Дионисий закинфский. Паломническая поездка паломничество по ионическим островам

Одной из основных достопримечательностей Пиерии является ее природа, а именно гора Олимп. Это не самая большая гора в мире и не сказать, что самая живописная, но в Греции, где основную часть земли занимают скалистые горы без растительности, именно это место является просто райским. Нижняя часть покрыта довольно густым лесом. Если внизу у моря температура достигает 35 градусов, то в горах она уже 25-26.

Наверняка на Олимпе есть непроходимые места, но массовый турист отправляется в национальный парк, путь к которому лежит через город Литохоро. Литохоро это город, где собираются любители гор и горных походов. Есть совсем "экстремалы", которые весь путь от города проходят пешком. Мы же обычные туристы-любители, поэтому отправились, как и большинство людей на машине к началу национального парка.Надо сказать, что мы не любители гор и природных прогулок, обычно, наши поездки это исторические экскурсии. Но так как очень хотелось посмотреть на Монастырь святого Дионисия Олимпийского, то решили подняться и в национальный парк.



Въезд в город Литохоро


В этот раз мы халатно подошли к подготовке путешествия, поэтому рассчитывали на указатели, которых в Греции много. Все, что удалось найти в интернете про монастырь, не давало прямого указания куда ехать, поэтому было решено двигаться в горы через Литохоро.



Центральная площадь города Литохоро


Чем выше поднимаешься в город, тем интереснее и извилистее становятся улицы, а угол подъема увеличивается.



Извилистые улочки города Литохоро


Каким-то образом мы выехали за черту города и поехали дальше в горы.



Окраина города Литохоро


Дорога все больше сужалось, машины вообще не попадались, в определенном месте мы уперлись в тупик, где путь расходился как в сказке налево и направо. Налево стоял указатель монастырь святого Иоанна. Слово монастырь очень воодушевляло, поэтому, конечно же, мы повернули направо. Смущало только отсутствие встречных авто. Но мы тертые калачи-туристы двигались все дальше и дальше, в конце концов, мы прибыли в Монастырь. Вокруг горный лес и очень сочная зелень, трудно поверить, что такие места есть в Греции, где большую часть лета на обочинах и полях можно наблюдать выжженною солнцем траву.



Горный лес


Лес, который нас окружил, был хвойный, поэтому запах стоял просто головокружительный. Все дорожки усеяны хвоей.



Дорожка, ведущая к монастырю Святого Иоанна


Монастырь явно не действующий, но подъехав к парковке, мы обнаружили несколько машин.



Парковка при монастыре Святого Иоанна


Однако туристов в этом месте нет, это были горожане, собравшиеся на пикник. Подворье очень интересное: посредине поляна, рядом стоит храм. И это место окружает горный массив.



Горный массив


Храм монастыря Святого Иоанна


Поляна монастыря Святого Иоанна


Небольшая беседа с местными жителями разъяснила ситуацию, оказалось, что Монастырь святого Диониссия Олимпийского находится в другом месте. И для этого необходимо спуститься обратно в город и повернуть возле полиции направо, там стоит указатель на гору Олимп. Пришлось вернуться, и через 3 км после поворота мы увидели Монастырь святого Дионисия.



Подъезд к новому монастырю святого Дионисия Олимпийского


Очень красивое место, небольшое подворье с прекрасным видом.



Подворье монастыря святого Дионисия Олимпийского


Аккуратные строения и ухоженный сад, очень красивый храм.



Ухоженный сад монастыря святого Дионисия Олимпийского


Храм монастыря святого Дионисия Олимпийского

Вход свободный, внутри источник с питьевой водой, в котором набирают воду все кому не лень, местные жители приезжают с большими бутылками. В монастырь часто приходят местные жители с детьми, мы застали такую беседу монаха с мамами и малышами.


Источник с питьевой водой


Однако и это оказался не тот монастырь, вернее, это его современная часть, а старый монастырь располагается намного выше в горы, по пути к началу национального парка Олимп.



Дорога к национальному парку


Итак, мы двинулись дальше, дорога все больше сужалась и петляла, в каком-то месте закончился асфальт, успокаивало только то, что изредка встречались встречные машины. В конечном итоге дорога закончилась. Слева располагается парковка, а впереди шлагбаум.



