Древний способ добывания огня. Огонь - роль огня в жизни человека

Использование огня - огромное завоевание древнейшего человека. С помощью огня древнейшие люди могли защищать стоянки от холода, обрабатывать пищу. Все находки очагов со следами огня были сделаны в среднем плейстоцене . Так, у питекантропов следы огня не найдены, а синантропы уже умели сохранять и использовать огонь. Вполне возможно, что освоение огня происходило случайно в экстремальных ситуациях, например, когда молния ударяла в сухое дерево. Когда огонь угасал, люди еще не могли его сохранить и тем более добывать. Расселение Homo erectus на значительную территорию из тропической зоны было бы невозможным без использования огня. Огонь отпугивал хищников. Мясо, приготовленное на огне, было более усвояемым, уменьшало опасность кишечных инфекций, да и вкусовые его качества были лучше. Вполне возможно, что приготовление пищи на огне также стало следствием случая - кусок добытого мяса мог свалиться в огонь. Таким образом, огонь первоначально использовали для согревания, а уже вторично для приготовления пищи. В огне можно было и обуглить орудия, концы их становились прочнее и острее. В Чжоукоудяне найдены кончики обугленных рогов. Вероятно, уже много позже человек научился высекать огонь оббивкой камня о камень. В пещере Чжоу-Гоу-Тьен, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни. Очевидно, первые очаги горели более 500 тыс. лет назад. Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усвояемой. К тому же жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем виде людей: исчезло давление отбора, направленное на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека постепенно приобретало современные черты.

Огонь не только во много раз расширил источники питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от холода и от диких зверей. С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление - пространство, строго предназначенное для людей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготовлять орудия труда, есть и спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение "дома", места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по поверхности Земли, сыграл важнейшую роль в совершенствовании орудий труда. Несмотря на широкое использование огня, человек прямоходящий очень долго не мог научиться добывать его, а может быть, до конца своего существования так и не постиг этого секрета. "Огненные камни", например кремний и железный колчедан, среди культурных остатков человека прямоходящего не найдены.

На этом этапе эволюции человека под контролем естественного отбора продолжают еще находиться многие физические особенности древнейших людей, связанные в первую очередь с развитием мозга и совершенствованием прямохождения. Однако наряду с биологическими факторами эволюции начинают зарождаться новые, социальные закономерности, которые со временем станут главнейшими в существовании человеческого общества.

100000 лет до н. э. (?)

Огонь, быстрая химическая реакция соединения углерода с атмосферным кислородом при выделении углекислого газа (CO 2), в природе встречается редко.

Он стихийно возникает вблизи вулканов, где при извержениях горячая лава и выбросы пепла поджигают все, что встречается на их пути.

Молния, ударяя в деревья, тоже может вызвать пожар.

Но такие случаи слишком редки и случайны во времени и в пространстве, чтобы позволить человеку привыкнуть к огню и овладеть им для своего блага.

Трудная датировка

Когда человек научился добывать огонь? Отвечая на этот вопрос, мы можем только делать предположения. Человеческие останки, каменные орудия наших предков бросили вызов времени; следы же огня совсем не стойки. В виде остатков костров они сохранились только на сравнительно недавних стоянках.

В процессе физического очеловечивания первым этапом стало прямохождение на двух ногах, которое существенно отличает человека от всех других высших животных. Оно возникло, вероятно, около 10 миллионов лет назад.

Первые отпечатки ног, свидетельствующие о прямохождении и мало отличающиеся от отпечатков ног современного человека, найдены в Лаэтоли (Восточная Африка) и насчитывают около 3,6 млн. лет. Они говорят о завершении эволюции, начавшейся много раньше.

Когда двуногое человекообразное стало настоящим человеком?

