Храм Эрехтейон в Афинах: история создания. Эрехтейон – таинственная святыня Акрополя

На Акрополе
Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой асимметричностью и идеальной связью со сложным рельефом предвосхищает зодчество Нового времени. Мы не знаем имени скульптора, изваявшего фигуры шести кариатид, девушек-колонн, которые поддерживают перекрытия южного портика храма. Не знаем и назначение этого портика: ведь портик - это оформленный колоннадой вход в здание, а в портике кариатид парадного входа как такового нет, только небольшое отверстие сбоку и малозаметный проем в стене храма.
Однако нам точно известно время постройки храма. Строительство началось в 421 году до н. э., когда после десяти лет Пелопонесской войны Афины заключили недолговечный мир со Спартой, и закончилось в 406 году до н.э., когда губительная для Афин война близилась к концу. Эрехтейон стал последним значительным храмом Древней Греции.



Вид на портик кариатид с юго-востока

Мы знаем, почему храм, посвящённый богам Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею, был возведен именно здесь - на неровной северо-западной оконечности Акрополя, почти над обрывом. На этом месте, по преданию, поспорили за обладание Аттикой Афина и Посейдон. Рядом с храмом росло оливковое дерево, дар Афины, а в самом храме бил ключ солёной воды, дар Посейдона. В Эрехтейоне хранилась величайшая реликвия афинян - деревянная статуя Афины, упавшая с неба, а в пещере под храмом обитала священная змея богини.


Вид на портик кариатид с запада. Священная олива Афины

Мотив кариатид встречался в греческой архитектуре и прежде. До наших дней сохранились предшественницы кариатид Эрехтейона, которые украшали фасады двух сокровищниц 6 века до н.э. на Священной дороге в Дельфах.


Кариатида из сокровищницы сифносцев в Дельфах. Ок. 525 г. до н.э.
Дельфы, музей

Почему девушки-колонны зовутся кариатидами? Ведь женские статуи Древней Греции называют "коры" (в переводе "девы"). Слово "кариатида" ввел в обиход Витрувий, римский архитектор и ученый 1 века н.э. Он связывает название "кариатида" с историей о женщинах из греческой области Кария. Карийцы заключили союз с врагами греков персами, были разгромлены греками, и в знак памяти о позоре Карии появились кариатиды - колонны в виде карийских женщин, несущих тяжесть архитектурных перекрытий.


Эта легенда, которую экскурсоводы с удовольствием рассказывают туристам, вызывает, несмотря на авторитет Витрувия, сомнение у историков, но название уже прочно укоренилось. Наиболее правдоподобной представляется иная версия: девушки - жрицы богини Афины. Это подтверждает находка, сделанная в Италии в 1952 году. На раскопках виллы императора Адриана в Тиволи обнаружили хорошо сохранившиеся, с уцелевшими руками, копии кариатид Эрехтейона. Выяснилось, что одной рукой девушки слегка придерживали край одежды, в другой был сосуд для жертвенных возлияний.



Вид на портик кариатид с запада

Высота кариатид - 2, 3 метра, высота цоколя, на котором они стоят, - 2,6 метра. Но по контрасту с высокой протяженной стеной храма фигуры девушек кажутся почти соразмерными человеческому росту.
Шестеро девушек стоят, слегка согнув одну ногу в колене. Три правые и три левые фигуры зеркально отражают друг друга: фигуры справа переносят вес на левую ногу, фигуры слева - на правую. Очевидно, положение не сохранившихся рук статуй тоже было зеркальным. Складки тонких одежд лежат у каждой кариатиды немного по-другому. У девушек красивые сложные прически, спускающаяся вдоль спины тяжелая волна волос укрепляет шею, которая иначе казалась бы слишком хрупкой.


