Православный экстремизм: миф или реальность.

Доверенное лицо ответчика, заведующий правовым сектором Синодального отдела по работе с вооруженными силами, органами правопорядка и исполнения наказаний Московского патриархата РПЦ священник Александр Добродеев представил экспертные заключения о том, что лозунг не несет в себе противоправного и антихристианского подтекста. Но судей они не убедили.

Судебные споры вокруг этого лозунга идут уже полгода, причем два районных суда в Москве принимали по этому вопросу противоположные решения.

12 мая 2011 года Минюст, сославшись на решение Черемушкинского районного суда Москвы, принятое 21 декабря 2010 года, включил фразу "Православие или смерть" в список экстремистских лозунгов.

Однако в апреле 2011 года Люблинский районный суд столицы отказался признавать эту надпись экстремистской. Суд тогда принял во внимание экспертное заключение, в котором указывалось, что "монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти".

Как рассказал сегодня в интервью протоиерей Александр Добродеев, представлявший ответчика, к нему обратились адвокаты, и он выступил вчера в суде. "Прочитав материалы, которые связаны с этим делом, я не увидел там ничего экстремистского, - сказал о.Александр. - Тем более, что полгода видными учеными делалась экспертиза, в которой аргументировано доказано, что в лозунге "Православие или смерть" нет ничего экстремистского. Помимо лозунга, в экспертизе разбирается и сама эмблема с черепом, кинжалами и православным крестом".

Как сообщил священник, его аргументация на суде была проста. "Я ознакомился с выводами комиссии и посчитал, что ее аргументация более компетентна, чем выводы, которые были сделаны в Черемушкинском суде. Что касается "смертельной эмблемы", то я напомнил на суде, что на нас ежедневно обрушивается поток информации, где постоянно идет речь о смерти, где постоянно взрывают и убивают. Куда не придешь – везде информация о смерти. Люди к самому слову "смерть" и к этим образам - черепа, демонические физиономии, - уже давно привыкли", - отметил о.Александр.

Также священник подчеркнул на суде, что слова "Православие или смерть" написаны по-русски, а не по-английски или по-арабски, потому что это, по словам о.Александра, "охранительный, предупреждающий знак для русских, которые читают по-русски". "Смысл лозунга таков: "или Православие, или смерть", "если не Православие, то смерть". На суде я подчеркнул, что для большинства людей такая постановка вопроса не покажется странной. В нашей стране большинство – православные люди. То есть это знак, в первую очередь, для православных, а не для представителей каких-то других конфессий. Мы ведь не призываем к "православному джихаду", - заключил протоиерей Александр Добродеев.

История старых русских сект достаточно изучена. Вторая половина XIX века дала много серьезных исследований по проблеме сектантства, большая часть которых принадлежит церковным писателям.

Поэт Леонид Симонович-Никшич (слева) и художник Игорь Мирошниченко из организации "Союз православных хоругвеносцев"

Существенным признаком дореволюционных сект было однозначное отмежевание их от Православия: "федоровцы", "ильинцы", "молокане" – уже в самоназвании отколовшегося от Церкви религиозного сообщества подчеркивалось дистанцирование от Православия. Кроме того, для старых сект не характерна была политизация. При всей пестроте вероучений, от изуверских (скопцы) до маловразумительного учения капитана Ильина (1830-е годы), не отмечалось движений религиозно-политических (типа американских свидетелей Иеговы).

В новой России ситуация кардинальным образом изменилась. Новые секты чисто отечественного производства, можно разделить на два типа. Новые религии, представляющие собой эклектику элементов из восточных культов, язычества, фантастической беллетристики и упоминаний о христианстве (таковы "Белое братство", "Церковь Третьего завета", "Звенящие кедры" (Анастасиевцы)). Эти секты по американской классификации являются, безусловно, деструктивными культами. Но они не выступают под флагом Православия, и таким образом, оставляют человеку хотя бы минимальный выбор: тот, кто примыкает к данному сообществу, знает, что он не имеет никакого отношения к Православной Церкви. Новым явлением в нашей действительности стали антицерковные религиозные сообщества, которые именуют себя православными. По своему характеру это явление относится к религиозному экстремизму. То, что с Православием этот экстремизм никак не связан и из него не вытекает, понимает лишь тот, кто укоренен в церковной жизни или духовно образован. Но на фоне тотального религиозного невежества россиян новоявленные поборники "чистоты православия" действуют свободно и уверенно. Сначала вбрасывается некая идея, которая тиражируется в печатных изданиях под титлом: "По благословению старцев", "по благословению" почившего иерарха (?!), или просто "по благословению собственной совести", идея приводит многих наших прихожан в смущение, особливо из новообращенных. Надо подчеркнуть, что своих сторонников новые "учителя" вербуют только в среде церковной.

***

Читайте также по теме:

  • Проблемы сектантского сознания в церковной ограде - Виктор Чернышев
  • О ложной ревности и внутрицерковной полемике - иерей Георгий Максимов
  • Об очень важном (об искушениях лжестарчеством) - профессор Московской духовной академии Алесей Осипов
  • Гуруистические (младостарческие) группы в Церкви - протоиерей Александр Новопашин
  • Сектантские тенденции в некоторых внутрицерковных группах - протоиерей Георгий Иоффе
  • Период полураспадка. О церковных реформах в Русской Православной Церкви - Дмитрий Руднев

***

По типам псевдоправославный экстремизм представлен двумя направлениями: религиозно-политическим и мистико-каббалистическим. Первое сосредоточено на том, "как нам обустроить Россию", хотя во все времена православная духовность была озабочена спасением души, стяжанием Духа Святаго, следуя завету Спасителя: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (благоустройство земной жизни) приложится вам (...).

На правом фланге доморощенной теократии расположилось РНЕ после того, как Баркашов выступил со своей трактовкой "православия", таким образом, из политической партии превратившись в секту религиозно-политической направленности. Свои идеи Баркашов (человек явно начитанный) почерпнул из истории лютеранских раскольников гитлеровского Рейха, которые отмежевали христианство от Ветхого Завета и объявили Иисуса Христа "арийцем". К этому лидер РНЕ прибавил кое-что из "Антихриста" Ницше. Но поскольку не только члены его организации, но и сочувствующие Русскому национальному единству Евангелия не читали, с историей русской святости не знакомы, то "вероучительные опусы" своего вождя принимают как истинное откровение. Так появился новый по сути антихристианский, антиправославный культ, но, тем не менее, русские "наци" называют себя истинно православными.

Несколько умереннее в реформе Православия стоит родоначальник "народного православия" Душенов. Бывший морской офицер Советского Союза ратует за переустройство церковного управления с тем, чтобы Церковь стала реальным игроком на политическом поле. Себя и своих единомышленников Душенов числит как общественно-политическую организацию, но одновременно свой печатный орган "Русь Православная" издает как бы "по благословению" покойного Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна. Для православно мыслящего человека – это нелепость. Благословение на печатное издание церковный иерарх дает в том случае, если это издание является душеполезным чтением, не идущим вразрез с православным церковным мировоззрением. Однако у людей внешних создается впечатление, что идеи Душенова чуть ли не согласованы были заранее с почившим Владыкой. Более того, Душенов объявил, что его группа порывает церковное общение с правящим после кончины владыки Иоанна митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром. Но поскольку революционно настроенная компания осталась в Питере, в другую епархию не перебралась, то по правилам Православной Церкви душеновцы стали раскольничьей группой, или сектой беспоповского толка, что, очевидно, их не смущало. Эта же группа младореформаторов вбросила идею о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина.

