«Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Высказывания отцов церкви о клятве

ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 Толстой Лев Николаевич

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ КЛЯНИСЬ

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ КЛЯНИСЬ

Мф. V, 33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред господом клятвы твои.

Слыхали тоже, что сказано древним: держи присягу, исполняй то, в чем клялся перед Богом. 1

Мф. V, 34. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

А я говорю вам: вовсе не клянись; 2 не божись небом, - там Бог;

35. ни землею, потому что она подножие ног его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

ни землею, - она Божия; ни церковью, 3 она тоже Божия.

36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Ни головою своею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса на голове белым или черным сделать.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

И потому слово ваше чтобы было: да, да, нет, нет; а что лишнее против этих слов, 4 то зачалось 5 от диавола (обмана).

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Левит XIX, 12. Не клянитесь именем моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я господь (Бог ваш).

Второзак. XXIII, 21. Если дашь обет господу Богу твоему, немедленно исполни его; ибо господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех.

Вот те два места о клятве, те самые, на которые указывает церковь. Других и нет. Оба места иначе выражают мысль о клятве, чем как она выражена тут. Мысль ветхозаветная та, чтобы выполнять клятву.

2) Я перевожу: вовсе не клянись , потому что вся сила этого предложения в слове????.

3) Я заменяю слово «Иерусалим» - церковью для того, чтобы, не изменив смысла, сделать выражение удобопонятным.

4) Я вставляю: против этих слов для того, чтобы передать яснее значение слова????????.

5) Я вставляю: зачалось , потому что таково значение??.

Вот что говорит Рейс об этом кратком, замечательном по своему пророческому для нас значению, месте (Рейс, стр. 209, 210):

Четвертый пример касается клятвы. Третья заповедь и вообще закон (Лев. XIX, 12) ограничивались запрещением клятвопреступления или в собственном смысле этого слова, когда кто-либо лжет, прикрываясь именем Бога, призываемого в свидетели, и тем самым наносит оскорбление высочайшему, или в смысле нарушения клятвенного обещания (в рассматриваемом нами тексте не говорится в частности о том, что известно под именем обетов). Иисус идет гораздо дальше; он исполняет закон, как уже это он сделал в предшествующем примере, как бы противореча ему в некотором роде, - по меньшей мере представляя его как несовершенный, как стоящий ниже уровня, на котором должны находиться члены небесного царства (Мф. XXI, 8). Он решительно запрещает клятву. Употребление этой особой формы утверждения является следствием недостатка доверия между людьми, пытающимися таким способом предохранить себя от обмана, жертвой которого они могут сделаться. И это обстоятельство показывает, что клятва была бы чем-то недостойным того общества, какое должны представлять из себя люди в царстве небесном. Там они ограничивались бы лишь словами да или нет, смотря по надобности. Одно такое слово должно бы быть достаточным ручательством. Всё, что прибавлялось бы к нему, с целью устранить всякое недоверие, скорее указывало бы, что для него есть право на существование и что, следовательно, злой дух, диавол, пособник всякого зла, принимает тут то или иное участие; ведь тот, кто клянется, в сущности, тем самым оправдывает подозрения того, кто требует клятвы.

Рейс, очевидно, не понимает значения этого места. Но церковь понимает, но умышленно скрывает то, что она понимает, умышленно унижает учение, уродует его и делает его слугою своих мерзких целей.

Вот что говорит церковь. (Толк. Еванг., стр. 105–107, изд. 2–е):

Не преступай клятвы и пр. Это не буквально повторение заповедей закона Моисеева, заключающихся в Левите XIX, 12 и Второзаконии XXIII, 21–23. Не клянись именем моим во лжи. Если дашь обет Иегове, Богу твоему, немедленно исполни оный. Слова Христовы, очевидно, выражают то же, что и буква закона: не клянись во лжи, клянись в удостоверение истины, и если поклялся, не преступай клятвы.

Немедленно исполни: т. е. «в клятве ты должен говорить истину» (Злат.), и исполняй то, что обещал с клятвою. Клятва есть торжественное удостоверение именем Божиим в истинности сказанного; причем само собой предполагается, что Бог взыщет с клянущегося, если он клянется в удостоверение неправды, так как клятвою во лжу хулится имя Божие. Иудеи с течением времени приняли за обычай, избегая клятвы именем Божиим, клясться разными предметами, напр. небом, землею, Иерусалимом, храмом, и этих клятв не считали непреложно - обязательными, т. е. позволяли себе ими клясться во лжу, не нарушая, по-видимому, буквы закона.

Не клянись вовсе: никаким из показанных способов клятвы, какие были в употреблении, ибо всё сотворено Богом, и сотворено святым, следовательно клясться каким-либо его творением значит клясться сотворившим и клясться во лжу им значит оскорблять святость клятвы самой.

Ни небом: Небо есть место особенного присутствия Божия, почему и говорится, что оно есть престол Божий. Клясться небом значит то же, что клясться сидящим на престоле небесном, т. е. самим Богом.

Ни землею: Земля называется подножием ног Божиих; следовательно, клясться ею значит клясться самим Богом.

Ни Иерусалимом: Иерусалим называется городом великого царя, т. е. Бога, который есть истинный царь как всей земли, так в особенности еврейского царства, главным городом которого был Иерусалим, где был и храм, единственный в мире, где можно было совершать богослужения Богу царю.