Вход в национальный парк "Гора Олимп"


Дальше только пешком. Надо отметить, что в национальный парк съезжаются многочисленные любители пеших горных походов, есть даже маршрут в несколько километров. На площадке перед входом расположена большая карта с маршрутами. Время было около 18 и в лес идти что-то не хотелось, тем более что возвращавшиеся из походов туристы не выглядели счастливыми, особенно, те, кто были с детьми. Более того люди подготовились, одели спортивную обувь, взяли палки для ходьбы. Кстати в монастырской лавке я обратил внимание на резные палки, которые у нас используют пожилые люди при ходьбе, только эти были художественно оформлены, и еще подумал, почему их здесь продают, теперь же все стало понятно, это были посохи.



Забитая парковка национального парка "Гора Олимп"

Мы же были совершенно не готовы, так как поехали в сланцах и босоножках, майках и шортах. Температура воздуха заметно посвежела, да и в лесу темнеет намного быстрее, так что пройти по маршруту 5-6 км и вернуться обратно к парковке засветло, было просто нереально. В общем, мы решили ехать обратно. Спустившись на некоторое расстояние мы увидели указатель на монастырь святого Диониссия Олимпийского, того самого первого древнего монастыря, конечно же мы повернули направо и спустились к монастырю.



Вход в старый монастырь святого Дионисия Олимпийского


Место, где расположен старый монастырь очень сакральное, окружено горами и лесом.



Лес и горы, окружающие монастырь


Постройки монастыря являются памятником архитектуры, который реставрируется.



Реставрация монастыря


Монастырь окружен стенами внутри двор с храмом, по периметру располагаются различные помещения монастыря.



Стены, окружающие монастырь


Помещения монастыря


Перед трапезной под навесом на каменных лавочках лежали яркие цветные шкуры, которые вместе с цветами в горшках отсвечивали яркими пятнами на серых каменных стенах.



Подворье монастыря


Осмотрев монастырь мы двинулись обратно на парковку, где стоит указатель, на котором отмечено, что в 20 минутах ходьбы по лесной трапе вы сможете побывать в Пещере святого Дионисия. Именно в этой пещере святой провел первые моменты своей жизни в отшельничестве, пока к нему не стали присоединяться другие братья.



Парковка около старого монастыря святого Дионисия Олимпийского


Такой призыв не смог нас оставить равнодушным, и мы двинулись к пещере. Время уже было начало восьмого, прогулка по лесу, тем более не далеко нас очень впечатлила.



Лесная дорога к пещере Святого Дионисия


Конечно, это не совсем была легкая прогулка, если учесть, что проход до пещеры занял больше чем 20 минут, и дорожка проходит вдоль серьезного обрыва и изрезана скользкими камнями и корнями деревьев.



Дорога по краю обрыва


Дерево на пути, похожее на чёрта


Огромные булыжники на пути


Но вид сумеречного леса, да еще и горная река с мостиком через нее оставили незабываемые впечатления.



Мостик через горную речку


Горная речка

Воздух несколько разряжен, в лесу прохладно и очень влажно, поэтому тело испытывает дискомфорт, так как с одной стороны холодно, но с другой ты весь мокрый и, конечно, воздух: запах леса и несколько разряженный воздух приводит к легкому головокружению. Пещера небольшая, в ней построена маленькая часовня, внутри холодно и сыро и течет маленький источник.



Часовня в пещере Святого Дионисия



Внутренняя часть пещеры, закрытая часовней

Вернулись мы через час, замершие и мокрые, но очень довольные и счастливые. Оказалось что тропа до пещеры является частью одного из маршрутов Е4, так что нам удалось и прогуляться по Олимпу. Впереди еще 300 км до дома.


Рассказать друзьям или разместить в своём

В самом сердце горной гряды Олимп, на высоте 850 метров, на склоне ущелья, по дну которого течёт кристальный Энипеас, есть один монастырь. Основал его святой Дионисий Олимпийский – один из самых чтимых и трогательно любимых греческим народом святых. Его харизматичный облик, исполненный талантами, дарованными Свыше, с запечатленной на нем неизгладимой печатью Святого Духа вот уже 500 лет незримо, но тем не менее очевидно, въяве и ощутимо присутствует в монастыре, носящем сегодня его имя.

