Иуда апостол предатель. Библейские истории: кто это такой Иуда

Как гласит Евангельская история, после предательства Христа, Иуда раскаялся: вернул злосчастные 30 серебряников и даже лишил себя жизни, не в силах переносить тяжесть своего греха. Таким образом, возникает вопрос: если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь? Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии: распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы религии Христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?

Отвечает игумен Феодор Прокопов, настоятель Прихода храма Спаса Нерукотворного с. Каргасок, благочинный Северного Округа: Спасибо за глубокий и важный вопрос. Однако, в этом вопросе содержится два отдельных и достаточно серьезных вопроса. Поэтому и разбирать их будем раздельно.

1. "Если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь?"

Все дело в том, что, по мысли всех святых толкователей Священного Писания, раскаяние Иуды не было соединено с надеждой на милосердие Божие. Такое раскаяние есть не что иное, как страшное угрызение совести, начало того адского мучения, о котором нас предупреждает Слово Божие. Сопоставим два евангельских рассказа - рассказ об Иуде и об отречении Петра. Оба эти события имеют нечто общее: и предательство и отречение - грехи, в общем-то, одного порядка. Оба персонажа раскаялись. Но огромная разница в том, что Петр поверил в возможность своего прощения, а Иуда - нет. Каждому и было дано "по его вере". Существует такой апокриф, что будто бы при Своем сошествии во ад, Христос, выводя из ада раскаявшихся грешников, протянул руку и Иуде. Но Иуда отверг и эту возможность. Хотя апокрифические повествования Церковь не рассматривает, как заслуживающие доверия, но в этом апокрифе заложена некая важная идея. Представим ситуацию, что человек смертельно оскорбил своего величайшего благодетеля. Легко ли такому человеку оказаться рядом с тем, кого он обидел. Возможно, в таком совместном пребывании заключается даже еще большее мучение, чем угрызение совести вдали от оскорбленного лица. Если человек не смог открыть своего сердца для прощения, для него не будет просто существовать возможности блаженства, то есть спасения. Без сомнения, Господь простил бы Иуду, если бы тот сам не отверг этого прощения. Отсюда делается очень важный для нас вывод: мало одного только покаяния, требуется покаяние, растворенное верой и надеждой на милосердие Божие. Именно таких грешников пришел спасти Христос.

Альбрехт Дюрер. Предательство Иуды. Гравюра

2. "Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии:распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?"

Нет, поступок Иуды не был предопределен. Иначе, Иуда не мог бы нести за него никакой нравственной ответственности. Очень важно понять значение двух терминов: предопределение и предведение. Пример: Я вижу, что человек с закрытыми глазами бежит по направлению к яме. Когда я говорю, что он в эту яму упадет, я этим не предопределяю его падение, но я его предвижу, исходя из тех данных, которые я вижу. Примерно так следует рассуждать и о Божием предведении. Господь, по Своему всезнанию, видит бесконечно больше нас, поэтому Он и может сказать через пророков, что совершится то-то и то-то. Но Он этим не предопределяет, а только предсказывает. В этом смысле поступок Иуды был предсказан пророками. "Сын человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается" (Мф. 26:24). Именно поэтому же большинство пророчеств носят условный характер: если услышите и сделаете то-то и то-то, то будет так-то и так-то; а если нет, то так-то и так-то... Сказать, что было бы, если бы Иуда не совершил своего предательства, невозможно. История не знает сослагательного наклонения. Случилось то, что случилось.

***

Примечание МС. Что было бы, если бы Иуда не предал Христа? Все тоже самое, только предал бы его другой человек. Увы, тогда в очередь предать и убить Господа "выстроились" десятки, если не сотни людей. Не предал бы Иуда, предал бы кто иной, а если этот второй передумал или не смог – сделал бы третий и т.д.

***

В Православии есть понятие Промысла Божьего. Промыслом Божиим называется такое действие Бога в мире, которое проявляется в сохранении тварей, в содействии или попущении тварям и в управлении миром и тварями. Но Промысл Божий не ограничивает Богодарованную свободу человека, хотя и направляет к добру злые и греховные деяния людей. Пример из Слова Божия: история патриарха Иосифа. Он был продан братьями по злобе и зависти - разумеется, дело безусловно греховное и бесчестное. Но впоследствии, когда Иосиф прошел множество испытаний: рабством, темницей и пр., он был вознесен Промыслом Божиим до того, что стал начальствовать над всей землей Египетской и смог спасти все свое семейство от голода. Таким образом, само по себе деяние нравственно чрезвычайно низкое, благодаря Промыслу Божиему, имело важнейшие последствия для истории домостроительства нашего спасения. Так же нужно рассуждать и о предательстве Иуды. Это, безусловно, тягчайший грех, обусловленный свободным выбором Иуды, но Промысл Божий использовал это черное дело для самых важных событий в истории мира и человечества.

О предательстве Иуды Искариота архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор КДА.

Идет Страстная седмица. Каждый день вспоминается какое-либо евангельское событие. В Великий Четверг читается Евангелие, в котором повествуется и о прощальной беседе, и о Тайной Вечере, и о предательстве Иуды…

Иуда. Апостол и предатель. Фигура, вызывающая глубокое негодование, даже отвращение, и при этом трагическая.

В Писании ничего не сказано о призвании Иуды. Апостол, так сказать, без предыстории… Говорится, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).
В основном имя Иуды упоминается в повествовании о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда: вор, лицемер, предатель. И все же он был с Господом все 3,5 года и состоял в числе 12… Чего он ждал от Христа? Чего хотел от Него? Зачем следовал за Ним?

Мы не поймем этого, если будем рассматривать Иуду отдельно от 12 апостолов. Посмею предположить, что его чаяния были такими же, как и остальных апостолов. Я имею в виду ожидание славы и торжества. Согласно Евангелию, эти ожидания двенадцати, споры о первенстве, о своем положении, о желании сесть по правую и по левую сторону не оставляют апостолов вплоть до последних дней жизни Христа. Иисус уже «грядет на вольную смерть», а у апостолов нет-нет да и вспыхнут споры о чести, о месте, о первенстве.

И в этом смысле Иуда, хотя Писание не говорит о его участии в этих спорах, переживает о том же: о славе, о месте, о вознаграждении… Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор (Ин. 12:6). Видимо, как хранитель ковчежца с деньгами, Иуда временами награждал сам себя. Свт. Иннокентий Херсонский с соответственным ему красноречием писал, что этот ковчежец стал для Иуды своеобразным ковчегом завета. Только не с Богом, а с диаволом, так как ковчежец с монетами символизировал все, чего на самом деле хотел Иуда.

Три с половиной года – немалый срок. Учитывая постоянное странствование и связанные с этим лишения, эти годы переносились с трудом, а ожидаемое торжество так и не наступало... Если попытаться понять психологию поступка Иуды, то, прежде всего, следует ответить на вопрос, веровал ли он в мессианство Христа? И ответ будет положительным. В противном случае и следование за Иисусом, и вхождение в число избранных теряет смысл. Если бы Иуда не верил в мессианство Христа, он бы за Ним не пошел.

У некоторых персонажей есть такая черта характера: «получить все и сразу». В противном случае постигают сомнение, разочарование, озлобление. Иуда был из таковых… Поэтому хотя он последовал за Христом и провел с Ним три с половиной года, но, в конце концов, начал сомневаться. Сомнение, отсутствие ожидаемого – вот основной лейтмотив действий Иуды.