Ни главою: Клятва главою была очень обыкновенная в обыденной жизни клятва, всё равно как у нас в простонародье употребительна божба неблаговидная разного рода. Клясться головою означало то же, что клясться своею жизнью, т. е. я отдаю жизнь свою, или пусть отнята будет у меня жизнь, пусть умру я, если неправда то, что я говорю. Бог есть творец жизни, и в его руке отнять или продолжить жизнь; следовательно, клянущийся ею клянется тем, что не принадлежит ему, а Богу, следовательно, клянется самим Богом.

Ни одного волоса: Так мала власть ваша над изменением своей жизни, что даже изменить цвет волоса вы не можете; следовательно, не надобно клясться тем, что не ваше.

Да, да; нет, нет: это не значит, что христианин всегда должен употреблять вместо клятвы именно эти слова, а значит только, что он должен просто и прямо утверждать истину или отрицать ложь, говорить правду ж не говорить неправды. Сверх того, всякое усиленное, посредством какой-либо божбы, заверение - от лукавого, от зла, от неправды, так как виновник всякого зла есть диавол, - то от диавола.

Запрещая клясться вовсе, спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, необходимой в общественной и частной жизни, клятвы именем Божиим. Сам он утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника: «заклинаю тебя Богом живым», отвечал: «ты сказал», так как у евреев обыкновенно суд производил клятвенную формулу, а обвиняемый усвоял ее себе словами: аминь да будет так, ты сказал (Мф. XXVI, 63, 64).

Апостол Павел призывает Бога во свидетельство истины своих слов, что есть, очевидно, та же клятва (Рим. 1, 9; IX, 1; 2 Кор. I, 23; II, 17; Гал. I, 20; Филипп. I, 8; 1 Фес. II, 5; Евр. VI, 16).

Клятвы были предписаны законом Моисеевым, но Господь не отменил этих клятв (Исход XXII, II; Лев. V, 1; Числ. V, 19; Второз. XXIX, 12–14).

Отменяются клятвы пустые, фарисейски лицемерные.

ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Вот третье из правил, которое дал Иисус для вступления в царство Божие, и ко всем трем одинаково относится церковь: она прямо отрицает их.

В первом правиле сказано: не сердись - церковь вставляет словечко???? («напрасно») и объясняет, что гневаться можно, и слова Иисуса ничего не значат. «Если хочешь молиться, то поди помирись с братом». Церковь говорит: это может быть неудобно, и потому можно молиться и тогда, когда и не пойдешь мириться; когда от меня страдают люди, когда миллионы в нужде, тюрьмах, на убийстве, и меня за то упрекают, можно молиться, только надо сказать себе, что я примирился в сердце, - и слова Иисуса ничего не значат.

Во втором сказано: не блуди , и, как пример этого, говорится, что кто разведется с женою, тот сам прелюбодей и жену делает прелюбодейкой и того, кто женится на разведенной.

Церковь поняла так, что Иисус дает правила о том, что считать законным и что незаконным. И что ж? Церковь освящает разводы.

По отношению третьего правила делается то же, но еще поразительнее. Третье правило выражено так коротко и ясно, перетолкования, казалось бы, не могло быть, за исключением стихов ненужных, о том, каким словом не нужно клясться. В третьем правиле Иисус говорит только: «В старину говорили: «держи присягу», а я говорю: Не клянись ни Богом, ни своею головою, потому что всё во власти Бога, и твоя голова, и потому говори: да, да, нет, нет , а что сверх этих слову то зло». Не понять смысла этого нельзя. Если церковь так лжет, она знает зачем: она знает, что устройство общества и ее устройство держатся на присяге, потому она и не может не лгать. Иисус говорит именно про ту самую клятву, которую церковь хочет оправдать.

Настоящее значение этих слов то, какое в них сказано. Сказано: Не присягай. Связь со всем учением следующая: ?? ?????? ????. ???? значит условие, уговор, обещание, утвержденное какими-нибудь залогами. Когда уговор утверждается тем, что стороны обещаются Богу, когда говорят: Убей меня Бог, если я это не сделаю, - то залогом этим ставится Бог, и это есть клятва.

Объясняя, почему не должно клясться, Иисус говорит, что человеку нельзя делать никаких уговоров. Если он ручается небом, то он залогом своего уговора ставит Бога, Бог же вовсе не ручается за него. И потому все эти клятвы бессмысленны. Если же человек ручается своею головою, то и это может делать только тот, кто не в царствии Божием. В царствии Божием всякий человек знает, что он весь во власти Бога и сам не может ничего сделать, ни даже цвета волоса переменить. Всякая клятва есть обещание того, что человек то или другое сделает во всяком случае; но как же человек, признающий царство божие, т. е. власть над собою Бога, может обещать земное дело? Одно и то же дело земное может быть хорошо и дурно, согласно или противно воле Божией. Я приду туда-то в субботу, поклянусь я, и в субботу будет умирать друг, отец, жена, и будет меня просить побыть с ним. Я клянусь, что дам тогда-то 3 рубля, но у меня будет просить умирающий с голоду эти 3 рубля, как же мне не дать ему? Я клянусь повиноваться Ивану Ивановичу, и он велит мне убивать людей, а Бог запрещает мне это. Это можно было делать, когда не известна была воля Божия, когда был закон и учителя (пророки), а не тогда, когда наступило царство Божие.

Человек весь во власти Божией, и ей одной повинуется. И дело его одно - творить волю Божию. Так кому же он будет клясться? И зачем? И в чем? И потому не клянитесь вовсе; говорите да, если да, нет, если нет; и знайте, что всякое, какое бы на было обещание, подтверждаемое клятвою, есть злое дело, - дело, происшедшее от зла, дело, под которым кроется злой умысел.