Точно мы этого не знаем. Хождение на двух ногах освободило руки от двигательной функции и привело к их специализации на функции захвата и держания. Деятельность рук в «командной зоне» полушарий мозга связана с членораздельной речью и мышлением, что предполагает общественную жизнь и коммуникацию между людьми. Развитие мозга сопровождает процесс производства орудий, применение которых уже не является, как у некоторых животных, случайным. Они изготовляются по заранее намеченному плану. Накопленный опыт передается через социальную коммуникацию как другим людям - в пространстве, так и от поколения к поколению - во времени.

Историки первобытного общества называют орудия труда «индустриями», к ним относят определенные образцы изделий и некоторые технические приемы.

Самая древняя техника обработки камня (техника оббитой гальки) насчитывает 2, 5 млн. лет.

Самые ранние следы огня оставил человек типа гомо эректус (человек прямоходящий) на европейских стоянках ледниковой эпохи в Минделе (между 480 000 и 425 000 гг. до н. э.). В нижнем палеолите кострища встречаются весьма редко, а на многих стоянках вообще отсутствуют. Только к концу нижнего палеолита, чуть более 100 000 лет назад, наличие костров на человеческих стоянках становится почти постоянным явлением.

Мы можем поэтому с большой долей вероятности сказать, что человек окончательно покорил огонь за 100 000 лет до н. э.

Использование огня: решающий этап перехода от природы к культуре

Применение огня знаменует решительный шаг в переходе человека от природы - к культуре, от положения животного - к собственно человеческому состоянию.

Этот переход начался, разумеется, ранее, и мы только приблизительно можем обозначить его составные части.

Полностью зависимый от природы человек становится самим собой и приобщается к культуре по мере того, как он овладевает средствами управлять природой. Даже и сегодня природой мы владеем лишь частично, несмотря на то что благодаря науке имеем мощные механизмы воздействия на нее. В таких условиях человек нередко играет роль ученика чародея, неспособного предвидеть все последствия своего влияния на окружающую среду.

Первые возможности воздействовать на природу человеку, овладевшему речью и мышлением, дала общественная организация, основанная на применении различных технических приемов.

Общественная организация в том виде, как она появляется у наиболее архаичных народов, основана на разделении по социальным группам. Эти группы одновременно являются и соперниками, и союзниками; их разделяют и отличают сексуальные и пищевые запреты.

Клан, основанный на мужском (патрилинейном) или женском (матрилинейном) родстве, - это группа родственных индивидов, потомков общего предка, в которой действует запрет на инцест (половые отношения внутри клана). Существуют также один или несколько пищевых запретов (недопустимо поедание определенного животного или растения). Именно этим один клан отличается от другого.

По причине запрета инцеста клан не может существовать изолированно. Его выживание требует наличия одного или нескольких других кланов, где его члены смогут найти себе супругов.

Среди элементов культуры можно назвать совместные трапезы. Тогда как животные утоляют свой голод совершенно случайно, для человека совместное принятие пищи является обычным и составляет определенный ритуал. После покорения огня приготовление продуктов питания входит в эту практику. Начиная с неолита, основой питания становятся различные зерновые. Без тепловой обработки они были мало или вовсе несъедобны; теперь же набор продуктов расширяется, а пища легче усваивается. Появляется «кухня» - совместное занятие в рамках семьи.

Огонь позволяет закалять некоторые изделия из дерева, тем самым совершенствуя орудия труда и оружие.

В век металлов овладение огнем приобретает принципиальное значение.

Техника и мифология

Практическое значение огня для нужд человека, как и его опасный характер, поразили воображение людей, открыли ему путь к мифам. Прометей для греков - это божество из семейства титанов, он похитил огонь с небес и передал его людям. За что был наказан: прикован к горам Кавказа, где орел клевал ему печень до тех пор, пока его не освободил Геркулес.

Познание огня имело и магический смысл: в африканских обществах кузнец, человек огня, считается колдуном, он и презираем, и опасен.

Каким образом зажигался огонь? Самые архаичные народы (например индейцы Амазонки) добывают огонь трением двух веток дерева между пальцами или с помощью лука; от их нагревания зажигаются стружки или сухой мох. При ударе кремня о кремень высекают искры, к которым сразу подносят какой-либо легковоспламеняющийся материал; этот прием сложнее предыдущего. С появлением железа возникает кресало - куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль - рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов.

