Невежество в познании Божьей истины. Освобожденные от ветхого человека

Совлечь с себя ветхого Адама
Из Библии. В Новом Завете, в Посланиях апостола Павла к Римлянам (гл. 6, ст. 5-6), к Ефесянам (гл. 4, ст. 22), к Колоссянам (гл. 3, ст. 9-10), говорится о грешном человеке, который должен покаяться и духовно переродиться, стать внутренне другим.
Так, в Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху».
Иносказательно: нравственно переродиться, сбросить с себя, как сбрасывают ветхую одежду, былые привычки, пороки и т. д., обратиться к новой, нравственной жизни.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Совлечь с себя ветхого Адама" в других словарях:

    Совлечь с себя ветхого Адама - Устар. Книжн. Отказавшись от прежних, устаревших взглядов, убеждений, привычек, стать иным, духовно обновиться. Даже когда он [интеллигент] идёт на смерть за «социальную идею», ему не удаётся совлечь с себя ветхого Адама (Плеханов. Враждующие… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Книжн. Устар. Духовно обновиться, усвоить новые взгляды и привычки, освободившись от старых. Ф 2, 172. /i> Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к Римлянам, Ефесянам, Колоссянам. БМС 1998, 20 …

    Начинать/ начать с Адама. Книжн. Устар. часто Шутл. или ирон. Вести изложение с самого начала, с основополагающих фактов. БМС 1998, 19 20. От (с) Адама. Разг. Устар. часто Ирон. С древности, издавна. БТС, 29; ФСРЯ, 29; БМС 1998, 19. С Адама и Евы … Большой словарь русских поговорок

    См. Совлечь с себя ветхого Адама. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    Видоизмениться, модифицироваться, трансформироваться, поменяться, перемениться Словарь русских синонимов. измениться перемениться / о предмете, явлении, понятии, живой природе: видоизмениться / о деле: принять другой оборот /круто: переломиться … Словарь синонимов

    Перевернуться, измениться, модифицироваться, видоизмениться, принять другой оборот, перевернуться вверх дном, совлечь с себя ветхого адама, перевернуться кверху дном, сменить кожу, измениться до неузнаваемости, трансформироваться, обменяться,… … Словарь синонимов

    Перемениться, измениться, превратиться из савла в павла, совлечь с себя ветхого адама, преобразиться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 3, ст. 12-16.

4. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6. за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7. в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9. не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

(Кол. 3, 4-11)

Такой торжественный отрывок положила Святая Церковь читать сегодня, в воскресенье, возвращая нас к Посланию к Колоссянам, которое мы полностью прочитали несколько раньше.

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Когда Христос придет в Свое Второе славное Пришествие, то и мы будем с Ним во славе, то есть в Его присутствии. Напомню, что слово «слава» в библейском смысле означает «присутствие». То есть «слава Божия» означает присутствие Божие, а «слава Христова» – присутствие Христово. То есть слова «с Ним во славе» означают «в присутствии Христа».

