Тропарь кресту - изменение текста и смысла - какой же на сердце разгром.

Молитва на поклонение Кресту – «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твое славим» - 3 лучших аудио:

“Кресту Твоему…” Православный солдатский хор при Свято-Смоленской Зосимовой пустыни

“Кресту Твоему…” Мужской хор под упр. Гринденко

Дивна Любоевич и хор «Мелодии» (Divna Ljubojević). «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

  1. Тропарь

    Тропарь Воздвижению Креста. Мужской хор Минской Духовной Семинарии

Кондак

Величание

  1. Крест сделал нас прекрасными

«Крест воздвизаем, на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей: на том бо убив нас убившаго, умерщвлeнныя оживил eсть, и удобри, и на небесех жити сподоби яко милосерд, премножеством благости. Тем радующеся, вознесем имя Eго, и Того возвеличим крайнее снизхождение» (.

Возвышаемый Крест побуждает всё творение воспевать пречистое страдание Вознесенного на нём Христа . Ибо Христос , Умертвивший* на нём нашего убийцу - диавола - оживил умерщвлённых грехом , и сделал их прекрасными, и удостоил иметь гражданство на небесах, как милосердный, по преизбытку благости. Потому, радуясь, вознесем Его имя и возвеличим Его крайнее (самое большое, какое может быть) снисхождение.

* Искупив на Кресте все грехи человечества, Господь наш Иисус Христос свёл «на нет» все ухищрения диавола по укоренению власти греха над человеком. Люди, конечно, и в наше время грешат, но у нас есть Христос, Который Своим воплощением на земле, распятием и воскресением дал нам Себя, чтобы, причащаясь Его Божественных Тела и Крови, мы имели возможность победить грех, освободиться, следуя путём, указанным Им в Евангелии.

  1. Крест - мой мощный покров

«Ты мой покров державен еси, тричастный кресте Христов. Освяти мя силою твоею, да верою и любовию поклоняюся и славлю тя» (Стихира на «Господи воззвах») .

Ты мой мощный покров, трехчастный* Крест Христов, освяти мен силою твоею, чтобы я с верою и любовию поклонялся и славил тебя!

* Дерево, из которого сделан Честной Крест, как известно из Священного предания, было посажено Лотом после разрушения Содома. Лот посадил в одну лунку кусочки посохов трех Ангелов, явившихся Аврааму: кедр, сосну и кипарис, которые переплелись в один мощный ствол. Дерево было срублено царем Соломоном для строительства Храма, однако не подошло ни к чему и было оставлено на земле. Впоследствии этот ствол выбросили в Овечью Купель, где его заносило илом, и именно его раз в год очищать от ила сходил Ангел Господень. Тогда бурлила вода и исцелялся первый, бросившийся в купель. Когда бревно достали, оно было пропитано водой. И поэтому Христу так тяжело было его нести вдобавок к немощи после истязаний.

  1. Повергает в трепет Божие промышление о нас, царских созданиях

«Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда: праoтца бо Адама прельстивый древом, Крестом прельщается, и падает низвержен падением странным, мучительством одержавый царское здание. Кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу: Древом бо подобаше древо исцелити, и страстию Безстрастнаго, яже на Древе, разрешити страсти осужденнаго, но слава Христе Царю, eже о нас Твоему мудрому смотрению, имже спасл eси всех, яко Благ и человеколюбец» (Стихира на «Господи воззвах») .

Придите, все народы, благословенному Древу поклонимся, чрез которое настала вечная правда. Ибо праотца Адама древом обольстивший Крестом* уловляется; и, низвергшись, падает падением неудержимым насильно завладевший царским созданием**. Кровию Божией отмывается яд змия, и уничтожено проклятие праведного осуждения, когда Праведник осужден был судом неправедным***. Ибо Древом надлежало древо исцелить и страданием Бесстрастного на Древе уничтожить страсти осужденного. И слава, Христос Царь, Твоему повергающему в трепет промышлению о нас, которым Ты спас всех, как благой и Человеколюбец.

*Соблазнивший Адама вкушением плода от древа познания добра и зла, сатана ничего не может сделать против силы Креста.

**Адам - как человек - был создан как царь над всеми живущими на Земле.

***Когда Христос был неправедно осуждён и распят, было искуплено от греха всё человечество. Все остальные противопоставления-параллели в стихире нужно рассматривать как эти.

