Православный календарь. Православные церковные праздники мая

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Димитрия, Пахомия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Пахомия Великого.

Преподобный является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина. Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял Святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

Постепенно к Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, служил больным. Преподобный ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Однажды к преподобному пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще семи монастырей поблизости. Количество иноков доходило до семи тысяч, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.

Суровый и строгий к себе, преподобный имел великое милосердие и снисхождение к духовно недостаточно зрелым инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.

Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.

С особой любовью относился преподобный к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды в отсутствие преподобного повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел пятьсот рогож, но преподобный не одобрил его поступка и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.

Преподобный всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром от начальника города привезли большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.

Под конец жизни преподобный тяжело заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор Освященный. Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.

Всякий раз когда мы читаем житие преподобных, может возникнуть недоумение: к чему такие великие подвиги, для чего такое строгое воздержание, лишение, молчальничество, затвор, столпничество, вериги и прочие удручения своего тела. Дело в том, что есть такой духовный закон: чем больше наш внешний человек тлеется, тем более обновляется внутренний. Наверное, каждый из нас хоть однажды имел опыт настоящий молитвы. Из своей жизни вспоминается такой эпизод: звонит как-то супруга и очень тревожно говорит, что маленькая дочка вдохнула себе в нос маленький шарик от детского пистолета (росли мальчики: их много было разбросано по дому). Вот это переживание и беспокойство за маленького человека (положение было опасным) побудило обратиться к Богу буквально в нескольких словах, но от всего сердца.

Часто люди спрашивают: «Как молиться, какие молитвы читать?» Они думают, что многие тексты и многословие может каким-то образом решить их вопрос. Но дело не в том, что читать, а в том - как читать. Когда обращаешься к Богу с молитвою от сердца, то Господь очень быстро ее принимает. Как апостол Петр, когда стал утопать, воскликнул: «Господи, спаси меня, погибаю!» И Господь сразу же простер ему Свою руку и сказал: «Маловерный, почему ты засомневался?» Всякий раз, когда душа обостряется, открывается, обнажается, то от сердца рождается к Богу молитва-крик - и Господь ее скоро принимает. Буквально через несколько секунд позвонила жена и сказала: «Выдохнула». Не вдохнула, как это могло бы быть, а выдохнула. Потом, через неделю, дочь опять засунула предмет в другую ноздрю, и тогда была уже другая молитва. Пришлось везти ее в больницу и доставать его врачебным способом. Но разница двух этих молитв дает возможность заключить: когда молитва бывает с сердечным чувством, она пронизывает время и пространство и исполняется Богом. Если человек когда-то пережил опыт такой молитвы, он всеми силами хочет в него вернуться, потому что понимает: Господь очень близко.

Именно об этом говорили подвижники, пережившие ссылки, пытки, концлагеря: там, где все человеческое отходит на дальний план, и нет надежды ни на кого, Господь оказывается очень близко. Это состояние души настолько захватывает всего человека, что хочется непременно быть в нем. В идеале - непрестанно молитесь, а так - хотя бы от времени к времени. Именно ради этого подвижники ввергали себя в определенные аскетические подвиги: чтобы достигнуть этой грани, этого острия. Силуан Афонский говорил: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Когда человек осознает себя в жизни пленником ада, из этого состояния погибели рождается крик, плач и надежда на Бога - такая молитва многое может.

Поскольку мы весьма и весьма расслабленны, жалеем себя, то наша душа лишь в крайних случаях способна родить такой крик к Богу. Подвижники, в которых была решимость и мужество стяжать сугубо благодать Духа Святого, искусственным образом обостряли свои ощущения гибели, ветхости, болезненности тела, и за их решимость Господь даровал им молитву.

