Сущность сознания. Его общественно - историческая природа

Невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений общественной жизни. Хотя свою родословную сознание ведет от биологических форм психики, оно не замкнуто в самом себе, есть не продукт природы, а общественно-историческое явление, результат нашего мышления. Кроме того, сознание изменяется в процессе исторического развития общества.

Сознание есть продукт исторического развития общественной практики, особая, идеальная форма человеческой деятельности. Даже на той ступени развития, когда сознание приобретает относительную самостоятельность, практика остается его основой и критерием истинности его содержания. Сознание есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако "сознание человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов восприятия и мыслительной деятельности". Каждый отдельный человек становится субъектом сознания, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики.

Исторически сознание возникло на основе общественно-трудовой деятельности людей, в ходе которой у человека сформировались способности понимать и окружающий мир, и самого себя, осуществлять разумные поступки. Диалектико-материалистическое понимание сознания состоит в том, что его источником является окружающая действительность, а материальным субстратом - головной мозг. Человеческий мозг есть орган мысли, сознание формировалось и развивалось вместе с развитием человеческого мозга. Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа - мозга. Совершенно очевидно, что без мозга, без механизма проводящих путей, связывающих его с миром, не существует духовной жизни.

У животных в ходе их эволюции возникла способность психического отражения внешних воздействий лишь тогда, когда у них возникла нервная система. Усовершенствование психики высших животных и человека под влиянием изменения образа их жизни тесно связано с развитием мозга. Сознание человека возникло и развивается в тесной связи с возникновением и развитием специфически человеческого мозга. Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. После того как возник человек современного типа со сложно организованным мозгом, в процессе труда возник и специфический способ отражения действительности - сознание.

Подобный процесс можно проследить и на примере становления индивидуальной психики. Сознание ребенка формируется под влиянием воспитания и обучения. Одновременно происходит и развитие его мозга. В том же случае, когда разрушается утонченная структура организации материи мозга, "надламывается" и психика человека, ослабляется его мыслительная деятельность.

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Развившаяся в процессе труда рука оказывала влияние на совершенствование мозга. В самом деле, если сравнить между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что по объему мозг последнего превышает мозг обезьяны более чем в 2 раза, а по весу - в 4 раза. При этом мозг человека обладает гораздо более сложным строением.

На начальных этапах осознание человеком своих действий и окружающего мира носило весьма ограниченный характер и не выходило за пределы чувственных представлений, комбинаций и простых обобщений. В дальнейшем в ходе усложнения форм труда и общественных отношений формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений, отражающих все более многообразные связи вещей и явлений.

Возникновение сознания непосредственно связано с зарождением языка, в котором формировались и выражались первые сознательные представления людей. Сознание неотделимо от языка. "Как и сознание, язык мог сформироваться лишь в процессе труда и общественных отношений, в связи с появившейся потребностью что-то сказать друг другу".

Будучи результатом трудовой деятельности, сознание в свою очередь выступает как предпосылка, необходимый регулятор и организатор взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сознание - это неотъемлемый, идеальный компонент реальной жизни человека, и прежде всего основного условия и формы его жизнедеятельности - труда: в нем оно зарождается, развивается, в нем оно прежде всего и воплощается, И каждое вступающее в жизнь человеческое существо, чтобы стать действительно человеком, обязано как можно глубже окунуться в этот океан уже очеловеченной природы.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других, поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием способ его отношения к миру и называется сознанием. Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания.

Сознание впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

Действия человека характеризуются определенной направленностью, устремленностью к достижению конечного результата, цели. Между каждым предыдущим и последующим этапами процесса действия и деятельности в целом имеется более или менее четкая согласованность: ход процесса предопределен планом. Если проанализировать, на чем базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи, цели. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно быть создано, но чего еще реально не существует. Словом, задача действия представляет собой идеальную модель желаемого будущего. Поступок не может быть ни спланирован, ни осуществлен, если человек не создал для этого направляющей предпосылки в виде идеальной модели будущего, т.е. цели.

Таким образом, каждый поступок предполагает два тесно связанных между собой процесса. Один из них - это предусмотрение, предвидение, предвосхищение будущего, вытекающее из познания соответствующих связей и отношений вещей. Другой процесс - программирование, планирование действия, которое должно привести к реализации цели. Цель задает способ видоизменения вещи в реальной практике.

Итак, сознание и объективный мир - это противоположности, образующие единство. Основой этого единства является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности.

Высшим уровнем отражения является сознание. Согласно материалистической концепции сознание-это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическая деятельность – есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Общественный труд формирует человеческое сознание. Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности – изготовление орудий труда. Сознание продуцирует продукты второй природы, которыми живет человек и которые удовлетворяют его потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом познания. У человека возникает самосознание.