  1. Его же бо любит, Господь, наказует

«Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, не сопротивляется ей ничтоже лукавое, благоразумна есть всем любящим ю: всякое же честное недостойно ея есть. Долгота бо жития, и лета жизни в деснице ея. В шуйце же ея богатство и слава: из уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Путие ея, путие добры, и вся стези ея с миром. древо живота есть всем держащимся ея, и восклоняющимся на ню, яко на Господа, тверда» (Притчей чтение, глава 3)*.

Наставления Господня, сын мой, не отвергай, от упрёков Его не отвращайся. Ведь Господь порицает того, кого любит, как отец - драгоценного сына. Счастлив человек, обретший мудрость, человек, достигший разумения. Лучше мудрость обрести, чем серебро, ибо она золота ценнее, дороже она, чем самоцветы, ничто желанное с ней не сравнится. В правой руке у неё - долгоденствие, а богатство и почёт - в левой. Дороги её - дороги радости, все её пути благополучны. Она - древо жизни для тех, кто ей привержен, и блажен, кто с ней неразлучен.

*Вторая паремия словами притч призывает «не пренебрегать» всеми «наказаниями» от Господа. Сюда относятся все житейские бедствия, болезни, лишения, всевозможные неудачи. Почему это нужно? Потому что Господь ими воспитывает человека для Царствия Божия. Если отвергать эти меры, то скорби не исчезнут, а в душе будет расти раздражение, недовольство всем. Можно так дойти и до озлобления. Соломон предостерегает и от уныния словами «не ослабевай», так как уныние расслабляет душу и лишает ее главного, ради чего допускается «наказание» – раскаяния. Чтобы легче было смириться с таким способом воспитания, автор притчей указывает на основную утешающую мысль во всех невзгодах: Господь так реагирует на недостатки каждого из нас потому, что относится к каждому как отец к сыну, не равнодушно, а с любовью. К тому же все, что приходится терпеть в жизни, приводит к опытности, благоразумию, даже мудрости. Иметь это важнее и значительнее, чем сокровища «злата и сребра». Премудрость, приобретенная в терпении, не просит житейских благ, но награждает своего обладателя миром души. Мир этот приводит к надежному счастью и в духовном плане, и в житейском. Надежность, прочность этого счастья – от того, что оно опирается на «древо живота», то есть сила Божия дает человеку знать, что делать, защищает от колебаний, сомнений, бурь, способных разрушить все в жизни.

Почему строки о премудрости читаются в этот праздник? Потому что заключительные слова притчей о «древе живота» Церковь относит ко Кресту Христову. В Кресте Господнем (Его распятии) людям открылась любовь Божия к каждому отдельному человеку и к человечеству в целом. Высшая премудрость земли – это умереть со Христом для рабства греху, отвергнуть вражию гордыню, креститься «в смерть Его», чтобы и воскреснуть для жизни в Нем и с Ним.

  1. Крест воздвигается - и демоны бегут

«Честнаго Креста Христе, действо прообразив Моисей, победи противнаго Амалика в пустыни Синайстей: eгда бо простираше руце, Креста образ творя, укрепляхуся людие: ныне же вещей сбытие в нас исполнися. Днесь Крест воздвизается, и демони бегают. Днесь тварь вся от тли свободися: вся бо Креста ради возсияша нам дарования. Темже радующеся вси припадаем Тебе глаголюще: яко возвеличишася дела твоя, Господи, слава Тебе» (Стихира на литии) .

Моисей, предначертав действие священного Креста, Христе, в бегство обратил враждебного Амалика в пустыне Синайской*; ибо когда распростирал он руки, образ Креста творя, народ укреплялся; ныне же исход этих событий на нас исполнился: сегодня Крест воздвигается – и демоны бегут; сегодня все творение от тления освободилось; ибо благодаря Кресту нам засияли все благодатные дары; потому все мы, радуясь, припадаем к Тебе, возглашая: «Как величественны дела Твои, Господи! Слава Тебе!»

*«И пришли Амаликитяне (синайские бедуины, непримиримые враги Израиля, впоследствии совершавшие набеги на Палестину) и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17: 8-13).

Этот отрывок из Ветхого Завета – один из прообразов Креста Господня.