Дай Бог и нам стремиться к этому, и хотя бы в завершающий период своей жизни - когда страсти естественным образом отступают, и человек уже и по времени должен принести духовные плоды - дай Бог, чтобы и мы обрели молитву. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

* Преподобного Пахомия Великого (ок. 348). ** Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090). Преподобного Пахомия Нерехтского (1384). Преподобных Евфросина (1481) и ученика его Серапиона (1480), Псковских. ** Благоверного царевича князя Димитрия Угличского, Московского и всея России чудотворца (1591).
Святителя Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330). Святой Анастасии Латрской. Преподобных Исаии, в Ближних пещерах почивающего (1115); Игнатия, Харалампия и Памфила Псковских (XV); Макария Алтайского (1847).

Пахомий Великий

Пахомий Великий жил в IV в. Назван Великим, потому что принадлежит к числу великих по своим делам для Православной Церкви. Он прославился иноческими подвигами и устроением иноческой общежительной жизни в Египте на берегах Нила, подобно Антонию Великому (память 17 января), учредителю иноческой отшельнической жизни, почему и называется основателем общежительных монастырей в Египте. Родился святой Пахомий в Египте, в Фиваиде, от язычников. Ко Христу был обращен следующим образом. Служа в войске и будучи в походе, он заметил особенно доброе отношение к воинам в местностях, где жили христиане, и спросил: «Что это за люди?» Ему отвечали: «Это христиане, верующие в единого истинного Бога; они очень добры, не мстительны, служат всем, ожидая воздаяния от своего Бога на небе». После войны святой Пахомий крестился и, придя в Фиваидскую пустыню к одному из подвижников, Палемону, просил принять его к себе. Палемон указывал ему на трудность пустыннической жизни, но Пахомий говорил: «Испытай меня». В пустыне он показал себя достойным своего учителя. Через 10 лет подвигов Господь показал Пахомию, что он сам теперь может быть руководителем других в пустыне. Однажды, придя в пустынное место на берегу Нила, называемое
Тавенны, он услышал голос Божий: «Поселись здесь и устрой обитель; к тебе соберется много иноков». Тут же явился ему ангел в виде схимника и вручил уставы иноческой жизни. С благословения своего руководителя он поселился здесь в келье. Бесы всячески соблазняли и устрашали святого, но он не страшился, а отражал их молитвой. Скоро стали собираться к нему искавшие пустыннических подвигов, и Пахомий устроил обитель. Затем число подвижников настолько возросло, что нужно было устраивать еще и еще монастыри. В каждый из монастырей он назначал настоятеля, а сам, как отец, надзирал за всеми, посещая то тот, то другой из них. Он одинаково осуждал как леность и небрежность, так и чрезмерную ревность и непосильные труды и подвиги. «Ты должен исполнять монастырское правило. Когда зовут на трапезу, ешь с братией предлагаемое; ешь же в меру, чтобы тело твое, отяжелев, не воздвигло на тебя брани, но и не очень мало, чтобы оно не ослабело от труда», говорил он одному иноку, который постился более других и в душе превозносился этим. Настоятели различных монастырей обращались к нему за советами. Даже епископы посылали к нему на суд монахов. За свою святую жизнь Пахомий удостоился дара чудотворения.
Злой дух хотел искусить Пахомия самой святостью его жизни и, приняв вид Христа, явился к нему со словами: «Радуйся, Пахомий, ты так угодил мне, что я, сам Христос, пришел к тебе!» Пахомий начал рассуждать: «Христово пришествие не таково. Оно приносит радость, а я теперь страшусь; нет, это не Христос», оградил себя крестным знамением и сказал: «Отойди от меня, дух злобы», и мгновенно призрак исчез. Пахомий скончался на 57 году своей жизни в 348 г. Во всех монастырях, подначальных ему, осталось братии после его смерти более 7 тысяч человек.

Преподобный Исайя, епископ Ростовский

Преподобный Исайя был епископом Ростовским. Родился около Киева от благочестивых родителей. В молодых летах поступил в КиевоПечерскую обитель. В 1062 г. за благочестивую жизнь свою был поставлен игуменом Дмитриева монастыря, а затем и епископом в Ростове. В его время в Ростове еще было сильно идолопоклонство, и он предпринимал частые путешествия по своей епархии: верных назидал словом спасения, убеждал быть твердыми в вере, а неверных увещевал веровать во Святую Троицу, идолов истреблял и всюду благотворил нуждающимся и тем привлекал к себе любовь и расположение. Когда настало время освящения КиевоПечерской церкви, и митрополит Иоанн не успел пригласить Исайю на освящение, то Господь Сам известил его о том через ангела, и он участвовал в торжестве. В 1090 г. он скончался, а в 1164 г. мощи его обретены нетленными и источающими чудеса. Он почивает в Ростове в соборе.

