Мощи св спиридона на корфу. Где хранятся в Греции мощи Святого Спиридона? Паломническая поездка к св



Среднестатистический житель города проходит каждый день пешком всего 3-4 километра. А вот люди, путешествующие по Пути Святого Иакова лишь с презрением относятся к этим скромным показателям - они-то ежедневно преодолевают по 20-40 км. И так в течение целого месяца!

Появление El Camino de Santiago связано с легендой про обретение в 813 году монахом-отшельником нетленных мощей Апостола Иакова, причаливших в лодке к берегу реки в том месте, где сейчас находится город Сантьяго-де-Компостелла. Весть о чудесной находке быстро облетела Европу, и со всего континента к ней потянулись тысячи паломников.



В Средние Века маршрут этот был настолько популярным, что вдоль него выросли прекраснейшие церкви и монастыри, служащие, в первую очередь, для помощи пилигримам. Со временем, из-за чумы, роста протестантских настроений в Европе и некоторых других причин, El Camino de Santiago оказался практически забыт.
И ученые 19 века оказались весьма удивлены, обнаружив на Севере Испании в далеких от цивилизации городках огромное количество настоящих шедевров средневековой архитектуры.



В 60-70-х годах двадцатого века по Пути Святого Иакова ходило несколько сотен, а то и десятков человек в год. Все изменилось в восьмидесятых, когда путешественники со всего мира открыли для себя этот удивительный маршрут.

Сейчас по El Camino de Santiago ежегодно идет полторы-две сотни тысяч человек. Конечно же, для подавляющего большинства современных паломников этот маршрут никак не связан с религией. Это лишь отличное место для отпуска, в котором ты имеешь возможность увидеть огромное количество интересных мест, повстречать множество новых людей со всего мира.

По всей Испании растянулась целая сеть дорог El Camino de Santiago, ведущая к конечной точки из всех крупных городов страны. Но самым известным маршрутом является т. н. Французский Путь. Он начинается в пиренейском городке Сен-Жан-Пье-де-Пор и заканчивается в Сантьяго-де-Компостелле, проходя через крупнейшие города Северной Испании: Памплону, Бургос и Леон. Длина этого пути составляет 800 километров, которые можно преодолеть пешком либо на велосипеде.



Впрочем, «засчитанным» паломничество считается и при преодолении ста последних километров Пути Святого Иакова. Более того, маршрут можно проходить частями (этим и пользуются испанцы, отправляясь на Камино по выходным и праздникам в течение длительного времени).



А, чтобы паломники не терялись по дороге, весь маршрут отмечен на местности желтыми стрелками и стилизованными изображениями ракушки морского гребешка (символ Пути Святого Иакова, который пилигримы издавна носили на сумках и одеждах, чтобы отличаться от обычных людей).


Память: 12 / 25 декабря

Одна из "сюжетных" линий повести Олеси Николаевой "Корфу" - житие святителя Спиридона Тримифутского, покровителя острова. Причем это не просто пересказ, но живое, искреннее и глубокое осмысление чудесных событий, К которому, думается, и стоит стремиться всем, читающим о жизни того или иного святого.

Предлагаем некоторые отрывки из повести "Корфу".

Покровителем Корфу считается святитель Спиридон Тримифунтский, хотя он никогда не жил на этом острове, а жил на Кипре, где нес христианское служение, совершал великие подвиги молитвы и милосердия и чудеса. Но на Корфу его мощи были перенесены еще в 1456 году из захваченного мусульманами Константинополя, и с тех пор он телесно и пребывает здесь, защищая и помогая всем, кто обращается к нему с верой и молитвой.

Я так люблю святителя Спиридона и столько раз чувствовала его любовь, защиту и помощь, что живо ощущаю его присутствие в моей жизни: молитвенно позовешь его - он откликнется. А теперь, здесь, в Керкире, приближаяcь к его мощам и стоя перед ними в ожидании, когда их откроют, я испытываю радость встречи. Воистину - "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Это - одно из самых поразительных откровений христианства.

Считается, что это святитель Спиридон в свое время не допустил на остров турок, которые захватывали вокруг все новые и новые земли: в 1531 году янычары, готовясь взять Корфу, обложили его изнурительной осадой. Казалось, падение Керкиры - его главного города - неминуемо. Но жители обратились за помощью к святителю, и турки были разгромлены, несмотря на их значительный численный перевес над защитниками-христианами.

С 1386 по 1791 год здесь господствовали венецианцы, потом ненадолго сюда пришли французы, но в 1799 году русский флот, возглавляемый славным адмиралом Ушаковым, ныне причисленным к лику святых и особо почитаемым здесь, на Корфу, разбил их и освободил остров. А в 1814 году установилось британское господство, воспоминанием о котором остался английский язык: им - уже традиционно - владеют местные жители.

До сих пор чувствуется то, что не турки, а венецианцы на острове задавали тон: столица Корфу Керкира напоминает и Венецию, и Геную, и Падую, и Мальту, а в главных православных храмах - святителя Спиридона и митрополичьем, где хранятся мощи святой. царицы Феодоры, на греческом богослужении церковное пение сопровождается органом - очень осторожным, очень деликатным, словно старающимся имитировать человеческий голос. Да и весь корфианский мелос свидетельствует о своей самобытности, о свободе, не знавшей мусульманских притеснений и веяний. И кажется, что здесь с незапамятных времен так и живут древние фиаки, не ведавшие кровопролитий и катастрофического смешения кровей, народ христолюбивый и мирный... Ведь это именно они - фиаки - во главе со своим царем Алкиноем приветили у себя уже почти отчаявшегося хитроумного Одиссея и доставили его наконец-то на родную Итаку.

