Монастырь пантократор. Описание монастыря пантократор на острове корфу

Пантократорский (Вседержителев) монастырь в честь Преображения Господня на Афоне .

Расположен в часе ходьбы от монастыря Ставроникита , на скалистом мысу в северо-восточной части полуострова, рядом с развалинами древнего города.

История

Состав

Небольшой по размерам собор монастыря стоит в дальней части мощеного двора.

На пути между Пантократором и Кареей есть местечко под названием Капсала с множеством калив, тридцать шесть из которых принадлежат монастырю Пантократор. Кроме того монастырь владеет пятнадцатью келиями в самой Карее и ее окрестностях. Келья Успения Богородицы, в которой архангел Гавриил научил молодого инока молитве «Достойно есть », также является собственностью монастыря.

Во владении монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии, расположенный в получасе ходьбы от него. Изначально этот скит был келией, а в середине XVIII века в нем поселился преподобный Паисий Величковский вокруг которого собралось множество учеников. В то время Ильинский скит сделался общежительным монастырем, но с уходом преподобного Паисия снова умалился.

Из древних монастырей слившихся с Пантократором ныне сохранился лишь Равдуху – небольшая келия, стоящая ниже Кутлумуша.

Святыни

В соборном храме похоронены основатели монастыря – иноки Алексий и Иоанн. Здесь же хранится одна из наиболее чтимых на Афоне икон Пресвятой Богородицы под названием "Герондисса" , не раз являвшая чудеса в этой обители.

В монастыре Пантократор также хранятся фрагменты Животворящего Креста Господня , частицы мощей святого апостола Андрея , святителя

Монастырь Пантократор

Игумен монастыря архимандрит Виссаирон. Тел.:(30-23770) 23253. Факс:(30-23770) 23685

В плане монастырские здания составляют неправильный многоугольник, который окружает крепостная стена, а на западной стороне его возвышается крепостная башня. Большинство построек монастыря появились в более позднее время.

Соборный храм посвящен в честь Преображения Господня. Храм относится к XIV веку и сложен из белого мрамора. В 1847 году из такого же мрамора был сделан пол. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). Среди святынь монастыря в храме находится чудотворная икона Божией Матери, называемая «Геронтисса», т.е. «Старица».

Относительно небольшой собор, в котором похоронены оба ктитора монастыря Алексий и Иоанн, находится в северной части мощенного плитами двора. Архитектура его следует общему афонскому типу, хотя имеет и некоторые особенности, проявляющиеся в расстоянии между хорами для певчих и алтарной частью: это расстояние больше, чем в других соборах. Кроме того, професис и диаконикон образуют две небольшие башни с куполами. При этом, в 1847 году оба нартекса соединили друг с другом и пристроили новый застекленный наружный нартекс. В то же время на средства архимандрита Мелетия была построена примыкающая к нартексу башня звонницы.

Созданные в XIV веке фрески храма в настоящее время находятся под слоем более поздних росписей, которые были сделаны в 1854 году агиографом Матфеем Иоанном из Наусы. Из ранних фресок можно увидеть изображения Успения Богородицы, Моления и некоторых святых.

Постройки монастыря

Фиал водосвятия в том виде, в котором он известен в большинстве афонских монастырей, в Пантократоровом монастыре отсутствует.

Трапезная встроена в сторону, на которой располагаются кельи, напротив фасада собора. она была построена в 1741 году и, спустя 8 лет, украшена фресками довольно посредственными живописцами.

Кроме центрального храма, в монастыре есть 8 часовен на территории внутри монастырских стен, а также еще 7 других часовен в различных экзартимах. Наиболее значительная из них – Успенская часовня, слева от литийного притвора, в соборе, с фресками 1538 года, которые были покрыты новым слоем живописи в 1868 году. Другие часовни с фресками – Святого Николая у входа в монастырь и Иоанна Предтечи в его южном крыле.

Скиты и кельи монастыря

По дороге из монастыря в Карею находится поселок Капсалы с большим числом монашеских калив, 36 из которых принадлежат Пантократорову монастырю, а другие – другим монастырям. В Карее и ее окрестностях разбросано еще 15 келий, из которых выделяется бывший монастырь, а ныне келья Равдуха (Жезлоносца), посвященная Введению во храм Пресвятой Богородицы и занимавшая в начале XIV века четырнадцатое место среди монастырей того времени.

Однако этот монастырь существовал, по крайней мере, с Х века – этим временем датируются изображения (два креста) старого собора в подземелье нынешнего храма: они относятся к нижнему слою фресковой живописи, т.е. предшествовавшему слою, на котором изображены апостолы Петр и Павел и который датируется ХII веком. Еще одна келья того же монастыря – Успенская келья, называемая также «Axion esti» («Достойно есть») и связанная с одноименной чудотворной иконой Богородицы, которая находилась ранее здесь, а ныне хранится в алтарной части храма Протата.

