Нет они живы и получают удел.

Рады сообщить уважаемым посетителям нашего сайта, что в настоящий момент ИД “Умма” осуществляет перевод книги “Ахкам аль-Джанаиз = Нормы Шариата, касающиеся похорон” шейха аль-Албани. Предлагаем вашему вниманию перевод 8-й главы этой книги “Признаки благого конца жизни человека”. Обращаем внимание, что данный материал адаптирован для размещения на сайте, поэтому многочисленные хадисоведческие пояснения шейха аль-Албани, которые содержатся в оригинале, здесь не приводятся. Однако в издании книги на русском языке все примечания и комментарии шейха переведены.

Признаки благого конца жизни

Мудрый Законодатель установил ясные признаки, которые свидетельствуют о благом конце жизни человека. Всевышний Аллах записал их для нас по Своей Щедрости и Милости. И если какой-либо из этих признаков проявился при смерти человека, это указывает на благой конец его жизни. Перечислим ниже эти признаки:

Первый признак: произнесение свидетельства единобожия (шахада) перед смертью.

Об этом передается несколько хадисов пророка, мир ему и благословения Аллаха:

1 – “Тот, чьими последними словами (в этой жизни) были: “Ля иляха илля-Ллах”, – обязательно войдет в Рай” (аль-Хаким и другие). Через другой путь передачи от Муаза сообщается следующий хадис: “Всякая душа, засвидетельствовавшая на смертном одре, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, будучи убежденной в этом в сердце, обязательно получит за это прощение от Аллаха” (Ибн Маджа, Ахмад и другие).

2- “Однажды Умар повстречал Тальху ибн Убайдуллаха и, заметив, что тот был чем-то сильно озабочен, спросил: “Что с тобой, о сын такого-то? Может, тебя обидела женщина твоего дяди по отцу (т.е. Абу Бакра -прим. Д.Х.), о сын такого-то?” Он ответил: “Нет, [после чего лестно отозвался об Абу Бакре.] Просто я слышал от посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, хадис, но так и не успел спросить его об одной вещи в нем, пока он не скончался. Я слышал, как он сказал: “Воистину, я знаю такое слово, благодаря которому лицо раба, произнесшего его на смертном одре, озарится сиянием, и Аллах развеет его печаль”. Тогда Умар воскликнул: “Я знаю, что это за слово!” Тальха спросил: “И что это за слово?!” Умар ответил: “Разве ты знаешь какое-нибудь более великое слово, чем то, которое велел произнести пророк, мир ему и благословения Аллаха, своему дяде перед смертью? Разве это не слова: “Ля иляха илля-Ллах”?!” Тальха сказал: “Ты прав! Точно, клянусь Аллахом, это они!” (Ахмад, Ибн Хиббан (схожий хадис) и аль-Хаким. Дополнение в квадратных скобках приведено у аль-Хакима).

3 – “Тот, чьими последними словами при смерти были слова “Ля иляха илля-Ллах”, рано или поздно обязательно войдет в Рай, даже если до этого его постигнет то, что постигнет” (аль-Хаким и аль-Баззар).

Второй признак: появление капелек пота на лбу перед смертью

“Когда Бурейда ибн аль-Хусайб находился в Хорасане, он навестил своего дядю по матери, который сильно заболел. Прийдя к нему, он увидел, что его дядя умирает, а его лоб покрылся капельками пота. Тогда Бурейда произнес: “Аллаху акбар! (“Аллах Превелик!”), – после чего сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говорил: “Верующий умирает с испариной на лбу” (Ахмад (текст хадиса приведен в его изложении), ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ат-Таялиси и Абу Нуайм).

Третий признак: смерть в ночь на пятницу или в пятницу

“Аллах избавляет от испытания в могиле всякого мусульманина, который умирает в пятницу или в ночь на пятницу” (Ахмад, аль-Фасави и ат-Тирмизи).

Четвертый признак: мученическая смерть за веру на поле боя

Всевышний Аллах сказал: “Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих ” (сура 3 “Али ‘Имран=Семейство ‘Имрана”, аяты 169-171).

На эту тему также передается несколько хадисов:

1 – “Шахиду Аллах даровал шесть особых свойств: ему прощаются его грехи с первым толчком крови (, выходящей из его тела); ему показывают его место в Раю; его избавляют от мучений в могиле; он защищен от величайшего испуга (в День Воскрешения); его украшают одеянием из веры (иман ); его женят на чернооких райских гуриях; и ему даруется заступничество за семьдесят человек из числа его родственников (в Судный День)” (ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад).