Долгое время добывание огня оставалось трудным делом, поэтому костер старательно охраняли: поддерживать пламя или оберегать тлеющие головешки было священной обязанностью женщин. С тех пор слова «огонь» и «очаг» символизируют семью…

Кроме уже упомянутой кулинарии огонь стал применяться и в других случаях.

Ночью огонь стал использоваться в качестве источника света, прежде же ночная темнота прерывала всякую деятельность (за исключением лунных ночей). Наскальная живопись в пещерах была бы невозможна без освещения. Лампы, основанные на масле (или на жире), существовали уже во время верхнего палеолита (за 35 000 лет до Р. Х.). Однако применение ламп или факелов могло иметь место и раньше.

Огонь стал также источником тепла, столь ценимого в зонах с морозной зимой. Однако блага от этого долгое время были ограничены: нужно было рассесться вокруг костра, который не только согревал, но и отпугивал хищников.

Овладение огнем возбуждало воображение многих: писатель Ж. Рони Старший посвятил этому событию научно-фантастическую книгу «Борьба за огонь» (1911). Позже в своем фильме с одноименным названием к этой теме обратился режиссер Ж.-Ж. Анно.

История человечества полна различных загадок, и чем древнее дата, тем таинственнее событие и его обстоятельства, что касается как обретения членораздельной речи и перехода к прямохождению, так и вопроса о том, когда люди научились добывать огонь. О том, что этот навык резко изменил жизнь далеких предков современных людей, спорить не приходится. Улучшилось качество пищи, что не могло не повлиять на продолжительность жизни. В условиях оледенения, приходящегося именно на начальные этапы существования человека, огонь помогал согреться. Незаменим он был и при охоте.

Первобытный человек и огонь

Очень многие природные явления, так или иначе, связаны с огнем. Более миллиона лет назад извержения вулканов происходили чаще, чем сейчас, и представляли серьезную опасность для всех животных, в том числе и для человека. Еще один вариант столкновения с огнем - не менее частые лесные и

Однако если внимательнее присмотреться к мифологии, то выясняется, что первый полученный человеком огонь был небесного происхождения. Наиболее известен греческий миф, согласно которому Прометей похитил искру из кузнечного горна Гефеста и принес ее людям, спрятав в пустой тростинке. Схожие предания имелись и у других народов, в том числе у различных индейских племен, которые не могли контактировать с греками. Ввиду этого предположение, что первобытные люди впервые воспользовались огнем от возгорания чего-либо после удара молнии, рассматривается учеными как наиболее вероятное.

Искусственное разведение огня

Наиболее важным и сложным для первобытного человека было преодолеть природный страх перед огнем. Когда же это произошло, он не мог не обнаружить, что вовсе не обязательно ждать сильной грозы или извержения вулкана: при создании каменных орудий труда в результате ударов одного камня о другой вспыхивали искры. Однако этот способ был очень трудоемким и занимал по меньшей мере час. В областях расселения человека, где существовала высокая влажность, он и вовсе был невозможен.

Еще один физический процесс, дающий представление о том, как древние люди научились добывать огонь, - трение. С течением времени человек удостоверился, что еще сильнее упрощает процедуру не просто трение, а сверление. Для этого использовалось сухое дерево. Упирая в него сухую палку, человек быстро вращал ее между ладоней. В дереве образовывалось углубление, в котором скапливался древесный порошок. При высокой интенсивности движений он вспыхивал, и уже можно было разводить костер.

Поддержание огня

Если вновь обратиться к мифологии, становится ясно, что когда люди научились добывать огонь, они были весьма озабочены его поддержанием. Например, даже римские обычаи требовали, чтобы в храме богини Весты находились жрицы, занятые сохранением неугасимого огня на ее алтаре. Даже возжигание свечей в христианских храмах многими учеными считается пережитком первобытной необходимости хранить огонь.