Пантократорову монастырю принадлежит также русский общежительный скит Пророка Ильи, стоящий на возвышенности напротив монастыря, на расстоянии около получаса ходьбы. Здесь находилась ранее келья, отданная в 1757 году выдающемуся украинскому монаху и великому реформатору Паисию Величковскому.

Аскеты, главным образом молдаване и украинцы, постепенно становились его учениками, и поскольку число их все возрастало, Паисий Величковский преобразовал келью в скит и при том общежительный, что вообще имело место среди скитов Афона впервые, Затем скит находился в руках русских монахов, число которых весьма возросло, что привело к необходимости построить ряд новых больших зданий, похожих на церковь Святого Андрея.

В итоге это вызвало беспокойство патриархии, Священного Кинота и главенствующего монастыря. Поэтому между скитом и Пантократоровым монастырем пошли нескончаемые судебные разбирательства, конец которым положила грамота патриарха Неофита VIII от 1892 года. Новейшая, весьма впечатляющая главная церковь (kyriakon) скита была открыта в 1900 году. В ней хранятся две ценные иконы Богородицы – Млекопитательницы и Лиющей Слезы.

Географическое местоположение

Пантократор - один из православных монастырей на горе Афон. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров.

Он находится в двух часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова, неподалёку от развалин древнего города. Расположен в часе ходьбы от монастыря Ставроникиты.

Святыни

В монастырском соборе хранится чудотворная икона Божией Матери «Геро́нтисса», т. е. «Старица». Богородица на этой иконе изображена в полный рост в преклонном возрасте, без Богомладенца Христа; на массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображён сосуд с изливающимся через край елеем. Многократно Матерь Божия через этот образ изъявляла Свою особую попечительность об умирающих старцах, отчего и закрепилось за иконой её название.

Сосуд же на ризе изображён в память чуда, сотворённого Пресвятой Богородицей. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол.

И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма. Во время разорения Пантократора турками образ был брошен в колодец, серебряные ризы украдены. По дороге святотатцы, поражённые слепотой, и сами поняли, что понесли кару заслуженно. Восемьдесят лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи в колодце обрели образ невредимым.

Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь.

В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы можно поклониться ещё одной чудотворной иконе вмч. Георгия. Этот образ XVI века был перенесён в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалёку кельи.

В Пантократоре и его окресностях подвизались: свт. Феона архиепископ Солунский, прп. Феофил Мироточивый, свт. Каллист, патриарх Константинопольский, свт. Григорий Палама, свт. Иосиф, митрополит Тимишоарский, и прп. Паисий Величковский.

В обители пребывают: часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и мощей апп. Андрея Первозванного и Тита, свт. Игнатия Богоносца, св. Феодора Стратилата, мц. Фотины Самаряныни, св. Никифора, равноапп. Константина и Елены, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмчч. Меркурия и Прокопия, вмц. Марины, мцц. Анастасии и Евфимии, сщмчч. Антипы и Харалампия, свтт. Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия, патриарха Иерусалимского, прп. Иоанникия Вифинского, прав. Иоанна Милостивого и других святых. В монастырской библиотеке есть замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее св. Иоанну Кущнику.

В Мир Моря Солнца Вершин Олимпа!

«… не ищи Бога в кигах и менеях, его там нет, ищи его внутри себя…Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило ему обителью…»

Преподобный Никодим Святогорец

[[[,],,"and"]]

1 Step 1

Эта обитель – одна из живописнейших по устройству и расположению на северо-восточном побережье Афонского полуострова. Она находится на берегу в бухте, закрытой с трех сторон. Подобно Лавре св. Афанасия, монастырь Пантократор состоит из множества зданий и служб.

Крепкая четырехсторонняя стена с высокими башнями заканчивается монашескими кельями в несколько этажей. Снаружи монастырь выглядит довольно высоким, впечатление усиливает расположение его на высоком скалистом холме.

Пантократор (что значит «Вседержитель») был основан в 1361 году родственниками греческого императора – великим стратопедархом (военачальником) Алексием и его братом великим примикарием (первым сановником Цареградского двора) Иоанном. Приняв монашество, братья поначалу подвизались в одноименной келлии Пантократора, затем расширили ее и превратили в монастырь. Сохранились портреты двух ктиторов Алексия и Иоанна, они хранятся в российском Эрмитаже. В конце XIV - начале XV века обитель быстро росла территориально и укреплялась экономически, во многом благодаря помощи правителей из династии Палеологов. После утверждения на Балканах турок (1453) она пережила тяжелый экономический кризис и выжила благодаря неоценимой помощи со стороны греков-господарей дунайских княжеств.

