Сикхизм краткое описание религии. Сикхизм религия

ਸਿੱਖੀ , «сикхӣ», «последователь, ученик») - религия , основанная в Пенджабе , в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком ( -).

Паломник-сикх на фоне Золотого храма

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна . Это восьмая по величине религия в мире .

История сикхизма

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки , а в начале XVI века обосновался в Пенджабе , где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали чётко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха , и его коронацией в 1801, конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета , с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556-1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха , власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам , и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов ; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан . Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия анти-сикхских погромов , которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

Численность

Численность сикхов доходит до 22 миллионов, из которых 83 % проживают в Индии. 76 % индийских сикхов живут в штате Пенджаб.

После разгрома британцами сикхского государства в начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба), и войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Канада , США , Великобритания , Малайзия , Восточная Африка , Австралазия и Таиланд . В западном мире сикхов, из-за традиционных тюрбанов, часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Акали

Среди сикхов существует традиционный военный орден Акали (Ниханг), сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Сикхизм - электронная версия книги «Религия сикхов» и другие материалы по сикхизму
  • Сикхизм в историческом аспекте - возникновение, становление и развитие сикхизма в XV-XIX веках
  • Ежедневный хукам - ежедневная публикация русского перевода хукамов (выдержек из священной книги сикхов «Гуру Грантх Сахиб »)

Слово «сикх» (на языке панджаби) буквально означает «ученик». Истоками религии сикхов были в первую очередь движение бхакти, а также (в меньшей степени) шиваизм и суфизм. Сикхизм имеет отношение прежде всего к народу панджаби, населяющему регион Пенджаба (северо- запад Индии): именно там она появилась, развивалась и сохраняет там свое присутствие и по сей день.

Сикхизм был основан Нанаком (1469-1539), выходцем из индуистской торговой касты беди. Достоверных свидетельств о его жизни почти нет. Согласно Нанаку, Бог - это не имеющий формы и признаков абсолют, у которого есть множество имен. Чаще всего Бог именуется Акал пуракх, или «вечное существо». Другое его имя - Эк омкар («Единый Бог»). Основная сикхская молитва, «Мул мантар» («корневая мантра»), приводит главные характеристики Божества: «Единый Бог, истинное имя, всемогущий создатель, неустрашимый, не знающий вражды, вечный, бессмертный, нерожденный, в себе сущий, раскрывающий свою милость в речениях гуру». По своей сути Бог не обладает признаками (ниргун), однако во внешнем проявлении он наделен ими (сагун); проявление Бога вовне совпадает с творением мироздания. Бог присутствует в мире в виде своего «нам», или имени. Это квинтэссенция его природы. Благодаря «нам» между проявленным миром и миром высшим, непроявленным, имеется гармоническая связь (хукам). Обычно люди не замечают этой гармонии, находясь в состоянии духовной слепоты. Их обуревают страсти, особенно эгоизм (хаумай). Из-за этого люди подвластны закону воздаяния - карме, переходя из одного воплощения в другое.

Гуру Нанак

Духовное совершенствование состоит в искоренении эгоистических привязанностей и взращивании беззаветной преданности Богу. В сикхизме применяются различные религиозные практики, такие как: киртан (прославление Бога в гимнах-распевах), нам симаран (памятование божественного имени, в том числе посредством рецитации определенных словесных формул), а также внутреннее созерцание истины. Насчитывается пять уровней духовного опыта, высший из которых - прижизненный мистический союз с Богом. В этом случае сикх обретает освобождение и высшее блаженство.

Земные пророки, святые наставники (гуру) возвещают людям истинное учение (гурмат). Почитание (но не обожествление) наставников занимает очень большое место в сикхизме. Не допускается поклонение другим богам или духам, обрядоверие, аскетизм, деление на касты, неравноправие полов. В сикхизме нет профессионального жречества, монашества, проповедуется равенство и братство, взаимовыручка, благочестивая жизнь, телесная и душевная чистота, поощряется физический труд, готовность к самоотверженности.

Нанак создал первую сикхскую общину (сангат). В первые десятилетия своего существования сикхизм в глазах современников представлял собой просто одно из направлений индуистского бхакти, «путь Нанака» (Нанак- пантх); к началу XVII в. наметилась тенденция к превращению сикхизма в специфическую религиозную традицию, что не в последнюю очередь было вызвано политическими обстоятельствами.