***

Читайте также по теме:

  • К вопросу канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина - митрополит Ювеналий Поярков
  • Акафисты Ивану Грозному, Иосифу Сталину и Игорю Талькову как форма околоцерковного фольклора - диакон Максим Плякин
  • "Старец" Гришка Распутин в воспоминаниях современников - иерей Алексий Махетов
  • Иоанн Грозный - для современников Иоанн Мучитель - Александр Дворкин, Андрей Сахаров, Дмитрий Володихин
  • О ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова (Чебаркульского) - Заявление Миссионерского отдела Челябинской епархии, Заявление епархиальной экспертной комиссии, Заявление митрополита Челябинского и Златоустовского Иова - Челябинская епархия

***

Идея была подхвачена группой московских товарищей, оттуда, благодаря доступу товарищей к СМИ, перекинулась в провинцию. И уже в Ярославской области воплотилась в новую тоталитарную секту, поселение закрытого типа под названием "Опричное братство". "Хозяин" братства большую часть времени проводит в Москве и занят издательской деятельностью братства. Уже самостийно братство канонизировало Распутина, и мы получаем толстые фолианты с житием старца Григория с акафистом "народно" канонизированного старца и, как водится, с его иконой. Чем дальше собираются заняться новые опричники пока неведомо. Но опасения радикальных действий не исключены.

Противоположным по духу псевдоправославным движением является мистицизм, не имеющий ничего общего с мистическим опытом – Православной Церкви, с духовным опытом великих подвижников Восточного монашества. До настоящего времени толкование Священного Писания по собственному произволу практиковалось только в западном протестантском мире, отсюда непрерывное дробление протестантизма на самые различные толки. И вот эта антиправославная мода дошла до России. Люди, называющие себя православными христианами, не отдавая себе отчета в том, что творят, стали соревноваться с адвентистами, толкуя на свой лад, вопреки церковному святоотеческому преданию, Откровение Иоанна Богослова. Родоначальник адвентизма Миллер в 40-е гг. XIX века пророчествовал о втором пришествии Христа, даже годы вычислил: 41-43 гг. По крайней мере, его последователи ожидали Христа. Наши российские "мистики" и толкователи готовятся к пришествию антихриста.

В "Откровении" это слово не употребляется, а в Евангелии говорится об антихристах во множественном числе; во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о "человеке греха, сыне погибели" (2Фес.2:3). Но читать толкования святых отцов, начиная с Андрея Кесарийского, обратить внимание на ту осторожность, с которой отцы Церкви подходят к этой "таинственной книге Священного Писания", сегодняшним "апокалиптикам" невдомек. Такое впечатление, что идеи каббалы, языческий магизм воспринимается легче, чем православное учение о благодати и свободе воли. Источником духовной смуты и распространителями панических настроений стали никем не признанные в православном мире общины так называемой "Российской Катакомбной Истинной Православной Церкви".

Использованная литература

1. Иеросхимонах Арсений Ярков. Обращение ко всем православным христианам единой святой, соборной и Апостольской Церкви, в целости и непорочности исповедующих Кафолическую веру. Указан номер п/я в Иерусалиме, 2003.

2. Святитель Николай Сербский. Азбука победы. - М., 2004. -С. 116-118.

Одного из наших собратий проходит проверку в МВД РФ на наличие в нем экстремизма. Но и ситуация такова, что замалчивать ее дальше вряд ли стоит.

Я не думаю, что конкретно отца Сергия (Рыбко) можно заподозрить, тем более обвинить в экстремистских наклонностях. Однако проблема в том, что это я так думаю, его прихожане, да и вообще многие верующие люди так думают - трудно не возмущаться, когда представляешь, как и твой родной, с великими трудами построенный или восстановленный храм осквернит какой-нибудь «крестоповальщик». Так и скажешь тут в сердцах, чего не хотел даже, а потом жалеть будешь.

Но вот компетентные органы и тем более журналисты и всевозможные «правозащитники» могут рассудить совершенно иначе. И беда не в том лишь, что возникнет лишняя проблема или очередной информационный повод - будет нащупана новая болевая точка. Не столько новая, конечно, сколько болевая. И чем дальше, тем больше.

Лично меня не первый год уже беспокоит деятельность различного рода ревнителей, которые от утверждения «добро (Православие) должно быть с кулаками» переходят к реализации этого небесспорного постулата на деле. Я даже несколько раз решался об этом сказать - то в одной публикации, то в другой, чем неизменно навлекал на себя обвинения и едва ли не угрозы. Я не то, чтобы не понимаю или не разделяю возмущение этих ревнителей, нет, многим из того, что происходит сегодня в России, я сам нередко бываю до крайности возмущен. Но, то ли оттого что я священник, то ли оттого что достаточно вдумчиво читаю Евангелие и святых отцов, у меня не появляется желание прибегнуть к искоренению зла силой. В том числе и потому, что мне предельно ясны ближайшие уже последствия таких действий.

Вот пример. На протяжении нескольких лет мы наблюдаем развитие ситуации с так называемыми «гей-парадами» в Москве и других крупных городах. Наблюдаем с тем же самым возмущением, однако и с болью, и скорбью - тоже. Слава Богу, в России они сегодня запрещены. Но! Рискну на себя очередной раз навлечь гнев «ревнителей» и все же скажу: если их когда-нибудь у нас в стране разрешат, то благодаря не кому-то иному, а как раз этим самым ревнителям. Почему? Все очень просто. Каков основный посыл этих «парадов»? Он известен: борьба против «угнетения», «ущемления в правах», «дискриминации» сексуальных меньшинств на территории Российской Федерации. В чем это самое ущемление и угнетение вкупе с дискриминацией заключаются, вряд ли кто скажет. Соответствующую статью УК РФ, к сожалению, отменили (я не ерничаю, я и правда так это чувствую - к сожалению) и ничто не препятствует сегодня людям с самыми извращенными представлениями о «любви» делать то, что им заблагорассудится. И есть, пожалуй, лишь один повод говорить о том, что «меньшинства» у нас преследуются. Это то, как каждый раз проходит неразрешенный гей-парад.

Точнее - как не проходит. Целый ряд православных граждан считает своим долгом выйти в этот день на улицу и принять участие в разгоне незаконного шествия. При этом каким-то причудливым, а пожалуй, что и нелепым и кощунственным образом сочетаются призывы вроде «Русь Святая, храни веру православную» с матерной бранью и хоругви со святыми изображениями - со звучными ударами, от которых трещат носы, льется кровь «меньшинств», появляются ссадины и ушибы.

Я не говорю уже о бессмысленности этих деяний: шествие, как уже сказано, незаконное, и его проведение предотвращают силы охраны правопорядка (пока предотвращают, и дай Бог, чтобы и впредь так оставалось). Зачем тут еще православные активисты с хоругвями и окладистыми бородами? Напрашивается нежелательный вывод: кулаки почесать, «в морду» кому-то дать, разрядку получить и… ощутить себя выполнившими свой христианский долг.

