Религия народов финно угорской группы до христианизации. Загадочная страна Биармия

Отрывок из книги Найджела Пенника «История языческой Европы».

Большинство европейских языков, включая славянские, составляют одну обширную семью — индо-европейскую — и имеют общие базовый словарь и грамматическую структуру. Однако языки самой северной части Европы принадлежат к совершенно иной лингвистической группе — финно-угорской. Среди них — финский, лопарский (саами), эстонский, ливонский и карельский. Кроме того, в России, к западу от Урала, обитают немногочисленные народы, такие, как эрза, коми, марийцы, мокша и удмурты, некоторые из которых остаются язычниками и по сей день. Марийцы и отдельные группы удмуртов сопротивлялись как христианизации, так и исламизации. Еще в 1870-х движение «Кугу сорта» («Великая свеча») успешно противостояло попыткам церкви обратить марийцев в христианскую веру. Что касается Лапландии, то многократные попытки церкви, с 1389 по 1603 годы, покончить с язычеством вылились в конечном счете в «двойные» практики. После насильственного крещения саами «очищались» от последствий обращения жеванной корой ольхи, посвященной Лейб-Ольмаю, божеству, воплощением которого считался северный олень. Иоханн Шеффер, описывавший языческие практики Лапландии семнадцатого столетия, отмечал, что местная религия представляла собой «сплав язычества и христианства, очевидный для всех и, по-видимому, никем не осуждаемый». Но и среди язычников были свои мученики, такие, как, например, Noid (шаман), заживо сожженный вместе со своим барабаном в Арьеплоге в 1693 г. В Эстонии, во время восстания против датских захватчиков, язычники разрушили все церкви и усадьбы и убили множество священников и мирян. Для отмщения были призваны тевтонские рыцари, и многие тысячи мятежников погибли. Согласно римскому историку пятого века Кассиодору (Varia 546), именно эстонцев Тацит называл эстиями. Территория их расселения в период раннего средневековья остается, как мы видим, спорной, однако характер их религии сомнений не вызывает. Она была религией, основанной на культе индивидуальных духов, и включала в себя магические практики. Скандинавам эстонцы были известны как знатоки «магии ветра» (как и лапландцы, которых в те времена называли финнами), жившие на севере полуострова. В «Саге об Олафе Сыне Трюггве» есть рассказ о Рауде, «человеке, знавшем толк в жертвоприношениях и великом колдуне, за которым множество финнов следовало всякий раз, когда он требовал этого». Рауд, чье имя на финском означает «железо», «красный» и «сильный», не позволил войти во фьорд, в котором он жил, королю-крестителю Олафу, подняв ветер и шторм. Тогда король попросил епископа явить в ответ христианское чудо, дабы успокоить море, после чего вошел в бухту и убил Рауда и его последователей (Saga of Olaf Trygvason, 78, 79). Одна из северных областей Эстонии называлась Аскала — «земля колдунов». В 1070 г. Адам Бременский сообщает, что в Куронии (к югу от бассейна Двины) обитает дикий народ, которого боятся все, ибо он истово поклоняется идолам. «В каждом доме полно гадателей, прорицателей и колдунов. Люди со всего света, а особенно испанцы и греки, приходят к ним, чтобы задать им вопросы» (Gesta Hammaburgensis IV.16). Между Балтийским и Средиземным морями простирались так называемые «янтарные пути», по которым с севера на юг доставлялась эта ценная окаменелая смола. Некоторые источники утверждают даже, что янтарь и в святилище Аполлона в Дельфах привозили девушки. Первоначально им давали свободный проход, но после того, как на них нападали, они оставляли янтарь на границе, и так по «эстафете» он прибывал в Дельфы. Янтарь, камень золотистого цвета, предположительно предлагался в дар Аполлону, богу солнца (Pliny I.90). Диодор Сицилийский сообщал, что около 500 г. до н.э. за землями кельтов находился остров, на котором стоял круглый храм Аполлона. Жители острова говорили на незнакомом языке, но поддерживали добрые отношения с греками «с глубокой древности» (Diodorus Sicilus II. 47). Это мог быть остров Рюген или же Самланд на восточном побережье, в те времена еще отделенный морем от материка. В описании Плиния говорится об уважении, которое народы проявляли к «святым девушкам», что перекликается с замечанием Тацита о поклонении эстиев матери богов и о том, что племенами, жившими еще за ними, даже правили женщины. Как мы увидим в дальнейшем, культ богини солнца был распространен и к северу от Двины. О положении дел в восточной Балтике двору короля Альфреда Великого (871-901 гг.) докладывал путешественник по имени Вульфстан. Он сообщал, что на землях до реки Вислы живут венды, а за ними — «эстумы», или эстонцы, у которых большое государство и король в каждом городе. Бедняки там пьют не эль, а мед, а знать — молоко кобылиц, смешанное с кровью. В соответствии с погребальными обычаями, говорил Вульфстан, перед кремацией покойника оставляют в его доме с родственниками и друзьями, где те перед сожжением тела справляли поминки, пили вино и участвовали в игрищах. Чем богаче был умерший, тем дольше длились поминки. Уберечь труп от разложения должны были куски льда, которыми эстонцы обкладывали тело. В день похорон все имущество покойного делили на пять-шесть частей, после чего укладывали кучами. Чем больше была куча, тем дальше она находилась от жилища покойного — самая дальняя примерно в миле. После чего местные жители, владевшие самыми быстрыми лошадьми, собирались вместе и мчались к дому умершего. Самый быстрый всадник первым добирался до самой большой кучи, на которую он мог тогда предъявить свои права, — и так далее в порядке убывания. После состязания умершего выносили из дома и сжигали вместе с одеждой и оружием. Наверное, ритуал сожжения был призван ускорить встречу покойника с мертвыми по ту сторону «небесного холма», как о том говорил ибн-Фадлану русский торговец. Ведь в таком случае покойник не превращался в земных духов, которых обычно считали опасными для живых людей. Возможно, что именно боязнь земных духов и явилась причиной того, что кремировали даже тела чужеземцев. Генрих Ливонский сообщает, что еще в 1222 г. эстонцы выкапывали тела христиан и предавали их огню. Христиане, в отличие от язычников тех времен, верили в воскрешение мертвых в день Страшного Суда, и поэтому полагали возможным сохранять их тела (Heney of Livonia 24.8). Так что поведение эстонцев мы склонны рассматривать как намеренное нападение на священные для их врагов места. Впрочем, в свете того, что известно нам сейчас, это первоначально вполне мог быть акт своеобразной «психической гигиены» — освобождения земли от вурдалаков. Интересно что после завоевания эстонцы с ликованием приняли христианский праздник Дня Всех Святых (1 ноября). Они рассматривали его, в духе синкретизации, как продолжение их собственной традиции почитания усопших и небесных божеств. Финно-угорские племена, как и большинство языческих народов Северной и Восточной Европы, не имели священного писания — вся религиозная традиция передавалась устно. Уже в наши дни ее запечатлел финский эпос «Калевала» и эстонский «Калевипоег». Руны использовались в календарях значительно дольше, чем в Швеции. В Эстонии их продолжали использовать еще в конце восемнадцатого столетия (календарь из Хинумаа датируется 1796 г.). Четверг почитался священным днем — на стол выставляли самую лучшею еду за всю неделю: в этот день ели масло и мясо. Языческий календарь делил год на четыре части следующими главными праздниками Куннипаев (День Плуга, 14 апреля, эквивалентный скандинавскому Дню лета), Каруспаев (День медведя, 13 июля), Коллетамисепаев (День увядания, 14 октября, эквивалентного скандинавскому Дню зимы), и Корьюсеп (День собраний, 14 января, позже скандинавский Праздник середины зимы). Среди финно-угорских божеств — небесный бог, известный под многими местными именами (Юмала на финском; Таеватаат, «небесный дед», на эстонском; Юмо на марийском; Инмар на удмурдском и Ибмел на саами). Лапландские божества Пейве (солнце, женск.) и Мано (или Асве, луна, муж.) никогда не подвергались антропоморфизации, Пейве предстает в виде ромба или круга с четырьмя лучами, а Мано в виде месяца. У финнов главным божеством был Акко. Его супруга Акка покровительствовала жатве и плодородию. Акку эстонцы называли «Маан-эмо», «мать-земля», а удмурты — «Музем-муми». Бог-громовник у саами носил имя Хорагаллес (старик Тор), у эстонцев — Тоору/Таара, а у остяков — Торим. Национального бога саами Роту отождествляют с Одином. Торговые контакты между Скандинавией и этими северными финно-угорскими землями, а также совместные поселения, способствовали частичной ассимиляции как имен, так и атрибутов божеств. Скандинавы эпохи викингов также считали саами и финнов «кудесниками», мастерами «магического искусства». У саами, живших небольшими группами, обычными для сообществ охотников и собирателей, и, правда, в меньшей степени, у более оседлых финнов сохранялась роль шамана — мага, который в состоянии транса совершает путешествие из мира повседневности в мир запредельный и возвращается со сведениями, приносящими пользу всему племени. Норвежский викинг Ингимунд Старый послал в шаманское астральное путешествие, «волшебный путь в Исландию», двух саами. Он потерял серебряную статую бога Фрея, и саами, вернувшись из «волшебного путешествия», рассказали ему, где ее надлежит искать в Исландии. Если верить «Книге заселения земли», их описание оказалось абсолютно точным: Ингимунд, отправившись в Исландию, нашел статую бога именно там, где предсказали саами. В финно-угорской религии, как и в верованиях других частей Европы, присутствует культ предков, духов земли и специфические элементы шаманской практики. Саами почитали Радиэ-атче, бога-первопредка в сопровождении супруги Радьэ-акка, сына Радиэ-киэдде и дочери Рана-нейды (покровительницы весны). В святилищах в честь Рана-нейды ставили освященные веретена. В Эстонии большой популярностью пользовались культы духов-покровителей Метсика и Тонна. Среди мириада прочих существ: эстонский Уку (дух дома), саамские Пьегг-ольмай («хозяин ветров») и Веральден-ольмай («человек вселенной, бог охоты и северного оленя), удмуртские духи воды Обин-мурт («человек дождя»), «Ву-мурт («человек воды») и Ву-нуна («дядя воды»). Кроме того, немаловажное место в религии многих племен занимал культ медведя. Кроме того, в чудских (эстонских) могилах около Ладожского озера были найдены амулеты, изображающие человека с головой лося; с рогами изображался и саамский бог Радиэ-киэдде. Для финно-угорских племен священные рощи играли такую же большую роль, как и для кельтов и других балтийских народов. У марийцев церемонии в честь добрых божеств проходили в Юмон-тот, а божеств, опасных для человека, умилостивляли в роще, называемой керемен, огороженной забором (керемен, экв. скандинавскому Vebond). Еще в конце девятнадцатого столетий у марийцев было не менее шестидесяти четырех священных рощ. Такие же рощи, называемые луд, были и у удмуртов. Также удмурты возводили священные строения (квала) и низкие деревянные сооружения без окон, являвшиеся святилищами семьи и богов рода. Внутри находился деревянный сосуд с образами предка семьи или племени. В соответствии с общей традицией европейского язычества, священные деревья украшали изображениями божеств и символическим орнаментом.

Найнджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы/ Пер. с англ.
Р.В. Котенко - СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000.

Я плохо отношусь к христианству - по крайне мере к той его форме что есть в РФ. Но и к остальным тоже - находя в них много недостатков, но это не значит что есть какие то религии в коорых я не нахожу недостатков и разительных.
Например ислам - это ничто иное как радикалзированное арианство христианство. В самой основе которого - Коран - призывы к убийству всех не мусульман, принуждение к смен веры, допустимости сношения мальчиков до появления щетины. А сам Коран набор отрывков в стиле Ностардамуса - трактуй как хочешь они все равно не как не связаны набросаны так до кучи. Чем и пользуются всякие ИГИЛы и подобные ребята. И все эти фрзы о традиционном исламе не более чем демагогия. Коран то у него тот же самый. Разница в том что у нас есть исламские традици сенкретичные с тенгрианством. А оно веротерпимо.
Но мне не нравится и тенгрианство - у них слепая вера в магизм. Что можно принести в жертву барана и получить что то взамен. Хотя они просто режут барана перед столбом или камнем и едят ео приготовив. Ну собственно это вся польза. Какой бы не был дух он ничего не даст за барана - баран это еда - он человеку нужен а не духу. Да и едят его люди.
Впрочем они веротерпимы а это важно. Любой убивающий ради своей религии просто опасный псих. Религия вещь не доказуемая - убивать кого то рад недоказуемого это абсурд и опасность потому что так можно убивать вообще всех и оправдывать это.одно облачко мысли другое облачко мысли. Всё это эфемерно.
Я не люблю буддизм потому что собственно вот этот обскуантизм свойственый текущему православному христианству в РФ это буддизм и есть. А когда этим обскурантизмом всё заводится в тупик то буддисты начинают Священную Войну. А война всё спишет. А это ничего что это сначала "мудрые лидеры" завели страну в жопу.
Я не люблю индуизм при чем каждый по разному. Самый достойный из индуизма это шиваизм - там есть идеи превосходства мысли, стремления к совершенству, универсальности. Однако при этом и он это просто дичайший примитивный антураж обрядоверия. Брахмаизм делит людей на касты и тот же буддизм только более дикий. Так сказать в естественных условиях. Вишнаизм это такая же безликая бытовая вера как у большинства православных христиан в РПЦ. И да у всего этого просто дичайшая обрядовать. Все эти раскрученые веды это такая Ахинея. В стиле лечения маслом поливаемым на лицо. ах да раскалённым.... Но традиционный индуизм кроме святилищ Кали это ещё что то нормальное. А вот все эти ориенталисткие псевдоиндуисткие гуру это мошенник на воре и вор на растлителе. Их сразу всех можно сажать - есть за что. А ещё этот метод "просвещения" обдолбившись просто ппц.
Синтоизм то в буддизм со всеми вытекающими то в неорелигии - в общем просто вызываем срочно психиатора. им очень сложно удержаться на простом народном синтоизме, ну и попы ихние в общем то от наших ничем не отличаются. Вообще ни чем. Католических попов ещё гоняют порядок как то наводят. И то не всегда и не очень выходит. А синтоисткие жрецы имеют тот же статус что и наши. Неподсудный. Они решили этот вопрос тем что собственно храмов у них мало в основном "часовни". Так они сократили число оглоедов.
Всякие черные культы мерзость по опредению всякие вуду сантории - просто людоедская хрень. Раста наркомания. При чём эти ребята коптские сектанты. Т.е. братья по вере например армян. Афрка вообще не дала миру ни одного приемлмого религиозного верования.
Даосы это просто нацисткая религия - исключительность Хань. А мы все животные. Но даосы ещё пол беды раньше они такимин были и успели дать традиции соседним странам вполне нормальные а вот китайская национальная религия которую вполне можно назвать феншуй - он основа этой религии это матёрый нацизм в чистом виде. Помешанный на совершенно диком представлении о пространстве. И ритуалы которого зачастую брррр полный шок.
Это так кратко на самом деле многоо ком можно сказать плохое.
Но сейчас я о типа язычниках всяких родноверах долбославах.
Во первых к язычникам они не имеют никакого отношения. Язычники это название очень разных древних религий. но к ним они не имеют отношения.
Во вторых в РФи постсовке все они инспированы советскими спецслужбами. Дзержинский сам был поклонником Блаватской. Аего приемники увидели в этом хороший материл для манипулирования массами.
Надо понимать что русских как единый народ создало христианство. До этого у каждого своя вера и каждый сам за себя. Владимир пытался создать Пантеон не вышло. Поэтому как лучше уничтожить русских? Правильно каждому своя вера в каждом закутке. Да РПЦ ужасна - но разрушив её надо создать нормальную христианскую церковь. Не важно правда это или нет - врут все религии в ой или иной мере и атеизм в том числе. Не врут разве что агностики. Типа ну что то есть - что то действительно есть. Но это не Долбослав и не Род.
Нужно реформировать христианство а не искать что то. Для русских нет другого пути. без христианства их ничто не скрепляет.
Уже сейчас это видно когда взялись описывать все эти инспированные и самопроизвольно возникшие неокультыы оказалось что у каждой общины он свой. И зачастую дичь ещё та так как отражает лишь амбиции создателя. Впрочем как и всякие Фалуньдафы и гуры с ашрамами - ориентальные секты. Почему я говорю ориентальные а не восточные? да потому что они не восточные. Они созданы западным обществом. И от него питаются. Это не Восток это то как Запад видит Восток. И видит он его косорыло через протестантизм.
При этом они уродуют те не многие языческие культы которые сохранились - чувашский тенгриизм, марийский и мордовский фино-угорский языческий культ, бурятский шаманизм. Пытаются туда влезть и притащить свои порядки скорее из манихейства и прочего масонства.