Вид на портик кариатид с юго-запада

Словно драгоценность на белом атласе, выделяется портик кариатид на фоне гладкого мрамора южного фасада Эрехтейона. Стройные, величавые, сильные, и в то же время женственные, девушки держатся свободно и прямо, не склоняя головы под своей ношей, словно не ощущая ее тяжести. Кажется, что кариатиды вот-вот сделают шаг и двинуться в торжественной процессии к стоящему напротив Парфенону.


Вид на портик кариатид с юга

Процессия - ключевое слово для всего ансамбля Акрополя. Самой важной и красочной частью Панафинейских игр - празднества в античных Афинах, проводившегося в честь покровительницы города богини Афины, было торжественное шествие горожан на Акрополь. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с натянутым вместо паруса великолепным пеплосом, новым одеянием для статуи Афины, пребывающей в Эрехтейоне. (Есть версия, что кариатиды - девушки-жрицы из благородных семей, выткавшие пеплос). Проходя вдоль стен Парфенона, участники панафинейского шествия видели рельеф с изображением такой же процессии. Среди фигур на рельефе - гордые девы в ниспадающих одеждах, словно двойники кариатид Эрехтейона.


Панафинейская процессия. Водоносы. Фрагмент фриза Парфенона. 443-438 гг. до н.э.
Афины, Новый музей Акрополя

С ансамблем Акрополя кариатид роднит не только их скульптурная, но и архитектурная сущность. Откуда бы мы ни смотрели на портик кариатид, мы обязательно увидим несколько колонн западного, восточного или северного фасада храма. Перекличка колонн и колоннообразных фигур - одно из очарований Эрехтейона. В своем единообразии и компактности, тела в струящихся одеждах с вертикальными складками уподобляются античным колоннам с углублениями-каннелюрами. Не будем, впрочем, забывать, что, скорее всего, кариатиды, как и другие скульптуры и рельефы Акрополя, были ярко окрашены. Сходство девушек с колоннами, возможно, меньше проявлялось, чем сейчас.


ВИд на портик кариатид с юго-востока

Самый прекрасный вид на портик кариатид открывается, если близко подойти к крайним с запада статуям. Не видно туристов, шелестит листьями олива Афины, фигуры кариатид вырисовываются на фоне неба, под холмом расстилается белый город и на миг кажется, что это те самые античные Афины и что за две с лишним тысячи лет почти ничего не изменилось…

В музеях
Увы! Город уже не тот, новое дерево посажено на месте древней оливы Афины в 1920-е годы, и самое главное - кариатиды тоже не те. В течение веков Эрехтейон, как и весь ансамбль Акрополя, пережил много бедствий. В 5 веке н.э. византийцы превратили храм в церковь, разбили статуи на восточном фасаде, а пространство между кариатидами заложили камнем. В начале 11 века Византию потеснили рыцари-крестоносцы. Афины стали центром герцогства афинского, и перестроенный Эрехтейон вошел в состав герцогского дворца. Позднее Афины снова отошли к Византии, павшей под натиском турок, которые хозяйничали на Акрополе с 1458 года. В Эрехтейоне расположился гарем коменданта крепости. Новые завоеватели не стали уничтожать статуи, но, согласно запрету Корана на изображение людей, стесали им лица (к счастью, не очень старательно). Эрехтейон, хотя ему был нанесен большой ущерб, чудом уцелел в 1687 году, когда Афины осаждали венецианцы и в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, попал снаряд.


Подлинники кариатид в Новом музее Акрополя

Опасность несли кариатидам не только захватчики, но и коллекционеры. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, знаток и собиратель произведений античности, получил от турецкого султана разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями» и отправил несравненной ценности собрание выломанных на Акрополе скульптур в Британию. Среди этих сокровищ была кариатида Эрехтейона (вторая с запада). Коллекционер вывез бы все шесть, но при попытке выломать следующую кариатиду (заднюю с востока), возникли трудности. Любитель античности приказал распилить статую, а когда это не удалось, просто бросил остатки разрушенной кариатиды. Увезенная лордом Элджином кариатида до сих пор находится в Британском музее вместе с другими мраморами Акрополя, несмотря на все попытки Греции вернуть сокровища.

