Написаны имена сынов израилевых. Двенадцать колен израилевых

Я работаю над циклом «12 колен Израилевых», и надеюсь, что кого-то эта работа заинтересует. Пока выставляю два листа: «Реувен» и «Шимон».

Реувен (Рувим)- первенец Иакова, но Иаков порицает сына за связь со своей наложницей.

Иаков, описывая характер Реувена, сравнивает своего сына с разрушительным потоком воды, бушующем в руслах Святой Земли. Подобно сметающему все на своем пути натиску воды, Реувен не отличается нравственным самообладанием. « Ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел». В Бытие, 35:22, сказано, что Реувен вступил в интимные отношения с наложницей Иакова, Валлою. Реувен нарушил честь своего отца и потому потерял право руководить Израилем. В результате, его колено не занимало никакой влиятельной позиции в народе.


На гербе Реувена изображено растение- мандрагора. По форме корень растения напоминает человека, он помогает от бесплодия. Камень — одем («красный») — помогает беременной женщине выносить ребенка.


Колено Реувена (Чис. 1:5; Отк. 7:5) было богато стадами и поэтому выбрало себе местожительство к востоку от Мертвого моря, между Арноном и коленом Гадовым, в стороне от остальных колен (Чис. 32:32, 37 и дал.; И. Нав. 13-15). Моавитяне были их опасными соседями. Колено Рувимово одно из первых было отведено в плен (4 Цар 10:33; 15:29; 1 Пар. 5:26).


Реувену посвящен месяц Рака - Таммуз.

Шимон (Симеон). Его родоначальник описывается как человек чрезвычайно жестокий. Вместе со своим братом Леви он совершил кровавое истребление жителей города Шхема (Сихем) за оскорбление своей сестры Дины сыном местного князя.

Шимон был зачинщиком продажи Иосифа в рабство, которое произошло также возле этого города.

Колено Шимона вело пастушеский образ жизни, постепенно смешались с соседними еврейскими племенами, в частности с иудеями и вениамитами.. Представителем этого племени выступает в Библии Юдифь

Иаков сурово осуждает склонность Шимона и Леви к насилию и предсказывает, что их потомки будут «разделены в Иакове, рассеяны в Израиле». Во время пребывания в Египте потомки Шимона (равно как и Реувена и Леви) не предавались идолопоклонству и не вступали в браки смешанные.

В то же время Шимон среди тех, кто на пути в Ханаан стал «блудодействовать с дочерьми Моава».

Эмблема на знамени: город Шхем на зеленом фоне.

Во всех этих случаях проявилась несдержанность человека, обладающего силой и мощью. Камень Шимона — топаз зеленоватого цвета — помогает сдерживать необдуманные порывы и обуздывать страсти.

12 колен Израилевых - 12 ветвей еврейского народа, ведущих свою родословную от 12-ти сыновей праотца Яакова , которому сам Б-г дал имя «Израиль», и, таким образом, еврейский народ называется Израиль и включает в себя 12 колен Израилевых. Деление на 12 колен сохранялось во время Исхода из Египта и странствий по пустыне: у каждого израильского колена было свое место в израильском стане и своя очередь в порядке движения, свой флаг и герб. В земле Израиля каждое из 12-ти Израильских колен получило свой надел. Колено Леви (левиты) - колено священников - как правило, считалось отдельно, и левиты проживали во всех наделах. Десять северных колен Израильских в XIII в. до н. э. были захвачены Ассирией, угнаны в плен и рассеяны среди народов. Тайна исчезнувших 10-ти колен Израилевых и сегодня не дает покоя многим исследователям, которые в разных уголках мира пытаются найти следы пропавших колен Израиля.

Ниже мы подробнее ответим на вопросы, откуда ведут происхождение колена Израиля, сколько колен осталось сегодня и где, все-таки, остальные колена?

Разделение Израиля на колена

Колен Израиля было 12 - по числу сыновей Яакова .

Но при распределении наделов в земле Израиля первенец получал двойную долю. Так как Реувен , первый сын Леи, утратил статус первенца именно в этом смысле, это право перешло к первому сыну Рахели - Йосефу . Поэтому его сыновья - Эфраим и Менаше - стали родоначальниками двух колен.

Получилась интересная вещь: в тех случаях, когда колено Леви «принимается в расчёт», колено Йосефа считается за одно, как, например, на нагруднике Первосвященника . Однако в Земле Израиля, где левиты не имели собственного надела, колена Эфраима и Менаше получили два надела.