  1. Ад отпускает того, кого алчно поглотил

«Токмо водрузися Древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи: Егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом; явил еси нам спасение Твое, Святый, и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас» (Седален после кафизмы на Утрени) .

Только лишь было водружено древо Креста Твоего, Христе, – и поколебались основания смерти, Господи: ибо Того, Кого алчно поглотил ад, он отпустил с трепетом*. Ты показал нам спасение Твое, Святой, и мы славословим Тебя: «Сын Божий, помилуй нас!»

* Когда на Кресте скончался Господь Иисус Христос, многие умершие воскресли, восстали из гробов и явились живым в ознаменование всеобщего воскресения мертвых (Мф. 27, 51-53).

  1. Древо Креста - одежда жизни

(Седален после полиелея) .

  1. Всё терпит ради меня Бог мой

«Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает Сладость церковная, венцем от терния облагается покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания и заушается бренною рукою, рукою создавый человека, по плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит мене ради, осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко Благоутробен» (Стихира на поклонение Кресту ).

В этот день Владыка творения и Господь славы ко Кресту пригвождается и в ребра пронзается; желчи и уксуса вкушает Услада Церкви; венец из терний возлагается на Покрывающего небо облаками; в одежду посмеяния облекают и бьют по лицу созданной из земли рукою Создавшего Своей рукою человека; по спине бичуют Одевающего небо облаками; принимает оплевания и раны, оскорбления и удары и все терпит ради меня, осужденного, Искупитель мой и Бог, да спасет мир от заблуждения, как Милосердный*.

*Значение этой стихиры очень велико для понимания праздника. В поэтических противопоставлениях показывается вся глубина падения человечества: на Кресте распяли и подвергли насмешкам и издевательствам – Кого?! – своего Бога и Творца! И теперь исправить это можно только терпеливой христианской жизнью, так как, греша, мы распинаем Христа еждневно и ежечасно. А участь распинателей Господа известна…

  1. Бог доступным мне становится

«Неприкосновенный Существом прикосновен мне бывает и страждет Страсти, свобождаяй мя от страстей, свет подаваяй слепым от беззаконных устен оплевается и дает плещи за пленeнныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы Мне, Чадо Мое, что сие сотворил eси? Красный добротою паче всех человек бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты, увы Мне, Мой Свете, не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое oружие сердце Мое проходит; воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, Долготерпеливе Господи, слава Тебе» (Стихира на поклонение Кресту ).

В этот день Неприступный по существу доступным мне становится* и терпит страдания Освобождающий меня от страстей; подающий свет слепым оплевывается беззаконными устами и за пленников подставляет спину ранам. Его видя на Кресте, чистая Дева и Матерь мучительно вещала: «Увы Мне, Дитя Мое, что Ты это сделал? Цветущий красотою более всех людей, бездыханным, невзрачным являешься, не имеющим ни вида, ни красоты. Увы Мне, Свет Мой, не могу спящим видеть Тебя, терзаюсь внутренно и страшный меч сквозь сердце Мое проходит. Воспеваю страдания Твои, поклоняюсь милосердию Твоему; долготерпеливый Господи, слава Тебе!».

* По своему существу мы не можем быть Богом. Но уподобиться Ему и приблизиться к Нему мы можем: претерпев искушения этой жизни, сораспинаясь Христу в ней и соединяясь с Ним во Святом таинстве Причащения.

Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья Олейникова Таисия Степановна

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Т^рестом Твоим жительство.

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

Молитва животворящему Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Молитва Животворящему Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.(Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов

Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья Тихоновна

Молитва Животворящему Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Тропарь Кресту и молитва за отечество Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева Ольга

Молитва Честному Кресту в час беды Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Молитва Кресту Господню О Крест Господень, бесов изгони, От тёмных сил спаси и сохрани, И от нечистого навеки нас отринь. Да будет воля Господа.