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение. Мы вновь (как и во вчерашнем чтении) наблюдаем некий каталог грехов. Апостол Павел, обращаясь к колоссянам и всем нам, призывает умертвить «земные члены»: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть. Напомню, что такое «похоть», потому что это важное понятие, о котором надо говорить. Из-за того, что в ранние века христианства определенное влияние на развитие богословской мысли имела философия Платона, получилось так, что многие слова, связанные с тем, что происходит в сознании человека, часто относятся к телу, то есть собственно биологии. Например, мы говорили, что блуд происходит именно в сознании человека, а для чистого все чисто. Так и с похотью, которая у нас чаще всего относится к области телесных, интимных отношений: человек похотливый подразумевает человека развращенного, желающего иметь много интимных связей. Но похоть – это широкое понятие, которое на самом деле говорит о состоянии сознания. Напомню, что «по-хоть» – дословный перевод греческого слова «эпифимия», что означает сверх желание, то есть то, что сверх «хотения». Это опять же состояние человеческого сознания – эгоистического, ветхого – когда человек все время хочет больше, чем ему надо в действительности. Человеческому телу не нужно больше, чем требуется, а нужно ровно столько, сколько нужно. Поэтому не тело виновник греха или каких-то злоключений, которые есть в человеке, а именно его эгоистическое сознание, которое действительно бездна, и сколько ни кидай в нее, все будет проваливаться, только бросай еще и еще. И это распространяется на все сферы человеческой жизни. Если человек эгоистичен, если им руководит «эго», то, чего бы он ни коснулся, ему все равно захочется больше: больше и вкуснее покушать, лучше, дороже и комфортабельнее иметь автомобиль, дом, дачу, виллу на море и прочее. Совершенно неважно, чем будет питаться «эго», главное – что-то туда закидывать, и это могут быть в том числе избыточные интимные отношения. Но похоть несводима лишь к сфере сексуального, это надо понимать, так как –повторю еще раз – все начинается с нашего сознания, а «для чистого все чисто» согласно словам апостола Павла из Послания к Титу.

В 6-м стихе Павел говорит, что за все эти греховные проявления «гнев Божий грядет на сынов противления». Напомню, что «гнев Божий» не некое эмоциональное проявление Господа Бога, ибо думать так не богоприлично и характерно для антропоморфизма, но «гнев» с библейской точки зрения означает суд. То есть если человек совершает какие-то неправильные поступки, он сталкивается с гневом Божиим, предстоит перед судом Божиим, то есть кризисом (напомню, что слово «суд» по-гречески звучит как «кризис»). Это естественно, ведь Бог не хочет нас засудить или обрушить на нас Свой гнев, ни в коем случае. Бог хочет нашего исправления, нашего спасения, просто иногда Он создает такие ситуации, чтобы мы предстояли перед Его судом, то есть кризисом. Потому что кризис имеет и положительные стороны: кризис закаляет, кризис очищает ситуации от чего-то лишнего. Даже экономический кризис часто показывает, кто сильнее и лучше ведет свой бизнес. Не так давно на телеканале «Союз» был выпуск передачи «Беседы с батюшкой» с иереем Александром Асоновым, как раз посвященный теме кризиса. Это очень интересное понятие, в котором действительно нет ничего деструктивного. Кризис – тот пункт, в котором мы можем стать сильнее, выше, глубже, интереснее и разнообразнее.

Далее постол Павел продолжает: в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними, А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. О понятиях ветхий человек и новый человек говорится и в Послании к Римлянам, которое мы еще не читали, но, будем живы, доберемся. В чем разница между ветхим и новым человеком? Разве ветхий человек всегда грешит, а новый никогда? Конечно, нет, ведь по большому счету нет предела нашему восхождению к Богу, поэтому стать идеальным человеку невозможно. Даже в жизни будущего века, как говорит апостол Павел, человек будет восходить от славы в славу, то есть всегда возможна какая-то динамика, какое-то движение, значит, полного совершенства, полного идеала не будет никогда. Поэтому ветхое и новое - это то, что тоже существует в сознании человека. Ведь когда происходит покаяние, по-гречески «метанойя», изменение сознания, меняется что-то в восприятии мира, восприятии вещей, реальности. Ветхий человек – человек, живущий потакая своему эго. Чего ни эго захочет, то ветхий человек и сделает. Тут даже неважно, совершит человек злой поступок или добрый. Человек, живущий по-ветхому, то есть эгоистически, делая нехороший поступок, тоже удовлетворяет свое эго. Это эго подтолкнуло его совершить этот поступок. А в другой раз человек совершит добрый поступок, и эго тоже запишет его в свой актив: «О какой я хороший! Как я хорошо сделал!» Вспомните фарисея из притчи о мытаре и фарисее. Разве фарисей делал плохие дела? Нет. И, находясь в храме, он перечислял свои подлинные добродетели. Но получается, что тем самым он лишь подпитывал свое эго, потому что сознание его было еще ветхим.