Свои действия лорд Элджин мотивировал тем, что он спасает шедевры античности, которым в Греции грозит разрушение. И его доводы можно было отчасти обосновать: Эрехтейон снова пострадал в 1820-е годы, во время греко-турецкой освободительной войны, когда, среди прочих разрушений, упала вторая с востока кариатида.

После получения Грецией независимости в 1833 году началась реставрация архитектурного комплекса Акрополя, которая длится по сей день. Британский музей сначала прислал слепок с кариатиды, увезенной лордом Элджином, а потом более качественную копию из искусственного камня.
В 20 веке главным врагом кариатид и других скульптур Акрополя стала агрессивная окружающая среда. Во время очередной реставрации Эрехтейона в начале 1980-х годов все кариатиды были заменены копиями и перенесены в музей Акрополя, который открылся на холме в 1865 году, неоднократно расширялся, но все равно не мог вместить находки археологов и оставшиеся в Греции оригиналы скульптур.

В конце 2008 года газеты писали об удивительном событии в мире искусства: кариатиды Эрехтейона покидают Акрополь! Статуи с великими предосторожностями перенесли в открытый, наконец, у подножия холма Новый музей Акрополя, грандиозный, суперсовременный и рассчитанный на то, чтобы принять когда-нибудь обратно все вывезенные в Англию произведения.

Такова двойная жизнь кариатид. На Акрополе, открытые солнцу и ветру, стоят шесть искусных копий. В идеальной музейной атмосфере, в лучах искусственного света посетителей встречают пять подлинников. Кариатиды расположены в том же порядке, что и на холме. Вместо одной - пропуск, одна - почти разрушена. А в далёкой Англии в зале Британского музея стоит их одинокая сестра. Встретятся ли они? Возможно, газеты когда-нибудь напишут об этой сенсации: кариатида Эрехтейона возвращается домой в Грецию…

В веках
Кариатиды в мировом искусстве - тема для обширных и увлекательных исследований. Археологи нашли статуи кариатид, охраняющих гробницы эпохи эллинизма (конец 4 в. до н. э. - конец 1 в. до н.э.), на территории Греции, современной Болгарии и Ливии. Древние римляне помещали фигуры кариатид по углам саркофагов.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Сан Себастьяне, Испания. Конец 19 века.

В Средние века интерес к античности угас, и кариатиды на время сошли со сцены, но начиная с эпохи Возрождения они неизменно вдохновляют архитекторов и оформителей интерьеров. Каждый человек, кто хоть немного путешествовал, наверняка вспомнит увиденных им кариатид: возможно, это были павильоны Лувра или луврский зал кариатид, дворец Сан-Суси в Потсдаме, галерея австрийского парламента в Вене, галерея магазина Sinkel в Утрехте, Бельведер в Петергофе, где почти повторен портик Эрехтейона, дом в Денежном переулке в Москве, дача "Милос" в Феодосии …


Кариатида и атлант.

В каждом европейском городе, где есть старая застройка, вы найдете десятки домов с кариатидами. В основном это будут пышные здания второй половины 19 века, когда архитекторам дозволялось смешивать разные стили. Кариатиды украшают фонари и городские фонтаны, в исторических интерьерах мы наверняка увидим камины, канделябры, мебель с кариатидами.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Карловых Варах, Чехия. Последняя треть 19 века.

В последние десятилетия архитекторы нечасто используют мотив кариатид, но каждая такая работа значительна и полна смысла. Три бронзовые кариатиды поддерживают карниз здания Верховного суда в Варшаве (конец 20 века). Фигуры многократно отражаются в воде и в зеркальных стенах здания, словно тени бессмертных кариатид Эрехтейона выступают из глубины веков.

Эрехтейон — храм на , выдающееся произведение по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Возведен в 421 - 406 гг. до н. э. из мрамора и темного известняка. Эрехтейон заменил более древний храм, стоявший на этом месте, и разрушенный во время . Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогий в древнегреческой архитектуре.

