Храм косьмы и дамиана маросейке расписание. Как попасть в храм Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке: адрес и расписание

Церковь на Маросейке находится между современной высоткой со стеклянным фасадом с одной стороны и оживленной магистралью с другой. Кажется, будто ее случайно «поставили» в центре шумного и пыльного мегаполиса. Хотя это Москва выросла вокруг нее за четыре столетия.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве - уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен св. Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел - святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.

Храмовая икона святых Космы и Дамиана

Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

Храм сегодня

Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:


В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

Приходская жизнь

Жизнь общины строится вокруг нескольких направлений служения. Здесь работают:

  • историко-культурный просветительский центр, который проводит кинолектории, открытые встречи и лекции, музыкальные вечера;
  • катехизаторские группы «Открытие веры» для тех, кто готовится креститься сам или стать крестным родителем;
  • Евангельские чтения;
  • социальная служба;
  • воскресная школа.

Самым младшим воспитанникам воскресной школы при церкви Космы и Дамиана около полутора лет. Они занимаются лепкой, рисованием, водят хороводы и играют. Для самых маленьких воскресная служба состоит в общей молитве. Старшие воспитанники с наступлением лета не отходят от церковной жизни, а отправляются с приходом в поход на байдарках.

Святыни

В храме Космы и Дамиана в Москве можно поклониться:

  • иконе Спасителя, исцелившего расслабленного;
  • мощам и иконе святых Бессребреников Космы и Дамиана;
  • мощам святого мч. Вонифатия;
  • мощам свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

  • Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.

Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.
Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа.

Как добраться

Храм Космы и Дамиана находится на пересечении улицы Маросейка и Старосадского переулка по адресу ул. Маросейка, 14/2, стр.3.

Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году. Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из «Известий»
и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:


Матушка, Кузьма-Демьян!
Скуй нам свадьбу
Крепко-накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!
Кузьма-Демьян
По сеням ходила,
Гвозди собирала,
Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, приделы - Космы и Дамиана и Никольский.

История

Строительство церкви

Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах.

Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

N. A. Naydenov , Public Domain

Церковь выстроена по проекту в 1791-1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Маросейка, 17).


неизвестен , Public Domain

Церковь обновлялась в 1893 году.

С XVII века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским).

Архитектура церкви

Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде. С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики. Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.


Lodo27 , GNU 1.2

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.

Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.

Церковь Космы и Дамиана была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним - пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950-1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году - клуб автомототуристов.

В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда, по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году храм временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества.

Возрождение храма

Церковь возвращена Русской православной церкви в 1993 году. Постепенно были разобраны советские перекрытия и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас и восстановлены иконостасы приделов.

В храме идут постоянные богослужения.

"Первая церковь стояла на Маросейке давно -она горела еще в пожаре 1547 года, а в 1629 году сгорела и заново отстроенная деревянная церковь. Нынешнее здание построено в 1791-1803 гг. архитектором Матвеем Казаковым по заказу А.Ф.Хлебниковой и ее мужа, полковника М.Р.Хлебникова. Они владели роскошным ярко-голубым дворцом с лепниной (дом №17) на Маросейке, прямо напротив церкви, который построил для них сам Василий Баженов, - где потом жил фельдмаршал П.А.Румянцев, а сейчас располагается посольство Белоруссии. Интересно вот что: в выстроенной Казаковым по заказу богатых и знатных Хлебниковых церкви придел был освящен в честь Косьмы и Дамиана - святых врачей-бессребренников, всю свою долгую жизнь лечивших бесплатно, а главный престол, столь редкий для московских храмов - в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона Спасителя, исцелившего расслабленного, прославилась в Дмитровском уезде, где в 1780 году в ее честь выстроили каменный храм - совсем незадолго до построения одноименного в Москве. Судя по этому, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни. Врачебная тема с сюжетом исцеления - главная в храме на Маросейке. Наверно, стоит заметить, что надпись "свободен от постоя" на воротах бывшего хлебниковского дома никакого отношения к ним не имеет. Только в 1840-х годах этот дом приобрели купцы Грачевы, уплатившие взнос на строительство казарм в Москве. За это они были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат. В конце 1920-х годов было принято решение снести ограду и угол церкви для расширения автомобильного движения по Маросейке, ставшей в советское время улицей Богдана Хмельницкого. Тогда церковь закрыли, ограду разобрали, в "освободившемся" здании устроили склад, а во дворе-сквере - пивную, которую сломали в 50- г.г. прошлого века. Только в 1972 году ограду восстановили по типу уничтоженной. Ныне церковь действует." © http://www.pravoslavie.ru/

Потом мы перешли Маросейку и попали в Армянский переулок. Поскольку там кругом посольства (с одного края - Белорусское, с другого - Армянское), мы особо не фотографировали, чтобы не нервировать охрану посольств. Но кусочек развалюшки, примыкающей к реставрирующемуся зданию посольства Армении, мы все-таки урвали.



