Канке философия. ВведениеЧто такое философия? Что есть философия

Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования. Содержание и структура учебника соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Содержит вопросы и задания к каждой главе, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы. Для студентов средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

    Приложение 3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 53

В. А. Канке
Основы философии

Посвящаю моим родителям

От автора

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения - научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной - при самом ответственном отношении к этому термину - философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата - студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Москва - Обнинск сентябрь 1998 г.

Введение
Что такое философия?

Смысл слова "философия"

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Канке В. Философия: Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии. Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения - научного, профессионального и просто житейского - способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.
Стержневая идея настоящей книги - представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придерживаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в высших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы философствования, на которых во многом строятся образование, наука, культура и техника, экономика и общественная жизнь на пороге XXI века.
Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не подменяя более капитальных учебников и философских трудов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить целостное представление о философии, в краткие сроки обновить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.
3

Учебное пособие
Москва «Логос» 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001

Философия

«Канке В.А. Философия Учебник»: «Логос»; Москва; 2007

5-е издание, переработанное и дополненное.

Исторический и систематический курс

Рекомендуется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Аннотация

Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века.
Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Краткое содержание

Введение

Что есть философия?
Часть 1. История философии

Глава 1.1 Античная философия

Глава 1.2 Средневековая философия

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

Глава 1.4 Европейская философия XVII в.

Глава 1.5 Философия XVIII в.

Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму

Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике

Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму

Глава 1.9 Русская философия
Часть 2. Систематический курс философии

Глава 2.1 Метафилософия

Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

Глава 2.4 Философия общества и истории

Глава 2.5 Философия природы

Глава 2.6 Философия науки

Глава 2.7 Философия техники

Глава 2.8 Стратегия будущего

Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии

Литература

Именной указатель

Введение

Что есть философия?

Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего уяснить себе, что такое философия, каков ее предмет и смысл, в чем состоит ее назначение. Как показывает история становления и развития философии, ответить на поставленные вопросы совсем непросто. В коротких лаконичных ответах трудно исчерпать многообразие философии. К тому же следует учесть ее творческий характер. Только тогда человек становится философом, когда он стремится выработать новое знание, новое чувство и новое откровение. Но это означает, что смысл философии не является чем-то неизменным, от века данным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, создают, творят. Кто всерьез этим занимается, тот и является философом.

Одно из самых кратких определений философии гласит, что она, как подчеркивал Гегель , является квинтэссенцией, т. е. самым главным, в духовной жизни человека. Но такое определение требует пояснений. Здесь уместно вспомнить, что слово "философия" имеет древнегреческое происхождение, впервые его ввел в оборот Пифагор . В буквальном переводе философия означает любовь к мудрости. Это утверждение также вполне приемлемо, но и оно требует пояснений.

Философия как наука

Является ли философия наукой? Очевидно, что если бы удалось ответить на этот вопрос, то тем самым отчасти был бы прояснен и вопрос о природе философии. Наука имеет дело с понятиями, законами, принципами, теориями. Есть ли все это в философии? Да, есть. Поэтому многие исследователи считают философию наукой.

Но что изучает философия, другими словами, каков ее объект? Физика изучает физические явления, биология имеет дело с живой природой, интерес гуманитарных наук сосредоточен на социальном. Упомянутые науки рассматривают конкретные явления, на их уровне нет ниши непосредственно для философии. Эту нишу мы находим в сфере общего, точнее, всеобщего. Общим занимаются математика, кибернетика, теория систем. Всеобщее же - подлинное царство философии, поэтому Гегель и называл философию наукой о всеобщем.

Итак, одну особенность философии мы определили. Философия - это наука о всеобщем . Но всеобщее не следует мыслить в отрыве от конкретного, именно в сфере конкретного находятся корни философии. Всеобщее в философии существует в форме целостного, синтеза всего конкретного. В этой связи часто говорят, что философия есть наука о мире в целом . Это верно, но не надо думать, что философия сродни космологии. То целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Как справедливо отмечал Гуссерль, философия есть свободная и универсальная теоретическая рефлексия , т. е. размышление , поиск. По степени универсальности философии нет равных среди других наук, которые, впрочем, превосходят ее в постижении глубин конкретного.