История

Храм Эрехтейон – второй по значению памятник Акрополя. В древние времена он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И если у Парфенона была роль общественного храма, то Эрехтейон, скорей, был храмом жреческим. Там проводились главные религиозные таинства, связанные с поклонением этой богине, там хранилась древняя статуя Афины. Этот относительно небольшой по размерам храм объединяет в себе целый ряд разных святилищ. Большая часть из которых существовала на этом месте задолго до постройки Эрехтейона.


Храм был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона имеется след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время его спора с Афиной. Рядом расположен вход в находящуюся под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, которая считалась олицетворением легендарного афинского царя, героя и покровителя города – Эрехтея. С его именем традиция связывает и название храма.

Изначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы Афин), или храмом, «хранящим древнюю статую». Только в римские времена на все здание распространилось название одной из его частей – Эрехтейона.

Сооружение Эрехтейона

Возведение Эрехтейона связано с началом грандиознейшего строительства на Акрополе, задуманного и осуществленного во времена Перикла. Надо было возвести храм для древней статуи Афины – главной городской святыни, согласно преданию, упавшей с неба. Эта статуя в течении долгого времени хранилась в древнем храме, находившемся в центре Акрополя. Когда вторгшееся в Аттику персидское войско захватило Афины, храм Афины сожгли, однако греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. В 421 г. до н. э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 г. В скором времени после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 г.

Описание Эрехтейона

Портик кариатид

В основу планировки здания положен прямоугольник размерами 23,5 -11,6 м. Фасады храма отличаются необычным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает абсолютно по-новому. В западном углу находится Кекропейон – могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид – основная достопримечательность Эрехтейона.

На высоком (2,6 м) цоколе стоят 6 статуй девушек, которые поддерживают перекрытие портика. Их фигуры имеют рост – 2,3 м. Левые и правые кариатиды это зеркальное отражение друг друга. Статуи изготовлены с непревзойденным искусством, они естественные и полны жизни. Руки их не сохранились, и до относительно недавнего времени точно не было известно, как могла выглядеть композиция в первоначальном варианте. 1952 год — в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологами были обнаружены каменные статуэтки – копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало понятным, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал – сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Предположительно, прообразами кариатид Эрехтейона служили аррефоры – служительницы культа Афины, которых избирали из лучших семей Афин. В их обязанности входило изготовление священного пеплоса, в который каждый год наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль Акрополя в Афинах. Одну из статуй в начале XIX столетия выломал и увез в Англию известный «ценитель древностей» лорд Эльджин. Теперь она заменена копией. Но и в наше время, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Как выглядел храм?

Лестница в 14 ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к находящемуся ниже маленькому дворику, замыкающему шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик когда-то служил главным входом в западную половину храма. Его колонны высотой 7,6 м. Четыре из них располагаются по фасаду, две – по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны с незапамятных времен росла священная олива богини Афины. Потому западный фасад Эрехтейона выглядит очень необычно для древнегреческого храма – здесь невозможно было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны, и тогда 4 колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около 4-х метров, а промежутки между колоннами перегородили бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Нынешнее посадили в 20-х годах XX века на том же месте, где по описанию древних авторов росло священное дерево, которое выросло от удара копья Афины.

Эрехтейон выделяется среди других храмов древней Греции своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет дверные порталы и непрерывной лентой проходит по верху стен и портиков храма. Мастерство скульпторов древности пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасад Эрехтейона завершался рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. На нем были изображены разные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Изготовленные из белого мрамора фигуры делались отдельно, а потом прикреплялись к фону из синевато-черного известняка. Этот своеобразный прием создавал довольно впечатляющий эффект, а для его усиления детали скульптур покрывала позолота. Позолотой и росписью были покрыты и капители колонн. Дошедшие до нашего времени фрагменты этого удивительного фриза хранятся в музее Акрополя.