Но главное, ради чего все это делается, так это, видимо, то, чтобы попасть в прицел десятков теле- и фотообъективов отечественных и зарубежных СМИ. Потом все это безобразие демонстрируется на телеэкранах, выкладывается в интернет, распространяется с гигантской скоростью, становясь достоянием всего «цивилизованного мира». И мир понимает: «А ведь в России и правда ущемлены права - не только оппозиции, но и меньшинств! Посмотрите на эти разбитые носы, синяки под глазами, на этих молодчиков, которые лупят несчастных геев, кто кулаками, а кто древками от хоругвей. Нет, с этим надо что-то делать!». И что-то делается, поскольку силы, лоббирующие ЛГБТ-движение в современном мире, мощнейшие. Им только помощи от наших православных братьев не хватало, но теперь недостатка они в ней не испытывают.

А еще благодаря таким акциям и видеосъемкам становится ясно: что бы ни говорили, а экстремизм-то религиозный в России тоже есть! И если в других странах чаще он имеет исламское лицо, тот здесь он самый что ни на есть православный!

Нет у нас никакого православного экстремизма. Нет просто потому, что и православного собственно во всех этих «экшенах» ничего нет, кроме формы, одежды, лозунгов и оправдания «от Писаний» своих собственных страстей. Но всему миру об этом не расскажешь и ничего не докажешь - при таких-то свидетельствах.

С гей-парадами пример просто наиболее яркий и массовый. А если порыться в памяти и в Сети, то там столько можно найти апологетов «противления злу силой», что и Ильин, на которого они то и дело ссылаются, ужаснулся бы. А еще они ссылаются на святителя Иоанна Златоуста, однажды сказавшего, что не надо бояться «освятить свою руку», заграждая уста богохульника. И на преподобного Иосифа Волоцкого ссылаются с его “Просветителем”. И игнорируют почему-то при этом тот факт, что ни сам Ильин, ни Златоуст, ни преподобный Иосиф не бегали по улицам и не били никого - хотя заслуживали быть битыми, верно, многие и в их время, не меньше ничуть, чем в наше. И хотя именно к этим «апологетам» обращен укор Спасителя: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 55), они укора в упор не замечают. А дух христианина, как и дух христианства - дух кротости, смирения и любви, мудрой и знающей: зло не уничтожает зла, как говорил преподобный Пимен Великий, оно лишь его умножает.

В Сети, да и в живой, реальной жизни немало лидеров, которые собирают вокруг себя единомышленников именно на почве такой общности интересов. Не хочу никого называть специально, потому как не имею желания кого-то лично «заклеймить». При необходимости ознакомиться посредством Интернета как с теоретиками, так и с практиками «кулачного подхода» не сложно. Что движет ими, если они все-таки считают себя людьми православными?

Частных причин много, но общая очевидно одна: недостаточность собственной подлинно христианской жизни. Аргументирую: когда человек такой жизнью живет, у него не возникает желания ни с кем драться, он об этом и не думает даже, он понимает, что какое-то глобальное изменение мира может начаться лишь с малого - с изменения им себя. Того изменения, ради которого надо «дать кровь», чтобы «принять дух». Свою кровь, разумеется, а не чужую, и пот свой, и труд свой. Но нет труда и нет подвига, а гордость есть. И желание «кем-то быть» в Церкви тоже есть. И соскальзывает человек на стезю «подвигов» и «трудов» более чем сомнительных. И с ИНН борется до потери голоса и разума, и против паспортов воюет, и драться, если что, готов незамедлительно, чувствуя себя при этом самым настоящим героем. Если обладает он даром убеждения и способностью влиять на людей - тем хуже, потому что многим голову заморочит и с дороги правильной собьет.

К сожалению, эта проблема - насущная на самом деле - не получила пока единой, аргументированной оценки. А время такое на дворе, что взвешенность и осторожность как никогда требуются.

Это наши храмы и иконы оскверняют, наши кресты пилят… Но нас же в итоге и в экстремизме религиозном обвинят, если проспим и дождемся, когда поймают где-нибудь «крестоповальщиков», да головы им поотрывают, или плясавиц очередных выпорют нагайками так, что сидеть ни до, ни после свадьбы не смогут. Людей-то, к этому морально готовых, хватает. А если они еще и на призывы подобные, по горячности кем-то из пастырей наших озвученные, ссылаться будут, совсем беда.

Не надо бы до беды этой доводить. Пора остудить горячие головы словом разумным и, наверное, властным. Потому что сегодня первая (или очередная?) «ласточка» прилетела. А замешкаемся, так и петух жареный клюнет…

Яков Кротов: Этот выпуск программы посвящен фильму "ПриставнОе благочестие" он же фильм "ПристАвное благочестие". Почему здесь по-разному ставится ударение? Об этом мы будем говорить. Я думаю, фильм – это историческое явление. А я хотел сделать программу о православном экстремизме. Дело в том, что , в ходе которого руководитель агентства "Портал-Credo" , православный человек Александр Валерьевич Солдатов был признан виновным в распространении экстремистских материалов. Поэтому состав гостей у нас сегодня своеобразный. У нас в гостях сотрудник этого интернет-агентства "Портал-Credo" , он же - буддистский монах. У нас в гостях автор фильма "ПриставнОе (оно же пристАвное) благочестие" , который сам предпочитает говорить "приставнОе". А среди двух "сильных половин" - самая сильная , университетский профессор, лингвист, филолог.

Елена Ивановна, пристАвное или приставнОе? Как разница?

Я более не университетский профессор (уже 3 года) и не лингвист, а филолог и культуролог.

Яков Кротов: Хорошо, вы - профессор, как папа Римский – эмеритус , на покое. Но у вас какое-то беспокойное профессорство. (Смех в студии) Так "пристАвное" или "приставнОе"?

Это неологизм, у нас есть только прилагательное "пристАвное" в смысле приставить к чему-то, от глагола "приставить". А от "прИстава", как в этом фильме, у нас прилагательного нет. Поэтому, может быть, вернее было бы "прИставное". Есть три варианта, три слога, и все три могут быть под ударением. Я думаю, что язык сам выберет в будущем то, что наиболее благозвучно. Может быть, выберет привычное уже ударение "приставнОе" - от «пристАвить». Но вообще, это от "прИстава", поэтому вернее "ПрИставное" благочестие.

Яков Кротов : Михаил Анатольевич, объясните, почему такое название? В чем смысл фильма? Зачем вы его делали?

Это такой событийный жанр в виде хроники, когда ты присутствуешь на каких-то событиях с камерой и наводишь ее на то, что происходит, на какой-то экшн. В данном случае это было пространство храма. Идеальная ситуация для папарацци, для оператора - когда даже те, кто присутствует, перестают его замечать. И вот второй оператор этого фильма, Анна Домбровская, как раз и сняла Василия Николаевича Ороса, заместителя начальника Судебных приставов Владимирской области, который забылся и в порыве умиления стал произносить, в принципе, хорошие, праведные, даже православные конструкты. Там женщина потом говорит: "Может быть, вы когда-нибудь потом будете проповеди говорить". Но потом мы, как журналисты, решили ему позвонить, разумеется, без всякой санкции записали это на аудио и попросили просто истолковать – почему в другой день они пришли вместе с пикетчиками ЛДПР к Синодальному дому, абсолютно не уведомив при этом, что они придут изымать мощи? Может быть, пикетчики помогут прорваться? И тогда Василий Николаевич посоветовал (в фильме видно, в каком обществе мы живем) - если кто-то виноват, то набейте ему морду. Так и родилась идея названия. Меня иногда упрекают в некачественности, в примитивности. Но мы решали многие задачи. Например, "Портал-Credo", видео, которое на нем есть, очень популярны и среди Московской патриархии, и в разных церквях в провинции. Движок у сайта старенький, но он легко открывается. Например, в этом фильме очень большие титры на размер кадра. Это все-таки позволяло людям прокачать и посмотреть видео, хоть и в плохом разрешении.