Немаловажную роль в сохранении обители сыграли и русские цари. Императрица Екатерина II специальным указом 1762 года разрешила монахам Пантократора организовать сбор пожертвований в России. В 1773 году монастырь пострадал от сильного пожара и был восстановлен на средства жертвователей. Тем не менее, с 1574 года и по настоящее время Пантократор занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей. Сильный пожар вновь нанес серьезный ущерб в 1948 году, уничтожив часть северо-восточных построек. Восстановлением их занимался департамент по реставрационным работам Греции. Монастырь разделен на два двора. Во внешнем располагаются кельи для паломников, высокая башня с параклисом Успения Пресвятой Богородицы наверху и ризницей внизу. Во внутреннем дворе находится главный храм, трапезная и колокольня. Соборный храм Преображения Господня построен основателями монастыря в 1363 году и сохраняет стенные росписи, выполненные величайшим представителем византийской церковной живописи Мануилом Панселиносом.

Без поновления дошли до нашего времени фрески Панселиноса «Успение Божией Матери» и «Деисис». Собрание икон монастыря является одним из самых значительных на Святой Горе. В соборном храме у северо-восточной колонны находится чудотворный образ Божией Матери «Геронтисса» («Старица»), Предание повествует о том, что один престарелый благочестивый игумен обители заболел и находился уже при кончине. Предузнав о времени своего исхода из этого мира и желая причаститься Святых Таин, он просил чередного иеромонаха поспешить отслужить Литургию. Но иеромонах не обратил должного внимания на просьбу своего игумена и не торопился совершать своего служения. Тогда вдруг услышал он от иконы Божией Матери, находившейся в ту пору в алтаре храма, грозный глас, повелевающий иеромонаху исполнить желание и волю игумена. По этому-то случаю икона Богородицы, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название «Геронтиссы».

Божия Матерь изображена во весь рост, у Ее ног стоит сосуд с изливающимся из него маслом - в память того, что по молитве игумена пред этой чудотворной иконой случалось дважды умножение елея в пустых монастырских сосудах. Образ обновлен и обложен серебряной ризой. Во время нападения на обитель сарацин святая икона была брошена ими в колодезь, находившийся недалеко от монастыря. Один из сарацин в безумном презрении к христианской святыне хотел было разрубить икону на части, чтобы щепками раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться святотатству. Безумец в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодец, где она находилась в продолжение 80 лет. Здесь она и была обретена по указанию родственников сарацина, наказанного слепотой. Перед смертью он раскаялся в своем безумном поступке и, надеясь через раскаяние получить облегчение своей судьбе, заповедал домочадцам отправиться на Святую Гору и открыть там брошенную в колодец икону Богородицы. После этого чудотворная икона с честью была вынута из колодца и отнесена в соборный храм. Впоследствии Богоматерь многократно изъявляла свою особую заботу об умирающих в обители старцах.

Среди святынь монастыря – части Древа Креста Господня, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свтт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Афанасия, Патриарха Константинопольского, персты мч. Трифона. В монастырской библиотеке хранится замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее прп. Иоанну Кущнику (V в.), а также около 350 древних рукописей (самые ранние от IX века), более 3500 старопечатных книг. В братстве монастыря около 20 монахов. Обители Пантократор принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Пресвятой Богородицы. Монастырь известен и тем, что поблизости от него, в северном направлении, находилось множество калив (хижин), в которых обитали монахи, взявшие на себя обет добровольного поста.

Питались они лишь необходимой для поддержания жизни пищей, существуя на подаяния насельников Пантократора. На землях монастыря, в часе ходьбы от него, на одном из пустынных холмов между оврагами, среди роскошной афонской растительности расположен русский скит святого пророка Илии. Он был основан в 1759 году преподобньм Паисием Величковским, знатоком книжных древностей и составителем «Добротолюбия» – знаменитого сборника святоотеческих творений. Преподобный Паисий, родом из Полтавы, родился в 1722 году. Грамоте отрок Петр научился по Псалтири и на 13-м году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию, где душа его потянулась к монашескому житию. В 17 лет юноша ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Здесь для Петра началось первое послушание по списыванию книг – это была Лествица Иоаннова. Но в рясофор с именем Платона его постригли в Николаевском Медведовском монастыре на реке Тясмин.

Недолго пришлось здесь подвизаться иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на православие. Он отправился в Валахию. Путь странствования его пролегал через келлии и пещеры подвижников скитских и пустынных, окормляемых старцем Василием Поляномерульским, который, поговорив с Платоном, удивился опытности молодого монаха. Некоторое время он пустынножительствовал в горном скиту Кырнул. Плодом странствования инока Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Валахии явилось опытное знание послушания, смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую преподобный Паисий непрестанно совершал до самой своей кончины. Наконец инок Платон, упросив старцев благословить его, отправился на Афон. Дорога сопровождалась многими трудностями, а спустя четыре дня по прибытии на Святую Гору он остался один – спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался.