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Тропарь креста и молитва за Отечество Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы святей Твоей Церкви на сопротивныя даруя; и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.Посем кратко принеси молитву о здравии и спасении отца твоего духовного, родителей

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Краткая молитва Честному и Животворящему Кресту Читайте эту краткую молитву, когда вас посещают сомнения в собственных силах, или вы чувствуете, как кто-то вольно или невольно вредит вам.Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Из книги Чудотворные и исцеляющие молитвы и иконы Святой Троицы, Спасителя, Божьей Матери, преподобных святых и угодников автора Михалицын Павел Евгеньевич

Тропарь и молитва святому Тропарь, глас 4 Пра?вило ве?ры и о?браз кро?тости, воздержа?ния учи?теля яви? тя ста?ду твоему?, я?же веще?й и?стина: сего? ра?ди стяжа?л еси? смире?нием высо?кая, нището?ю бога?тая, о?тче священнонача?льниче Нико?лае, моли? Христа? Бо?га спасти?ся душа?м

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

Тропарь и молитва преподобному Тропарь, глас 4 От ю?ности Христа? возлюби?л еси?, блаже?нне, и Тому? еди?ному рабо?тати пла?менне вожделе?в, непреста?нною моли?твою и трудо?м в пусты?ни подвиза?лся еси?, умиле?нным же се?рдцем любо?вь Христо?ву стяжа?в, избра?нник возлю?блен

Из книги автора

Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги автора

Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежит от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги автора

Молитва Честному и Животворящему Кресту Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом сим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя, и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами.

Из книги автора

Молитва иная Честному и Животворящему Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в


Предуведомление.
Я не филолог и не дочь филолога. Я не проводила никакого специального исследования. Я просто разговаривала с людьми. И слушала, и спрашивала, и удивлялась, и радовалась. На любопытные особенности восприятия некоторых богослужебных текстов наткнулась случайно. До этого мне в голову не приходило поинтересоваться тем, о чем именно сердце молится в этот момент, какой образ создается. Моя выборка заведомо нерепрезентативная, ведь со мной далеко не всякий человек готов говорить, особенно доверительно. Я поделилась этим наблюдениями с некоторым людьми. Теперь по их совету делаю эту заметку доступной более широкому кругу.
Буду рада, если кто-то еще отзовется и поделится своим:) Прочие факты взяты из открытых интернет-источников.

Тропарь Кресту.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным
христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим
жительство.

Тропарь Кресту был написан св. Косьмой Маиумским . Св. Косьма, еп. Маиумский (в Финикии), известен еще под именем Иерусалимского или Агиополита, так как долгое время вместе с Иоанном Дамаскиным провел в Иерусалимской Лавре св. Саввы. Они были очень дружны; такая близкая дружба редко бывает даже между кровными братьями. Это был 8й век, время иконоборчества. Доподлинно неизвестно, дожил ли св. Косьма до 7го Вселенского собора, утвердившего иконопочитание в 787 году. Св. Косьме принадлежит множество канонов на разные праздники. К слову говоря, он вместе со св. Иоанном Дамаскиным писал каноны на великие праздники так, что каноны одного дополняли каноны другого; один давал внутренний смысл события, другой же повествовал о его внешних особенностях. Но это отдельный разговор.