Святитель Спиридон не только спасал Корфу от захватчиков-иноверцев, но и останавливал (дважды) эпидемии чумы, избавлял жителей от землетрясения, засухи и голода, исцелял от смертельных болезней и даже - такое тоже бывало - воскрешал из мертвых. Может быть, чудо с четырьмя миллионами оливковых деревьев - это тоже не без его участия? Вон албанцы пытались при Энвере Ходже устроить на своих скалах террасы и насадить виноградники, даже китайцев приглашали в советчики. Но ничего у них не вышло - виноградники засохли и остались лишь уродливо перерытые голые скалы.

Или в Албании это потому, что именно сюда, когда она называлась еще Иллирией, был некогда отправлен в ссылку злочестивый Арий после осуждения его ереси на Соборе? Там - Арий, здесь - Спиридон.

Про святителя Спиридона на Корфу по сей день ходят легенды, будто бы он, пребывая телесно в своем храме, во время литургии поворачивает голову в сторону святого Престола. А по ночам - ходит: ему часто меняют облаченья, и подошвы расшитых тапочек оказываются стоптанными. Кроме того - известно множество свидетельств, когда он исцелял безнадежно больных, предупреждая их о готовящемся чуде своим появлением.

Рака с мощами святителя Спиридона Тримифунтского на Корфу. Обутые стопы святителя

В житии святителя Спиридона сказано, что он был женат, и жили они с женой благочестиво, родив дочь. А потом жена умерла. И далее после этой спокойной констатации своим чередом описываются дальнейшие события жизни святого. Так и положено в житии, обязывает сам жанр, чтобы не было тут ничего лишнего, ничего психологического. Но на самом-то деле, как бы смирен и кроток он ни был, наверняка ведь и страдал, и плакал, и горевал. Даже Христос, узнав, что Лазарь умер, "восскорбел духом" и "прослезился", потому что, как сказано, "Он любил его" (Ин.1:33,35,36).

Так и Спиридон любил жену - почему бы ему ее-то не любить, когда он любил всех? Именно по любви он, приютив у себя голодного и изнемогающего странника и не имея никакой постной пищи, чтобы его покормить (был пост), угостил его мясом, причем, чтобы тот не смущался, сам разделил с ним трапезу. По любви беседовал с идолослужителем Олимпом, пытаясь отвратить его от языческого заблуждения. По любви давал нуждающимся деньги и пищу. Исцелял, воскрешал из мертвых, усмирял бурю.

Когда жена умерла, у Святителя Спиридона осталась на руках дочка, сирота Ирина, он растил ее, заботился, болел за нее душой, как все добрые родители. А потом и она умерла, как сказано, "в расцвете лет".

Ирина тоже была наверняка очень хорошая, любящая дочь. Какая-то богатая женщина дала ей на хранение свои драгоценности - то есть ей можно было доверять, зная, что она не предаст, не обманет, не поступит низко... Значит, земная жизнь Святителя была полна горя, и много в ней было того, что можно пережить только великим страданием и терпением. Это только нам, издалека, через условный язык жития видится, что святым все давалось легко.

Нет, конечно, разумеется, для верующего человека умерший не сгинул, не пропал, душа его жива, тело ждет воскресения... И все же. Христос ведь знал, что Он вот-вот воскресит умершего Лазаря, а все же не сдержал слез, услышав, что друг его мертв. Значит, и нам не возбраняется плакать от нашей любви, когда плачется, и страдать, и страдание это проходить насквозь.

У меня есть два "жития" святителя Спиридона. Одно - составлено неким греком Михалисом Г. Ликисса, другое - вышло недавно в Москве и написано А.В. Бугаевским. Во втором житии, в отличие от первого, утверждается, что святителю Спиридону, несмотря на явленные им чудеса и свидетельства его прозорливости, так и не удалось обратить в христианство языческого жреца Олимпа. Тот, хотя и относился к Святителю с почтением, все же не принял Христовой веры. И это не менее важный и красноречивый факт жизни святителя Спиридона, чем если бы он все-таки обратил идолослужителя.

Здесь, в решении свободной воли человека, в его личном выборе, - краеугольный камень христианства. Никто и ничто не спасает автоматически. Даже в числе двенадцати ближайших учеников Христовых оказался предатель. У человека до последней минуты жизни нет верных гарантий спасения. Пока не прервется дыхание, с ним остается роковой вопрос его вольного произволения, возможность исповедовать Христа или отречься от Него. До самого смертного часа человеку не дано знать, примет ли его - такого, при всех его заслугах или вовсе без оных - Христос. Единственное, что перекрывает этот страх быть отвергнутым, это - любовь. Любовь ко Христу, которая "не перестанет", которая "все покрывает" и которая верит в милосердие Божье: "всему верит, всего надеется, все переносит".

У святителя Спиридона было несколько историй, непосредственно связанных с деньгами. Это когда после сильного наводнения к нему пришел разорившийся крестьянин и поведал о своей беде: он обратился к знакомому ему состоятельному человеку и попросил одолжить зерна для посевов с тем, что после урожая он вернет ему это зерно с лихвой. Но тот потребовал от него залог, которого у бедняка не было.