Преподобный Исайя, Печерский чудотворец , жил в конце XI начале XII вв. Мощи его почивают в Антониевой пещере.

Преподобный Евфросин

Преподобный Евфросин был епископом в Пскове. Родился в семье крестьянина Псковской губернии. Когда родители принуждали его вступить в брак, он тайно ушел от них и, постригшись в Снятном монастыре близ Пскова, служил сначала в поварне и пекарне. Когда же захотел уединиться, то поселился в непроходимом месте на берегу реки Толвы в 30 верстах от Пскова. Тут явились ему три святителя и указали место для сооружения храма их имени. Скоро к св. Евфросину стали собираться стремившиеся к иноческой жизни, и построена была церковь, а затем основана целая обитель. Св. Евфросин безвозмездно питал в своей обители бедных и странников, хотя иногда сами братья нуждались в насущном хлебе. Бог не оставлял обители святого. Однажды св. Евфросин роздал все монастырские запасы, так что братья начали роптать на него; но святой ободрил братию надеждой на Бога и вскоре псковский посадник совершенно неожиданно прислал в обитель подводы с хлебом. Св. Евфросиний скончался 95 лет от роду в 1481 г. Заступничеством св. Евфросиния обитель его не раз спасалась от литовцев, поляков и других неприятелей.

Святой благоверный царевич Димитрий Углический

28 (15) мая - память святого благоверного царевича Димитрия Углического
16 (3) июня - перенесение мощей благоверного царевича Димитрия Углического из Углича в Москву

Святой благоверный царевич Димитрий Углический, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года в Москве. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства в этот период был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов, стремившийся утвердить себя и свой род на российском престоле. Для достижения этой цели ему было необходимо, прежде всего, избавиться от законного наследника русского трона, которым из-за бездетности царя Феодора Иоанновича был малолетний царевич Димитрий. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Марией Федоровной, и ее родственниками царевич Димитрий бы отправлен в свой удельный город Углич.
Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов попытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов о будто бы унаследованной от отца склонности к жестокости шестилетнего отрока. Однако и эти измышления не достигали желаемой цели.
Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Через своего сообщника Андрея Лупп-Клешнина Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. Посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15 мая 1591 года он был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы.
При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанновича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 3 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при Патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова. Господь прославил мощи благоверного царевича Димитрия многими чудотворениями. Святитель Димитрий Ростовский составил Житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.
В Угличе, на месте убиения святого царевича Димитрия, был построен храм его имени, который в народе получил название "церковь царевича Димитрия на крови". В этом храме хранилось рукописное Житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.
Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником Московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святы мощи были торжественно перенесены на прежнее место - в Архангельский собор.

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".

Вознесение Господне, Седмица 6-я по Пасхе. Глас 5.

Поста нет.

День памяти: Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330). Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона (1480), Псковских. Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII).

Евангельские Чтения
Утр. - Мк., 71 зач., XVI, 9-20.
Лит. - Деян., 1 зач., I, 1-12. Лк., 114 зач., XXIV, 36-53.

Некоторые особенности богослужения
Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников и совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот праздник всегда проходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.
Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление.
Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.
На Великой вечерни «Блажен муж...» не поется.
Читаются три паремии праздника 1, 2, 3.
Совершается лития
Стихиры на стиховне - праздника
По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется тропарь праздника.