2 – “Один из сподвижников пророка, мир ему и благословения Аллаха, спросил его: “Почему простые верующие подвергаются испытанию в могиле, а шахид нет?” Он ответил: “Достаточно ему сверканья мечей над его головой в качестве испытания” (ан-Насаи).

[Как указано в комментарии “Файд аль-Кадир”: “Шахид не подвергается искушению и допросу в могиле, поскольку если бы в нем было лицемерие, то он сбежал бы с поля боя при встрече с врагом. Проявив же стойкость ради Аллаха на Его пути, он на деле доказал свою правдивость (сыдк )” – прим. переводчика.”]

Примечание шейха: есть надежда, что если человек будет искренне и от всей души просить Аллаха о мученической смерти за веру, но ему так и не представится возможность погибнуть мучеником на поле боя, он всё равно достигнет положения шахидов.

Этот вывод следует из следующих слов пророка, мир ему и благословения Аллаха:

“Того, кто будет правдив в своих мольбах к Аллаху о мученической смерти за веру, Аллах возвысит до положения шахидов, даже если он умрёт в своей постели” (Муслим и аль-Байхаки).

Пятый признак: смерть во время похода на пути Аллаха

1 – “Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, спросил (своих сподвижников): “Кого из вас вы считаете шахидами?” Они сказали: “О посланник Аллаха, кого убили на пути Аллаха, тот и является шахидом”. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “В таком случае мало будет шахидов в моей общине!” Они спросили: “Кто же они тогда, о посланик Аллаха?”, – на что он ответил: “Убитый на пути Аллаха является шахидом, и умерший на пути Аллаха является шахидом, и умерший от чумы является шахидом, и умерший от болезни живота является шахидом и утонувший является шахидом” (Муслим и Ахмад).

2 – “Умерший или убитый на пути Аллаха является шахидом. Сломавший себе шею, упав с лошади или верблюда, или укушенный ядовитым насекомым или умерший в своей постели любой смертью, которую пожелал Аллах, является шахидом. И Рай будет ему (наградой)” (Абу Дауд, аль-Хаким и аль-Байхаки. Слабый хадис).

Шестой признак: смерть от чумы

1 – Хафса бинт Сирин рассказала: “Анас ибн Малик спросил меня: “От чего умер Яхья ибн Абу Амра?” Я ответила: “От чумы” Тогда он сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говорил: “Смерть от чумы (равносильна) мученической смерти за веру для каждого мусульманина” (аль-Бухари, ат-Таялиси и Ахмад).

2 – Айша рассказала: “Я спросила посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, о чуме, и пророк Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сообщил мне: “Она была наказанием, которое Аллах насылал на того, на кого желал, а для верующих Аллах сделал её милостью. Поэтому всякий раб (Аллаха), который останется в своей местности, где разразилась эпидемия чумы, проявив терпение и зная, что его постигнет лишь то, что ему предопределил Аллах, получит такую же награду, как и шахид” (аль-Бухари, аль-Байхаки и Ахмад).

3 – “Явятся (в Судный День) шахиды и умершие от чумы, и заявит скончавшийся от чумы: “Мы – шахиды”. И тогда скажут: “Посмотрите! Если их раны подобны ранам шахидов, из которых течет кровь с запахом мускуса, то они шахиды!” И их (действительно) обнаружат такими” (Ахмад, и ат-Табарани).

4 – “…и умерший от чумы является шахидом” (Муслим и Ахмад).

Седьмой признак: смерть от болезней живота

На эту тему передается два хадиса:

1 – “…и умерший от болезни живота является шахидом” (Муслим и другие).

2 – “Абдуллах ибн Ясар рассказал: “Однажды я сидел с Сулейманом ибн Сурадом и Халидом ибн Урфатом. Люди упомянули о человеке, который умер от болезни живота, и они вдвоем сказали, что хотели бы сопровождать его погребальные носилки. При этом один из них сказал другому: “Разве посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, не говорил: “Кого убьет его живот, тот не будет подвергнут мучениям в могиле?” А второй ответил ему: “Да” (в другой версии сообщения передано: “Ты сказал правду”) (ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ат-Таялиси и Ахмад).

Восьмой и девятый признаки: смерть утопленника и смерть по причине обвала

“Шахидами являются пятеро: тот, кто умер от чумы; тот, кто умер от болезни живота; тот, кто утонул; тот, кто погиб под обломками; и тот, кто принял мученическую смерть на пути Аллаха” (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и Ахмад).

