Повесть временных лет преподобный нестор летописец. Нестор летописец первый русский летописец биография кратко

О жизни преподобного Нестора летописца до того, как он стал насельником Киево-Печерского монастыря, нам не известно практически ничего. Мы не знаем, кем он был по социальному статусу, не знаем точную дату его рождения. Ученые сходятся на приблизительной дате — середина XI века. История не зафиксировала даже мирского имени первого историка земли Русской. А он — сохранил для нас бесценные сведения о психологическом облике святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, оставшись в тени героев своих трудов. Обстоятельства жизни этого выдающегося деятеля русской культуры приходится восстанавливать по крупицам, и не все лакуны в его жизнеописании можно заполнить. Память преподобного Нестора мы отмечаем 9 ноября.

Преподобный Нестор пришел в знаменитый Киево-Печерский монастырь, будучи семнадцатилетним юношей. Святая обитель жила по строгому Студийскому уставу, который ввел в ней преподобный Феодосий, позаимствовав его из византийских книг. Согласно этому уставу, прежде чем дать монашеские обеты, кандидат должен был пройти длительный подготовительный этап. Вновь пришедшим сначала предстояло носить мирскую одежду — до тех пор, пока они не изучат хорошо правила монастырской жизни. После этого кандидатам разрешалось надеть монастырское одеяние и приступить к испытаниям, то есть показать себя в работе на различных послушаниях. Тот, кто прошел эти испытания успешно, принимал постриг, но на этом испытание не заканчивалось — последним этапом принятия в монастырь являлось пострижение в великую схиму, которого удостаивались не все.

Преподобный Нестор прошел весь путь от простого послушника до схимонаха всего за четыре года, а также получил сан диакона. Немалую роль в этом сыграли, помимо послушания и добродетели, его образованность и выдающийся литературный талант.

Киево-Печерский монастырь представлял собой уникальное явление в духовной жизни Киевской Руси. Численность братии доходила до ста человек, что было редкостью даже для самой Византии. Строгость общинного устава, найденного в константинопольских архивах, не имела аналогов. Монастырь процветал и в материальном плане, хотя его наместники не заботились о собирании богатств земных. К голосу обители прислушивались сильные мира сего, он имел реальное политическое и, главное, духовное влияние на общество.

Молодая Русская Церковь в то время активно осваивала богатейший материал византийской церковной книжности. Перед ней стояла задача создания оригинальных русских текстов, в которых был бы явлен национальный облик русской святости.

Первый агиографический (агиография — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. — Ред.) труд преподобного Нестора — «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — посвящен памяти первых русских святых. Летописец, по-видимому, откликнулся на ожидающееся общерусское церковное торжество — освящение каменной церкви над мощами святых Бориса и Глеба.

Труд преподобного Нестора был не первым среди работ, посвященных этой теме. Однако он не стал излагать историю братьев по готовому летописному преданию, но создал текст, глубоко оригинальный по форме и по содержанию. Автор «Чтения о житии…» творчески переработал лучшие образцы византийской житийной литературы и смог выразить очень важные для русского церковного и государственного самосознания идеи. Как пишет исследователь древнерусской церковной культуры Георгий Федотов, «память святых Бориса и Глеба была голосом совести в междукняжеских удельных счетах, не урегулированных правом, но лишь смутно ограничиваемых идеей родового старшинства».

Преподобный Нестор не располагал большим количеством данных о смерти братьев, но как тонкий художник смог воссоздать психологически достоверный образ истинных христиан, безропотно принимающих смерть. Подлинно христианская смерть сыновей крестителя русского народа князя Владимира вписана летописцем в панораму общемирового исторического процесса, который он понимает как арену вселенской борьбы добра и зла.

Отец русского монашества

Второе житийное произведение преподобного Нестора посвящено жизни одного из основателей Киево-Печерского монастыря — преподобного Феодосия. Он пишет этот труд в 1080‑х годах, спустя всего несколько лет после кончины подвижника, в надежде на скорую канонизацию преподобного. Надежде этой, однако, не суждено было сбыться. Преподобного Феодосия канонизировали только в 1108 году.

Внутренний облик преподобного Феодосия Печерского имеет для нас особое значение. Как пишет Георгий Федотов, «в лице преподобного Феодосия Древняя Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна много веков. Преподобный Феодосий — отец русского монашества. Все русские иноки — дети его, носящие на себе его фамильные черты». А Нестор Летописец был тем человеком, который сохранил для нас его неповторимый облик и создал на русской почве идеальный тип жизнеописания преподобного. Как пишет тот же Федотов, «труд Нестора ложится в основу всей русской агиографии, вдохновляя на подвиг, указывая нормальный, русский путь трудничества и, с другой стороны, заполняя общими необходимыми чертами пробелы биографического предания. <…> Все это сообщает Несторову житию исключительное значение для русского типа аскетической святости». Летописец не был свидетелем жизни и подвигов преподобного Феодосия. Тем не менее в основе его житийного рассказа — свидетельства очевидцев, которые он смог соединить в цельный, яркий и запоминающийся рассказ.

