Древнегреческого философа демокрита считают. Демокрит - биография и философское учение

Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями. Ученый муж изучал точные и естественные науки и участвовал в составлении первого календаря.

Демокрит родился в городе Абдерах, находящемся во Фракии. Датой рождения принято считать 460-370 г. до н.э. Семья мальчика славилась богатством и праведной жизнью. Помимо Демокрита родители дали жизнь еще двум сыновьям – Геродоту и Дамасу. В Греции родной город юноши считался городом простаков и невежд, а жителей называли откровенными глупцами. Смышлёный мальчуган опровергает мнение соотечественников об Абдерахе.

Дамасипп, глава семейства, оставил в наследство детям акры земли, три сотни голов скота, рабов и деньги. Мужчина надеялся, что отпрыски увеличат состояние. Демокрит отказался от имущества, взяв 100 талантов. Родственники считали, что он купит товары или использует средства на торговые операции. Но юноша отправился странствовать, так с детства мечтал постичь истину.

За 8 лет странствий побывал в Персии, Индии, Египте и Вавилоне. Полтора года прожил в Афинах, где слушал лекции и общался с Анаксагором. Почерпнул знания у персидских халдеев и магов. Вернутся в родной город мужчину заставила нужда. Растратив на путешествия отцовское наследство, вынужден жить за счет родного брата Дамаса.


В Абдерахе подвергнулся заключению под арест за растрату имущества. На суде юный философ защищал права самостоятельно и отчитался перед согражданами за деяния. Объяснил собравшимся, что потратил деньги не на пустые скитания, а на познание мудрости других народов, на изучение чужеземных нравов, обычаев, науки.

В конце оправдательной речи Демокрит зачитал отрывки из собственного произведения «Большой мирострой», которое объясняло происхождение Вселенной и строение вещей. Горожане оправдали мудреца и наградили деньгами. Этот момент биографии философа подтверждается исследованиями трудов , Диогена Лаэрция и Афинагора.

Наука

Жизнь и научные эксперименты знаменитого абдеритянина не оставляли равнодушными сограждан, которые считали его помешанным. Демокрит любил гулять часами по кладбищу, где обдумывал идеи сотворения мира в тишине и спокойствии. В разговоре мог запросто расхохотаться без причины. Мужчина объяснял это тем, что житейские трудности и нюансы – это ничто, в сравнении с глобальностью мироздания.

«Эти два исполнителя закона представляют полную полярность друг другу как по внешности, так и по приемам».

Личная жизнь

Личная жизнь у древнегреческого ученого отсутствовала. Сексуальную жизнь не одобрял, считая это преобладанием удовольствия над сознанием. В момент соития мужчина руководствуется животными инстинктами, что для ученого не подобающе. Женщин считал глупыми и никчемными созданиями, пригодными только для продолжения рода.


Роль отца не вдохновляла философа. Он считал, что маленькие дети помешают умственной и созерцательной работе. Потомства Демокрит не оставил. По высказыванию Тертуллиана, в 90-летнем возрасте ослепил себя, чтобы не возжелать женщину. Эта гипотеза признана ошибочной и доказано, что к этим годам ученый муж попросту ослеп.

Смерть

Гиппарх сообщает, что великий философ умер безболезненно, не страдая болезнями, дожив до 109 лет. За три дня до смерти просил ежедневно приносить в комнату горячий хлеб и булочки, чтобы насладиться ароматом. Погребение состоялось за государственный счет, а при прощании горожане воздали почести великому соотечественнику.

  • Являлся атеистом. Богов создали люди, чтобы объяснить миропорядок.
  • Стремился к самосовершенствованию и духовному росту.
  • Написал 70 трудов.
  • Считал, что душа состоит из «жизненных атомов» огненного цвета.
  • Человеческий разум расположен в груди, а не в голове.
  • Возникновение ремесел объяснял тем, что человек это «подсмотрел» в животном мире.
  • В 20 веке в честь ученого назвали лунный кратер.