Богословами и библеистами разных конфессий высказывались всевозможные точки зрения на мотивацию Иуды. Условно можно выделить два основных ответа:

1. Иуда, сначала поверив в Христа, потом разочаровывается, перестает верить. И им движет ненависть к Иисусу, желание получить удовлетворение за потраченные годы, силы, за неисполненные ожидания и мечты. То есть по сути Иуда банально хочет отомстить Тому, с Кем он связывает крушение своих надежд. И получение 30 серебряников в этой страшной схеме предательства далеко не главное (это не такая уж и большая сумма). 30 серебряников – лишь небольшая компенсация за 3,5 года… Но важнее отомстить ненавидимому.

2. Иуда не оставляет надежды на воцарение Христа. Он продолжает верить, что Иисус может победить всех врагов. Ведь Он творил чудеса, свидетелем которых был Иуда. Поэтому апостол ищет возможности спровоцировать Христа на явление Себя в силе и славе. То есть Иуда создает провокативную ситуацию, в которой, как он ожидал, Христос вынужден будет явить всю Свою силу, и, таким образом, произойдет торжество Христа и его учеников. Следовательно, Иуда стремился получить чаемое при помощи своеобразного марш-броска. Такой точки зрения на мотивацию Иуды придерживался известный дореволюционный публицист прот. Павел Алфеев. Также упоминает это мнение в своей книге «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» свт. Иннокентий Херсонский.

Иуда и предатель, и лицемер. Он принял решение предать Христа, но при этом присутствует как ни в чем не бывало на Тайной Вечере. И когда Христос говорит ученикам, что один из них предаст Его, вместе с другими взволнованными апостолами Иуда вопрошает: «Не я ли, Господи?»

Возникает вопрос: зачем врагам Христовым понадобился Иуда? Неужели они не могли найти и арестовать Его сами? Вспомним Вход Господень в Иерусалим. Христа встречают толпы. День Тайной Вечери и последующие дни – период приготовлений и сам праздник ветхозаветной Пасхи, то есть то время, когда Иерусалим переполнен приезжими, многие из которых видели и слышали Христа в других местах Палестины. Иными словами, первосвященники и их сторонники боялись общественных беспорядков, в случае если они решатся арестовать Христа перед народом. Поэтому им нужно было удобное время и удобное место. Иуда указал им и то, и другое.

Однако зачем Иуда пошел сам с врагами Христовыми? Неужели они не знали, как выглядит Иисус, и не смогли бы Его арестовать? Иуда вполне мог обойтись, так сказать, наводкой: Он там-то в такое-то время будет одет в то-то...

Ведь преступники, как правило, предпочитают не светиться. Иуда мог бы взять свои 30 серебряников и уйти восвояси. Но нет… Думаю, ответ на эти недоумения нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Мол, вот посмотри и пойми, кто Тебе это сделал! Знай, кто источник Твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать (в смысле передать) Иисуса врагам.

Иуда раскаялся. И повесился. Почему так? Он раскаялся, но не покаялся… То есть понял, что погубил невинного, но при этом апостол не исправляет образ мыслей (покаяние). Можно сказать, что Иуда поступает как атеист. Он может признать свою неправоту, свое преступление, но не в силе покаяться, так как не верит в Бога милующего, в Бога прощающего, в Бога восстанавливающего. Для него за раскаянием следует отчаяние, выхода из которого нет. Можно предположить, что Иуда не ожидал раскаяния. Он был уверен, что ничего с ним не случится.

Для иллюстрации этой мысли можно воспользоваться образом Смердякова из «Братьев Карамазовых». Достоевский отлично показал действие этого неожиданного эффекта на убийцу. Смердяков в Бога не верил. Как и в совесть. Он думал, что убьет старика Карамазова, но никаких мучений не будет (как может мучать то, чего нет?). Оказалось же, что-то его грызет, мучает. Смердяков все равно в Бога не уверовал. Так что избавление от мучений только одно – повеситься. И Иуда, и Смердяков так и сделали.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Иуда Искариот - Двенадцатый Апостол.

Иуда предал Иисуса Христа.

Почему он это сделал?
На этот вопрос я и попытаюсь ответить в этой
книге.
Иисус Христос часто говорил своим ученикам, что Он должен быть
распят на
кресте, и кто не соглашался с Ним или был против этого, того Он
считал своим
врагом.
> Почему?
> Иисус Христос знал, что Ему
нужно быть распятым. На это было несколько
причин, указанных в
Библии.
> Рассмотрим эти причины.
> К тому времени, как Иисус
Христос пришёл в наш мир Сыном Человеческим, землю
переполняли грехи людей.
Грехи людей были столь велики и тяжки, что ни одна
жертва за грех не могла
искупить и замолить их перед Богом.
> Не было ни одного оправдания людей
за свои грехи перед Богом. Только одна
жертва могла спасти людей от гнева
Бога.
> Сын Бога, Иисус Христос, взял все грехи людей на Себя, только эту
великую
жертву мог принять Бог. Только Сын Бога мог умолить Отца своего
простить грехи
людей и не губить их. Иисус Христос так возлюбил людей, что
взял грехи их на
Себя, обрекая Себя на унижения и мучения на кресте.
>
От Иоанна 3.14
> 14. "И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно
вознесену быть Сыну
человеческому,
> 15. Дабы всякий, верующий в Него,
не погиб, но имел жизнь вечную.
> 16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного, дабы
всякий, верующий в Него, не погиб, но имел
жизнь вечную.
> 17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир,
но мир спасён был
чрез Него.
>
>
> Это одна из причин,
почему Иисус Христос хотел быть распятым на кресте.
> Вторая
причина
> Иисус Христос пришёл в этот мир как спаситель, и также это было
испытание и
для Самого Иисуса Христа, на которое Его отправил Отец Небесный,
Бог Саваоф.
> Как отец испытывает своего сына, прежде чем отдать своё дело
в его руки, так
и Бог испытывал Своего Сына прежде, чем отдать судить Ему все
народы во
вселенной.
> Исаия 53.10
> 10. "Но Господу угодно было
поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же
душа Его принесёт жертву
умилостивления, Он узрит потомство долговечное и воля
Господня благоуспешно
будет исполняться рукою Его.
> 11. На подвиг души Своей Он будет смотреть
с довольством; чрез познание Его
Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и
грехи их на Себе понесёт.
> 12. Посему Я дам Ему часть между великими, и с
сильными будет делить добычу,
за то, что предал душу Свою на смерть, и к
злодеям причтён был, тогда как Он
понёс на Себе грех многих и за преступников
сделался ходатаем".
> Захария 3.7
> 7. Так говорит Господь Саваоф:
ЕСЛИ ты будешь ходить по Моим путям и ЕСЛИ
будешь на страже Моей, то будешь
судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими.
Я дам тебе ходить между сими,
стоящими здесь.
> 8. Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия
твои, сидящие перед
тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего
ОТРАСЛЬ.
> 9. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом
одном камне
семь очей; вот, Я вырежу на нём начертания его, говорит Господь
Саваоф, и
изглажу грех земли сей в один день.
>
>
> 10. В
тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под
виноград и
под смоковницу".
> Третья причина
> Иисус Христос принёс в этот мир
новый завет, и для того чтобы этот Завет был
принят на земле, Иисус Христос
должен был быть убит и на третий день
воскреснуть.
> К ЕВРЕЯМ
9.16
> 16."Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть
завещателя.
> 17.Потому что завещание действительно после умерших: оно не
имеет силы,
когда завещатель жив".
> Как говорил Иисус Христос, если
семя не умрёт, то колос не прорастёт.
> Если бы Иисус Христос не был
распят по какой-нибудь причине, или что-нибудь
помешало бы этому, то трудно
себе представить, что было бы с людьми, с землёй,
да и со всей
вселенной.
> Иисус Христос совершил героический подвиг, взойдя практически
добровольно на
крест, приняв мучения. Не каждый добровольно примет мучения,
ради других,
которые можно избежать.
> От Матфея 16.21
> 21. "С
того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно
идти в