Возьмем нового человека, человека с новым сознанием: если он будет делать доброе дело, то ни в коем случае не будет записывать его себе в актив. Он будет понимать, что через него действует Божественная благодать, а он лишь ее слабое орудие. Какой смысл кичиться своими добрыми делами, если это делает не он, а он лишь орудие, инструмент. Если такой человек допустит ошибку и совершит какой-то неблаговидный поступок, то и здесь он не будет падать в состояние уныния и раздражения: «Как я мог совершить такое дело?» – но поймет свою немощь и попросит у Господа сил, чтобы в следующий раз поступить иначе. Иногда мы считаем, что крайняя степень уныния и самогрызения – лучший вид покаяния. Ни в коем случае! Это тоже проявление эго, только наоборот. Если сделал хорошее, эго тебя возвышает паче небес, сделал плохой поступок – эго сокрушается, втирает тебя в грязь, говорит: «Какой ты плохой! Самый большой грешник!» Для эго важно быть самым-самым: либо самым-самым лучшим, либо самым-самым худшим. И оно играет с нами, постоянно ловит в эту ловушку. А человек с новым сознанием, новый человек, живет трезво, спокойно. Получается – слава Богу! Не получается – помоги, Господи! Никакого раздрая, разрывания на себе риз и посыпания главы пеплом у такого человека нет, потому что есть трезвость, новое восприятие – Господь нас любит, Он наш Отец, и, как отец, будет вести нас по жизни. Мы Ему доверяем. Даже если мы запнемся, Он нас поднимет и поведет дальше. Мы уже никогда не будем по отношению к Богу чужими. Во Христе мы все Его дети, и это уже никогда не изменится. Да, дети могут заблуждаться и вести себя неправильно, но наш статус никогда не поменяется, мы уже никогда обратно рабами не станем. И человек с новым сознанием это понимает, а человек ветхий еще живет в совершенно других категориях.

И заканчивается это послание прекрасными словами, почти лозунгом, о том что нет во Христе Иисусе ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Хрис тос. Интересный момент: здесь упоминаются не только иудеи как богоизбранный народ и эллины, язычники, представители античности, которые обычно участвовали в спорных моментах о том, как объединить их в одно. По большому счету апостол Павел преследовал цель объединить именно эти две группы, остальные как-то не упоминались. Здесь же он называет варваров и скифов, людей, живших за пределами Римской империи, которые тоже были язычниками, но необразованными, некультурными. Далекими предками славян считаются именно такие племена, как скифы, сарматы, хотя идет много споров, кто из них конкретно. Потому этот отрывок столь всеобъемлющ, что включает, возможно, наших далеких предков, что в некоторой степени по-человечески нам приятно, но вообще во Христе все стены различий падают и все становятся единым.

Посыл единства, объединения во Христе – это призыв объединения в Божественной любви, а не доктринально. Мы видим, что часто из-за разных доктрин, разного учения люди ссорятся, убивают друг друга, как будто бы руководствуясь Христовыми заповедями, они тем не менее загрызают, убивают, порочат друг друга. Гораздо важнее объединиться в любви Христовой. Если мир смог бы открыться для этой вести о Божественной любви, всепримиряющей и всепрощающей, мы бы, конечно, видели совсем другой мир. Но, наверное, в рамках этого мира, все-таки живущего во зле, как говорит апостол Иоанн Богослов, мы не увидим такого состояния, а только что дождемся славного Второго Пришествия Христова, и тогда уже будут новое небо и новая земля – новый мир.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Совлечь с себя ветхого Адама - цитата из Библии о грешном человеке, который должен покаяться и исправиться.

Эта фраза встречается в Посланиях апостола Павла к Римлянам (гл. 6, ст. 5-6), к Ефесянам (гл. 4, ст. 22), к Колоссянам (гл. 3, ст. 9-10).

Так, в Послании апостола Павла к Римлянам сказано (гл. 6):

«3. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6. зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7. ибо умерший освободился от греха.
8. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9. зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.».