О интерьере храма, нам известно лишь из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухая стена делила на две почти равные части. В восточной находилось святилище Афины Полиады. В это помещение возможно было попасть, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала 6,5 метров. Сейчас сохранилось только 5 колонн.

Разрушение храма. Реставрация

Подобно другим сооружениям Акрополя в Афинах, Эрехтейон неоднократно разрушали и перестраивали. В византийское время в нем устроили христианскую церковь. После завоевания города турками Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя Афин.

Первая реставрация храма была сделана сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837–1847 гг. Повторно храм реставрировался в 1902–1909 гг. Были восстановлены портик кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.

Мы поднялись на Акрополь ранним утром в числе первых посетителей. Это было правильно: не представляю, как в августовскую жару можно бродить по скале днем в плотном окружении туристов. Утром было дивно – лишь ты и камни. Где-то вдали горы и огромный город, а здесь тишина и возможность рассмотреть каждый из мраморных квадров Эрехтейона, порыжевших от времени:

Эрехтейон был построен в период Пелопонесской войны (421-406 гг. до н.э.) на месте легендарного спора между Афиной и Посейдоном за господство над Аттикой. Сам спор был наглядно представлен неподалеку, на фронтоне Парфенона. Между этими двумя великими храмами находилась бронзовая статуя Афины-Промахос.

Эрехтейон асимметричен, поскольку его архитектор должен был считаться с несколькими святынями, которые находились на данном месте. Это олива, посаженная Афиной и следы от подарка Посейдона. Вот как пишет о них, правда уже со скептическими замечаниями, Павсаний: «Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода. В этом большого чуда нет; даже у тех, кто живет в глубине страны, встречается то же самое, между прочим у карийцев из Афродисии; интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
http://library-institute.ru/books/pavsaniy-opisanie_ellady.doc
Третья святыня – могила афинского царя Кекропа. Над ней находится портик с кариатидами.

Здание имело два святилища. Их разделяла стена. У каждого был свой вход. Шестиколонный портик вел в святилище Афины Полиады. Здесь находилась древняя деревянная статуя Афины, на которую надевался пеплос, сотканный афинскими девушками. Торжественная процессия, во время которой это одеяние доставлялось на Акрополь, изображено на фризе Парфенона. Кроме того, в святилище находился золотой светильник Каллимаха, который наполнялся маслом раз в году, и горел, по свидетельству Павсания, днем и ночью.

Эрехтейон не только асимметричен. Его помещения находятся в двух уровнях. Портик святилища Афины вознесен на три метра над портиком, ведущим в святилища Посейдона.

Ионические колонны Эрехтейона легко несут тяжесть. Северный портик храма сохранился лучше восточного. Он вел к нескольким помещениям. Опять обратимся к Павсанию: «Входящий в это здание встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода бутадов».

Дверь северного портика Эрехтейона – единственная хорошо сохранившаяся дверь древнегреческого здания V века до н.э. До на дошли профилировки и изысканные рельефные детали:

За колоннами виден кессонированный потолок:

Западная стена Эрехтейона была сильно переделана в римскую эпоху. Тогда вместо деревянных решеток, располагавшихся между колоннами, появились каменные стены с окнами в верхней части.
Пышная олива, которая сейчас так украшает эту часть храма, посажена на месте легендарного дерева в XIX веке.

Ее нет на акварели Джеймса Стюарта, которая датируется серединой XVIII века.
Эрехтейон перестраивали не только римляне. Его переделывали византийцы и крестоносцы. В турецкое время в нем размещался гарем.


http://www.vam.ac.uk/images/image/51009-popup.html

В начале XIX века Эрехтейон едва не разобрали целиком. Хант, капеллан Элджина предлагал перевезти остатки храма в Англию. Но Элджин и Лузиери ограничились лишь колонной, частью фриза и кариатидой. Эдвард Додуэлл запечатлел знаменитый портик в 1830-м году, когда на месте кариатиды, отправленной в Англию, поставили столб:


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Dodwell1821039.jpg?uselang=uk

Разграбление Акрополя уже в XIX веке осуждалось как варварство. Но в середине XX века стало ясно, что атмосфера современного города страшнее грабителей. Перенесенные в музейные залы детали Эрехтейона сохранились несравненно лучше тех, что остались на Акрополе.