Из книги Шаги к долголетию автора Болотов Борис Васильевич

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Третье яблоко Сын Муллы Насреддина вернулся из университета. Там он изучал логику и стал «великим философом» - как каждый склонен думать в юности.Сын, как и каждый выпускник университета, был очень заинтересован в том, чтобы продемонстрировать свои познания. Они сидели

Из книги Против иудеев автора Златоуст Иоанн

СЛОВО ТРЕТЬЕ. 1 ОПЯТЬ крайняя и настоятельная нужда, прервав порядок прежних бесед, заставляет нас сегодня говорить о ней самой и отвлекает от прений с еретиками. Мы намерены были побеседовать с вашей любовию опять о славе Единородного, но нелепое упорство желающих по

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Третье Мф. 28, 11–15; Мк. 16, 10, 11; Лк. 24, 10–12, 34; 1 Кор. 15, 5 Когда святые мироносицы, возвратившись от гроба, рассказали одиннадцати апостолам и прочим, бывшим с ними, о том, что они видели и слышали, то слова их показались ученикам господа пустыми и не заслуживающими веры. когда

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: НЕ КЛЯНИСЬ Мф. V, 33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред господом клятвы твои.Слыхали тоже, что сказано древним: держи присягу, исполняй то, в чем клялся перед Богом.1Мф. V, 34. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому

Из книги Движимые вечностью автора Бивер Джон

ТРЕТЬЕ: ОБРЕМЕНЕНЫ ЛИ ВЫ? Последняя причина, по которой люди не находят и не исполняют своего призвания? это обремененность. Тяжесть удерживает их от успешного завершения своего забега. Павел говорит о себе: …не дорожу своею жизнью, только бы с радостью со-вершить поприще

Из книги Просветитель автора Волоцкий Иосиф

Слово третье, против ереси новгородских еретиков, говорящих, что надлежит придерживаться Моисеева закона, сохранять его, совершать жертвоприношения и обрезываться. Здесь же приводится из Священного Писания объяснение того, что Моисеев закон был дан до пришествия

Из книги Письма о духовной жизни автора Феофан Затворник

Письмо третье. Теперь вы знаете, о чем идет речь у Сперанского в первом письме. Он не вдруг начинает говорить о своем предмете, но предпосылает нисколько слов о предшествовавших тому обстоятельствах.«До времени нашей разлуки», - пишет он к другу, - «состояние наше в

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

3. и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, "и клянись мне Господом Богом... что ты не возьмешь..." Это - первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

29. И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, Обряд клятвы через подложение руки под бедро

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

30. дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему. 31. И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели Действие Иакова по принесении ему Иосифом клятвы неодинаково

Из книги Письма Баламута автора

9. А говорят: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного". На обличения Исаии

Из книги Афон и его судьба автора Маевский Владислав Альбинович

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа - правильнее: "со словом

Из книги автора

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37. Но да

Из книги автора

Письмо третье Мой дорогой Гнусик!Я очень рад тому, что ты рассказал мне об отношениях подшефного с матерью. Непременно воспользуйся возможностями, которые здесь открываются.Враг намерен продвигаться от центра души к ее окраинам, все больше и больше подчиняя поведение

Из книги автора

Третье паломничество Иваница и скит всех святых Пользуясь пребыванием в нашем монастыре Св. Пантелеимона, в виде отдыха после своих библиотечных занятий решил я предпринять дальнее путешествие, чтобы на севере Афона посетить Крумицу – скит, возделанный и обстроенный

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

От Матфея 5:33-41

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.5:33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои.

То есть, когда клянешься, будь правдив.

Мф.5:34. А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий;
Мф.5:35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо - трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было.

Мф.5:36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, - как же мы можем клясться своею головою? Мы - достояние другого. Ибо если голова - твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

Мф.5:37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет;

Чтобы ты не сказал: но как мне поверят? - Он говорит: поверят, если всегда будешь говорить правду и никогда не станешь клясться, ибо никто так не теряет доверия, как тот, кто тотчас клянется, а что сверх этого, то от лукавого.

Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело дьявола. Но ты спросишь: разве и закон Моисеев, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она - дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.

Мф.5:38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).

Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

Мф.5:39. А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

Мф.5:40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повлекут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собственно, называется исподнее платье, а верхней одеждой - верхнее платье. Но эти названия говорятся и одно вместо другого.

Мф.5:41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? - говорит Господь. - И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».

Вконтакте

Лекция № 26


Лекция:

В прошлый раз я получил несколько письменных вопросов. Сегодня я вкратце один вопрос раскрою, а второй - в следующий раз. Этот вопрос как раз в контексте нашего рассмотрения. Помните, я говорил, что человек не имеет права оставлять свою конфессию, общину, то есть свою "жену", как мы уже рассматривали символически, кроме греха разврата (духовного!). Это означает - кроме момента, когда тебя гонят из общины, не позволяют существовать, быть членом этой общины.

Мне задали вопрос: А как же Христос? Он же оставил ветхозаветную Церковь, сказав: "Се, оставляется вам дом ваш пуст". Значит, Он вышел и указывает нам путь, по которому и мы должны уходить?