[греч. Δημόκριτος] (ок. 470 или 460 - 60-е гг. IV в. до Р. Х.), древнегреч. философ, досократик , основоположник атомистического учения. Иногда именуется по месту рождения Абдеритом (из г. Абдера, Фракия). Дата рождения Д. еще в античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору - 460 или 457 г. до Р. Х., согласно засвидетельствованному доксографией мнению Трасилла, издавшего сочинения Д.,- 470 г. до Р. Х. Д. был родом из богатой семьи. Согласно передаваемой Диогеном Лаэртским легенде, учился у «магов и халдеев», к-рых подарил персид. царь Ксеркс отцу Д. Гегесистрату за то, что тот угостил проходившее через Фракию персид. войско обедом (Fr. XI; нумерация фрагментов и ссылки даются по изд.: Лурье . 1970). По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию, Вавилон, Индию и Египет. Нек-рое время жил в Афинах, где слушал Сократа; возможно, встречался с Анаксагором. Традиционно считается, что наибольшее влияние на Д. оказал атомист Левкипп, однако именно с именем Д. связывают возникновение атомизма как универсального философского учения, включающего физику, космологию, эпистемологию, психологию и этику.

Д. приписывали авторство более 70 сочинений (их названия приводит Диоген Лаэртский, следуя изданию Трасилла): по этике, физике, математике, лит-ре и различным прикладным наукам, в т. ч. медицине (Fr. CXV; то же: Diog . Laert . IX 46-49); ему также приписывали сочинения «О священных надписях в Вавилоне» и «Халдейская книга» - в русле устойчивого «халдейского» мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с кн. «Пифагор», открывавшей этический раздел. Наиболее известны были сочинения «Большой мирострой» (Μέγας διάκοσμος) и «Малый мирострой» (Μικρὸς διάκοσμος), посвященные, вероятно, устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Д. последующая доксография опиралась в основном на сведения из историко-философских сочинений Аристотеля и Теофраста; много сведений о Д. сохранили скептики, считавшие его одним из предшественников скептицизма Пиррона .

В античности Д. был известен не только глубиной учения, но и красотой слога своих произведений. Цицерон противопоставляет Д. «темному» Гераклиту (Cicero . Div. II 133), Тимон из Флиунта именует его «пастырем слов» (Fr. 826), а Дионисий Галикарнасский из всех греч. философов назвал Д., Платона и Аристотеля наиболее красноречивыми (Fr. 827). Приметами стиля Д. были краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота; макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек.

О началах

Атомы и пустота - первоначала бытия, согласно учению Д. Атом (ἄτομος - неделимый) есть мельчайшее тело, неизменное и неделимое, поскольку внутри него нет пустоты. Пустота (κενόν) существует как пространство, к-рое разделяет атомы между собой и в к-ром они движутся. Введение понятия атома считается реакцией на проблему деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским ; если бы атомов не было, процесс деления любого физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно. Пустоту Д. именовал также «небытием», отказавшись от элейского постулата о несуществовании небытия. При этом бытие и небытие Д. считает существующим «на самом деле» (ἐτεῇ); благодаря такому подходу реальность признавалась Д. и за бытием, и за пустотой (небытием). Атом понимается как бытие, нечто, тело, полнота (Fr. 197). Пустота обозначается понятиями «небытие», «ничто», «бесконечность». Атомы и пустота, бытие и небытие существуют на равном основании: «Бытие существует не более, чем небытие» (Fr. 7; то же: Arist . Met. I 4). Этот принцип «исономии» (букв.- равноправия) является универсальным в системе Д.

Число атомов бесконечно, и они вечно движутся; даже внутри твердых тел они совершают колебательные движения. Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся в вихревом космогенезе,- космос Д. механистически детерминирован.