Десятый признак: смерть женщины во время беременности и послеродового кровотечения

Убада ибн Самит рассказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пришёл навестить Абдуллаха ибн Раваху. Передатчик хадиса сказал: “И тот не повернулся в его сторону на своей постели”. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, спросил: “Ты знаешь, кто относится к шахидам в моей общине?” Люди ответили: “Тот мусульманин, которого убили (на пути Аллаха), и является шахидом”. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “В таком случае мало будет шахидов в моей общине! Убитый (на пути Аллаха) является шахидом, и умерший от чумы является шахидом, и женщина, которую убьет находящийся в её чреве ребёнок, является шахидом. [Этот ребёнок будет тащить её через пуповину в Рай]” (Ахмад, ад-Дарими и ат-Таялиси. Дополнение в квадратных скобках приведено у ат-Таялиси, Ахмада и ат-Табарани).

Одиннадцатый и двенадцатый признаки: смерть от пожара и плеврита

На эту тему передается несколько хадисов, самым известным из которых является хадис Джабира ибн Атика со слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: “Семеро являются шахидами, помимо убитого на пути Аллаха: умерший от чумы является шахидом, и утонувший является шахидом, и умерший от плеврита является шахидом, и умерший от болезни живота является шахидом, и сгоревший в огне является шахидом, и погибший под обломками является шахидом, и женщина, умершая во время беременности, является шахидом” (Малик, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким и Ахмад).

Тринадцатый признак: смерть от туберкулеза

Это следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: “Погибший (на пути Аллаха) является шахидом, и умершая от послеродового кровотечения является шахидом, и сгоревший в огне является шахидом, и утонувший является шахидом, и умерший от туберкулеза является шахидом, и умерший от болезни живота является шахидом” (ат-Табарани).

Четырнадцатый признак: гибель при защите своего имущества, которое пытались отнять силой

На эту тему передается несколько хадисов:

1 – “Погибший при защите своего имущества является шахидом” (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад). В другой версии хадиса сказано: “Сражающийся за свое имущество, на которое покусились без права, и погибший при этом, является шахидом” (Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад. Ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ахмад).

2- Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал: “Один мужчина пришёл к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и спросил: “О посланник Аллаха, скажи, что я должен делать, если ко мне явится человек, желающий отобрать мое имущество?” Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: “Не отдавай ему своего имущества!” Мужчина спросил: “А если он нападёт на меня?” Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: “Сражайся с ним!” Мужчина спросил: “Скажи, а если он убьёт меня?” Он сказал: “Тогда ты (станешь) шахидом”. Мужчина спросил: “А если я убью его?” Он сказал: “Тогда он попадёт в Ад” (Муслим, ан-Насаи и Ахмад).

3- Мухарик, да будет доволен им Аллах, рассказал: “Один мужчина пришёл к пророку, мир ему и благословения Аллаха, и спросил: “Что я должен делать, если ко мне явится человек, желающий отобрать мое имущество?” Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: “Напомни ему об Аллахе!” Мужчина спросил: “А если он не вспомнит об Аллахе?” Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: “Обратись против него за помощью к находящимся вокруг тебя мусульманам!” Мужчина спросил: “А если вокруг меня не будет ни одного мусульманина?” Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: “Обратись против него за помощью к правителю!” Мужчина спросил: “А если правитель находится далеко, [а нападение на меня произошло быстро]?” Пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: “Сражайся за свое имущество, пока не обретешь одно из двух: либо будешь среди шахидов в последней жизни, либо защитишь свое имущество” (ан-Насаи и Ахмад. Дополнение в квадратных скобках приведено у Ахмада).

Пятнадцатый и шестнадцатый признаки: гибель при защите своей религии и человеческой жизни

На эту тему передается два хадиса:

1 -“Тот, кто погибнет, защищая своё имущество, является шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою семью, является шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою религию, является шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою жизнь, является шахидом” (Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ахмад).

2 – “Тот, кто погибнет в результате причиненного ему притеснения, является шахидом” (ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ахмад).

Семнадцатый признак: гибель во время несения дозора и охраны границ мусульманского государства на пути Аллаха

На эту тему передается два хадиса:

1 -“День и ночь несения дозора на границе лучше поста и ночных молитв в течение месяца. Если же человек умрёт (в это время), дела, которые он обычно совершал, продолжатся, и он будет получать свой удел (в Раю), и убережется от двух допрашивающих (ангелов)” (Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Хаким и Ахмад).

2- “Дела каждого умершего запечатываются, кроме того, кто погиб, неся дозор на пути Аллаха. Его дела в Судный День будут умножены для него, и он будет избавлен от допроса в могиле” (Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким и Ахмад).

Восемнадцатый признак: смерть в момент совершения благодеяния

Этот вывод следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: “Кто скажет: “Ля иляха илля-Ллах”, стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай. И кто постится день, стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай. И кто подаст садаку, стремясь к Лику Аллаха, это будет запечатано для него, и он войдет в Рай” (Ахмад).