Сикхские ниханги

Всего в сикхизме почитаются 10 гуру, связанных цепью преемственности. После Нанака общиной последовательно руководили Ангад (1539- 1552), Амар Дас (1552-1574), Рам Дас (1574-1581), Арджун (или Арджан, 1581 - 1606, составивший первую каноническую версию главного сикхского текста - «Ади Граптха»), Хар Гобинд (1606-1644), Хар Рай (1644-1661), Хар Кришан (1661 - 1664), Тегх Бахадур (1664-1675) и Гобинд Сингх (до 1708).

Гуру Арджун, казненный по приказу могольского императора Джахан- гира, стал первым сикхским мучеником. Его смерть вызвала рост воинственных настроений в сикхизме, ощущение необходимости укрепления общины перед лицом угрозы со стороны могольского государства. Преследуя те же цели, Гобинд Сингх в 1699 г. основал новую структуру бескастовой сикхской общины - хальсу, или орден святых воинов, связанных узами верности и братства, беззаветно преданных сикхскому пути (пантх). Каждый сикх, входящий в хальсу, должен был отныне носить пять опознавательносимволических знаков, такие как: кес (нестриженные волосы), кангха (гребень), каччха (особого покроя штаны), кара (стальное кольцо на руке) и кирпан (меч). Все сикхи должны были соблюдать четыре основных заповеди (курахит): не стричь волосы; не употреблять в пищу мяса животного, убитого мусульманским (медленным) способом; не употреблять алкоголя и табака; хранить супружескую верность. Каждый мужчина-сикх принимал фамилию Сингх («лев»), а женщины - Каур («принцесса»). Трижды в день сикхам предписывалось читать определенные молитвы. Впрочем, далеко не все сикхи приняли эти нововведения. Десятому гуру также приписывается составление другой священной (и менее авторитетной) книги сикхов, Дасам Граптха. Гобинд Сингх не оставил после себя наследника, но завещал сикхам почитать «Ади Грантх» (окончательно оформленный им самим) как вечного и последнего гуру.

Весь XVIII в. прошел для сикхов под знаком постоянных столкновений с военными отрядами исламских и индуистских правителей, а затем и друг с другом. В начале XIX в. при правителе Ранджите Сингхе в Пенджабе и ряде соседних областей складывается первое независимое сикхское государство. Это государство оказало упорное сопротивление британским колонизаторам Индии. В ходе нескольких англо-сикхских войн это сопротивление в 1849 г. было подавлено, а Пенджаб подвергся аннексии. Попытки активных выступлений сикхов против британского присутствия во второй половине XIX в. также были пресечены.

Период конца XIX - начала XX в. ознаменовался в сикхизме ростом дискуссий о самоидентичности. Консервативное крыло (Санатан сабха) утверждало, что сикхизм - это часть индуистского духовного пространства, а все сикхские ритуалы имеют индуистское происхождение. Радикальная же сторона (Тат хальса) отрицала эти и подобные им идеи, выдвигая лозунг «Сикхи - это не индусы!». В конце концов радикальные настроения победили, что облегчило наращивание в течение всего XX в. агрессивно-экстремистских тенденций в сикхизме. На основе Тат хальсы в 1920 г. создается первая политическая партия сикхизма - Акали дал («Армия преданных»).

После Второй мировой войны и особенно с 1970-х гг. активно муссируется идея создания независимого государства сикхов (Сикхистан, позже Халистан, «страна чистых»). Меры, на которые пошло индийское государство в целях примирения с радикалами, не удовлетворили последних, в результате чего с начала 1980-х гг. участились террористические акты, направленные на дестабилизацию политической обстановки в стране. Оплотом террористов стал Золотой храм, главная святыня сикхов в Амритсаре. Все это вынудило правительство Индиры Ганди в июне 1984 г. предпринять штурм храма, в ходе которого главные зачинщики были убиты, но осенью того же года погибла от руки сикхов и сама И. Ганди. В настоящее время напряженное состояние в штате сохраняется, хотя волна террора пошла на убыль. Продолжают действовать несколько активных экстремистских организаций («Силы коммандос Халистана», «Баббар хальса» и др.). Сикхский терроризм и сепаратизм - одна из постоянных проблем и источник политической напряженности в современном индийском государстве. Однако радикальные умонастроения охватывают все-таки далеко не всех сикхов.