Друг от друга одинаково плотные атомы отличаются 3 свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом»; 4-я отличительная характеристика - «порядок» - относится к способу соединения атомов друг с другом, вслед. чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами. Формы атомов бесконечно разнообразны, ибо, согласно принципу исономии (Fr. 147), нет основания предпочесть одну форму другой и ограничить, т. о., количество форм атомов. При этом все рассуждения о формах атомов умозрительны, ибо атом недоступен чувственному восприятию (ἀπαθής). Д. называл атомы ἰδέαι (виды), введя этот термин еще до Платона для обозначения сущности, усматриваемой лишь мыслью (Fr. 198).

Возникновение и уничтожение сложных тел осуществляется путем соединения и разъединения атомов - в согласии с универсальным принципом античной философии: «из ничего ничего не происходит». 4 стихии физического мира - огонь, воздух, вода и земля - тоже состоят из атомов. Только атомам огня Д. приписывал определенную форму - шарообразную, об остальных 3 стихиях известно, что форма их атомов одинаковая, но величина разная: наибольшая у атомов земли, наименьшая у воздуха; они представляют собой смесь атомов всех форм и по этой причине могут взаимопревращаться: путем выделения из тел с более крупными атомами возникают тела с более мелкими, так, из земли возникает вода, из воды - воздух. Это воззрение Д. критиковал Аристотель, указывая, что в таком случае процесс возникновения скоро прекратится (Arist . De cael. III 4).

О космосе

Бесконечные по числу атомы непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь и сцепляясь друг с другом благодаря неровностям своих форм, они «переплетаются» и образуют бесчисленные миры. Наш космос образовался благодаря некоему спонтанному «вихрю» (δίνη), в к-ром произошла первичная сортировка атомов - подобных к подобным, причем более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала; влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась, и из нее формировались звезды. Земля находится в центре космоса, согласно принципу исономии - «нет причины, почему бы она устремилась скорее в одну, чем в другую сторону» (Fr. 379, 403).

О душе и познании

Д. указал на зависимость качеств вещей от нашего восприятия. Все понятия, составляющие язык описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание по существу конвенционально. «По обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле - атомы и пустота» (Fr. 90, 55). В таком же значении слово νόμος (соглашение, узаконенный обычай) до Д. использовал и Эмпедокл , говоря о том, что принятые в натурфилософии понятия «рождение» и «гибель» условны, поскольку первоэлементы на самом деле вечны (DFV. B. 9). По Д., поскольку у атомов нет цвета, запаха и вкуса, то этих качеств нет и на самом деле, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» - горьким и т. д. (Fr. 497). Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения - взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Поэтому различия в восприятии обусловлены изменчивостью не только предмета, но и самих восприятий: на самом деле мы ничего ни о чем не знаем (Fr. 49).

Чувственное восприятие Д. объяснял с помощью истечений от тел: от поверхности тел отлетают имеющие форму воспринимаемого тела «образы» (εἴδωλα); они проникают в глаз, а затем в душу, в к-рой отпечатываются,- так возникают наши представления (аналогичное учение о материальных истечениях было у Эмпедокла). Чаще всего эти образы попадают к человеку во сне через поры тела.

Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (ибо шар - наиболее подвижная из всех фигур); при этом атомы души и тела «перемешаны». Д. не вводил специальных различий между душой и умом; процессы мышления и чувственного восприятия он объяснял через «отпечатывание образов». После смерти тела атомы души рассеиваются в окружающем воздухе, но поскольку этот процесс происходит не мгновенно, то даже мертвые тела, по мнению Д., обладают какой-то способностью ощущения (Fr. 586). Д. интересовался феноменом смерти и умирания и посвятил ему соч. «О том, что в Аиде». Сохранилось предание, что он проводил наблюдения на кладбищах, изучал посмертные изменения, происходящие с телами, и советовал сохранять трупы в меду (Fr. 588).