Порой порождая причудливые формы когда вот пример - якутский тенгриизм. Всё дело в том что якуты пришли в современную якутию с казаками. И они вобще то все крещённые были. Было бытовое верование - но все мели православное имя и позднее фамилию на русский лад. Не было никакого якутского тенгриизма. Был Юкагирский,Ительменский,Корякский,Айнски й,Нивхский шаманизм - одна религия - это верования аналогичные верованию Навахо и подобных североамериканских индейцев. Тотемы их в один с ними. История о Кутхе есть и в Америке, история о людях ходящих к верху ногами тоже множество миров нанизаных один на другой, праздник лова рыбы, характерные танцы у тотема - всё одни в один даже одежда на тех же широтах и татуировки. Ительменские рисунки ещё 60 лет назад индейцы восточного побережья читали как свои. Но вот у якутов такого не было они были православными. И вот совецка власть пришла якуты ей послужили получили Якутию а потом правда голод в комплекте - ну так выж боролись. И вот сейчас оппа появились и чтоя вижу - одежда стырена с корейских и японских неокультов. Один в один. Обряды собраны как франкинштейн из самых разных мест плюс Боб Рыбаков - а куда же без него. В результате вообще не понятно кому или чему они молятся?вВроде бы Тенгри должны молиться раз тюркоязычны. Но нет не Тенги. Каие то утащенные у бурятских шаманов куски обряда. Ну буряты понятно - у них реально очень древняя религия - сейчас правда превратившаяся в коммерциализированные фольк-шоу. Но ещё можно найти настоящих Шаманов. Которые не туристический развод. Но чему молятся якуты?этотипа их родная религия? Нет если честно я знаю какая была их религия до принятия хрстианства. Это фино-угорское язычество. Не тенгрианство. Они молились Юмолу. Если их уж так припёрло реконструировать им надо ехать в Мари Эл и идти к карту постарше, более старой не неопаганисткой традиции. Но им не понравится там многое - например то что карт при обряде одевался в обычную рубаху и штаны. Никаких антуражных облачений карты не носили. Вообще эти платья подрясники это влияние Рима. А на востоке Китая. В финоугорской религии такого не было.
Она вообще то не очень антуражна. Там ведь главное не в антураже а в вере. И витоге выяснится что якутам такое может и не понравится.
Но больше всех доставляют долбославы.
Род - такого бога никогда не было он придуман в 19 веке а Боб Рыбаков подхватил. Есть мелкие духи роженицы - это покровительницы конкретно этой беременной женщины. А роду своему поклонялись это поклонялись свои предкам и иногда своему родовому тотему. Там это с маленькой буквы пишется. Предкам молятся очень многие народы и сейчас. В не зависимости от религии. Синто кстати хорошо тес что после некоторой фильтрации это пример язычества дожившего до наших дней. И там тема поклонения предкам и духи покровительствующие беременным женщинам это ключевая тема.
В общем не было никакого рода, не было и 90% других долбославских богов.
Пантеон Владимира Перун - бог балтов и словен а так же полоцких земель, Хорс - бог скифов и болгар, Дажьбог - бог и славян и скифов - бог зажиточности и богатсва, Стрибог бог уличей и тиверцев тоже скифо-славянский, Симаргл вообще бог иранский видно не иудев Хазарии, Симаргла мы видим на гербе Ичкерии, Мокошь славяно-мордовская богиня. Да у мордвы матриархат. Да войска ведёт мужчина его славяне называют князем но он не правит - правит женщина. Она религиозный и государственный лидер. Что для патриархальных славян дикость. Поэтому в летописях баб в игнор.
Вот и ВСЁ. Владимир надо понимать учёл самых популярных богов. Вот эти и есть основные. Видно что он скорее всего не включил древлянского бога. и нет Велеса потому что он бог мери а Ростова ещё нет. И нет Сварога - а есть его сын Даждьбог, потому что Сварог это культ радикальных огнепоклонников тех славных ребят которые "бей бабу с молоду будет баба золотом" Они били своих женщин за любое ослушание смертным боем. Они просто не могли быть в пантеоне с Макошью, а единство с фино-угорскими племенами Владимиру было нужно.
А теперь популярные мифы у долбославов - яблися все с 12 лет с кем попало. Это у русским не имеет отношения никакого скорее Астарте семитской даме такой. Они там ещё очень любили скотинку всякую отыметь.
На самом деле ложь. Отошение ко времени начала половой жизни, как и с кем начинать какие обряды были разные. Однако
с 12 лет не еблись. Всё дело в том что во всех этих культах кроме Симаргла секс в первую очередь это часть цепи поколений и должен сопровождаться плодородием - кого может родить 12летня девочка без современной медицины? Она либо помрёт либо ребёнок будет слабый.
Реально не ранее 16 лет а то и 18. Даже язычники.
У почитателей Макоши женщина сама выбирала мужчину. Он был должен терпеливо относится к её изменам. Если сразу не побранил то молчи и забудь. Она могла уйти к другому в любой момент. Но тем не менее никаких оргий не было. Их вообще в общем то и не было - это просто летописцы греческие описывали не реальность а цитировали свою историю. Данилевский это явление хорошо описал. Единственное что был это у сварожников массовый брак в реке. Греку это могло показаться оргией. Но все дело в том что сварожники любые выделения женщин считали мерзостью высшей степени. Дефлорация считалась самым омерзительным действием и только воды священной реки могла это смыть, при чём только в определенный день после определенного моления. Вот эти прыжки через костёр это вариант этого очищения потому что половые органы над костром. Над Священным Огнём и так очищаются.
У остальных был вполне себе обычный брак при чём не девственницы должны были тащить огромное приданное что "замолить худость", и жених должен был знать. Опять таки кроме поклонников Симаргла. Они просто торговали женщинами и девушками. Чистый купи продай. У них не было понятия брака в нашем понимании - женщина это товар и мужчина её хозяин. Как с ней поступать после покупки жены это его личное дело. Ритуальный выкуп невесты у нас оттуда.