В сикхизме есть ряд «сект» и школ, в разной степени отклоняющихся от ортодоксии хальсы: удаси, нирмала, ниранкари, намдхари, радха соами и др. Сикхские храмы, или гурдвары, открыты для всех людей, богослужениями же в них руководят только члены хальсы. Кроме совершения ежедневных храмовых ритуалов, сикхи также проводят обряды жизненного цикла (посвящение в члены хальсы, брак, кремация и др.). Эти обряды содержат немало элементов, заимствованных из индуизма. Сикхи также отмечают гурпурабы (значимые события в жизни гуру), особенно дни рождения Нанака, Гобинда Сингха, день памяти Арджуна, а также ряд празднеств: Байсахи (новогодний фестиваль), Дивали (праздник света) и др. В настоящее время насчитывается свыше 20 млн последователей сикхизма, большинство из них живет в индийском штате Пенджаб; немало их живет за пределами Индии, в том числе в странах Запада.

Суть религии сикхов заключена в следующих словах: «Бог един и вечен. Он содержится во всем, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишен страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познается милостью гуру».

Основал новую религию гуру Нанак. Он родился в 1469 году в деревушке Раи Бхои ди Талванди на западе Пенджаба. Мальчик рос вундеркиндом. Учился пенджабской грамоте, а затем в мусульманской школе изучал персидский язык, который в то время был государственным языком Индии. То, что другие ученики изучали в течение нескольких лет, он усваивал за считанные недели. Уже в десять лет он сформулировал свое учение. Точнее, он его продемонстрировал. Это произошло, когда он должен был пройти индуистский обряд, дающий право носить священный шнур, что являлось привилегией высших каст в индуизме. Эта церемония всегда была очень торжественной. Десятилетний мальчик отказался от шнура и заявил, что преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере. Обряды же, в том числе и вручение шнура, не имеют никакого отношения к вере в Бога. Основатель новой религии в десять лет сформулировал суть правильного отношения к Богу. Веру в Бога, любовь к Богу он понимал как любовь к людям, ко всем людям независимо от кастовой принадлежности и независимо от того, какую религию человек исповедует. Он знал, что перед Богом все равны: и богатые, и бедные, и индуисты, и мусульмане. Он убеждался в этом, ведя беседы как с индуистами, так и с мусульманами.

Но ни одно учение, ни одна религия не возникали на пустом месте. Учение сикхов возникло в Пенджабе не случайно. Именно там, в силу географического положения региона бродили новые мировоззренческие идеи, поскольку там стекались и перемешивались ручьи и реки разных религий. Через Пенджаб, как через ворота, проникли в Индию и завоеватели, и новые идеи.

Пенджаб (что в переводе с персидского значит «пять рек», то есть притоков реки Инда) находится на стыке Южной Азии и Среднего Востока. С северо-востока Индия защищена Гималаями, с юга - океаном, с востока грядами труднопроходимых гор, с запада - пустыней Тар. Чужеземцы проникали в Индию именно через Пенджаб. Жившие здесь аборигены практически не расставались с оружием.

Через Пенджаб в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в Индию пришли арии, затем саки, кушаты и другие выходцы из стран Ближнего и Среднего Востока. Позднее здесь же прошли белые гунны (жестокие эфталиты). С VII века н. э. через Пенджаб в Южную Азию стал проникать ислам во всех его разновидностях. Можно сказать, что Пенджаб оказался на стыке двух религий - индуизма и ислама. Поэтому закономерно, что здесь возникло интегральное учение, которое не противопоставляло одну религию другой.

Возникла религия сикхов в смутное для Индии время. В XV веке Делийский султанат, который был в Средневековье одним из крупнейших азиатских государств, управлялся множеством династий, которые сменяли друг друга. Официальной религией был ислам. Но большинство населения Индии исповедовали индуизм. Но и ту, и другую религию подтачивали ереси. Индуизм разъедало религиозно-реформаторское движение бхакти. В основе учения был положен тезис о такой любви к Богу, которая доходит до экстаза. Для этого не нужны были посредники - брахманы. Общение с Богом - личное дело верующего, для этого не нужны ни ритуалы, ни церемонии. Ислам подтачивал суфизм. Суфистов изгнали из Индии и других мусульманских стран, и они обосновались на северо-западе Индостана. Там они образовали даже свои государства. В конце концов они достигли Дели, хотя и встретили там сопротивление султанов.

Суть суфийского учения состояла в том, что конечной целью человека должно быть общение и слияние с Богом. Для этого надо отречься от мира и вести аскетический образ жизни. Этому должно было способствовать погружение в размышления о божестве, пение молитв и повторение имени Бога. Руководить этим процессом самоотречения должны шейхи. Ясно, что такая философия превозносила бедность, как один из праведных путей. Собственно, суфисты проповедовали практически то же самое по сути, что и бхакти: всеобщую любовь и братство между людьми разного происхождения и достатка. В кастовом обществе это не могло не вызвать сильного резонанса.