Конечно, для создания полноценного литературного жития необходима опора на развитую литературную традицию, которой еще не было на Руси. Поэтому преподобный Нестор многое заимствует из греческих источников, иногда делая длинные дословные выписки. Однако они практически не влияют на биографическую основу его рассказа.

Память о единстве народа

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Этот труд отстоит от первых двух известных нам литературных трудов преподобного Нестора на четверть века и относится к другому литературному жанру — летописи. Свод «Повести…», к сожалению, не дошел до нас целиком. Он был подвергнут переработке монахом Выдубицкого монастыря Сильвестром.

В основе «Повести временных лет» лежит летописный труд игумена Иоанна, который предпринял первую попытку систематического изложения русской истории с древнейших времен. Свое повествование он довел до 1093 года. Более ранние летописные записи представляют собой фрагментарное изложение разрозненных событий. Интересно, что в этих записях содержится легенда о Кие и его братьях, коротко сообщается о княжении варяга Олега в Новгороде, о погублении Аскольда и Дира, приводится легенда о смерти Вещего Олега. Собственно киевская история начинается с княжения «старого Игоря», о происхождении которого умалчивается.

Игумен Иоанн, неудовлетворенный неточностью и баснословностью летописного изложения, восстанавливает года, опираясь на греческие и новгородские хроники. Именно он впервые представляет «старого Игоря» как сына Рюрика. Аскольд и Дир здесь впервые предстают как бояре Рюрика, а Олег — как его воевода.

Именно свод игумена Иоанна стал основой работы преподобного Нестора. Наибольшей переработке он подверг начальную часть летописного свода. Первоначальная редакция летописи была дополнена сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Большое значение святой Нестор придавал устным свидетельствам — рассказам старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников.

В своем главном труде Нестор Летописец выступает и как ученый-историк, и как писатель, и как религиозный мыслитель, дающий богословское осмысление отечественной истории, которая является составной частью истории спасения человеческого рода.

Для преподобного Нестора история Руси есть история восприятия христианской проповеди. Поэтому он фиксирует в своей летописи первое упоминание о славянах в церковных источниках — 866 год, подробно рассказывает о деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, о крещении равноапостольной Ольги в Константинополе. Именно этот подвижник вводит в летопись рассказ о первом православном храме в Киеве, о проповедническом подвиге варягов-мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна.

Несмотря на огромный объем разнородной информации, летопись преподобного Нестора стала подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы.

В годы раздробленности, когда о былом единстве Киевской Руси не напоминало почти ничего, «Повесть временных лет» оставалась тем памятником, который будил во всех уголках рассыпающейся Руси память о ее былом единстве.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда.

Газета «Православная вера» № 21 (545)

История любого государства немыслима без бесценных реликвий, блестящих творений человеческой мысли и духа. Для Древней Руси таким без преувеличения можно назвать знаменитую и фундаментальную «Повесть временных лет». Она является ценнейшим источником исторических сведений и играет огромнейшую роль для всей славянской культуры. В ней красочно, подробно и с блестящим мастерством описаны исторические события, происходящие с библейских времен и до начала XII века.

Ее автором традиционно называется инок Киево-Печерского монастыря Нестор Летописец. День памяти его принято отмечать 9 ноября. Писатель, агиограф, исследователь, мыслитель, святой - имя его золотыми буквами вписано в историю Руси и навсегда останется в ней. Попробуем вкратце рассказать о биографии и деятельности этого удивительного человека, без преувеличения называемого отцом русской истории.

Краткая биография

Итак, давайте узнаем, как жил и чем прославился Нестор Летописец. Краткая биография этого человека, вернее, некоторые сведения о нем могут быть почерпнуты из главного его труда - “Повести временных лет”.

Доподлинно мало известно о его детстве, так как по скромности летописец ничего не писал о своих родных. Можно предположить, что семья его слыла знатной и богатой, так как только в такой можно было в те годы получить достойное образование. Известно только, что Нестор Летописец (годы жизни его также точно не определены: предполагается, что он появился на свет приблизительно в 50-х годах одиннадцатого века, а преставился в 1114 году), начал свой жизненный путь в городе Киеве. Это становится понятно из его работ.

Всю взрослую жизнь он провел в трудах и неустанных молитвах в Киево-Печерском монастыре и там же скончался, дожив до 58 лет. О его судьбе нам известно не слишком много. Кроме кратких автобиографических данных, почерпнутых главным образом из «Повести временных лет», о нем остались только небольшие сведения из «Киево-Печерского патерика». Там сообщается, что век его был достойным и долгим, проведенным в трудах во славу Бога. Мощи его являются нетленными и бережно хранятся в Киево-Печерской обители, в пещерах.

Монастырская жизнь и стремление к знаниям

17-летним юношей Нестор обратился в Киево-Печерскую обитель к преподобному Феодосию и стал там послушником, а по истечении трехлетнего срока, как полагалось в те годы, принял постриг. Посвятил его в сан преемник преподобного Феодосия игумен Стефан. Именно он и возвысил его до звания иеродиакона. Монах Нестор Летописец знаменит, главным образом, тем, что вместе с другими святыми отцами принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника. Но основным послушанием, наложенным на него, стало летописание.