Многие места Афона обошел инок Платон в поисках старцев, сильных в подвиге и знании святоотеческих писаний, и не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, он беседовал с ним несколько дней и ночей. Тогда по просьбе пустынника отец Василий облачил его в мантию с переменой имени на Паисий; ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время к преподобному Паисию пришел монах Виссарион, прося оставить его жить при себе в послушании, но старец не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы вместо отца и наставника иметь обоим учение святых отцов Церкви.

С таким условием принимал преподобный и других братьев, поэтому-то среди Паисиева братства возникло стремление собирания писаний свв. отцов, традиция книжности. Это было необычным явлением для афонских монастырей того времени, ибо большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже не слышало. Каждая находка древней книги была огромной радостью для преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал по этому поводу: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что вижу на земле небесное сокровище». Книжное накопление сопровождалось нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий не имел даже нижней одежды, только подрясник и рясу «изодраны и в заплатах».

Вскоре братии набралось двенадцать человек и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. В 1758 году в возрасте 36 лет он принял рукоположение. Будучи иереем, преподобный никогда не мог совершать Литургию без слез. Наконец Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келлию пророка Илии и, с благословения Цареградского Патриарха Серафима, начал строить одноименный скит. Когда работы были окончены, братия переселилась на новое место. Преподобный написал для своего скита Устав, сообразуясь с чиноположениями Святой Горы, и установил в нем общежитие. Ильинский скит по примеру других национальных на Афоне монастырей стал обителью малороссов. Сюда прибывали выходцы из Запорожской Сечи и других мест Украины. До середины XIX века скит был известен еще под названием Малороссийского.

В новый скит собралось до ста монахов. Испытания не заставили себя ждать. Монах Афанасий, имевший под своим началом скит Кавсокалив, начал публично осуждать образ жития Паисиева братства за их книжное собирание и опущение молитвенных правил. Преподобный Паисий объявил про Афанасия, что он даже и Евангелия не читал, а пытается учить братию и хулит Священное предание, содержащееся в святоотеческой письменности. По поводу молитвенных правил старец ответил – слово в слово как на такое же обвинение тысячу лет назад отвечал св. Нил Синайский – для пения тропарей, прокимнов, канонов и прочего необходимы чтецы, певцы, диаконы, священники; пустынникам же подобает читать Псалтирь, молитвы и святоотеческие писания.

Афонское пустынно-общежительное пребывание старца Паисия продолжалось 17 лет. Из-за притеснения турками-мусульманами монахов Святой Горы он покинул Афон... Возвратившись в Валахию вместе с 64 иноками, вселился в пустующий Драгомирнский монастырь. Здесь Паисиева книжность – переводы и переписка – расцвела во всей красе: ученые монахи переводили с разных языков святоотеческие творения и составляли под руководством преподобного Паисия славянский свод Добротолюбия. После русско-турецкой войны (1774) земли монастыря отошли Австрии. Старец с 350 братиями переселился в горный Секульский монастырь, а затем в Нямец, где собрались иноки 10 национальностей, а число их в 1790 году достигло тысячи.

Нямецкий монастырь в это время был самой многолюдной обителью Восточной Православной Церкви. На протяжении всего времени старческих своих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и прп. Нила Сорского. Преставился преподобный Паисий Величковский в 1794 году. Житие и деяния его сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, в которых расцвело возрожденное в России в начале XIX века старчество, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия, нямецкого архимандрита. После отъезда преподобного из афонского Ильинского скита обитель постепенно пришла в полный упадок. Однако старец Паисий за сто лет предсказал славу этого скита: «Со временем будет в скиту другой Паисий, и при нем обитель устроится, возвеличится и прославится». Пророчество сбылось в середине XIX века при игуменстве Паисия II. В это время в скиту проживало до 300 иноков.

Русский скит св. пророка Илии во внешнем расположении и устройстве выказывает строгий характер афонских киновий. Все здания как нельзя лучше приспособлены к общежительной жизни. Во внутреннем дворе с колокольней расположены два главных корпуса с кельями и помещениями для паломников, недалеко от них устроен колодец, выложенный снаружи мрамором. Главенствует во дворе соборный храм во имя св. пророка Илии, имеющий в плане форму креста. Он увенчан пятью живописными куполами, видными с моря. В XIX веке в соборе установлен монументальный резной иконостас, иконы поздней работы, большие по размеру. Особую ценность представляют две Богородичные иконы: «Млекопитательница» и Тихвинская. Последняя пожертвована благотворителем скита М. А. Вьюшиным и находится на горнем месте в алтаре. В феврале 1877 года настоятель вместе с некоторыми из братии наблюдали, как из очей Божией Матери Тихвинской обильно текли слезы. Главная святыня – часть левой стопы св. мощей апостола Андрея Первозванного.