Это то же самое, что трактовать слова: "Выйдите, люди Мои, из Вавилона…" буквально. Если рассматривать по букве, то Вавилон сегодня во всём религиозном мире, потому что нет такой конфессии, которая была бы на все сто процентов Церковью Остатка, которая была бы Неопалимой Купиной и в которой горел бы чистый огонь слова Божьего. Чтоб была она чиста и девственна, и ничто нечистое её не касалось, которая была бы полностью смиренной и любовной. Поэтому и предупреждал Господь нас, что в последние дни будут говорить: "Вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте". Вот, где-то в пустыне есть такая община, где действительно на сто процентов чистота и любовь, и это настоящая Церковь Остатка… Не верьте! Не выходите! Вот где-то есть "потайные комнаты", то есть тайные общины, какие-то катакомбные конфессии, мало кто о них и знает, там маленькая отара, вот там и Христос… Не верьте! "Потому что Он всюду есть и всё наполняет". И нет ни единой конфессии, чтобы был Он там полностью, потому что овцы Господние есть во всех дворах без исключения, во всех конфессиях есть овечки Божьи. И никакая конфессия сегодня не похожа на первохристианскую общину. Овечки - это те, которые в сердце своём имеют смирение, и путём смирения идут к совершенной любви.

Символ веры в действительности состоит из простой короткой фразы - смирись и возлюби! А почему Христос вышел из храма и сказал: "Оставляется вам дом ваш пуст"? Он же есть Путь, и Он указывает нам путь. Я не говорю - не выходи, Я не говорю, что не оставляй жену, когда есть уже грех прелюбодеяния. В чём состоит этот грех? Он двойственный, как и всё в нас двойственное (у Господа всё по паре). Теория и практика. Во-первых, когда в твоей общине нет Слова истины, во-вторых, когда в твоей общине отсутствует церковная жизнь, нет возможности жить по Слову истины.

А теперь посмотрим на путь Христа. Он сразу вышел из храма? Нет! Где Он сначала проповедовал слово? В их синагогах учил. Мы с вами вот только начали рассматривать выход Христа на проповедь. Но потом, когда Ему такой возможности не дали, начали гнать и сговорились Его убить, - Он вышел из храма. Только тогда! Он сказал: Вы разрушите этот храм, а Я в три дня его восстановлю. Этот путь для нас. Когда нет пищи - библейских курсов для взрослых, воскресных школ для детей, нет проповеди Слова Божьего - ты духовно голодаешь. Безусловно, тогда ты начинаешь искать, ибо это разврат жены твоей в теории, и ты вынужден идти, - как говорил в своё время отец Александр Мень, - выбирать себе конфессию. Как я могу запретить своему ребёнку, да и кому бы то ни было, кто голодает и страдает от недоедания, идти и искать себе еду?! Должны идти, и об этом сказано в 34-ой главе Книги пророка Иезекииля: "Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои". А почему блуждают? Пищу ищут, есть хотят! Если вы не кормите их, пойдут они выбирать себе конфессию. Это разврат жены твоей, она тебя не кормит. Но если ты нашёл хлеб, воду, и видишь, что жена твоя томится жаждой, - ты должен вернуться и накормить её! Мы читаем об отношениях мужа и жены в 5-ой главе Послания апостола Павла к Ефесянам, там он говорит: "Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви". Господь говорит: делайте так, как и Я. Я пришёл, чтобы очистить Церковь в водной купели слова. Если тебе в какой-то конфессии лучше, во время евангелизации открылась истина, ты пришёл к вере в живого Бога, ты достиг отношений с Христом, как со своим Спасителем, - это не означает, что ты должен отвергнуть свою жену! Ненавижу развод! - говорит Господь. Ты должен работать здесь в этом Слове, ты должен нести сюда этот свет, ты должен здесь возбуждать церковную жизнь, ты должен очищать свою общину в водной купели слова. А вот тогда, когда община твоя не даёт возможности делать это, закрывает тебе рот, более того угрожает забросать камнями и ищет случая, чтобы применить к тебе силу, - вот тогда ты имеешь право выйти и сказать: Вот, оставляю ваш храм пустым! Делайте уже, что угодно, а я перед Богом чист…

Этот путь прошёл Христос и нам показал. Он не вышел из того "Вавилона", покуда Его оттуда не начали гнать. Он, наоборот, проповедовал слово в ветхозаветной церкви, и только тогда, когда Его уже начали преследовать (и то не сразу), - Он вышел. Вышел только тогда, когда угроза стала слишком явной, а время пострадать ещё не наступило. Потому что надо было ещё многому научить, а ученики не были готовы остаться без Пастыря: "Поражу пастыря, и рассеются овцы". Ученики были ещё маленькими, они не стали ещё апостолами, они были ещё детьми в слове, и их очень просто было перебить, как вифлеемских младенцев, Ироду церковному - царю идумейскому. Так вот, пока Его ученики, ближайший костяк, были младенцами вифлеемскими (т.е. младенцами в слове; Вифлеем - "город хлеба"), - Он кормил их. Но когда увидел, что может оставить их и утвердить своё служение кровью, - только тогда Он протянул руки и сказал: А теперь делайте всё, что хотите. Всё, вы уже проиграли, и чем больше будете издеваться надо Мною, тем громче Моё учение будет проповедоваться. Потому что кровь Моя будет взывать и к Отцу и к Церкви. Вот путь, который указал нам Христос!