О богах

Д. допускал существование богов, считая их состоящими из атомов разумными существами, очень большими и очень долго живущими, однако не вечными (Fr. 472а; то же: Sext . Adv. math. IX 19). От них, как и от всего телесного, также исходят образы, причем одни «добрые», а другие «злые»; они предвещают будущее, их можно видеть и слышать (Ibidem). Д. полагал, что на самом деле богов бояться не следует, но попросить о благотворном влиянии -весьма предусмотрительно. Такое объяснение бытия богов, по замечанию Цицерона, граничит с отрицанием их существования (Fr. 472а), и в античности у Д. была устойчивая репутация атеиста, тем более что традиц. веру в богов он объяснял суевериями, страхом смерти и ужасом перед небесными явлениями (Fr. 581, 583).

О жизни и счастье

Этика Д.- продолжение его атомистической физики: подобно атому, к-рый есть полное и самодостаточное бытие, человек также является самодостаточным бытием, тем более счастливым, чем более замкнутым на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Д. использовал неск. терминов: «благодушие» (εὐθυμίη - эвтюмия), «благосостояние» (εὐεστώ), «бесстрашие» (ἀθαμβίη), «невозмутимость» (ἀταραξία - атараксия); использовал также и традиц. термины «гармония» и «размеренность» (Fr. 742). Центральное понятие его этики - «эвтюмия», к-рой была посвящена отдельная книга. Учение об эвтюмии связано с критикой Д. традиц. религии и верований в судьбу. Неологизмы εὐθυμία и εὐεστώ подчеркивали его отказ от устойчивого мнения, что счастье даровано либо богами (εὐδαιμονία), либо удачным случаем (εὐτυχία); в результате сам принцип счастья приобретал не внешнюю, а внутреннюю обусловленность. Значение термина прежде всего связано с понятием меры и самоограничения по отношению к телесным удовольствиям: «Эвтюмия возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни» (Fr. 657). Обладающий благодушием человек умеет радоваться тому, что имеет, не завидуя чужому богатству и славе; он стремится к справедливым и законным делам, отчего «и во сне и наяву» радостен, уравновешен и поистине здоров; он трудится в меру сил - «всякий труд приятнее бездеятельности, если знаешь, ради чего трудишься» (Fr. 771),- однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и общественных делах» (Fr. 737). Отчетливый мотив радости, передаваемый термином εὐεστώ (благосостояние), не означает отождествления эвтюмии и удовольствия (ἡδονή): «Эвтюмия не тождественна удовольствию, как ошибочно полагают некоторые; она есть такое состояние, при котором душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями» (Fr. 735).

Основная часть сохранившихся фрагментов Д. относится именно к этике, но в настоящем виде эти тексты являются результатом долгого процесса составления и редактирования, так что неясно, насколько близко каждое высказывание передает слова самого Д. Признается, что собрание моральных наставлений у Стобея содержит в основном аутентичный материал Д., хотя оно помещено под именем «Демократ». Это яркие образцы афористической моралистики, пользовавшиеся устойчивой популярностью на протяжении веков: «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после»; «Любящие порицать неспособны к дружбе»; «Быть верным долгу в несчастье - великое дело» и т. д., всего ок. 480 кратких изречений.