В Послании апостола Павла к Ефесянам (гл. 4) сказано:

"19. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20. Но вы не так познали Христа;
21. потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, —
22. отложить прежний образ жизни ветхого человека , истлевающего в обольстительных похотях,
23. а обновиться духом ума вашего
24. и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины."

В Послании апостола Павла к Колоссянам (гл. 3) сказано:

"8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9. не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. "

Свт. Василий Великий

Ст.9-10,12 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его… итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение

Ничего не ищи в наружном злате или в телесном украшении, но представь себе одеяние, достойное украшать созданного по образу Творца, как говорит апостол: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его . И кто облекся в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение , тот облечен внутренне, украшен по внутреннему человеку.

Гомилии на Псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Мы говорим, что душа человеческая есть душа истинная и совершенная, дающая познавать себя всякой деятельностью. Если же что иное причастно жизни, то называем это одушевленным по привычке выражаться неточно, не потому, что в этом есть совершенная душа, но потому, что заметны некоторые части душевной деятельности… Поэтому-то и Павел, советуя желающим слушать достигать совершенства, предлагает и способ, как получить желаемое, говоря, что подобает совлечься ветхого человека и облечься в нового, который обновляется… по образу Создавшего его . Но да возвратимся и все к той же боговидной благодати, в которой в начале сотворил Бог человека, сказав: сотворим по образу нашему и по подобию Нашему (Быт 1:26) .

Об устроении человека.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Итак, не медля по входе вашем [в церковь], вы сложили с себя ризу, и сие значило: совлекшись ветхого человекам с делами его . По сложении ризы вы были наги, подражая и в оном Христу, на кресте обнаженному, через обнажение это отнявшему силы у начальств и властей и с дерзновением на кресте восторжествовавшему над ними (Кол 2:14 - ).

Поучения тайноводственные.

Свт. Амвросий Медиоланский

Свт. Тихон Задонский

Ст. 9-10 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

В человеке, христианскую веру воспринявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: ветхий и новый. Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные, с нами родившиеся и ко греху нас склоняющие, как-то: нечистота плотская, неправда, ложь, лукавство, гордость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребролюбие, славолюбие и прочее. Новый же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся против ветхого человека, в страстях и похотях тлеющего, и этого подвига от всякого христианина вера христианская требует. И в ком такого подвига нет, в том только один ветхий человек имеется, следовательно, и веры нет, которая обновляет человека и подвизается против греха. Если же хотим Христу последовать, должно нам от ветхого человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гнева, злобы, мщения и прочего отречься и возлюбить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш человек ужасается бесчестия, поношения, поругания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, когда Христовыми быть, Христу последовать, не должно нам в том ветхого человека слушать, но ради Христа бесчестие и прочее противное, нам приключающееся, презирать, взирая на Него, как Он ради нас не устыдился быть поруганным и прочие страсти претерпеть. Ветхий наш человек ужасается смерти, но и в том вера наша нас да укрепит, и жизни нашей не щадит, где нужда есть, Христа ради, Который «положил за нас душу Свою» (1Ин.3:16) . Он нам предшел смирением, терпением, кротостью, злостраданием и показал путь от земли на небо. Поэтому должно на Него взирать, за Ним идти, и тем путем за Ним следовать, и от ветхого человека, который нас от того пути отвлекает, отрицаясь и оставляя позади, последовать Начальнику веры и Совершителю (Евр.12:2) .

Об истинном христианстве. Книга II.

Свт. Феофан Затворник

не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его

Первое: не лжите - есть продолжение указания того, что должно отложить; а второе: совлекшеся - вместе с тем, что говорится в следующем стихе, представляет побуждение к исполнению предложенных заповедей.