Так вот, имеешь ли ты право, брат или сестра, сегодня отряхнуть с ног своих пыль и сказать: Оставляю этот дом пустым? Гнали тебя из дома? Или создали тебе невыносимые условия? Нет! Тогда работай, пока не заслужишь это право. Ибо пока не заработаешь этот мученический венец - ты не имеешь право сказать: Да, Господи, Ты видишь! От Тебя ничего не спрячется, Ты видишь тайное. Да, не имел я здесь слова, но я нашёл его с Твоею помощью, потому что я стучался. И ты дал мне хлеб. И эту живую воду слова я носил жене своей, общине, чтобы очистить её. Но она настолько вошла в грех, что не дала мне возможности очистить её. Более того, преследовала меня, не давала возможности жить церковной жизнью, предавала меня гонениям. Слава Богу! "Блаженны изгнанные за правду"… А тебя кто-то гнал? Если хочешь быть блаженным, если хочешь войти в Царство Небесное, если ты хочешь быть членом Церкви Господней, - заслужи, чтобы тебя гнали! И только тогда выходи, когда гонения будут серьёзными и опасными…

Сегодня мы продолжим рассматривать Евангелие от Матфея, рассматривать эти глубины несказанные, которые на первый взгляд такие простые и ясные. 5-я глава, 33-й стих:

"Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого".

Во-первых, мы должны выяснить, что такое клятва. Что означает поклясться перед Богом? Клятва от слова "клин". Заклинаю - соединяю, проклинаю - разъединяю. Значит, клясться - это давать такой обет, за неисполнение которого - разъединение, проклятие. То есть я говорю: с завтрашнего дня я делаю то-то и то-то. Я обещаю Богу, что так будет в моей жизни. И если я этого не сделаю, Господи, пусть я разъединюсь с Тобою и соединюсь с миром! Это подзаконная клятва. В этом суть Ветхого Завета между Богом и Церковью: 28-я глава Книги Второзакония нам показывает, что значит быть под клятвой. "Если ты будешь слушать гласа Господа, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня.., - то будешь благословен ты в городе и благословен на поле… Благословенны житницы твои и кладовые твои… Благословен ты при входе твоём, и благословен ты при выходе твоём". Когда ты не будешь исполнять, то вынешь этот "клин", - и ты будешь под проклятием, разъединён со Мною. Вот что означает быть под проклятием. Это Ветхий Завет в клятве. Если я исполняю закон - я соединяюсь, если не исполняю - разъединяюсь с Богом. Суть клятвы в этом и состоит.

И, действительно, в ветхозаветные времена, пока я ещё не пробовал духовного мёда, что есть благодать на благодать, пока я не имею духовного ощущения (не говоря уже о духовном видении), - то, безусловно, самое страшное для меня - клятва. И эта клятва для того, чтобы все поверили мне, поверили в то, что я говорю. И если я нарушу своё слово, то пусть буду под проклятием… И все понимают: да, это наивысшее, чем может он поклясться! Пусть буду я разъединён с Богом, с церковью, с Иерусалимом, с Небом или с землёй. Пусть в моей духовной и телесной жизни не будет добра и удачи. И действительно, для всех эта клятва сильная и серьёзная. А мы знаем, речь идёт о клятве людей веры. Не тех, кто не верует, - там можешь клясться чем угодно, - а речь идёт о древних праведниках, клятва которых была действительно вещью серьёзной. Если клялся кто-то Богом - все знали: это всё, это серьёзно, это действительно правда. Но когда человек уже не подзаконен, а подблагодатен, когда человек уже вкушает этот мёд, это духовное наслаждение, когда пришёл иной Утешитель (уже не Слово истины, не закон, а Дух истины освящает его, ведёт его, наполняет его), тогда он просто не сможет даже вымолвить слово "клянусь". Потому что ничто уже не может его разъединить с той благодатью, которая открывается в его сердце. Этот человек никогда не поклянётся той Благодатью, тем счастьем, блаженством, наслаждением, которое он чувствует. Этот человек никогда не поклянётся вечностью, которую уже ощутил, и одной ногой в которой уже стоит. Уже невозможно выйти оттуда - ты только можешь забрать туда и вторую ногу. Пока ты ещё не вошёл, - ты можешь говорить самое ужасное, а когда ты был там и скажешь человеку своего уровня, что можешь поклясться этой благодатью, - он тебе не поверит и скажет: ты не можешь этого сделать ни при каких обстоятельствах, ибо это невозможно!

Не клянитесь совсем, будьте христианами! Войдите в эту благодать, и не смейте даже тень бросить на эту Благодать, на тот мир, на эту радость, потому что это не разменное, этим не клянутся - это выше!

"Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". Теперь понимаем, что в Ветхом Завете самое страшное - это клятва; потому что суть его - в клятве. Ты поклялся перед Богом начать новую жизнь - праведную жизнь… И если ты поклялся перед Богом - непременно должен исполнить это. "А Я говорю вам: не клянитесь вовсе…" А Я - Христос, и говорю вам, христианам, тем, которые поднимаются до Моего уровня, которые входят в Мой свет и просвечиваются духом Моим - Духом истины, духом Христовым, - не клянитесь! Вы входите уже в такое состояние, когда клятва отступает. Потому что, когда вы в таком состоянии - вы не можете даже помышлять, что можете разъединиться с этим состоянием, ибо для вас это уже практика, а для подзаконных это лишь мёртвая теория. Пока вы были ещё подзаконными и не находили вкуса Благодати духовной, Я и не говорил вам: "Не клянитесь ею". Но: "Исполняй клятвы свои", ведь вы ещё ничего не теряли, потому что ничего и не имели. Вы имели только теорию - закон. А вот, когда вы уже вошли в обетование, вам есть уже что терять - вы уже имеете этот мёд, вы пробуете его. И сказать: я выплюну его - вы не сможете. Это невозможно! Потому что это такое состояние, когда "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Если человек наслаждается каким-то телесным наслаждением, и когда максимально получает его, то ему тяжело отказаться от него. А духовное наслаждение в тысячу раз выше, и отказаться от него невозможно! И если ты говоришь: я откажусь от него… - Значит ты уже его не имеешь, значит стал ты подзаконным и нет у тебя права называться христианином, а это шаг назад. Значит, ты грешник, потому что праведность - это духовный рост, праведность - это путь вперёд. Праведность - это Путь! И если ты делаешь шаг назад, если пошёл из Иерусалима в Иерихон, - значит ты не праведник, а грешник. Ты не христианин - ты не идёшь путём Христа… А вы не клянитесь! - обращается Господь к христианам, - вы идите из Иерихона в Иерусалим, и слово ваше пусть будет "да-да", "нет-нет". Божьему - "да", лукавому - "нет"!

"Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом…" Не клянитесь Небом - Небо есть сфера духа. Не клянитесь, это всё Господнее, "…потому что оно престол Божий". Это есть престол Господний. А Его престол - это правда и суд. Снова - теория и практика. Правда - это теория, суд - это практика: слово и дела. Ты не сможешь поклясться Небом, ибо оно - Бог. И если в тебе Бог, то как ты сможешь в момент присутствия Божьего Света, чувствования этого присутствия отбросить его? Такое невозможно, это будет хула на Духа Святого, не делай этого! "Ни землёй, потому что она подножие ног Его…" Земля - это наши сердца. Значит, мы и собой не можем клясться и говорить: пусть Господь эту землю, которая течёт молоком и мёдом, сделает такой, что будет она заросшая тернием и волчцами. Ты не сможешь этого сделать, потому что в тебе уже течёт молоко и мёд! Пока ты ещё не вошёл в эту землю Обетованную, ты ещё можешь сказать: пусть я и не войду в эту землю, если я нарушу свою клятву. Если же ты уже вошёл в эту землю, а она есть подножие ног Господних, - то это вхождение в Царство Божье. Ты уже входишь в это Царство, Христос тебе уже приблизил эту Землю. И ты не можешь уже клясться, потому что в тебе Христос. И не теоретически, ни просто словом ты не сможешь разъединиться с нею, потому что знаешь, что ничто так не угашает дух, как пустословие. Но ты понимаешь, что просто сказав пустое слово, ты можешь угасить Дух, который в тебе. Из-за одного слова ты можешь потерять всё, что нарабатывал всю неделю. Так учат отцы Церкви, так учит опыт Церкви. Вот почему мы должны быть такими внимательными к словам своим! Когда человек подзаконен, он больше уделяет внимания делам своим, а не словам. Человек подблагодатный выходит на новый уровень, уровень опыта духовного. Здесь уже речь не должна идти о буквальном нарушении закона (убивать, красть, лжесвидетельствовать), здесь речь идёт уже о духовных понятиях. Сам взрыв гнева есть уже падением, сам взгляд с вожделением на женщину (то есть на жизнь плотскую) уже есть падением. Не о делах физических идёт речь, а о делах сердца, о высшем уровне, уровне христианина. Подзаконный ещё работает в уме, в воле; подблагодатный работает уже в сердце, в духе.

Помните, как говорит Господь: "И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими и всем разумением твоим". Разумение - на периферии. Через ум мы приходим к сердцу, мы идём к самому важному через второстепенное, а самое важное - это сердце. Разумение - это начало. Потому что мы разумом начинаем воспринимать и приходить к Слову. Потом начинаем прилагать усилия, потом душа освящается, и входит в сердце Христос - это вершина, это самое дорогое.

Так вот, для христианина основная борьба идёт в сердце. Для подзаконного - ещё в разумении. "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю". Низвержен во плоть. Сначала борьба идёт в разуме, потом во плоти, а потом, когда освящается сердце - освящается всё. Тогда сатана сброшен в озеро, которое горит огнём и серой - на полное уничтожение.

"А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом…" То есть, не клянись сферой духа, не клянись Духом Святым - Он есть Божий. И если ты уже знаешь Его, если этот Утешитель вошёл в твоё сердце, - ты не сможешь клясться! Не клянись, будь не подзаконным, а подблагодатным. Потому что, если ты вкусил этот мёд и пошёл назад, то, соответственно, и не жди ничего доброго, кроме какого-то страшного ожидания суда. Потому что это уже хула на Духа Святого: быстро назад, - потому что она не простится! Не иди! Пока ты ещё подзаконный, ты можешь ещё топтаться с ноги на ногу. Упал, поднялся, Господь ещё над тобой. Но когда ты вошёл уже в этот мёд, когда Дух Святой тебе уже дан, а ты начинаешь отвергать Его, - ты отвечать будешь как взрослый. С тебя спросится не как с ребёнка, не как с раба, а как из сына, взрослого мужа. Лучше тебе не знать, чем знать и не исполнять… Лучше тебе не пробовать этот мёд, чем, попробовав, выплюнуть, как сделал это сатана. Променять этот мёд на гордыню, на фарисейскую закваску, снова возлюбив себя и мир, вместо Бога и ближнего.

"…ни землёю, потому что она подножие ног Его (Не клянитесь и сердцами своими), ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя". Иерусалим - это церковь. И не клянись, что пусть я разъединюсь с церковью. Нет, не будешь ты уже клясться, ибо ты станешь уже членом Церкви остатка. Ты почувствуешь это единение, и ты не сможешь даже теоретически допустить мысль о разъединении с Небесным, вышним Иерусалимом, миром ангельским, с вечностью, с Царством Божьим, что и есть тот вышний Иерусалим в сердцах творения Божьего, ибо там господствует дух Божий.