Благочестие и "мордо-честие». То, как это сочетается в головах людей, очень печально

"Мордо-честие" – я хотел так назвать. Потом это слово заплывает и появляется через желтый эффект святости, нимба. «Благочестие и мордо-честие». Как выяснилось, то, как это сочетается в головах людей, очень печально. И даже будучи носителями православного сознания, мы видим, что этот левиафанчик, который сейчас обсуждается ("Левиафан" Звягинцева), уже ползал, когда у суздальцев отобрали все 11 храмов в Суздальском районе. Большая часть их теперь под замком, потому что патриархия не смогла наладить в них какую-то минимальную богослужебную приходскую жизнь. Можно сказать, что в каком-то смысле это действительно был новостной ролик, призванный ликвидировать безграмотность самих прихожан Суздаля, этих верующих, которые во всем этом невольно участвовали. Он имел всего 1000 просмотров. А сейчас он, будучи запрещен, имеет некоторый мегапиар. Я не удержался и дал всем желающим возможность продолжать тяжбы или экстремистские разбирательства по поводу того, как это было на самом деле. Я сделал развернутый вариант - он уже есть в Сети. Он называется "Приставное благочестие-2", идет 4,5 часа. И будет просто замечательно, если и по поводу него будут писать тома экспертиз и просматривать его в суде.

Кому принадлежат кости умерших? Как можно определить подлинность мощей? Какое законодательство все это регулирует? Все это висит в воздухе

Яков Кротов: Напомню слушателям, что те суздальские православные – это часть верующих православных Суздаля, которые в самом начале 90-х годов отделились от Московской патриархии и сперва стали членами Русской Православной Зарубежной Церкви. А когда та стала дрейфовать к Московской патриархии (дрейф закончился вхождением в состав Московской патриархии в 2007 году), суздальские верующие образовали Свободную Церковь. Она так и называется - Православная Свободная Церковь . В течение многих лет их травили и, наконец, отобрали 11 храмов. Остается небольшой храм, построенный уже самостоятельно, за свой счет. Тогда стали пытаться отобрать останки святых, которые находились в этом храме. Причем здесь, как я понимаю, налицо огромная юридическая коллизия. Кому принадлежат кости умерших? Как можно определить подлинность мощей? Какое законодательство все это регулирует? Все это висит в воздухе.

Мне бы хотелось услышать голос журналиста "Портала-Credo". Феликс, я знаю, что в буддизме много направлений. Когда-то в XIII, в XIV веках они довольно активно враждовали друг с другом - в Японии, например, боролись за благорасположение императора. В XIV веке происходили самые настоящие бои. Но это осталось в давнем прошлом. Каков ваш взгляд: с одной стороны, журналиста светского издания, а с другой, все-таки верующего, - на эту коллизию? Это конфликт двух конфессий внутри православия, конфликт государства и конфессий, или что?

В буддизме тоже есть мощи, они называются шарира. Там вопрос решается легко - шарира разделяется. В самом начале, когда Будда ушел в нирвану, его тело было сожжено. И 8 индийских княжеств хотели пойти войной друг на друга – кому достанутся мощи Будды. Но мудрый ученик Будды Ананда просто взял и разделил мощи на 8 частей – воздвигли 8 ступ. И дальше это деление происходило аж на 84 тысячи частей. Так что нам конфликт, связанный с мощами, кажется странным.

Я за этим вижу конфликт с Церковью, которая срослась с государством, которая хочет, чтобы у нее не было никакой духовной конкуренции

Насколько я знаю, в том же Суздале есть частицы мощей тех же самых святых Московского патриархата, но они хотят заполучить все мощи целиком. Я за этим вижу, конечно же, конфликт с Церковью, которая срослась с государством, которая хочет, чтобы у нее не было никакой духовной конкуренции. С другой стороны, государство хочет использовать Церковь, чтобы в итоге давить на наш портал, потому что портал критикует, выявляет моменты, связанные с гонениями на верующих, на те конфессии, общины, которые не поддерживают линию государства, линию партии и правительства, которые, таким образом, оспаривают право Московского патриархата быть чем-то вроде КПСС в советское время. Я вижу в этом инструмент давления на наш портал. Такую же роль играет и дело, возбужденное против фильма, снятого отцом Григорием, Михаилом Барановым (это одно и то же лицо). Это способ давления, прежде всего, на главного редактора "Портала-Credo" Александра Солдатова, поскольку государству не нужен такой портал, на котором человек любой конфессии, а также атеист может свободно высказывать свою точку зрения, отличную от принятой наверху.

Независимый "Портал-Credo" нужно защищать перед лицом этой репрессивной машины, чтобы люди чувствовали солидарность, чувствовали, что у них есть защитники, единомышленники

Да. Это, конечно, совершенно юридически необоснованный и не соответствующий никаким юридическим нормам закон. Сам закон ложен и не оправдан. У меня не было надежд. И установка моя была - что нужно защищать невинных людей, с которыми меня свела жизнь многие годы назад, которые для меня - единомышленники. И независимый "Портал-Credo" нужно защищать, делать то, что ты можешь, чтобы люди чувствовали солидарность, чувствовали, что у них есть защитники, единомышленники. Защищать перед лицом этой репрессивной машины, чтобы она тоже видела, что портал не брошен, что Михаил Баранов, Александр Солдатов, Аня Домбровская – это не те люди, от которых все сразу отвернулись, разбежались, и у них нет никаких защитников. Для меня это был такой акт солидарности, хотя я прекрасно понимала, что сам процесс закончится обвинительным приговором… Я создала группу поддержки, назвала ее "Credo-club"­ - общество поддержки "Портала-Credo". У некоторых людей в этой группе были надежды на то, что это некая местная, локальная, владимирская инициатива. Даже в статье в "Новой газете" была такая мысль - что есть некий план по экстремизму. Во Владимирской области нет ваххабитов, нет исламского экстремизма. Вот они и решили завести дело об экстремизме по отношению к этому фильму, чтобы все-таки как-то отчитаться перед начальством, что у них тоже есть дела по экстремизму, что они не такие уж провинциалы, а все у них, как у людей. Я в это не верю. Я думаю, что все-таки инициатива шла сверху, потому что епархия явно принимала в этом участие. И делу дали ход после посещения Владимира патриархом Кириллом. Он посетил город 3 сентября, а 18-го уже началось дело – при том, что до этого больше года дело практически не двигалось. Экспертизы были написаны в феврале 2013 года, но до сентября ничего не трогалось с места. Фильм тоже уже давно был сделан. Очевидно, где-то это все тянулось – либо был указ, но сопротивлялись на месте, не хотели его выполнять. А потом дали толчок и дело ускорили. Но даже в фильме выступают представители клира Московской патриархии, и очевидно, что они говорят примерно одно и то же. Во-первых, они согласны, что по суду они могут что-то отвоевывать, то есть никакой евангельской заповеди "не судись" или "примирись с братом своим, если тебя позвали в суд", вообще не знают. Они уверены, что суд на их стороне и что раз по суду приговорили вернуть мощи, то должны вернуть. Они апеллируют к суду. Мне кажется, это был приказ сверху.