  • Почтовый адрес, индекс – 63086 Кариес Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 23770 23253
  • Факс - (+30) 23770 23685
  • Телефонный центр - (+30) 23770 23792
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 23770 23945
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310 241749
  • Факс -
  • Престольный праздник – Преображение Господне
  • Дата основания – 11-12 век
  • Иерархическое место – 7/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра.
  • Общежительный строй монастыря с – 1992 года
  • Игумен – Священно Архимандрит Гавриил (2001)
  • Количество монахов – 20 монастырских, 42 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Скит Пророка Илии (общежительный), 12 Келий, Кафисмы.

История и современность

Пантократор находится в 2 часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова Афон, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. Пантократор представляет собой четырёхугольную крепость с бойницами и разделяется внутри на два двора. На первом: гостиные кельи, разные мастерские и высокая башня с придельной церковью при ризнице; на втором - главный храм Преображения, колокольня и трапезная.

Монастырь был основан двумя греческими аристократами, здесь окончивших жизнь в иночестве: стратопедарх Алексий и брат его Иоанн, саном примикирий. Однако существует легенда, что монастырь основал император Алексий Комнин.

Византийский период

Монастырь, находящийся на северо-восточном побережье полуострова, был основан в середине XIV века военачальником Алексием, освободителем острова Тасос от турецких набегов, а также его братом Иоанном. Два брата, одержав победу над турками в регионе, сформировали свое небольшое государство на Тасосе.

Прот Святой Горы и парламент передали успешным полководцам разрушенную пиратскими набегами обитель Равдуху в 1357 году, рядом с которой они основали новый монастырь. И Алексий, и Иоанн были похоронены в монастыре, в мраморных мавзолеях в главном храме.

Без сомнения, ктиторы позаботились о благосостоянии монастыря, но поддержку также оказали и представители императорской семьи Палеологов. Именно благодаря этой поддержке стало возможно восстановление монастыря после страшного пожара 1393 года, принесшего с собой многие разрушения. Монастырь обладал землями на островах Лемнос и Тасос, а также в других регионах Греции. Со временем он присоединил к себе другие небольшие обители, которые из-за набегов турок не могли существовать автономно. Впоследствии Пантократор достигает экономического и духовного пика своего развития, но к тому времени Греция переходит во владычество Оттоманской Империи.

Турецкое владычество

Благодаря присоединению небольших обителей и соседству со столицей полуострова Карьесом, в 1574 году Пантократор находится на 7 месте в иерархии монастырей Афона. Благодаря щедрым пожертвованиям правителя Молдавии Пантократору удается провести ряд реставрационных работ и даже завершить строительство водопровода и укрепить крепостные стены. Несмотря на то, что эта обитель никогда не отличалась своим благосостоянием, ей удалось избежать значительного упадка в период турецкого владычества. Пантократор обладал земельными угодьями на островах Тасос и Лемнос, а также на полуострове Халкидики. Перепись 1808 года относит к Пантократору 128 монахов, из которых 40 жили в его стенах.

Наши дни

Направляясь на северо-запад, паломник встречает на своем пути монастырь Пантократор, высокую башню которого в окружении других зданий можно увидеть издалека.

Главный храм монастыря находится в западной части узкого двора и, как и другие храмы Святой Горы, относится к типу крестово-купольного храма. Два нартекса храма объединились в 1847 году. Иконостас был создан в 1640 году. Храм был расписан в четырнадцатом веке по завершении строительства, - это яркий пример македонского искусства, но, к сожалению, большинство из фресок были утеряны, так как храм был расписан вновь в 1854 году. В главном храме Пантократора хранится одна из важнейших чудотворных икон Богородицы Святой Горы, так называемая, "Геронтисса".

Из 8 часовен монастыря наиболее примечательной является часовня, посвященная Успению Богородицы, расписанная фресками критской школы, датируемыми 1538 годом, скрытыми под изображениями 1868 года. Неподалеку от неё расположилась часовня Святого Николая, которая находится рядом с входом в монастырь.

Из-за небольшой площади узкого двора, трапезная монастыря находится в непривычном для обителей месте, на верхнем этаже юго-западной стороны и обращена на северо-запад. Эта часть монастыря была отремонтирована в 1741 году, тогда же была построена трапезная, украшенная фресками. Очевидно, что старая трапезная находилась на первом этаже во дворе, но была оставлена, так как не могла вмещать большое число монахов. Библиотека также расположена на первом этаже восточной стороны.

Монастырю подчиняется скит Пророка Ильи, находящийся над обителью, в получасе ходьбы от неё. Главный храм скита был заложен русским адмиралом Вириловым и вместе с остальным комплексом представляет собой яркий пример русской архитектуры. К скиту относятся ещё 5 часовен.