"Ни головою твоею не клянись…" Говорит: пусть я потеряю разумение. Клясться головою - это поклясться разумением. Дескать, ну хорошо, я не поклянусь Духом Святым, я не поклянусь сердцем, потому что это глубоко во мне, а поклясться разумением я могу… Основное у меня есть, у меня открылось духовное ощущение, зачем мне разумение? Я поднялся к молитвенному ощущению Божества, - зачем мне разум? Я поднялся к высоте молитвы сердца, постоянной и самостоятельной. Более того, к высоте молитвенного предстояния перед Богом, для меня небо открытое, - так зачем мне душевный уровень? Разум - это душевный уровень, а я уже на духовном, я уже выше… Господь говорит: Ты тем и отличаешься от животного, что имеешь разум, имеешь самосознание. Ибо, когда у тебя отобрать самосознание - ты потеряешь свою личность, а ты забыл, что Я есть Личность? - говорит Господь.

Бог - это Личность или абстрактная идея? Мы верим в живого Бога, или мы верим в Бога, который просто есть в теории? Нет, мы верим в Бога Живого, Который изменяет обстоятельства нашей жизни, потому и называем Его - БОГ! Бог - значит Богатый на всё, в состоянии сделать всё, - Тот, Кто изменяет нашу жизнь. И Он - Личность! Он -абсолютный Дух, абсолютно чистый Дух, но Он - Личность, с Которой можно вершить дела, с Которой можно заключать Завещание. Если Бог не Личность, то с кем ты заключил Завет, человек? С идеей, с абстракцией? Нет, с Личностью, только не в человеческом понимании - с дедом с бородой, как это изображается на примитивном уровне. Нет, с Тем Духом, что есть Абсолют, с Тем Единым Неименованным, потому что имя Ему мы не можем дать. С Сущим, Который имеет сущность Сам в Себе, и Сам знает эту Сущность. И мы не сможем никогда эту Сущность постичь, хотя познать мы её можем по качествам Его. Я - Личность, - говорит Господь, - и ты есть личность, а признаком личности есть разум. Если ты отбросишь разум - ты потеряешь личность, ты потеряешь себя, потеряешь смысл бытия, смысл генезиса. Я - Личность, и хочу, чтобы ты, как личность, свободно соединился со Мной.

Здесь есть момент, когда спрашивают: А чем отличается практика молитвы сердца от практики восточной медитации? Так вот, восточная медитация часто отбрасывает личность. Это вхождение "в нирвану", вхождение в безличностный Божественный мир, и общение с Богом уже не как с Личностью, а как с Абстракцией, как местом наслаждения, как с безличностным Богом. А это - тупик, хотя первый шаг как будто хороший, но далее тупик, потому что теряется сам смысл, и человек отбрасывается на грань потери разума. Не клянись и в этом понимании тоже! Библия многогранна. Не клянись, - не ставь на кон, не рискуй своим разумом, иди тем путём, который Я тебе открыл, - говорит Господь.

"…потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным". Что такое "волос" на библейском языке? Это наши мысли. Белый или чёрный - это мысль духовная или греховная. "Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8.7). Не покоряться Закону Божьему - это смерть. А мысль духовная - это жизнь. Так вот, никакую мысль не можешь сделать белой или чёрной: духовной или плотской. Это всё делает Господь, - ты просто позволяешь Ему это сделать или не позволяешь, вот и всё. Ты помогаешь Богу это делать или не помогаешь. Ты - христианин, или противник, то есть антихрист. Сатана означает - враг; диавол - обманщик. Но сатана имеет ещё и другое имя - противник. Воля Божия заложена была в творении. И как премудро предусмотрено всё! Не роботом Господь творит человека, а свободным, наделённым душой, которая имеет ум и волю. И Господь сначала открывает ум, а потом человек уже своею волею властен или идти к свету или во тьму, властен избирать себе путь. Так вот, волос не может человек сделать чёрным или белым: это делает Господь! Господь делает белым, а мы, познав это белое, можем отбрасывать его и идти к чёрному, или освящать своё понимание, свой волос этим белым светом. И снова Господь даёт это, у Него Слово, - "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Его Слово мы можем принять в своё понимание, чтобы потом оно стало плотью в нас. И чтобы потом мы увидели славу - результат Его деяния в нашей жизни. Или не принять…

Но в начале - Слово, и Слово Божие! И сами не можем сделать ни одного "волоса" ни белым, ни чёрным. Мы хорошо знаем как это, во всех проявлениях. Потому что речь идёт и о практической деятельности. Пока ещё Христос не в нас, мы в поте лица своего обрабатываем землю, а она родит нам терние и волчцы. И в первую очередь в наших мыслях. Каждый знает, что такое борьба с помыслами (кто воюет, безусловно): это самая страшная борьба. И, как выясняется, не можем сделать наши мысли "ни белыми, ни чёрными", потому что чёрная приходит сама по себе, и ничего здесь не поделаешь… А Господь может! Потому что становишься на молитву - и очищается и сердце, и душа (ум, воля, эмоции). Он может сделать это, - мы же ничего не можем сами, хотя и будем "обрабатывать в поте лица" землю своего сердца. И пока мы подзаконны, пока Христов свет не в нас, чтобы просветить наши мысли, дела, нашу жизнь, - мы сами ничего не сможем сделать. Мы будем работать в поте лица, а расти в нас будет терние и осот - насилие о корыстолюбие, мысли о насилии и корыстолюбии, и так пока не войдёт Христос. Вот, когда Он войдёт, тогда и произойдёт это "отбеливание волос": "Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега". Не по своей силе, а по силе Твоей, Господи! Так вот, не клянитесь!