Святой обосновался в этих краях после многолетних скитаний: он подвизался в монастырях Метеор как послушник, в скитах на полуострове Халкидики, совершал паломничество на Святую Землю, много лет служил на Святой Горе Афон, где был избран игуменом монастыря Филофей, в коем осуществил коренные изменения в уставе и много сделал для благоустройства, в Верийском Скиту Иоанна Предтечи (также – игуменом), который преобразовывал и обустраивал. Когда же местные жители стали настаивать, чтобы он занял Верийскую митрополичью кафедру, святой был вынужден удалиться. Тогда-то и поселился он отшельником в пещере на склонах горы Олимп. Случилось это ранее 1535 года. Так началась история монастыря святого Дионисия Олимпийского.
До пещеры святого Дионисия можно дойти по красивейшей тропе, вьющейся по тенистым склонам ущелья Энипеас. А в самой пещере бьет святой источник. Сохранились или частично сохранились и первые, самые ранние часовни, возведенные руками преподобного. Постепенно к святому стала стекаться братия и число монашествующих вскоре достигло 200 человек. Вдохновляемый Господом, щедро наделенный талантами, святой Дионисий, имеющий к тому времени уже огромный духовный опыт, создает (к 1542 году) монастырь – памятник, редкий не только в архитектурном пане, и не только в плане эстетической красоты, но и в плане высокой духовности, сочетающий в себе суровость Святогорского аскетизма с ученой и просветительской традицией. Построенный им монастырь изначально был посвящен Святой Троице, но позже, в середине XVII века, стал называться по имени своего создателя.
Святой организовал жизнь монастыря по законам киновии и обеспечил преимуществами и свободами, которые давал монастырю статус Патриаршего и Ставропигиального. В завещании своем он велел братии следовать уставу Святогорских монастырей. Также святой Дионисий, сам всю жизнь проживший в скудости и сознательном лишении себя земных благ, позаботился и о наследовании монастырем недвижимого имущества «по упокоении братии и прихожан», что должно было служить подспорьем духовному и благословенному делу. Так монастырь на протяжении долгой своей истории устроил множество подворий, и не только в Греции, но даже и в далекой России. Сохранилась грамота государей Иоанна V и Петра I (1692 г.), разрешающая представителям монастыря сбор пожертвований в России при условии принесения для поклонения честной главы преподобного.


Сам святой, образец монаха – отшельника, часть времени всегда проводивший в уединении, строгом посте и молитве, одновременно являл собой идеал общежительного монашества, был примером кротости, смирения и нестяжательства. Духовный поводырь множества душ: монахов, клироса и мирских, он был одновременно и писателем, оставившим богатое богословское наследие, и составителем монастырских уставов, и переписчиком агиографических рукописей. Он умел сочетать особым образом суровость монашеской жизни с участием, живым и деятельным, в судьбах своих соотечественников, порабощенных и страдавших под гнетом османского владычества. Очень часто обходил он города и деревни Македонии и Фессалии, где проповедовал, строил церкви, был пастырем, к которому стекались сотни людей, поддерживал свой народ словом и делом, являя чудеса.
Чудеса святого, при жизни прославившегося как прозорливец и чудотворец, подробно описаны в его житиях, составленных либо на основе рассказов очевидцев, либо написанных знавшими его лично современниками. Так, по его молитве инок монастыря Каракал возвращает похищенную им монастырскую казну. Будучи еще в Скиту Иоанна Предтечи, преподобный исцеляет монаха, призвавшего духов с помощью колдовской книги и получившего от них тяжелые увечья. В первые годы существования монастыря святого Дионисия один местный землевладелец – ага Сака при помощи турецких властей разоряет его и изгоняет святого, который в течение трех лет скрывается в горах Пилеон и основывает там другой монастырь – Сурвия во имя Святой Троицы. На протяжении этого времени тяжкая засуха охватывает область, где находились поместья аги Сака, и последний под давлением жителей вынужден обратиться к святому с просьбой вернуться. По возвращении святого Дионисия ага приходит к нему просить прощения и выдает грамоту о разрешении строительства монастыря на его землях, а засуха прекращается.