То же самое произошло и при построении сынов Израиля в пустыне: так как коэны и левиты шли отдельным лагерем, возле Мишкана , то лагерь исраэлитов был представлен опять-таки 12 коленами - Эфраим и Менаше отдельно.

Каждое колено - под своим флагом

Как было сказано выше, в стане исраэлитов шло 12 колен. Был определен строгий порядок в построении колен: каждому колену отведено свое место в стане Израиля, а также определено, когда каждое колено начинает двигаться. Кроме того, был определен порядок а также Каждое колено шло под под своим флагом («дегелем» ), и таким образом, был определен порядок в построении весь лагерь Израэля был разделен, в соответсвии с количеством колен.

Глава каждого колена имел свой опознавательный знак: собственное знамя, цвет которого совпадал с цветом соответствующего этому колену драгоценного камня, вставленного в нагрудник первосвященника Аарона. Именно отсюда и позаимствовали различные царства обычай обзаводиться знаменем собственной расцветки.

Таким образом, каждое колено шло под своим флагом («дегелем» ).

Колену Реувена соответствовал рубин, камень красного цвета. Красным было и его знамя, на котором были изображены корни мандрагоры.

Колену Шимона соответствовал топаз, камень зеленого цвета. На зеленом знамени Шимона был изображен город Шхем.

Колену Леви соответствовал изумруд. Знамя Леви было трехцветным - на треть белым, на треть черным и на треть красным. На нем были изображены урим и тумим (нагрудник первосвященника с вставленными в него драгоценными камнями, позволявшими узнать волю Всевышнего).

Колену Йегуды соответствовал карбункул. Его знамя было небесного цвета, и на нем был изображен лев.

Колену Иссахара соответствовал сапфир. Его знамя было темносиним. На нем были изображены солнце и луна в память о словах Писания: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена» (Диврей га-ямим I, 12,32).

Колену Зевулуна соответствовал алмаз. Его знамя было белого цвета, и на нем был изображен корабль.

Колену Дана соответствовал опал. Цвет его знамени походил на цвет сапфира, и на нем была изображена змея.

Колену Гада соответствовал агат. Цвет его знамени был смесью белого и черного цветов. На нем был изображен лагерь Израиля.

Колену Нафтали соответствовал аметист. Цвет его походил на цвет прозрачного красного неяркого вина. На нем была изображена лань.

Колену Ашера соответствовал хризолит. Цвет его знамени напоминал цвет драгоценного камня, которым любят украшать себя женщины. На нем было изображено оливковое дерево.

Колену Йосефа соответствовал оникс. Цвет его знамени был абсолютно черным. Этот цвет принадлежал сразу двум коленам потомков сыновей Йосефа - Эфраима и Менаше, родившихся в Египте.

На знамени Эфраима был изображен бык, на знамени Менаше - антилопа.

Колену Биньямина соответствовала яшма. Цвет его знамени был смесью двенадцати цветов. На нем был изображен волк.

Сколько колен Израиля сохранилось сегодня

Нам неизвестно на сегодняшний день местонахождение изгнанных Санхеривом десяти колен . Правда, Гмара сообщает, что пророк Ирмияу ходил возвращать изгнанников, и, возможно, какая-то часть их перебежала в Иудею перед вторичным изгнанием. Но это лишь догадки. Основное же население Иудеи состояло из потомков Йеуды и Биньямина.

На сегодняшний день, в основном, идентифицированы лишь коэны и левиты, скорее всего, потому, что их происхождение дает им особый статус в Еврейском Законе, как то - получение трумот и десятин , вызов к чтению Торы на первом месте (для коэна, а за ним сразу вызывается левит) и т.п. Это естественным образом заставляло семью помнить о происхождении отца и передавать традицию детям.

Из потомков остальных колен, пожалуй, никто не знает точно, к какому кто из них принадлежит, за исключением тех редких семей, которые точно знают, что их отец происходит по мужской линии от царя Давида . По понятным причинам эта информация тоже передавалась от отца к сыну, соответственно, эти люди знают, что происходят из колена Йеуды.

Отметим, что на протяжении истории появлялись отдельные люди и даже целые общины, утверждавшие, что являются потомками одного из десяти колен, и ссылавшиеся на непрерывную традицию. На сегодняшний день существует немало таких групп, но по большей части у них нет какой-либо существенной связи с еврейской традицией. Каждая такая претензия рассматривается отдельно, и иногда группа принимается в лоно Израиля, пройдя Гиюр [принятие иудаизма] для полной уверенности.

Коленами Израилевыми считаются племена потомков 12 сыновей патриарха Иакова, которые образовали израильский народ. Так говорится в Священном писании.