Да был ещё один бог который тогда как личность его поклонниками не почитался и стал таковым позднее - Солнце он же Ярило. Его нет не в пантеоне не в летописях по однй простой причне - солнцепоклонники не имели святилищ в привычном нам смысле слова. У них не было идола Ярилы. Они молились на солнце в любом месте где его видели. Они не приносили ему вот так в жертву, с моленьями. У них е было понятия жертвы - но было понятие кормления. Они так же как болгары позднее первый черпак из котла бросали в костёр - кормление предков, у казанских болгар был тот же обычай не тенгрианского происхождения. Они расплёскивали воду от сюда "толочь воду в ступе" и совершали целый ряд бытовых обрядов. типа сжигания не сьедобных частей животного или рыбы. Мытья в определённые дни. Пожалуй один их обычай вы знаете все - Маслениица - блины сжигание чучела Мары.
Дальше ещё миф многожёнство - ну вообще то оно было дааалеко не у всех.
Ещё миф хороводы - всякие придурки в 19 веке придумали этому мистический смысл. На самом деле в хороводах никогда не было мистического смысла и водилиих даалеко не все - но был смысл практический - выбор пары. Проверка умения слажено действовать, что бы не дёрганый и не психованый парнер был, не было каких болезней. Вообще долбославы считают наших предков язычников этакими долбославами обвешанным рунами и ведущими полуживотный образ жизни основанный на одной лишь силе.
Ну это 100% ложь. В реальности при выборе пары руководствовались в первую очередь здоровьем. Считалась не допустимым даже хромота или отдышка. Такие люди могли получить пару только при существенных финансовых возможностях. Красота была вторична - а вот сможет ли баба работать было ключевым. Сможет ли она родить много детей опять таки чисто утилитарно. При чём единого выбора не было - где то решали родители кто то жених и родители невесты где то сами. Где то выбирал мужчина а где то и женщина.
Сила действовала там где она позволялась по Закону. А во главе всего особенно на Севере стоял Закон. Жрецы были хранителями законов и следили за тем правильно ли судит князь. А могли и сами судить. Потом попы также выполняли эти функции.
"Я крутой язычник я всех убью" - такого не было. Описание русов диких язычников это просто стандартная шаблонная работа по типу агиографии. В реальности это было десяток разных государств и вождеств типа бужан, кривичей, радимичей, вятичей, уличей и т.д. которые имели ещё и довольно свободных локальных правителей. Единого народа не было.
Боле того и то что там было какое то крещение огнём тоже ложь. Это выдумка польская. В реальности в Новгороде христианство то как раз самое древнее - несторианское и было. Плюс ирландские соларные кресты что там делают? Это хазарский Киев был языческим на 100 %. А у Новгорода православное христанство ещё из Эфталана пришло.
Многие недоумевают - а как же они отказались от своих богов они же в них верили и не год и не два и всю жизнь? А ответ прост - они и не отказались. Культы личных богов уже тогда сильно размывались солнецепоклоничеством. Общение с другими странами как то тоже не способствовало росту популярности привычных богов. Ведущие боги они менялись в регионе и до того активно. А Христанство пошло на ухищрение - оно включило всех бывших на тот момент богов в свой пантеон. Оно, уже делало до того так с буддой Шакьямуни, все боги в тот день в который их праздновали оказались в святцах кто у нас Велес? Власий Перун? Илья Пророк ну и так далее подзабыл соответствие - например позавчера Параскева пятница - ну а так же она же тенгрианская Умай она же и чувашская.
Т.е. людям вообщ просто было было принять соларный культ где все боги на преждних местах.
Даже история с тем что Владимир сокрушил идолов это вещь мутная. Если он бросил их в реку и они по ней поплыли то вообще то он даже святотатства не совершил. Так от старых изношеных идолов перед постановкой новых и избавлялись. А что вы думали они тыщщу лет стояли? Они вообще то деревянные на улице. Гнили. опять аки обратимся к синто - там положено время от времени уничтожать храм и строить новый.
Так что люди пришли в храм и видят о Перун. А что красиво нарисован.
Да ещё один миф долбославов - они считают наших предков тупыми и полагавшими что вот эти деревянные идолы и есть их боги. Это совершенно не так. Они отлично понимали что это всего лишь образ. В который по их мнению эти боги могли входить. Ведь идолов было тысячи. Не могло быть сто Перунов - Перун один - образов много. Эти идолы полагались лишь как временные тела для богов - поэтому конкретная их форма не была так уж строго закреплена. Поэтому иконы и стали вполне нормальным телом для этих богов.
Именно поэтому христианство буквально мгновенно по всей Руси и без карательных отрядов, которые князь задолбался бы посылать.
Но особо отличаются из этих сектантов это чекисткие секты такие как ДЭИР-Звенящие Кедры России, таких родноверов в шкурах с грусского марша просвиньиных всяких или умершего потому что тяжелее воздуха пейсателя - это вообще чисто психологические эксперементы над скотом (людьми естественно о для чекистов скот).
При чём это эксперементы в наглую. Ну знаете дальневосточный гектар в 2008 его раскручивала секта Звенящи Кедры. Они его ещё в 2004 вкидывать начали. И вот это принимается законом. Вот эти все шизоволны в интернете или по тв - всё это часть единого проекта управления через шизофрению. Навязанное расстройство восприятия - от сюда все эти пресказаня славиков, афонских старцев, ванг, от сюда кургиняторы и соловьёвский психоз. От сюда распятые снегри и сьеденые мальчики.
Тут это вообще назвать чем то сложно. культивирование сексуальных девиаций криминального характера из этой же оперы. Вы вообще в курсе когда появилась например каста опущенных? Почему в Российской Империи её не было?
Вообще сериал Троцкий как я говорил это манифест нынешних правителей и роль Фрейда и сексуального доминирования там указана вполне в большевистском, и нынешние прекраски продолжатели этого, восприятии.
Доминирования по правилам Альфы и беты. опускающего и опускамого. Насилующего и насилуемой. Ммм пока я большевичков изучал мне такие занятные экземпляры для анализа попадали просто сказка. Всё что вокруг нас сейчас твориться весь этот угар извращений и психологических сломов это не случайно. Это сознательно формируемый и управляемый процесс.
И я понял как его сломать:).