Не лжите друг на друга , εις αλληλους, - понимать можно: друг перед другом, не говорите лжи друг другу; подобно тому, как в Послании к Ефесеям: отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему (Еф. 4, 25), где сия заповедь выводится, как и здесь, из совлечения ветхого и облечения в нового человека. Блаженный Феофилакт пишет: «вы облеклись во Христа, рекшего: Аз есмь истина (Ин. 14, 6). Как же теперь облачать вам себя другою формою (одежды), формою лжи? Тогда явно будет, что вы скидаете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертою истины». - Но можно и так: не говорите лжи друг на друга, не возводите ложных обвинений, не клевещите друг на друга, как у апостола Иакова: не оклеветайте друг друга (Иак. 4, 11). Последнее ближе к течению речи; потому что Апостол здесь запрещает чувства и дела, порождаемые раздражительностию и взаимною неприязнию, в числе которых клевета не последнее занимает место.

Перечислив, что следует отложить, Апостол предлагает теперь побуждения к тому. Первое есть: совлекшеся ветхаго человека с деяньми его . Все это дела ветхого человека, которого вы совлеклись. Потому вам не следует касаться ничего такого. «Ветхим человеком называет развращенное произволение, выражающееся и в соответственных ему делах» (блаженный Феофилакт). «Ветхим же называет его, желая показать его срамоту, безобразие и немощность» (святой Златоуст). «Это жизнь во грехах, одряхлевшая, растлившаяся, истощенная, прежде и обновления в крещении верою во Христа Господа» (Экумений). Человек, каким он стал по падении, есть ветхий человек. В нем качествует самоугодие, заставляющее его все усилия употреблять на устроение земного благобытия, в чувственных удовольствиях полагаемого, все прочее обращая в средства к сему. Вследствие сего прямые страсти его суть страсти похоти, о коих выше поминал Апостол. Страсти же раздражительности привходят будто совне или условливаются внешними случайностями. Живут вместе люди с характером ветхого человека, и каждый свое только благобытие устроить желает и ищет. Почему неизбежны столкновения, от коих раздражение и все порождаемые им страсти и дела неприязни между людьми. Основа их лежит в самости; но пробуждение, обнаружение, и разноображение, и устарение зависит от внешних столкновений. Не будь этого, ветхий человек только бы самоугодничал, валяясь в похотях и живя по своей воле без всяких раздражений.

Но как же Апостол совлечение ветхого человека, то есть отвержение самоугодия, выставляет в побуждение к отложению не прямых страстей самоугодия, а случайных? Тут нет ничего несообразного. Ибо после того, как самость и самоугодие с обращением ко Христу отвергнуты и отвержение сие закреплено и облечено силою в таинствах, отвергнуты вместе с тем все страсти, как те, кои прямо порождаются самоугодием, то есть страсти похоти, так и те, кои порождаются из самости вследствие случайных столкновений и сопротивлений, то есть страсти раздражительности. Почему из совлечения ветхого человека прямо следует, что для христиан обязательно отлагать и эти страсти, и с делами, в каких они выражаются.

Принимая, однако ж, это в соображение, можем признать, что Апостол продолжает здесь изложение побуждений к удалению от страстей, начатое выше (см. стихи 6 - ) и будто не конченное. Там сказал: в нихже и вы ходисте иногда (3, 7), то есть в делах и страстях похоти, когда жили по духу ветхого человека. Здесь, по перечислении дел и страстей раздражения, прилагает: совлекшеся ветхаго человека . Ходили в тех страстях похоти, но теперь перестали ходить. Почему? Потому что совлеклись ветхого человека, из которого они прямо рождались. Таким образом, это побуждение - совлекшеся , как и следующее - облекшеся (3, 10), направленное прямо против страстей раздражения, состоя в связи с прежними, направленными против страстей похоти, направляется и против сих последних, как и само существо дела совлечения ветхого человека того требует. Отсюда следует заключить, что, наоборот, и прежде указанные побуждения против страстей похоти (см. стихи 6 - ) идут так же против страстей раздражения, кои здесь прямо имеются в виду. Что же есть в сих побуждениях преимущественно направляемое против тех или других страстей? Против страстей похоти преимущественно идет: грядет гнев Божий (3, 6),- как уже замечено в своем месте; а против страстей раздражения: по образу Создавшаго (3, 10), - как объяснено будет сейчас.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Прп. Ефрем Сирин