Колено Рувимово

Рувим – первый сын патриарха Иакова и его жены Лии. Первородство определяет его лидирующую позицию в древнейшей конфедерации израильских племён. Рувим отмечается первым в перечне тех сыновей Израилевых, которые вышли из Египта.

Рувиниты проживали на плоскогорьях Гил‘ада и далее на юг до времени завоевания этих земель ассирийской армией в 733−732 гг. до н. э. Как пророчество звучат слова из предсмертной молитвы Моисея о том, Рувим не умрет, даже если останется мало людей его. О дальнейшей судьбе рувинитов ничего не известно. Встречается предположение, что афганские Раббани являются потомками этого колена.

Колено Симеоново

Симеон (Шимон) также приходится сыном Иакова и Лии. По одной из версий его имя походит от слов матери при его рождении, что Господь услышал (шама), что она нелюбима и дал ей сына. Вторая версия гласит, что на иврите в библейские времена слово «шимон» означало название дикого животного, возможно гиены.

У Симеона было 6 сыновей, положивших начало родовым ответвлениям. Шимониты были пастухами без прочной политической организации. Объединившись с многочисленным и влиятельным коленом Иехуды для ускорения завоевания страны, они затем были им поглощены. Отдельные кланы все же самостоятельно существовали, отыскивая удобные пастбища для скота.

Представительница этого племени – Юдифь. Потомками Шимона были и многочисленные переписчики Торы. Согласно преданиям, племя пуштунов Шинмари ведет свое начало от Шимона.

Колено Левия

Левий – третий сын Иакова и Лии. Потомков его именуют левитами. Они разделялись на 2 степени. Первая – священнослужители (коэны), которые считали себя потомками Аарона. Вторая – представители колена Левия, не относящиеся к потомкам Аарона.

Левиты пели псалмы, были музыкантами, охраняли порядок во время богослужения, исцеляли прокаженных, составляли почетную храмовую стражу, руководили при обряде жертвоприношения. Как правило, они обучали народ закону Торы, были летописцами.

Поначалу колено Левия было единственным, не имеющим своего удела, а жившего среди других племен. Однако позже они получили земельные наделы близ городов, которые поддерживали священство пожертвованиями, что после смерти Соломона привело к восстанию 10 северных колен и изгнанию из царства Израиля всех левитов.

Колено Иудино

Четвертый сын Иакова и Лии по имени Иуда считается родоначальником очередного колена. После его женитьбы на дочери ханаанейца (финикийца) Шуи Бат-Шуа его род продолжается тремя сыновьями, что говорит о смешении данных кланов. В дальнейшем произошло разветвление и присоединение к колену Иудину других родов.

Впервые в библейских преданиях данная группа упоминается после исхода израильтян из Египта. Некоторые сказания повествуют о том, что потомки Иуды первыми вступили в Красное море.

Следует отметить, что в иудаизме первенство практически во всем отдается представителям данного колена. Элишеба считается праматерью всех священнослужителей, Бецалель - строителем Скинии, Отниель бен Кназ - первым судьей, Соломон – строителем первого Иерусалимского Храма. Да и все благочестивые цари свое происхождение ведут из колена Иудина. Современные евреи в основном считаются потомками Иуды.

Колено Даново

Дан приходится сыном Иакова и служанки Рахили Валлы, которая стала ему женой. От него произошло колено, насчитывавшее в период исхода евреев из Египта 62700 представителей. После завоевания Ханаана этому племени был дан плодородный небольшой участок в районе Яффы на средиземноморском побережье. Потомком Дана считается Самсон – богатырь, который мужественно сражался с филистимлянами. Во времена Моисея колено Дана было весьма многочисленным.

Данитам рано пришлось искать новую территорию для переселения. Внимание послов, отправившихся искать земли, было остановлено на области поблизости города Лаиша. Есть версия и о том, что древнегреческие данайцы являются выходцами из этого еврейского рода. По мнению христианской мифологии, именно из этого одного из пропавших колен Израиля выйдет Антихрист.

Колено Неффалимово

Неффалим – брат Дана, родившийся также от служанки Рахили Валлы (Билхи). Его колено делилось на 4 клана, которые вели свое начало от сыновей Неффалима.

Территория, где жили нафталиты, считалась важной как с географической, так и с военной точки зрения. Она отличалась удивительным плодородием. Даже в Библии вся Галилея именуется «землёй Нафтали». Из колена Неффалима по линии матери вел свое происхождение художник Хирам-Авий, отец которого был тирийцем, что свидетельствует о смешении племен.

Иисус Христос много времени проводил на землях колен Неффалима и Завулона. Данное колено относится к числу пропавших.