Пророк Нанак был экзальтированной личностью. Он нередко впадал в транс и исполнял гимны и песни, которые он тут же сочинял. В гимнах и песнях он воспевал Бога, страстную любовь к нему. Несколько лет он находился на службе в столице Пенджаба. В один прекрасный день он переродился. После обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул. Но через три дня он появился в городе. Он не был похож на прежнего Нанаку: его глаза излучали таинственный свет, а над его головой мерцал нимб. От всей его фигуры исходило божественное сияние. Несколько дней подряд он молчал. Затем его первыми словами были: «Нет индуистов и нет мусульман. Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми». Так Нанак воскрес и стал пророком. Он оставил службу при дворе и отправился по святым местам, святым для индуистов и мусульман. Посетил места, где разворачивались события, описанные в «Махабхарате» и «Рамаяне». В этих местах и в наши дни собираются десятки и сотни тысяч паломников. Он побывал и в месте просветления Будды в Тибете. Нанак совершил паломничество по святым местам мусульман, посетил Мекку и Медину. Возвращался пророк через Багдад, Кабул, Пешавар, Мултан и Сайидпур.

Нанак странствовал почти 30 лет. Он стал известным учителем (гуру), к которому стремились ученики из разных стран. Кстати, «сикха» означает «учение». Нанаку обосновался на правом берегу реки Рави - притока Инда. Здесь пророк основал город Крепость Всевышнего (Кортарпур). Гуру Нанак носил одежды крестьянина и вместе с женой и сыновьями возделывал землю. Ученики его занимались тем же. Так была создана первая сикхская община. Все члены общины делятся друг с другом плодами своего труда. На «кухню гуру» приглашают любого гостя независимо от кастовой принадлежности и социального положения. Для индуистов это неслыханно. Они считали страшным грехом, если даже тень человека из более низкой касты упадет на пищу человека из более высокой касты! Но сикхи уже в течение половины тысячелетия сохраняют эту традицию: в каждой общине и у главных сикхских святынь имеются такие кухни, где накормят любого, как земляка, так и странника-чужеземца, как сикха, так и иноверца.

Нанак, как и Христос, считал, что главное в вере находится в душе человека. Царство Божее внутри вас есть - учил Христос. Нанак учил, что нечистота определяется не различием в кастовом уровне и даже не различиями в вере. Она определяется состоянием души человека. Он не мог согласиться с тем, что очищения можно достичь одним совершением обряда омовения в водах священной реки. Как известно, на понятиях очищения построена кастовая система индуизма. Пророк вообще был против всякого религиозного церемониала и считал, что человек должен общаться с Богом один на один, без посредников. Так же считал и Христос.

Всего у сикхов было десять гуру. Они проповедовали учение, передавая друг другу эстафету. Последний гуру в конце XVII века (Гавинд Сингх) реформировал это учение и внес изменения в организацию общины. До этого власть в общине принадлежала гуру. С 1699 года власть в общине перешла от гуру к «ордену чистых» (хальсе). К «ордену чистых» относились наиболее преданные вере, готовые в любую минуту погибнуть за общину. Членов ордена выбирали. Десятый гуру Гавинд Сингх не назначил себе преемника, и цепь живых гуру оборвалась. Сам он передал власть «ордену чистых» - хальсе и сам вошел в состав «хальсе».

Все учение сикхов при пятом гуру было изложено в священной книге «Ади Грантх» (Изначальная Книга). При последующих гуру книга пополнялась. В нее были включены священные гимны всех гуру. Туда же вошли гимны многих бхактов и суфиев. Книга написана на языке пенджаби. Но она содержит вставки на языках других народов Индии.