Прп. Макарий Великий

не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

Когда Апостол говорит: совлекитесь «ветхаго человека» , тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове - своя голова, ушам - свои уши, рукам - свои руки, и ногам - свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, - в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое. Поэтому, будем и мы умолять Бога, чтобы совлек с нас ветхого человека; потому что один Бог может отъять от нас грех. Крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование - избавить нас от рабства сего. Когда светит солнце, и дует какой-нибудь ветер; и у солнца - свое тело и своя природа, и у ветра - своя же природа и свое тело, и никто не может отделить ветер от солнца, если единый Бог не прекратит ветра, чтобы не дул он более. Так и грех примешался к душе; но и у греха, и у души - своя особенная природа.

Собрание рукописей типа II. Беседа 2.

Прп. Исаак Сирин

Ст.9-10 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

Блаженный Павел, когда узнал об учениках, которые пренебрегали заповедями и не препобедили страстей, но вожделевали блаженства в созерцании тайн, возможном по очищении, сказал им: совлекитесь сначала ветхого человека страстей и тогда вожделевайте облечься в человека нового, обновляемого познанием тайн по подобию Творца и не вожделевайте того моего и прочих апостолов видения, действенно совершенного благодатью.

Слова подвижнические.

Блаж. Августин

Блаж. Феофилакт Болгарский

Не говорите лжи друг другу

Вы облеклись во Христа, сказавшего: Я есмь истина (Ин. 14:6). Как же теперь облачать вам себя другой формой одежды, формой лжи? Тогда явно будет, что вы скидываете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертой истины.

Совлекшись ветхого человека с делами его

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.

В посланиях апостола Павла содержится много важных уроков, которые не так легко понять, когда читаешь лишь одну главу Библии. Необходимо сопоставление нескольких отрывков из написанных им посланий и углубление в ход мыслей самого апостола. А это превращает чтение Библии в увлекательное занятие, поскольку мы постоянно обнаруживаем новые открытия! Сегодня мы обратимся к тому, что говорил Павел о ветхом и новом человеке. Речь идет о парных понятиях, которые непосредственно связаны с другими парными понятиями. Мы можем говорить также о ветхом и новом Адаме или о плоти и духе. Эти понятия не идентичны, но, в общих чертах, говорят об одном и том же. На самом деле здесь мы подходим к очень простым и практическим вещам, к самой сути пути христианина.

Две составляющие христианина

Чаще всего Павел использует понятия плоть и дух.

Здесь у читателя может возникнуть недопонимание: в данном случае слово «плоть» не означает телесную и греховную часть в человеке, а «дух» - некую духовную и чистую его часть. Подобное разделение на телесное и духовное присуще, скорее, греческому и восточному, мышлению. В представлении евреев, человек - это единое целое, которое нельзя разделить на части.

Павел имеет в виду нечто другое, и, на самом деле, нечто очень простое: «плоть» означает меня, когда я полагаюсь лишь на самого себя, без искупительной жертвы Христа, то есть всего человека целиком, что бы под этим ни подразумевалось. А «дух» означает также человека целиком, только уже искупленного Христом, принадлежащего Богу.

Таким образом мы подходим к сегодняшней теме. В христианине присутствует две составляющие, в неверующем - лишь одна. В христианине есть плоть и дух, ветхий и новый человек, ветхий и новый Адам, ветхое и новое творение - Павел использует все эти выражения. В неверующем человеке присутствует только одна часть - плоть, ветхий человек, ветхий Адам и ветхое творение. В христианине же имеются обе, и поэтому в его сердце идет борьба. Но давайте посмотрим, что собой представляют эти две составляющие.