Колено Гадово

Гад – седьмой сын Иакова, матерью которого была служанка Лии Зелфа. Его имя в переводе с иврита означает «удача» либо «войско», а восходит оно к финикийскому божеству Гаду. Гадитяне занимали определенную часть Галаада и практически всю Иорданскую долину.

Это было воинственное и храброе племя. В период скитания по пустыне колено имело значительное количество воинов – больше 40 тысяч. В ранние времена своей истории гадитяне вели постоянные войны. А впоследствии воины колена Гадова приняли активное участие вместе с другими израильскими племенами в завоевании Ханаана. Потомком Гада был израильский судья Ифтах. После пленения ассирийцами судьба представителей данного колена не известна, поэтому оно считается пропавшим.

Колено Асирово

Асир – родной брат Гада, рожденный от Иакова и служанки Лии Зелфы. Возможно, имя Асир (Ашер) происходит от слова «счастливый», напоминая этническое наименование ассирийцев, либо от божества Ашеры. Впоследствии данное колено разделилось на пять ветвей и имело десятки тысяч людей, носивших оружие. На знамени Асира, по цвету напоминающему горящее оливковое масло, изображено оливковое дерево.

Потомки колена Асирова жили на плодородных землях, которые совпадают с территорией современного Ливана. Они вполне мирно сосуществовали с соседями. Города Сидон и Тир, выходцами из которых впоследствии были основаны Карфаген и иные финикийские колонии в Испании и Африке, входили в надел Асира.

Во времена Давида и Езикии представители этого колена пользовались хорошей славой. Из него происходила пророчица Анна, славившая Всевышнего за рождение Иисуса Христа. В армию Давида входило 40000 воинов колена Ашера.

Колено Иссахарово

Иссахар, родившийся в Месопотамии, приходится девятым сыном Иакова и пятым его жены Лии. Его имя трактуется как восходящее к наименованию египетского бога Sokar’а. Четверо сыновей Иссахара впоследствии стали родоначальниками 4 кланов иссахаритов, предпочитавших оседлую, спокойную жизнь. В благословении Моисея оно показано как мирное племя. Однако во времена, когда необходимо было защищать родную землю, иссахариты проявляли мужество и патриотизм.

Представители этого колена объединяли богатство с наукой. Недаром многие из них были учеными, мудрецами. Уделом их было плоскогорье Нижней Галилеи, а также части Изреельской и Иорданской долин вплоть до горы Тавор. Иссиня-черное знамя с изображением Солнца и Луны символизировало интерес потомков Иссахара к астрономии и календарным вычислениям.

Колено Завулоново

Завулон – десятый сын Иакова, матерью которого была Лия. Его колено имело три ветви, которые восходили к трем его наследникам. Это племя часто упоминается вместе с коленами Иссахара и Неффалима. Согласно талмудической легенде они жили дружно, совместно изучая Тору и углубляясь в божественную мудрость.

Завулониты проживали в южной части Нижней Галилеи и северо-западной территории Изреельской долины, которые отличались плодородием и наличием богатых водных ресурсов. Поэтому они выращивали богатые урожаи хлеба, смоквы, винограда, имели тучных волов и овец. Потомки Завулона принимали участие в войнах эпохи Судей Израилевых, отличаясь храбростью и мужеством. Представителем данного колена считается пророк Иона.

Из-за неизвестности судьбы плененных ассирийцами завулонян колено относится к числу пропавших.

Колено Иосифово

Иосиф, именуемый Прекрасным, приходится 11 сыном Иакова и первым Рахили. Двое его сыновей старший Менашше и младший Эфраим стали родоначальниками самостоятельных колен. Поэтому чаще употребляется понятие Род Иосифа (Бейт Йосеф). Земли колена Иосифа примыкали к реке Иордан. На них также находились города Шхем и Силом. Родовыми символами являлись пшеничный сноп, бык, оникс, единорог, виноградная лоза, пальма.

Иосифиты были пленены ассирийцами, поэтому считаются пропавшим коленом. Израилиты Британии полагают, что потомки колена Иосифова живут в США и Великобритании.

Колено Вениаминово

Вениамин (Биньямин) – младший сын Иакова. Его мать – Рахиль. Колено считалось самым младшим, поэтому имело наименьшую территорию: от горной области, где проживали представители колена Эфраима, до горной области, населенной потомками Иехуды. Однако их земли славились плодородием, а природа здоровым климатом.

Колено Вениаминово было довольно воинственным. Вениаминиты были храбрыми воинами и меткими пращниками. В благословении Иакова основатель племени сравнивается с хищным волком. Возможно, поэтому на флаге колена был вышит именно этот зверь.