К монастырю также относится около 15 келий, расположенных в разных местах района Карьеса и Кутлумуша. Самая примечательная из них, с исторической точки зрения, это келья Равдуху, которая когда-то являлось одним из древнейших монастырей Святой Горы, занимавшим в иерархии Афона в четырнадцатом веке 14 место между двадцатью пятью существовавшими тогда монастырями. Храм кельи был построен на месте старинного главного храма и на основании его архитектурного плана, поэтому здесь сохранились части старинных фресок, датируемых XII веком. Другая примечательная келья - так называемая "Достойно Есть", в которой раньше хранилась икона Богородицы, находящаяся сегодня в Протате. Одна из келий используется как представительство монастыря в Карьесе.

Реликвии: мощи великомученика Феодора Стратилата,мощи бессребреников Космы и Дамиана, частица Животворящего Креста, часть щита великомученика Меркурия, иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне), икона Богородицы Геронтисса (покровительница монастыря) - одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон.

Путеводитель по монастырю

Вход в обитель располагается в юго-западном углу монастырского комплекса. Это монументальное сооружение украшено изображением Христа Вседержителя. Напротив - находится беседка, постройка основателей монастыря, откуда открывается великолепный вид на восточное побережье и Фракийское море. Чуть дальше - причал монастыря. Справа от входа - мраморное сооружение источника 1781 года. Источник украшен растительным орнаментом в стиле рококо. В 1992 году при очищении источника появилась на свет надпись: "О, источник, освежи моё тело и мой разум, как я этого хочу". Над источником - фреска, изображающая Преображение Господне.

Во время проведения строительных работ в юго-западном углу монастыря был создан новый вход в обитель в северо-западном углу, для чего пришлось частично разрушить старую пекарню.

Проход завершается двойной аркой, которую поддерживает изящная колонна. Вымощенный двор не обладает крупными размерами. В его северной части, вокруг главного храма, завершается тропинка. В таком узком дворе было трудно разместить купель. В левой части двора есть ещё один источник 1819 года, также работа ризничего Кирилла. Главный храм не занимает чётко центральное место во дворе, это произошло вследствие расширения монастыря на юго-восток.

Кафедральный собор обители следует афонскому типу: это крестово-купольное сооружение с боковыми помещениями. Храм расположен в северо-западной части двора и был построен в 1362-3 году. Два помещения по бокам от алтарной части были расширены, чтобы обрести округлую форму и купольную крышу. Эти помещения датируются 1614 годом, когда главный храм был расширен на восток. Выбор посвящения храма Преображению Господню, скорее всего, не случаен и связан с движением исихастов.

Внешний притвор окружает западную и южную сторону притвора. Окна главного храма, также как и внешний притвор, датируются 1847 годом. В северной части внешнего притвора возвышается колокольня, работа архимандрита Мелетия. Трон рядом со входом притвора напоминает об эпохе, когда монастырь был особножительным.

Притвор храма не очень большой. Он был отреставрирован в 1847 году на средства того же архимандрита. Верхний этаж поддерживается колоннами и имеет три купола. Над вратами в главный храм изображается Деисус XIV века. Считается, что это самая большая фреска на всей Святой Горе Афон. Лица Христа, Богородицы и Честного Иоанна Предтечи предстают в своём первозданном виде, так как никогда не были покрыты другим слоем изображений. Фрески были созданы художником по имени Матфей Иоанну из города Науса в 1854 году. Также стоит обратить внимание на изображение вселенских соборов.

У левой стены притвора находится гробница основателей. Она была перенесена сюда в 1847 году, ранее она находилась у южной стены. Соответственно, у северной стены есть фреска, изображающая основателей. Монах Иоанникий держит в руках макет храма. Ларец с мощами содержит в себе останки основателей и членов их семьи.

Главный храм также украшен фресками. Отличительной чертой храма является то, что восточная арка была расширена, вследствие чего алтарная часть сильно отдалена от центра главного храма. Четыре мраморных колонны поддерживают центральный купол. В правом мраморном проскинитарии находится икона Преображения 1896 года, а в левом - икона особо почитаемая в монастыре . Это крупная икона высотой 2м, где Божья Матерь изображается без Иисуса Христа. Икона украшена серебряным окладом. Сосуд у ног Богородицы напоминает о чуде, когда она наполнила маслом все сосуды монастыря. Название Старица обуславливается ещё одним чудом, когда Богородица обличила священнослужителя, не желавшего поторопиться, чтобы причастить находящегося при смерти старца игумена монастыря. Эта же икона была брошена пиратами в колодец обители и была найдена там после по прошествии 80 лет, благодаря указаниям одного из этих пиратов, который ослеп, когда пытался разрубить икону на кусочки. Когда нашли этот колодец, перед иконой горела неугасаемая лампада. Икона почитается 2 декабря великим праздником в память о чуде, когда во время пожара 1948 года появилось небольшое облачко, несущее дождь, и зависло прямо над монастырем, чтобы потушить пожар.