Отметим, что тогда монастыри являлись средоточием научной и культурной жизни. Обитавшие в них монахи были образованными, они учились грамоте и умели писать, тогда как простому народу это было недоступно. В Киево-Печерской обители многие иноки занимались летописанием и созданием житий святых.

Во время своего пребывания в монастыре Нестор постепенно обнаруживает неодолимую тягу к получению знаний. Он прилежно изучает Евангелие, а затем жития греческих святых. Нестор глубоко почитал истинное знание, объединенное со смиренностью. Не мыслил свою жизнь без чтения, исследовал творения святых отцов и наставлял в этом других. Он высказывается о книге как о глубочайшем и чистейшем вечном источнике мудрости. Несомненно, Нестор был одним из самых просвещенных и грамотных людей своего времени.

Его писательское дарование с течением лет оттачивается, совершенствуется и достигает уровня высочайшего мастерства. Уже в первые годы жизни в обители Нестор Летописец проявляет себя в роли блестящего агиографа. Он создает знаменитые свои труды, одним из которых было «Чтение о житии Бориса и Глеба».

Житие Бориса и Глеба

Этот труд был написан Нестором по причине перевоза мощей братьев Бориса и Глеба в город Вышгород в 1072 году. Он создан в соответствии со всеми церковными канонами. Житие начинается, как тогда было принято, обширным риторическим вступлением, после чего автор переходит уже непосредственно к описанию центральных событий.

В тексте даются жизнеописания русских царевичей Бориса и Глеба, сыновей великого князя Владимира, и то, как в ходе междоусобной войны они приняли смерть от руки своего старшего брата Святополка Окаянного. Описывая эти события, Нестор Летописец не делает акцент на конкретных исторических событиях, но подчеркивает святость и христианское смирение и покорность братьев, которые с радостью принимают мученическую гибель и возносят ее до уровня торжества над греховной гордыней и междоусобной враждой. Завершается текст жития пространным описанием невероятных чудес, говорящих о славе страстотерпцев, а также обращением-молитвой к святым. Произведение впечатляет красноречием и яркой выразительностью и, несомненно, обладает большой художественной ценностью.

Отметим, что князья Борис и Глеб признаны первыми русскими святыми. Они были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев. Данью их памяти являются многочисленные храмы и монастыри, рассеянные по всей православной земле.

Жизнеописание Феодосия Печерского

В 1080-х годах создается еще одно известное произведение, автором которого был Нестор Летописец. Описание жизни преподобного Феодосия Печерского является ценнейшим источником сведений о судьбе этого необыкновенного православного святого подвижника. Это выдающееся произведение древнерусской письменности. Говоря о композиции и содержании жизнеописания, нужно отметить, что оно было написано строго по существовавшим тогда канонам, но при этом обладало неоспоримой художественной ценностью.

В произведении показана судьба Феодосия Печерского от рождения и до самой кончины. Как это было принято, Нестор Летописец прославляет в нем христианское смирение, послушание и стойкость преподобного старца. Образ Феодосия воплощает в себе истинное милосердие, сострадание и любовь к людям. Кроме непосредственно жизнеописания, в произведении описывается также быт раннего периода существования Киево-Печерской обители.

Добавим, что в 1091 году Нестору было дано особое поручение найти и откопать из земли святые мощи преподобного Феодосия Печерского, для того чтобы впоследствии перенести их в храм. По его рассказу, он и еще два монаха, выполняя эту почетную и ответственную задачу, оказались очевидцами необыкновенных чудес.

Повесть временных лет

Но самым главным трудом, который создал преподобный Нестор-летописец, осталась составленная к 1112-1113 годам «Повесть временных лет». Отметим, что до ее появления русская культура не знала подобных произведений. Существовавшие записи носили отрывочный характер и не могли представить полной картины происходящих на Руси исторических событий.

«Повесть временных лет» же является цельным, единым, глобальным произведением, и потому ее автор глубоко почитается как первый летописец. Нестор замыслил колоссальный труд - свести воедино разрозненные списки, записи и исторические своды. Поэтому в его состав входят не только его личные сочинения, но и работы его предшественников. «Повесть временных лет» можно назвать одним из основных источников по этнографии восточноевропейских народов того времени. В ней содержится информация о быте, языке и верованиях разных славянских племен.

Повесть является неоднородной: в ней, помимо подробной описательной части, содержатся также жития святых, народно-поэтические предания, исторические записки и прочие вставные материалы, которые увековечил в своем труде Нестор. Русский летописец вначале ведет повествование о библейских временах и о выделении славян в отдельную нацию. После идет речь о многочисленных племенах, а также возникновении и судьбе нашего государства вплоть до самого начала XII века.

История Древней Руси органически вплетается в общемировую, становясь неотъемлемой ее составляющей. Из летописи мы черпаем сведения о правлении Рюриков, о жизни первых великих князей. Большое внимание уделяется пространным жизнеописаниям святых, а также различным историческим событиям - войнам, сражениям, походам.