Д. и его учение в сочинениях христианских авторов

Атомизм в целом, являясь материалистическим, механистическим и антирелиг. учением, был предметом критики уже для основных философских школ античности - платоновской, перипатетической и стоической. Основные аргументы этой полемики перешли в сочинения христ. авторов. Обычно Д. упоминается в ряду др. атомистов вместе с Левкиппом, Эпикуром, Лукрецием . Ссылки на Д. можно встретить у составителей подробных обзоров философских источников - Климента Александрийского , Немесия Эмесского, Евсевия Кесарийского, Феодорита Кирского, сохранивших ряд цитат из его сочинений, а также у критиков языческой философии. Наиболее резко отзывался о Д. Лактанций (III в.), к-рый критикует Д. за отрицание провидения, за учение о возникновении человеческого рода из земли «наподобие червячков» и др., называя его учение «пустословием» и «глупостью» (Fr. 218, 235; то же: Lact . Div. inst. 3. 17). В нек-рых полемических контекстах адекватный образ Д. и его учение могут быть восстановлены лишь после историко-философской критики текста. Так, у блж. Августина в соч. «Послание к Диоскору» критикуется представление Д. о богах как материальных телесных истечениях, а также учение об образах (Fr. 471, 472а, 303), однако он безосновательно приписывает Д. мнение о бестелесности души (Fr. 471; то же: Aug . Ad Diosc. 29); он находит различие между Д. и Эпикуром в том, что первый признавал наличие «некоей животной и духовной силы» в сочетании атомов (Fr. 472а; то же: Aug . Ad Diosc. 27), а второй считал единственным началом вещей сами атомы. Исидор Севильский считает Д. «магом» (Isid . Hisp . Etymol. VIII 9. 2), опираясь, очевидно, на богатую псевдодемокритовскую - алхимическую, магическую, техническую и медицинскую - лит-ру, возникшую в период со II в. до Р. Х. по V в. по Р. Х. Первые образцы этой лит-ры были известны уже Плинию Старшему, в «Естественной истории» он представил Д. «усерднейшим после Пифагора учеником магов» (Plin . Sen . Natur. hist. 24. 160; ср. 30. 8).

Вместе с тем, поскольку демокритовская школа, в отличие от эпикурейской, была для христ. авторов не совр., а скорее «книжным» противником, их отношение к Д. в целом более снисходительно, чем к Эпикуру. Это объясняется и более осторожными высказываниями Д. о религии (он признавал не только существование богов, но и их вмешательство в жизнь людей, оправданность обращения к ним в молитве, предсказание будущего, толкование снов), а также отсутствием у него учения о том, что телесное удовольствие является благом. Данте в «Божественной Комедии» помещает Д. в 1-м круге ада, называя его «тот, кто мир случайным полагает, философ знаменитый Демокрит» (Ад. IV 135). Эпикур находится гораздо глубже, в 6-м круге (Ад. X 12).

Имеются ссылки на Д. в древнерус. сборнике назидательных изречений «Пчела» , к-рый часто оказывался источником различной, в т. ч. и философской, информации. Некоторые изречения приобрели лит. историю. Так, из «Пчелы» архиеп. Ростовский Вассиан I (Рыло) процитировал Д. в «Послании на Угру» (1480) к вел. кн. Иоанну III Васильевичу : «И слыши, что глаголет Димокрит, философом первый: князю подобает имети ко всем временным ум, а на супостаты крепости, и мужество, и храбрость, а к своей дружине любовь и привет сладок» (ПСРЛ. Т. 26. С. 269) (ср.: Fr. 617 и его древнерус. перевод из «Пчелы»: «Князю (ἄρχων) подобает имети к временным ума, на супостаты крепость, а к дружине любовь» - цит. по: Лурье, 1970. С. 580). Опираясь на послание архиеп. Вассиана, в 1563 г. архиеп. Новгородский Пимен (Чёрный) использует в послании к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному то же изречение, сознательно изменяя текст Д.: «...а к своим боярам и воеводам и ко всему христолюбивому своему воинству милость и любовный привет» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 352).

Изд.: DFV. Bd. 2. S. 81-224; Маковельский А . О . Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; Лурье С . Я . Демокрит: Тексты, пер., исслед. Л., 1970; Demokrit: Texte zu seiner Philosophie / Ausgew., übers., komment. u. interpr. v. R. Löbl. Amst., 1989; Fragmente zur Ethik / Übers. und komment. v. G. Ibscher. Stuttg., 1996.

