Взошедшим на никольскую гору в сурском районе отпускаются все грехи. Николина гора в Ульяновской обл

Текст короткой молитвы Николаю Чудотворцу:

Фото: АиФ / Владимир Ламзин О всесвятый Николае, угодничепреизрядный Господень,

Теплый наш заступниче и везде в скорбех скорых помощниче!

Помози ми, грешному и унылому, в настоящем житии,

Умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов,

Елико согреших от юности моея, во всем житии моем,

Делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы;

И во исходе души моеяпомози ми, окаянному,

Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля,

Избавитимя воздушных мытарств и вечного мучения;

Да всегда прославляю Отца и Сына, и Святого Духа,

И твое милостивое предстательство,

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

По преданию, в 1552 году случилось на горе явление иконы святителя Николая Чудотворца. Это чудесное действо связывают с защитой в XVI веке села Промзино-Городище от набегов кочевников. В ту пору это поселение являлось важным сторожевым пунктом на пограничной линии Московского государства. Нагрянули сюда нежданно-негаданно завоеватели. Небольшой гарнизон Городища не мог противостоять огромным полчищам иноземцев и был обречён на гибель, но внезапно неприятель прервал наступление. Защитники гарнизона недоумевали. Один из сторожевых воинов, знавший чужой язык, переправился через Суру и пришёл в стан врага с парламентёрской миссией, но услышал странное признание:

– Вокруг нас непроницаемая тьма, а там, на горе, в необыкновенном сиянии стоит величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьём ещё какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление. Верно, сам Бог ваш грозит нам своим мечом.

Взглянув на Белую гору, которая находится рядом с селом Промзино, наш воин действительно увидел на вершине величественного старца и рядом с ним юношу на белом коне. В старце легко узнавался св. Николай Чудотворец, а в юноше – св. Георгий Победоносец.

Соотечественники тоже видели на Белой горе необычное явление. Собравшись вместе, промзинцы поспешили на гору. Впереди толпы ехал на коне воин, разговаривавший с иноземцами. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Всадник тоже пал на колени и увидел перед собой икону святителя Николая Чудотворца, наполовину скрытую в земле. Она представляла собой горельеф с выпуклым изображением Святителя, державшего в одной руке храм, в другой – меч, и была сходна по типу с известным изображением «Николы Можайского», «Николы с мечом и градом».

Прознав о чуде, в Промзино потянулись креститься язычники.

Пешком до заступника

Вскоре после обретения иконы жители поставили на вершине горы деревянную часовню, в которой и хранилась икона, а несколько позже под горой был основан монастырь – Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда ежегодно приносили для служения молебна чудотворную икону.

Вид на Никольскую гору из села Промзино. Фото начала ХХ века. Фото: АиФ / из коллекции А. Сытина

После революции, в начале 1930-х годов Никольский храм в Промзино, где хранилась чудотворная икона, закрыли, а позже и вовсе снесли, сама икона (в золотом окладе с алмазными украшениями) бесследно исчезла. Однако православные традиции сохранились до сих пор.

Фото: АиФ / Владимир Ламзин

В 1600 году на Никольской горе была построена небольшая деревянная часовня, где поместили образ угодника. Часовня простояла свыше 200 лет! В 1820 году ее заменили новой, тоже деревянной, которая простояла 42 года. В 1862 году ее перенесли на промзинское кладбище, а на ее месте соорудили каменную. В 1999 году часовню восстановили по старым фотографиям. Как и прежде, 22 мая по новому стилю (9 мая- по старому) Чудотворная икона выносилась на Николу весеннего и на горе осуществлялась служба.. У подножия горы выбивает родник минерализованной воды, чуть дальше, в лесу, находится Никольский родник с часовней и купальней. Рядом с главным родником находится ещё один – Казанский родник. Никольская гора - место паломничества тысяч людей. К празднованию Николы сюда сходились до 30 тысяч человек из близлежащих губерний. Сохранились свидетельства, что шли пешком даже с самого Киева.Каждый год 22 мая на гору и сейчас поднимаются тысячи паломников: говорят, местные источники имеют целебную силу, а взошедшим на Никольскую гору отпускаются все грехи.