Хафиз Ибн Хаджар в комментарии “Фатх аль-Бари”, упоминая причины мученической смерти (шахада ) и её отличительные особенности, пишет: “В своей совокупности через хорошие пути передачи до нас дошло более двадцати признаков (благого конца жизни)”.

Примечание шейха аль-Албани: имам аль-Бухари назвал одну из глав в своем сборнике “Сахих” так: “Нельзя говорить: “Такой-то – шахид”. Однако многие люди допускают послабление в этом вопросе, говоря: “Такой-то – шахид, такой-то – шахид”.

Сура “Семейство Имрана”, аят 169

Пророки же ещё более достойны этой жизни. Известно, что павшие на пути Аллаха расстались с земной жизнью, их имущество было поделено наследниками, а жёнам стало дозволено выходить замуж за других, что является наиболее ясным свидетельством того, что они умерли. Однако Всевышний Аллах запретил нам называть их мёртвыми, ибо сказал Всемогущий и Великий Аллах:

Не говорите о тех, кто пал на пути Аллаха: “Мёртвые!” Нет, живые! Но вы не чувствуете этого.

Сура “Корова”, аят 154

Мы ничего не знаем об этой жизни за исключением того, что души этих людей расстались с их телами, земная жизнь их пришла к своему завершению и дела их закончились. Но в одном из достоверных хадисов говорится, что души их вселились в зелёных птиц, сидящих на ветвях растущих в раю деревьев. Это сообщение подтверждает тот факт, что души их расстались со своими телами, и они начали жить этой особой жизнью, и ясно, что пророки и посланники ещё более достойны такой жизни. Тем не менее они не в состоянии отвечать тем, кто к ним взывает, или же даровать нечто тем, кто у них чего-нибудь просит. Мы верим, что эта промежуточная жизнь пророков Аллаха является более совершенной, чем жизнь павших на пути Аллаха, и что отличие их состоит в том, что тела их защищены от тления, поскольку в “ас-Сунане” Абу Дауда приводится передаваемый со слов Ауса ибн Ауса хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, пятница является одним из наилучших ваших дней. Молитесь же в этот день за меня побольше, ибо молитва ваша будет представлена мне”. Люди спросили: “О Посланник Аллаха, как же она будет представлена тебе, если ты уже истлеешь?” В ответ им он сказал: “Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела пророков”. Это является лучшим доказательством того, что дух Посланника Аллаха расстался с его телом и вознёсся к Всевышнему Аллаху, что и соответствовало его последнему желанию в этом мире. А в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Кто бы из мусульман ни приветствовал меня, Аллах обязательно донесёт это приветствие до моего духа, чтобы я ответил на него”. Что же касается вопроса о том, как именно Посланник Аллаха отвечает на эти приветствия, то на этот счёт существуют разные мнения, а Аллах знает об этом лучше. Абу Дауд приводит хадис с хорошим иснадом, передаваемый со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллах сказал: “Не превращайте свои дома в могилы, не устраивайте на моей могиле празднеств и молитесь за меня, ибо молитва ваша дойдёт до меня, где бы вы ни находились”.

Хафиз ад-Дийя в “Избранном”, а также и другие авторы в своих трудах приводят сообщение Али ибн аль-Хусейна ибн Али о том, что он однажды увидел человека, который вплотную подошёл к могиле Пророка и воззвал там к Аллаху. Али запретил ему делать это и сказал: “Не передать ли вам хадис, который я слышал от своего отца, о том, что мой дед слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Не устраивайте на моей могиле празднеств и не превращайте свои дома в могилы. Поистине, ваши приветствия дойдут до меня, где бы вы ни были””.


Кроме того, Са‘ид ибн Мансур передавал со слов Абд аль-Азиза ибн Мухаммада хадис Сухейла ибн Абу Сухейла о том, что однажды аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн Али увидел его у могилы Пророка, подозвал к себе и спросил: “Почему я всё время вижу тебя у этой могилы?” Я ответил: “Я приветствую Пророка”. Тогда он сказал: “Приветствуй его, когда приходишь в мечеть, - а потом добавил. - Поистине, Посланник Аллаха сказал: “Не устраивайте на моей могиле празднеств, не превращайте свои дома в могилы и молитесь за меня, ибо молитвы ваши дойдут до меня, где бы вы не были, ведь Всевышний Аллах проклял иудеев, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения”. С этой точки зрения нет разницы между вами и жителями Андалусии!”