Лит.: Лурье С . Я . Демокрит / Введ.: А. Татаров. М., 1937. (ЖЗЛ); он же . Очерки по истории античной науки. М.-Л., 1947; Асмус В . Ф . Демокрит. М., 1960; Guthrie W . K . C . A History of Greek Philosophy. Camb., 1965. Vol. 2. P. 386-507; Зубов В . П . Развитие атомистических представлений до нач. XIX в. М., 1965; Democrito e l"Atomismo antico: Atti del Conv. Intern. / A cura di F. Romano. Catania, 1980; O"Brien D . Theories of Weight in the Ancient Word: A Study in the Development of Ideas. Leiden, 1981. Vol. 1: Democritus: Weight and Size; Горан В . П . Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосиб., 1984; Proceedings of the First Intern. Congr. on Democritus / Ed. L. Benakis. Xanthi, 1984. 2 vol.; Furley D . J . The Greek Cosmologists. Camb., 1987. Vol. 1: The Formation of the Atomic Theory and Its Earliest Critics.

М. А. Солопова

ДЕМОКРИТ из Абдеры во Фракии (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) – греческий философ, основоположник атомистического учения. Был родом из богатой семьи и в юности учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот накормил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где в то время мог слушать Сократа и Анаксагора . После возвращения на родину сограждане подали на философа в суд за растрату отцовского наследства, но Демокрит прочитал им две свои главные книги: Большой Мирострой и Малый Мирострой , и был полностью оправдан. Всего Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений, сегодня известных по фрагментам.

Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.

В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, – которые образованы благодаря сцеплению атомов между собой, – они совершают колебательные движения. Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся во время спонтанного «Вихря», благодаря которому возник наш космос: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.

Друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.

Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле – атомы и пустота». По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.

Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар – наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается – так возникают наши представления.

Этика Демокрита является своеобразным продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики – благодушие (эвтюмия), которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в общественных делах».

Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также он считается одним из источников формирования скептической традиции. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура.

Мария Солопова

Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый последовательный материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Еще античные исследователи не могли прийти к единому мнению, когда же точно родился Демокрит. Считается, что произошло это примерно около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что отец Демокрита получил в подарок от персидского царя Ксеркса за проявленное гостеприимство и радушие (через Фракию проходило его войско, и отец будущего философа якобы накормил воинов обедом) неких халдеев и магов. Демокрит, согласно легенде, был их учеником.

Неизвестно, исчерпывалось ли этим его образование, но багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий, которые, в свою очередь, стали возможными благодаря получению богатого наследства после смерти отца. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа , вполне вероятно, встречался с Анаксагором.

В родном городе Демокрита растрата родительского наследства считалась преступлением и наказывалась судом. Рассматривалось на судебном заседании и дело философа. Легенда гласит, что в качестве защитной речи Демокрит прочитал несколько отрывков из «Великого миростроя», своего сочинения, после чего сограждане вынесли оправдательный вердикт, тем самым признавая, что он нашел отцовским деньгам достойное применение.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Что касается философии, то в этой области его наставником был атомист Левкипп, сведения о котором в наше время практически отсутствуют. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита. Оно представляло собой синтез космологии, физики, эпистемологии, этики и психологии - областей знаний, которыми занимались древнейшие философские греческие школы.

Демокрит вел с точки зрения обывателей довольно странный образ жизни, например, любил поразмышлять, удалившись от суеты на кладбище. Ему дали прозвище «Смеющийся Философ», в частности, за манеру прилюдно смеяться без видимых на то причин (философ не мог смотреть без смеха на то, насколько порой мелочны и нелепы были людские заботы по сравнению с величием миропорядка). Согласно легенде, горожане обращались к Гиппократу , чтобы тот освидетельствовал тронувшегося умом Демокрита, однако знаменитый врач признал философа совершенно здоровым и назвал его одним из самых умных среди людей, с которыми ему довелось иметь дело. Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Диоген Лаэртский утверждал, что Демокрит написал около 70 трудов, посвященных не только философии, но и другим наукам и искусствам. Чаще всего встречается упоминание «Большого миростроя» и «Малого миростроя». До нашего времени его наследие дошло в виде 300 фрагментов. В эпоху античности Демокрит снискал известность не только благодаря философским воззрениям, но и умением выражать мысли в сочинениях красиво, но в то же время коротко, просто и ясно.

