Социальный реализм э дюркгейма. Социологический реализм Э.Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился на северо-востоке Франции в г. Эпинале в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Не стал он и католиком, несмотря на некоторое увлечение католицизмом, как впрочем не стал и атеистом. Предметом своей веры он сделал науку вообще и социальную науку - в частности.

Дюркгейм закончил Высшую Нормальную школу в Париже, после которой в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях, затем преподавал социальную науку в Бордосском университете, где в 1896 г. возглавил кафедру - по существу, первую кафедру социологии во Франции. С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру. Он был блестящим оратором и его лекции пользовались большим успехом.

По своим социально-политическим взглядам Э. Дюркгейм хоть и относился с симпатией к реформистскому социализму и даже поддерживал дружеские отношения с некоторыми деятелями социалистического движения, все же был противником революционного социализма. Он считал, что подлинные и социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.



Общему оптимистическому настрою социологии Дюркгейма был нанесён удар первой мировой войной (как и всей французской социологической школе, т. к. некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны). Погиб сын Дюркгейма, в котором отец видел продолжателя своего дела. Всё это ускорило кончину учёного. В возрасте 59 лет Эмиль Дюркгейм скончался.

» Методологии Э. Дюркгейма присущи две особенности: 1) натурализм -понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, её превосходства над индивидуумами (в противоположность этой позиции, например, индивидуалистические концепции утверждали, что источником и единственным субъектом социального выступает индивид и его действия). Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами. Он считал также, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

Подобно натуралистическим установкам позитивистов Дюркгейм стремился строить социологию по примеру естественных наук. Оригинальна в этом плане его концепция социального факта.

Под социальными фактами Дюркгейм понимал коллективные представления или факты коллективного сознания, т. е. обычаи, правила поведения, ценности, традиции, обряды, например. Главными признаками социальных фактов, по его мнению, являются их независимое, объективное существование и их принудительный характер, т. е. способность оказывать на индивида внешнее давление. В знаменитой формуле «социальные факты нужно рассматривать как вещи» выражен, по сути, основной принцип методологии Э. Дюркгейма, который означает: 1) необходимость признания их независимого существования, 2) требование от исследователя освобождения от идеологических и личных пристрастий, предрассудков и предубеждений в отношении исследуемых социальных явлений.

Социологизм Э. Дюркгейма также предполагает объяснение одних социальных фактов с помощью других социальных фактов. «Физик объясняет одни физические факты на основе других физических фактов, - пишет Дюркгейм. - Он не имеет права объяснять электромагнитные колебания на основе биологических или психологических причин. Психолог, объясняющий эмоции, восприятия, мотивы или потребности при помощи философских, биологических или физических аргументов, в этот момент перестаёт быть психологом. Не так ли должен поступать социолог? Социальные факты должны объясняться при помощи других социальных фактов. Социальная мобильность, статус, роль, социальная структура и т. п. являются социальными фактами. Социальную структуру можно объяснить только через статусы и роли, но не через ссылку на психологические эмоции, философскую субстанцию или генетику человека» .

Э. Дюркгейм продемонстрировал эффективность своего метода на примере самоубийства. Одни социальные факты (самоубийства) он объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция). Почему уровень самоубийств ниже у католиков, а не у протестантов, у женатых, а не у холостых? Объяснение этому Дюркгейм видит в степени причастности или включённости индивида в деятельность группы. Католическая община, так же как и семья, развивает чувство коллективизма, единения людей, а протестантизм культивирует в людях индивидуализм. В одиночестве человек чаще думает о самоубийстве.

Дюркгейм выделял три основных типа самоубийства, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего её смысл вне

вне её самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, т. е. в обществе наблюдается нормативный вакуум - аномия.

Современные исследования подтвердили гипотезу об охранительной функции социальных связей, таких как брак, родительство, занятость, принадлежность к общине, организации. Исследование Дюркгейма «Самоубийство» основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. И несмотря на то, что впоследствии эта работа учёного подвергалась критике с различных точек зрения, она единодушно признаётся одним из выдающихся достижений не только в изучении проблем самоубийств, но и в социологии в целом.