И тогда святитель Спиридон дал ему для залога дивное украшение - золотую змею. Перед такой ценностью владелец амбаров не смог устоять и наделил крестьянина зерном. Тот посеял его и вскоре получил небывалый урожай. Выручив за него немалые деньги, крестьянин на радостях поспешил к богатому землепашцу, чтобы вернуть долг. Но богачу уже так не хотелось расставаться с драгоценностью, что он слукавил: мол, не получал он никогда никакой золотой змеи, в глаза ее не видывал и потому возвращать ничего крестьянину не будет.

Крестьянин поведал эту историю святителю Спиридону, и святой уверил его, что плут вскоре будет наказан. Богач же тем временем решил полюбоваться столь ловко присвоенной драгоценностью и полез в сундук, где она хранилась. Каков же был его ужас, когда он обнаружил вместо золотого изваяния живую змею! Он захлопнул крышку сундука, отыскал крестьянина и, ссылаясь на то, что он только что вспомнил всю эту историю с залогом, предложил вернуть драгоценность в обмен на уплату долга.

Крестьянин принес деньги, а богач подвел его к сундуку и предложил забрать из него то, что там хранилось. Крестьянин отвалил крышку и вытащил оттуда сверкающую золотом литую змею.

Когда крестьянин вернул драгоценность святителю Спиридону, тот пригласил его пойти с ним на огород, где и положил на землю сокровище. После этого он воззвал к Господу с молитвой благодарения, и змея, сослужив свою службу в качестве золотого изделия, превратилась в живую скользкую тварь и тут же уползла по своим змеиным делам. И потрясенный крестьянин понял, что святитель Спиридон, который так хотел ему помочь и сам не имел ничего, что бы можно было отдать в качестве залога, умолил Господа превратить это пресмыкающееся в драгоценный предмет. Ибо - "Господь творит все, что хочет, на небесех и на земли, на морях и во всех безднах" (Пс.134:6). Но каково же дерзновение святого, какова сила его молитвы!

В христианском мире есть одно место, куда подобно как и в Бари и на Афон едут паломники со всего мира, это остров Корфу в Греции или второе его название, остров Керкира. Именно там находятся мощи Святого святителя Спиридона Тримифунтского. Сегодня Керкира является духовным, культурным, экономическим центром не только одноименного острова, но и всех Ионических островов. Город уникален в своей многоликости, он сохранил на себе печать различных культур: древнегреческой, древнеримской, византийской; здесь причудливо и гармонично переплелись различные архитектурные стили: венецианский, французский, английский, но во все времена он оставался греческим по духу. Церкви на Керкире, выполняя свою роль как места проведения религиозных служб, являются также историческими памятниками. На острове очень много церквей, что подчеркивает искреннюю глубокую религиозность его жителей, но особые чувства они питают к святителю Спиридону, которого считают основным покровителем острова, а его мощи - самым ценным сокровищем.

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

(Координатам программы Google Eatrth: 39 37’ 30.15”N, 19 55’ 21.50"E)

Церковь Святого Спиридона – это наиболее известнейшая церковь на о. Корфу. Она посвящена Святому Спиридону, святому заступнику Корфу. Согласно легенде он спас жителей Корфу, от эпидемий и турецкой осады в 1716. Крыша храма разделена на 17 частей, и расписана сценами из жизни Св. Спиридона. Первоначальная церковь святого Спиридона находилась в другом районе города, однако при сооружении городских стен ее пришлось снести. Нынешний храм был возведен в 1590 году. Здание построено в характерном для Ионических островов стиле и не похоже на другие церкви в Греции. Настенная живопись отличается от росписи в греческих храмах и, скорее, напоминает итальянские фрески. Несомненно, чувствуется влияние Венеции. Огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы-медальоны в золотых рамах на своде. Они представляют сюжеты из жизни Святителя, Евангелистов и иные аналогичные темы и образы. Святой Спиридон родился в деревне Аска на Кипре, в городе Тримифундас (Саламин) между Левкосией и Аммохосту. Год его рождения не уточнён. Примерно между 250 и 260 гг., но по другим источникам 270г. н.э. Спиридон был обычным пастухом и занимался выпасом овец, но на равне с этим имел возможность изучать религиозные книги, тем самым получая христианские знания. С детских лет он был боголюбивый, послушный христьянин.Особенно была выражена его забота о бедных и гостеприимство. Глубоко в сердце он хранил слова Апостола Павла: "Добрых дел блоготворительность не забывайте. Потому что Господь такие жертвы принимает с удовольствием."Изучая святые, религиозные книги, любовь к Богу укрепили образованность и христианскую его веру. Несканчаемая сила его добродетели и настояния на христианском образе жизни обеспечили не только вечную жизнь, но и дали основу для его святости. Отчуждённый от любого типа зла (высокомерие, пустословия, лжи, обжорства, пщеславия и т.п.) он был любезным, общительным, доступный простым людям, кротким и положительным на всём своём христианском пути, который всегда освещался светом Господа Бога. Всегда выражал свою любовь к Богу но и к ближнему своему. И поэтому Святой Спиридон был,судя по народной мудрости:"У всех на устах."

Мощи Святителя Спиридона поражают одним своим видом – Божьей Милостию они полностью нетленны.Это удивительные мощи – они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия. Серебряный саркофаг святителя Спиридона, изготовленный в 1867 году по специальному заказу в Вене, находится в небольшом приделе справа от алтаря. Достаточно побыть в храме, где почивают святые мощи, несколько часов, чтобы понять, насколько Святитель почитаем здесь. Кажется, что храм - это центр притяжения для всех жителей острова. Колокольня церкви возвышается над всеми зданиями города. Святой Спиридон является небесным покровителем острова Корфу.