Одно из центральных мест в произведении отведено выбору веры и крещению Руси. Можно сказать, что «Повесть» пропитана христианскими идеями и мотивами, что не удивительно, особенно если учесть, что ее автор был монахом. Смысл крещения Руси в произведении заключается в спасении от языческого невежества и идолопоклонничества. Огромное внимание в «Повести временных лет» уделяется различным чудесным явлениям - прежде всего, небесным знамениям.

Кроме богатых исторических сведений в произведении содержатся также авторские рассуждения на тему добра и зла. Здесь Нестор проявляет себя не только исследователем и патриотом, но также и незаурядным мыслителем и философом.

Позже «Повесть временных лет» стала источником для дальнейших летописных сводов. Как видим, поистине грандиозный труд замыслил и совершил Нестор Летописец. Краткая биография его, отраженная в повествовании, хоть и является неполной, но все же проливает свет на характер самого автора. Примечательными в этой связи являются отрывки, где Нестору приходится говорить о самом себе. В них он называет себя недостойным, грешным, худым. И, наверное, они являются не только данью времени, требующему подобных авторских характеристик, но и показателем смиренности и скромности Нестора.

Значение произведения

Значение труда невозможно переоценить. Это, без сомнения, главное произведение, которым занимался Нестор Летописец. «Повесть временных лет» и в наши дни остается важнейшим источником сведений по русской истории. Заметим, что не одни только ученые прошлых столетий, но и современные исследователи продолжают черпать из нее информацию.

Кроме того, произведение благодаря своим художественным качествам стало крупнейшим литературным памятником. Отметим также, что сей труд является еще и значимым юридическим документом, так как в его состав входят некоторые законы и наставления. «Повесть временных лет» стала кладезью информации и для более поздней художественной литературы.

В частности, на ее основе построена трагедия «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина. Поэтичностью древних сказаний проникнута знаменитая «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

«Повесть временных лет» сыграла значимую роль в сотворении более поздних областных летописей. Она постоянно включалась в них, начиная собой историю Твери, Новгорода, а также и Московского государства.

Нельзя недооценивать и колоссальную воспитательную роль произведения. Из поколения в поколение оно учит патриотизму и гордости за свой народ и почтению к его славной истории.

При всем этом, заслуга Нестора в первую очередь в том, что, в отличие от большинства монахов, которые стремились всячески приукрасить события, он излагал только факты. Подобно Геродоту, историк хотел запечатлеть подлинную жизнь своего народа, обычаи, традиции, уклад.

Благодаря этому труду мы можем судить не только о великих подвигах князей, но и об их характере. Много знаем о дворцовых интригах и тайнах того времени.

Преемники

Умирая, старец завещал развитие своей грандиозной повести другим инокам Киево-Печерского монастыря. Его последователями были игумен Сильвестр, который оформил «Повесть временных лет» в ее современном облике, и игумен Моисей Выдубицкий, продолживший ее вплоть до тринадцатого века. И, кроме того, игумен Лаврентий. Этот летописец в 1377 году создал так называемую «Лаврентьевскую летопись» - наиболее древний из сохранившихся до нашего времени списков, сберегших «Повесть», над которой работал преподобный печерский подвижник Нестор Летописец. Фото этой бесценной реликвии доступно для каждого, а сама она хранится в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербурге. Наследником агиографической традиции Нестора был Симон, епископ Владимирский.

Нестор Летописец и Русская Церковь

В своих работах Нестор описывает основные вехи развития Русской Церкви с момента ее возникновения. Он повествует о сотворении славянской письменности святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги в городе Константинополе. Нестор сообщает о первой записанной в церковных источниках информации о народе русском. Его труды сохранили историю первого Киевского храма, создание которого датируется приблизительно 945 годом. Именно он повествует об образовании Печерской обители, а также о ее создателях и святых подвижниках.

Часы, когда жил и писал Нестор, были трудными для русских земель и церкви. Междоусобные бои и вражеские нападения разрушали города и поселения, сжигали православные храмы. И все же преподобный старец с гордостью и благородным трепетом за родную землю продолжал свой вдохновленный свыше труд.

Работы Нестора всегда вызывали интерес у исследователей. Без их изучения немыслимы ни история, ни литература. Творения его издавались множество раз. Работе преподобного Нестора посвящали свои труды многие исследователи разных веков. На эту тему издавались книги, проводились научные конференции и семинары. И она остается поистине неисчерпаемой и для потомков.

Память о Несторе

Спустя почти тысячелетие мы продолжаем бережно хранить память о преподобном старце. Нестор Летописец является одним из героев романа советского и российского писателя Михаила Казовского «Месть Адельгейды». Произведение повествует о жизни внучки Ярослава Мудрого Евпраксии Всеволодовны.