После того, как власть от гуру перешла к «ордену чистых», их решения приобретали силу закона, если они были приняты в присутствии священной книги «Ади Грантх». Такие решения священны. В «орден чистых» выбирали всей общиной самых верных, чистых и преданных. Их решение было обязательно для всех. Но решения общего собрания общины были самыми важными. Собрание общинников назначает членов пятерки и может смещать их. Число 5 у сикхов священное. Жизнь общины регламентировалась выработанными правилами. Обряд посвящения в общину - что-то вроде крещения у христиан. При зачислении в общину к имени нового члена добавлялся воинский титул сикгх (лев). К женским именам добавляется воинский титул львица («каур»). Члены общины должны соблюдать особый кодекс поведения, который получил название «пять „к“». Членам хальсы предписывалось всегда иметь при себе кинжал (кирпан). Это первое «к». Они должны иметь при себе железный браслет (кара). Это второе «к». Они должны были носить короткие кожаные шаровары (качха). Третье «к». Они не должны стричь волосы и бороду (кеш). Четвертое «к». Волосы под тюрбаном обязаны закреплять гребнем (кангха). Пятое «к». Эти правила выполняются и сегодня. Правда, в настоящее время часть сикхов не стрижет волос (они называют себя кешдхари - «носящие волосы»), а часть - стрижет. Последних называют сахад ждкари. Члены общины сикхов не должны пить вино, курить табак, употреблять наркотики. Вступление в общину добровольное и осознанное.

Религия сикхов отвергает многобожие, которое характерно для индуизма. Бог один, единственный, единый. Хотя у него много названий. Это и Аллах, и Шива, и Вишну, и Брахма. Собственного имени у Бога нет. По представлению, сикхов Бог находится в двух состояниях - проявленном и непроявленном. В проявленное состояние Бог переходит для того, чтобы человек мог познать Его. Но сам Бог всегда невидим. Он проявляется только через свои деяния. Непроявленный Бог всемогущ. Он вечен, хотя созданный Им мир изменчив и невечен. Бог существует в настоящем, существовал в прошлом и будет существовать в будущем. Он существует без начала, вне времени. Бог является нерожденным и бессмертным. Сикхи приветствуют друг друга словами: «Истинный бессмертен». Бог, в отличие от индуистских богов, никогда не принимает видимого облика. Поэтому сикхи категорически возражают против изображения Бога в виде человека.

В учении сикхов, как и в буддизме и индуизме, принято считать, что человек переживает бесконечную цепь рождений. Эта цепь зависит от заслуг данного человека и от поступков, которые он совершил в этой жизни. У сикхов эта цепь более короткая, чем у буддистов и индуистов. Сикхи считают, что каждый верующий сикх может прервать эту цепь и получить полное духовное и материальное освобождение. Другими словами, он может максимально приблизиться к Богу. Каждый верующий сикх основной целью своей жизни считает постижение Бога. Полное постижение Бога достигается при абсолютном погружении в Бога, при растворении в Нем. Если это произойдет, то прерывается цепь перерождений человека. Главный тезис веры сикхов в единого Бога Нанак сформулировал так: «Боги должны быть в сердце человека, и это главное». Об этом же неоднократно говорил Христос.

Как же можно постичь Бога? Это достигается путем медитации. Если она проходит успешно, то верующий может услышать Бога как зачаровывающую «беззвучную» музыку. Эта вибрация и является откровением. Постижению Бога способствует многократное повторение Его имени. Имен у Бога много, хотя Он один. Но основные из них связаны со словом «истина». Познать Бога ведущему сикху помогает Божественный Наставник - гуру. Он является Проводником высшей Истины, ретранслятором информации, поступающей к нему от Бога. Недаром в некоторых священных текстах гуру ассоциируется с самим Богом. Но чаще всего в роли гуру выступает голос Бога. Но в обычном понимании гуру - это духовный наставник. Сикхи верят в существование кармы, закона причин и следствий. Судьба человека предопределяется тем, что он делает в настоящее время, и тем, что он делал в своих предыдущих воплощениях. Каждый человек должен выполнять свой долг (свою дхарму). Долгом каждого человека является вести активную жизнь, которая заполнена трудом. Он должен исполнять долг домохозяина. Кстати, такое мировоззрение сикхов дает свои плоды в реальной жизни: при своей немногочисленности они занимают достаточно высокое положение в стране.

Для того, чтобы постичь Бога и соединиться с ним, человек должен идти путем любви, веры и преданности Богу. Он должен размышлять о деяниях Бога. Конечно, человек должен постичь все для того, чтобы избавляться от своих пороков. Главных, самых тяжких пороков пять. Это гнев, гордыня, алчность, страсть и привязанность к земным благам.

По учению сикхов, служение Богу не означает уход от мирской жизни. Отшельничество и аскетизм не только не нужны, но и противоречат законам природы, законам Бога. Для общения человека с Богом не нужны посредники, священнослужители. Общение идет непосредственно от сердца к Богу.