Было проведено механическое объяснение природы в учении атомистов. Основателем этого учения Аристотель и Феофраст называют Левкиппа, о котором мы кроме этого не имеем почти никаких сведений. Эпикур даже говорил, что Левкипп – лицо вымышленное, и многие новейшие исследователи находят, что Эпикур был прав. Но независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит Абдерский (около 460–370), по мнению одних – основатель этого учения, по мнению других – ученик Левкиппа.

Демокрит был человек обширной учености, много путешествовавший по Востоку. Он написал очень много сочинений и обладал большим литературным талантом. Он отбросил учение Эмпедокла и Анаксагора о том, что первобытная материя состоит из разных веществ; по его учению, основные частицы материи – простые, неделимые тела (ατομοι, атомы) и отличаются друг от друга только величиной и формой. Вторая существенная идея его учения – признание наличия в мире пустого пространства: без пустоты было бы немыслимо движение.

Философ Демокрит

Атомы, согласно Демокриту, находятся в вечном движении, которое постоянно то соединяет, то разъединяет их. Этот процесс соединений и разъединений производит возникновение и исчезновение отдельных предметов; их взаимодействие производит все бесконечное разнообразие существующего. Центр вселенной занимает неподвижная земля. Она имеет форму плоского цилиндра и окружена воздухом, в котором движутся небесные тела. Демокрит считал их массами вещества, подобного земному, увлеченными быстрым круговым движением в высоту и находящимися в раскаленном состоянии. Все части вселенной проникнуты атомами огня, которые очень мелки, круглы и гладки; эти атомы оживляют вселенную. Особенно много их в человеке, который был главным предметом исследований Демокрита. Он доказывал, что человеческий организм устроен очень целесообразно; мозг он считал вместилищем мышления, сердце вместилищем страстей, но тело, но его мнению, только «сосуд души»; заботу о душевном развитии он считал главной обязанностью человека.

Изменчивый мир явлений – мир призрачный; изучение явлений этого мира не может привести к истинному знанию. Признавая чувственный мир призрачным, Демокрит, подобно Гераклиту говорит, что человек должен при всех переменах обстоятельств сохранять душевное спокойствие. Кто умеет различать существенное от случайного, истину от призрака, тот ищет счастья не в чувственных наслаждениях, а в том, чтобы дать своей душевной жизни правильный ход. Цель жизни, по Демокриту, – счастье; но оно состоит не во внешних благах и наслаждениях, а в довольстве, в неизменном спокойствии души, и достигается воздержностью, чистотою мыслей и дел, умственным образованием; счастье человека зависит от того, как он держит себя; боги дают человеку только хорошее, лишь собственным безрассудством он превращает хорошее в дурное. Применение этих мыслей к делам общественной и частной жизни составляет главное содержание нравственной философии Демокрита. Божественные силы – это, по его учению, силы природы в человеческого разума; божества народной религии – это или призраки, созданные фантазиею, олицетворившей в них свои представления о силах природы и нравственные понятия, или духи («демоны»), существа смертные.

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. Итальянская фреска 1477

Обширностью знаний, проницательностью ума и последовательностью выводов Демокрит превосходил почти всех прежних и современных ему философов. Его литературная деятельность была весьма многосторонней. Он писал трактаты по математике, по естествознанию, по нравственным наукам, по эстетике, грамматике, по техническим искусствам. Демокрит оказал большие услуги развитию естествознания; мы имеем о них лишь смутные сведения, потому что его сочинения погибли; но надо полагать, что, как натуралист, он был величайшим из всех предшественников Аристотеля, который был очень многим обязан ему и говорит о его трудах с самым глубоким уважением.

Loading...Loading...