Испанский религиозный философ Авраам Бибаго полагает, что Аристотель походил из колена Вениаминова. Считается, что потомком Биньямин был и апостол Павел.

В настоящее время осознание племенной причастности сбереглось только у левитов. Часть из них, священнослужители (коэны), хранят память о происхождении из рода Аарона.

Колена Израиля, или колена израилевы – так принято называть потомков сыновей Иакова, которых у него было двенадцать и которые согласно Священному писанию образовали израильский народ.

В Библии при первом перечислении всех колен израилевых мы можем прочитать 12 имен сыновей Иакова. Чуть позже, в Библии повествуется о том, что колен Израиля было тринадцать. Откуда взялась такая цифра? Иаков вместо Иосифа сделал родоначальниками самостоятельных израильских колен сыновей Иосифа – Ефрема и Меннаше, следовательно, цифра с 12 увеличилась до 13 колен Израиля.

Практически все списки Израилевых колен в Библии перечисляют названия 13 колен, но этот момент всегда оговаривается, так как колено Леви исключается как посвященное Богу и служению ему. Колена Леви не учитывается в число боеспособных мужей, его место не указывается в порядке перечисления колен при переходах в Ханаан, колено Леви не получает места и доли на Земле Обетованной, можно много перечислять событий в Библии, где не говорится ни слова о тринадцатом колене Израиля.

Следовательно, лишенное земельного участка колено Леви, практически не включено в общий счет израилевых колен, а выделение его из всего количества основных колен Израиля, для исполнения тех функций, которые разрешены только ему, воссоздает первоначальное число израильских колен – двенадцать. Предписания, которые касаются количества колен без перечисления их имен, также говорят о числе 12 как о традиционном числе.

Говорит о том, что каждое из двенадцати израилевых колен получило в Земле обетованной свой земельный надел. В 928 году до нашей эры, когда умер мудрейший Соломон, единое государство – Израильское царство разделилось на два: южное стало называться Иудея (территории, принадлежавшие коленам Вениамина и Иуды), а северное – Израиль (земли, на которых проживали остальные 10 колен). Разделенное государство потеряло свою мощь и силу. Ассирийцы захватили Израильское царство, а большую часть его населения увели в плен и расселили маленькими группками в разных частях и регионах огромной державы. С тех пор история и судьба десяти колен Израиля неизвестна. Большая часть оставшихся израильтян, потомков десяти колен израилевых, постепенно ассимилировалась с теми народами, в соседстве с которыми и проживали.

Когда начался период Второго Храма большая часть евреев уже по видимому не могла доказать к какому израилевому колену принадлежала.

По сказаниям Нового Завета, Иоанн Креститель принадлежал к священническому роду, а пророчица Анна, упоминаемая в Новом Завете, принадлежала к колену Ашера, апостол Павел был потомком колена Вениамина.

Надо сказать, что численность апостолов в христианской церкви – двенадцать, также имеет символическое значение, и как говорят знатоки Библии, связано с количеством сыновей у Иакова и соответственно с числом колен Израиля.

Сегодня сознание того, к какому племени причастны, сохранилось только у правнуков колена Леви, того самого – тринадцатого. Потомки колена Леви, коэны, даже сохранили память о том, что произошли они от рода Аарона.

В этнические группы евреев утверждают, что являются прямыми потомками исчезнувших когда-то десяти колен Израиля. Причисляют себя к потомкам израильских колен ашкенази, сефарды, мизрахимских евреыв, крымчаков, евреев йеменских, а также других.

Название субэтнической группы евреев «ашкенази» происходит от средневекового семитского названия Германии эпохи средних веков. Ашкеназ – так называли это государство семиты. Это место воспринималось как место, где поселились потомки одного из колен Израиля – потомки Аскеназа, который приходится внуком Иафету. В современном мире ашкенази – это большинство евреев Америки и Европы, а также половина израильских евреев. Ашкенази противопоставляются всегда субэтниченской группе евреев – сефардам. В современном Израиле ашкенази разговаривают на так называемом ашкеназийском изводе, то есть диалекте. Отличие ашкеназийского извода и современного иврита в произношении некоторых букв, в частности в произношении согласных и гласных. Ашкеназийский диалект используют в устной речи для чтения молитв в синагогах, принадлежащих ашкенази.

Что касается сефардов, еще одной группы, которая считает себя потомками колен Израиля, то их формирование, как отдельной этнической группы произошло на Пиренейском полуострове их тех иудеев, которые потоком мигрировали в Римской империи. Бытовой язык сефардов – это исторически сложившийся язык ладино. Этот язык близок по произношению испанскому.