Ветхое и осужденное на погибель

Первая глава Послания к Римлянам представляет собой, наверное, самое безрадостное описание того, что представляет собой человек, надеющийся лишь на себя. Слово «плоть» здесь не встречается, но смысл сказанного однозначен. Человечество отвернулось от Бога и стало служить идолам. Поэтому Бог отвернулся от человечества и оставил его жить в грехе. Таким образом, каждый житель мира словно бы заключен в полный мрак, в который не проникает ни один луч света. Этот мир является царством греха и смерти, в котором люди живут без Бога, и однажды Бог направит на все это Свой гнев. Здесь речь не идет о каком-то одном деянии какого-то одного человека, здесь говорится о всеобщем отступлении от Бога и о всеобщем осуждении, связанном с этим.

В седьмой главе Послание к Римлянам содержится следующий сильный образ ветхой составляющей человека:

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе.» (Рим.7:18)

Весь отрывок ясно говорит о том, что ветхая составляющая человека не может предложить Богу ничего хорошего. Она полностью испорчена, полностью отвернулась от Бога и полностью осуждена.

Примечательное и мрачное описание двух Адамов содержится в пятой главе Послания к Римлянам: Первый человек впал в грех и приобрел в наследство грех, смерть и ад. Это наследство он передал следующему поколению, и с тех пор оно переходит из рода в род. Я получил его от своих родителей и передал своим детям.

Глядя на только что рожденного младенца невежливо напоминать о том, что этому ребенку однажды придется умереть. Однако, это правда, так же как и то, что он испорчен грехом и осужден на погибель - в нем уже присутствует «ветхий Адам», «ветхий человек», «плоть», [или, как сказано в финском переводе 1992 года, «эгоистическая природа» или «искаженное Я»]. Каждый из нас, независимо от возраста и пола, неразрывно связан с несчастной судьбой этого мира.

Новое и прекрасное

Главная мысль посланий Павла заключается в том, что Бог послал Своего Сына в этот мир, чтобы дать нам нечто совершенно новое. То, что произошло на Голгофе, было спланировано в сердце Бога Отца задолго до создания мира. Лучше всего об этом говорится во Втором Послании к Коринфянам:

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.»
(2 Кор. 5:17-6:1)

Человек сам себе помочь не может, но Бог совершил на Голгофе то, что невозможно для человека. Искупительную жертву Христа можно описать многими словами, но самое важное, наверное, следующее: Это процесс нового творения. Он призван исправить то, что было разрушено грехом после первоначального акта творения. В нем уничтожается ветхий Адам и даруется новый. В нем человеку даруется дух, который обращен к Богу и живет для Него.

Совлекитесь - облекитесь!

Человек впал в грех и сам по себе представляет собой «плоть». А христианин, получивший дар от Бога, является также и «духом», то есть в нем присутствуют и «плоть», и «дух». И они ведут постоянную, непримиримую и безжалостную борьбу друг с другом. Образы разные, но суть одна: Плоть и дух воюют друг с другом. В 5 главе Послания к Галатам Павел пишет о том, что дух побуждает человек совершать дела Духа, а плоть - дела плоти:

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.»
(Гал. 5:16-17).

В шестой главе Послания к Римлянам Павел отвечает на вопрос, может ли христианин свободно совершать грехи, раз ему все прощено. Ответ однозначный: Нет, поскольку мы крещены. Крещение означает смерть ветхого человека и рождение нового, и к этому апостол постоянно возвращается.

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху.»
(Рим. 6:3-6)

В третьей главе Послания к Колоссянам мы видим очень важный образ:

«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.» (Кол. 3:8-10)

Жизнь христианина именно в этом и состоит: Мы совелекаем с себя «плоть» и облекаемся в «дух». Это не происходит лишь однажды, но продолжается на протяжении всей нашей жизни на земле. А затем плоть, ветхий человек, ветхий Адам - как бы мы это ни называли - останется здесь, а в Небесную Отчизну попадет только новый, облеченный в Христову святость человек.

Loading...Loading...