Народы финно-угорской группы населяют территории Европы и Сибири на протяжении более десяти тысяч лет, еще со времен неолита. На сегодня количество носителей финно-угорских языков превышает 20 миллионов человек, и они являются гражданами России и ряда стран Европы - современные представители народов финно-угорской группы проживают в Западной и Центральной Сибири, Центральной и Северной Европе. Финно-угры являют собой этноязыковую общность народов, включающую в себя марийцев, самодийцев, саамов, удмуртов, обских угров, эрзян, венгров, финнов, эстонцев, ливов и др.

Некоторые народы угро-финской группы создали свои государства (Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия), а некоторые проживают в многонациональных государствах. Несмотря на то, что на и культуры народов финно угорской группы оказали значительное влияние и верования этнических групп, проживающих с ними на одной территории, и христианизация Европы, все же финно-угры сумели сохранить пласт своей самобытной культуры и религии.

Религия народов финно угорской группы до христианизации

В дохристианскую эпоху народы финно угорской группы жили разобщенно, на огромной территории, и представители разных народов практически не контактировали между собой. Поэтому закономерно, что и диалекты, и нюансы традиций и верований у разных народов этой группы существенно отличались: к примеру, несмотря на то, что и эстонцы, и манси принадлежат к финно-угрским народам, нельзя сказать, что в их верованиях и традициях много общего. На формирование религии и уклада жизни каждого этноса оказывали влияния условия окружающей среды и образ жизни народа, поэтому неудивительно, что верования и традиции этносов, проживающих в Сибири, существенно отличались от религии финно-угров, живших на территории Западной Европы.