Надо ли говорить, сколь важным в религии сикхов является отрицание каст. Да и как можно оправдать их существование, если вы верите в единого, справедливого Бога. Перед Богом все люди равны. Так считают и сикхи. Поэтому они не могут согласиться с существованием каст и кастовой системы. Что касается служения Богу, то еще первый гуру Нанака ввел в практику совместное присутствие сикхов (независимо от касты) на проповедях гуру и при исполнении гимнов. Третий гуру Амар Дасе ввел в практику проведение общих трапез. Первые христиане также собирались общиной и преломляли хлеб. Члены общины сикхов сидя в ряд передавали из рук в руки чашу с водой.

То, что сикхи отрицают касты, нашло свое отражение в форме их храмов: у них имеются четыре входа, по числу сословий. Это символизирует открытость веры сикхов для людей всех каст.

В храме сикхов главное действующее лицо - это священная книга «Ади Грантх». Изо дня в день, из года в год, из века в век каждое утро ее помещают на специальном ложе, где она находится до вечера. Вечером книгу закрывают и так же торжественно и почетно уносят на прежнее место. Эту книгу читают постоянно и только в храмах. Верования сикхов, как и все другие верования и религии, распадаются на множество движений и групп. Мы остановимся только на группе ниханги. Ее составляют члены особого ордена. Они носят яркие сине-желтые одежды. Они не боятся смерти и чрезмерно воинственны. С ног до головы они увешаны оружием и не боятся убивать. Их не только уважают, но и боятся. При малейшем непочтении можно лишиться жизни. И это весьма реально. На их высоких тюрбанах прикреплены металлические кольца с острыми, как бритва, краями. Они умеют раскрутить на двух пальцах это кольцо и так его бросить, что оно при этом способно срезать голову. Эти сикхи ведут бродячий образ жизни. У них нет семьи и работы. Живут за счет подаяния. Его они получают не только из милости, но и из страха.

Каждое религиозное учение с течением времени отходит от своих первоисточников. Это касается и верования сикхов. На определенном этапе появляются реформаторы, которые пытаются восстановить учение в его первоначальном виде, очистить его от привнесенных дополнений и изменений. В начале прошлого века такие реформаторы появились и у сикхов. Это движение называют движением строгого толка, а точнее, «носящие имя Бога», а еще точнее - «единственные, по праву носящие имя Бога». Они стараются вернуть современных сикхов к простоте, которую проповедовал основатель религии сикхов Нанак. Поэтому они носят только белые одежды и повязывают на голове тюрбан без украшающего острого уголка. Они менее воинственны, отрицают насилие, не любят лишнего шума, не вспыльчивы. К тому же они вегетарианцы и никогда не употребляют алкогольных напитков. У этих сикхов имеется своя собственная династия живых гуру. Они считают, что цепь живых гуру не закончилась со смертью десятого гуру и она продолжается. Их гуру передают свою миссию по наследству. Сикхи этого движения заключают (могут заключать) браки только на священной для сикхов земле Пенджаба и нигде больше.

Общая численность сикхской общины в современной Индии составляет около 17 миллионов человек. После индуистов, мусульман и христиан это четвертая религиозная группа страны.


| |

Согласно религии сикхов, есть некоторые положения касательно жизни человека, которые можно проследить не только у сикхов, но и во многих других религиях:

Жизнь каждого человека начинается еще до его рождения. Прошлое существование, его нынешнее положение, все его окружение дают определение его индивидуальности. Однако каждый человек наделен собственной волей и должен сам отвечать за свои поступки. В человеке заложено столько энергии, что он может полностью поменять свой характер и нейтрализовать все свои прошлые негативные деяния.

Бог еще до рождения дал нам силы и энергии, однако это не освобождает никого от ответственности. Внутри человека глубина, которой не предела, и только сам человек способен узреть собственные ошибки и свое неведение в том свете, который содержится в каждом из нас. Сознание своего я, самый низкий из всех уровней сознания, он присущ даже животным. Развиваясь, мы поднимаем постепенно свой уровень сознания до уровня «мы».

Сначала до уровня семьи, потом поднимаемся на уровень общества, уровень природы, когда мы чувствуем себя нераздельно от природы. Высший уровень, которого нужно достичь, это уровень бога в том смысле, что мы чувствуем себя нераздельно от всего. Каждый атом и каждое живое и не живое существо, все в этой вселенной и во всех других вселенных тождественно и связано между собой. Сикхи считают себя не аскетами и не материалистами, сикхи идут срединным путем.

Верования Сикхизма

Сикхи рассматривают Бога в двух аспектах: Абсолют, который называется «Ниргун», который включает в себя все, что есть в этой и во всех других вселенных, а так же «Саргун», божественная искра, внутри каждого из людей.