книжников, и
быть убиту, и в третий день воскреснуть".
> Иисус Христос шёл к распятию
всю свою жизнь на земле, испытывая все
человеческие трудности, но если
потребуется, Иисус Христос повторит свой путь,
все свои страдания, ради нас,
ради людей. Потому что Иисус любит нас.
> Иуда Искариот
> У Иисуса
Христа было много последователей и учеников при Его жизни на земле,
но из них
Он выбрал только двенадцать, которых назвал Апостолами. Иуда
Искариот был
одним из двенадцати.
> От Марка 3.13
> 13. "Потом взошёл на гору и
позвал к себе, кого Сам хотел; и пришли к нему.
> 14. И поставил из них
двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на
проповедь.
> 15. И
чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов."
> Но
случайно ли выбор Иисуса Христа пал именно на этих двенадцать? Почему
именно
эти двенадцать учеников стали апостолами? Случай? Нет. Вот что
говорит
Библия.
> От Иоанна 6.44
> 44. "Никто не может прийти ко
Мне, если не привлечёт его Отец, пославший
Меня: и Я воскрешу его в последний
день.
> 45. У пророков написано: "и будут все научены Богом" Всякий
слышавший от
Отца и научившийся, приходит ко Мне".
> От Иоанна
15.16
> 16. "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы
шли и
приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от
Отца, во
имя Моё, Он дал Вам.
> 17. Сие заповедую вам, да любите друг
друга".
> В Библии Апостолы указывают две причины, почему Иуда Искариот
предал Иисуса
Христа. Первое: в Иуду вошел сатана, и второе - Иуда был вор и
из-за корысти
предал Иисуса Христа. Рассмотрим эти причины.
> Иисус
Христос говорил, что все двенадцать апостолов, кого Он выбрал, сядут
рядом с
Ним в царствии небесном.
> Выделял ли Иисус Христос как-то иначе Иуду
Искариота из других апостолов?
> Всем двенадцати была дана сила лечить
людей от болезней и изгонять бесов.
> От Матфея 10.10
> 10. "И
призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми
духами,
чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь".
> Если бы в
Иуде был бес, как бы он тогда мог изгонять бесов из других людей?
> Вот
что говорит об этом Иисус Христос.
> От Марка 3.23
> 23. "И, призвав
их, говорил им притчами, как может сатана изгонять сатану?
> 24. Если
царство разделилось само в себе, не может устоять царство то;
> 25. И если
дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
> 26. И если сатана
восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но
пришёл конец
его.
> 27. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если
прежде
не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его".
> Хотел ли сатана
распятья Иисуса Христа?
> Когда сатана искушал Иисуса Христа в пустыне, то
всё то, что он предлагал
Ему было вместо чего? Вместо распятья на кресте,
вместо выполнения Иисусом
Христом воли Божьей, вместо того пути, каким шёл, и
для чего пришёл в этот мир
Сыном Человеческим, Иисус Христос, Сын Божий. Тем
сильнее было искушение.
Вместо распятья на кресте - слава земная. Вместо
мучений и унижений - власть.
И когда Пётр пытался отговорить Иисуса Христа от
того, что было предназначено
Ему, и о чём Он говорил Своим ученикам, Иисус
Христос сказал: "отойди от меня
сатана! Ты Мне соблазн!".
> И на
Елеонской горе Иисус Христос боролся с искушением. Кто искушал Иисуса
Христа?
Сатана.
> Как искушал сатана Иисуса Христа? Сатана опять пытался сделать
всё ,чтобы
Иисус Христос отказался от распятья на кресте, сатана не хотел,
чтобы Иисус
Христос был распят, и делал всё для этого. Если бы сатана вошёл в
Иуду
Искариота, то сатана сделал бы всё, чтобы Иуда не выполнил волю Иисуса
Христа,
и не предал Его в руки первосвященников и фарисеев.
> Нам
известно из нового завета, что Иисус Христос называл Иуду другом. Если
бы в
Иуде был сатана, или Иуда был вор, разве Иисус Христос назвал бы его
своим
другом?
> Иуда Искариот был выбран Иисусом Христом вероятнее потому, что
Иисус Христос
был уверен в Иуде, что он не подведёт и сделает всё, что скажет
Учитель без
лишних вопросов, в нужном месте и в нужное время. В Петре,
например, у Учителя
такой уверенности не было.
>
> От Матфея
16.21
> "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему
должно идти в
Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и
книжников, и
быть убиту, и в третий день воскреснуть.
> 22. И отозвав
Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе,
Господи! Да не будет
этого с Тобою!
> 23. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня,
сатана! Ты мне
соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что
человеческое".
> Эти слова слышали и все ученики. Иуда Искариот был
глубоко верующим
человеком. Об этом говорит уже то, что он последовал за
Иисусом Христом,
оставив дом, семью, работу. Видя все чудеса, которые
совершал Иисус Христос,
он как и все ученики знал что Иисус Христос есть Сын
Божий."
> От Матфея 16.13
> 13." Придя же в страны Кесарии
Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих:
за кого люди почитают Меня, Сына
Человеческого?
> 14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за
Илию, а иные за
Иеремию, или за одного из пророков.
> 15. Он говорит
им: а вы за кого почитаете Меня?
> 16. Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты
- Христос, Сын Бога Живого".
> Иуда пользовался доверием среди апостолов,
о том говорит то, что он был
казначеем и ему было доверено носить ящик с
деньгами.
> От Иоанна 12.1
> 1. "За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус
в Вифанию, где был Лазарь умерший,
которого Он воскресил из мёртвых.
>
2. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним
из
возлежащих с Ним.
> 3. Мария же, взяв фунт нардового чистого
драгоценного мира, помазала ноги
Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его: и
дом наполнился благоуханием от
мира.
>
> 4. Тогда один из
учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать
Его,
сказал:
> 5. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не
раздать нищим?
> 6. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих,
но потому, что был
вор.
> Он имел при себе денежный ящик и носил, что
туда опускали.
> 7. Иисус же сказал: оставьте её: она сберегла это на день
погребения Моего.
> 8. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не
всегда".
> Если человеку дают деньги на хранение, значит ему
доверяют.
> От Луки 16.10
> 10. "Верный в малом и во многом верен,
неверный в малом неверен и во многом.
> 11. Итак, если вы в неправедном
богатстве не были верны, кто поверит вам
истинное?
> 12. И если в чужом
не были верны, кто даст вам ваше?"
> Иуда прекрасно знал Ветхий Завет и
то, что было написано у пророков о
распятии Сына Божьего. Иисус Христос часто
говорил о том, что Его предаст один
из двенадцати.
> Все Апостолы
знали, что Иисусу Христу предстоит быть распятым, и что один из
них должен
будет предать Его в руки мучителей и врагов, но они не знали, кто
сделает
это, на кого падёт выбор Иисуса Христа.
> Выбор пал на Иуду
Искариота.
> От Матфея 26. 20
> 20. "Когда же настал вечер. Он
возлёг с двенадцатью учениками;
> 21. И когда они ели, сказал:
>
Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
> 22. Они весьма
опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не Я ли
Господи?
>
23. Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот
предаст
Меня;
> 24. Впрочем Сын Человеческий идёт как писано о Нём, но
горе тому человеку,
которым Сын Человеческий предаётся, лучше было бы этому
человеку не родиться.
> 25. При сём и Иуда, предающий Его, сказал не я ли,
Равви? Иисус говорит ему:
ты сказал."
> От Иоанна 13.21
> 21."
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал:
истинно,
истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
> 22. Тогда ученики
озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
> 23. Один же из
учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
> 24. Ему
Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
> 25.
Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?
> 26. Иисус
отвечал: тот кому я обмакнув, кусок хлеба, подам. И обмакнув
кусок, подал
Иуде Симонову Искариоту.
> 27. И после сего куска вошёл в него сатана.
Тогда Иисус сказал ему: что
делаешь, делай скорее.
> 28. Но никто из
возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему.
> 29. А как у Иуды был
ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему "купи,
что нам нужно к
празднику; или чтобы дал что-нибудь нищим.
> 30. Он, приняв кусок, тотчас
вышел, а была ночь".
> Действительно ли ученики не поняли, о чём говорит
Иисус Христос? Ведь они
прямо спрашивали кто предаст Иисуса Христа, и Он
прямо указал на Иуду
> Искариота. Скорей всего поняли, но промолчали, и
только в себе порадовались
и облегчением вздохнули, что их минула чаша сия,
предать Сына Божьего.
> А что было бы, если бы Иисус Христос указал на
другого ученика? Смог бы
другой сделать то, что сделал Иуда Искариот?
Выполнить волю Божью. Может быть
да, а может и нет.
> Пётр в тот вечер
клялся, что не отречётся от учителя, а Иисус Христос
сказал, что не пропоёт и
третий петух, как Пётр отречётся от него трижды.
Значит Иисус Христос знал
,на что способен каждый ученик.
> Иисус Христос выбрал Иуду, подав именно
ему кусок хлеба. Иисус Христос не
должен был объяснять, почему Иуда должен
был предать Его, Иисус просто должен
был сказать, а Иуда сделать. Тем больше
была ответственность Иуды, потому что
от того, как он выполнит поручение
учителя зависело очень многое.
> Иисус Христос доверил тяжёлую миссию Иуде
Искариоту и он не мог не оправдать
доверие учителя. Это был очень тяжёлый шаг
для Иуды, предать Сына Божьего в
руки мучителей, даже если Иисус Христос сам
этого хотел. Предать Сына Божьего,
предать учителя, предать человека,
которого любишь - это очень тяжело для
человека. Но Иуда был не просто
человеком, он был Апостолом и он должен был
думать не о человеческом, а о
Божьем. Иуда знал, что обрекает свою душу на
погибель, а своё имя на
проклятия, он знал,что его будут проклинать все люди
во все времена.
>
Но он любил Учителя и готов был на всё ради Него, даже пожертвовать
своей
душой и своим добрым именем.
> Иуда был учеником Иисуса Христа и
помнил,чему учил Иисус.
> От Матфея 16.24
> 24. "Тогда Иисус сказал
ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною,
отвергни себя, и возьми крест
свой и следуй за Мною.
> 25. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет
её, а кто потеряет душу
свою ради Меня, тот сбережёт её:
>
> 26.
Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей
повредит?
Или какой выкуп даст человек за душу свою?
> 27. Ибо придёт Сын
Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и
тогда воздаст каждому
по делам его".
> Возлюби Бога больше самого себя, потерявший душу свою
ради Меня, спасёт её.
> Поэтому когда на пасхальной трапезе Иисус Христос
явно указал на Иуду
Искариота, и сказал: "что делаешь, делай скорее," - Иуда
просто встал и ушёл.
> Иисус Христос был уверен в Иуде, Он знал, что Иуда
сделает всё как надо и не
подведёт Его.
> Тридцать серебряников
>
Захария 11 12
> 12. И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою;
если же нет, - не
давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать
серебряников.
> 13. и сказал Мне Господь: брось их в церковное хранилище,
- высокая цена, в
которую они оценили Меня! И взял Я тридцать серебряников и
бросил их в дом
Господень для горшечника.
> 14. И переломил Я другой
жезл Мой - узы", чтобы расторгнуть братство между
Иудой и Израилем."
>
В Евангелии сказано, что Иуда Искариот заранее договорился с
первосвященником
о том, чтобы предать им Иисусу Христа.
> От Марка 14.10
> 10.И пошел
Иуда Искариот, один из Двенадцати, к первосвященникам, чтобы
предать Его
им.
> 11.Они же, услышав, обрадовались и обещали дать ему серебренники. И
он
искал, как бы в удобное время предать Его."
> От кого могли узнать
об этом Апостолы? От слуг первосвященников, или от
самих первосвященников. Но
можно ли им верить? Ведь они, борясь с учением
Иисуса Христа, обманули народ,
подкупив стражников, охранявших гроб Господень
и заставив их сказать, что
Иисус Христос не воскрес, а был похищен Учениками
Его. Если первосвященники
могли солгать в этом случае, то они могли солгать и
в другом, в случае с
Иудой. Первосвященники боролись с христианами, считая их
мятежниками. И
солгав о Иуде, они пытались внести раскол среди христиан.
Развалить это
учение изнутри, использовав факт предательства Иуды в своих
целях, уже после
распятия и воскресения Иисуса Христа. Если бы Иуда
действительно заранее
договорился с первосвященниками о предательстве Иисуса
Христа, и если бы он
был вор, то вряд ли его устроили тридцать серебренников.
> Много говорят о
тридцати серебренниках. Нужны ли были Иуде эти деньги? Нет.
Если бы он был
вор, он мог в любое время взять деньги из ящика, который носил
и намного
больше, чем тридцать серебренников.
> Трудно себе представить, чтобы
Апостол, человек который оставил семью,
работу и последовал за Иисусом,
человек который видел чудеса, свершаемые
Иисусом Христом, человеку которому
была дана сила лечить людей и изгонять
бесов, сила, которую ни за какие
деньги не купишь, человек, который слушал
проповеди и видел все чудеса
Учителя, человек, который знал что Иисус есть Сын
Божий позарится на какие-то
тридцать серебренников. Скорее всего, ему эти
деньги просто сунули, когда
Иуда был в шоке от того, что он делает, хотя он и
знал, что он делает и
сделает в любом случае. Иуда не мог обмануть Иисуса
Христа.
> Можно
себе представить только все переживания Иуды, когда он стоял перед
фарисеями,
предавая Учителя, Сына Божьего.
> И когда его спросили: "Как мы узнаем
Иисуса" - он ответил: "Кого поцелую,
того берите".
>
> От Матфея
26.47
> 47." И когда ещё говорил Он, вот, Иуда, один из Двенадцати пришёл,
и с ним
множества народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин
народных.
> 48. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот
и есть,
возьмите Его.
> 49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся
Равви! И поцеловал Его.
> 50. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты
пришёл? Тогда подошли и возложили
руки на Иисуса, и взяли Его.
> 51. И
вот один из бывших с Иисусом простёрши руку, извлёк меч свой и, ударив
раба
первосвященников, отсёк ему ухо.
> 52. Тогда говорит ему Иисус: возврати
меч твой в его место, ибо все, взявшие
меч, мечом и погибнут.
> 53. Или
думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит
Мне более,
нежели двенадцать Легионов Ангелов?
> 54. Как же сбудутся Писания, что так
должно быть?
> 55. В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника
вышли вы с мечами
и кольями взять Меня: каждый день с вами сидел Я, уча в
храме, и вы не брали
Меня.
> 56. Сие же всё было, да сбудутся писание
пророков. Тогда все ученики Его,
бежали".
> Душу свою отдать за один
поцелуй, и он того стоил.
> Предатель?
> Какой предатель, будет
предавать открыто на виду у всех?
> Скорее предатель сделал бы это из-за
кустов, показывая на человека которого
предавал, или надев какую-нибудь маску
на лицо, чтобы не быть никем узнанным,
или просто указав время и место
нахождения человека, которого хотел бы
предать.
>
> Иуда не
таился. Он знал, что должен сделать то, что он делает. Он открыто
вышел к
Иисусу Христу и сказал: "Радуйся, Равви!" и поцеловал Его.
> Радуйся
Равви!
> Чему должен был радоваться Иисус Христос?
> Тому, что Он
будет распят, и на третий день воскреснет, тому, что Он почти
прошёл
испытание, на которое Его послал Отец Небесный, Бог Саваоф, тому,что
Иуда
Искариот не подвел Его. Не испугался, не убежал, не спрятался где-нибудь,
а