Одной из центральных в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности . Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) фаза механической солидарности (до-индустриальное, или традиционное, общество); 2) фаза органической солидарности (индустриальное общество). Обеспечивает социальную солидарность, по мнению автора, разделение общественного труда, понимаемое им не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление.

Таким образом, Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он разработал методологию функционального анализа, которая применяется по сей день; провёл глубокий анализ проблемы самоубийства; заложил основы теории аномии. Эти и другие исследования вошли в золотой фонд мировой социологии.

В теоретических концепциях Дюркгейма прослеживаются две главные тенденции: натурализм - исходит из понимания общества и его закономерностей по аналогии с природой, с ее естественными законами; социальный реализм - понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности.

Социальный реализм как теория общества является частью "социологизма" Дюркгейма, утверждающего принцип специфичности и автономности социальной реальности, её примата и превосходства над индивидами.

По сравнению с индивидом, общество рассматривается как более богатая содержанием реальность. В методологическом плане для "социологизма" характерен принцип объективного научного подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным Я, а в связи с этим - критика биологического и психологического редукционизма.

Дюркгейм признавал связь сознания и материи, указывая на происхождение общественного сознания из "социальной среды".

Сутью его концепции было включить моральные и религиозные феномены в сферу естественных явлений, "имеющих условия и причины"(л.5 с.61), но сохранив при этом их специфику.

Общественное сознание наделялось качествами, превращающими его в почти самостоятельный феномен, порождающий общественную жизнь как таковую.

Ученый проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием. При рассмотрении коллективного, общего сознания, он опирался на идею непрерывного развития природы и "творческого синтеза" простого в сложное. Отношения индивидов в обществе истолковывались им как отношения ассоциации, в результате которого возникает новое качество - социальная жизнь как процесс деятельности.

Дюркгейм считал коллективное сознание узлом всего общества.

Общество и его сознание рассматривались им как явления одноплановые, а в его концепции они были не только взаимосвязанными и взаимообусловленными, но и могли менять биологическую последовательность при объяснении: коллективные представления были продуктом общества, а общество, наоборот - продуктом коллективных представлений.

Он пытался тесно связать методологические принципы социологии с пониманием предмета социологии как особого рода фактов - социальных.

Первое правило должно было обеспечить объективный подход к социальной действительности и выражалось в принципе: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи"(л.5 с.20), что означало признавать независимое существование социальных явлений от субъекта и исследовать их объективно.

Факты должны классифицироваться независимо от ученого и колебаний его ума, основываясь на природе вещей. "Социальный факт нормален для данного социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, если этот факт имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, взятых в соответствующей фазе их эволюции" . (л.5 с.69)

Социальный метод Дюркгейма в части основных постулатов исследования сохранил свое значение до настоящего времени.


Популярные статьи:

Текущий учет населения
Текущий учет населения, который отслеживает изменения численности населения в межпереписной период, базируется на статистике естественного и механического движения населения. Естественное движение населения - рождения, смерти, заключения и...

Миграция населения
Согласно опубликованному в 2002 г. докладу ООН, Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн чел. - 9% населен...

Половозрастная структура.
Половозрастная структура населения – распределение населения на мужчин и женщин. Впервые в истории переписи в республике численность женщин превысила численности мужчин. Изменение в соотношении мужчин и женщин обусловлено не только миграци...

· Социальный номинализм: представление об общ-ве как сумме индивидов . Реально существуют лишь отдельные индивиды и их соц. действия. В соответствии с этим отрицается самостоятельное бытие общества и соц. систем, к-рые рассматриваются лишь как совокупность индивидуальных действий; основное внимание обращается не на социол. системы и структуры, а на реализацию целей, намерений, установок индивида, осмысление им значения ролей, статусов.Утверждает: 1) единственно реальны индиви­ды, составляющие общество; 2) вне индивидов как реальности нет никакой другой реальности; с удалением индивидов от общества не остается ничего; 3) нет общества как реальности ни в смысле физического тела, ни в смысле особого от сознания индивидов на­дындивидуального сознания или коллективной души. Представители: Т.Гоббс, Дж.Локк

· Социальный реализм: представление об общ-ве как едином целом , над- и вне- индивидуальной реальности, несводимой к отдельному индивиду, социальная реальность обладает автономией по отношению к другим видам реальности человеческого бытия. Общество есть реальность, отличная и даже независи­мая от реальности составляющих его индивидов; общество имеет свое существование, свои функции, свои органы, оно живет как всякое подлинно существующее явление. Представители:

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.