Этнографические данные показывают: хотя люди научились добывать огонь и максимально упростили этот процесс, сохранение уже имеющегося было в приоритете. Это понятно: не всегда можно было найти подходящие камни или сухое дерево. Между тем без огня племени грозила смерть. Индейцы не только поддерживали неугасимые костры у своих хижин, но и носили с собой тлеющий трут. Скорее всего, так себя вел и первобытный человек.

Проблема датировки

Нельзя окончательно поставить точку в споре о том, в какой период люди научились добывать огонь. Исследователь может рассчитывать только на данные археологии, а от человеческих стоянок возрастом в миллион лет осталось чрезвычайно мало. Именно поэтому ученые предпочитают использовать широкие датировки. Сходясь во мнениях о том, что добывать огонь человек научился в эпоху палеолита, специалисты по истории первобытного общества указывают, что это могло произойти в промежуток с 1,4 млн до 780 тыс. лет назад.

Удревнить это событие на 300 тысяч лет помогли находки в пещере Вондерверк на территории Южноафриканской Республики. Команде археологов под руководством Питера Бомона удалось обнаружить в котором сохранились остатки древесной золы и обугленные кости животных. Дальнейшие исследования показали, что их сожжение происходило непосредственно в пещере, то есть возможность их случайного попадания туда исключена. На стенах пещеры были обнаружены следы копоти.

Человек-первооткрыватель

Благодаря этим открытиям был вновь поставлен вопрос о том, какой человек научился добывать огонь. Миллион лет назад род Homo был представлен различными видами, из которых выжил лишь один - Homo sapiens (Человек разумный). Реконструкция антропогенеза осложняется небольшим количеством материальных свидетельств о существовании того или иного вида, то есть скелетных останков. Ввиду этого существование таких видов, как Homo rudolfensis, является дискуссионным вопросом.

Если расположить на одной шкале этапы антропогенеза и свидетельства о том, когда люди научились добывать огонь, то самая ранняя точка приходится на существование вида Homo erectus (Человек прямоходящий). Но было ли умение добывать огонь уже привычным, или же это происходило от случая к случаю, выяснить пока невозможно.

Значение овладения огнем

Когда люди научились искусственно добывать огонь, их эволюция значительно ускорилась. Изменения затронули даже их внешний вид. Использование огня в приготовлении пищи позволило значительно увеличить расход энергии. Если обычное животное в течении жизни расходует около 125 ккал на килограмм веса, то человек - в шесть раз больше.

Овладение огнем резко выделило человека из ряда других животных. Благодаря огню стало возможным эффективнее преследовать крупных хищников и загонять их в ловушки, защищать свои стоянки от вторжения. Применялся огонь и для обработки деревянных орудий труда, что делало их более прочными и твердыми.

Затронуло это событие и ментальную сферу. Когда люди научились добывать огонь, он сразу же стал объектом поклонения. Стали складываться различные религиозные культы, в которых бог огня занимал центральное положение. Поэтому вряд ли будет натянутым предположение, что именно овладение огнем позволило человеку достичь сегодняшних высот.

Огонь был первой силой природы, покоренной человеком. Покорение огня окончательно оторвало человека от животного царства и сыграло величайшую роль в истории человечества.

Древний период человеческой истории, низшая ступень дикости, протекал еще без знания огня. На этой ступени развития находился, вероятно, питекантроп.

Однако очень рано, в конце низшей ступени дикости и в начале средней ступени дикости, человек знакомится с огнем и начинает широко его использовать. Памятниками этого являются известное местонахождение синантропа, а также некоторые стоянки Западной Европы, относящиеся к шелльскому времени.

Трудно предположить, что в эту эпоху человек уже умел искусственно добывать огонь. Древнейший период в истории овладения человека огнем - это период использования естественного огня, непрерывного поддерживания его и переноса его с места на место.

