?» И они вылили масло. Однако султан верил в силу иконы и снова потребовал от паломников исполнения своей просьбы. Будучи в замешательстве, паломники отправились за советом к отцам скита. «Что же нам делать? - спросили они. - Если мы не выполним просьбу султана, он нас казнит!» И ответили отцы: «Тогда отнесите ему простого масла и обычной воды».

Решено было так и сделать. Веря в чудотворную силу иконы, султан выпил обычной воды из ручья и стал отчаянно молиться, ведь его последней надеждой стала святая Анна. Икона действительно помогла, и вскоре случилось чудо: султан получил долгожданного сына! Исполненный благодарности, султан отправил лампаду, украшенную драгоценным камнем. Однако вскоре воры украли камень, и султан прислал на его место серебряное яйцо.

Чтобы молитва обрела силу...

Многие люди отказываются верить в Бога только потому, что не получают ответы на их молитвы. Но что, если это вина самих молящихся? Дело в том, что очень часто мы слишком сосредоточены на своих собственных горестях, чтобы воздать должное почтение и внимание величию Господа, к которому обращаемся. Когда мы зацикливаемся лишь на собственных нуждах, наша молитва теряет силу. Главное условие успеха любой молитвы - это упование на любовь и могущество Бога, который хочет помочь нам.

Чтобы молитва была сильна, нужно рассматривать её в свете благодати Бога, тогда мы сможем вознестись к нему, и молитва будет услышана. Научитесь «встречаться» с Богом в каждой молитве. Ведь мы жаждем встречи с любимыми людьми и родственниками, а от Бога чаще всего просто чего-то хотим. Однако Бог не подобен продавцу. Он дарует благость тем, кто действительно верит и жаждет именно присутствия Господа в своей жизни.

На примере султана можно судить, что не столько важно вероисповедание человека, сколько искренность его молитв и побуждений. Поэтому, если даже «неверный» искренне обратится к Богу и попросит его участия в своей жизни, Господь откликнется на его молитвы.

Москва - город тысячи маршрутов и многих тысяч достопримечательностей. И как в любом городе с древней историей есть в Москве скрытые, не бросающиеся в глаза места, здания и явления, составляющие тем не менее саму суть этого многогранного, многопланового города.

По Москве с клубом «Восемь путешествий»: Церковь Зачатия Св. Анны

Такой «скрытой жемчужиной» несомненно является храм с непривычным названием - Церковь Зачатия Анны, что в Углу . По своему местоположению, урочище этого древнего храма без сомнения, названо от того, что здесь оканчивалась Великая, или Большая улица и тын с земляным валом.


Когда возводили каменную стену Китай-города, строителям пришлось снести храм в честь Святителя Николая Мирликийского , стоявшую на пути строительства стены, но для сохранения этого храма было принято решение сделать выступ, что спасло уникальное строение. Таким образом здеь восточная и южная стены Китай-города составляют собой угол, потому и местоположение современной церкви продолжает именоваться «в Углу».

Это место часто упоминается в летописях, актах и преданиях, что служит доказательством тому, что оно известно было в народной жизни по разным событиям. В пределах этого урочища издревле находилось Татарское подворье, может статься, то самое, которое переставлено сюда из Московского детинца супругой Иоанна III Софией. Кроме того, здесь была Черная Палата, или Большая Тюрьма с пыточным застенком и место крестного целования.

В первый раз летопись упоминает об этой церкви в 1493 году, когда она вместе с посадом и торгом пала жертвой пламени. В ужаснейший пожар 1547 года, опустошивший Москву, церковь уже была каменная. Говорится, что на ней сгорела деревянная крыша и своды обрушились. Тогда вокруг её стояли деревянные дворы и избы, которые испепелил пожар.

Среди них уцелела лишь деревянная хоромина подьячего Третьяка Теплова, и в ней сохранилась невредимо святочтимая владельцем икона Божией Матери «Одигитрия». Когда об это чуде узнал Царь Иоанн Васильевич, он приказал поднять к себе в палаты неопальную святыню, а поврежденную церковь восстановил, сделав в ней, вместо белокаменных обрушившихся сводов, новые кирпичные. Он обогатил храм иконами и утварью, из которых серебреное кадило, подсвечники и сосуды хранились в нем до 1812 года, а потом и сам чудотворный образ Богоматери был поставлен в возобновленном храме.

В Лихолетье, нанесшее Москве столько бедствий и разорений, в 1611 году, церковь опять пострадала от пожара, испепелившего весь Китай-город, и от хищничества не только иноземцев, но и мародеров, которые посягнули даже на церковные колокола, о чем свидетельствует надпись на колоколе, пожертвованном в Зачатскую церковь князем Дмитрием Пожарским.

В Царствование Михаила Фёдоровича, храм был восстановлен в прежнем виде. Церковь опекали и последующие российские государи. В советское время храм был закрыт, и здание использовалось для утилитарных целей, но, к счастью, не было снесено, хотя внутреннее убранство было полностью утрачено.

Архитектура Храма Зачатия Св. Анны

Если вы решите отправиться в автобусные туры по Москве http://888travel.ru/avtobusnye-tury-po-rossii , гиды клуба «Восемь путешествий» расскажут вам, что этот древний обетный храм привлекает внимание российских и иностранных туристов не только своей древней историей, но и уникальным архитектурным стилем, а также многочисленными памятниками литейного искусства, иконописи и, конечно, зодчества и разных веков, сохранившимися в ансамбле.

Квадратный в плане храм построен его из тёсаного белого камня с наполнением в средине булыжником и щебнем, так что белый камень составляет облицовку, традиционную для каменного строительства XV и XVI веков. Внешние очертания храма очень необычны. На каждой из внешних стен этого квадрата, архитектурные орнаменты были заменены тремя сходящимися кверху дугами, на таких арках или комарах лежала гонтовая кровля, но впоследствии они были выравнены кирпичом в прямую линию.

Из такой кровли выступает «шея», или «трибун» купола, как эта часть вставлена в кровлю отдельно, а не утвержденная на своей основе изначально. Такую несообразность можно видеть и в других древних и старинных церквях, в которых дуговая кровля заменена четырёхскатной, шатровой. Здесь над окнами опоясывают трибун валики, полукруглые и зубчатые, а окна украшены наличниками. Грушевидный купол, обитый сейчас окрашенным железом, раньше был усеян вызолоченными звездами. Верх его увенчан железным решетчатым вызолоченным крестом с полумесяцем в его подножии.

К восточной части пристроен алтарь, состоящий из одного полукружия, или абсида. Его полукруглый верх венчается такими же крестами, какие были на разобранной в Московском Кремле церкви Рождества св. Иоанна Предтечи под Бором.

Храм Зачатия Св. Анны является одной из древнейших и интереснейших в архитектурном плане церквей Москвы, и, в скором времени, несомненно, станет одним из главных украшений новой, строящейся парковой зоны в Зарядье.

  • 22 Апрель, 2017
Loading...Loading...