Сначала считают сикхи, был только Абсолют, он существовал сам по себе, бесформенный и не проявленный. Не было ни рая, ни ада, не было трех миров. Абсолют покоился сам в себе. Потом Абсолют захотел выразить себя, как Саргун, и проявил себя через имя. Когда появилось выражение через Имя, появилась и Природа, в каждом направлении которой, в каждой молекуле и каждом атоме растворен Абсолют. Он пронизывает все, и присутствует везде как Любовь.

Поклоняются Богу сикхи посредством «медитации», единения с Абсолютом. Никто кроме Абсолюта, никакие другие божества, духи, демоны, не достойны поклонения, считают сикхи.

После смерти, души людей, считают сикхи, не переходят никуда, они растворяются в природе и возвращаются к Творцу, но не исчезают, а остаются как часть Абсолютного целого. Представления о рае и аде сикхи считают неправильными, обеты и посты, благие дела, целомудрие, все это по их представлению, лишь способ одних людей манипулировать другими. Никаких новых перерождений, считают сикхи, нет. Однажды родившись, душа остается навсегда, частью единого целого, считают сикхи.

Ритуалы сикхов

Сикхи не придают большого значения ритуалам и церемониям в целом. Ритуалы и обряды есть в жизни сикхов как форма действия для сплочения людей, ритуалы помогают изучать писания и традиции, способствуют развитию любви среди ближних и братьев.

В ритуалах нет большой необходимости, но иногда они помогают приблизиться к идеалу, и почувствовать его. Главное считают сикхи, чтобы ритуалы и обряды не становились самоцелью, не привязывали к местным традициям, и не уменьшали духовность среди братьев. Каждая душа неповторима, и каждая индивидуальна, и в том случае, когда ритуалы приносят пользу, имеет смысл их применения.

Сикхизм могут исповедовать любые люди, это не зависит от пола или происхождения человека, так же от его национальной принадлежности. Каждый может прийти и стать сикхом, пройдя процедуру, аналогичную крещению у христиан, которая называется «Амрит».

Каждый сикх должен при себе всегда иметь пять предметов, так называемые пять «Кеш». Это нетронутые волосы, которые сикхи прячут под чалмой, «(Kesкi)». «Kangsha», это гребешок, с помощью которого поддерживаются волосы. Это «кarа», стальной браслет, «Kachla» -нижнее белье, и Kirpan это короткий меч, спрятанный под накидкой. Этому правилу придерживаются сикхи неукоснительно. Каждый сикх знает, что у другого сикха тоже есть меч, и как говорится сикх — сикха уважает. При этом меч не может быть применен для угроз или насилия.

Еще ода церемония сикхов, это кремация. Тело сжигают, а пепел развеивают над рекой. Душа умершего возвращается к богу и не положено строить никаких памятников и склепов.

Положения сикхизма

Религия сикхов учит братским отношениям между людьми на земле, какой расы и пола они бы не были.

Следует любить друг друга, относится друг к другу с уважением и вниманием, так как в принципе ничего другого нам, людям не остается. Отравляя себя злостью и ненавистью, завистью и тщеславием, мы сами погружаем себя в зыбкую трясину перерождений, полную страданий – считают сикхи.

Природа с ее законами создана богом, и человек может либо следовать, либо не следовать законам природы и законам Бога. Никто не принуждает нас насильно, к каким ни было действиям, человек, обладая собственной волей свободен в выборе своих поступков, хорошие и плохие дела, и мысли все во власти у самого человека. Однако, открывшись Богу, маленькая крупинка которого есть в каждом человеке, обнаружишь что только в любви и есть смысл этой жизни, все остальное приходит и уходит не оставляя в конечном счете ничего, считают сикхи. Человек как рыба в реке может плыть по течению, а может плыть и против него, однако против естественных законов выйти нельзя, как рыба не может покинуть реки, так и человек не сможет идти против законов Бога, говорят сикхи

Если ты сикх ищи, то, что дал тебе Бог – Любовь и Веру. Уважай свободу других, будь свободен сам. Проявляй любовь в каждом повседневном деле, в каждом мгновении, в каждом помысле, потому что в этом и выражается настоящая природа и человека и Бога.

Сикхи всегда стараются жить в радости, надежде и с улыбкой на лице.

В сикхской религии много похожего на религию евреев, но сами сикхи не признают родство своей религии с еврейской религией.