Деревянный резной иконостас был отреставрирован в 1640 году и заменил старый мраморный иконостас. Интересно, что на иконостасе существует надпись, где в первый раз используется именно это слово "иконостас". Этим словом определялась перегородка, разделяющая алтарную часть от главного храма и сам иконостас. Главенствующие иконы Иисуса Христа Вседержителя и Богородицы Одигитрии датируются первой половиной XVIII века и являются работой Феофана Критского. Пространство алтарной части очень просторное.

Фрески главного храма приписываются, согласно преданию, самому . Археологи, тем не менее, датируют изображение периодом после Панселина, 1360-1370 год. Эти великолепные фрески были покрыты новым слоем изображений при реставрации храма в 1854 году. Фрески куполов являются работой Матфея Иоанну. XIV веком датируются фрески главного храма: Успение Богородицы на западной стене и фигуры святых на стенах храма и на арках (Антоний, Евфимий, Феодосий, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов).

В северной стороне притвора находится часовня Успения Богородицы. Согласно соответствующим надписям она была построена в 1538 году и расписана в 1868 году. Сохранился более ранний слой изображений, в основном в алтарной части, который, очевидно, датируется 1538 годом; несмотря на то, что существует мнение, что речь идет о работах XV века. В 1982 году в иконостас поместили , которая происходит из одноимённой кельи.

У входа в монастырь находится часовня Святого Николая с фресками XVIII века. В северо-восточном углу располагается часовня святых Андрея и Иоанникия 1781 года, а прямо над ней - часовня Архангелов также 1781 года. На вершине башни располагается часовня Вознесения. В западном крыле, где ранее также существовала башня, находится часовня Честного Иоанна Предтечи с фресками XVIII века. В башне над входом в монастырь находится часовня Святого Пантелеймона. За территорией монастыря, на скале, в стороне моря, на юго-востоке, находится часовня Святого Афанасия Афонского. Это постройка XIV века, предположительно, основателей монастыря, которая ранее действовала как кладбищенский храм. В его подвале до сих пор находится костница. Это небольшой храм, с одним помещением. При его строительстве использовалось большое количество фрагментов архитектурных сооружений раннехристианской эпохи.

Сегодняшний кладбищенский храм Святых Бессребреников 1771 года находится также за территории монастыря. Это крестово-купольный храм, лишенный фресок. Ранее это был храм одной из старых келий монастыря.

За территорией обители находятся также часовни:

  • Святого Онуфрия, кафизма, где моно шествовал в XVI веке митрополит Салоников святой Феонас;
  • Святых апостолов (кафизма);
  • Святой Анны;
  • Святого Трифона (кафизма в саду монастыря);
  • Святого Афанасия Великого, где, согласно преданию, первый камень фундамента монастыря был заложен при Алексее первом камне носе, но икона Богородицы сторицей и все инструменты Строителей чудесным образом переносились в место, где сегодня стоит обитель.

Трапезная находится на первом этаже западного крыла, напротив главного храма. Она была перенесена сюда в 1744 году из другого помещения. Трапезная имеет деревянную украшенную крышу и прямоугольную форму, завершаясь тремя нишами на востоке, где изображается Успение и Благовещение Богородицы, а также Преображение Спасителя. На стенах можно увидеть сцены из Евангелия, иерархов в монашеских одеяниях в полный рост и святых в медальонах. Фрески были созданы в 1749 году тремя художниками из города Яннина.

Расходы на роспись трапезной взял на себя монах Тимофей с острова Лемнос, который также изображается в одной из сцен. Западная стена была разрушена землетрясением 1905 года и расписана вновь в 1980 году братьями монастыря.

Башня монастыря напоминает соответствующие сооружения монастырей и , а также башню русского старого монастыря. В постройке 5 этажей, а форма фундамента - практически квадратная, размерами 10х12,5 м. Высота башни 24 м. Окружная стена имеет толщину 2 м. Вход находится в восточной стороне. Здесь находится ризница и хранилище икон монастыря.