Философия как мироощущение

Является ли философия искусством? Ответ на новый вопрос также позволит приблизиться к пониманию философии. Ф. Шеллинг считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Греческое слово "эстетикос" означает буквально чувственный, чувствующий. Философия - об этом свидетельствует ее содержание - не довольствуется понятийным постижением мира, она еще и реализует эстетическое отношение к нему. В этом своем качестве философия выступает не как теоретическое мировоззрение, а как мироощущение, постижение всеобщего, универсального, целостного в чувствах и эмоциях. Речь идет об особых чувствах и эмоциях, имеющих философское содержание. Например, книга известного датского философа С. Кьеркегора называется "Страх и трепет". В ней без особого труда можно обнаружить и научный, и психологический планы. Но главное содержание является философским. Страх, трепет, отчаяние оказываются универсальными формами мировоззрения всякого человека. В таких философских направлениях, как, например, философия жизни, феноменология, экзистенциализм, философия сближается с искусством. Итак, философия есть мироощущение .

Философия как миропонимание

Философия удивительным образом соединяет в себе теоретическое, научное мировоззрение и мироощущение. Такое соединение многим кажется несогласующимся с дифференцированностью современной культуры и науки, их отделенностью друг от друга. Но философия в соответствии со своими принципами не может предать забвению какой-либо из полюсов мирового целого, будь то наука или искусство. Синтез теоретического мировоззрения и мироощущения приводит к новому философскому феномену, миропониманию .

Миропонимание предполагает ценностное, нравственное отношение к целостному миру. Ясно, что без науки такого миропонимания не достичь. Недостижимым окажется оно и при отсутствии чувственно-эмоционального вектора. В миропонимании реализуется всеобъемлющий, насыщенный нравственными компонентами поиск человеком своего собственного смысла , равно как и смысла внешнего мира. Бесстрашная устремленность философии в самые запредельные нравственные дали и безбоязненная готовность к встрече с любым откровением сближают философию с религией. Однако в отличие от религии философия максимально критична по своему существу. Как только появляются догмы, в том числе и религиозные, философы стремятся дистанцироваться от них. Л. Фейербах остроумно сравнивал религию с юношеской любовью (имеется в виду боязнь религии уронить себя познанием, критикой догм), а философию - с супружеской любовью, для которой характерны не только высота чувств, но и зрелость критической мысли.

Миропонимание - непременная составляющая любой развитой философской системы. Чаще всего миропонимание выступает в форме этической части философии. Но есть философское направление, в котором вопросам миропонимания уделяется первостепенное внимание. Такова герменевтика . Герменевтика - это, по определению, философия понимания. Итак, философия - не только теоретическое мировоззрение и не только мироощущение, но и миропонимание.

Философия как практическое действие

До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, еще и действует. Русский философ П.М. Лавров подчеркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Поистине, в своем миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В отличие от животного он действует именно таким образом, а не иначе. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, в творения человека. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к нравственному совершенству, свобода, справедливость.

Полтора века назад молодой и критически настроенный Маркс указывал, что философы лишь объясняли мир, а его надо изменять. Верно, мир надо изменять. Но каким образом, в каком направлении? Здесь-то и выясняется особая роль философии в обеспечении успешного развития цивилизации. Плохие философские ориентиры ведут к катастрофам. Наглядных тому свидетельств в истории немало.

Философские идеи обладают высокой смысловой емкостью. Это обстоятельство обычно недооценивается. На первый взгляд, философия оперирует идеями , далекими от насущных практических задач. Но это впечатление крайне обманчиво. Дело в том, что в силу универсального характера философских идей их реализация охватывает все и вся. Иными словами, дает себя знать эффект мультипликации, преумножения. Так, общество, решившее быть справедливым, должно реализовывать этот идеал во всем. В стране с многочисленным населением реализация как ложно, так и правильно понятого идеала справедливости приведет к мощным интегральным эффектам.