Преподобный не только исцелял больных и изгонял злых духов, но и карал и вразумлял богохульников и нечестивцев. Узнав заранее о том, что настал его час отойти в горняя, он оставил братии последние наставления и предрек расширение и укрепление монастыря. Его честное тело было захоронено в нартексе собора Святой Троицы – кафоликоне монастыря. По традиции спустя некоторое время гробница была открыта и мощи его были обретены благоухающими и мироточащими. От них во все века происходили многочисленные чудеса. Глава, челюсть и десница святого были помещены в особые реликварии, чтобы их можно было переносить для поклонения в другие места (честная глава в 1890 г. была украдена). И сегодня частички мощей преподобного Дионисия Олимпийского больше путешествуют, нежели находятся в монастыре. Чаще всего их приносят в больницы, но не только – они везде, где людям нужна неустанная и действенная помощь святого.


Монастырь же волей и молитвами святого Дионисия продолжил служение и быстро сделался известен во всем православном мире. О стремлении следовать образцу своего создателя и о высоком накале духовной жизни говорят факты: в стенах монастыря была организована иконописная мастерская и скрипторий, также была собрана богатейшая библиотека, где работало много ученых монахов. Составленные или переведенные ими сочинения, переписанные рукописи распространены в переизданиях и сегодня. Традиция сообщает, что при монастыре действовала и тайная школа. На всем протяжении своей 500-летней истории монастырь являлся духовным прибежищем для всех страждущих, каждый из которых находил в нем внимание, утешение и помощь в любой нужде.
Одновременно, также следуя примеру основателя, монастырь развернул широкую национально-просветительскую и политическую деятельность. Участие монастыря в антитурецких движениях, его усилия по защите соотечественников, самого святого места и традиций, с ним связанных, оплачивались дорогой ценой. Кроме природных катаклизмов, пожаров и грабежей монастырь претерпевал и другие неоднократные беды. В 1821 году он был сожжен Вели Пашой, который захватил монастырь после трехдневного сражения. Игумен монастыря Мефодий Пальурас был уведен вместе с двенадцатью насельниками в Лариссу и повешен там на центральной площади. Так длинные списки греков-борцов пополнились 13-тью именами новомучеников из монастыря.


Также и в «революции Олимпа» в 1878 году монастырь принимал самое непосредственное участе. В том числе, он предоставил убежище женщинам и детям из деревни Литохоро. Тем самым впервые нарушив запрет на вхождение женщины в монастырь, установленный святым Дионисием и сохраняемый по его завету во все времена. В годы Македонского антитурецкого движения монастырь был базой восставших, местом снабжения и формирования отрядов. Но не только крепкие стены делали монастырь центром возрождения греческой нации. Его главное предназначение, духовное – просвещение и единение народа насельники истово исполняли всегда. Не потому ли на монастырь обрушилась последняя, завершающая катастрофа, когда в 1943 году он был до основания разрушен немецкими захватчиками, превратившими этот удивительный архитектурный, исторический, культурный и религиозный памятник в груду руин.
После событий 1943 года иноки монастыря переселились на подворье Скала, о существовании которого известно с середины XVII века. Находится оно в 3-х километрах от деревни Литохоро и является сегодня «Новым монастырем святого Дионисия». Сюда же была перенесена небольшая уцелевшая часть библиотеки и монастырской сокровищницы. В наши дни здесь подвизается братия из 25-и монахов с первостепенной заботой о сохранении наследия и продолжении духовных трудов преподобного Дионисия. Занимается братия и восстановлением старого монастыря в соответствии с предписаниями и требованиями Министерства Культуры, так как монастырь был отнесен к числу исторических памятников, подлежащих охране. Уже воссоздан пятикупольный кафоликон афонского типа, идут работы по реставрации других церквей, трапезной, колокольни, башен и стен, других постоек монастыря.