выполнил волю Иисуса Христа, хотя и погубил свою душу.
> И его имя будут
проклинать века и тысячелетия. Иуда не смог не выполнить
волю Иисуса
Христа.
> Но почему именно Иуда, а не другой из Апостолов?
> И ещё
один ответ на этот вопрос можно найти в Ветхом Завете, где
написано
пророчество не только о человеке по имени Иуда, но и о целом
народе.
> Имя Иуда также является символом целого народа. Об этом пишет
пророк Исаия в
своей книге.
> Исаия 65.15
> 15. "И оставите имя
ваше избранным Моим для проклятия: и убьёт тебя Господь
Бог, а рабов Своих
назовёт иным именем".
> Еще один факт говорит о том, что Иисуса Христа
должен был предать в руки
первосвященников человек по имени Иуда. Вспомним
еще одного Апостола по имени
Иуда брата Иакова.
> В начале своего
Апостольства он имел имя Леввий. Позже Иисус Христос дал ему
другое имя -
Фаддей. А еще через некоторое время опять переименовал его дав
ему имя Иуда.
Почему?
> Почему Иисус Христос дважды переименовывал этого Апостола дав
ему в
результате имя Иуда, ведь среди Апостолов был уже Апостол по имени Иуда
- Иуда
Искариот? Иуда Искариот был человеком и он мог испугаться того, что
ему
предстояло сделать, и не выполнить волю Иисуса Христа. Возможно в этом
случае,
эту миссию Иисус Христос возложил бы на другого Апостола - Иуду
Иаковлева.
Пророчество должно было исполнится в точности, независимо от
желания или
хотения человека.
> Свершилось пророчество.
> После
того, как Иисуса Христа увели и все разбежались, Иуда остался один,
совсем
один.
> Деньги за жизнь Иисуса жгли ему руки и он вернул их в храм. Жизнь
потеряла
для него смысл. Он сделал то, что хотел Иисус Христос, выполнил его
волю. Идти
было некуда. Обречённость. Безнадёжность. Жить с тем, что он
предал Сына
Божьего, любимого учителя, Иуда не мог, и Иуда в ту же ночь
покончил с собой,
раньше, чем распяли Иисуса Христа.
> От Матфея
27.3
> 3." Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что он осуждён, и
раскаявшись,
возвратил тридцать серебряников первосвященникам и
старейшинам.
> 4. Говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же
сказали ему: что нам до
этого? Смотри сам.
> 5. И бросив серебренники в
храме, он вышел, пошёл и удавился.
> 6. Первосвященники, взяв
серебренники, сказали: непозволительно положить их
в сокровищницу церковную,
потому что это цена крови.
> 7. Сделав же совещание, купили на них землю
горшечника, для погребения
странников.
> 8. Посему и называется земля
та "земля крови" до сего дня.
> 9. Тогда сбылось речённое через пророка
Иеремию, который говорит "и взяли
тридцать серебренников, цену Оценённого,
которого оценили сыны Израиля.
> 10. И дали их за землю горшечника, как
сказал мне Господь".
> Так почему Иуда Искариот предал Иисуса
Христа?
> Потому что Иуда Искариот любил Бога больше, чем самого себя,
больше, чем
свою душу.
> Любил так, как Бог хочет чтобы Его любили
все.
> Пожертвовать всем ради Иисуса Христа.
> От Матфея
10.34
> 34." Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю.
> Не
мир пришёл Я принести, но меч.
> 35. Ибо Я пришёл разделить человека с
отцом его, и дочь с матерью её, и
невестку со свекровью её.
> 36. И
враги человеку - домашние его.
> 37. Кто любит отца или мать более, нежели
Меня, не достоин Меня; И кто любит
сына или дочь более, нежели Меня, не
достоин Меня;
> 38. И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не
достоин Меня.
> 39. Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу
свою ради Меня
сбережёт её".
>
>
>
> Авраам отдал
Богу своего сына любимого, доказав этой жертвой, что любовь к
Богу больше
всего, и за эту любовь, Бог сохранил ему Сына и умножил его
потомство, и
сделал многочисленным как песок морской.
> Иуда, отдал Богу самое дорогое,
что есть у человека, свою душу. Что может
быть дороже своей души? Только Бог,
только воля Божья.
> Предать Сына Божьего, даже если это воля Самого Бога,
самый большой грех
какой может быть. Иисус Христос говорил, что такому
человеку лучше было бы,
если бы он и не родился. Но Иуда Искариот пошёл на
это потому, что выбор
Иисуса Христа пал на него.
> Иуда мог убежать,
уйти, отказаться, это было бы настоящим предательством, не
выполнить волю
Иисуса Христа и нарушить замыслы Учителя.
> У Иуды был трудный выбор. Как
бы он не поступил, он был бы осужден, или
народом, людьми, или Иисусом
Христом, Сыном Божьим. Иуда сделал свой выбор,
другого выбора у него просто
не могло быть, как у человека, как у христианина,
как у друга, как у верного
Апостола. Иуда поступил так, как учил его Учитель:
"сберегший душу свою
потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня, сбережёт
её".
>
Символ
> Крест на земле, является символом спасения, символом любви Иисуса
Христа к
человеку. Поцелуй Иуды Искариота тоже является символом.
>
Символом любви человека к Богу. За один поцелуй обречь свою душу на
погибель,
а имя на проклятия.
> Самопожертвование - вот что сделал Иуда Искариот, а
самопожертвование - это
высшее проявление дружбы и любви.
> 1-е Петра
5.14
> 14. "Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во
Христе
Иисусе. Аминь".
>
>
> 2-е Коринфянам 13.12
>
12. "Приветствуйте друг друга лобзанием Святым. Приветствуют Вас
все
Святые".
> Иуда является самым меньшим среди Апостолов, самым
проклинаемым за имя
Иисуса Христа.
> От Луки 22.28
> 28. Но вы
пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне
Отец Мой,
Царство.
> 29. Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моём, и сядете
на престолах
судить двенадцать колен Израилевых".
> Судить двенадцать
колен Израилевых, не одиннадцать, а двенадцать. Иисус
Христос сказал это о
всех двенадцати Апостолах, не сделав исключение для Иуды,
следовательно и
Иуда будет судить одно из колен израилевых, пребывая рядом с
Иисусом Христом
в царствии небесном. И как самый меньший на земле, и самый
проклинаемый за
имя Иисуса Христа, будет большим в Царствии небесном среди
Апостолов. И возможно сядет по правую руку от Иисуса Христа как самый верный и
преданный.
> От Матфея 20.20
> 20. "Тогда приступила к Нему
мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими,
кланяясь и чего-то прося у
него.
> 21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы
сии два сына
мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в
Царстве Твоём.
> 22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете
ли пить чашу,
которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я
крещусь? Они говорят
Ему: можем.
> 23. И говорит им: чашу Мою будете
пить и крещением, которым Я крещусь,
будете креститься, но дать сесть у Меня
по правую сторону и по левую - не от
Меня зависит, но кому уготовано Отцом
Моим.
>
> 24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на
двух братьев".
> От Марка 9.33
> 33. "Пришёл в Капернаум: и когда
был в доме, спросил их: о чём дорогою вы
рассуждали между собою?
> 34.
Они молчали: потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
> 35.
И, сев, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из
всех
последним и всем слугою."
> От Марка 10.28
> 28. И начал Пётр
говорит Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
> 29. Иисус
сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы
дом, или
братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или
земли ради
Меня и Евангелия.
> 30. И не получил бы ныне, во время сие среди гонений,
во сто крат более
домов, и братьев, сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и
земель, а в веке
грядущем жизни вечной.
> 31. Многие же будут первые
последними, и последние первыми."
>
> Уважаемые читатели!
>
Чтобы в полной мере осознать и оценить, что сделал Иуда Искариот,
представьте
себя на его месте и подумайте, как бы вы поступили, если бы Иисус
Христос, на
пасхальном вечере, указал на Вас.
> И тогда Вы по достоинству оцените
поступок Иуды Искариота.
>
>