Высокая смысловая емкость философии объясняет, почему ее, философии, изучение является весьма эффективным средством экономии времени. Экономия времени давно уже стала для человека необходимостью. В этой связи он не может позволить себе изучать "все подряд", целесообразный поиск часто направлен на выбор наиболее информационно и смыслоемких дисциплин. Высокая степень смыслоемкости философии является результатом деятельности человеческого общества как смыслополагающего целого. Добиваясь миропонимания, человек обобщает свои достижения, придает им компактную форму, которая была бы доступна его ограниченному по своим возможностям сознанию. Философские идеи в этом плане являются самыми смыслоемкими, ибо это первые, основные определения бытия (Аристотель ), то ли знания (И. Кант ), то ли отношения к социуму (К. Маркс ), то ли отношения к миру (М. Хайдеггер ).

Итак, в своей символической форме философия выступает как практическое действие.

Назначение философии

Выше были рассмотрены теоретическая (философия как теоретическое мировоззрение), чувственно-эстетическая (философия как мироощущение) и герменевтическая функции философии. Разумеется, этими функциями не исчерпывается содержание философии. Наряду с перечисленными довольно часто выделяют еще и онтологическую, гносеологическую, методологическую, логическую, аксиологическую, эвристическую, гуманистическую функции философии.

Как онтология философия является учением о бытии (греческое слово "он" = сущее). В качестве гносеологии (греческое "гносис" = знание, познание) философия изучает источники, формы и методы познания. Если философия изучает способы познания, то она выступает методологией (греческое "методос" = способ). В качестве логики философия исследует взаимосвязь и взаимопереход идей. Аксиология (греческое "аксиос" = ценный) - это учение о ценностях. Эвристика (буквально в переводе с греческого означает нахождение) занимается поисками путей творчества и их обоснования. Гуманистическая (от латинского "гуманус" = человечный) функция философии реализуется в философском учении о человеке, которое часто называют антропологией (греческое "антропос" = человек). О каждой из перечисленных функций философии написаны сотни книг. Разумеется, у нас нет возможности рассматривать в подробностях различные функции философии, обилие которых является свидетельством ее многообразия.

Итак, в чем же состоит назначение философии? Почему человек философствует? Немецкий мыслитель М. Хайдеггер считал философию вопрошанием в поиске удела человека. По Хайдеггеру, философия есть ностальгия, тоска по тому, чтобы везде быть дома в том причудливом мире, где нам суждено быть или не быть. Быть или не быть - вот в чем вопрос. А если быть, то каким?

Человек философствует потому, что он человек. Каждый человек - философ, сознает он это или нет. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступать иначе , ибо это самый универсальный и необходимый способ его существования. На всем протяжении своего существования человек стремился возвысить этот способ существования. И, очевидно, правильно делал.

Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества.

Приступая к изучению философии, необходимо помнить, что она представляет собой не просто собрание истин, которые можно сосчитать и представить в форме, легкой для запоминания и последующей сдачи экзамена или зачета. Философия - это динамичный, светящийся мир понятий и идей, проблем, вопросов, сомнений, верований. Научиться ориентироваться в этом мире, разумеется, совсем непросто. В этой связи в учебниках философии излагают сначала историю философии, а уже после этого философию как систематический курс. Такой, кажущийся в чем-то усложненный, путь изучения философии не всем по душе. Но он обладает многими достоинствами.

Всегда, когда осваивается исторический материал, сохраняется опасность повторения студентом тех исторических заблуждений, которые уже давно преодолены в силу развития человеческой культуры. Так обстоит дело и в математике, и в физике, и в философии. Впрочем формально-символический аппарат современных естественно-научных и технических дисциплин столь специфичен, что уже простое овладение им как бы предохраняет от соскальзывания в область устаревшего. В философии такой аппарат отсутствует, здесь на протяжении многих веков пользуются вроде бы одними и теми же словами: истина, красота, благо, идея… Но смысл, вкладываемый в эти слова, меняется по мере развития философии. В этих условиях подъем на вершину современных философских воззрений предполагает достаточно ясное понимание того, что уже было, прошлых достижений и неудач. Как показывает практика изучения философии, тот, кто не знает истории развития философских идей, рискует повторить неудачи былого. Очевидно, что следует избегать этого.