Все эти сообщения свидетельствуют о том, что это было хорошо известно нашим предшественникам, которые хотели сохранить Сунну Пророка и довести её до сведения людей.

Что же касается смысла слов Посланника Аллаха “не превращайте свои дома в могилы”, то они означают: не прекращайте молиться, обращаться к Аллаху с мольбами и читать Коран в ваших домах, тем самым уподобляя их могилам, возле которых молиться нельзя. Здесь имеются в виду добровольные молитвы, которые мусульманин должен совершать у себя дома. Далее Пророк сказал: “...и не устраивайте на моей могиле празднеств”. Это означает, что он запретил посещать свою могилу, преследуя какие-то ритуальные цели, и собираться у своей могилы периодически, что может стать чем-то вроде праздника, по случаю которого люди собираются в определённое время, радуются и веселятся и который отмечается ежегодно. Кроме того, он сообщил нам о том, что наша молитва дойдет до него, где бы мы ни находились. Это означает, что молитвы и приветствия доходят до него независимо от расстояния, и поэтому человек, совершающий молитву за Пророка и приветствующий его возле могилы, не получают по сравнению с другими никаких особых преимуществ. В этом и состоит смысл слов аль-Хасана ибн аль-Хасана “...нет разницы между вами и жителями Андалусии”. Поэтому, если человек стремится побывать на могиле Пророка только для того, чтобы приветствовать его, а посещение мечети не входит в его планы, то это означает, что он устраивает на могиле празднества в том смысле, какой вложил в это слово аль-Хасан ибн аль-Хасан. Известно, что имам Малик выразил жителям Медины своё порицание за то, что когда кто-нибудь из них приходил в мечеть Пророка, то обязательно подходил к его могиле, поскольку наши предшественники не делали этого. Имам сказал: “Последние поколения этой общины исправит только то, что исправило первых мусульман”.

Известно также, что сподвижники Пророка и представители старшего поколения последователей большей частью молились в мечети Пророка, находясь позади праведных халифов, а завершив молитву и произнеся слова приветствия, они уходили или усаживались в мечети для чтения Корана или совершения иных видов поклонения. При этом никто не сообщал о том, что они подходили к могиле Посланника Аллаха после каждой молитвы, ибо они ограничивались молитвой за него и приветствиями ему во время чтения ташаххуда . Это предпочтительнее, чем подходить к его могиле для того, чтобы поприветствовать Пророка. При жизни Аиши и после её смерти до тех пор, пока вокруг могилы не были возведены стены при расширении мечети во время правления аль-Валида ибн Абд аль-Малика сподвижники и их последователи не молились за него и не приветствовали его, собираясь у его могилы, хотя и бывало так, что подобным образом поступал кто-то из них, вернувшись после той или иной поездки или путешествия. Однако сразу после этого он удалялся оттуда. Об этом нам известно только из сообщений об Ибн Умаре, в то время как другие сподвижники не сообщали об этом и не делали этого регулярно. Таким образом, постоянное повторение подобных действий является ересью и может привести к неумеренному возвеличиванию Пророка и к тому, что люди начнут обращать свою мольбу к нему наряду с Аллахом. Все имамы сходились во мнении о том, что человек, приветствующий Пророка и желающий обратиться к Аллаху с мольбой, не должен обращаться к его могиле его, а ему следует обращаться в сторону киблы , поскольку это направление является наилучшим и даёт больше всего оснований надеяться, что мольба человека будет услышана и принята. Что же касается рассказа о том, что имам Малик сказал Мансуру: “Почему ты отворачиваешься от него? Обращай своё лицо к нему и проси заступничества...”, - то рассказ этот является вымышленным и ложным, что было доказано видными авторитетами Ислама.

(169) Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,

(170) радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены.

(171) Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих,

Эти прекрасные аяты подчеркивают превосходство павших мучеников и повествуют о великой милости, которую Аллах оказывает им. Они служат утешением для живых мусульман и заменяют слова соболезнования по поводу кончины их близких. В них содержится призыв активно сражаться на пути Аллаха и желать себе мученическую смерть.

Мусульмане не должны считать мертвыми воинов, которые стремились прославить слово Аллаха и погибли во время сражений с врагами религии. Им не подобает даже думать о том, что мученики расстались с прелестями жизни и перестали получать удовольствие от благ, расставаться с которыми не желают малодушные люди, уклоняющиеся от участия в джихаде и избегающие гибели на пути Аллаха. В действительности павшие мученики приобрели самое славное блаженство, ради которого только могут состязаться творения, и обрели вечную жизнь в обители Божьей милости, вблизи от своего Господа. Из этого следует, что они занимают высокое положение перед Ним и становятся Его приближенными. Там они наслаждаются различными благами, описать которые может только Господь, одаряющий их этими щедротами. Они радуются этим щедротам и благам, которые настолько прекрасны, многочисленны, величественны, совершенны и безупречны, что ими упиваются их взоры и сердца.