Никольская гора Фото: АиФ / Владимир Ламзин

Кстати, В 2013 году Никольская гора вошла в десятку достопримечательностей Ульяновской области, представлявших наш регион в рамках мультимедийного проекта «Россия-10», цель которого - выбрать десять визуальных символов России.

Больше 55 тыс. голосов было отдано за Никольскую гору. И в рамках регионального голосования – это безусловный рекорд. За храм Дмитрия Солунского, занявший в рейтинге достопримечательностей Ульяновской области второе место, отдано порядка четырех тысяч голосов.

Сурское было основано в 1552г. и называлось изначально Промзино, в честь маленькой речки Промзы, впадающей в данном месте в Суру. До революции в селе на 6000 человек было Волостное Правление, два училища, больница, аптека, почтово-телеграфная контора, восемь рядов лавок, красильни, солодовни, свечное и поташное заведения. Это было крупное торговое село благодаря своей большой пристани, от которой отправлялось в год до 700 тысяч пудов грузов (главным образом хлеб). Кроме этого в Промзино еженедельно проводились базары, а дважды в год ярмарки. Последним владельцем села был меценат граф Г.И. Рибопьер, которому здесь принадлежало 19 тысяч десятин земли. В 1902 году открыл для сельчан один из первых в губернии Народных домов - центров культурного досуга с библиотекой и помещением для театральных постановок. В России он был известен больше как спортивный меценат, спонсировавший первую российскую олимпийскую команду в 1912 году на Олимпийских играх в Стокгольме.

Сейчас Сурское – настоящий памятник купеческой архитектуры. До наших дней здесь сохранилось несколько десятков добротных кирпичных строений - бывших купеческих домов и лавок, которые сконцентрированы в центральной части Сурского. Создается приятная иллюзия нахождения в конце XIX века. Впрочем, уклад жизни местных жителей не сильно поменялся, и, если прогуляться по старинным улочкам до Николиной горы, то можно встретить и подводу лошадей, и мужика подкашивающего около огорода траву, и пасечника, и паломников-богомольцев … Еще бы брусчатка бы сохранилась, тогда и фильмы можно было снимать о старине глубокой …

Особенности: Очень дружелюбные люди, готовые подсказать вам дорогу.

Никольская гора

Никольская гора – одна из самых древних и почитаемых Святынь Ульяновской области. Ее история началась в 1552 году, во времена царствования Ивана Грозного. Сейчас здесь находится р.п. Сурское (Промзино), а ранее небольшая застава-городище. Однажды на противоположном берегу промзинцы увидели внушительный отряд кубанских татар, собирающихся переправиться через реку и разгромить поселенцев. Однако время шло, а переправляться кубанцы как будто боялись. Тогда к ним в стан был отправлен лазутчик, чтобы понять, что с ними происходит. Татары указали на гору, на которой стоял старик, озаренный светом, держащий в правой руке меч, а в левой православный храм. Рядом находился воин с огненным лицом, на белом коне, с копьем в руке. Столь удивительное явление было истолковано татарами как дурной для них знак, предупреждающий их о поражении и смерти, и, развернув свои войска, они быстро отправились восвояси. Вернувшийся русский воин поведал о произошедшем поселенцам, которые незамедлительно направились на Белую гору. Он ехал на коне, а остальные шли за ним. На самой вершине конь споткнулся и встал на колени. Попытки поставить коня на ноги ни к чему не привели. Воин спешился и увидел, что конь стоит на коленях перед наполовину засыпанной иконой Николая Чудотворца. Икона была тут же откопана и принята народом с большим благоговением. В дальнейшем Белую гору стали называть Николиной горой, которая многие столетия стала центром паломничества. На месте обретения иконы была построена часовня, а позднее реликвия хранилась в Никольском Городищенском женском монастыре, находящемся в километре от горы. В советское время, в 1932 году, икону изъяли, и она пропала в неизвестном направлении, часовню и храмы порушили. Попытались даже срыть и саму гору, но трактор не удержался на вершине, и, чудом зацепившись за дерево, повис над крутым склоном. Больше гору трогать не стали, а местное население еще более укрепилось в Вере. И эта Вера и поныне ведет тысячи паломников на вершину Никольской горы.