В религиях народов финно угорской группы не было , поэтому всю информацию о верованиях этой этнической группы историки берут из фольклора - устного народного творчества, которое было записано в эпосах и легендах разных народов. И наиболее известными эпосами, из которых современные историки черпают знания о верованиях, являются финский "Калевала" и эстонский "Калевипоег", достаточно подробно описывающие не только богов и традиции, но и подвиги героев разных времен.

Несмотря на наличие определенной разницы межу верованиями разных народов финно угорской группы, между ними есть много общего. Все эти религии были политеистическими, и большинство богов были связаны либо с природными явлениями, либо с скотоводством и земледелием - основными занятиями финно-угров. Верховным божеством считался бог неба, которого финны называли Юмала, эстонцы - Таеватаат, марийцы - Юмо, удмурты - Инмар, а саами - Ибмел. Также финно-угры чтили божества солнца, луны, плодородия, земли и грома; представители каждого народа звали своих божеств по-своему, однако общие характеристики богов, помимо имен, имели не слишком много отличий. Помимо политеизма и схожих богов, во всех религиях народов финно угорской группы есть следующие общие характеристики:

  1. Культ предков - все представители финно-угорских народов верили в существование бессмертной души человека, а также в том, что жители загробного мира могут влиять на жизнь живых людей и в исключительных случаях - помогать своим потомкам
  2. Культы богов и духов, связанных с природой и землей (а нимизм) - так как пропитание большинства народов Сибири и Европы напрямую зависело от приплода выращиваемых животных и урожая культурных растений, неудивительно, что у многих народов финно угорской группы было множество традиций и обрядов, предназначенных для задабривания духов природы
  3. Элементы шаманизма - как и в , в финно-угорских этносов роль посредников между миром людей и духовным миром выполняли шаманы.

Религия народов финно угорской группы в современности

После христианизации Европы, а также увеличения количества адептов ислама в начале первой половины второго тысячелетия нашей эры, все больше людей, принадлежащих к финно угорским народам, стали исповедовать какую-либо из , оставляя верования предков в прошлом. Сейчас только малая часть финно-угорцев исповедуют традиционные языческие верования и шаманизм, большинство же переняло веру народов, живущих с ними на одной территории. К примеру, подавляющая часть финнов и эстонцев, как и граждане других европейских стран, являются христианами (католиками, православными или лютеранами), а среди представителей народов финно угорской группы, населяющих Урал и Сибирь, есть много адептов ислама.

На сегодня древние анимистические религии и шаманизм в наиболее полной форме сохранили удмурты, марийцы и самодийские народы - коренные жители западной и центральной Сибири. Однако нельзя сказать, что финно-угорцы полностью забыли свои традиции, ведь они сохранили ряд обрядов и верований, и даже традиции некоторых христианских праздников в народов финно угорской группы тесно переплелись с древними языческими обычаями.

Если мусульманские республики Российской Федерации: Башкирия, Татария, Чечня, Дагестан - постоянно в центре внимания аналитиков и СМИ, то находящиеся в центре европейской части России Мордовия, Марий Эл, Удмуртия и Чувашия почему-то не вызывают должного интереса. А напрасно. Здесь наблюдаются весьма любопытные национальные и религиозные процессы, о которых пойдет речь в нашей очередной лекции.

Если мусульманские республики Российской Федерации: Башкирия, Татария, Чечня, Дагестан - постоянно в центре внимания аналитиков и СМИ, то находящиеся в центре европейской части России Мордовия, Марий Эл, Удмуртия и Чувашия почему-то не вызывают должного интереса. А напрасно. Здесь наблюдаются весьма любопытные национальные и религиозные процессы, о которых пойдет речь в нашей очередной лекции.

Включенные в состав России в XVI–XVII веках, эти республики медленно и тихо подвергались русификации и христианизации (до этого они были языческими). Редкие всплески народного протеста и самостоятельной духовной и культурной жизни подавлялись жестоко и без лишнего шума, сейчас о них помнят лишь немногие специалисты. Эти народы испытали короткий период национального подъема: в конце XIX – начале XX вв. у них сформировалась национальная интеллигенция и появились первые плоды ее художественного творчества. При советской власти были созданы национальные автономные республики, что явилось формальным основанием для национальной жизни и позволило сохранить язык.

Только на излете горбачевской перестройки начинается бурное и болезненное национальное пробуждение. Пожалуй, наиболее интересное и необычное в нем - религиозные процессы. Все эти народы были обращены в православие очень поздно. Язычество - в форме ли пережитков, наслоившихся на христианское сознание, или, что реже, в чистом виде поклонения языческим богам в затерянных в лесной глуши деревнях - сохранилось лучше, чем у каких-либо других народов Европы.

Национальное возрождение создает небывалые возможности для религиозного творчества. В поисках национальной идентичности новые народные вожди относятся к Русской Православной Церкви как к "имперской", "оккупационной", "антинациональной" и начинают выбирать веру где только можно, конструируя ее применительно к местным условиям. В своих религиозных исканиях они обращаются и к идее создания национальных православных Церквей, и к другим христианским конфессиям, и к исламу, и даже к иудаизму и зороастризму. Но наиболее мощными и организационно оформленными стали попытки возродить язычество.

"Религиозное творчество" в поволжских республиках стало делом почти исключительно представителей высшей гуманитарной интеллигенции, в первую очередь озабоченной сохранением национального языка, культуры, традиций: писателей, художников, театральных деятелей, университетской профессуры. Социальная база религиозных движений привносит свою специфику: эстетизм, спонтанность, декларативность, некий "художественный" стиль.

Религиозные процессы накладываются на политические, причем происходит это в каждой из поволжских республик своим особенным образом. Националистические движения, как правило, имеют яркую специфику. Русские общины оказываются перед выбором, как реагировать, и в одних случаях ориентируются на православие, в других - на коммунистов. Перед аналогичным выбором оказывается интернациональная по составу и разнородная по идеологии правящая номенклатура. В одних случаях ее представители цепляются за коммунистические идеологемы, в других - перенимают риторику сторонников Ельцина, в третьих - заигрывают с националистами.