Бог сикхов не провозглашает неравенства рас и неравенства в кастах, никого не наказывает и не кого никуда не водит. Сикхский бог не проявляется в виде «голоса с неба или знамений пророкам. Бог не требует для себя войны «глаз за глаз», не накладывает на свой народ большое количество обязательств, как в традиции евреев. Сикхи не разделяют людей на своих и чужих, а относятся ко всем как к братьям.

Также сикхи живут в странах Юго-Восточной Азии , Африки , на острове Фиджи , Великобритании , преимущественно в крупных городах. Общая численность народа достигает более чем 20 млн человек . Говорят на языке пенджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов - сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама , но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

История

Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII - нач. XVIII вв.) и создали своё государство в Пенджабе (1765-1849 гг), где возник сикхизм - дхармическая религия, как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая при взаимовлиянии индуизма и ислама. Завоевав Индию , мусульмане не смогли одолеть многовековые традиции индуизма и довольствовались сосуществованием с ним. Некоторые мыслители призывали к объединению мусульман и индусов на основе нового учения. Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469-1539 гг). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке , а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479-1574 гг), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса - Рам Дас (1534-1581 гг), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса - Арджуне (1563-1606 гг). Арджун составил «Ади Грантх» - сикхский канон . Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675-1708 гг) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда , но в 1716 г. он был казнен в Дели . После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Сикхи вели длительные войны против Моголов и афганцев , закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX в. глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх (1780-1839 гг) объединил сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала . После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами , которые укрепились на другом берегу реки Сатледж . В 1846 г. англичане нанесли сикхам серьезное поражение, а после второго поражения в 1849 г. Пенджаб был присоединен к Британской Индии . Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843-1849 гг) был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства .

Расселение и численность

В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии, в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании и др. Общая численность свыше 20 млн человек. По данным на 2008 год в Индии проживают 19,215,730 человек , в Великобритании - 389,000 , на островах Фиджи - 4,674 . Этническая основа сикхов - пенджабцы .

Социальная структура

Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные .

Учения сикхов

Сикх означает «ученик». Сикхи являются учениками универсального религиозного учения. Это учение было передано в Индии десятью духовными учителями, которых называли Гуру . Первым из них был Гуру Нанак , который родился в Северной Индии в пятнадцатом веке, когда люди были очень угнетены, но зато процветали невежество, преступления, неуважение и мошенничество. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и, что нам нужно любить Бога , что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа . Бог - всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа - он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме - он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии - это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Священная книга сикхов

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не принуждает к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи. Страшным грехом считается манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие.

Ритуалы сикхов

Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (правило пяти «К»):

  • Кеш (Kes) - нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
  • Кангха (Kangha) - гребень, поддерживающий волосы
  • Кара (Kara) - стальной браслет
  • Качх (Kaccha) - короткие штаны в качестве нижнего белья
  • Kирпан (Kirpan) - меч или кинжал, спрятанный под одеждой

Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

В дополнение к крещению, другими основными обрядами в жизни сикхов являются церемония присвоения имен вскоре после рождения, брака и ритуалы, окружающие смерть и кремацию . После совершения погребальной церемонии пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Сикхи и сикхизм в современной Индии

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 г. на Индию и Пакистан между мусульманами и сикхами разгорелись конфликты, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата - Харьяны . Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 70-х гг. ХХ в.: сикхи обвинили индуистское большинство в дискриминации. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан . В начале 80-х гг. ХХ в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов - Золотой храм в Амритсаре - была превращена в укрепленную крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди , премьер-министр Индии, была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая унесла жизни тысяч сикхов. Гражданская война в Пенджабе длилась более десяти лет, привела к гибели более 20 тысяч человек .

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии традиционно воинственные сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение - например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимаются сельским хозяйством и являются успешными фермерами .

Одежда

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову .

Напишите отзыв о статье "Сикхи (народ)"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Альбедиль М. Ф. Сикхи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / М. Ф. Альбедиль. - М., 1996. - С. 161-164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. - 1989. - № 1. - С. 214.
  • Захарьин Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв / Б. А. Захарьин. - М., 2000, С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей . Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001. - С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 482.
  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 474 с.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. - 2009. - P. 96.
  • Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), pp. 67-82.
  • Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), pp. 108-116.
  • Murphy A. History in the Sikh Past // History and Theory, Vol. 46, No. 3 (Oct., 2007), pp. 345-365.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. - New York, 1995. - P.105.

Отрывок, характеризующий Сикхи (народ)

После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu"il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l"Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l"Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l"Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l"Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.
Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

Loading...Loading...