Колонна, которая сейчас стоит в Британском музее, была изъята из восточного портика храма.

Рядом с Парфеноном на афинском Акрополе находится один из самых необычных по архитектуре храмов Эллады – Эрехтейон. Это последний из великих храмов античной Греции, созданный на излёте «золотого века» страны.

История создания

Чтобы наверняка быть услышанным Афиной, следовало приносить ей дары и возносить молитвы в Парфеноне, главном святилище Аттики, которое, как считалось, она посещала чаще всего. Поэтому центральное место на Акрополе занимал именно этот храм, здесь проводились официальные церемонии, сюда стекались паломники. Однако куда более высокое духовное значение для афинян имело место, расположенное к северу от Парфенона. Здесь и был возведён Эрехтейон, названный в честь древнего царя Афин Эрехтея.

По преданию, именно здесь произошёл спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой. Как известно, по условиям спора боги должны были сделать городу дары. От удара Посейдона трезубцем из скалы забил источник солёной воды. Афина же, прикоснувшись копьём к земле, вырастила оливковое дерево. Дар богини был признан более ценным, и она стала покровительницей Афин.













Идея постройки храма в священном месте принадлежала Периклу, но реализовали её уже после его смерти. Строительство началось в 421 году до н.э. Автором проекта и руководителем работ был Мнесикл, зодчий, создавший парадный вход на Акрополь – Пропилеи.

Это было сложное время для Афин. В Греции шла Пелопоннесская война, в которой с одной стороны выступали Афины с союзниками, с другой – союз полисов во главе со Спартой, поддержанный персами. Военные действия охватили всю Грецию и западное побережье Малой Азии и шли с переменным успехом.

Эрехтейон был освящён в 406 году до н.э., а уже через полтора года Афины постигла катастрофа. Город был взят спартанцами, в Аттике установился олигархичекий режим. Афинам так и не удалось восстановить своё могущество. Таким образом, Эрехтейон стал «лебединой песней» эпохи гегемонии Афин.

После завершения строительства в храм перенесли главные афинские реликвии – деревянный ксоан (идол) Афины, упавший, согласно легенде, с неба за тысячу лет до постройки храма, статую Гермеса, привезённую в Афины первым царём Аттики, Кекропсом, светильник, изготовленный из золота скульптором Каллимахом и никогда не угасавший, хотя масло в него подливали лишь раз в год, а также многие другие святыни. Во внутреннем дворе здания посетителям показывали колодец, выбитый трезубцем Посейдона, а рядом с храмом росла легендарная олива. Дерево сгорело во время разрушения Акрополя персами, но затем вновь возродилось.

Особым почитанием пользовались могилы царя Эрехтея в северном портике, и Кекропса, которая находилась к западу от здания.

Архитектурный облик Эрехтейона

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь, поэтому его планировка достаточно сложна и необычна. К тому же участок, на котором стоит храм, имеет существенный перепад высоты, поэтому отдельные части здания размещены на разных уровнях.

Здание возведено в ионическом стиле и имеет две целлы – западную и восточную. Восточная часть была посвящена Афине Полиаде, Градохранительнице. Портик на входе насчитывал шесть колонн. Здесь находился знаменитый ксоан, перед которым горел неугасимый светильник. Ежегодно в день окончания Панафинейских игр афинские женщины подносили статуе новый пеплос. Считалось, что пока ксоан находится в Афинах, город останется неприступным для врагов.