Сегодня в разных городах установлены памятники Нестору. Интересно, что в городе Любече подобный монумент носит объединяющий характер: он был воздвигнут там в 1997 г. к годовщине первого знаменитого съезда князей Древней Руси, проходящего здесь в 1097 г. Украинская Православная Церковь МП утвердила орден, посвященный ему. Кроме того, в Киеве созданы два храма имени святого Нестора Летописца. Также печатаются марки и чеканятся монеты с его изображением.

За величайшие заслуги его канонизировала Русская Церковь. И это заслуженно, ведь поистине великий труд совершил Нестор Летописец. День памяти святого по Юлианскому календарю - 27 июля. Мощи преподобного старца сберегаются в Киево-Печерской Лавре, в Ближних пещерах. Кроме того, под именем святой Нестор Летописец Печерский он занял почетное место в списке святых не только православной, но и римско-католической церкви.

Нестор как чудотворец

Говоря об этом великом человеке, нельзя не упомянуть о еще одной важной детали. Святой Нестор Летописец с давних времен почитается как чудотворец. Как мы уже упоминали, вместе с другими иноками Киево-Печерской обители принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника. Наиболее юный из них, он, тем не менее, пользовался большим авторитетом у остальных братьев.

Зафиксированы случаи, когда прикосновение к раке с его мощами исцеляло от разных болезней. Есть даже история о ребенке, который к четырем годам практически не умел говорить. Обеспокоенные родители по совету знающих людей отнесли и приложили его к раке со святыми мощами. И ребенок начал говорить связными предложениями. Как бы то ни было, но и сейчас люди обращаются с молитвой к преподобному старцу, с просьбой даровать мудрость, помочь в приобретении знаний и наставить на путь спасения.

Действительно великим подвижником был Нестор Летописец. Фото памятников и картины с его изображением передают глубину помыслов, чистый свет божественной искры в его глазах. Но истинная мудрость заключена в его словах и бессмертных текстах, которые и теперь продолжают волновать сердца православного христианина. История Нестора Летописца - это описание жизни благородной души, сполна наделенной божьим огнем, чтобы осветить им судьбу целого народа.

Преподобный Нестор Летописец - и очень значимая историческая .

В исторической трагедии А.С. Пушкина « » старец монах Пимен, склонившись при свете лампады над рукописью в своей келье в Чудовом монастыре Московского Кремля, произносит:

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя.

Работая над своей трагедией, Пушкин записал:

«В нем (в Пимене) собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях».

Между тем у Пимена есть конкретный исторический прототип — преподобный Нестор Летописец . Он жил в начале XII века, был монахом знаменитого и стал одним из известных православных святых. Он действительно был летописцем — то есть скрупулезно записывал исторические события, свидетелем которых был, о которых знал по рассказам и по другим текстам. Это была очень важная работа.

В наше время ни одно историческое событие не остается без внимания телевидения, газет, радиокомментаторов. Можно пойти, например, в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга — там есть отдельный журнальный зал, где по вашей просьбе и заявке служители принесут подшивку старых газет вековой давности. Раскройте любой номер — и живая история заговорит с вами... В исторических архивах можно найти напечатанные тексты двух, трехвековой давности.

До изобретения книгопечатания важнейшими документами времени являлись рукописи. О жизни древней Руси рассказывают летописи, которые обычно велись монахами. Летописец Нестор был одним из них. Именно он описал трагическую историю двух святых и рассказал в своих рукописях о жизни другого известного святого — Феодосия Печерского.

Повесть Временных лет - главное дело жизни преподобного Нестора Летописца

Главным делом жизни Преподобного Нестора стало составление летописи так называемой . Эта рукопись названа так по первым ее строчкам: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля...». Непривычное современному уху словосочетание «времяньных лет» должно означать просто «минувших лет». Иначе говоря, речь идет о хронологическом изложении важных событий.

Историки считают, что работа над «Повестью» была закончена около 1113 года. В этом объемном труде Нестор Летописец изложил известную ему историю Руси, а также историю Русской Православной Церкви, включая описание подготовки Руси к крещению. «Повесть» излагает легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень. Повествует о столкновении с врагами — хазарами, о призвании на княжение новгородскими славянами Рюрика. Когда Нестор приступил к работе, ему было уже почти шестьдесят лет. Через год после окончания «Повести» он закончил свой земной путь.

Значение труда Нестора огромно. Для всех видных российских историков он оставался очень важным источником информации о жизни древних русичей. Не случайно Нестора Летописца часто называют «отцом российской истории».

Именно так написано на серебряной дощечке над мощами старца, покоящимися в пещерах Киево-Печерской Лавры.

Он был не первым монахом, который вел исторические хроники. У Нестора были предшественники, которые также составляли летописи важных событий. Нестор использовал и документы из княжеского архива. Именно в его изложении историкам стали известны тексты русско-византийских договоров, заключенных в X веке. Историческая заслуга преподобного Нестора в том, что он собрал воедино множество сведений и записал в виде цельного труда.