Тропарь Кресту может петься немного по-разному.
В дореволюционных молитвословах мы находим этот тропарь, который с конца 1894-го до начала 1917 года читался так:
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Современные греки, несмотря на упразднение в 1974 году Элладского королевства, сохраняют византийский текст этого тропаря:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы (благоверным) царем над варварами даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Почему такая разница с тем текстом, который мы знаем теперь? А дело вот в чем. В исходном тексте тропаря выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и историческое указание на знамение Креста на небе с греческой надписью «сим побеждай» (touto nika), которое видел св. Константин Великий и его воины. Греческий текст, называющий царских врагов варварами, можно истолковать и так, что они не только военные враги, но и враги той культуры, которую несет в себе и защищает христианская Империя. После 1917 года, когда царя не стало, тропарь стали петь со словами "победы православным христианом","победы христианом". И даже иногда просто "победы на сопротивныя даруя".
Посмотрим на греческий текст тропаря.
Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου,
νίκας τοῖς Βασιλεύσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος
καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.
Начало тропаря взято из Пс. 27, 9, самый конец: "Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!".
Предыдущий стих псалма "Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего". Св. Косьма очень красиво вписал новые слова в существующий контекст. «Спаси, Господи, люди Твоя». Люди (laon) — народ, войско, армия, население, собрание, это и подданные Империи, и члены Церкви. В псалме речь идет о народе Божьем, Израиле.
Достояние (kleronomian) — наследие (удел, доля), наследование.
Жительство (politeuma) — общество, государство, образ правления, граждане, подданные.
Интересно, что даже у людей, которые читали не один раз перевод с греческого, восприятие смысла тропаря через церковно-славянскую традицию существенно отличается от того образа, который рисуется в греческом, если он взят без оглядки на церковно-славянский. На ЦСЯ тропарь звучит намного более новозаветно, аскетически и без политики, за счет "сопротивных", которые воспринимаются скорее как бесы, нечистые духи, а не как враги государства, плоть и кровь. На греческом в качестве врагов - варвары. Даже если это понимать в расширительном смысле, как варварство, то всё равно государственный, культурный, исторический аспект перевешивает. А в ЦСЯ переводе, как в иконе Распятия, этот смысл остается, но тенью, а не основной краской. Поэтому перевод с греческого скорее даст исходный имперский смысловой оттенок:
"победы правителям над варварами даруя и Твоё сохраняя Крестом Твоим государство".
А если не переводить, опираясь на словарные значения, но попытаться построить не перевод, а слепок, отпечаток того восприятия, который так неожиданно для меня всплыл в многочисленных беседах последнего времени, то это может выглядеть как-то так:
" Победы христианам на брани даруя и Твою сохраняя Крестом Твоим державу", где брань - невидимая брань, больше духовная, а не сражение с конкретными врагами православного государства. Поскольку брань наша не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. А держава - не сколько государство или гражданское общество, не империя, даже совпадающая по внешней границе с церковной средой, сколько жительство Бога, т.е. Церковь.
Это всё, что я хотела сказать. Можно обсуждать, насколько промыслительно или произвольно такое восприятие, можно возражать, что это очень частная психологическая особенность или думать о том, как проверить его в большем масштабе.
Меня же крайне поразил один вопрос, который прямо следует из моего маленького открытия.
Может ли Церковь перерасти то, что некогда было написано, и духом писать уже немного другие смыслы в тех же по виду словах?

Наступает праздник Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня.

Обычно мы в семье готвоим детей к празднику заранее: рассказываем о празднике, смотрим иконы, иллюстрации. Также знакомим детей с тропарем: читаем по-славянски, перессказываем своими словами так, чтобы дети поняли. Еще идея — на листе тонкого картона красиво оформляем тропарь: дети списывают из молитвослова, раскрашивают первую букву — буквицу. Этот лист мы прикрпляем к холодильнику в день праздника.

Итак, наступает Воздвижение. Как и в другие праздники, посвященные Кресту, тропарь дня — Спаси, Господи, люди Твоя... Подпевая хору во время водосвятных молебнов, всегда немного «притормаживаешь» на этом тропаре в незнакомом храме. Ведь слова в этом тропаре не всегда одинаковые . Приходишь на всенощную в один храм — поют так. На литургию в другой — поют иначе.

Пытаюсь разобраться в вопросе. Не как богослов, а как родитель, который в своей домашней церкви воспитывает своих детей как православных христиан , готовит своих детей ко встрече праздника, к участию в богослужении. Надо выбрать какой-то один вариант тропаря. Впрочем, этот тропарь поют в семьях и на ежедневном утреннем правиле. Ситуация не простая.

До революции тропарь был таков:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство .

Сейчас мы не слышим именно этого текста: это понятно, ведь Николай Александрович уже более 90 лет как убит. Другого царя ни у нас, ни у других православных народов нет .

Как теперь петь тропарь? Я не знаю, есть ли какое-то решение этого вопроса. В разных храмах - это разное решение . Здесь можно сослаться на молитвословы:

один вариант: … победы на сопротивныя даруя...

(Православный молитвослов, М.2003, Локид-пресс, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)

другой вариант: … победы православным христианом на сопротивныя даруя...

(М.,2000, также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

Еще вариант: … победы благоверному Императору нашему на сопротивныя даруя...

(Праздничный канонник, Москва-Санкт-Петербург, Леушинское подворье, 2002, по благословению высокопреосвященного Иоанна, Архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя миссионерского отдела Московского Патриархата).

Судя по тому, что это изданные «по благословению» Патриарха и уважаемых архиереев молитвословы - единого мнения по этому вопросу нет . Каждый принимает решение, видимо, сам. Как иначе — не понятно, ведь у нас дома все три этих молитвослова, и странно два посчитать ошибочными. И какие именно?

Я не знаю, писал ли на эту тему кто-то еще из известных современных христианских богословов — но мне «легло на сердце» рассуждение святителя Иоанна (Максимовича) , писавшего на эту тему, через несколько десятилетий после революции 1917 года.