Особенности: Чтобы не заблудиться, дорогу до Никольской горы лучше спросить у местных жителей, которые с радостью её подскажут. На Великие праздники, особенно на Николу Вешнего, приезжают тысячи паломников со всей России, так что запарковать машину рядом с горой вряд ли получится. В этот день регулировкой движения занимается полиция и припарковаться вам помогут.

Святые источники

Окрестности Никольской горы знамениты своими Святыми источниками, на которых произошли сотни чудесных исцелений. Здесь есть несколько источников в честь самого Святителя Николая, а так же в честь иконы Казанской Божией Матери и в честь Георгия Победоносца. Однако наиболее почитаемы именно Никольские родники. Около одного из них в 1622 году старицей Паисией был основан Никольский Городищенский женский монастырь, просуществовавший до 1764 года. Именно в храме этого монастыря и хранилась икона Николая Чудотворца, найденная на Белой горе. В 1647 году у другого источника была основана мужская Казано-Печерская Пустынь, которая была упразднена в 1764 году. Это подчеркивает особенную святость данного места. В советское время разрушили все храмы, часовни и купели в окрестностях Николиной горы, однако это не останавливало верующих. Особенно на праздник Николы Вешнего, 22 мая, сотни людей старались набрать воды из Святых источников, но советские власти организовывали посты и засады, дабы не допустить верующих к родникам. Однако отловить всех, благодаря лесистой местности, не удавалось, и многие православные пробирались к Святой воде. Сейчас все изменилось: в день Николая Угодника бывшая милиция, одетая в парадные белые рубашки, вежливо показывает путь к источникам, сами родники обустроены, и теперь можно не только попить воды, но и искупаться. Вновь приезжают тысячи паломников со всей России, так что иногда приходится оставлять машину за несколько километров от горы. За это время у верующих появилась традиция, набрав воды на одном из источников, они пешком с молитвою поднимаются на Никольскую гору, а после молебна в часовне на горе собирают камушки, считая их бесценным лекарством. Некоторые собирают травки, заваривая их во время болезней. Много воды утекло за последние четыре столетия, но Святые источники Николиной горы все дарят и дарят людям исцеление.

Особенности: До всех источников нужно идти пешком по грунтовой дороге. Ближе всего подъехать можно к лесному источнику, где расположена купель. Однако ранней весной из-за разлива Суры дорога бывает подтоплена или слишком размокшая, так что можно застрять и на серьёзном внедорожнике. В остальное время проезд не сложный. Купель на этом источнике раздельная для мужчин и женщин. Вода из всех источников абсолютно разная и по вкусу, и по прозрачности.

22 мая в Сурском проходит традиционное паломничество на Никольскую гору, к месту самого известного чуда в истории Ульяновской области. Корреспонденты «МГ» побывали на святом месте и попробовали разобраться в его сложной истории.

Легенды Белой горы
Во времена, когда рабочий поселок Сурское назывался Промзино и был небольшим городищем, часовые на Белой горе заметили приближающиеся со стороны реки Суры конные массы кочевников. Стрельцы выполнили свой долг, запалив сигнальный костер, и сразу же опустились на колени, чтобы помолиться перед смертью. Каждому было ясно, что ни убежать, ни защититься против огромной орды их маленький гарнизон не сможет… О том, что случилось потом, историки спорят до сих пор.

Вот как произошедшее описывает легенда: «Внезапно нападавшие остановились. Вокруг них сгустилась тьма, а вершина Белой горы, наоборот, озарилась белым сиянием. В этом сиянии появился вдруг старец огромного роста, увидев которого степняки убоялись и отступили…» Чудом оставшиеся в живых стрельцы спустились с горы и добавили подробностей: старец, по их словам, был никто иной как сам Николай Чудотворец, причем в одной его руке был православный храм, а в другой меч, а рядом с ним стоял Георгий Победоносец и грозил врагам копьем, с которого стекала кровь змия…

Хотя степняки и ушли, история продолжала развиваться. Местные жители поднялись на холм, чтобы осмотреть место великого чуда, и почти на самой его вершине конь воеводы, ехавшего первым, вдруг сам собой преклонил колени. Оказалось, что перед ним на земле лежит икона Николая Чудотворца, на которой святой изображен с храмом в одной руке и с мечом в другой… Эта икона стала главной достопримечательностью построенного здесь в 1862 году храма; Белая гора, возвышающаяся над поселком, стала называться Никольской, а несколько родников у ее подножия прославились как целебные…