Религиозная ситуация, сложившаяся ныне среди немусульманских народов Поволжья, несмотря на свою уникальность, в определенном смысле более ярко, даже гротескно отражает то положение, которое типично для всей остальной России. Эта ситуация характеризуется разрывом громадного большинства населения с традиционными формами религиозной жизни, слабым знакомством с существом религиозной веры, аморфным, эклектичным религиозным мировоззрением.

Возвращение к религии происходит не в результате религиозной проповеди, но вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации и деятели культуры играют в религиозном возрождении едва ли не более важную роль, чем представители духовенства. Эта общая для России ситуация проявила себя в Поволжье наиболее ярко - здесь председатели союзов художников, писателей или главные режиссеры драматических театров становятся апостолами новых религий.

Картина религиозной жизни в республиках Поволжья чрезвычайно интересна и показательна, поскольку именно там в ярко выраженной, контрастной форме возникают и развиваются ситуации, характерные или весьма возможные для остальных регионов России.

Наш сегодняшний собеседник – , активист анархо-коммунистического движения, защитник окружающий среды, слушатель московских курсов коми языка и один из авторов сайта «Язычество против фашизма» . Дмитрий видит перспективы во взаимодействии финно-угорского движения с анархо-коммунистами и радикальными экологами в критике неоимперского вектора в политике российского государства и нивелировании прав меньшинств. Мы поговорили с Дмитрием о язычестве, анархизме, коми языке и блэк-метале.

- С чем связан ваш интерес к финно-угорским народам? Как он возник?

Этот интерес у меня с детства. Он родился параллельно с интересом к язычеству и древней истории в целом. Я помню, что однажды, будучи ребёнком, я открыл какую-то детскую книжку по древней истории Руси, на развороте там была карта, а на ней отмечены разные племена и стилизованно изображены их представители. Тогда я стал искать, какое племя, которое проживало на месте моего родного города, Москвы. Нашёл примерно место – и там было отмечено племя меря. Потом я узнал, что племя это было не славянское, а финно-угорское. Примерно с этого момента всё и началось. Я люблю родной край, и для меня очень важны все культурные элементы, которые составляют его наследие. В особенности – древние корни. И здесь, конечно, финно-угорские народы невозможно игнорировать. Кроме того, финно-угорские народы всегда казались мне более архаичными по своей культуре и в большей степени сохранившими близость к природе. Возможно, для кого-то это наоборот означает «отсталость» и «низкий уровень развития», но для меня, напротив, это высшие достоинства.

Затем интерес углублялся. Большим стимулом для меня стало посещение Республики Коми прошлым летом. Представители этого народа и их культура вызвали у меня одновременно и радость и симпатию, и горечь из-за тяжёлого положения, в котором они оказались.

Вы утверждаете о принципиальной совместимости язычества и анархизма? Почему? В каких точках они совпадают? Что для вас язычество и в чем его отличие от авраамических религий?

Отвечать на вопрос «что такое язычество» для меня всегда очень сложно, потому что языческое мировоззрение настолько глубоко и всеобъемлюще, настолько затрагивает те стороны души, где словами что-либо выразить уже сложно, что, чтобы я ни сказал, пытаясь определить язычество как явление, мне всегда кажется, что я говорю какие-то поверхностные и несерьёзные слова. Итак, если всё-таки попробовать, то язычество – это исконное мировоззрение всего человечества. Оно основано на восприятии природы как в полной мере живой (одушевлённой) сущности и при этом родственной человеку. Кроме того, для язычества характерно определённое отношение и к человеческой жизни и к человеческому социуму. Его важнейшими принципами являются свобода и гармония всего, что составляет Вселенную. Если мы посмотрим, как организовывали свою жизнь древнейшие люди, жившие небольшими общинами на принципах свободы, равенства и братства, свято чтившие природу и связывавшие с нею весь свой быт, то тогда станет ясно, почему язычество связано с борьбой за природу и анархизмом. При этом, разумеется, нету какого-то «общечеловеческого язычества», в миропонимании всех народов есть определённые, порой весьма значимые различия, однако есть общие базовые универсальные основы, которые я попытался вкратце описать выше.

Как вы относитесь к технопаганизму? Может ли, по-Вашему, установки язычества быть совмещены с верой в научно-технологический прогресс?

Я являюсь противником технического прогресса в его нынешнем виде. Считаю, что первоочередным должен быть принцип святости и незыблемости природы. Человек должен брать у неё лишь то, что необходимо ему для жизни, чтобы жить в тепле и сытости. А все излишки «удобств», которыми пользуются жители современных мегаполисов, допустимы лишь в том случае, если они не влекут за собой такой ущерб природе, который она не сможет быстро восполнить до тех пор, пока человеку понадобится вновь что-либо у неё взять.

- Какими вы видите пути национального возрождения финно-угорских народов?


- На мой взгляд, этнические культуры (в том числе, и финно-угорские) могут быть возрождены только, если среди каждого этноса найдётся значительное количество энтузиастов, которые «снизу» будут эти культуры поднимать и развивать, беречь и изучать родной язык, возрождать традиционное мировоззрение своего народа, отстаивать сохранность природы родного края, организовывать массовые мероприятия. Причём эта деятельность возможна лишь на общественных началах. Государственные программы создают лишь фикцию без каких-либо глубоких положительных изменений, но зато государственная политика и сама логика современной социально-экономической системы неумолимо ведут все этносы к своему культурному краху и смерти. Бизнес также едва ли может искренне помочь этническому возрождению, скорее превратить всё это в какую-то торговлю экзотическими «этно»-товарами, как это успешно получилось с австралийскими аборигенами. Поэтому вся надежда на заинтересованных и активных людей в собственно народной среде. Ну и, конечно, необходим интерес к корням со стороны какой-либо значительной части представителей того или иного народа. Но сейчас, кажется, этот интерес поднимается, во всяком случае, по всей Европе. Поэтому есть на что надеяться. Ну и конечно, как бы идеалистично это ни звучало, необходимы коренные перемены в социально-экономическом устройстве всего мира. Коренные изменения в мировоззрении, принципах организации хозяйственной деятельности и общественного устройства. Пока люди остаются послушным скотом в руках власть имущих, для которых этническая культура лишь разменная монета и объект манипуляций с целью крепить своё господство, пока и человек, и природа воспринимаются как сырьё, товар и нечто, из чего можно и нужно извлекать прибыль, до тех пор, пока ситуация такова – всё будет становится только хуже. Урбанизация, строительство «гражданской нации», моральный упадок и многое другое – всё это уничтожает этничность. С каждым годом. По большому счёту: либо этничность, либо современный мир.