В слове «Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях», святитель Иоанн говорит:

«Православная Церковь... всегда возносила моление Богу, чтобы сила крестная помогала уповающим на крест царям. Службы святому Кресту по средам и пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений... Замечательно, что многие из сих песнопений написаны святыми Отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые. Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или чужеземных властей...

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах святому Кресту, когда какой-либо народ не имеет своего Православного Царя?

при произношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и будущих православных Царях, ибо по толкованию святого Иоанна Златоуста православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста... Вот почему Церковь Православная не перестает молиться «победы благоверным царем на вопротивныя даруя». Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется...

В России и некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые Отцы:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство ».

(Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях//Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Богословские труды. Составители иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский), Российское Отделение Валаамского общества Америки, М., 2003, - с. 808 — 810).

Я не знаю, почему не везде молитва Кресту употребляется в том виде, в котором, по словам святителя Иоанна Максимовича, ее составили святые Отцы. Но я знаю, в каждой малой Церкви Тропарь Кресту может читаться именно так , с сохранением «неизменного и подлинного текста». Если, конечно, родители примут такое решение. Как и любая молитва это не только обращение к Богу. Это образование души каждого члена семьи. Это картина мира . В данном случае — картина мира, в котором есть место благоверному царю, победу которому на сопротивных дарует Крест Животворящий.

Если мы растим детей «в учении и наставлении Господнем», в верности нашей матери-Церкви, и, наставляя детей в устремлении к небесному Отечеству, учим любить и земную Отчизну, то молитва Кресту — это еще и молитва о ниспослании нашей многострадальной Родине того самого, уповающего на Крест Христов, благоверного царя .

В том, чтобы во время домашней молитвы петь «подлинный текст» тропаря Кресту нет никакой «революции». Революция уже была в 1917 году. Здесь нет никакой обособленности малой Церкви, семьи, от вселенской. Об этом можно было бы хотя бы спорить, если бы существовало какое-то единое мнение на счет того, как должно петь в храме этот тропарь.

Мы бываем на службе в одном московском монастыре - там поют «победы православным христианом» , а в храме «около дома», на окраине Москвы, поют «победы на сопротивныя» , без указания «кому победы». Так что дети, которые знают хоть как-то службу и бывают не только в одном храме, в любом случае спрашивают: а почему на даче поют так, а в Москве по-другому ? Не спрашивают только малыши, или совсем невнимательные. И объяснить не трудно: раньше пели «благоверному императору Николаю...», а когда убили царя, все перепуталось, в одном храме поют так, в другом — иначе. Видите, и так как мы поем — так тоже не везде поют. Никакого обособления, просто все перепутано...

Какой вариант выбрать — это дело каждого. Выбирать придется . И каждому решать, на каком основании он выберет тот или иной вариант. Главное — помнить: наши дети — это будущее нашей Церкви и нашей страны. И это будущее буквально в наших руках.

Анна Дмитриева, http://roditelinfo.ru

фото - мое, с поделки, сделанной шестилетним ребенком

Все-таки еще раз хочу вернуться к своей любимой теме. Про дореволюционное богослужение, в частности про тропарь Святому и Животворящему Кресту. Тем более, что в эти осенние дни 95 лет назад проходили заседания того самого поместного собора , который в частности занимался и его редакцией. Всем известно, что деятельность этого собора вызывает резко противоположные оценки: от "иконы святых отцов поместного собора 1917-18 годов " , до "обезглавленного собора, как порождения зла" . Не будем вдаваться в крайности, но рассмотрим некоторые моменты из его деятельности.
15 ноября крестьянин тверской губернии М. Е. Никонов (между прочим через своего правящего архиерея - Серафима Чичагова) прислал в адрес собора письмо, в котором в частности говорится следующее:
«[...] Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, что преосвященные пошли навстречу революции. Неведомо нам сей причины. Страха ли ради Иудейска? Или по влечению своего сердца, или по каким-либо уважительным причинам, но всё-таки поступок их в верующих произвёл великий соблазн... В среде народа такие речи, что якобы поступком Синода многие здравомыслящие люди введены в заблуждение, а также многие и в среде духовенства. [...] Православный русский народ уверен, что Святейший Собор в интересах Святой матери нашей церкви, отечества и Батюшки Царя, самозванцев и всех изменников, поругавшихся над присягой, предаст анафеме и проклятию с их сатанинской идеей революции . И Святейший Собор укажет своей пастве, кто должен взять кормило правления в великом Государстве. [...] Не простая же комедия совершаемый акт Священного Коронования и помазания Святым миром царей наших в Успенском Соборе [Московского Кремля], принимавших от Бога власть управлять народом и Тому Единому отдавать ответ, но никак не конституции или какому-то парламенту».
Оканчивалось это послание словами: «Всё вышеизложенное, что здесь написал, не моё только личное сочинение, но голос православно-русского народа, стомиллионной деревенской России, в среде которого нахожусь я».