Хотя мы не можем быть абсолютно уверены, почему Иуда предал Иисуса Христа , некоторые моменты обсудить все же можем.

Во-первых, хотя Иуда и был избран одним из двенадцати (ин. 6:64), Библия доказывает то, что он никогда не верил, что Иисус - Бог. Он даже не верил, что Иисус был мессией. В отличие от остальных учеников, которые называли Иисуса Христа «Господом» Иуда никогда не использовал этот титул, а вместо этого назвал его «Равви», который признал Иисуса как ничего больше, чем учитель. Это отсутствие веры в Иисуса является основой для всех других соображений, перечисленных ниже. Если мы не признаем Иисуса как воплощенного Бога, мы будем погружаться во многочисленные проблемы, которые вызваны неправильным представлением о Боге.

Во-вторых, Иуде не только не хватало веры во Христа, он также не имел практически никаких личных отношений с Иисусом. В синоптических Евангелиях список двенадцати всегда отображается в одинаковом порядке с небольшими вариациями (от Матфея 10:2-4; Марк 3:16-19; от Луки 6:14-16). Общий порядок, как полагают, указывает на относительную близость с Иисусом. Несмотря на вариации, Петр и братья Иаков и Иоанн всегда первые в списке. Иуда Искариот всегда последний в списке. Это свидетельствует о отсутствии личных отношений со Христом. Кроме того, был всего один единственный задокументированный диалог между Иисусом и Иудой.

В-третьих, Иуда был поглощен жадностью.Он предал доверие не только Иисуса, но и его ученики, как мы видим в Иоанна 12:5-6. Иуда, возможно, желает следовать за Иисусом, просто потому, что он увидел прекрасное и верил, что он мог извлечь выгоду. Тот факт, что Иуда был ответственным за денежный мешок группы свидетельствует о его заинтересованности в деньгах (Иоанна 13:29).

Иуда Искариот. Почему иуда предал Иисуса Христа

Кроме того, Иуда Искариот, как и большинство людей в то время верили, что Мессия свергнет Римскую оккупацию и займет позицию правящей власти над народом Израиля. Иуда, возможно, следовал за Иисусом в надежде получить выгоду от ассоциации с ним в качестве нового правящего политической власти. Без сомнения, он, как ожидается, будет среди правящей элиты после революции. Ко времени предательства Иуды Иисус дал ясно понять, что он планировал умереть, а не начать восстание против Рима. Так что Иуда, возможно, предположил так же, как фарисеи: «поскольку он не хочет свергнуть римлян, он не должен быть мессией, которого они ожидали.».

Есть несколько ветхозаветных стихов, которые указывают на измену. Некоторые звучали конкретнее, чем другие. Вот один отрывок их стиха:

«Даже мой близкий друг, которому я доверял, тот, кто разделяет мой хлеб, поднял на меня пяту» (Псалом 41:9 см. исполнение в Матфея 26:14, 48-49). Кроме того этот стих Ветхого Завета указывает на то, что предательство Иуды было известно Богу, и что измена полновластно заранее спланирована в качестве средства, с помощью которых Иисус будет убит.

Многим трудно совместить понятие «свободной воли» с Божьим предвидением будущих событий. Если мы видим Бога как существующего вне времени, ибо «Он создал все до начала «время», тогда мы можем понимать, что Бог видит каждый момент времени в настоящем. Мы воспринимаем время линейно. Видим время в виде прямой линии, и проходим от одного пункта к другому постепенно, помня о прошлом. Но мы не в состоянии видеть будущее. Однако Бог, будучи вечным Создателем концепции времени, пребывая за пределами времени легко планирует и знает все последствия.

Обратите внимание, что Иисус характеризует участие Иуды как предательство. И об ответственности за это предательство Иисус сказал: «горе тому человеку, который предает Сына Человеческого! Было бы лучше для него, если он не родиться» (Марк 14:21). Сатана тоже участвовал в предательстве, как мы видим в Иоанна 13:26-27, и он тоже будет нести ответственность за свои поступки. Бог в своей мудрости сумел, как всегда, манипулировать даже восстанием Сатаны на благо человечества. Сатана помог отправить Иисуса на крест, и на кресте грех и смерть были побеждены, и теперь спасение Божье находится в свободном понимании для всех, кто принимает Иисуса Христа как Спасителя.

Иуда. История одного предательства

Иисуса выдал врагам Иуда - один из Двенадцати: «Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18:2).

Почему Иуда Искариот предал Христа? Из Евангелий можно понять, что основной мотив предательства это деньги. Но многих исследователей такое объяснение не удовлетворяет. В первую очередь у них вызывает сомнения та ничтожно малая сумма - 30 сребренников - за которую он якобы согласился на предательство (Мф. 26:15). Если Иуда «был вор», как утверждает Иоанн (Ин. 12:6), и, занимая должность казначея, присваивал часть общественных денег, то разве не выгодней ему было оставаться в «партии» и продолжать потихоньку таскать деньги из общественной кассы? К чему ему надо было, фигурально выражаясь, резать курицу, несущую золотые яйца?

За прошедшие два тысячелетия придумали множество гипотез, долженствующих объяснить гнусный поступок Иуды Искариота. Для примера можно назвать только самые известные из них:

Иуда разочаровался в Иисусе, как в Мессии, и, кипя от злости, выдал его врагам;

Иуда хотел убедиться, сможет ли Иисус спастись и тем самым доказать, что он - подлинный Мессия;

Иисус с Иудой были в сговоре, намереваясь спровоцировать восстание, которое неминуемо подняли бы жители Иерусалима при известии об аресте всеми любимого пророка из Галилеи;

Иисус публично предсказывал, что один из учеников предаст его, а когда никто из них не захотел это сделать, Иуда решил спасти авторитет любимого учителя, принеся в жертву свою собственную репутацию.


Как мы можем видеть, исследователей новозаветных текстов трудно упрекнуть в недостатке фантазии. Но беда всех этих интеллектуальных упражнений в том, что их не могут подтвердить никакие конкретные факты. Крайняя скудость информации даже породила серьезные сомнения в реальности всей этой истории.

Нашлись исследователи, решившие, что ни предательства, ни даже самого Иуды вообще никогда не было, что это только досужий вымысел евангелистов, задним числом подгонявших свои тексты под известное ветхозаветное пророчество:«Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10). Считая, что это предсказание должно было непременно исполниться на Иисусе, евангелисты будто бы выдумали некоего Иуду из Кариота, близкого ученика, с которым учитель неоднократно преломлял хлеб, и который впоследствии предал его.