С учетом изложенного мы будем стремиться к достижению вершин современной философии. Но для этого необходимо преодолеть определенный путь, пройти некоторую школу мысли и чувства. Для читателя, которому присуще живое чувство увлечения новым , этот путь не покажется утомительным, поскольку предстоит встреча с выдающимися философами разных эпох. Их достижения впечатляют уже сами по себе. Даже в своих ошибках они умели быть великими, фактически стимулируя будущую мысль на новые открытия. Более того, удивительно, но выдающиеся философы прошлого довольно часто оказываются на высоте современных философских проблем. Как вполне справедливо отмечал наш отечественный выдающийся философ А.Ф. Лосев, история философии - это база духовной культуры вообще.

5-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2003. — 376 с. — (Новая университетская библиотека). — ISBN 5-94010-004-Х.Качество: Отсканированные страницы 600 dpi + обработка сканов + слой распознанного текста.
Учебник "Философия" доктора философских наук профессора В.А.Канке выдержал несколько изданий и приобрел широкую известность. В числе достоинств книги - соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, возможность вариативного подхода к преподаванию и изучению философии в зависимости от профиля учебного заведения, доступность изложения, а также полнота справочного аппарата. Это современный учебник, освещающий не только историю мысли, но и актуальные философские проблемы.Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века. Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.Введение. Что такое философия?
Предмет философии, ее место и роль в культуре.
Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии.
Практическая ориентация философии. Моральная функция философии.
Назначение философии.
О смысле дальнейшего изложения.История философии.
Античная философия.
Милетская школа философии.
Школа Пифагора.
Гераклит и элеаты.
Атомисты. Левкипп и Демокрит.
Школа Сократа.
Софисты.
Платон.
Аристотель.
Философия эллинизма.
Эллиническая наука.
Философия Римской империи. Неоплатонизм.
Характерные черты античной философии.
Средневековая философия.
Философия и теология.
Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
Креационизм.
Провиденциализм. Время.
Символизм. Средневековая герменевтика.
Реализм, номинализм, концептуализм.
Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
Общество и природа.
Средневековая теодицея.
Патристика и схоластика.
Характерные черты средневековой философии.
Философия эпохи Возрождения.
Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии.
Человек — творец, художник.
Гуманизм.
Философы эпохи Возрождения.
Характерные черты возрожденческой философии.
Европейская философия XVII в.
Философия Бэкона.
Философия Декарта (картезианство).
Галилей и Ньютон: создание теоретической механики.
Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка.
Философия Лейбница.
Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
Европейская философия XVIII в.
Историческая справка.
Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах.
Философия в Германии. Кант и Фихте.
Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
Об изъяне проекта Просвещения.
От философии Гегеля к дидактическому материализму.
Философия Гегеля.
От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса.
От философии жизни к герменевтике.
Философия жизни.
Экзистенциализм и фундаментальная онтология.
Феноменология Гуссерля.
Герменевтика.
Аналитическая философия.
Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн.
Логический позитивизм.
Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун.
Лингвистическая философия Витгенштейна.
От структурализма к постмодернизму.
Структурализм.
Мишель Фуко: философия дискурсивных практик.
Жак Деррида: деконструктивизм.
Жан Лиотар: постмодернизм.
Русская (несоветская философия).
Историческая справка.
От славянофильства к религиозно-этическому искательству.
Философия западников.
Евразийство.
Революционизм: революционные демократы, народники, анархисты, марксисты.
Философия В.С.Соловьева.
Русская философия в XX в.
Характерные черты русской философии.
Философия советского периода.
Подъем знамени ленинизма (1917-1930).
Сталинизм в философии (1930-1956).
Расцвет марксистско-ленинской философии (1957-1975).
Застой в развитии марксистско-ленинской философии (1976-1991).
Увядание марксистско-ленинской философии (1991-2000).
Философия в постсоветской России.
Восточная философия.
О философии Запада и Востока.
Индийская философия.
Китайская философия.
Заключение к курсу История философии. Систематический курс философии.
Учение о бытии.
Проблема существования.
Виды бытия.
Многообразие и единство бытия.
Пространство и время.
Диалектика, диалог, диспут, дискурс.
Изменение и развитие. Закономерности.
Философская антропология и гносеология.
Философия о природе человека.
Четыре сферы бытия человека.
Природа психических функций человека, способность познавать мир.
Чувственное познание.
Рациональное познание. Мышление.
Единство чувственного и рационального познания.
Творчество. Интуиция. Память. Воображение.
Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм.
Что есть истина?
Объяснение, вчувствование, интерпретация, действие, понимание.
Ценность. Философия как аксиология.
Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал.
Философия символического мира человека. Человек в мире культуры.
Философия языка.
Единство и многообразие языков. Метаязык.
Формализованный язык. Машинные языки.
Знаковая форма языка. Философия как язык.
Философия культуры. Культура и цивилизация.
Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное.
Философия практики.
Добро. Три этики. Личность, проблема свободы и ответственности.
Смысл человеческого бытия.
Образование.
Философия общества и истории.
Пути понимания природы общества.
Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества.
Общество и его структура.
Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад-Россия-Восток.
Философия природы.
Исторические формы отношения человека к природе.
Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума.
Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм.
Философия науки.
Что такое наука?
Эмпирический уровень научного познания.
Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов.
Становление научной теории и рост теоретического знания.
Теоретические методы.
Наука в поисках истины.
Идеалы науки. Этика ученого.
Соотношение философской, религиозной и научной картин мира.
Философия техники.
Происхождение и природа техники.
Основные проблемы философии техники.
Техника и этика.
Человек в информационном обществе.
Стратегия будущего.
Человек во Вселенной.
Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Заключение. Философия в современном мире.
Приложения:
Курс философии в таблицах.
Философские открытия.
100 вопросов на понимание курса философии.
Советы студентам.
Требования (федеральный компонент) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Философия».
Программа курса философии.
Примерное почасовое планирование курса философии.
Методические заметки (для преподавателей).
Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке).
Литература.
Словарь-указатель.
Именной указатель.