Кроме того, сегодня, в современном мире претендуют на происхождение от десяти колен Израиля множество небольших племен. Надо сказать, что не все претенденты проходят генетическую экспертизу на гаплогруппу. К таким племенам относится небольшое племя, расположенное на южных широтах Индии а штате Андхра-Прадеш – бней-эфраим. Это племя причисляет себя к древним потомкам колена Ефрема. Оно общается на языке телугу. В той же Индии в штате Манипур и штате Мизорам обитает еще одно небольшое племя, которое причисляет себя к потомкам одного из десяти колен Израиля – Минассии. Небольшая группа евреев, которая проживает в Бомбее и других больших городах Индии и Пакистана, также относит себя к потомкам древних колен Израиля. Одно из племен, проживающих в Африке в Зимбабве, согласно анализу ДНК, проведенному лондонскими учеными, говорит о том, что представители племени Лемба имеют еврейские корни. Именно результаты исследований позволяют ученым утверждать, что представители племени Лемба относятся к древнему колену Коэнов. Потомками Дана считают себя эфиопские евреи, которые называют себя Фалаша. Евреи, проживающие в Бухаре, персидские евреи, причисляют себя к колену Ефрема. Группа евреев, проживающих в Нигерии и, называющие себя Ингбо, причисляют себя к потомкам Ефрема, Манассии, Гада, Левия и Завулона. Немногочисленное племя самаритян, которые проживают на в городах Холон и Шхем причисляют себя к коленам Ефрема и Манассии, к тем коленам, которые не были в изгнание, а существовали в этих местах с библейских времен. Грузинские евреи претендуют на происхождение от колена Иссахара.

Вот уже около двух тысячелетий прошло с тех пор, как евреи не без стараний (в том числе и героических) своих предков – потомков 12 родственных групп (Израилевых колен), остались без своего государства, без своей земли, без храма
Божьего.

Окончательно утратив единство, народ еврейский предстал пред миром мононациональной, но разобщенной группой людей, которая расселилась по разным его уголкам, образовав свои устойчивые общины, зачастую даже не ведавшие друг о друге.

Это не мешало евреям сохранять свой еврейский характер, свою еврейскую логику, еврейское понимание жизни и еврейское отношение к ней. А главное – свою высочайшую пассионарность. Благодаря своим врожденным качествам, они были столь же полезны миру, сколько и ненавистны ему. Эти две составляющие и стали основой сюжета настоящей книги.

«Тринадцатое колено» – такое название автор дал сообществу людей, потомкам 12 Израилевых колен, добровольно или принудительно оказавшимся за пределами Эрец Исраэль. На протяжении многих столетий новой эры все они находились в неопределенном положении, с общегрупповым сознанием народа, изгнанного и рассеянного. Главной идеей этого сознания, его доминантой, было чувство национальной ущемленности и комплекс народа-жертвы. Это было настолько заметным, что являлось психологическим обоснованием для ненавистного отношения к ним и преследований со стороны гоев (не евреев).

Смысловая нагрузка термина «Тринадцатое колено» заменяет такие пессимистичные названия, как «изгнанные (галутные) евреи» или «евреи рассеяния». И не только в сравнении с ними, а вообще, это словосочетание звучит гордо, потому как Тринадцатое колено – это евреи мира. Возможно, такой и была Божественная задумка.

Тринадцать – столько было Израилевых колен изначально. Но одному из них – колену Леви – повезло особо. В связи с «производственной» необходимостью вместо земельного надела Бог наделил его особым статусом – служения Ему. Леви стал проводником Божественной идеологии, а его потомство (левиты) – священнослужителями. Поскольку их род занятий был иным, чем у других 12-и колен (земледелие, скотоводство, ремесла), левиты были исключены
из общего числа колен. И в «штатном расписании» у избранного народа появилась вакансия под номером 13. Длительное время она оставалась не занятой.

Но вот, наступила пора, когда за пределами Эрец Исраэля стало происходить смешение потомков древнего «Двенадцатиколенного Израильского царства». Не стало 1-го колена, как такового, 5-го, 10-го и т.д. Вместо них образовалась мировая общины евреев новой эры. Именно ей, этой общине, автор книги и дал название «Тринадцатое колено», тем самым заполнив вакансию в «штатном расписании». Кроме нее, нет, и уже не может быть другой еврейской кандидатуры, которая отвечала бы стандартам всех времен.

А теперь внимание цифре «13» и исключительному праву евреев монополизировать ее.