Феномен общественного сознания невозможно понять верно, не уяснив в достаточной степени значение ключевого слова этой философской категории - собственно сознания и особенно его свойства быть продуктом, функцией, способом или формой существования высокоорганизованной материи - головного мозга человека.

Идея о том, что мозг есть орган мысли, возникла в глубокой древности и ныне является общепринятой в науке. Вся попавшаяся в поле моего зрения марксистская литература едва ли не слово в слово приводит положения, уходящие своими корнями в высказывания К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Вот как об этом говорится в книге "Диалектический и исторический материализм".

"Развитие науки и практики убедительно показало, что именно головной мозг является органом психической деятельности человеческого индивида. Он представляет собой сложно организованную систему, реализующую и постоянно совершенствующую функции отражения. Головной мозг насчитывает примерно 12 миллиардов нервных клеток. Но сложность системы определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении головной мозг демонстрирует поистине грандиозное, практически неисчислимое множество функциональных связей.

Сознание не существует вне деятельности головного мозга, отрыв сознания от мозга неизбежно ведет к идеализму и дуализму." (1)

В других источниках приводится еще большая цифра - до 15 миллиардов нервных клеток, входящих в структуру мозга. Дело, конечно, не в абсолютно точном определении этого количества, тем более, что вполне вероятно, что оно не постоянно в процессе жизни человека и может отличаться у разных людей. Дело в том, что это количество, и, главным образом, количество и характер связей между нервными клетками, возникающих в головном мозге человека в процессе его функционирования, позволяет говорить об его уникальности, об отсутствии его природных аналогов на нашей планете, о единственности головного мозга человека, как субъекта сознания.



В связи с этим необходимо говорить о двух аспектах этой уникальности. С одной стороны, это уникальность мозга "человека вообще", человека абстрактного, как субъекта сознания, его единственность среди всех известных объектов и систем материального мира.

С другой стороны, это уникальность, неповторимость, единственность головного мозга и его сознания каждого конкретного человека, каждого из миллионов и миллиардов представителей рода "homo sapiens". Весь ход развития естествознания, наши новейшие представления о функционировании мозга позволяют сделать вывод о том, что мозг каждого конкретного человека реализует лишь одну систему связей нервных клеток, лишь одну структуру из громадного, трудно представимого числа потенциально возможных связей и структур. И каждая такая конкретная реализация многообразных потенциальных возможностей есть единичное проявление всеобщего человеческого разума, человеческого гения.

Сознание является продуктом мозга, продуктом высокоорганизованной материи, функцией мозга; мозг же является органом сознания, органом мышления. Называя сознание продуктом материи, мы не хотим сказать, что сознание, порождаемое материей и зависимое от нее, существует как нечто внешнее ей, наряду с ней

Итак, сознание есть продукт деятельности мозга. Но оно возникает и формируется в мозгу только благодаря материальной связи мозга с внешним миром. Мозг связан с внешним миром через периферические органы чувств: глаз, ухо, слизистые оболочки носа, сосочки языка, нервные окончания кожи и т.д. Ощущения возникают в мозгу только тогда, когда до мозга доходит нервное возбуждение, вызванное раздражающим действием на органы чувств тех или иных материальных факторов.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений

Основа трудовой теории антропогенеза была заложена в диалектико-материалистической философии и базировалась на материалистической теории эволюции (исторического развития) органического мира Земли.

Трудовую теорию антропогенеза можно свести к четырем основным положениям:

1. Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Как говорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировались человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание - это первое условие человеческой жизни

2. Сознание с самого начала есть общественный продукт, и остается им до сих пор, пока вообще существуют люди - и в этом его сущность. Поэтому переход (скачок) от биологической формы отражения к социальной (сознание) есть одновременно переход от высших животных (человекообразных обезьян) к человеку, от природы к обществу.

3. Вместе с тем, как подчеркивал Ф. Энгельс, сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков - к языку.

4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее коллективного (общественного) характера стали возможны благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, следовательно, к развитию руки.

Социальная сущность сознания

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических факторов, телесной организации, хотя зависит - пол, возраст, национальность, физическое самочувствие, но от общения с людьми, через приобретения навыков, предметных действий.

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. В ХХ веке возникает теория отражения. Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения.

Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в которые общество не только осознает себя и свое общее бытие в реальном существовании, но и его активно преобразующую роль, которая начинает свое преломление в поступательном развитии общества и его бытия. Индивидуальное сознание - продукт деятельности отдельного индивида в предметном мире.

Фомы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Классификация:

1) по предмету отражения: политическое сознание отражения отношения между классами, нациями, государствами к проблеме власти.

2) по формам отражения: наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей.

3) по особенностям своего развития, сопоставляя науку и искусство.

4) по выполнению ими социальных функций.

6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.

Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.