Большой знаток древнерусской истории академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так писал о труде Преподобного Нестора:

«Летописец видит Русь как бы с большой высоты. Он стремится вести повествование о всей Русской земле, легко переходя от изложения события в одном княжестве к изложению события в другом — на противоположном конце Русской земли. Летописец все время перебрасывает свой рассказ из Новгорода в Киев, из Смоленска во Владимир и т. п. Это происходит не только потому, что летописец соединял в своем повествовании источники различного географического происхождения, но и потому еще, что именно такой “широкий” рассказ отвечал эстетическим представлениям своего времени».

Нестор Летописец

Преподобный. Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Повести временных лет, где идет речь в первом лице, - и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст (Миллер, Шлецер, Татищев, м. Евгений, арх. Филарет, м. Макарий, Кубарев, Бутков, архп. Димитрий и многие др.). Теперь же, когда принадлежность Нестору Начальной летописи оспаривается, требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае, несомненно, что преп. Нестор был инок Киево-Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане, который его принял, постриг и возвел в сан диакона. При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц. На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, - стоит и Нестор, "иже написа летописец", тогда еще сравнительно юный инок. О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя. Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах, ни в Прологах, ни в Четьих-Минеях. В Описании иконописи Киево-Печерской Лавры начала ХVIIІ в. упоминается живописное изображение "преп. Нестора диакона" и. "преп. Нестора летописца", но как далеко восходит основа этого Описания - вопрос спорный.

Житие Нестора впервые находим в славянском печатном издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. ("сказание многословное, - справедливо замечает преосв. Филарет, - но бедное по содержанию"), откуда оно заимствовано в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского.

Церковная служба ему, как и другим "Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают", составлена еще позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году. Мощи преп. Нестора открыто почивают в Киеве, в Антониевых (ближних) пещерах. Церковь ублажает его, как "богомудрого житий святых списателя первейшего и ревнителя о них доброго", "времена и лета многочудесныя церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего". В Иконописном подлиннике о преп. Несторе замечено: "подобием сед, брада аки Богословля, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой - книга и четки, ризы преподобнические".

Из литературных трудов" преп. Нестора мы знаем: 1) Чтение о житии и погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба, 2) Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского и 3) Летопись. Главнейший труд - Житие Феодосия Печерского, составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает очень видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковно-славянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение, сравнительно немного того "добрословия" и "плетения словес", которыми так изобилуют позднейшие (северорусские) жития. Древнейший список Жития Феодосия дошел до нас в так называемом Успенском Сборнике XII в. По этой рукописи, хранящейся теперь в Московск. Синод. библ., Житие издавалось три раза: Бодянским ("Чтения в Общ. ист. и др. р." 1858, III), А. Поповым ("Чтения в Общ. ист. и др. р." 1879, I) и А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым ("Чтения в Общ. ист. и др. р." 1899 г. и отд.: Сборник XII в. Моск. Успенск. Собора. Вып. І).

Раньше Жития преп. Феодосия Печерского Нестором составлено (вскоре после 1079 г.) Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба, стоящее совершенно независимо от других агиологических памятников, посвященных свв. Борису и Глебу. В историко-литературном отношении Чтение стоит ниже Жития: в нем больше общих мест и таких подробностей, которые не имеют прямого отношения к делу, больше бесцветности и шаблонности в характеристиках; заметно пренебрежительное отношение к собственным именам и хронологическим датам, как не прибавляющим назидания; отсутствие в содержании историко-бытового материала. Указанные недостатки объясняются отчасти авторской неопытностью начинающего Нестора, а отчасти тем, что самый предмет второго сочинения был гораздо интереснее и ближе нашему автору, как иноку Печерского монастыря, чем предмет первого. Древнейший список Несторова Чтения о Борисе и Глебе относится к первой половине XIV в.: это - так называемый Сильвестровский Сборник Московской Типографской библиотеки. По этому списку Чтение издано три раза: Бодянским ("Чтения в Общ. ист. и др. рос." 1859, I), Срезневским ("Сказания о свв. Борисе и Глебе". СПб., 1860) и Абрамовичем (в "Памятниках древнерусской литературы". Вып. 2-й). Большой известностью Чтение не пользовалось, как можно видеть из того, что оно дошло до нас в сравнительно ограниченном количестве списков и не повлияло на другие аналогичные памятники.