На мой взгляд, нет никакого резона не доверять евангелистам, которые утверждают, что Иуда совершил предательство из-за денег. Эта версия, как мы убедимся чуть позднее, прекрасно объясняет и мотивы предательства, и логику всех дальнейших событий. А если все возможно объяснить просто, то к чему изобретать некие сверхсложные смысловые конструкции? Ведь «бритву Оккама» пока ещё никто не отменял! К тому же, как нетрудно заметить, все гипотезы, противоречащие основной, евангельской версии событий, Иуду фактически реабилитируют, представляют не банальным вором и скупцом, а человеком высокой идеи, готовым рисковать ради нее не только своим добрым именем, но даже самой жизнью: он если и предает Иисуса, то или разочаровавшись в нем как в Мессии, или горя желанием подтолкнуть его к осуществлению мессианского плана.

Не много ли чести Иуде?

В общем, если выбирать какую-то одну версию предательства, то, по моему мнению, лучше всего остановиться на евангельской. Она и проще, и ближе к жизненной правде. А если эту версию еще и немного подкорректировать, то она, пожалуй, может стать лучшей из всех возможных.

Как можно понять из Евангелий, Иуда совершил свое предательство не однажды, не в самом конце общественной деятельности Иисуса, а был неверен ему на протяжении продолжительного времени. У евангелиста Иоанна есть эпизод, где Иисус еще задолго до последнего путешествия в Иерусалим объявляет апостолам, что один из них - предатель (Ин. 6:70-71). Как правило это толкуется как пример всеведения Христа: за много месяцев до предательства он уже якобы знал, кто именно это сделает. Однако возможно и другое толкование: последнее путешествие еще не начиналось, и даже еще не скоро начнется, а Иуда уже вовсю предает его, и это неким образом стало известно Иисусу…

Я, думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что Иуда Искариот был не кем иным, как платным агентом первосвященника, внедренным в окружение Христа.

Эка, хватил! - усомнится, наверное, читатель. - А где факты? Доказательства где?

Прямых доказательств у меня, в действительности, нет (как, впрочем, и у всех остальных исследователей, выдвигающих гипотезы, фактически реабилитирующие Иуду), а вот косвенных - хоть отбавляй!

Начнем с того, что Иуда, скорей всего, был среди 12-ти апостолов чужаком. Прозвище Иуды - Искариот (по-арамейски - иш Кариот) - дословно означает «человек из Кариота». В те времена под названием Кариот существовали два городка, и оба были расположены за пределами Галилеи. Если согласиться, что Иуда родился в каком-то из этих городков, то получается, он был единственным этнически чистым иудеем среди апостолов-галилеян.

А как мы знаем из исторических документов, между населением Галилеи и Иудеи - двух еврейских областей - издавна имела место обоюдная неприязнь. Из-за того, что Галилея сравнительно поздно приобщилась к Моисеевой религии, иудеи считали галилеян невеждами в Законе и не желали считать их своими соплеменниками. Известно высказывание Йоханана бен Заккаи, ученика знаменитого Гиллеля, преисполненное высокомерного презрения по отношению к жителям этой области: «Галилея! Галилея! Больше всего тебе ненавистна Тора!».

Жители Галилеи, разумеется, платили иудеям той же монетой.

Иудейское происхождение Иуды само по себе, конечно, еще ничего не может доказывать, более того, и сам Иисус был «из колена Иудина» (Евр. 7:14), но на некоторые размышления все таки наводит. С Иисусом все понятно, он жил в Галилее с малых лет, а Иуда? С какой целью он, чистокровный иудей, здесь объявился? По зову сердца, или же выполняя некое секретное задание? Между прочим, в этом последнем предположении ничего невероятного нет. До Иерусалима конечно доходили слухи о необыкновенном пророке из Галилеи, собирающим на свои проповеди тысячные толпы и, скорей всего, планирующим перенести свою деятельность на территорию Иудеи.

Обеспокоенные тревожными слухами, «начальники иудейские» могли отправить к Иисусу под видом пылкого неофита своего человека - Иуду Искариота - с поручением внедриться в ближайшее окружение Христа. Иуда, как нам известно, смог блестяще справится с заданием, не только войдя в число избранных Двенадцати, но и сумев получить должность казначея.

Возможна и другая, даже в большей степени предпочтительная, версия его предательства. Уже будучи апостолом, Иуда раньше всех сообразил, что Иисус становиться царем Израиля не желает, и, как следствие, ему, Иуде, никакая высокая должность впереди не светит. И тогда, разочарованный и озлобленный, он решил хоть что-то заработать на этом деле. Явившись в Иерусалим, он предложил врагам Иисуса свои услуги в качестве тайного соглядатая…

Освоившись в окружении Иисуса, Иуда стал посылать своим хозяевам в Иерусалим секретную информацию. Возможно, он и сам под тем или иным благовидным предлогом временами отлучался в Иерусалим. В Евангелии от Иоанна есть интересный эпизод, который наводит именно на такую мысль. Иисус, готовясь насытить 5000 человек, спрашивает у апостола Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?.. Филипп отвечал Ему: им на 200 динариев не довольно будет хлеба…» (Ин. 6: 6,7).

Но, позвольте, причем тут Филипп?! Ведь «завхозом» у Иисуса, как мы помним, был не кто иной, как Иуда Искариот! Где же он был в это время? Протоиерей С.Булгаков считает, что Иуда не сразу стал казначеем, и до него эту должность будто бы занимал Филипп. Предположение сомнительное уже хотя бы потому, что хронологически этот эпизод относится ближе к концу 3-х летнего общественного служения Иисуса. Спрашивается, чем мог провинится перед учителем апостол Филипп, если, пробыв казначеем большую часть срока, вдруг вынужден был уступить этот свой пост Иуде? Не логичней ли сделать предположение, что Иуда всегда заведовал «денежным ящиком», а в то время попросту был в отлучке, передав на время свои функции Филиппу?

Поцелуй Иуды

Как видно, Иисусу довольно рано стало известно о том, что кто-то из его ближайших учеников - стукач. Об этом его могли предупредить некоторые влиятельные иерусалимские друзья, имевшие в той или иной степени доступ в окружение первосвященника. К примеру, это могли сделать Никодим или Иосиф Аримафейский - видные иерусалимские вельможи и тайные ученики Христа. Но даже они, как видно, весьма долго не знали всех подробностей этого дела и, в частности, имени секретного агента. «Берегись! - такого рода послания, очевидно, направляли они Иисусу. - В твоем окружении враг! Имени его мы, правда, пока не знаем, но как только что-либо выяснится, - сразу сообщим!»

Следует обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство: Иисус, не считая необходимым скрывать от апостолов информацию о наличии среди них предателя, не сразу назвал его имя, ограничившись на первых порах намеками: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин. 6: 70). Вряд ли в задачу Иисуса входило интриговать своих учеников. Скорей всего, он и сам еще не знал тогда всей правды. И только во время Тайной вечери, - это, приблизительно, через 5 месяцев, - он в конце концов открыл имя предателя апостолу Иоанну (Ин. 21: 26). Столь долгую задержку, возможно, объяснить тем, что Иисус узнал эту страшную тайну лишь явившись с последним визитом в Иерусалим. Именно в эти несколько дней его иерусалимские друзья смогли каким-то образом выведать имя секретного агента Каиафы и сообщить Иисусу.

В изложении Иоанна эта сцена выглядит так: «Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13:21-30).

По свидетельствам Матфея, апостолы, после того, как Иисус объявил им, что кто-то из них - предатель, стали наперебой спрашивать: «Не я ли?» Даже Иуда не утерпел, спросил: «Не я ли, Равви?» Иисус ответил предателю: «Ты сказал» (Мф. 26:25).