На Бог Господь поется тропарь праздника (дважды), Слава и ныне - тот же тропарь.
После Евангелия поется Воскресение Христово видевше (единожды).
Каноны праздника. Катавасия - св. Пятидесятницы Божественным покровен
На 9-й песни Честнейшую не поем, но поем припевы Вознесения.
Стихиры на хвалитех - праздника.
На Литургии поются антифоны праздника.
Входный стих: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне.
После малого входа - тропарь праздника и кондак.
Поется Трисвятое.
Прокимен праздника, глас 7: Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. Стих: Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей.
Вместо Достойно поется задостойник праздника - припев и ирмос 9-й песни канона Тя паче ума
Причастен: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне.
В конце Литургии вместо Видехом Свет Истинный в период от Вознесения до отдания его поется тропарь Вознесения.

Опубликовано 28.05.18 00:11

Сегодня, 28 мая 2018, также празднуют Духов день, День пограничника, День оптимизатора, День брюнеток и другие события.

28 мая 2018 года отмечается народный праздник Пахом Теплый. Церковь сегодня вспоминает преподобного Пахомия Великого, Египетского, Фиваидского. Свое название "Теплый" праздник получил за то, что с этого числа начинаются по-летнему теплые дни.

По преданию, Святой Пахомий являлся основоположником пустынножительства и первостроителем монашеского общежития в Египте. Он жил в III столетии в Фиваиде Египетской в семье язычников. Благодаря хорошему воспитанию и образованию Пахомий был рассудительным, целомудренным и обладал инткббээ добрым характером.

На военной службе он познакомился с христианами и узнал о заповедях Господних, в частности о любви к ближнему. Это натолкнуло двадцатилетнего воина на принятие православия и крещение. После окончания службы он удалился в пустыню и стал учеником местного пустынника Паламона.

Спустя 10 лет иноческих подвигов Пахомий услышал голос, по велению которого построил обитель неподалеку от селения Тавенниси. Вскоре после смерти наставника Паламона Пахомию явился ангел и вручил устав иноческой жизни. В обитель приходили монахи и оставались жить под руководством святого. Они поражались его непреклонности по отношению к себе и милосердию к другим.

Все больше иноков хотели жить под руководством трудолюбивого наставника. Поэтому пришлось построить еще 7 монастырей. Вскоре в тех местах началась эпидемия, от которой пострадал и святой. Его ученик Федор до последней минуты не отходил от умирающего. Он похоронил его у подножия горы. Пахомий умер приблизительно в 348 году.

Сегодня принято сажать пшеницу.

Считается, что какая погода на Пахома Теплого, таким и лето будет.

Насыщенный красный небосвод на восходе предвещает жаркое лето с частыми пожарами.

День пограничника

Каждый год 28 мая в России отмечается День пограничника. Праздник учрежден Указом Президента РФ от 23 мая 1994 № 1011 «Об установлении Дня пограничника».

День пограничника берет своё начало во времена Советского Союза, когда 28 мая 1918 года была создана Пограничная охрана. Она была переименована в Войска и стала подчиняться Комитету государственной безопасности СССР. После появления Российской Федерации ведомство относилось к различным силовым структурам, но дата профессионального праздника сохранилась.

Духов день (День Святого Духа)

Народный праздник Духов день или День Святого Духа отмечается на 51-й день после Пасхи. В 2018 году он приходится на 28 мая. Церковь установила этот праздник в память сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи. Он создан с целью донести до людей величие Святого и Животворящего Духа, который является источником всякой жизни. Он обладает всем тем, что во власти Отца и Сына, кроме жизни и смерти. В едином Боге есть три лика - Отец, Сын и Святой Дух. Об этом говорит Православная Церковь.

День оптимизатора в России

День оптимизатора отмечается ежегодно 28 мая. Впервые День SEO-специалиста справлялся в 2006 году людьми, имеющими отношение к Рунету. Дата не содержит никакого символического значения, она была выбрана произвольно. Участники одного из форумов организовали голосование для определения наиболее удобного времени празднования. По его итогам было принято решение установить чествования на 28 мая. С тех пор они стали приобретать всё большую известность, привлекая новых поклонников действа.

День брюнеток

День брюнеток отмечается 28 мая 2018 года. Дата празднования установлена на три дня ранее, чем у светловолосых представительниц прекрасного пола. Когда и благодаря кому появился День брюнеток, неизвестно. Предположительно это ответный праздник на День блондинок.