Современные племена дикарей хотя и умеют добывать огонь, но избегают это делать. Они предпочитают поддерживать в стойбище неугасимый огонь, при перекочевках переносить огонь с места на место, а в том случае, если огонь потухнет, одалживать его у соседей. Это является пережитком длительного периода, в течение которого люди знали огонь, но не умели его добывать. Из всех племен земли только одни андаманцы еще в XIX в. находились на стадии поддерживания и использования огня. Им не были известны способы искусственного добывания огня. Пережитки же этой стадии развития сохранились в культе и мифологии („неугасимый огонь») у очень многих племен и народов земли. Знаменитый миф о Прометее повествует не об обучении человека способам добывания огня, а о переносе огня. Таким образом миф о Прометее отражает ту стадию, которая предшествует открытию добывания огня.

Памятником стадии использования естественного огня является местонахождение синантропа, которое может быть отнесено к концу низшей ступени дикости и которое дало большие скопления золы. Сюда же относятся стоянки Шпихерн и Бурбах во Франции, давшие следы костров вместе с остатками теплолюбивой шелльской фауны (гиппопотам, древний слон и др.), стоянка Лайтенерберг в Богемии, давшая следы костров вместе с костями этруского носорога и махай- рода, грот Обсерватория близ Ментоны и другие памятники. Все они могут быть отнесены к шелльскому времени, к самому началу средней ступени дикости.

В эту эпоху человек мог пользоваться огнем, получившимся в результате лесных пожаров или же вулканических извержений. Напомним, что в начале плейстоцена вулканическая деятельность была развита гораздо сильнее, чем в настоящее время.

Если в стоянках шелльского времени остатки углей и костров появляются в виде исключения, то в мустьерских стоянках уже, как правило, находят скопления древесного и костного угля, а иногда и специально вырытые в земле очаги (яркий пример этого дает Чокурча). Можно предположить, что неандертальцы, хорошо овладевшие огнем и систематически его применявшие, уже умели его искусственно добывать. В верхнем палеолите человек овладевает огнем еще в большей степени. Увеличиваются скопления золы и угля, находимые в верхнепалеолитических стоянках. Совершенствуется устройство очагов, увеличивается их количество, появляются ямы-печи, каменные светильники, а также постоянные прочные жилища как показатель оседлости. В неолите процесс овладения огнем и увеличения его хозяйственного значения идет еще дальше. Несомненно, с этим процессом было связано расселение человечества по поверхности земли, а также расширение источников питания человечества (рыба, растительная пища и т. д.). Развитие того и другого можно констатировать на протяжении всего палеолита и неолита.

Каковы же были древнейшие способы добывания огня, появившиеся у неандертальцев мустьерской эпохи, и как они возникли? Во время археологических раскопок не удается обнаружить остатки несомненных древнейших орудий для добывания огня. Для того чтобы их гипотетически восстановить, нам придется дать обзор способов добывания, огня, бытующих у современных примитивных племен.

Таких способов несколько: 1) выскабливание огня (огневой плуг), 2) выпиливание огня (огневая пила), 3) высверливание огня (огневое сверло), 4) высекание огня, 5) получение огня сжатием воздуха (огневой насос).

Выскабливание (выпахивание) огня производится с помощью деревянной палочки, которую водят, сильно нажимая по лежащей на земле деревянной дощечке или палочке. В результате такого скобления получаются тонкие стружки или древесный порошок; они нагреваются (вследствие трения дерева о дерево возникает теплота) и начинают тлеть. Их присоединяют к легковоспламеняющемуся труту и раздувают в пламя. Выскабливание огня имеет довольно ограниченное распространение. Больше всего оно распространено в Полинезии. Изредка этот способ встречается у папуасов, австралийцев, тасманийцев и у некоторых примитивных племен Индии и Центральной Африки; но всюду здесь преобладает высверливание огня.

Огневая пила примыкает к огневому плугу, но деревянная дощечка, пилится или скоблится не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также получается древесный порошок, который начинает тлеть. Выпиливание огня широко распространено у австралийцев, а также известно в Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки. Иногда дерево пилится не ножом из твердого дерева, а гибким растительным шнуром.