Кафедральная церковь святой Богородицы Спилиотиссы

(Координатам программы Google Eatrth: 39 37’ 34.01”N, 19 55’ 14.90"E)

В кафедральной церкви Святой Богородицы Спилиотиссы основанной в 1577 году, покоятся мощи Императрицы Феодоры, которая освободила церковь в 842 году от ереси иконоборчества. Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829 - 842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию. Ею установлено празднование этого события - Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Через несколько лет после смерти, тело ее было найдено нетленным. В 1456 году, после падения Константинополя, ее мощи были перенесены на Корфу. Память Святой праведной Федоры отмечается 11 февраля. Мощи святой были привезены на Керкиру одновременно с мощами св.Спиридона и находятся в серебряной гробнице у алтаря.

Кроме мощей святой Феодоры в этой церкви находятся также частицы мощей священномученика Власия, епископа Армении IV-го века. Некоторые дошедшие до нас моменты истории его жизни, подвигов, служения Господу и мученической смерти можно найти в книге "Евлогите" (см. ниже). Имя священномученика Власия есть во всех древних церковных календарях. В Европе он считается покровителем чесальшиков овец и людей, страдающих болезнями горла. Частица его мощей находится в монастыре Дионисиат на Горе Афон. Особенно почитают святого Власия в Армении. Его память отмечают 11 февраля.

Церковь Святого Георгия

Церковь Святого Георгия, расположенная у подножия скалы на территории Старой крепости в Керкире, является одной из красивейших храмов на острове Корфу. С архитектурной точки зрения церковь Святого Георгия напоминает древнегреческий храм, однако это православная церковь.

Церковь была построена в 1840 году, во время британского правления, и предназначалась для военных в качестве англиканской церкви. Храм выполнен в неоклассическом стиле, и архитекторы добавили к ее облику шесть колонн дорического ордера - это было сделано в противоположность византийской стилистике православных храмов материковой части Греции. Здание серьезно пострадало в годы Второй мировой войны, но в 1956 году его полностью отреставрировали, и сейчас в церкви расположен исторический музей.

Часовня Агиос-Стилианос

Часовня Агиос-Стилианос находится в пещере на востоке острова Корфу. Это келья Святого Стилиана. Св. Стилиан в раннем возрасте присоединился к пустынникам-отшельникам, дабы очистить свою душу бдением и молитвой. В отличие от большинства других отшельников, он, однако, не ушёл от общества в целом, предпочитая ходить в народ, чтобы делать добро, а затем возвращался в свою маленькую пещерку для отдыха и молитвенного бдения. Согласно преданию, однажды ночью, будучи на молитве, святой сподобился Божественного присутствия, он стяжал благодать Духа Святаго и вышел наутро из своей пещеры с ликованием духа и спокойствием, каких не знал раньше. Принимая людей, нуждавшихся в совете и утешении, он возложил руку на страдающего ребёнка, сделав то, чего не решался делать прежде. Он почувствовал силу Господню, которая изошла из него через эту руку на дитя, которое исцелилось. С тех пор к святому Стилиану пошли страждующие, молодые и старые, со всей округи.

Его пещера притягивала больных и страждущих, и многие из них тотчас получали исцеление не через силу человеческую, но через святую Веру, даже в случаях, когда не было никаких надежд. Святой Стилиан стал покровителем детей, которым только предстояло родиться. По преданию, одна молодая женщина весьма помогала ему с детьми, но не могла родить своего ребёнка. Когда эта женщина понесла, муж на радостях рассказал об этом всей округе, так что к великому отшельнику, чья вера во истину стала плодородной, стало стекаться множество неплодных женщин.

Часовня Агиос Георгиос

(Координаты программы Google Eatrth: 39 36’ 22.53”N, 19 55’ 33.88"E)

На макушке холма Ликабет возвышается небольшая белокаменная часовня Агиос Георгиос (Св. Георгия), возведенная в XIX веке. Первоначально на этом месте находилась старинная византийская церковь пророка Ильи, поэтому здесь празднуют именины обоих святых. 20 июля проходят торжества, посвященные пророку Илье, а 23 апреля - святому Георгию. За день до пасхального воскресенья живописное шествие, освещенное зажженными свечами, спускается вниз по лесистым склонам. Часовня Агиос-Георгиос (1840) построена внутри английских укреплений Старой Крепости (Фортезы). Древний дорический храмКардакиос(в честь Аполлона), случайно обнаруженный британскими солдатами в 1822 году, находится на вершине холма в Мон-Репос. С вершины холма открывается захватывающий вид на поместье Мон-Репос и гавань. Если спустится вниз с холма на север острова мимо поместья Мон-Репос в сторону залива Гаритца, то можно дойти до церкви Святых Ясона и Сосипатроса (XI век). Именно эти святые принесли христианство на Керкиру.

Храм Святых Ясона и Сосипатроса

(Координаты программы Google Eatrth: 39 36’ 34.87”N, 19 55’ 27.38"E)

Cвятые Апостолы Иасон и Сосипатр проповедовали на о. Корфу. Мощи святого Иасона покоятся в византийском храме 12-го века (фото и координаты на острове см. выше). Иасон и Сосипатр были одними из семидесяти апостолов Христовых и они известны на наряду со святым Спиридоном. О них пишет апостол Павел в своих Посланиях к римлянам: "... и Иасон и Сосипатр, сродники мои, приветствуют тебя" (Рим. 16, 21). Во время своего пребывания на Корфу они построили на острове церковь в честь святого первомученика Стефана, и несли слово Господа к жителям Керкиры. Все это очень не понравилось тогдашнему правителю Керкиры, Керкилину, во воле которого они оказались в темнице. Святые обратили в христианскую веру всех воров, которые оказались вместе с ними в тюрьме. Все это добавило гнева Керкилину и он распорядился бросить их в кипящую смолу. Каким-то образом новообращенным христианам удалось выбраться из тюрьмы и бежать на соседний остров. Керкилин начал их преследовать на море, но по пути к острову бегляцов его корабль затонул и правитель погиб.