К советскому времени слава Никольской горы уже широко вышла за пределы Симбирской губернии: известны случаи, когда паломники приходили в Сурское пешком из Киева. Антирелигиозная компания большевиков лишь укрепила главную сурскую легенду и добавила в нее новые сюжеты. Увидев, что взрыв храма и уничтожение его главной иконы ничуть не уменьшили количество паломников, ежегодно собирающихся здесь 22 мая, местные активисты решили уничтожить святое место как таковое – срыть трактором вершину горы. Однако трактор не удержался и полетел вниз по крутому склону, а тракторист чудом остался жив, успев выпрыгнуть и повиснуть на одиноком деревце… Хотя каждый сурчанин в любой момент может убедиться, что вершина Никольской горы - плоская, срезанная, то есть трактор до своего загадочного падения все-таки работу закончил, легенда трактует это событие однозначно: Николай Чудотворец вновь спас святое место.

Праздник Николы-Чудотворца

Вместе с паломниками мы поднимаемся на вершину. Под палящим солнцем идет праздничное богослужение: 22 мая - день Памяти святителя Николая Чудотворца…

На Никольской горе – тысячи людей, у ее подножия – сотни припаркованных автомобилей. Сотрудники районной администрации уверяют, что каждый год 22 мая сюда съезжаются до 30 тысяч человек. Хотя паломничество вот уже почти двадцать лет официально поддерживается местными властями, извлекать из него выгоду сурчане так толком и не научились: сувениры не продаются, парковок нет, общепит под контролем случайных бабушек с пирожками и развеселых узбеков с шашлыком. Зато громадье планов и гонора: Сурское – православный центр Ульяновской области, Никольская гора – ее религиозный символ, хорошо бы рядом с ней построить курорт… Хорошо бы, кто же спорит.

Пока деловую хватку проявляют лишь священники Симбирской епархии, которые толково организовали по всей горе торговлю всякими нужными паломнику вещами: свечами, иконками, крестиками… За таким серьезным подходом чувствуется многовековой бизнес-опыт. В деле извлечения прибыли из чудес сурская районная администрация перед Русской православной церковью – как бестолковые студенты финансового колледжа перед матерым олигархом из девяностых.

На вершине нам показывают сразу два дерева, за одно из которых, по легенде, зацепился тот самый тракторист-безбожник. Оба густо обвязаны разноцветными тряпочками – так буддисты обвязывают свои священные деревья на Тибете.

— Разве ж это православная традиция? – спрашиваю я главу Сурского района Владимира Малышева. – Язычество ведь какое-то…
— Ну почему сразу язычество, - смущается он. – Просто люди таким образом отмечают святое для них место. А батюшка ругается, но ничего поделать не может.

Мое внимание привлекает с десяток старушек, которые палками и ладонями разрывают меловые отложения мезозойской эры, из которых сложена Никольская гора.

— Что это вы делаете?

— Николу-Угодника ищем, сынок. Коли найдем, благодать на нас сойдет и исцеление будет…

Оказывается, это еще одно местное поверье: 22 мая можно найти камешек с образом Николая Чудотворца.

— И что, находили? – спрашиваю я главу района.

— Говорят, находили, - дипломатично отвечает тот. – Батюшка и на это тоже ругается, хотел даже эти камни самосвалом вывезти, но как их вывезешь, из них ведь вся гора сложена…

— Я смотрю, люди как верили черт знает во что, так и верят, - размышляю я. - Две тысячи лет христианства будто бы и не было… Назвали Перуна Николаем Чудотворцем, а сама вера как была языческая, так и осталась.

— Слушайте, да какая разница? Вера она сама по себе важна, неважно какая. Вера - она ведь людей лучше делает, поэтому ее в любом случае уважать надо, - неожиданно мудро говорит глава района. В прошлом он наверняка бывший коммунист-атеист и теперь, отбросив дипломатию, рассуждает весьма здраво. – Что мне эти ваши сомнения в наших легендах. Вы лучше ответьте: у какого-нибудь еще райцентра в области такая красивая легенда есть? Символ такой красивый? Нет ни у кого, только у нас. Так что не важно, что там и как было на самом деле, мы все равно своей горой и своей историей гордиться будем…

Легенда под микроскопом истории

Наш собеседник - Геннадий Пятаев, житель р. п. Сурское, бывший учитель истории.