Что касается отношения преп. Нестора к Начальной Летописи, то все разнообразие мнений по данному вопросу можно свести к трем категориям. 1) Нестору принадлежит вся так называемая "Повесть временных лет", сохранившаяся, впрочем, - как утверждает большинство сторонников этого мнения с Татищевым и Шлецером во главе, - не в первоначальном своем виде, а значительно измененное и искаженное вставками, пропусками и ошибками позднейших переписчиков и редакторов. 2) Нестору в Повести времен. лет могут принадлежать только те статьи, которые непосредственно касаются истории Киево-Печерского монастыря. Таким образом вопрос о Несторовой Летописи отделяется от вопроса о Повести времен. лет в том смысле, что Несторова Летопись не должна быть отождествляема с Повестью, как одна из составных ее частей. 3) Наконец, Нестор, автор Жития преп. Феодосия Печерского и Чтения о свв. Борисе и Глебе, и Нестор Летописец - ничего общего между собой не имеют, кроме имени (П. С. Казанский, Голубинский, А. И. Соболевский). В современной исторической науке все права гражданства получил взгляд на Начальную Летопись, как на свод самого разнообразного исторического и литературного материала, нечто вроде исторической хрестоматии. Высказанное еще в 1820 г. Строевым, это мнение вполне подтвердилось учеными наблюдениями Соловьева, Срезневского, Сухомлинова, Беляева, Костомарова, Бестужева-Рюмина, Ключевского, А. А. Шахматова, Е. Н. Щепкина, М. С. Грушевского, С. Ф. Платонова и др. Самыми типичными выразителями такого взгляда на Начальную Летопись являются Костомаров, Бестужев-Рюмин и А. А. Шахматов. В летописный свод, известный под именем Повести времен. лет, вошел целый ряд статей и заметок, касающихся специально истории Киево-Печерской обители, короче сказать - Печерская Летопись. В деле составления этой Печерской Летописи ближайшее участие принимал преп. Нестор: связываемый с его именем (в Печерском Патерике) "летописец" есть не что иное, как летопись Печерской обители за вторую половину ХІ столетия. Вот единственно возможное решение давнего вопроса об отношении Нестора, составителя Жития Феодосия и Чтения о Борисе и Глебе, к нашей Начальной Летописи. Совершенно игнорировать свидетельство Печерского Патерика или различать двух Несторов современников: младшего, диакона, автора житий, и старшего - летописца, мы не имеем ни исторического, ни литературного права. На основании тех историко-литературных данных, какими располагает наука в настоящее время, можно думать, что в состав предполагаемой Несторовой Летописи входили: Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь; Слово о первых черноризцах Печерских; Слово о перенесении мощей преп. Феодосия; несколько мелких заметок, напр. о проречении преп. Феодосия и внесении имени его в синодик, о погребении Яневой и др. Источниками для изучения Несторовой Летописи служат - Повесть времен. лет (ср. Лаврентьевский и Ипатьевский списки, Никоновский свод, Летоп. Переяславля Суздальского и др.) и Киево Печерский Патерик. В Повести времен. лет Сказание о начале Печерского монастыря читается под 1051 годом, Слово о первых черноризцах Печерских - под 1074, а о перенесении мощей преп. Феодосия - под 1091-м. Что же касается Печерского Патерика, то наибольший интерес при изучении Несторовой Летописи представляют так называемые Кассиановские редакции этого памятника, в особенности же вторая Кассиановская, составленная в 1462 г. "повелением смиренного Кассиана, уставника Печерского".

Миллер. О первом Летописателе Российском преп. Несторе, о его летописи и о продолжателях оныя - в "Ежемесячн. Сочинен.", 1755 г., апрель, 299-324; Библиотека Российская Историч., ч. I. СПб., 1757, 1-XII ("Житие Преп. Нестора, сочинителя сея летописи"); Шлецер. Нестор. I, § 1-2; Татищев. История Российск. 1768 г. Кн. I ч. I, 51-56; Тимковский. Краткое исследование о Патерике преп. Нестора, летописца Российского - в I ч. "Записок и Труд. Общ. Ист. и Древн. Рос.". Словарь историч. о бывших в России писателях духовн. чина. Т. II (1827), 83-95; Филарет. Русские святые. Черн. 1865; ч. III, 254-263: Maкapий. История русск. церкви, т. II; Кубарев. Нестор, первый писатель Рос. истор. - в "Русск. Историч. Сборн.", кн. IV; Бутков. Оборона Нестор. летоп. СПб., 1840; П. С. Казанский "Временник" I, III, X, XIII и "Отечеств. Записки" 1851 г., т. LXXIV; Погодин. Несторово житие св. Феодосия - в IX т. "Извест. И. Ак. Наук по отд. р. яз. и слов."; его же. Исследования, лекции и заметки, т. І и IV; Срезневский. Древн. жизнеопис. русск. князей - в "Известиях", т. II и Чтения о древн. p. летоп. СПб., 1862; Сухомзлинов. О др.-р. летоп., как памятнике литерат. СПб., 1856; Костомаров. Лекции по русск. истории. СПб., 1862; Бестужев-Рюмин. О составе русск. летоп. до конца XIV в. СПб., 1868; Голубинский. Истор. русск. церкви, т. 1-1; Димитрий. Месяцеслов святых. Вып. II, стр. 189-193; Шахматов. Несколько слов о Несторовом Житии св. Феодосия - в "Известиях" II Отд. И. Ак. Н., т. I; его же. Киево-Печерский Патерик и Печерская летоп. там же, т. II; его же. Житие Антония и Печерская Летоп. - в "Журн. Мин. Нар. Пр." 1898; его же. Разыскания о древнейш. русск. летоп. сводах. СПб., 1908; E. H. Щепкин. Zur Nestorfrage - в "Arch. für slav. Phil." XIX; St. Srkulj. Die Entstehung d. ält. rus. sogen. Nestorchronik. Pozega. 1896; Д. И. Абрамович. К вопросу об источниках Несторова Жития преп. Феодосия Печерского - в "Известиях" Отд. рус. яз. и слов. И. Ак. Н., т. III; его же. К вопросу об объеме и характере литерат. деятельности Нестора Летоп. - в II т. Трудов XI Археол. Съезда; его же. Исследование о Киево-Печерском Патерике, как историко-литерат. памятнике. СПб., 1902; М. Грушевский. История Украины-Руси. т. І. Льв., 1904; Ключевский. Курс русск. истории. Ч. І; С. Ф. Платонов. Лекции по русск. ист. В. І; В. С. Иконников. Опыт русск. историографии, т. II, кн. 2; Е. В. Петухов. Русская литература. Т. І. Юрьев, 1911; Н. Д. Чечулин. Гравированные портреты Нестора Летописца - в Сборнике статей, посвященных С. Ф. Платонову. СПб., 1911.