Его приемник принял христианскую веру и это помогло избежать смерти Иасону и Сосипатре. Согласно одним историческим данным смерть обеих святых была естественной, но по другому рассказу священника храма святых апостолов Иасона и Сосипатра, смерть святого Иасона была мирной, а святой Сосипатр принял мученическую смерть. Мощи святого Иасона покоятся в храме его имени, а голова святого Сосипатра - в монастыре Осиу Лукас недалеко от Фив. Память святых Иасона, Сосипатра отмечается 28-го апреля.

Храм Геры

(Координаты программы Google Eatrth: 39 36’ 17.48”N, 19 55’ 33.72"E)

Недалеко от входа в Мон-Репос были обнаружены остатки раннехристианской церкви и развалины храма Геры. Храм Геры, один из самых древних дорийских храмов Греции и самый старый периптеральный храм Олимпии, находится в северо-западном углу древней Олимпии, на южных склонах холма Кроний и отделен от него мощной стеной-террасой. Сейчас доминирует теория, что храм был построен в 600 г. до н. э. Он был подарен Олимпийскому святилищу жителями Скиллунта, древнего города Элиды. Некоторые исследователи утверждают, что этот дар изначально был произведен в честь главного бога в Олимпии - Зевса. Храм был посвящен Гере позже, около 580 г. до н. э., когда контроль над Олимпией перешел от Трифилии к Элиде, или в V веке до н. э., когда был построен знаменитый храм Зевса. Храм много раз обновлялся, римляне переделали его в музей главных ценностей святилища. Храм Геры был уничтожен землетрясением в начале IV века н. э. и с тех пор не был восстановлен. В настоящее время от здания храма сохранились лишь основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн. Некоторые части находятся в археологическом музее.

Пантократорский монастырь и Влахернская церковь

(Координаты программы Google Eatrth: 39 35’ 23.65”N, 19 55’ 0.88"E)

Влахернская церковь или, как её ещё называют, церковь Влахернской иконы Божией Матери расположена в Канони на маленьком острове Понтиконисси, соединённым с Корфу насыпью. Этот храм считают символом острова Корфу. В этом православном храме хранится икона Пресвятой Богородицы Влахернской, которую считают чудотворной. Влахернская церковь входит в комплекс небольшого монастыря. Монастырь был основан в 14 веке двумя знатными византийцами – Иоанном Примикериосом и его братом стратопедархом Алексием. Сначала они подвизались здесь вдвоем в маленькой келии, которая носила название Пантократор. Со временем, с помощью императора Иоанна Палеолога, родственника Иоанна Примикериоса, их келия выросла до размеров монастыря. О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 году. Известно также, что в 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. Впоследствии она взяла под свое начало несколько более мелких монастырей, в том числе монастыри святого Авксентия,святого Димитрия, Христа Спасителя, Фалакру, Факину и Равдуху. На пожертвования, сделанные братьями Алексием и Иоанном, были построены подворья, существующие до настоящего времени.


О стров или твердь, которая отделилась от первичных вод в первые дни Творения, может рассматриваться в качестве Центра и оси мира, духовного центра.

Мирная гавань, удаленная от столпотворения и суеты городов, остров символизирует идеал, чаяния и желания, недостижимые, как Атлантида, утерянный рай, по которому каждый испытывает бессознательную ностальгию.

Есть дивный остров Валаам,Соловки, полуостров Афон.
Это можно сказать монашеские острова или как Афон - монашеская республика
со своим самоуправлением в составе государства Греции.

Но есть один уникальный остров, поистине чудный - остров Корфу (или Керкира),
где все жители являются,можно сказать, послушниками и почитателями своего любимого покровителя острова - святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского.

Прекрасный фильм – « Святитель Спиридон – покровитель Средиземноморья » , в котором очень много рассказано о влиянии и покровительстве святого в современной жизни острова и на протяжении многих веков.

Святой Спиридон - просто «заражает» глубочайшим интересом к его святой личности!


То, что святитель Спиридон не похож на остальных святителей, становится понятно даже после первого взгляда на его икону. Древние святители чаще всего изображаются с непокрытой головой. Таков Златоуст, таков Василий Великий и многие другие.

Святители поздних эпох кроме привычного архиерейского облачения имеют на голове митры. Митрой украшен Феодосий Черниговский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский. Перечислять можно долго. А вот Спиридон, современник Николая Чудотворца, не простоволос, но и не в митре. У него на голове — шапочка из овечьей шерсти. Пастухом долгие годы был этот удивительный муж, а когда воля Божия привела его на епископскую кафедру, чтобы пасти словесных овец Христовых, то образ жизни Спиридон не поменял. Крестьянская еда, воздержность в быту, доходящая до бедности, пастушеская шапка — всё это так не похоже на признаки святительского сана. Зато внутренние богатства благодати, которые носил в себе Спиридон, заставляли современников вспоминать имена пророков Илии и Елисея.