В отличие от большинства других цивилизованных народов мира, у евреев отсутствует трискаидекафобия (страх перед числом 13). Сочетание цифр, образующих число «13», как и само число «13», является не просто знаковым, но и главным в еврейской истории и культуре. А потому без всяких оговорок «13» – это еврейское число.

Через 13 лет после рождения Измаила – сына Аврама от рабыни Агарь, Бог принял решение о создании еврейского народа. Для чего заключил союз с Аврамом.
В 1313 г. от сотворения мира евреи вышли из Египта и направились к Земле обетованной.

Шестьсот и еще тринадцать букв (всего 613) содержат десять заповедей, провозглашенных Богом.

Шестьсот и еще тринадцать заповедей (всего 613) содержит Тора.

«Тринадцать принципов (основных постулатов) иудаизма» составляют основу еврейского мировоззрения.

«Тринадцать божественных атрибутов милосердия» (качеств милосердия Бога) содержатся в тексте коллективной молитвы «Таханун» («Мольба»).

Тринадцать правил герменевтики (методика истолкования текстов) Торы, составленные в I–II вв. одним из ведущих законоучителей – Рабби Ишмаэлем, делают ее доступной для правильного понимания.

Тринадцать месяцев имеет еврейский високосный год (12 постоянных и 1 «вставной»).

Тринадцать раз Тора упоминает слово брит (союз) в рассказе о том, как Всевышний повелел Авраму совершить обрезание себе и всем мужчинам своего дома.

В тринадцать лет еврейский мальчик достигает возраста зрелости, совершеннолетия и становится бар-мицва (человек, способный нести ответственность за свои поступки).

Согласно гематрии (числовое значение букв и слов древнееврейского алфавита), 13 – числовое значение еврейского слова «любовь» - аhава. А любовь – это уже счастье.

Вероятно, поэтому евреи всегда утверждали, что «13» – счастливое число.
Возможно, оно действительно счастливое для тех 13 млн евреев, которые жили в мире в начале третьего тысячелетия, и всем известное еврейское счастье потому и называется «еврейским».

Период «зачатия» 13-го колена относится к 770-м гг. до н.э., когда вместе с исчезновением Израильского царства исчезло 10 Израилевых колен. Хотя многие исследователи утверждают, что современные евреи являются потомками только двух колен евреев-иудеев, все же первыми рассеялись по белому свету десять колен евреев-израильтян, и именно в VIII в. до н.э.

Только ведь евреи бесследно не исчезают. В чем легко убедиться, прочитав эту книгу.

Окончательное созревание «плода» закончилось в конце II в. н.э., когда практически все евреи (теперь уже иудеи) оказались в изгнании.

Таким образом, если не считать периода обустройства в новых условиях жизни (в диаспоре), годом рождения 13-го колена можно считать 200 г. н.э., когда евреи, лишенные своего государства, рассеялись по разным странам мира. Именно в этот период времени от смешения разных миграционных потоков образовалась мировая община евреев, потомков Двенадцати Израилевых колен. Потому 13-е колено – это колено диаспоры потомков евреев, изгнанных из Эрец-Исраэль.

Диаспора – от греческого слова diaspeirein, которое первоначально означало естест-венный процесс – «разбрасывать», «рассеивать». С 250-х гг. до н.э. это слово уже использо-валось для обозначения рассеянного народа. А галут – это (совсем просто) изгнание.

Те десять Израилевых колен, которые как бы потерялись, и те два Израилевых колена,которые рассеялись, выполнили свое предназначение и сегодня интересуют лишь особо любознательных историков.

Их далекие потомки – беспокойное сообщество людей, или 13-е колено, уже многие столетия стараются сделать мир лучше и добрее. Народ этого колена всегда был активным участником тех событий, которые, по его разумению (иногда ошибочному), свершались на благо всего общества, во имя улучшения жизни и развития цивилизации. Только поиск рождает новые повороты качества, способные изменить культурные, финансовые и социальные условия жизни всех и каждого человека в отдельности. А образ жизни еврея – это всегда поиск.

Нередко народ 13-го колена становился активным участником движений за справедливость и гуманизм, если даже его личные интересы отсутствовали. А в борьбе со злом он всегда был на передовых позициях.

На передовых позициях народ этот оказался и в период Второй мировой войны. Одна его часть яростно сражалась на фронтах войны, а в тылу создавала оружие победы над врагом.

Другая часть – безоружные и беззащитные евреи, преданные теми, с кем рядом жили, стали жертвой Холокоста, добычей нацистских палачей.