День рождения майонеза

День рождения майонеза отмечается 28 мая 2018 года.Соус появился 28 мая 1756 года, после того, как французские силы под командой Армана Эммануэля дю Плесси дюка де Ришелье отбили у британцев средиземноморский остров Менорка (Испания) во время Семилетней войны.

Считается, что повар герцога обнаружил отсутствие необходимых ему сливок, и тогда он решил приправить пищу соусом из имеющихся продуктов. Повар смешал яйцо и растительное масло. Согласно другой версии, он узнал рецепт у местных жителей. Соус получился вкусным. Он был назван «маонским» - в честь главного города острова Менорка - Маон, в котором произошло это событие.

Кому в действительности принадлежит право называть себя родиной майонеза - Франции или Испании - не известно и сегодня.

Дмитрий, Макар.

  • 1756 - день рождения майонеза.
  • 1858 - заключен русской-китайский Айгунский договор.
  • 1918 - совнарком учредил декрет о создании пограничной охраны границы РСФСР.
  • 1961 - в Лондоне создана независимая правозащитная организация Международная амнистия.
  • 1987 - на Красной площади в Москве приземлился самолет гражданина ФРГ Матиаса Руста.
  • Жозеф Гильотен 1738 - французский врач.
  • Томас Мур 1779 - ирландский поэт.
  • Жан Агассис 1807 - швейцарский натуралист.
  • Максимилиан Волошин 1877 - русский поэт и критик.
  • Эдвард Бенеш 1884 - чешский государственный деятель.
  • Джим Торп 1888- американский легкоатлет.
  • Ян Флеминг 1908 - английский писатель.
  • Андрей Панин 1962 - российский актер.
  • Екатерина Гордеева 1971 - советская и российская фигуристка.
  • Мария Миронова 1973 - российская актриса.

В следующий за Троицей понедельник православная церковь совершает праздник в честь Святого Духа. Он был установлен как аргумент против учения еретиков-антитринитариев, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду их единую Божественную сущность. Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога.

На Руси считалось, что в Духов День нужно обязательно помянуть добрым словом умерших без отпевания и покаяния, что панихида, которую по ним в этот день служили в церкви, доброе слово, свеча, поставленная на поминальном столе, смогут дать их душам временный покой.

О Дне Святого Духа митрополит Сурожский Антоний (Блум) писал: "Вчера, в праздник Троицы, мы слышали дивные слова молитв, но если подумать об Имени, которое Ему дает Евангелие, которое переводится как Утешитель, в других переводах - Параклит, Ходатай, Заступник, то - Кто Он?.. Если подумать о нашем мире, который так чужд, оторван от Бога, то для него Дух Святой - уже начало вечной жизни… Он - радость вечности, стучащаяся к нам в дверь, Он врывается в нашу жизнь, напоминает нам о Боге, о Христе, нашем Спасителе, о нашем величии и достоинстве перед Богом и о том, что все возможно в укрепляющей нас силе Христовой".

Православный церковный праздник 28 мая:

Память благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 1 ноября 1582 года в Москве.

После смерти Ивана Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия, Феодор Иоаннович. Однако, фактическим правителем Русского государства в этот период был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов, стремившийся утвердить себя и свой род на российском престоле. Для достижения этой цели ему было необходимо, прежде всего, избавиться от законного наследника русского трона, которым из-за бездетности царя Феодора Иоанновича был малолетний царевич Димитрий. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Марией Федоровной, и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов попытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов о будто бы унаследованной от отца склонности к жестокости шестилетнего отрока. Однако, и эти измышления не достигали желаемой цели.

Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Через своего сообщника, Андрея Лупп-Клешнина, Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. Посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 28 мая 1591 года Димитрий был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы.

При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанновича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 16 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при Патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.

Господь прославил мощи благоверного царевича Димитрия многими чудотворениями, сообщает сайт. Святитель Димитрий Ростовский составил Житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.

В Угличе, на месте убиения святого царевича Димитрия, был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное Житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.

Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником Московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место - в Архангельский собор.

Loading...Loading...