Аллах вознаграждает павших мучеников благами, которые доставляют им не только телесное, но и духовное удовольствие, поскольку они радуются Его милости. От этого их жизнь наполняется счастьем и блаженством. А еще они радуются за своих последователей, которым предстоит присоединиться к ним. Они напоминают друг другу о том, что скоро к ним присоединятся их братья, которые тоже навсегда избавятся от страха и печали. Они ликуют от того, что им и их братьям не угрожают никакие неприятности, и это делает их торжество абсолютно совершенным. Они поздравляют друг друга с самой великой наградой - милостью и добром от их Господа, Который не теряет награды верующих. Напротив, Он приумножает ее, благодарит Своих рабов и одаряет их по Своей милости благами, которых они даже не заслужили своим усердием.

Эти аяты свидетельствуют об истинности блаженства в промежуточной жизни после расставания с земным миром вплоть до Судного дня. Они свидетельствуют и о том, что павшие мученики занимают одно из самых высоких мест перед Господом, что души праведников встречаются после смерти и даже навещают друг друга.

В очередной раз мусульманская умма потеряла одного из лучших алимов. В дагестанском городе Буйнакск был убит известный учёный-богослов, имам города Мухаммад-хаджи Абдулгафуров и его охранник-мутаалим (ученик) Мухаммад-Расул Магомедов.

Взрывное устройство было приведено в действие в тот момент, когда имам и его охранник-мутаалим шли в мечеть на утренний намаз. Звуки азана были заглушены грохотом тротила. Мухаммад-хаджи и Мухаммад-Расул погибли на месте. Точнее, не погибли, а приблизились к милости Всевышнего Аллаха и получили свою награду. Ведь сам Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Павших на пути Аллаха не считайте мёртвыми, они живы, они у Аллаха! Они у Господа своего получили добрый удел! Их лица освещаются радостью оттого, что даровал им Аллах Свою милость (из достоинств и преимуществ) » (сура «Аль-Имран», аяты 169, 170).

Они шли совершить свой намаз, исполнить свою обязанность перед Всевышним, но по дороге в мечеть на утренний намаз взорвалась бомба, заложенная под крыльцом одного из магазинов. И какое же счастье с такими чистыми намерениями в пятничный день со звуками азана на утреннюю молитву оставить этот грязный мир!

Несколько лет назад на Мухаммада-хаджи уже покушались, но безуспешно. Его час пробил в пятницу, священный для мусульман день, когда он направлялся на утренний намаз, когда, как и всегда, каждый его шаг был сделан ради Довольства Всевышнего Аллаха.

Воистину такая кончина показывает его великую степень перед Всевышним Аллахом.

Поэтому не нужно печалиться за него, ведь «их лица освещаются радостью оттого, что даровал им Аллах Свою милость (из достоинств и преимуществ)». Печалиться надо за нас, оставшихся здесь в живых, за то, что потеряли великого учёного Ислама, за то, что похоронили огромные знания, которые отражались на его добром лице.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном в сборнике «Бухари», сообщается: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая алимов. Когда же Он не оставит в живых ни одного алима, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других! » (см. Сахихуль Бухари, № 100).

Этот хадис говорит нам о том, что мы теряем знания с умиранием алимов, даже если перед нами будут книги по Исламу, Коран и Сунна, потому что именно алимы разъясняют и трактуют людям смыслы священного Корана и Сунны Пророка (мир ему и благословение).

Именно из таких учёных, которые доходчиво могут объяснить и довести до людей суть Ислама, был и Мухаммад-хаджи Абдулгафуров.
Заместитель муфтия Хабиб-хаджи Маматханов:
«Если спросить об Мухаммаде-хаджи Абдулгафурове, то о нём можно рассказывать целыми неделями и месяцами. Это был человек, от которого исходил баракат, человек, который следовал за своими знаниями, которому Всевышний Аллах дал помощь проповедовать Ислам. В Дагестане им была проделана очень большая работа. Где бы он ни был – в районных центрах, городах, сёлах – его уроки и проповеди не оставались без внимания. Хотелось бы отметить, что, обучая Исламу учеников, давая им уроки, он всегда приводил случаи из жизни устазов, что производило на учеников и слушателей ещё большее впечатление. Именно по той причине, что он затрагивал истории из жизни шейхов как на уроках, так и во время проповедей, его слова имели большой вес и очень хорошо воспринимались людьми.