Окончательное свое название Армянский переулок получил в 18 веке, в связи с находившимся здесь армянским поселением. До этого он был Никольским, Столповским (от названия церкви Николая Чудотворца что у Столпа), Артамоновским. На нем расположены усадьбы Милославских (д. 3) и Тютчевых (д. 11), дом Лазаревых (в настоящее время - Армянское посольство, д. 2).
В исторических хрониках 1718-1725 гг. дворов по Армянскому переулку не значится, надо полагать, что переулок в это время не был еще замощен.

В середине XVIII в. переехал в Россию из Персии на постоянное жительство богатый и знатный армянин Л. Н. Лазарев с большим семейством, сородичами и слугами. В Москве он скупил много дворов между Мясницкой (улица Кирова) и Маросейкой (улица Богдана Хмельницкого), особенно в описываемом нами переулке, где в 1781 -1782 гг. на средства Лазаревых была построена во дворе дома № 3
большая армянская церковь. Екатерина II возвела весь род Лазаревых в дворянское звание, и, как русские помещики, они купили несколько деревень, где большей частью устроили шелковые и бумажные фабрики. Самая большая из шелковых фабрик была во Фрянове, Московской губернии, Богородского уезда. Здесь выделывали парчи и шелка, не уступавшие заграничным. Особенно большое состояние нажил И. Л. Лазарев. Он умер (в 1801 г.) бездетным и передал большую часть богатств своему брату Иакиму, завещав ему построить училище для детей беднейших армян. Последний исполнил волю завещателя и в 1815 г. открыл в своем доме (№ 2) такое училище, одновременно начав строить для него новый большой дом и (в 1817-1823 гг.) флигели, стоящие и сейчас здесь. В 1835 г. училище получило права гимназии, а в 1848 г. было преобразовано в высшее учебное заведение - Лазаревский институт
восточных языков. Институт занял почти все пространство по Армянскому переулку от Кривоколенного до Малого Златоустовского, при институте был большой сад. Институт много сделал для подготовки русских деятелей в странах Востока. Сохранилась гравюра первой четверти XIX века, изображающая Армянский переулок близ Кривоколенного. По обеим сторонам переулка стоят одноэтажные домики; проезжая часть его замощена булыжником. Архитектурным украшением переулка являются здания института и армянской церкви. Институт принадлежит к числу архитектурных достопримечательностей Москвы. Его здание, приподнятое высоким цоколем, эффектно поставлено в глубине парадного двора, окаймленного со стороны
переулка красивой оградой с монументальными воротами. Великолепный портик выразительно оформляет центр здания. Главный корпус и гармонично сочетающиеся с
ним боковые флигели составляют прекрасно решенный ансамбль. Рядом с армянской церковью, на месте современных домов № 5 и 7 и двора боярина Матвеева (№ 9), находился в конце XVIII в. обширный двор князя С. В. Мещерского. Сохранился план этого двора 1777 г., рисующий нам его застройку. В глубине двора стояли большие каменные палаты, в которых жил еще боярин А. С. Матвеев (их снесли в 1783 г.). С юго-востока к палатам примыкала небольшая каменная домовая церковь Троицы «с главою и звоном». К северу от палат были еще другие каменные строения, а к востоку находился обширный сад с прудом. По Армянскому переулку, возле парадных ворот на каменных столбах, стояли небольшие каменные строения.
В том году князь Мещерский ломал ветхие деревянные строения, находившиеся к северу от его парадного двора, и создавал здесь новый дом с особыми воротами в Армянский переулок и деревянными строениями по красной линии этого переулка. Во дворе, по сторонам ворот, торцами к переулку, строились деревянные же людские покои, а против ворот - деревянное полукружие конюшен, в центре которого был проезд на задний двор. К югу от парадного двора князя Мещерского, захватывая часть Сверчкова переулка, между Девяткиным и Армянским, был длинный, но узкий двор полковника Дашкова, с небольшим каменным строением посредине и деревянными - по обоим переулкам. За ним стоял двор полковника Дубровского, с ветхим каменным зданием по Армянскому переулку. Наконец, на углу с Покровкой находился обширный двор генеральши Хитровой, с каменными палатами по красной линии Армянского
переулка, не доходившими, однако, до Покровки. На противоположном углу Армянского переулка и Маросейки в 1774-1793 гг. был обширный двор полковника Хлебникова, сложившийся из четырех скупленных им владений: дочери губернского прокурора Ладыженской - на углу, купца Пастухова - рядом по переулку, дочери подпоручика Добровольской - дальше
за ним и священника церкви Космы и Дамиана - Тимофеева. На самом углу с Маросейкой Хлебников выстроил большой каменный дом в три этажа, а от него по переулку развел обширный сад. Предполагают, что этот дом строил архитектор В.И. Баженов. Уличный фасад дома в XIX в. подвергся большим изменениям, но со стороны двора сохранилось до известной степени обличье конца XVIII в. В 1793 г. этот дом был куплен знаменитым полководцем, фельдмаршалом графом П. А. Румянцевым-Задунайским. По желанию графа дом расписали внутри картинами сражений, в которых он участвовал. После его смерти дом, в 1796-1827 гг., принадлежал его сыну - графу Н. П. Румянцеву, основателю