Такие письма обычно не доходили до собора, но тут получилось по-другому. Письмо это было принято к рассмотрению через пару дней после выборов патриарха Тихона Белавина , которые состоялись как раз почти в эти дни - в ноябре, 18 числа (н.с.) - и послужило началом дискуссии о царской присяге. Которая, кстати так ничем и не кончилась. То есть собор так и не дал ответ на вопрос: не попали ли мы под клятвопреступление, нарушив присягу Царю Николаю Александровичу. Как развивалась эта дискуссия подробно рассказывает популярный сейчас историк Михаил Бабкин . Посмотрите, если интересно, .
Я бы хотел остановиться на другом. Сейчас вот, даже среди умеренных русских патриотов, часто восхищаются: Святой патриарх Тихон, Святые новомученики Российские! Простой русский крестьянин говорит им: "поступком Синода (а там был и Тихон Белавин , и Владимир Богоявленский, и другие "святые" ) многие здравомыслящие люди введены в заблуждение"! Почему "преосвященные пошли навстречу революции"?

При чем проходит полгода, а преосвященные все не вразумляются! На своих заседаниях они как ни в чем не бывало спокойно ссылаются, мол, на то, что якобы царь сам "отрекся" от престола. Типа царю надоело царствовать? Или крыша у него поехала на станции Дно? Да все прекрасно знали, что на этой паскудной станции к нему приперлась делегация Исполнительного Комитета Государственной Думы , с которой эти самые преосвященные накануне постановили "войти в сношение" . И пришли, по-видимому, не чайку попить. И синодалам, скорее всего, было известно об их намерениях, раз они уже к ним "клинья подбивали". Говорят, что некоторые из них еще с начала года перестали даже на проскомидии частичку за Царя вынимать...
Так вот и получили мы "куцый" тропарь, как и множество иных литургических перлов. Благодаря великой богословской мысли "святых отцов поместного собора 1917-18 годов". Великие богословы и грамотеи наверное даже толком и не вникали в то, что делали. "Спаси, Господи, люди твоя (Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου ) и благослови достояние Твое (καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου )", - первая мысль заканчивается. Далее идет фраза со следующими ключевыми словами: δωρούμενος (производное от глагола "давать", а значит предполагающее существительное, отвечающее на вопрос "кому?" ). И κατὰ βαρβάρων (про варваров, думаю и так всем все понятно). Итак, кому?
У греков тоже сейчас проблемы с монархией. Они тянутся у них с переменным успехом еще с 1830 года. Однако никому и в голову не приходило убрать "Василевса". Правда, за его неимением, так как у них давно уже нет никакой династической преемственности, поют во множественном числе: τοῖς Βασιλεύσι . То есть, всем благоверным царям (василевсам). Но как можно было додуматься нашим умникам убрать ключевое существительное-дополнение? Сначала, в феврале, они, правда его не убрали, а заменили на "Благоверному временному правительству". Которое, конечно, не принесло победы ни на внешних фронтах, ни на внутренних. Теперь же, после его падения в ноябре, его тоже вычеркнули. Это, получилось типа: νίκας τо οὐδένi , то-есть "победы никому ". Ну, никому, так никому. Обойдемся без победы. До сих пор обходимся!

Что же касается "православных христиан", как это сейчас придумали, то об этом я уже упоминал в статье про . Не православных христиан дело воевать с варварами. Для этого Бог и поставляет им православных царей. Так было, и, даст Бог, так и будет! Аминь!!
П. С. А кто-нибудь знает, кто автор тропаря Воздвижению Креста, и какой текст был в самой первоначальной греческой редакции?
Loading...Loading...