Как бы сильно он ни был занят, но куда бы его ни позвали на встречу с людьми – он приходил. Он не знал чувства лени, присущего человеку. Вся работа проделывалась им лишь ради довольства Всевышнего Аллаха. Это было видно. И, конечно же, из-за благородного и чистого намерения результаты его проповедей были большими. Людям всегда нравилось слушать его проповеди.

Я всегда ему говорил: «Мухаммад, ты сделал всё от тебя требующееся». Действительно, Мухаммад-хаджи ушёл на тот свет, не оставив ничего, о чём можно было бы сказать: вот это ещё не сделано. Он был подобен Курамухаммаду-хаджи (выдающийся исламский учёный-богослов современности, заместитель муфтия Дагестана, павший шахидом от рук врагов Ислама в 2007 г. – Прим. ред.), который посвятил свою жизнь Исламу.

Когда во время маджлисов к ведущим приходили вопросы от слушателей, все присутствующие алимы, признавая глубокие знания Мухаммада-хаджи Абдулгафурова, поручали на них ответить именно ему.

Об уважении и любви к нему свидетельствует и то количество людей, которые пришли проводить его в последний путь. Даже пожилые люди, которые еле передвигались, опираясь на трости, и то пришли. И это неудивительно, ведь сказано: смерть алима есть смерть всего мира .

Дай Аллах благодати Мухаммада-хаджи всем нам, пусть из его учеников выйдут сотни и сотни подобных Мухаммаду-хаджи, дай Аллах всем нам в своих делах и начинаниях брать с него пример! Аминь!»

Его детство

Шейх Саадухажиясул Мухаммад, предвидя в нём большого человека, ещё в раннем детстве взял его к себе под опеку, а чуть позже отправил учиться в Буйнакск, Хасавюрт, где тот учился у известных алимов. Затем шейх Саадухажиясул Мухаммад впервые взял его на даават в своё село. После распада СССР, когда стали распространяться первые лучи Ислама, по велению шейха в Батлухе открылось первое в Дагестане медресе, и Мухаммад-хаджи приступил там к преподавательской деятельности.

В начале 90-х годов прочитанный его мутаалимами мавлид никого не оставил равнодушным. Досточтимый шейх Саид-афанди о его мутаалимах, прочитавших мавлид, написал следующие слова:

Лъимал, нуж хIайранлъичIищ бакълъадерил васазда,
Расуласул сиярал ахIизе ругъунлъарал.
Инарелищха нужги мадраслде цIализе,
Бусурбанаб диналъул давла ножойго щвезе.

Общий смысл перевода: «О дети, разве Вас не удивили батлухские юноши, которые научились воспевать истории из жизни Пророка (мир ему и благословение)? Не пойдёте и Вы тоже в медресе учиться, чтобы получить долю от исламской религии? »

Какое же счастье получить с детства воспитание шейха Садухажиясул Мухаммахада-афанди (к. с.), а затем получить прекрасную оценку в стихах от другого шейха – Саида-афанди (к. с.)! Что может быть достойней? И неудивительно после этого, откуда в Абдулгафурове столько благодати, устремлённости и стойкости на нелёгком пути призыва к Исламу.

Тот, который не смотрит в глаза

Опущенные глаза, речь кроткая, всегда тихая. Про него говорили: Мухаммад Абдулгафуров – тот, который не смотрит в глаза. Его лекции вызывали благоговейный трепет у слушателей. Из всех учёных Ислама Мухаммад-хаджи выделялся особенной мягкостью в объяснении того или иного вопроса. Он сам придерживался всего, чему учил людей.

Мухаммад-Расул Саадуев, имам Центральной джума-мечети города Махачкала:

«Наш покойный брат, шахид Мухаммад-хаджи Абдулгафуров, был человеком, с юношества посвятившим себя Исламу и исламским наукам. Самым любимым его занятием было провождение времени за чтением книг, а также обучение и получение знаний от алимов. Благодаря этому человеку после развала Советского Союза в селе, где он проживал, произошёл очень резкий, динамичный подъём Ислама, возрождение исламских знаний, исламских традиций и порядков. Вокруг него ещё до развала Советского Союза, во времена подпольного обучения, образовался достаточно большой кружёк, в котором изучались исламские науки, арабский язык. И где бы он ни был, он был человеком энергичным. Я не знаю, была ли присуща ему когда-либо лень, но он с раннего утра и целый день, жертвуя своим здоровьем, невзирая на свои хронические заболевания, которые не давали ему покоя, продолжал всё своё время распространять исламские науки.