Свой преступный путь эти палачи, изверги рода человеческого, завершили на виселице. Но прежде, чем оказаться с петлей на шее, каждому из них, осужденному к повешению Международным военным трибуналом, пришлось подняться по 13-ти деревянным ступеням эшафота, сооруженного для их казни. Самый важный параграф устава военного трибунала был под номером 13. Он гласил: «Суд признается полномочным самостоятельно определять ход процесса». И он с этой задачей справился.

Беззащитной оказалась и та часть евреев 13-го колена, которые считались гражданами Советского Союза. Для них всех вскоре, после окончания ВОВ, цифра «13» стала знаковой, а для многих и роковой.

13 человек из 14 арестованных членов ЕАК были расстреляны.

«13» – такой номер был присвоен «антисионистскому» отделу в составе ГРУ, созданному в 1952 г.

На 13 марта 1953 г. было запланировано сообщение о расстреле «врачей-отравителей», который должен был состояться накануне…

Только до такого «бенефиса» кровавого спектакля его режиссер и постановщик не дожил.

Книга «13-е колено» подробно рассказывает о том, как все это было в Российской империи, а затем в СССР. Какое «негодяйство» не только в этой стране, но и во всем мире, творили евреи.

Поверить в это «негодяйство» было проще простого, особенно тем, кому хотелось в него верить. Тем более что другой информации о евреях не было, как не было и истории народа,которому без малого 4 000 лет. Ее в советские годы запрещалось знать даже самим евреям. А тех, кто самостоятельно пытался познакомиться с ней, преследовали и даже сажали за решетку.

Под запретом оказалась и Симфония №13 великого русского композитора Дмитрия Шостаковича (о ней будет рассказано ниже). Она, по сути дела, стала музыкальным памятником евреям – жертвам Холокоста, и опять-таки под номером 13.

И все же о чем эта книга? Если коротко, то это рассказ без утомительных подробностей, охватывающий период жизни человечества от сотворения мира до наших времен. О том, как появились евреи, что евреи сделали для цивилизации и человечества за историю своего существования, и, что это человечество делало с евреями за все хорошее.

То, о чем рассказывает книга, можно было бы назвать «2 000 лет еврейского счастья».

Только счастье это – особенное, а если более конкретно – неоднозначное. Оно единственное, которое имело и имеет два крайних состояния: в кавычках и без кавычек.

«Еврейское счастье» – это ничем не объяснимая крайняя степень невезения, которым «избалованы» только евреи. К нему относятся и неожиданные беды, которые «нормальных людей» обходят стороной, по крайней мере, чаще, чем евреев. Выражение «еврейское счастье» потому и появилось, потому и стало крылатым, что евреи самый многострадальный народ на земле. К несчастью, такое «счастье» было неотделимо от всей еврейской истории, в том числе и древней. А началось оно с их визита в Египет: пришли как гости, а жили как рабы. После чего еле унесли ноги.

Другое еврейское счастье – оно без кавычек и означает, что евреи самый счастливый народ на земле, так как настоящее счастье – это делать добро и приносить пользу людям. И в этом они бесспорные лидеры.

О том, что такое счастье вообще, не расскажешь. О нем можно вести бесконечные споры, и все потому, что его нельзя сфокусировать в чем-то одном. И только «еврейское счастье» воспринимается однозначно. На протяжении двух тысячелетий 13-е колено евреев испытало его сполна. Появился даже некий алгоритм еврейского счастья. Это промежуток времени между двумя еврейскими несчастьями.

А вот как подытожил историю жизни еврейского народа в диаспоре поэт Авраам Файнберг:

В Изгнаньи – два тысячелетья,
Страдания из рода в род.
Казалось, сил нет жить на свете –
Не сдался избранный народ!

13-му колену евреев почти две тысячи лет. Ничего плохого оно человечеству не сделало. Ни-че-го! Это последнее колено евреев в нашем мире. И если придет ему замена, то лишь с приходом Мессии (Машиаха), который неизвестно когда появится. Но до тех пор еще жить, да жить. Лучше в мире и взаимном уважении всех народов и наций.

Плохих народов и наций не бывает. Плохими бывают люди и жизнь.

Часто люди становятся плохими от плохой жизни, а жизнь становится плохой от плохих людей. Вот эту проблему и надо решать всем миром.

Всю свою историю 13-е колено было на передних рубежах борьбы за лучшую жизнь народов мира. Есть основания полагать, что оно сохранит эти позиции и в будущем.
Такой уж у него характер!

Что касается самой цифры 13, то на протяжении 1 800 лет она стала цифрой судьбы еврейского народа, изгнанного из своей страны. В этом не трудно убедиться, читая книгу.

Loading...Loading...