Колокольня храма святителя Спиридона Тримифунтского, город Керкира (остров Корфу, Греция)

IV век, век жизни святителя, был тем временем, когда успокоившаяся от внешних гонений Церковь стала терзаться внутренними болезнями. Ложные учения, ереси стали тревожить умы верующих людей. Эпоха требовала богословского подвига и защиты апостольской веры на отточенном языке философских понятий. Спиридон менее всего подходил для этого. Он был молитвенником, подвижником, праведником, но никак не книжником и не оратором. Однако святой пошёл на Никейский Собор, созванный императором Константином по поводу учения александрийского пресвитера Ария.

Ересь Ария поколебала вселенную. Этот священник дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было. Те, кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие слова. Но те, кто ещё не победил свою греховность и кто слишком доверял своему разуму и логике, подхватили Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним знанием, кичливые и говорливые, эти философы страстно доказывали свои мнения. И Спиридон решил вступиться за Истину. Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они удерживали его, опасаясь поражения в диспутах. Но Спиридон совершил нечто неожиданное. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках. Слава Тебе, Христе Боже! В руках святого старца вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части.




Храм святителя Спиридона Тримифунтского(вид со стороны ул. св. Спиридона)

«Смотри, философ, — сказал с дерзновением Спиридон защитнику арианства, — плинфа (кирпич) одна, но в ней — три: глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух». Против таких доводов должна была умолкнуть земная мудрость.

Это не единственное чудо святителя, и мы не случайно упомянули ранее имена Илии и Елисея. Великие пророки Израиля всем сердцем служили Богу, и Бог совершал через них удивительные чудеса. Мёртвые воскресали, прокажённые очищались, Иордан разделялся надвое, небо заключалось на годы и отказывалось проливать дождь. Казалось, что Свою власть над сотворённым миром Господь временами отдавал Своим избранникам. Третья и четвёртая Книги Царств подробно рассказывают об этих чудотворцах.

Спиридон был подобен им. Киприоты-земледельцы были счастливы, имея такого архиерея, поскольку небо слушалось святого. В случае засухи молитвы Спиридона приклоняли Бога на милость, и долгожданный дождь поил землю.

Подобно Елисею, который проверил наличие на себе духа Илии, разделив воды Иордана (4 Цар. 2, 14), и святитель повелевал водной стихией. Он шёл однажды в город, чтобы вступиться за несправедливо обвинённого знакомого, и разлившийся ручей угрожал преградить ему дорогу. Святой запретил воде именем Божиим и продолжил путь.




У входа в храм святителя Спиридона Тримифунтского,город Керкира (остров Корфу, Греция)

Неоднократно смерть отдавала свою добычу, и по молитвам святого воскресали мёртвые.

Нужно заметить, что житие святителя Спиридона известно нам не полностью, но лишь в небольших фрагментах. И даже то малое, что известно, поражает могуществом силы и славы Божией, действовавшей через этого человека.

Знакомство со святыми и со всем тем сверхъестественным, что было в их жизни, является пробным камнем для человеческого сердца. Очевидно, мы не можем повторить жизнь великих угодников. Но радость о том, что такие люди есть, и вера в то, что описанные чудеса действительны, говорит о том, что мы с ними одного духа. Пусть они, эти святые люди, полны, как море, а мы — как напёрсток, но и в нас, и в них одна и та же живая вода. Если же человек скептичен к слышанному, то вряд ли в его сердце живёт вера в Того, для Кого нет ничего невозможного.

Илия и Елисей — великие святые, но не их именем назывались израильтяне. Отец народа и одновременно отец всех верующих — Авраам. Это его непостижимая преданность Богу стала основой всей последующей священной истории. Одной из главных черт, характеризующих Авраама, было милосердие и странноприимство. Когда мы говорим о Спиридоне, мы всегда вспоминаем праотца, поскольку любовью к нищим и странникам святитель вполне ему уподобился.




Храм святителя Спиридона Тримифунтского,город Керкира (остров Корфу, Греция)

Любовь к людям выше чудес. Тот, кто может открывать нуждающимся вместе с сердцем и кошелёк, и двери дома, тот — настоящий чудотворец. Бoльших чудес не надо. А если они и будут, то только при наличии главного чуда — человеколюбия.

Дом Спиридона Тримифунтского не закрывался для странников. Из его кладовой любой бедняк мог взять в долг любое количество пищи. Возвращал долг бедняк когда мог. Никто не стоял рядом и не контролировал количество взятого и возвращённого.

Вместе с тем, жестокие и корыстолюбивые люди в лице Спиридона встречались как бы с Самим Богом, страшным в Своей справедливости. Житие описывает несколько случаев, когда святой наказывал и посрамлял купцов, не стыдившихся наживаться на чужой беде.

Бывает, что человеку нужен не столько Небесный Отец, сколько Небесный «Дедушка», снисходительный к ошибкам и позволяющий порезвиться. Так, современника Спиридона, Николая Чудотворца, с течением веков переодели в Деда Мороза и приспособили к разносу подарков. А ведь Николай не только тайком подарки раздавал. Временами он мог употребить к дерзким грешникам и власть, и силу. Так было при земной жизни. Так продолжается и сейчас, когда души праведных созерцают Христову Славу.




Алтарь храма святителя Спиридона Тримифунтского

Спиридон добр, как Николай, и как Николай — строг. Одно не бывает без другого. Умеющий любить правду умеет и ненавидеть ложь. Человек неправедно гонимый, человек, чувствующий слабость и беззащитность, в лице Спиридона может найти сильного защитника и скорого помощника. Только пусть сам человек, просящий помощи, не будет несправедлив к ближним, поскольку у святых Божиих нет лицеприятия.