Экспертиз было много. Причем интересно, что местные, владимирские экспертизы, как мне кажется, в определенной степени даже сопротивлялись обвинительному заказу. Только в одной религиоведческой экспертизе есть вывод о том, что фильм разжигает религиозную ненависть, и этот вывод никак не соответствует всему остальному содержанию экспертиз. Он явно навязан или каким-то образом включен туда извне.

Яков Кротов: Михаил Анатольевич, если фильм не направлен на разжигание ненависти, то на что он направлен?

До сих пор больно и обидно смотреть на то, как моя бывшая руководящая и направляющая Церковь патриарха Кирилла действует таким способом - достаточно подлым

Ваша программа называется "С христианской точки зрения". И вот это прилагательное "христианский"… Месяц от месяца, год от года я все хуже понимаю значение этого слова, не говоря уже о своем опыте служения в патриархии (а это 13 лет в монастыре) и 16-летнем стаже прихожанина. Я для себя оставил христианство лишь как защиту угнетенных и правдоискательство. И вот до сих пор больно и обидно смотреть на то, как моя бывшая руководящая и направляющая Церковь патриарха Кирилла действует таким способом - достаточно подлым.

С чего все началось - всего лишь письмо благочинного. Суть его: «я боюсь, как бы РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь) куда-то не переместила эти мощи, не перевезла в другое государство». Все. Одной лишь этой бумажки было достаточно, чтобы зашевелилась вся система, чтобы две горсти мертвых костей (со светской точки зрения)... У нас аудитория - не только православная. Есть протестанты, которые, глядя на все это, может быть, ухмыляются или удивляются. Но из-за этого происходят споры – эти две горсти мертвых костей, переданные в 90-е, как и все мощи из Владимирско-Суздальского музея-заповедника, общине Цареконстантиновского собора, вдруг оказывается так нужны Росимуществу, которое борется за них с такой рьяностью и рвением!

Яков Кротов: Провокационные вопросы. Мне приходилось читать лекции о Кирилле и Мефодии, о крещении славян и так далее. В вашем фильме патриарх Кирилл фигурирует в качестве такой цитаты: он говорит, что славяне были дикие - варвары, звери. Кирилл и Мефодий обращались к ним и так далее. Вы подаете это как антиславянский выпад. Когда я дошел этого места в фильме – оторопел, потому что, на мой взгляд, патриарх Кирилл в данном случае воспроизводил общий топос христианской, миссионерской риторики.

Яков Кротов: И "Повесть временных лет" - умыкание девиц, кровная месть и так далее. Но это, действительно, вопрос даже не византийской психологии (всякий, кто не говорил по-гречески, воспринимался как варвар, зверь в этом смысле, скот). Это вопрос риторики.

Во-первых, патриарх говорил это в интервью на Дальнем Востоке.

По итогам визита.

Патриарх Кирилл, ничтоже сумняшеся, воспроизвел средневековую модель – христианский взгляд на непросвещенные народы, как на варварские

Да, по итогам. И его спросили об отношении патриархии к малым народам Севера. И патриарх Кирилл, ничтоже сумняшеся, воспроизвел парадигму отношений миссионеров к варварским народам, то есть средневековую модель отношения – христианский взгляд на непросвещенные народы, как на варварские. И он, видимо, хотел это развить. Он начал с того, что мы (то есть Московская патриархия) в его понимании, - наследники великой традиции Кирилла и Мефодия, которые видели в славянах варваров и зверей. В результате получается: раз мы - наследники великой традиции, то мы так и относимся к малым народам. Вопрос-то был – как вы относитесь к малым народам?

Яков Кротов: Как к тем, кого надо просвещать.

Как к варварам, зверям, людям второго сорта! Он практически дает пару фраз из "Повести временных лет", тем самым перенося это отношение на малые народы, и сам понимает, что оказался в тупике.

Яков Кротов: Почему в тупике? Христианское благовестие превращает варвара и животное в человека.

Он говорит это уже в постнацистской культуре, прошедшей через презрение, высокомерие и иерархию народов. Это средневековая христианская иерархия народов. В современной ситуации, особенно в постнацистской культуре, ее вот так прямо, без комментариев, без ссылок на то, что это относится к Средневековью, переносить в современность нельзя. Это уже неполиткорректно, негуманно, бесчеловечно, и сразу дает отсылку к Третьему рейху. И эта ассоциация возникла в 2010 году, сразу после этого интервью патриарха – ассоциация вот с этим отношением христианских миссионеров к варварам, непросвещенному народу, с идеологией Третьего Рейха. В Интернете появилась масса сравнений с разными высказываниями Геббельса. И Михаил в 2013 году просто использовал медийное клише. Он не сам проводит эту аналогию, а использует медийное клише, то есть, по сути, факт общественного сознания. Я посмотрела – в Google можно найти несколько миллионов результатов. Это уже стало частью общественного сознания, которое он транслировал (это к вопросу о том, что в фильме).

В наше время нельзя эту средневековую христианскую иерархию прямо переносить в современную культуру. Нужно обязательно ссылаться, говорить о том, в каком тексте это сказано, о том, что это было средневековое отношение. Далее патриарх действительно почувствовал тупик, понял, что он оказался перед угрозой обвинения в презрении к малым народам Севера. Он сказал, что надо что-то делать. Он даже уже не употреблял больше в своей речи слова "просвещать" и "миссионерство", говорил уже как-то помягче: учитывая их язык, учитывая их традиции... А потом перешел на вопросы зарплаты, ловли рыбы, экономической поддержки. Он ушел от этой темы. Если внимательно читать, то видно: он явно почувствовал, что зашел в тупик, - вы скажете: в риторический, а я скажу: в нравственный. Это вопрос о том, что патриарх Кирилл вырвал из контекста цитату, и принципы иерархического устройства народов – свысока смотреть христианину на непросвещенного варвара.

Это была его ошибка. И именно эта его ошибка дала такой резонанс, такую острую, скандальную ассоциацию, вызвала взрыв в Интернете и сравнение с идеологией Третьего рейха. Но вот ведь в чем парадокс: именно Михаила Баранова стали обвинять в том, что он вырвал слова патриарха из контекста. А ведь именно патриарх первым вырвал это из контекста "Повести временных лет", из средневекового контекста - вот это отношение к непросвещенным, к варварам.

Яков Кротов: Вы чистая, наивная душа, Елена Ивановна.

Спасибо.

Яков Кротов: Вы считаете, что налицо постнацистское общество. А могут быть и сомнения…

Нет, оно, конечно, неонацистское. Я даже давала своей диссертантке такую тему - о современном неонацизме, о связи неонацизма с классическим немецким нацизмом (кстати, эту тему остановили после того, как я ушла из МГУ). Но я сознательно употребила слово "постнацистское". Это не отрицает неонацизма, но любое презрение к другому народу вызывает очень сильные ассоциации именно с нацистской идеологией Третьего рейха.

Наверное, Елена Ивановна имела в виду постнацистское мировое сообщество.

Да, постмодернизм – это тоже не отрицание модернизма.

Человечество как бы преодолело нацизм в целом.

Во всяком случае, оно его осудило.

Яков Кротов: Александр Валерьевич Солдатов, ежели, не приведи Господи, с ним будет что-нибудь существенное, сможет утешаться тем, что «человечество в целом преодолело, а я сижу за решеткой в темнице сырой».