· Соц.-эконом. – появление капитализма поставило проблемы общественных отношений в центре социолог. знания; социология – рефлексия развития капитализма.

· Естественно-научн. – достижение естественных наук (социология строилась как естественная наука).

· Развитие около социологич. дисциплин: статистика, демография, антропология, этнография.

· Трансформация социального сознания – идея соц. изменений; секуляризация – снижение роли церкви; светское общество.

· Идейно-теоретич. – развитие социального мышления, возникновение консервативного («косерватор как садовник», основа – традиции) и либерального (государство – ночной сторож, основа – свобода, общество) движений.

· Идеи эпохи просвещения: разум, соц. законы (стратификация); идея прогресса, метода (научного) – способ получения данных, познания; общества и истории (роль личности в истории)

· Объективная: необходимость изучения целостной картины соц. мира

Социология - продукт своего исторического времени, возникла как идеология современности, впоследствии сама начинает влиять на развитие соц. реальности.

Различные трактовки общества в истории социологии.

Две традиции трактовки общества и его сущности.

В античную эпоху:

· Общество – естественное образование. Человек - существо социальное и альтруистическое, вне общества человек существовать не может (как пчелы, муравьи). «Человек – коллективное (соц.) животное» (Аристотель). Общество – организм.

Гос-во, основанное на полит. власти и юридических нормах и объединяющее определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.

· Общество – искусственное образование. Человек – антисоциальное существо, эгоистическое. В естественном состоянии нет ни общества, ни институтов. Общество – искусственный механизм, сконструированный людьми для собственного блага.

Гос-во, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным: оно подчиняет себе своих подданных в конечном счете по их собственной воле и для их собственного блага.

История социальной мысли.

Платон (427-347 до н.э.). Идея об идеальном гос-ве : 1) философы, мудрецы; 2) стражники, войны; 3)трудящиеся. Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование.

Отрицал семью и частную собственность. Соц. справедливость, когда каждый занимается своим делом. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

Формы правления: монархия (главная), аристократия (власть находится у привилегированного знатного меньшинства), тимократия (власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом), олигархия (власть небольшой группы людей экономически могущественной), демократия, тирания (насильственный путь).

Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.) - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий философии, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства . Средний слой должен быть больше, чем высший и низший.

Монархия – за, олигархия, демократия, тирания – против.

В: преобладает взгляд на общ-во, как искусственное образование, общ-во – результат совместной деят-ти людей.


Похожая информация.


Основные подходы к
определению феномена
«ОБЩЕСТВО»
и предмета социологии.
XIX - начало XX вв.

Все концепции, созданные первыми социологами, условно можно разделить на два направления:

◊ Социальный
реализм
◊ Социальный
номинализм
Общество в целом и отдельные его
институты рассматриваются как
самостоятельные сущности,
несводимые к взаимодействию
отдельных людей, и даже
противостоящие им.
Характерно представление об
обществе как о совокупности
отдельных субъектов.
Сторонники «соц.реализма»
полагают, что в социальной
действительности имеют место
объективные закономерности,
которые действуют независимо от
воли и сознания людей.
В социальной действительности нет
ничего сверх того, что можно
обнаружить в отдельных
индивидуумах.
Социология должна отказаться от
коллективных понятий, или хотя бы не
придавать им статус реальных
явлений.

◊ Представители
◊ Представители
Социологического
Социологического
(социального) реализма: (социального) номинализма:
◦ Огюст Конт
◦ Герберт Спенсер
◦ Эмиль Дюркгейм
◦ Карл Маркс
◦ Макс Вебер
◦ Георг Зиммель

Огюст Конт (1798 - 1857)

Огюст Конт
(1798 - 1857)
Согласно Конту, социология
(первоначально - социальная физика)
устанавливает
объективные законы
общественного развития.
Французский философ и
социолог. Родоначальник
позитивизма.
Основоположник
социологии как
самостоятельной науки
(1838).
Основные труды:
«Курс позитивной философии»
(1830-1842),
«Система позитивной политики»
(1851-1854).