Наиболее распространенным способом добывания огня является его высверливание. Этот способ широко распространен в Азии, Африке, Америке и Австралии. В виде пережитков, связанных с культом, он сохранился в Европе до самого последнего времени. Огневое сверло состоит из деревянной палочки, которой сверлят лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появляется дымящийся и тлеющий древесный порошок, который высыпается на трут и раздувается в пламя. Простейшее огневое сверло приводится во вращение ладонями обеих рук. Значительным усовершенствованием является присоединение к нему упора сверху и ремня, охватывающего сверло. Ремень попеременно тянут за оба конца, приводя сверло во вращение. Если концы ремня привязаны к концам деревянного или костяного лука, то появляется уже более совершенное лучковое сверло.

Наконец, дальнейшее усовершенствование огневого сверла заключается в появлении сверла-насоса или дриля.

В то время как простейшее огневое сверло очень широко распространено у самых примитивных племен, усложненное сверло с ремнем и луком встречается лишь у племен с относительно развитой техникой, находящихся, как правило, на ступени варварства.

Высекание огня может производиться ударом кремня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе - пирит) и ударом кремня о железо или сталь. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его. Первый способ имеет очень ограниченное распространение. Он описан у айнов, эскимосов, некоторых племен североамериканских индейцев и у огнеземельцев. Существовал этот способ также у древних греков и римлян. Высекание огня ударом кремня о железо или о сталь относится уже к развитой технике и возникает очень поздно.

Добывание огня сжатием воздуха (огневой насос) - специфический, довольно совершенный и очень мало распространенный способ. Он описан в некоторых местах Индии и Индонезии.

Какой же из описанных выше способов добывания огня является древнейшим?

Представление о том, что, обрабатывая кремень, палеолитические люди научились высекать из кремня искры и таким путем стали добывать огонь, не соответствует действительности. Высечь искры ударом кремня о кремень и затем разжечь получившиеся таким путем искры в пламя почти невозможно. Всюду, где огонь высекают из кремня, его высекают ударом кремня о пирит. Но и этот способ нельзя считать древнейшим. Характерно, что в настоящее время он очень мало распространен и что из примитивных племен охотников-собирателей им пользуются только огнеземельцы. Да и последние вынуждены к нему прибегать, вероятно, лишь потому, что влажная насыщенная парами атмосфера Огненной земли не дает возможности получить огонь трением дерева о дерево. Если бы высекание огня было обычным способом в палеолите, то в палеолитических стоянках часто встречались бы находки кусков пирита, с помощью которых огонь высекался. Между тем, такие находки в палеолитических стоянках почти совершенно отсутствуют (исключение составляют верхнепалеолитические слои пещеры Шале в Бельгии и пещеры Лез-Эйзи во Франции).

Об относительно позднем появлении высекания огня свидетельствует и то, что многие народы, которые добывали или добывают огонь исключительно высеканием, все же сохраняют в качестве связанного с культом и с религией пережитка добывание огня трением дерева о дерево.

„Долго спустя после того, как люди ознакомились с другими способами получения огня, всякий священный огонь должен был у большинства народов добываться путем трения. Еще и поныне, согласно народному поверию большинства европейских стран, чудотворный огонь (например у нас огонь для заклинаний против поветрия на животных) может быть зажжен при помощи трения. Таким образом еще и в наше время благодарная память о первой победе человека над природой продолжает полубессознательно жить в народном суеверии, в остатках языческо- мифологических воспоминаний у образованнейших народов на земле».

Если мы, вследствие всего сказанного, признаем, что древнейшим способом добывания огня, появившимся еще в палеолите, было трение дерева о дерево, то нам остается выяснить, какой из снарядов для добывания огня появился прежде других - огневой плуг, пила или сверло.

Многие исследователи, исходя из широкого распространения, в том числе среди наиболее примитивных племен, огневого сверла, считают древнейшим способом добывания огня сверление. Наиболее подробно эта точка зрения развита Карлом Штейненом. Однако само сверление, как технический прием, возникает у первобытного человека не сразу. Оно появляется не раньше начала верхнего палеолита. А не зная сверления, неандертальский человек не мог изобрести и огневого сверла.