Дай Аллах, чтобы его пример остался в сердцах людей и вдохновлял многие наши поколения следованию знаниям Ислама, следованию Сунне Пророка (мир ему и благословение), и чтобы он был удостоен большой почести шахида! И я уверен, что он обрёл счастье, которое он всегда желал ».

Мухаммад-хаджи Абдулгафуров был имамом во многих районах Дагестана. Из-за умения через проповеди находить ключ к сердцам людей его отправляли на самые, как говорится, трудные участки, туда, где приходилось много работать с людьми, разъяснять, доносить истину. Его проповедническая деятельность началась в 1998-м году – тогда Духовное управление мусульман Дагестана впервые направило его из родного селения Батлух в Дылым, где он был нужен, и справился он с задачей успешно, многих людей наставив на истинный путь.

Шахид Мухаммад-расул Магомедов

Мухаммад-расул Магомедов родился в 1976 году в Шамильском районе селении Батлух. Окончив сельское медресе, работал имамом и преподавателем исламских наук в Гергебильском, Хунзахском, Ботлихском районах. После этого для увеличения знаний поступает в Чиркейское медресе «Нурул-иршад». По окончании этого медресе начинает работать вместе с Мухаммадом Абдулгафуровым. Помогая ему во всём, Мухаммад-Расул на своей машине ездит с Абдулгафуровым всюду, куда бы он ни поехал. Понимая, как враги Ислама пытаются навредить Абдулгафурову, Мухаммад-Расул оставляет свои мирские работы, успешный бизнес и решает охранять его.

Чтобы иметь право на ношение оружия, научиться метко стрелять и в случае чего защитить своего учителя Мухаммада Абдулгафурова, он поступает в школу милиции. Окончив её и устроившись в ОВД города Буйнакск, он начинает охранять своего учителя. Мухаммад-хаджи, опасаясь за племянника, пытался его отговорить, но Мухаммад-Расул настаивал на своём и продолжал охранять его, чтобы с ним ничего не случилось... Таким образом, он как был вместе с Абдулгафуровым на этом свете, так и остался с ним на том. Дай Аллах всем нам благодати этих шахидов! Аминь!

По ним давно уже плачет ад

Не буду и не хочу писать что-либо в адрес подлых отпрысков-трусов, которые коварно могут напасть из-за спины. Им достаточно слов Всевышнего Аллаха, который сказал: «Кто бы сознательно ни убил мусульманина, наказание ему – Геенна, и пребудет он там навечно. Аллах гневается на него и проклинает его. Аллах приготовил для него страшное наказание » (сура «ан-Ниса», аят 93).

Поэтому, даже если этим нелюдям, покусившимся на жизнь религиозного деятеля, удастся избежать правосудия здесь, на этом свете, им не избежать великого наказания Там. По ним давно уже плачет ад.

Но хотелось бы напомнить им слова Всевышнего Аллаха: «Поистине те, кто не уверовал, расходуют своё имущество, чтобы отвернуть людей от Всевышнего. И впредь и далее они будут расходовать это имущество так, но впоследствии эти расходы для них станут печалью. Затем они потерпят поражение. И воистину, кто не уверовал, будут возвращены в ад » (сура «Ал-анфал», аят 36).

Поэтому, сколько бы вы ни потратили денег, чтобы остановить движущую силу Ислама, «заказывая» учёных Ислама, вам не удастся добиться цели, и эти расходы для вас «станут печалью». Вы можете осчастливить человека, даровав ему смерть шахида, вы можете забронировать себе элитные места в аду, но Ислам остановить вам не удастся никогда! Вспоминаются слова нашего досточтимого шейха Саида-афанди (к. с.), сказанные на заседании алимов Дагестана и обращённые ко всем алимам: «Даже если здесь и сейчас ангел смерти Азраил (мир ему) заберёт ваши души, Ислам не потерпит урона. Аллах заменит вас другими». Поэтому просчитались враги Аллаха, подумав, что убийством решается проблема распространения Ислама. Дело распространения Ислама не прекратится, и по воле Всевышнего Аллаха никто не сможет этому помешать. После каждого покушения Аллах даст нового героя, и мусульмане будут продолжать работать на благо религии, чтобы обрести степень шахида, иншаалла.

Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены! Редакция газеты выражает глубокое соболезнование родным и близким погибших, а также всем мусульманам. Просим Аллаха даровать нам всем терпение.

Сура Семейство Имрана.

169. Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,

170. радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены.

171. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих,
Источник сайт

172. которые ответили Аллаху и Посланнику после того, как им нанесли ранение. Тем из них, которые вершили добро и были богобоязненны, уготована великая награда.

173. Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!»

174. Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью.

175. Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими.

Loading...Loading...