Библиотека насчитывает 350 рукописных кодексов и 3.500 печатных книг. 68 кодексов записаны на пергаменте, а остальные на бумаге. Самые важные кодексы, вместе с переносными иконами и другими святынями монастыря хранятся в специально созданной ризнице, хранилище икон: Псалтирь IX века с 97 миниатюрами; Евангелие святого Иоанна Каливита XII века, также здесь хранятся греческие и турецкие документы. Самый древний документ 1039 года. Особо стоит отметить иконы, датируемые периодом с XIV по XIX века:

  • икона Христа вседержителя 3 четверти XIV века, характерный пример константинопольской мастерской,
  • расписанный деревянный крест конца XIV века с изображениями Распятия, Богородицы, Честного Иоанна Предтечи и Второго Пришествия,
  • двусторонняя икона конца XIV века с редким изображением Богородицы, держащей младенца, и честного Иоанна Предтечи на одной стороне и Иоанна Предтечи на другой стороне,
  • икона Богородицы Одигитрии конца XIV века работа того же художника, что создал икону Христа Вседержителя,
  • икона Преображения первая половина XVII века Критской Школы,
  • икона Крещения Критской Школы и другие.

В ризнице хранится небольшая часть медного счета с изображениями, согласно преданию, этот щит принадлежал святому Меркурию. Здесь же хранится поздневизантийская плащаница с изображением Христа и 4 ангелов, часть фрески с изображением пророка Иезекииля, которое, согласно преданию, происходит из трапезной, но, вероятно, происходит из частей какого-то купола. Это работа Критской Школы. Здесь же - персидский шелк, украшенный жемчужинами, датируемый 1480 годом, самая старая ткань монастыря. Одна из самых больших в мире ваз стиля Ижник.

Причал монастыря один из самых безопасных на всём полуострове. Волнорез соединяет берег с небольшим островком, что создает своеобразный защищенный порт, аналогичный причалу . Здания причала монастыря сохранились в хорошей форме. У скалы можно рассмотреть руины византийского причала, где останавливались корабли. Здесь же находилось здание для патрулирования причала, а также для осуществления торговли. Соседнее здание считается турецкой таможней. Причал используется также для нужд скита. За зданиями причала проглядываются сады монастыря. Там находится чудотворный колодец Богородицы Старицы, который связан с главной иконой обители.

Частицы Мощей

Достоянием монастыря является Частица нерукотворного Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Честные Главы а также частицы Глав Святых, Иоаникия подвижника на Вифинийских Горах (духовный отец Святого Евфимия Нового), Иоанна Милостиваго, Феодора Стратилата, Бессребреников Космы и Дамиана.

Частицы Мощей Святых, Апостола Андрея Первозванного, Трифона,Святой Фотинии Самаритянки, Святой Иуллиты, Святого Кирика, Иоанна Златоуста, Анастасии Узорешительницы, Святого Ермолая, Святой Параскевы, Пантелеимона, Евстафия, Святых Константина и Елены, Никифора, Модеста, Первомученика и Архидиакона Стефана, Афанасия Патриарха Константинопольского, Преподобного Феофила Пандократорского Мироточивого.

Святой монастырь Пантократор , седьмой в диптихе афонских монастырей, посвящен Преображению Господню .

«Королевский и Патриарший монастырь во имя Господа нашего и спасителя Иисуса Христа «Пантократора» (Господь Вседержитель), стоит у подножия лесного склона, на внушительно скалистом мысе, восходящего примерно на 30 метров над уровнем моря на северной стороне полуострова Афон. Его расположение радует великолепным видом, как в северной части Эгейского моря видеть острова: Тасос, Самотраки, Лемнос; так в юго-восточной стороне видеть резкую вершину великолепной Святой Горы Афон.

В Пантократоре находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божьей Матери - «Старица », или «Геронтисса » (греч. «Γερόντισσα»).

Стоит отметить что в Эрмитаже в Санкт-Петербурге находится икона «Христос Пантократор», полученная из монастыря Пантократора.

Святыни : Паломники могут приклониться к частям мощей одного из учеников Иисуса апостола Андрея Первозданного, частицу Животворящего Креста, мощи великомученика Феодора Стратилата, святых Космы и Дамиана, часть щита святого Меркурия и других святых.

В получасе ходьбы от монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии , который пренадлежит монастырю.

Престольный праздник монастыря: 6/19 августа, в день Преображения Господня.
Другие праздники: 21/7 (8/7) в день Преподобного Феофила Мироточивого
28/10 (15/10) Собор Отцов Афонских в монастыре Пантократор и
вторник Светлой Недели - литания (крестный ход) с иконой Богородицы Герондисса (Старица).

Паломничество на Афон - Монастырь Пантократор
Чтобы посетить монастырь Пантократор Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО » диамонитирион (общее разрешение на 20 монастырей ) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
Паломники желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар - м.Эсфигмен - м.Ватопед - м.Пантократор - м.Ставроникита - м.Иверон - м.Каракал – Морфону), могут отправиться на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Пантократора а)паромом из поселка Иериссос или из м.Ватопед; б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона); в)пешком от Кареи 1час 30мин ходьбы, или от м. Ставроникита 1час ходьбы, или от м. Ватопед 2часа 30мин ходьбы.

Loading...Loading...