1937 год, террор, репрессии, беззаконие и так далее, - это действительно то, в чем мы сейчас живем

Очень много таких сидят сейчас за решеткой, потому что у нас - ремейк репрессий. Поэтому многие из тех, кто сейчас сидит за решеткой, говорят (и это стало шаблоном, клише): 1937 год, террор, репрессии, беззаконие и так далее. Это действительно то, в чем мы сейчас живем.

Человек сказал слово – его в тюрьму. Во Франции люди нарисовали карикатуры – их убили

Мы все время обсуждаем слова – слова патриарха Кирилла и слова Геббельса, которые были поставлены рядом. Это все слова. За слова хотят дать статью. Кстати, неслучайно адвокат Дамир Гайнутдинов, который защищает Александра Солдатова в этом суде, защищал и Бориса Стомахина . Хочу провести аналогию. Борис Стомахин тоже сидит, причем второй раз за одни и те же слова. Человек сказал слово – его в тюрьму. Во Франции люди нарисовали карикатуры – их убили. Я хочу подчеркнуть явную несоразмерность, неадекватность ответа.

Более того, я считаю, что этот фильм – продукт творческого труда. Это не художественный, а документальный фильм, репортаж, но это творчество.

Яков Кротов: Публицистический.

Да. И как публицистический текст, видеотекст, в том числе и вербальный, он должен рассматриваться в качестве произведения, продукта творческого труда. В этом фильме есть гротеск, есть рефрены, есть художественные приемы, так что это вообще нельзя рассматривать как прямое высказывание. Но даже если рассматривать как прямое высказывание, даже если судить за слова, то там нет призывов к насилию. Это главная точка - есть призыв к насилию или нет призыва к насилию. Более того, насилие там осуждается. Там осуждаются гонения на малую беззащитную Церковь. Это в высшей степени гуманный фильм в защиту гонимого, слабого, по отношению к которому уже включена репрессивная машина: отъем храмов, изгнание из храмов и теперь вот эта совершенно абсурдная ситуация с изъятием мощей.

Кроме кадров из фильма Михаила Рома "Обыкновенный фашизм" мне лично ничего не вспомнилось

Подзаголовок вашей программы – «Православный экстремизм». И в этом пространстве я сам задаюсь вопросом: а какие помыслы в голове у человека, который говорит о миссионерстве, о крещении варваров, и при этом приводит словосочетание "люди второго сорта"? Кроме кадров из фильма Михаила Рома "Обыкновенный фашизм" мне лично ничего не вспомнилось. Я - человек, принадлежащий к горбачевскому племени: я 1974 года рождения, я застал все то время. Мой дед прошел всю войну - практически дошел до Берлина. Я успокоился, потому что в фильме "Приставное благочестие-2" я полностью показал этот 5-минутный отрывок – интервью с православными фашистами, которые в экспертизе по фильму… Эксперт, который это писал, думал – ну, как же обозначить, кто эти люди, которые вскидывают в римском салюте руку на "Русском марше"? Он написал "православные хоругвеносцы". Но люди Симоновича-Никшича не будут так делать. Это перебор. На "Русском марше" 2012 года была группа православных фашистов, которая меня и привлекла этими зигами.

Яков Кротов: Привлекла как художника?

Как репортера "Портала-Credo". Они пригласили меня на свой митинг. Эти митинги православных фашистов спокойно происходят два раза в год на день преподобного Сергия возле Троице-Сергиевой лавры.

Эти кадры есть в фильме.

Митинги православных фашистов спокойно происходят два раза в год на день преподобного Сергия возле Троице-Сергиевой лавры

Когда заканчиваются все торжества, уезжает патриарх Кирилл, где-то в 11 или 12 часов на Красногорской площади возле памятника преподобному Сергию - согласованный митинг и шествие по городу в сопровождении четырех машин ДПС с сотрудниками полиции по бокам – не дай Бог, чтобы что-то произошло.

Яков Кротов: ДПС – это Дорожно-православная служба?

Все эти православные бригады, штурмовики и православные патрули, православные фашисты, – это все руки нашей господствующей Церкви – РПЦ

Да, потому что они пересекают множество перекрестков. А сзади – это очень комично смотрится – едет ремонтная бригада связистов и электриков, потому что хоругви очень высокие, и в какие-то годы они цеплялись за провода. И после того, как я показал их в своем фильме, у которого в среднем уже полмиллиона просмотров под разными названиями, из него сделали разные миксы про православный фашизм в России. В фильме "Православие в законе" я показал все полностью – их речь о том, как нужно идти освобождать Кремль, что они думают о евреях. Все это говорится публично на площадях, снимается на камеры той же милицией, теми же спецслужбами. Наверное, они считают, что мониторят это, что они у них все в кармане, что они у всех на ладони. А на самом деле, я думаю, все эти православные бригады, штурмовики и православные патрули, православные фашисты, – это все руки нашей господствующей Церкви – РПЦ, МП, - бесплатные, идеологизированные руки, которые, если что, встанут на защиту как бы оскорбленных чувств верующих, как бы святынь, как бы строящихся храмов, которых в Москве по программе - 200. Вот одно из лиц православного экстремизма, которое я решил уже тогда, 2 года назад, начать подавать, как такую затравку, показывать, что такое настоящий ужас. Люди пишут в комментариях – неужели это есть, особенно сейчас, когда такое льется с телеканалов Путин-ТВ? Пишут – а как же россияне после этого имеют право называть украинцев фашистами?

Яков Кротов: Вернусь к вопросу о словах патриарха. Сегодня в России очень часто цитируют Тютчева: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», а я всегда вспоминаю Губермана: "Давно пора, честная мать"… В общем, нужно предугадывать и можно предугадывать. На этом стоит образованный, интеллигентный человек. И Тютчев совсем не имел в виду циничную позицию: лепи, что хочешь, все это мало предсказуемо.

Вот Евангелие. Оно начинается словами о том, что "секира лежит у корня дерева, и скоро будет оно срублено и ввержено в огонь".

Экстремизм!

Яков Кротов: А заканчивается словами Спасителя: "Разрушьте храм сей (храм Соломонов)"…

Призывы к насильственным действиям по мотивам религиозной ненависти.

Яков Кротов: Елена Ивановна, вы как Паниковский у Ильфа и Петрова, который бегал за чиновниками и кричал им: по какой статье…

То святая, то Паниковский…

А если сейчас зайти с бичом в Храм Христа Спасителя - к прилавкам?

Это экстремизм, это вообще насильственные действия с угрозой государственной власти. Это уже угроза свержения государственной власти.

Яков Кротов: Мы же понимаем, что в Евангелии это фигура речи. Почему мы к Евангелию идем с кредитом доверия, понимания и с открытым сердцем, а к речи патриарха - извините, я изложу позицию, которую видел в Сети: что вы цепляетесь, зачем вы преувеличиваете? Он же понял, что дал маху, он же притормозил - зачем тогда это выволакивать и показывать?

Очень хорошо сказал Феликс, что мы все время говорим о словах, о словах, а за слова нельзя судить. Но, я думала, что будет продолжение, что надо говорить еще о делах. Здесь очень важно - какие дела стоят за словами. Если бы не было предыстории с квартирой, с часами, с Pussy Riot, с разоблачением "голубого лобби" и так далее… Если бы не было предыстории с колоссальным количеством скандалов, с выявлением роскоши, бесчинства, безнравственности в связи с Московской патриархией, то, может быть, и не было бы такого острого отношения к словам. Здесь ведь еще очень важно – кто говорит, какие дела стоят за этим человеком. Это первое.