II. Самосознание

1. Понятие самосознания

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объ­ектом сознание. Как это возможно с точки зрения мате­риалистической теории познания - вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действи­тельности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни ка­жется странным для обычного мышления, является оче­видным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и проти­воположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деле­ние, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме раз­деления сознания на объект и субъект в акте самосо­знания.

Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, го­ворим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосозна­ние людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представ­ляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосо­знание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимает­ся психологическая наука). В обоих случаях мы не вы­ходим из рамок обычного соотношения общего и отдель­ного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индиви­дуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассмат­ривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), де­лающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех те­кучих явлений сознания. Материалистическая философия, психоло­гия, физиология и психопатология накопили уже боль­шой материал для научного объяснения явления само­сознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трак­товку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы со­знания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не яв­ляется созерцанием собственного изолированного инди­вида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек высту­пает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют меж­ду собой или с внешним миром.

Однако способность «я» в процессе самосознания от­влекаться от всех переживаемых им состояний (от ощу­щений до мышления), способность рассмотрения субъек­том всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызы­ваемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно по­стоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства само­сознания была предметом размышлений многих филосо­фов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о транс­цендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше - предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью созна­ния или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание-это процесс, проходящий раз­личные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Избранный вариант или сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным...

Материале показаны результаты контактов разных этносов, проживающих в Казахстане. Весьма важным является социолингвистический материал, касающийся взаимодействия русского и казахского этносов и контактирования их языков. Следует также подчеркнуть работу К.М.Абишевой, в которой подробно описаны языковые контакты названных этносов на протяжении многих веков. Если рассмотреть контакты русского и...

19. Философские проблемы сознания. Общественно-историческая природа сознания. Сознание и язык
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных проблем. Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, почувствовал, пережил.
В истории философии проблема сознания решалась на двух уровнях:
1. Описание способов, какими вещи даны в сознании и существуют в нем (описание феномена сознания).
2. Объяснение самой возможности сознания, самого феномена.
Такое разделение появилось только в 20 веке. До этого считалось, что если описаны способы существования вещей в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Каждая эпоха имела свои представления о сознании, связанные с текущими мировоззренческими установками и зачастую взаимоисключающие. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому для объяснения сознания использовалась метафора (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке с воском, так и объект отпечатывается на дощечке разума. Другая особенность – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на внутренний мир, не была проработана философией. Эта специфика основана на том, что внимание человека было обращено на окружающий мир.
В культуре христианства произошло важное событие – обострение потребности человека обращать внимание на себя, собственные переживания, что было вызвано необходимостью общения с –богом (молитва). Человек должен был отключиться от чувственных восприятий, тела и обратиться к душе. Практика исповеди также стимулировала самоанализ. Таким образом перед человеком открылась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Эту проблему впервые четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Три уровня сознания:
1. Божественный – высший.
2. Рефлексии и рассуждения.
3. Инстинктов и страстей – низший.
Чтобы человек обрел свою сущность, свое “Я”, он должен дойти до первого уровня. Но на первом уровне “Я” забывает о себе, не рассуждает, не рефлексирует, чтобы рассказать об этом состоянии, нужно выйти из него. Остаются лишь воспоминания, которые и есть сознание. Сознание есть память о земной ничтожности и возможности достигать божественное. Сознание связано со страданием. Оно дано, чтобы испытать муки души, потерявшей единение с Богом (Бердяев).
Новое время ознаменовалось афоризмом “Бог умер”. Отказ от бога формировал новый духовный опыт людей, где нет первого (божественного) уровня. Нет бога, нет и воспоминания. Происхождение человека стало рассматриваться через природную эволюцию. Однако нельзя было рассматривать сознание как отпечаток (в античности), а что если это галлюцинация. Вывод философов Нового времени – сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает – структуру и содержание.
Маркс сформулировал идею вторичного сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами, прежде всего экономическими. Он утверждал, что не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все поставлено на службу материальному успеху. Отсюда морально все, что приносит материальный успех. Люди привлекают друг друга не как носители духовного опыта, а как владельцы вещей. Маркс зафиксировал факт, что буржуазные отношения невозможны без изменения сознания людей. Социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Пока реальные люди не осознали буржуазные отношения как само собой разумеющимся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабильности отсутствовала. Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей.
Оппоненты Маркса утверждают уникально-личностную, а не общественную природу сознания. Сознание – уникальный творческий акт или детерминированное положение человека в структуре общественных отношений.
Общественная природа сознания
Мышление у человека в отличие от мышления животного многократно опосредовано. От поколения к поколению закрепляется и передается накопленный опыт. Постепенно происходит отделение духовного от материального. Историческое происхождение мышления относится к эпохе нижнего палеолита, которое обусловлено биофизическими факторами. Но эти факторы сами по себе реализоваться не могут, и источник знаний лежит ни в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии между субъектом и объектом. “Труд создал человека”.
Мышление первобытного человека строилось по другим канонам, где доминируют коллективные нормы. Мышление нельзя заключить в рамки интеллектуального. Если не было бы мышления дикаря, не было бы мышления гения. Как только начинается работа мышления начинается перестройка психики человека в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Сами эмоции становятся опосредованными. Происходит новое качественное мышление – сознание.
Система, внутри которой возникает и развивается сознание – специфический человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Способом может быть практико-преобразовательная –деятельность по отношению к природе, социальной среде, самому человеку, к формам его жизни. Опыт созидания культуры человека и составляет отражение, которое образует человеческое сознание. Возникновение сознания связано с: формированием культуры на основе практической деятельности людей, необходимостью закрепления навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
Все эти действия носят социальный характер, то есть основным для общественной природы человека является человеческое сознание.
Сознание и язык
В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В пос¬леднем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семанти¬ку. При последовательном проведении подобной линии недолго прий¬ти к умозаключению о возможности существования сознания и мыш¬ления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгля¬ды действительному положению дел? Как заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осозна¬нию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тог¬да, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреп¬лены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собствен¬ные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент - лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, осоз¬нанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы зна¬ков, используемые для коммуникации человека с техническими ус¬тройствами) нисколько не меняет основополагающего представле¬ния об идеальный сущности языка.
Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функциони¬рует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеаль-ных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации чело¬век реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внеш¬ней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактичес¬ки передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носи¬тель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлени¬ями духовного порядка и может характеризоваться при помощи ка-тегории идеального.
Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворе¬чивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождеств-лять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные мета¬физические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие линг¬висты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания - типичное явление в рамках отечествен¬ной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
Единство сознания, языка и мышления, обус¬ловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отноше¬нию к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, кото¬рая вытекает из их функциональной спецификации. Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключа¬ется в том, что язык - более устойчивая сторона, мышление - процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, пре-вращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (сло¬ва, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) из¬вестны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передают¬ся До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невер¬бальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуни¬кации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
Итак, в отечественной философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуника¬тивная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуника¬тивность - чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.