Среди тех радостей, которые дарит человеку христианская вера, есть радость обретения чувства семьи. Верующий никогда не бывает одинок. Вокруг него всегда — облако свидетелей (Евр. 12, 1). Жившие в разные эпохи и в разных местах люди, достигшие Небесного Иерусалима, составляют ныне церковь первенцев, написанных на Небесах (Евр. 12, 23). С любовью наблюдают они за нами, всегда готовые, в ответ на просьбу, прийти на помощь.

Один из них — святитель Спиридон, радость киприотов, керкирская похвала, Вселенской Церкви драгоценное украшение.




Рака с мощами святителя Спиридона Тримифунтского

Мощи святителя до второй половины VII в. почивали в городе Тримифунте, а затем из-за набегов арабов они, вероятно, по приказу императора Юстиниана II (685–695 гг.), были перенесены в Константинополь. В 1453 году, когда столица Византии пала под натиском турок, священник Григорий Полиевкт, тайно взяв чтимые мощи, отправился сначала в Фесприотийскую Парамифию (совр. Сербия), а в 1456 году привез их на остров Корфу (по-гречески Керкира), где искали спасения многие беженцы из Византии. На Керкире Полиевкт отдал священные останки во владение своему соотечественнику священнику Георгию Калохеретису. Последний завещал многоценное сокровище сыновьям Филиппу и Луке. Дочь Филиппа Асимия в 1527 г. вышла замуж за керкирца Стаматия Вулгариса. Ей в наследство отец передал мощи Спиридона, и с тех пор до 60-х годов 20 века останки святого принадлежали семье Вулгарисов. В данный момент мощи св. Спиридона Тримифунтского принадлежат Церкви Керкиры (от ред. - святыня не была сразу передана священной митрополии Керкиры, Пакса и Диапонтийских островов, потому, что в завещании иерея Георгия Калохеретиса было сказано, что святые мощи будут принадлежать семье Калохеретисов и должны передаваться от поколения в поколение до тех пор, пока этот род из каждого своего поколения будет давать одного священника. Однако в 60-е годы 20 века митрополит Керкиры Мефодий не рукоположил ни одного представителя этой семьи во священники, в результате чего святые мощи перешли во владение Керкирской митрополии).




Чудотворные мощи святителя Спиридона Тримифунтского

Неизвестно, когда и по каким причинам десница была отделена от мощей святителя. По свидетельствам Христодула Вулгариса (великого протопопа Керкиры, жившего в XVII веке), в 1592 году десница была доставлена из Константинополя в Рим Папе Клименту VIII, который в 1606 году передал святыню кардиналу Чезаре Баронио. Кардинал, известный католический церковный историк, в свою очередь, передал десницу церкви Божией Матери (S. Mаria in Vallicella) в Риме, о чем свидетельствует соответствующая запись в церковном архиве. Л. С. Врокинис, греческий историк, ссылаясь на Христодула Вулгариса, писал, что десница находилась в храме Божией Матери в конусообразном позолоченном хранилище невизантийской работы, высотой около полуметра. В ноябре 1984 года, накануне праздника святого Спиридона, усилиями митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Тимофея, святыня была возвращена Церкви Керкиры.

Чудом является и то, что покровитель странников св. Спиридн Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.
Невозможно рассказать обо всех чудесах, которые совершил святитель Спиридон во время своей земной жизни, но и после смерти, когда он стал ближе к Богу, святой не перестаёт их совершать. По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад - это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона.




Знаменитые бархатные башмачки святителя Спиридона Тримифунтского, которые ему часто меняют, т.к. подошвы оказываются постоянно стоптанными.
Мощи Святителя Спиридона поражают одним своим видом – Божьей Милостию они полностью нетленны. Это удивительные мощи – они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.

Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился»: помогает кому-то. Эта история пересказывается из уст в уста.






Рака с мощами св. Спиридона Тримифунтского


На Керкире в день блаженной кончины святителя Спиридона совершается торжественное празднование в его честь и память: раку с честными мощами Святого на три дня (с навечерия 11(24) декабря до вечерни 13(26) декабря) износят из придела на особое место у иконостаса, справа от местной иконы Спасителя для поклонения и молебных пений Святому. Есть еще четыре дня в году, когда, по давней традиции, необыкновенно красочно и эмоционально чтят память Святого. Выражением любви и благодарности к нему является проведение крестных ходов с мощами Святого (Литаниий), которые установлены в память чудесной помощи святителя Спиридона жителям острова. Литании совершаются в Вербное Воскресенье (неделю Ваий), Великую (Страстную) Субботу, 11 августа и первое воскресенье ноября.




Десная рука св. Спиридона Тримифунтского, возвращенная католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви


В дни праздников мощи Святителя вынимают из серебряной раки и полагают в иной саркофаг, где они стоят вертикально, а когда вновь возвращают в раку, они принимают прежнее положение. Саркофаг с мощами Святого на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным золототканым балдахином. Перед святыми мощами следуют архиереи, духовенство всех чинов, хор, военные духовые оркестры, свещеносцы в парадных одеяниях, с толстыми свечами диаметром более 15 сантиметров. Их несут в специальных портупеях, перекинутых через плечо. Над городом плывет колокольный звон, звучат марши духовых оркестров, церковные песнопения. По обеим сторонам улицы стоит плотными рядами народ. На пути следования бывают остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, выходят на середину мостовой впереди крестного хода и ложатся на спину, лицом вверх, рядом кладут своих детей, чтобы нетленные мощи святителя Спиридона в ковчеге пронесли над ними.