— Геннадий Александрович, что это были за кочевники? Я три разных варианта легенды слышал: татаро-монголы, кубанские татары, ногайцы…

— Ну, это точно не татаро-монголы. Промзино-Городище было основано в 1552 году, татаро-монголы тогда уже были не актуальны. Кубанские татары – вряд ли, очень сомнительно… Возможно, ногайцы. В XVI веке Ногайская Орда была еще сильна, часто совершала набеги, нередко проходя через эти места.

— Когда, по-вашему, могли произойти события, описанные в легенде?

— Давайте подумаем: в 1552 году здесь основывают городище, чтобы прикрыть с фланга движение русских войск, идущих на Казань. С этого времени и почти до конца XVI века Московское царство – сильное, агрессивное государство, на территорию которого ногайцы вряд ли решились бы сунуться. А вот семнадцатый век начинается Смутным временем на Руси, свои территории мы почти не защищаем, и они становятся привлекательной целью для Ногайской Орды. Однако и самой Орде существовать осталось недолго – в 1625 году начинается ногайско-калмыцкая война, в результате которой Орда была почти полностью уничтожена. Так что временной промежуток, в котором могли произойти описываемые события, получается очень короткий: условно говоря, где-то между 1600-м и 1625-м годом…

— Существуют какие-нибудь исторические свидетельства, что такое событие действительно было?

— Никаких. Да и какие свидетельства могли бы остаться? Представьте: шла масса всадников, не пересекая Суру, она остановилась, постояла, развернулась и ушла… Какие свидетельства тут могут сохраниться на 400 лет? Но допустить, что такое действительно было, мы можем.

— То есть, теоретически чудо действительно могло случиться?

— Знаете, я вообще человек не очень верующий. Огромный старец на вершине сияющей горы – для меня как для историка все это как-то слишком сложно. Кочевники часто принимали непонятные для нас решения. Но не обязательно к своему непониманию примешивать участие сверхъестественных сил.

— На Никольской горе проводились археологические раскопки?

Нет, никогда. Место ведь намоленное, верующие сочтут раскопки святотатством. Хотя, с точки зрения археологии, Никольская гора – очень перспективна. Это ведь отличное место для стоянки – обзор на десятки километров вокруг, наверняка тут люди с древних времен обитали. Я знаю, похожее место есть в соседнем районе, и там копали. Нашли много наконечников стрел, осколки глиняной посуды… Думаю, на Никольской горе находки были бы еще интереснее.


В Ульяновской области многие знают о «Николиной горе» - той, что находится в районном поселке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь ее необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, не вольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора, подчеркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти «к небу». На по мощь приходит предание.
Было время, когда Сурское было еще селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св.Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.
На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом». Вопрошавший воин сразу узнал в старце св.Николая Чудотворца, а в юноше - св.Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св.Николая Чудотворца, и св.Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вел переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св.Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.
С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. - до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своем месте до 1810 г., когда церковь была разобрана - река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящен придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.
Под горой есть еще «Никольский источник», известный удиви тельной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают все новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.

* Публикуется по книге: Святой Николай Чудотворец. Современные чудеса. СПб., 2003.

Владимир Мельник

В Ульяновской области многие знают о Николиной горе — той, что находится в районном посёлке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь её необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, невольно задаёшься вопросом: как среди «долины ровныя» могла возникнуть такая высокая гора, подчёркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти
«к небу»? На помощь приходит предание.

Было время, когда Сурское было ещё селом Промзином Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св. Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.

На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницае­мая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьём ещё какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперёд. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом».

Вопрошавший воин сразу узнал в старце св. Николая Чудотворца, а в юноше — св. Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св. Николая Чудотворца, и св. Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вёл переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св. Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.

С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. — до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своём месте до 1810 г., когда церковь была разобрана — река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящён придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.

Под горой есть ещё Никольский источник, известный удивительной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают всё новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.

Loading...Loading...