Закон трех стадий развития общества.

О.Контом были сформулированы первые
социологические законы:
1. Закон социальной статики,
2. Закон социальной динамики (больше известный как
«закон трех стадий», где стадии интеллектуальной
эволюции человечества соответствуют стадиям
развития общества):
«Закон трех стадий»
развития общества:
1. Теологическая
[с древности до 1300 г.]
2. Метафизическая
3. Научная

Герберт Спенсер (1820 -1903)

Общество – это социальный
организм.
Общество растет путем умножения
числа индивидов и формирования
групп. Увеличение размера
общества вызывает появление
более крупных и разнообразных
социальных структур, а также рост
дифференциации функций,
которые они выполняют.
Общество эволюционирует от
простого к сложному, вдвойне
сложному и втройне сложному
обществу.
Английский философ и социолог,
один из родоначальников эволюционизма.
Основатель органической школы в
социологии (или социального дарвинизма).

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Э.Дюркгейм полагал, что «Общество – это
надиндивидуальная реальность».
Особая форма коллективной солидарности
людей. Его можно сравнить со своеобразным
коллективным сознанием, которое не
тождественно простой сумме сознаний
отдельных индивидов.
Согласно Дюркгейму, основу социальной
жизни составляют социальные факты, не
сводимые ни к экономическим, ни к
психологическим, ни к физическим факторам
действительности и обладающие рядом
самостоятельных характеристик.
Их главные признаки - объективное,
независимое от индивида существование и
способность оказывать на индивида
давление - «принудительная сила».
Наиболее известные работы –
«Самоубийство» и «Метод социологии».
Основатель социологического
реализма.
Основатель функционализма.
Пионер в области социологии религии.

Структура социологии согласно Э.Дюркгейму:

Карл Маркс (1818-1883)

Один из самых ярких
представителей «социологического
реализма».
Общество, - согласно Марксу, продукт объективных условий
трудовой деятельности людей, а
его функционирование – результат
действия объективных законов.
Общество – это объективно
складывающийся механизм
согласования и регулирования
потребностей и действий
людей независимо от их воли и
желаний.
Основатель «исторического
материализма» и «парадигмы
конфликта» в социологии.

10. Макс Вебер (1864-1920)

Предмет социальных наук - поведение
человека, которое можно понятно
истолковать.
Понятны могут быть только
осмысленные действия, то есть те,
которые направлены на достижение
явно означенных индивидом целей.
Предмет социологии -
человеческое действие, связанное с
субъективно подразумеваемым
смыслом.
Родоначальник
«Понимающей
социологии»

11.

Все человеческие действия М.Вебер
разделил на 4 типа:

Целерациональное
(идеальный тип, чисто рациональное действие),
Ценностно-рациональное,
◊ Аффективное,
◊ Традиционное действие.

Согласно Веберу, социология изучает только
те действия, которые может объяснить. Т.о.
ее предметом могут являться только первые
два типа действия.

12. Типы системы власти.

Традиционная
(в основе - длительно существующая
система убеждений).
Харизматическая
(экстраординарные способности
лидера, его особенности).
Рационально-легальная
(легально и рационально
предписанные правила).

13.

14. Георг Зиммель (1858-1918)

Автор идеи
«Формальной социологии»
В центре социологии Зиммеля стоит
понятие «Взаимодействие»
(Wechselwirkung).
Чистая («Формальная»)
социология изучает относительно
устойчивые и повторяющиеся формы
межчеловеческих взаимодействий.

15.