Д. И. Абрамович.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Нестор Летописец" в других словарях:

    Нестор Реконструкция по черепу С.А. Никитина … Википедия

    Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (статуя работы М. Антокольского) Нестор древнерусский писатель, агиограф конца XI начала XII вв., монах Киево Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского.… … Википедия

    НЕСТОР, древнерусский писатель, летописец 11 нач. 12 вв., монах Киево Печерского монастыря. Автор житий (см. ЖИТИЯ СВЯТЫХ) князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (см. ФЕОДОСИЙ Печерский). Традиционно считается одним из крупнейших историков… … Энциклопедический словарь

    Нестор Летописец - преподобный, родился в 50 х гг. XI в. в Киеве, в 17 лет поступил в Киево Печерскую обитель. Был послушником прп. Феодосия (память 3 (16) мая, 14 (27) августа). Постриг принял от игумена Стефана, преемника Феодосия. Чистотой жизни, молитвой и… … Православие. Словарь-справочник

    Преподобный, монах Киево Печерского монастыря; род. в 1056 г.; 17 ти лет пришел в монастырь, был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Древнерусский историк и публицист. Первый летописец Руси .

Начало жизни в монастыре

Преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве . Юношей он пришел к преп. Феодосию и стал послушником . Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан . По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше года.

В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве ; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные - вареное зелие, другие - только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание ; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение , утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли игумену , кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Статуя летописца работы М. Антокольского

Блаженный Нестор, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, - это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным. Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу , то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба , говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради... В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».

Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя).

Труды в обители

В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Преп. Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием . В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в году. В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия:

«Истинно и верно расскажу вам, не от других слышал о том, а сам был совершителем дела. Пришел ко мне игумен Иоанн и сказал: пойдем в пещеру к Феодосию, и я пришел с игуменом, тогда как никто не знал; осмотрев, куда бросать землю, и назначив место, где копать, кроме отверстия, игумен сказал мне: никому не сказывай из братии, чтобы никто не знал; возьми кого хочешь, в помощь себе. Я уже приготовил в 7 день заступы (рогалии), которыми надлежало копать. Во вторник вечером взял с собой двух братьев, а прочие не знали; пришел в пещеру и, пропев псалмы, начал копать. Утомясь, дал другому брату, и копали мы до полуночи; утомились, но не могли докопаться. Я начал скорбеть, не в сторону ли копаем мы. Взяв заступ (рогалию), начал я выше; друг мой отдыхал перед пещерой и сказал мне: ударили в било; а я в ту же минуту прокопал до мощей Феодосия. Он говорил мне: ударили в било, - а я говорю ему: уже прокопал. Когда докопался я, то страх напал на меня, и я начал взывать: "Господи, помилуй!" ... [Тогда] послал сказать игумену: иди, и вынесем мощи. Игумен пришел с двумя братьями. Я же раскопал широко, и войдя увидели мы: лежит мощами, составы не распались, волосы на голове присохли; мы положили их на мантию и вынесли перед пещерой».

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к - годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в году, при святом патриархе Константинопольском Фотии ; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием , о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром ( год) и Крещении Руси ( год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского .

Память в Православной Церкви

Дни памяти:

  • 27 октября (9 ноября)
  • 28 сентября (11 октября) - собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах

Тропарь, глас 4:

Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на небеси стяжавый, мо­ли и нам написатися в Книги Животныя.

Кондак, глас 2:

Яко сый богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец сподобился еси, яже с прочими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущтим тя, Господеви молися.

Библиография

  • Минея октябрь. Изд. Московской Патриархии, 1980. Стр. 683-687.
  • Настольная книга священнослужителя, Том 2. Изд. Московской Патриархии, 1978. Стр. 224-226.
  • Жития святых свт. Димитрия Ростовского, октябрь. Москва, Синодальная типография, 1908. Стр. 579-582.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью, октябрь. СПб, 1900. Стр. 264.
  • Месяцесловрусских святых, октябрь, вып. 2. Каменец-Подольск, 1893. Стр. 183-193.
Loading...Loading...