Румянцевской библиотеки и музея, а в 1827-1835 гг.-другому его сыну, графу С. П. Румянцеву. За садом этого дома стояла церковь Николы в Столпах с оградой; против нее, на другом углу Малого Златоустовского и Армянского переулков, - маленькие дворики ее причта с деревянными строениями. Их охватывал, выходя в оба переулка, большой двор с садом армянина Лазарева. Дальше находился его же обширный двор, и только на самом углу с Кривоколенным переулком - двор отца поэта Ф. И. Тютчева, а напротив - двор графа Е. В. Санти. Основным же домом Тютчевых был дом № 11. В этом доме Ф. И. Тютчев провел свои детские и юношеские годы. В 1817 г. здесь у Тютчевых бывал В. А. Жуковский. В 1825 г. в этом же доме жили декабристы: член Северного общества Д. И. Завалишин, член «Союза благоденствия» А. В. Шереметев. 9 января 1826 г. здесь на квартире Шереметева был арестован декабрист И. Д. Якушкин. После пожара 1812 г., в который сгорели многие деревянные строения, на месте их появились по переулку каменные, а во дворах - и каменные, и деревянные. В 1813-1819 гг. Комиссия строения г. Москвы продолжила нынешний Сверчков переулок от Девяткина переулка до Армянского. В XIX в. Армянский переулок значительно изменил свой вид и застройку. На углу улицы Маросейки дом бывший Румянцевых перешел сначала в руки жены генерала Дивова (1835-1839 гг.), потом купца-раскольника Щеглова (1840-1843 гг.), купцов Усачева (1844-1857 гг.), Сапожникова (1858-1864 гг.), Каулина
(1864-1876 гг.) и, наконец, Грачевых, которые владели им с 1877 по 1918 г. Что сделали эти владельцы с домом, рассказывает известная «бабушка» Е. Янькова: «...Румянцевский дом на Покровке... там во многих комнатах были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский. Потом этот дом купил какой-то купец (Щеглов, в 1840 г.) и,
конечно, соскоблил и счистил эти славные воспоминания. В 1864-1876 гг. другой купец, Каулин, уничтожил находившийся при доме обширный прекрасный сад, а Грачевы (следующие владельцы.) весь дом приспособили под квартиры и торговые помещения. Впрочем, и до сих пор, несмотря на множество сделанных в доме в разное время переделок и специальных приспособлений, главный корпус сего дома представляется во многих своих частях сооружением величественным, грандиозным». Во второй половине XIX в. на месте сада был воздвигнут трехэтажный каменный корпус с квартирами-комнатами по длинным коридорам, сдаваемыми внаймы, в советское время надстроенный. В 1870-х годах в главном доме помещалось правление Либаво-Роменской железной дороги, потом года четыре здесь квартировал один из видных железнодорожных деятелей - В. К. Фон-Мекк (строитель Казанской железной дороги). В 1888 г. в половине бельэтажа помещалась Городская аукционная камера, где ежедневно продавали «с молотка» дома и имения знаменитейших вельмож и государственных деятелей конца XVIII - начала XIX в. В советское время в этом доме жил и умер художник В. К. Коленда, являвшийся автором ряда интересных работ, запечатлевших архитектурные памятники Москвы.
Дом по переулку напротив в первой половине XIX в. был обращен его владельцем Горихвостовым в богадельню для вдов и сирот лиц духовного звания. Можно думать, что в нее влилась бывшая при церкви Николы в Столпах в XVIII в. богадельня для нищих. Для богадельни были использованы обширные палаты Милославского; здание это сохранилось до советского времени.
В конце XIX - начале XX в. на месте одноэтажных зданий по Армянскому переулку были воздвигнуты трех- и четырехэтажные дома (№ 1, 3, 5, 7 и др.), переулок был замощен булыжником, освещен газовыми фонарями. Но лишь после Великой Октябрьской социалистической революции здесь началась настоящая городская жизнь. Церкви Николы в Столпах и армянская были снесены; на месте первой появилась большая школа. В главном корпусе Лазаревского института некоторое время помещался Дом культуры Армении (а теперь - посольство). В 1905 г. в Лазаревском институте был революционный склад оружия, обнаруженный только в ноябре 1906 г., во время обыска после покушения на московского градоначальника Рейнбота. © Сытин П.В., Издательство "Московский рабочий", 1958; Портал "Археология России", 2004

Loading...Loading...