В качестве "ячейки" социального взаимодействия Зиммель прежде
всего анализирует отношения двух индивидов (работа "Общество
двоих", 1908), а также механизмы взаимодействия людей в социальных
группах.
В работе "Большие города и духовная жизнь" (1902) Зиммель подверг
анализу такие характеристики жизни в больших городах, как
"бомбардировка" сознания людей всё новыми и новыми
впечатлениями, сверхчувствительность, импульсивность, "взрывной"
характер сознания и поведения людей.
В блестящем сочинении "Философия денег" (1900) Георг Зиммель
проанализировал влияние денег, финансово-денежных отношений на
поведение и сознание индивидов, например, на подавление чувств и
желаний людей, на деформацию разума и рациональности.
Отчуждение людей друг от друга, "овеществление" человеческих
отношений, обесценивание культуры, согласно Зиммелю, все это -
следствие власти денег. Вещи, которые человек создает, властвуют
над ним. Люди все больше пользуются вещами как средствами,
инструментами, не понимая смысла их действия. А поскольку в
созданных человеком вещах "объективируются" дух, знание, сознание,
то человеку становится чуждой его собственная духовность.

16.

Основные «Формы социальной жизни»,
согласно Зиммелю - это господство,
подчинение, соперничество, разделение
труда, образование партий, солидарность
и другие.
Все эти формы воспроизводятся, наполняясь
соответствующим содержанием, в различного
рода группах и социальных организациях,
таких как государство, религиозное
сообщество, семья, и т. д.

17.

Георг Зиммель, как и другие
представители философии жизни,
не был склонен к созданию
систематизирующих работ.
Его произведения имеют скорее
эссеистский, фрагментарный
характер. Но, несмотря на это, он
по нраву считается одним из
классиков философски
ориентированной социологии XX
в. - наряду с Ф. Тённисом, В.
Парето, Э. Дюркгеймом и М.
Вебером.

Введение

2. Учение о социальных факторах

3. Учение о норме и патологии в обществе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Науки об обществе - "неестественные". Но у них есть интеллектуальная и институциональная история.

Границы этих дисциплин и считающиеся общепринятыми большинством социальных ученых (social scientists) представления о науке относительно новы, - они сложились после первой мировой войны. Важно то, что при институционализации социальных наук в конце XIX века господствующими представлениями о науке были "позитивизм" и "эмпиризм". В 1930-е, годы они были основательно подкреплены Венским "логическим позитивизмом" и к 1950-м годам доминировали в философии и социальной науке. Считалось, что наука - не метафизика. Она не использует в объяснениях посылок, которые не могут быть проверены путем опытов.

В этом смысле науки были "эмпирическими", используемые данные должны быть получены экспериментально. "Гипотезы", как вероятные объяснения, соединяли "переменные", требовавшие "теоретически нейтрального" подтверждения. Теория была просто набором гипотез с дедуктивными эмпирическими следствиями. Поскольку исключались метафизические посылки, объяснение получало форму "законов", которые, после изгнания Юмом метафизики из каузальности, стали "регулярностями" взаимосвязанных "переменных": "если - то". Соответственно объяснение подводилось под закон.

Считая, что нет сущностной разницы между науками естественными и общественными, такой подход отвергал субъективность; теория общества выглядела объективно функционирующей системой, использовались объективные методы идентификации "социальных фактов".

В фаворе были формальное моделирование и эконометрия, бихейворизм в политологии, методы эмпирических количественных опросов, функционализм и структурализм в антропологии, социологии, политической науке, и, парадокс, - в учебниках марксизма. Социальная наука стала наукой - и мстила за это.

1. Основные положения социального реализма

Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX - начала XX в. - французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, критически им осмысленных и развитых. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является, общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов, Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.

Э. Дюркгейм был сторонником разработки в социологии научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. В предисловии к одному из своих основных трудов "Метод социологии" он подчеркнул, что его "главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм", т.е. дать ему научное объяснение. Он писал, что его предшественники в области социологии уделяли основное внимание построению различных, нередко умозрительных теорий развития общества и жало занимались разработкой научного метода изучения социальных фактов. Даже в работах Г. Спенсера, по словам Дюркгейма, "вопрос о методе не занимает никакого места". Глава из курса позитивной философии О. Конта - "почти единственный оригинальный и значительный труд, который мы имеем по данному вопросу", - утверждал Дюркгейм.

И он приступил к разработке метода социологии. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное сущ

Loading...Loading...