Фильм был поводом, а основным объектом был Александр Солдатов и "Портал-Credo"

Второе. Михаил очень хорошо рассказал об этих православных фашистах. И когда в его фильме появляется Геббельс, то этот Геббельс - немножко кукольный. Он из "Семнадцати мгновений весны", хотя там, вроде, документальные кадры, но все-таки, опосредованно, - такой клишированный вариант Геббельса. Эти слова Геббельса резонируют не только со словами патриарха – к чему привязалась общественность, они резонируют и с этими православными фашистами, с этими зигами у памятника Сергию Радонежскому и со словами Жириновского, который сказал, что говорить не с кем, в Москве и Петербурге еще есть более-менее умные люди, а там дальше – все тупицы. От Перми до Урала - все тупицы, и говорить не с кем. Так что это гораздо более широкое поле фашистской атмосферы, презрения одного к другим, власти - к народу, русских - к другим народам России. Этот фильм сразу актуализирует множество проблем, поэтому у него такой взрывной характер.

При этом, конечно, фильм был поводом, а основным объектом был Александр Солдатов и "Портал-Credo". Но очень интересно поговорить о том, почему именно этот фильм стал поводом, ведь в нем тоже был такой взрывной заряд.

Яков Кротов: Я не помню обилия фильмов. В этом смысле Михаил Анатольевич шел…

Были разные публикации, можно было придраться. У нас же к постам в социальных сетях придираются и сажают людей. Так что можно было придраться к любой…

Яков Кротов: Полноценный документально-публицистический фильм. Я бы сказал, что у вас немного конкурентов. Феликс, а вы за свободу слова для этого, этого и этого: для православных и для фашистов, нацистов - тоже?

До тех пор, пока они не призывают к каким-то конкретным расправам, они имеют право высказать свои взгляды. Почему нет? Мы не должны затыкать рты людям априори просто потому, что они фашисты.

Яков Кротов: Вопрос суда – это всегда вопрос проведения границы. Почему суд нельзя пробить на перфокарте, запустить компьютер - и он будет судить? Почему нужен живой, хоть и страшный судья? Где проводится граница? Если человек сказал, что евреи - неполноценная нация, они ядовиты и опасны для окружающих, - это еще в рамках или уже нет?

Я считаю, что нет, потому что за этим стоят концлагеря, за этим стоит катастрофа «Шоа» , за этим стоит много веков гонений на евреев.

Православие – это монастырские тюрьмы

Яков Кротов: Но опять - вопрос границы. Сколько людей, атеистов, говорили мне, что такое православие – это сожжение протопопа Аввакума, уничтожение мусульман и насильственное насаждение христианства в Казанском царстве в XVII веке. Православие – это монастырские тюрьмы.

Конечно, и многое другое.

Яков Кротов: И в результате - что же, по вашей логике выходит, что если я сегодня говорю "Христос Воскресе", то в контексте анафемы на Льва Толстого, инквизиции и так далее – это экстремистский возглас?

Нет, это не экстремистский возглас. Но если вы себя позиционируете как православные, то вы должны сформулировать свое отношение к тому, в чем обвиняют вашу традицию и либо принести покаяние, либо критически осмыслить это, либо встать на защиту тех же старообрядцев, Льва Толстого, невинных узников Спасо-Ефимиевской монастырской тюрьмы и так далее. Вы должны провести критический анализ этой традиции и отделить то, что вы считаете неверным, ложным, насильственным и не имеющим отношения в вашем понимании к проповеди Христа. И то, чем занималась Католическая Церковь на Втором Ватиканском Соборе, - православие этим не занималось. Значит, мы, каждый в отдельности, должны провести свой Второй Ватиканский Собор, личный - по собственному осмыслению, покаянию, критическому отречению или отвержению того, что мы считаем ложным, негуманным, бесчеловечным, искажающим проповедь Христа. Это то, чем сейчас должен заниматься ислам еще более активно, чем христианство.

Это личный путь человека.

Конечно!

Государство не должно вмешиваться и диктовать: ты покайся и так далее.

Государство вообще не имеет к этому никакого отношения.

Речь идет о том, надо ли судить, надо ли затыкать рты.

Ни в коем случае!

Наш портал иногда критикуют за то, что мы публикуем очень большой спектр мнений. Да, действительно, бывает: и у православных экстремистов брали интервью. При этом видна общая позиция портала. Но мы не затыкаем им рты, мы даем им высказаться.

Вы можете давать им высказаться. У нас был спор с Михаилом по поводу Интео, когда Михаил проводил диалог на "Гоголь-ТВ". Это после того, как Интео участвовал в нападении на людей в ресторане "Му-му", когда шел процесс над Pussy Riot, после того, как они кричали разные оскорбительные лозунги, в том числе призывали к насилию и осуществляли насилие.

Яков Кротов: Безнаказанно!

: Да! Они уже преступники.

Таких людей, конечно, надо останавливать.

Таких людей надо останавливать. Кроме 114-го закона, у нас есть очень много нормальных законов о нападении, о захвате чужого помещения, о частной собственности, о нанесении физических повреждений и так далее.

Яков Кротов: Минут 30 назад вы говорили, что не надо судиться, христианин на христианина не должен доносить в суд.

Безусловно. Он должен постараться примириться до того, как его приведут в суд. Конечно, нужно постараться примириться. И я много лет посвятила тому, чтобы каким-то образом установить диалог с представителями патриархии, со священниками. Но это оказалось совершено пустым занятием, это ни к чему не приводит, потому что люди просто говорят на языке демагогии, отрицают факты. Я не нахожусь во вражде. Критика – это не вражда! Я считаю: кто корит, тот дарит. Это проявление как бы естественного состояния человеческого ума, потому что ум у человека - критический, аналитический. Он дан таким от природы, от Бога.

Процесс - сугубо заказной. Он был сделан по заказу Владимирского ФСБ и преследовал определенную цель

Кстати, это главный аргумент защиты по "Приставному благочестию" - что это критика, а не ненависть.

Конечно! Это не ненависть. Это анализ. И эта критика - во благо Московской патриархии.

Яков Кротов: То, что это критика во благо Московской патриархии – возможно. Но тогда я сошлюсь на ваши слова о том, что важно – кто говорит. "Разрушу храм сей", - говорит Господь Иисус Христос или кто? "Нет Бога" – слова из Священного Писания, где в псалме упоминается: "рече нечестивец в сердце своим: несть Бога".

Но тогда, Михаил Анатольевич, встает другой вопрос. Есть критика изнутри, а есть критика извне. Я читал отзывы о вашем фильме. И в очень многих отзывах говорится, что этот фильм снят «извне». Для первых христиан это была принципиальная граница - вот свои, вот чужие. Принцип апостола Павла – не ходи в суд судиться с собратом – относится к своим. Ваш фильм снят так, как будто вы уже вне не только Московской патриархии, но и вне христианства, то есть это такой секулярный взгляд. И встает традиционный вопрос – фильм снят затем, чтобы вывести людей из Московской патриархии, которая предстает рассадником нечестия, злочестия, дурночестия, мордо-честия? Или для того, чтобы ее очистить, возродить и так далее? Насколько я понимаю, ваша биография – это биография дрейфа.