Почему именно блэк-метал используется в качестве музыкального стиля антифашистами-язычниками? Ведь, представляется, есть гораздо более левацкие музыкальные стили, в то время как блэк-метал ассоциируется с сатанистскими группами, заигрывающими с нордической и неонацистской тематикой.

Среда антифашистов-язычников пока достаточно узкая, и в ней нашлись лишь те музыканты, которым по душе данный стиль. Хотя, насколько я знаю, некоторые фолк-музыканты также заявляли о своей антифашистской и левой позиции. В общем-то, и мне блэк-метал по душе, мне кажется, он близок по духу и язычеству, и анархизму. Что для нацистских блэк-металлистов, то это просто кучка фриков, которые вовсе не задают тон всему стилю.

Американская группа Wolves in the Throne Room - один из ярких представителей антифашистского блэк-метала, исповедующего ценности энвайронментализма и зелёного анархизма.

Я тысячу раз говорил в интервью, что я ненавижу идеи расизма, фашизма, тоталитаризма и военного государства, я ненавижу все правое крыло в целом. (c) Wolves In The Throne Room


- Исповедуемый Вами анархизм - левый или правый? Антикапиталистический или допускающий элементы капитализма?

Я – антикапиталист. Считаю частную собственность и основанный на ней наёмный труд, а также товарно-денежные отношения несправедливыми и неприемлемыми. Нормальный способ организации производства и распределения (и именно такой был изначально присущ людям!) это по принципу «каждый по способностям – каждому по потребностям», исходя из производственных возможностей.

- Могут ли сегодня антифашистское, анархистское и финно-угорское движение идти одним фронтом?

Перво-наперво надо сказать, что анархисты являются интернационалистами. Мы выступаем за равенство и дружбу народов, а также за свободное культурное самоопределение каждого человека. В связи с этим анархисты противники «национального самоопределения» и политического, либо культурного сепаратизма. Поскольку создание «национальных государств» подразумевает сохранение социальных иерархий и эксплуатации. На самом деле даже этническая культура «титульных наций» в таких государствах не может нормально существовать, поскольку становится объектом манипуляций «национальных» властей. Поэтому анархисты вряд ли смогут сотрудничать с финно-угорскими националистами. Также у анархистов едва ли найдутся точки соприкосновения с «этническими организациями», которые, отрабатывая деньги, выделенные из федерального бюджета, заняты просто какой-то имитацией культурной деятельности. Однако, я не сомневаюсь, что в финно-угорском движении множество честных людей, для которых важна собственно родная культура и её возрождение, а не властные либо карьерные амбиции. И с такими людьми, я уверен, у анархистов есть широчайшее поле для сотрудничества. Навскидку это экологическая борьба, борьба против государственных проектов, которые нарушают компактное проживание представителей того или иного этноса (как в случае со строительством порта Усть-Луга и выселением представителей народа водь), также противодействие ксенофобии или проявлениям клерикальной нетерпимости… это то, что первое пришло в голову, думаю, есть и ещё многое. Ну, и, кроме того, «низовая» деятельность, связанная с культурным возрождением, на мой взгляд, вполне соответствует анархистскому духу самоорганизации. Меня, в частности, вдохновляет деятельность кружка по изучению коми языка и коми культуры в Москве, в деятельности которого я участвую лично. Это яркий пример подобной самоорганизации. Особенное уважение вызывает наша преподавательница, которая абсолютно бескорыстно занимается тем делом, в важность которого она верит. Вот это настоящая коми-Патриотка с большой буквы!

- Вы – один из слушателей курсов коми языка в Москве. Как давно вы изучаете коми язык и какие у вас успехи?

На курсы коми языка я хожу с прошлого октября. Они проходят в здание постпредства Коми при президенте, формально они относятся к деятельности землячества коми в Москве, однако по факту это инициатива нескольких людей, только ими и поддерживаемая. Даже с помещением бывали проблемы, когда в постпредстве в урочное для курсов время внезапно проводились какие-то там банкеты для вип-персон и их гостей. Наш преподаватель Ольга Михайловна Лысенко, сама родом из Часово (Республика Коми). Для меня курсы действительно полезные, поскольку даже меньше года обучения позволили мне начать слегка ориентироваться в языке. Собственно говоря, желание изучить коми-язык у меня возникло после посещения республики Коми, Удорского района. До этого я думал, что коми в значительной степени обрусели и говорят по-русски, но в сельской местности я почувствовал как будто приехал в другую страну. С одной стороны было немножко неуютно, и мы с товарищем чувствовали себя чужими, но с другой стороны я был очень рад воочию убедиться в том, что коми язык жив. На Удору мы попали проездом, будучи в этнографической экспедиции в Архангельской области. Если мне удастся благополучно поступить сейчас в аспирантуру, я планирую специализироваться на коми-ижемцах и их духовной культуре.

Дмитрий составил небольшой плейлист со своими любимыми треками и прокомментировал его.

Sol Invictus - In Days To Come

Тоже очень сильное и экспрессивное звучание, текст очень тронул меня своим глубинным, таким даже мистическим, оптимизмом. Ещё мне нравится их песня Against the modern world. Правда Тони Вэйкенфорд в прошлом придерживался ультраправых взглядов, и в его текстах это слегка чувствуется. Но тем не менее...

Kreator - Violent Revolution

Очень злобненькая такая песня. Я с подросткового возраста слушаю Кreator. Есть в их воинствующем анархо-нигилизме что-то завораживающее для меня.

Электрические Партизаны - Звезда и автомат

Песня посвящена RAF, я не поклонник данной организации, но песня меня в своё время очень взбодрила, да и по большому счёту, она не о минувшем, а о необходимости решительной борьбы сегодня. Вообще творчество этой группы мне очень по душе. на мой взгляд, из всей анархистской сцены в России на сегодняшний день - это лучшая.

Loading...Loading...