Кажется, что в эти дни на украшенные флагами и цветами улицы города выходят все: местные жители и многочисленные паломники, отряды скаутов и представители разных родов войск. Повсюду царит идеальный порядок, доброжелательность, взаимоуважение, искреннее сопереживание всему происходящему. Полиция ограничивает лишь въезд машин на те улицы, по которым проходит крестный ход. Тот, кто не может выйти на улицу, встречает святителя Спиридона на балконе дома или около окна.

Крестный ход 11 августа совершается в память о спасении Керкиры от турецкого нашествия в 1716 году. 24 июня остров был осажден пятидесятитысячной турецкой армией, с моря его блокировали корабли Османской Порты. Жители города, под предводительством графа Шуленбурга, с оружием в руках отчаянно пытались отбить атаки неверных, но силы защитников после сорока шести дней кровопролитных боёв были на исходе. Женщины, дети и старики собрались в священной церкви святителя Спиридона и молились, стоя на коленях. Турки уже назначили день генерального сражения, который скорее всего, был бы для горожан последним.
Внезапно 10 августа ночью разразилась ужасная гроза, невиданная доселе в это время года, - остров буквально заливали потоки воды. На рассвете следующего дня, когда защитники острова готовились вступить в решающую схватку, разведчики сообщили, что агарянские окопы пусты и повсюду лежат тела утонувших солдат и офицеров. Оставшиеся в живых, побросав вооружение и продовольствие, в ужасе поспешно отступили к морю, стремясь попасть на корабли, но многие солдаты и офицеры были захвачены в плен. Они-то и рассказали, что над стенами крепости в грозовом небе вдруг появилась фигура воина, который держал в одной руке зажженную свечу и меч, а в другой - крест. За ним следовал целый сонм ангелов, и они вместе начали наступать и гнать турок прочь. По описанию пленённых местные жители узнали в этом небесном воине своего защитника и покровителя - святителя Спиридона Тримифунтского.







Крестный ход с мощами св. Спиридона (г. Керкира, о. Корфу)

Неожиданное спасение острова от турецких захватчиков заставило местные власти признать освободителем острова святителя Спиридона. В знак благодарности правитель острова адмирал Андреа Пизани подарил церкви серебряный подвесной светильник со множеством лампад, а местные власти приняли решение, что каждый год будут предоставлять масло для зажигания этих лампад. Через год 11 августа, был установлен праздник в честь Святого. Замечено, что именно в этом крестном ходе принимает участие самое большое количество верующих. После возвращения крестного хода в церковь святые мощи выставляются для трёхдневного поклонения (до захода солнца 13 августа).
Керкира - единственный остров в Ионическом море, который никогда не находился под властью турок. Местные жители очень гордятся этим.

Хочу вам рассказать о своем чуде! Побывала у Святого Спиридона в июне 2013. Так как, я знала, что поездка на корфу выйдет не очень дешево, то чудесным образом, после чтения акафиста Святому, меня по работе отправили в Керкиру. Как только прилетели, вечером я поехала в этот чудесный храм. Не передать словами, что ты чувствуешь, когда заходишь в храм. Раку открывают только православным, и филакто (частницу от башмачков) раздают тоже, только православным. Я слезно просила помочь с денежными проблемами, жильем, и чтобы у родителей улучшились дела по работе. Не прошло и 2 дней, как мама рассказывает, что 3 человека перевели нужную сумму, которое мы не могли дождаться на реставрацию храма более 5 месяцев. А гид которая нам рассказывала про Корфу, рассказала свою историю, что много лет назад ее сын болел онкологией, шансов выжить было 0%. По молитвам Святителю произошло чудо, сын был совершенно здорово. Врачи руками разводили, после сделанных ренген снимков.

Reply Delete
  • Приветствую всех! О святителе Спиридоне услышала совершенно случайно, по телевизору была передача, где женщина видимо супруга священно служителя рассказывала об острове, много и с большим восторгом описывала о чудесах которые происходят после того, как человек просит о помощи у святителя Спиридона. Я запомнила имя святого и однажды попросила его мысленно, без всякой молитвы, что бы мне облегчил боль.. были проблемы со здоровьем, на утро встала как и не болела. Позавчера под правую лопатку вступило так, что волком вой, мази не помогли, на ночь обратилась к Святому Спиридону, утром проснулась, острой боли не было, хоть немного ныло, при чём когда просила о помощи физически чувствовала, что в том месте где болит происходит что то странное, не могу описать словами, но факт остаётся фактом. Что помогает это точно. Мне 39 лет, в бога верю, но к сожалению как большинство не соблюдаю посты и редко бываю в храме, о чём очень сожалею, ближайший храм в 7км от моего населенного пункта в котором не первый десяток лет идут восстановительные работы, храм большой, прихожан мало, может быть башмачек Святого помог бы восстановить храм, да и помочь многим людям уверовать..У меня просьба, может кто-то знает, как можно связаться с монахами которые служат в монастыре? Есть ли электронный адрес или сайт? Поехать сама не могу, нет финансовой возможности, не откажут как думаете? Прошу не лично себе, а для храма, возможно не для одного. В подтверждение моих слов о храме вот ссылка, правда сейчас передняя часть оштукатурена, на этом реставрация закончилась... http://www.a33.ru/pic/fvlo/melenkovsky_district/butylicy/09-but.html Вот мой адрес [email protected] , пожалуйста напишите если у кого-то есть информация.С уважением, Елена.

    Reply Delete
  • Loading...Loading...