Западная часть, посвящённая Посейдону и Эрехтею, располагается на 3 метра ниже восточной. Главный вход в целлу располагается на севере, но оба торца этой части здания оформлены портиками. Вход был украшен резными розетками (растительным орнаментом). Розетки в Греции вырезались на погребальных стелах. Появление столь редкого для храма украшения в северном портике объясняется тем, что именно здесь был похоронен Эрехтей.

Всего в западную часть устроено три входа. Помимо алтаря Посейдона, здесь были установлены алтари Гефеста, отца Эрехтея, и Бута, брата царя и первого жреца Афины.

С южной стороны западной части находится всемирно известный портик Пандросы, дочери Кекропса. Его архитрав покоится на шести статуях кариатид, жриц Артемиды. Выполнены они из мрамора с горы Пентеликон, высота изваяний 2,1 м.

Культ Артемиды получил распространение в Афинах во времена правления тирана Писистрата (VI век до н.э.). При нём статуи кариатид стали популярным скульптурным украшением. Их помещали даже на могилах. На Акрополе возвели храм Артемиды, который был уничтожен персами в 480 году до н.э. При планомерной застройке Акрополя во времена Перикла было решено отдельного храма Артемиде не возводить (возможно, из-за элементарной нехватки места). Однако горожане требовали почтить богиню, поэтому Мнесикл решил пристроить столь необычный портик к Эрехтейону.

К сожалению, нам почти ничего неизвестно о скульптурных украшениях храма. Снаружи здание было опоясано фризом, выполненным из накладных фигур белого паросского мрамора на тёмном фоне из тёмного элевсинского камня. Сохранившиеся обломки фриза столь незначительны, что не позволяют с уверенностью судить о сюжете. От внутреннего убранства, увы, не осталось и следа.

Дальнейшая судьба храма

Эрехтейон оставался почитаемым святилищем Афины вплоть до распространения христианства. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, что позволило ему простоять в относительной сохранности более 2 тысяч лет.

Первая перестройка относится к византийскому периоду, когда в Эрехтейоне помещалась церковь Пресвятой Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и образования Латинской империи храм был перестроен в дворец, резиденцию герцога Афинского. Во времена турецкого владычества храм был вновь перестроен и превращён в гарем местного паши.

Роковым для Эрехтейона, как и для всего Акрополя, стал 1687 год, когда Афины были осаждены венецианцами. На Акрополе засел турецкий гарнизон, и цитадель подверглась интенсивной артиллерийской бомбардировке. Храм понёс непоправимый ущерб, он фактически превратился в руины.

Дело венецианцев продолжил лорд Элджин, английский посол в Константинополе в начале XIX века. С разрешения султана Селима III он вывез в Лондон множество произведений искусства с Акрополя, в том числе одну из кариатид. Вывоз осуществлялся бессистемно, и если фрагменты скульптур Эрехтейона и оставались к тому времени на Акрополе, то после этого «спасения античного наследия» они практически утратили историческую ценность и не могут послужить базой для восстановления скульптурного убранства храма.

Реставрация Эрехтейона началась лишь после обретения Грецией независимости и продолжается до сих пор. Лучше всего сохранился как раз портик кариатид, который является любимой и самой посещаемой достопримечательностью Акрополя как для туристов, так и для местных жителей. Но даже в нынешнем незавидном состоянии Эрехтейон, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, остаётся одной из вершин античного зодчества.

Эрехтейон — это еще один из античных храмов — памятник древнегреческой архитектуры. Он тоже находится в составе ансамбля афинского Акрополя и расположен севернее Парфенона. Он был построен в 421 — 406 годах до нашей эры. Основной отличительной чертой Эрехтейона является применение ионического ордера в архитектуре.

Слово » Эрехтейон» обозначает » храм Эрехтея». Этот небольшой храм весьма изящной и воздушной конструкции был воздвигнут в честь верховной богини Афины, бога морей Посейдона и царя Эрехтея, который правил Афинами на тот момент.

Архитектура храма.