Annotation

Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования. Содержание и структура учебника соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Содержит вопросы и задания к каждой главе, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы. Для студентов средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Введение

1. Античная философия

1.1 Античная натурфилософия

1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля

1.3. Эллинистическая философия

2. Средневековая философия

3. Философия нового времени

3.1. Философия эпохи Возрождения

3.2. Философия от Декарта до Канта (XYII–XYIII ВВ.)

3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) Гегель против Канта

4. Философия наших дней

4.1. О состоянии современной философии

4.2. Феноменология

4.3. Герменевтика

4.4. Аналитическая философия

4.5. Постмодернизм

4.6. Философия в России

4.7. Восточная философия

5. Основания философствования

6. Философия человека, общества и истории

6.1. Философия человека

6.2. Философия общества

6.3. Философия истории

7. Философия как аксиология

7.1. Учение о ценности

7.2. Философия искусства

7.3. Философия практики

8. Философия познания и науки

8.1. Философия познания

8.2. Философия науки

9. Философия языка

10. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

11. Философия природы

12. Второй пол и философия

13. Философия образования

Заключение. Философия в современном мире

Приложение 1

Приложение 2. Советы студентам

Приложение 3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

Приложение 4. Программа курса философии

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 6. Методические заметки (для преподавателей)

Приложение 7. Годы жизни выдающихся философов(в хронологическом порядке)

Приложение 8

Приложение 9. Выдающиеся философы xx века

Литература

Словарь-указатель

Именной указатель

В. А. Канке

Посвящаю моим родителям

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения - научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной - при самом ответственном отношении к этому термину - философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата - студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Москва - Обнинск сентябрь 1998 г.

Введение

Что такое философия?

Смысл слова «философия»

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Loading...Loading...