Вероятно, наиболее древним и примитивным приемом, доступным еще неандертальскому человеку, было выскабливание огня с помощью огневого плуга. Характерно то, что этот способ распространен, главным образом, на островах Тихого Океана, в Тасмании и в Австралии, т. е. в изолированных областях, где в меньшей мере имели место заимствования и обмен техническими достижениями. Раз возникнув, этот способ удержался здесь надолго, не будучи вытеснен каким-либо другим. Характерно и то, что этот способ существовал у тасманийцев и австралийцев - наиболее примитивных из племен земли, живших в XIX в.

В пользу наиболее древнего появления выскабливания огня свидетельствует и то, что у некоторых австралийских племен, добывающих огонь высверливанием, в легендах описывается добывание огня с помощью выскабливания.

Обработка дерева, изготовление деревянных орудий, несомненно, практиковалась неандертальцем. Дерево могли обрабатывать как с помощью каменных орудий, так и с помощью ножей и скребел из более твердых пород дерева. В результате такого резания, пиления и скобления дерева примитивными методами человек мог заметить возникающие дым, запах, тепло, тление, а затем и воспламенение стружек и опилок Возможно, что стружки и опилки также специально изготовлялись для сохранения и переноса огня, и в процессе их изготовления человек подошел к искусственному добыванию огня.

Выпиливание огня, распространенное в настоящее время у австралийцев, также могло возникнуть у неандертальского человека одновременно с выскабливанием огня. Как и выскабливание огня, выпиливание развилось, вероятно, из техники обработки дерева.

Эти два способа добывания огня можно считать древнейшими. Их возникновение было подготовлено как развитием техники обработки дерева, так и предшествующей им стадией использования и сбережения естественного огня. Слабо тлеющие стружки и опилки, получающиеся при обработке дерева, можно было раздуть в пламя лишь при наличии хорошего трута. А трут - это важнейшее достижение стадии использования огня.

В верхнем палеолите возникает сверление кости, а в некоторых случаях и камня. Несомненно существовало и сверление дерева, а следовательно, появилось и огневое сверло в его простейшей форме, приводимое в действие ладонями рук. Некоторые авторы (Соллас) выдвигают предположение, что сверло с луком появилось уже в конце верхнего палеолита, в мадленскую эпоху. Это предположение является очень заманчивым. Если допустить, что сверло с луком возникло в верхнем палеолите, то тем самым разъяснилось бы происхождение лука и стрел, возникающих как раз на рубеже палеолита и неолита. Однако нужно иметь в виду, что лучковое сверло существует лишь у современных племен, находящихся на ступени варварства. Племена эти по уровню развития своей культуры значительно выше палеолитических людей.

В неолите, в связи с развитием всей техники, в частности техники обработки камня и кости, развиваются и способы добывания огня. Лучковое сверло, несомненно применявшееся в позднем неолите для сверления камня, вероятно, применялось и для добывания огня. Разумеется, это усовершенствованное сверло появилось не всюду (и в настоящее время оно имеет ограниченное распространение) и сосуществовало со старыми, более примитивными способами добывания огня.

В неолите и в эпоху бронзы развивается и высекание огня путем удара кремнем или кварцитом о кусок серного колчедана. Об этом свидетельствуют сделанные в ряде памятников неолита и эпохи бронзы находки кусков кремня или кварцита вместе с кусками серного колчедана и с остатками трута. Такие находки, в частности, были сделаны в Маглемозе, в стоянках и погребениях Скандинавии и швейцарских и североитальянских свайных поселениях.

Впоследствии, в связи с развитием обработки железа, появляются и получают повсеместное распространение железные огнива, только к середине XIX в. вытесняемые спичками.