Территория нового монастыря делится на две части. В части, доступной всем паломникам (женщинам, в том числе), в храме прп. Дионисия Олимпийского с двумя паракклисионами (освящены во имя прав. Иоанна Русского и вчм. Димитрия Солунского) каждое воскресенье проводятся литургии. В той части, куда разрешен вход только мужчинам, находятся мастерские, трапезная, кельи монахов и кафоликон, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. В нем хранятся чтимые иконы Божией Матери «Одигитрия» (1600 – 1601 гг.) и преподобного Дионисия Олимпийского и проводятся ежедневные службы.
Среди новых построек на общей территории, в бывшей резиденции игумена устроен музей, так называемый «скевофилакио», в 1999 году освященный Вселенским Патриархом Варфоломеем. Верхний этаж занимает читальный зал и библиотека, в которой собрано много замечательных и редких изданий. А на первом этаже выставлены спасенная (благодаря усилиям монахов и местных жителей) сокровищница монастыря. Среди уцелевших реликвий главное место, конечно, занимают святые чудодейственные мощи, которые собирались игуменами монастыря на протяжении всей его 500-летней истории, и выставленные сегодня в отдельном помещении.
Невозможно описать словами те чувства и то душевное состояние, которое испытывает входящий в эту комнату православный человек. Он буквально оказывается в окружении сонма святых! Помимо правой руки и челюсти прп. Дионисия Олимпийского здесь хранятся частицы мощей св. Параскевы, свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, мч. Кирика, мц. Матроны, сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, мч. Трифона, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, сщмч. Дионисия Ареопагита. и многие другие! Сотни верующих проходят сюда, но больше всего народу собирается, конечно на Престольный праздник монастыря святого Дионисия Олимпийского – Воздвижение Честного Креста Господня (14 сент.), в день памяти прп. Дионисия Олимпийского – 23 января.

Просмотреть

Церковь Святого Дионисия – одно из самых впечатляющих сооружений живописного греческого острова Закинф. Храм расположен на городской набережной города Закинф (Занте), а его внушительная колокольня – первое, что видят гости острова, прибывая в порт Закинфа. Церковь Святого Дионисия – одно из немногих сооружений Закинфа достаточно благополучно пережившее катастрофическое землетрясение 1953 года.

Храм получил свое название в честь святого Дионисия – покровителя, а также одного из самых почитаемых святых острова Закинф. Святой Дионисий (в миру Драганигос Сигурос) родился на острове Закинф в 1547 году в семье, принадлежащей к знатному венецианскому роду, и слыл высокообразованным человеком. В 1568 году он принял монашество, а спустя два года был рукоположен в сан священника. В 1577 году он стал архиепископом Эгины и Пороса, но вскоре отказался от сана и вернулся к себе на родину в качестве настоятеля монастыря. После происков недоброжелателей и клеветы был низведен до положения простого сельского священника, что, впрочем, не помешало ему заслужить любовь и огромное уважение жителей Закинфа. Последние годы своей жизни святой Дионисий провел в монастыре Анафонитрияс, где и почил 17 декабря 1622 года. В 1703 году святой Дионисий был канонизирован Патриархом Константинопольским.

Церковь Святого Дионисия является главным храмом острова и впечатляет роскошным внутренним убранством - превосходными настенными росписями и потрясающими иконами, среди которых и работы таких известных греческих иконописцев как Доксарас и Кутузис. Главной же реликвией храма являются мощи Святого Дионисия, хранящиеся в резном серебряном ковчеге.

Дважды в год 24 августа и 17 декабря жители Закинфа с размахом празднуют День Святого Дионисия. После божественной литургии священнослужители в сопровождении торжественной процессии совершают крестный ход с мощами святого. В эти дни на остров съезжается множество паломников, желающих почтить память святого Дионисия и приложиться к святым мощам.

Начиная свой путь из городка Литохоро и поднимаясь вверх по направлению к вершинам Олимпа, на расстоянии 18 км, на высоте 850 м над уровнем моря, перед взором неожиданно предстаёт среди вечнозелёных деревьев и непрекращающегося гула воды, исторический Священый монастырь Святого Дионисия Олимпийского, словно вросший в не преступное ущелье Энипеас, представляя собой памятник редкой архитектуры и эстетической красоты, находящийся под охраной.

Строительство монастыря было задумано в 1542 году, Святым Дионисием. Харизматичный облик, несущий в себе неизгладимую печать Святого духа, Святой Дионисий был образцом анахорета, а так же общежительного монаха.

Святой Дионисий

Родился Святой Дионисий в конце 15 века в Склатена(Дракотрипа) епархии Фанари Кардицы. В юношеском возрасте удалился в монастырь Великих Метеор, где подвизался монахом, получив имя Даниил. В поисках более спокойного и тихого места ушёл на Святую Гору Афон. Жил отшельником недалеко от монастыря Каракал, в строгом аскетизме, молитве и посту.