Для современного уха выражение «Ты говоришь» или «Ты сказал» звучит уклончиво. Но в то время его часто употребляли, когда подразумевался не совсем приятный для собеседника ответ. Тогдашние, отличные от нынешних, понятия о вежливости запрещали говорить прямо «да» или «нет».

Вот ведь какой выдержкой обладал Иисус! Зная, что перед ним - предатель, он не только не закричал, не только не отвесил негодяю пощечину, но отвечал вежливо, словно стараясь не обидеть его!

Никто из присутствующих, за исключением Иоанна и, возможно, Петра, не понял значения слов Иисуса, обращенных к Иуде. Многие из учеников подумали, что Иисус отдал ему, как казначею «партии», некое распоряжения относительно текущих хозяйственных дел.

Почему Иисус публично не изобличил предателя? Трудно сказать. Возможно, он опасался, что апостолы немедля учинят над предателем самосуд? Или же рассчитывал на возможное раскаяние Иуды?

А эти слова: «Что делаешь, делай скорее»? Что они могут означать? Истолкований было предложено превеликое множество, даже такое нелепое, как возможность тайного сговора между Иисусом и Иудой. Иисус, якобы планируя непременно пострадать в Иерусалиме, договорился с Иудой, чтобы тот выдал его властям. А этими словами хотел поддержать его морально, чтобы не сомневался.

Лишним будет говорить о том, что эта и подобные ей гипотезы выглядят попросту оскорбительно по отношению к Христу. Судите сами: как два балаганных актера, Иисус и Иуда втайне от всех подстраивают какой-то дешевый спектакль… Бр-р-р!

Я думаю, все можно объяснить гораздо проще: Иисусу уже просто физически было невыносимо присутствие предателя, и он под любым предлогом старался удалить его из дома, где происходила Вечеря.

Удалить-то - удалил, а дальше что? Чего еще надо было ждать от Иуды? Побежит он немедленно за стражей или же устыдится своего гнусного намерения? Подумать только, от Иуды-предателя зависело, сколько еще времени оставалось жить Иисусу!

Предаст или не предаст? Этот вопрос сильно тревожил Иисуса вплоть до самого ареста в Гефсиманском саду.

А предатель и не думал раскаиваться! Покинув Иисуса, он в спешке отправился к дому Каиафы. Навряд ли там его мог дожидаться готовый к действию отряд воинов. Если бы это было так, то Иисуса, наверное, схватили бы еще во время Тайной вечери. А евангелисты единодушно утверждают, что между уходом Иуды с Вечери и арестом в Гефсимании прошло довольно много времени. Иисус успел обратиться к ученикам с длинной проповедью, умыл всем апостолам ноги, учредил Евхаристию, после чего, «воспевши» псалмы, - это, означает, без спешки, - они все вместе отправились за город, в Гефсиманию (Мф. 26:30; Мр. 14:26). Ясно, что на все это ушло несколько долгих часов.

За это время первосвященник собрал свою челядь, вооружив ее дубинками и кольями, и для большей надежности послал к римскому прокуратору за подмогой. После всех приготовлений «группа захвата» отправилась за Иисусом. Проводником был Иуда - как хорошо знающий привычки своего бывшего учителя. Возможно, стражники вначале нагрянули в тот дом, где проходила Тайная вечеря, и не найдя никого, затем уже отправились в Гефсиманский сад, где, как было известно Иуде, часто проводил ночи Иисус: «Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18:2).

На само деле, Иисус был там. Томимый тревожными предчувствиями, он горячо молился, уповая на то, чтобы «чаша» страданий, по возможности, миновала его (Мф. 26:37- 42; Мк. 14:33-36; Лк. 22:42- 44).

Почему Иисус не делал ни малейшей попытки спастись, если, как видно, отлично понимал, что эта ночь может оказаться для него последней? Почему оставался на месте, зная, что предатель в любую минуту может появиться вместе со стражниками в саду?

Об этом мы можем сейчас лишь догадываться. Евангелисты по этому поводу ничего нам не говорят, а возможно, и сами не знают. Из их рассказов видно лишь, что Иисус, во-первых, никуда не собирался уходить из Гефсиманского сада и, во-вторых, вовсе не хотел быть схваченным. На что же он тогда рассчитывал?

Возможно, Иисус надеялся, что в предателе может заговорить совесть, и он откажется от своего гнусного намерения? Или что первосвященники отложат арест до окончания праздника, и у него таким образом еще будет время ускользнуть от них? Или же Иисус считал, что именно в эту ночь суждено исполниться древнему пророчеству о страдающем Мессии (Ис. 53), которое он целиком и полностью относил к себе, и решил на этот раз от судьбы не бегать?

Так или иначе, но его надежды на избавление или хотя бы на отсрочку не оправдались. Уже в скором времени Гефсиманский сад осветился колеблющимся светом множества факелов, и во главе вооруженных людей появился Иуда Искариот…

В Евангелиях говорится, что за все свои «подвиги» Иуда получил в награду 30 сребренников (Мф. 26:15). Не густо! Многих исследователей этот факт очень смущает. Им кажется, что за такие дела надо платить гораздо больше, а если евангелисты настаивают именно на этой сумме, то, значит, весь эпизод с сребренниками выдуманный, целиком и полностью подогнанный под древнее пророчество: «И они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников» (Зах. 11:12).

А между тем все сомнения возможно легко развеять, предположив, что 30 сребренников были не единовременным вознаграждением, а платой, получаемой Иудой регулярно. Скажем, раз в месяц он являлся с докладом к первосвященнику, после чего получал причитающиеся 30 сребренников. Для однократного вознаграждения это, в действительности, немного, но если получать такую мзду регулярно, то жить, особо не роскошествуя, в принципе возможно. Кстати, согласно Книге Деяний апостолов, Иуда после казни Иисуса и не думал раскаиваться, а тем более кончать самоубийством. Собираясь жить долго и счастливо, он «приобрел землю неправедною мздою» (Деян. 1:18).

Навряд ли на 30 сребренников возможно было приобрести приличный участок. Скорей всего, Иуда взял деньги, полученные за несколько лет от первосвященника, добавил к ним то, что ему удалось натаскать из «денежного ящика», и когда составилась более или менее значительная сумма, отправился покупать недвижимость. По Деяниям, он и погиб-то по чистой случайности, упав с высоты: «И, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:19).

Эта версия смерти Иуды разительно отличается от той, которую мы знаем от Матфея. По его рассказу, Иуда, терзаемый раскаянием,«бросил сребренники в храме» и «удавился» (Мф. 27:5). Многие толкователи делали попытки объединить эти два свидетельства в один связный эпизод, представляя дело так, что вначале Иуда повесился, а потом его труп сорвался с веревки и от удара о землю «расселся». Предположим, что так и было. Но тогда какие деньги швырял Иуда в Храме, если уже приобрел землю? Или специально для этого продал только что купленный участок?

В общем, если выбирать из этих двух версий, то, на мой взгляд, гораздо правдоподобней история смерти Иуды, рассказанная автором Деяний. В ней нет надуманных мелодраматических моментов и сомнительных психологических терзаний, вряд ли свойственных предателю, решившему нажиться на этом деле. Все гораздо проще и грубей: продал учителя - купил землю! И смерть Иуды, описанная в Деяниях, более естественная: погиб он не в припадке раскаяния, а в результате несчастного случая, свалившись с высоты. Были, правда, попытки изобразить его падение как месть со стороны сторонников Христа, будто бы столкнувших предателя с обрыва, но это уже чистейшей воды домыслы, которые невозможно ничем доказать.

Loading...Loading...