Во время Никиева мира на Акрополе был возведен еще одни храм. Напротив северной колоннады словно яркая звезда горит освещенная солнцем южная стена Эрехтейона. У края стены шесть мраморных дев поддерживают перекрытие. Это прославленный » Портик кариатид».

Кариатиды выполнены в виде девушек в ношей на голове. Они высокие и стройные, но абсолютно все одинаковые — их фигуры лишены свободы, присущей гениальным творениям скульптора Фидия. Именно в однообразии скульптур зритель ощущает пассивность и подчинение внешней силе.

Эрехтейон расположен как раз в том месте, где скала Акрополя резко понижается в северо — западном направлении. Благодаря особенностям рельефа, портик с северной стороны получается выше, чем с восточной. Большой северный портик выступает дальше восточного, и это уравновешивает здание и придает ему живописный и уникальный .

Во времена творчества скульптора Фидия в античной были распространены дорические колонны, отличающиеся большей тяжеловесностью и монументальностью очертаний. Но уже с конца 5 века до нашей эры в Афинах предпочитали ионический ордер при постройке колонн.

Культовое значение храма.

Северный портик ведет в святилище богини Афины — туда, где хранилась деревянная статуя, якобы упавшая с неба. Из святилища Афины дверь вела в маленький дворик, где росло одно — единственное на всем Акрополе оливковое дерево. Именно на этом месте Афина якобы совершила свое чудо, а дерево — это и есть та самая священная олива.

Восточный портик вел в святилище бога морей — Посейдона, где можно было увидеть три борозды, которые якобы были следом от трезубца Повелителя воды. Эрехтейон был построен на месте, где согласно древнегреческой мифологии произошел спор между богиней Афиной и Посейдоном.

Именно в этом храме хранились самые ценные культовые реликвии всего города — полиса Афин:

  • деревянная статуя богини Афины, упавшая с неба;
  • статуя бога Гермеса;
  • золотой светильник, сделанный Каллимахом, который обладал поистине мистической способностью гореть все время, хотя масло в него добавляли только один раз в год.

История Эрехтейона.

Интересна и по — своему драматична история строительства Эрехтейона. Начало его постройки было положено в 421 году до нашей эры, и храм был закончен в 406 году до нашей эры, как раз накануне крушения города — полиса Афин.

Пелопонесская война завершилась в 404 году до нашей эры поражением Афин, разрушением городских стен и гавани. Однако греки считали святыней важного значения для всей Древней Эллады, поэтому святилище и все его храмы не пострадали.

В первой половине 5 века до нашей эры Афины оставались центром науки и искусств Древней Греции. Эллинистические цари, последовавшие Александру, считали себя богами. Они требовали, чтобы в городах в их честь воздвигали статуи, у подножия которых в праздничные дни приносили бы жертвоприношения.

Во 2 веке до нашей эры Древнюю Грецию покорили римляне. Завоеватели осознавали, насколько греческая культура выше их собственной. Спустя столетие римская власть стала подчеркнуто бережно относиться к прославленным святилищам. Римляне относились к демократическому прошлому Эллады как к своей собственной предистории.

К конце 4 века нашей эры Греция была опустошена воинственными племенами вестготтов, которые нанесли большой урон культурному наследию античности. Так, они уничтожили бронзовую статую Афины — Воительницы, просто переплавив ее, как кусок металла. Однако к постройкам афинского Акрополя варвары в целом относились с равнодушным уважением.

С приходом правления Византии Эрехтейон превратился в христианский храм, и именно это позволило этому уникальному шедевру архитектуры сохраниться практически до конца 17 века. Однако в 1687 году храм серьезно пострадал по время осады Афин венецианскими войсками.

Впоследствии разрушенные фрагменты были поставлены на место, но с тех пор Эрехтейон представляет собой всего лишь развалины, потому что о полноценном восстановлении здания речь не шла. Из всего сооружения лучше всего сохранился портик на Северной стороне храма. Именно по его роскошной отделке можно судить о былом великолепии и величественности Эрехтейона.

Loading...Loading...