Жизнь Святого Дионисия, подобная жизни ангелов, послужила причиной для его избрания игуменом монастыря Филофей- на тот момент Болгарского, в котором он отреставрировал здания, составил правила иноческой жизни и, в целом, эллинизировал её. Встретив сильное противостояние в связи с проводимыми им реформами, он покинул Святую Гору, поселившись в монастыре в Верии, затем тайно ушёл на Олимп.
Он обходил города и деревни Македонии и Фессалии, где духовно наставлял, проповедовал и поддерживал народ, строил церкви, совершал чудеса. Он питал к людям бесконечную любовь.

Преставился Святой Дионисий 23 января в пещере Святого Лазаря, в старом монастыре, оставив нам бесценное сокровище- свои святые мощи, которые по сей день сотворяют чудеса.

Монастырь Святого Дионисия

Кафедральный храм имеет крестообразную форму, возведённый в византийском стиле османского типа. Его окружают четыре часовни, создавая ощутимый литургический комплекс. В северо- западной части находится могила Святого Дионисия, в то время как юго- восточная часть посвящена Святому Никанору (современному), другу и сокелейнику Святого Дионисия
У входа в монастырь, на наддверном барабане, сохранилась настенная роспись, изображающая Святого Дионисия.
В разрушенном западном крыле здания размещались монашеские кельи, а в юго- восточном углу- звонница с часами, расположенными в её верхней части.
Южное крыло состоит из двух этажей и подвальных помещений. Здесь сохранились кельи, расположенные на этажах, которые представляют собой сводчатые помещения небольших размеров с низким входом.
В не преступных местах, уединенно, расположены аскитарии монастыря, притягивающие к себе внимание посетителей, словно призывая к созерцанию.
Аскитирий Рождества Христова находится в пещере, в живописном месте. Там бьёт родник с чудотворной Святой водой и стоит сохранившаяся до наших дней небольшая часовня, где Святой служил службу, а также находится узенькая келья, в которой он жил.

Согласно преданию, старый монастырь, расположенный западнее главного монастыря, был первым, изначальным местом пребывания Святого Дионисия. Ранее находились здесь руины небольшого храма. Сегодня в этом неприступном месте расположены останки небольшой башни со всеми характерными чертами, типичными для вигл святогорских монастырей.

Самой высоко находящейся часовней Православия считается часовня Пророка Илии, венчающей одноименную вершину (2. 803 м.) Построена она была в 16 веке Святым Дионисием, который здесь периодически совершал службы и жил.


Несмотря на частые разрушения, монастырь постоянно действовал, с присутствием здесь монахов на протяжении примерно 500 лет

В 1821 году монастырь был сожжён Вели-пашой, сыном Али-паши. Игумен Мефодий вместе с 12 монахами был повешен на центральной площади города Лариса.
Во время восстания Олимпа в 1878 году, монастырь вновь принял активное участие в происходящих событиях, предоставив убежище женщинам и детям Литохоро, впервые отменив «аватон»(запрет посещения женщинами монастыря)
В четверг, 29 апреля, на Пасху, подразделения пехоты немецкой армии поднялись в монастырь и взорвали его.


Сегодня проводятся восстановительные работы, с целью полной реконструкции монастыря.

    Со времен своего «золотого века» Афины стремились к расширению сферы политического и экономического влияния на соседние земли, что порождало постоянные конфликты между греческими полисами. С возвышением роли Македонии на Балканах при правлении царя Филиппа ІІ символом борьбы за лидерство и независимость Афин стал выдающийся оратор Демосфен.

    Паломничество на Афон

    Паломничество на Афон – это довольно тяжелая поездка, поэтому перед поездкой советуется благословиться у настоятеля или духовника вашего приходского храма Чтобы хорошенько подготовится к паломничеству на Афон нужно прочитать несколько книг о Святой Горе (в России таких книг сейчас продается довольно большое количество).

    Добро пожаловать в Патры

    Полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину носит название Святая Гора Афон. Это гористая местность покрытая лесом и множественными скалистыми оврагами. Юго восточную часть Св. Горы занимает гора Афон поднявшая свою вершину на 2033 м. над уровнем моря.

Loading...Loading...