Так прослеживается в основных чертах развитие способов добывания огня в первобытном обществе. Однако у отдельных племен могла быть и иная последовательность приемов добывания огня. Так, одно из примитивных племен индейцев Южной Америки (Bwiha в Парагвае) добывает огонь с помощью трения дерева. Однако термин, обозначающий на языке этого племени добывание огня, происходит от слов „высекания ударом”. 3

Первобытный человек был знаком с огнем, но не сразу научился им пользоваться. Вначале у него преобладал инстинктивный страх, присущий всем животным. Но постепенно он стал употреблять огонь для своих нужд, например, чтобы отгонять животных. Правда, в то время он еще не умел добывать огонь.

Во время бури, когда молния попадала в сухие ветки или в дерево, они загорались. Тогда древние люди собирали горящие куски дерева. Потом им приходилось постоянно поддерживать огонь. Для этого обычно в племени выделялся специальный человек, и если он не мог уследить за огнем, его часто ждала смертная казнь.

И, наконец, спустя длительный период времени люди задали себе вопрос, а как же им добыть огонь. Благодаря раскопкам ученых мы знаем, как жили различные доисторические племена, например неандертальцы. Некоторые исследователи считают, что именно тогда человек впервые стал получать огонь.

Другие, небольшие по численности племена первобытных людей, чей образ жизни еще недостаточно изучен, жили в пещерах или около них. На стенах пещер нашли рисунки.

Конечно, чтобы рисовать внутри пещер, необходимо было освещать место будущего рисунка. Итак, вывод напрашивается сам собой: художники того периода уже работали при свете факелов и знали огонь.

Примерно 10 000 лет тому назад население Европы все еще вело кочевой образ жизни, и многое зависело от удачной охоты. Мясо при этом чаще ели сырым, но постепенно человек научился жарить его в пламени костра.

Вероятно, все началось со случайного попадания мяса в костер. Попробовав его, человек увидел, что поджаренное мясо мягче и вкуснее сырого. Кроме мяса первобытные люди поджаривали рыбу и мелких птиц.

Примерно в то же время человек одушевил огонь. Считая его живым существом, которого надо все время кормить, человек поклонялся огню, видя его разрушительную силу.

Давным-давно человек приручил огонь.Первобытные люди грелись у костра,готовили на нём пищу.С тех далёких времён и до наших дней огонь днём,и ночью служит человеку.Без огня люди никогда бы не смогли быстро ездить по земле путешествовать по рекам,и морям. В топках паровоз и пароходов сжигали уголь.Огонь нагревал воду,пар приводил в действие паровые машины.В Моторе автомобиля тоже работает огонь.Только здесь сгорает не уголь,а бензин.

Первобытных людей трудно назвать домоседами: они вели бродячую - кочевую - жизнь и постоянно передвигались по земле в поисках новой пищи. Вооружены они были довольно слабо - только палкой и камнем, однако и с их помощью древние люди ухитрялись охотиться на крупных животных. Если животные не попадались, первобытные люди могли спокойно довольствоваться и растительной пищей - ягодами и плодами.

До того, как первобытный человек научился собственными руками добывать огонь, он бережно хранил пламя, подаренное природой: полученное при ударе молнии, пожаре и т.д.

Древнейшие люди долгое время общались друг с другом только с помощью различных звуков, однако, как только они стали способны пользоваться отдельными словами, развитие их пошло стремительными темпами.

Источники: 900igr.net, potomy.ru, otherreferats.allbest.ru, leprime.ru, sitekid.ru

2-я чеченская война

2 августа 1999 года - начало 2-й чеченской войны. Ночью 2 августа недалеко от Кизляра с чеченской стороны административной...

Морское чудище – Моргаур

Исследователь Бернар Эйвельманс многие годы собирал подробности о монстрах из газетных статей со всего света. Он...

Опричнина

Опричниной называют промежуток в летописи России (примерно с 1565 вплоть до 1572 годы), знаменующийся муниципальным террором и концепцией методов...

Рассказ о Монголии

Лучше всего о Монголии скажут сухие цифры. На каждый квадратный километр здесь живет 1,7 человека; почти половина населения...

Богиня Артемида

Артемида - дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, родившаяся на острове Астрерия в Делосе. По...

Loading...Loading...