Биологической предпосылкой общественных отношений была стая, в которой каждая особь чувствовала себя защищенной, получала помощь от других. Фактором, который обусловил превращение стаи в общество, выступила трудовая деятельность, то есть такая, которая осуществляется людьми при совместном изготовлении и использования орудий.

Изменение условий жизни, ухудшение климата обусловили уменьшение возможностей удовлетворения первичных потребностей. Предки человека вынуждены были или вымереть, или качественно изменить свое поведение, приспособиться к новым условиям, чтобы выжить.

Первобытный человек нашел выход в осуществлении совместных трудовых действий. Инстинктивно общение постепенно менялось общением на основе «производственной» деятельности. Совместная деятельность и взаимный обмен продуктами деятельности способствовали превращению стаи в общество.

Возникновение трудовой деятельности влияло на развитие общественных отношений, которые, в свою очередь, способствовали совершенствованию трудовой деятельности. С усложнением трудовых процессов связано развитие высшей формы психики человека — сознания, для которого характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и преобразование окружающей среды.

Постепенно орудия труда, которые делают люди, усложняются, и происходит специализация, за ними закрепляются постоянные операции. Именно из-за этого возникают качественные отличия среды человека и среды животного, которое не живет в мире постоянных вещей.

Созданные людьми орудия выступают материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности. С усложнением орудий их изготовление происходит через разделение операций между многими членами общества одновременно. Деятельность постепенно становится осознанной, осмысленной, поскольку конечная цель ее — удовлетворение потребности в пище — становится все более удаленной, и понять это может только человек с развитым логическим мышлением.

Таким образом, изменяя природу, человек изменяет прежде всего себя.

Под влиянием труда закрепляется новая функция руки: она развивается одновременно и как орудие для хватки, и как орган познания объективной действительности через активное обследование (прикосновение), которое дает знания о существенных свойствах предметов материального мира. То есть рука является не только органом труда, но и продуктом.

Вследствие специализации руки как органа труда сформировалось ее представление в головном мозге, что повлекло увеличение массы и изменения структуры мозга. Развилось прямо хождение. Эти изменения способствовали быстрому удовлетворению потребностей человека и рождению новых, материальных, собственно человеческих потребностей.

Таким образом, работа обусловила развитие человеческого общества, формирование человеческих потребностей и развитие человеческого сознания, которое уже не только отражает, но и преобразует мир. Это, в свою очередь, формировало потребность в общении и речи. Язык и сознание неотделимы. Язык расширяет границы сознания. Итак, речевое общение, как и труд, является важным фактором развития сознания и самосознания людей.

Loading...Loading...