Но все-таки в одну сторону. Я теперь - человек безрелигиозный. Когда шли съемки этого фильма, несмотря на то, что я в ту зиму много месяцев жил в этом синодальном доме, я был готов протянуть руку к камере и сбежать на первый этаж, если приходили приставы, или поехать в суд, когда происходили эти разбирательства. Просто между вами и нами такая пропасть (или разница)… Для себя я оставил (и ничего пока не могу с собой поделать и не считаю это важным), что христианство – это лишь протест. И Христос симпатичен мне лишь как протестный лидер. «Дух Святый дышит, где хочет», если переходить на вашу терминологию.

Яков Кротов: Но не в Московской патриархии.

В данном случае, очевидно – нет. Я эту Пасху провел в Суздале. Тогда не было продолжения этого дела. На тот момент они не активизировались.

Я, наверное, единственный человек, который общался с митрополитом Федором, участником этих событий. Я поехал снимать храмы, которые находятся в 100 метрах от паломнического маршрута по городу Суздаль. Они разрушены, с проваленной крышей, никому не нужны. Я на Пасху снимал так. Храм Синодального дома - и в 200 метрах находится храм отца Георгия, - кажется, кто продолжал его, и с этого начался процесс о мощах. Я успел снять Крестный ход верующих РПАЦ. И я вижу эту гармонию, как бывший регент монастыря, («нечестивец в сердце своим: несть Бога»): все люди стройно подпевают "Христос Воскресе из мертвых". И, прибежав на площадь патриархийщиков, как их называют в РПАЦ (Московской патриархии), я вижу, что это за хожане - это один священник, а ему вторят всего две тетушки, и то не в тон. И видно, что все эти люди - да, они обойдут вокруг со свечками, но потом они разойдутся. И если даже выяснять, где же оно, истинное, настоящее православие, где больше настоящих верующих, - так вот по этой картинке, по этим видео… Почему я избрал этот способ фиксации? Зритель сам волен делать вывод, куда дрейфовать, куда выходить, куда переходить.

А почему они не пришли на суд? Там практически не было прихожан РПАЦ, только один. Почему они не пришли защищать вас?

Во втором фильме - "Приставное благочестие-2" - я показал такие планерки, - мне дозволяли снимать, когда приходил адвокат… И перед пришествием приставов…

Уже второе пришествие!

Они, может быть, еще и продолжатся. Там же, в этой Церкви, существует партия - я так ее называю – «партия действия Бога самого», то есть те, кто считает, что «не надо сопротивляться юридически и отстаивать все это в судах». Делайте, приставы, что хотите, но сейчас сам Господь или святые восстанут из этих рак и поразят вас невидимым образом.

Как говорит митрополит Федор: "Мы - мученики. Мы принимаем свой мученический венец".

Да. В принципе, даже немножко жалко этих верующих. Если сказать честно (и по кадрам это видно), в храме молодых прихожан очень мало. В основном - плачущие о своих святынях бабушки.

Яков Кротов: Феликс, вера, может быть, и другая, но как журналист вы не считаете деструктивным такой перекос на критику для верующего человека, для ищущего человека? Это не бревно, которое помешает прийти к Богу?

Я против чрезмерного углубления в критику.

Яков Кротов: Но этот фильм - в рамках?

Это моя личная позиция. Я просто против того, чтобы преследовали авторов этого фильма и тех, кто его разместил. РПАЦ – Российская Православная Автономная Церковь – та самая, которую вы назвали «Свободная Церковь в Суздале». Конечно же, для буддизма это не так характерно. Но как журналист я согласен с тем, что мы должны критиковать, бичевать, показывать какие-то пороки и язвы. И в то же время - больше света! Я бы пожелал Михаилу в своих фильмах показывать какой-то позитив. Но это уже мое личное пожелание, к этому процессу оно не имеет никакого отношения. Процесс - сугубо заказной. Он был сделан по заказу Владимирского ФСБ и преследовал определенную цель.

Почему жить проще, когда есть кого ненавидеть

Все знают популярное выражение «православие или смерть», которое красуется на черно-желтом флаге т.н движения «хоругвеносцев». Правда, мало кто знает, что это выражение означает выбор принести себя в жертву, но не отречься от веры. Понимают это как раз совершенно иначе – надо всех, кто не хочет быть православным, ненавидеть, а при возможности – хорошенько отделать по почкам.

Откуда же такая непримиримость к инаковерующим в христианстве, которое предлагает «возлюбить ближнего» безо всяких оговорок?

На самом деле, все довольно прозаично. Дело в том, что наличие внешнего врага сразу делает жизнь наполненной смыслом. Наполняет ее событиями и впечатлениями, эмоциями, особенно, если найти, с кем дружить против кого-нибудь. Это уже не личное дело, а общественное, вот вас уже несколько человек, вас объединяет общая ненависть, и ты уже не один против всех неверных. А если учесть, что идея дружить против них довольно популярна, ты быстро найдешь много горячих (не верой горящих, а горячих голов), разделяющих твою ненависть.

И вот ты уже исповедник веры, ты освятил себя пощечиной врагу, ты попрал сатанинскую ересь всех католиков и протестантов. Но особенно лютой ненавистью ты ненавидишь своих братьев православных, не желающих маршировать под общим знаменем РПЦ. С католиками и прочими все уже понятно, там ад и погибель (тм), а вот эти – неправильные – они опасны. Они сеют соблазны, совращают умы истинно верующих, членов самой истинной из всех православных церквей. Тебе, правда, не объяснили, что кроме РПЦ существуют иные поместные церкви, вполне каноничные и заслуживающие уважения. Но ведь отвлекаться на подобные глупости – значит упустить очередного еретика, который пойдет и соблазнит тысячи! К чему читать книжки или задавать вопросы, если жизнь никогда еще не была такой простой и понятной!

Замечательное свойство бинарной логики – черно-белой картины мира – это простота. Вот свои, вот враги, все очевидно. И жизнь наполняется событиями, подвигами веры, когда ненавистный еретик получает «достойное по своим делам» - то есть, многословное обличение, до отказа насыщенное ругательствами, чтоб доходчивее. Каждый новый обласканный тобой неверный – кирпичик в фундамент твоей веры, на котором, понятное дело, ты строишь Царствие Небесное на земле.

Только представь, как прекрасен будет мир, где не будет ни одного еретика! Свет и добро восторжествует, дьявол будет повержен, и люди наконец-то обретут истинную свободу…

Ничего не напоминает? Так думали инквизиторы, сжигая на кострах христиан, желающих читать евангелие на своем языке. Так думал Сталин, строя коммунизм, бесконечно искажённым прообразом которого явилось Царствие Небесное.

Если довести до абсурда, окажется, что ты в своем прекрасном мире без еретиков – один. Потому что ты один прав, а все остальные уклоняются во всяческие ереси, все запятнали себя теми или иными грехами. Тут уместно вспомнить будет о Боге – ведь это несомненно Он выбрал тебя для этой прекрасной миссии очищения.

Но ты не в курсе, что именно так думали и думают до сих пор иудеи, отвергшие Христа. Они до сих пор ждут своего мессию и царя ради господства в этом мире, а не в каком-то там воображаемом Царствии Небесном. Похоже, что ты, со своими товарищами «правослактами», радетели и защитники православия через ненависть и убийство неверных – те же самые иудеи, Христа распявшие. Или мусульмане, закон которых прямо говорит о даровании рая за защиту веры с мечом в руке? Видимо, сам Христос, приказавший убрать меч, вместо того чтоб навалять всем «плохим парням», был еретиком? Конечно, ведь твоя вера говорит о ненависти и насилии, а Он – про какую-то любовь, подумать только. Наивный.

Loading...Loading...