Есть очень хорошее сравнение. Между прочим, оно пришло сегодня ко мне по дороге на курсы. Не напрасно в Библии сравнивается жизнь праведника, жизнь церкви с роженицей, с женщиной, которая должна родить плод (плод духовный). Ведь смысл нашего духовного роста состоит в том, чтобы принести плод Духа. Господь часто подаёт это сравнение в Священном Писании и говорит: Когда женщина рожает, она очень страдает, но потом, когда она получает ту радость от рождения младенца, - то со временем забываются эти страдания. Они становятся тусклыми по сравнению со светом радости и счастья от материнства. И действительно, каждый из нас духовно есть этой женщиной роженицей, которая должна родить плод. И мы знаем, как тяжело рождается этот плод в нас, как тяжело родить этот плод духа, плод мира, плод веры, а он есть: мир, любовь, смирение, воздержание, терпение… Как тяжело рожать такой плод! Вот волчцы буйно рождаются и плодятся в наших сердцах, в наших мыслях, в нашей жизни. А праведное рождается очень тяжело. Сарра бесплодная, хотя, казалось бы, и пребывает в этом труде, в праведности, долго идёт этим путём правды: она уже состарилась на этом пути, - а плода нет. Нет радости духовной, не рождается Исаак, что означает "Господь улыбнулся". А Агарь - египтянка, египетская жизнь, - пожалуйста, рожает. Рахиль (переводится как "Овца", - смиренная жизнь) никак не может родить, а Лия (имя Лия означает "Утомлённая") - слепая, утомлённая, пожилая, - рожает и рожает.

Так и мы похожи на женщину, и каждый из нас должен родить, и это рождение заложено в нас, оплодотворённое Господом, и от нас всего здесь - разрешить Богу сделать это. А разрешить как? Приложить усилия. Здесь большинство женщин, и большинство из них рожали, и они знают это из практики (мужчины только теоретически), что означают эти потуги. Должны быть потуги, и наши усилия только в том, чтобы помочь Богу , чтобы плод появился. Можем или приложить усилия, или нет, и если нет - может быть опасность и для плода, и для нашей жизни. Это духовные понятия. И не зря Господь выбирает эту символику. Почему Господь говорит притчами и ничего без притч Он не говорит? Потому что в одном слове можно выразить такую глубину, которую не вместили бы и библиотечные тома. Вот, пожалуйста, не от нас сделать волос белым или чёрным, - это даёт Господь: "Твоё от Твоих Тебе приносим"… Но от нас требуются потуги , от нас - помощь, от нас - работать, от нас - волю свою согласовывать с волей Божьей.

"Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого". И снова, "да" - Богу, "нет" - лукавому. Два пути для нас и нет третьего, ибо нельзя служить Богу и мамоне. Или "да", или "нет": или ты идёшь из Иерусалима в Иерихон, или из Иерихона в Иерусалим, третьего не дано…

Относительно клятвы. Я в своё время провёл некоторое исследование всего того, что случилось в моей жизни. Так вёл меня Господь, что моё служение именно здесь, в православии. И когда ставленник (то есть человек, который принял решение стать священнослужителем, и имеет на это благословение правящей церковной власти) готовится к хиротонии (к таинству рукоположения), - он даёт присягу и подписывает так называемый Присяжный лист. В этом листе есть такие действительно страшные слова: "Клянусь Всемогущим Богом…" И человек, который знает слово Божье, или хотя бы читал, и не просто в одно ухо впустил, а в другое выпустил, но почерпнул что-то из Священного Писания, он делает вывод: я вижу здесь противоречие! Я могу сказать: обещаю пред Великим Богом и перед Церковью, и перед братьями священнослужителями, но клясться Великим Богом я не имею права. Это для меня, между прочим, и для брата Виктора Гребенюка (заместитель о. Олега на Библийных курсах, - прим. ред .) (а я знаю, что для брата Виктора это основная причина, из-за которой он до сих пор не в сане) это было не праздным вопросом. Очень серьёзным вопросом. И, поверьте, во мне молитва была не один день. Я молился к Господу, чтобы Он открыл мне, указал мне как поступать, как мне идти, как мне начинать служение своё. Ведь клятва, как говорит Господь, от лукавого! И Господь открыл мне этот вопрос, дал понимание, что означает клятва: Я понимаю и вижу, что в сердце твоем клятвы нет, но устами ты должен её промолвить, хотя ты и не подзаконен. Хотя ты не утверждаешь этим своё стремление к подзаконности, то есть к шагу назад, но ты должен , иначе ты не сможешь выйти на эту трибуну, выйти на это поле; а Я зову тебя на это поле. И потому в сердце своём ты не говори этих слов, но говори устами. Будь невинным, как голубь, но мудр, как змея… Я проявил ту змеиную гибкость, мудрость: я устами дал эту клятву, но в сердце не клятву, а истинный обет. Разве могу я разъединиться с той Благодатью, которая во мне? Разве могу я даже такое допустить и поставить на кон, рискнуть тем мёдом духовным, который в моём сердце?

В Послании к Евреям, 6-я глава, 13-й стих мы читаем : "Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою…" Это было утверждение, ибо Сам с Собою не разъединится, это было утверждение, что Слово Его наивысшее, истинное и неизменное.

Откровение, 10-я глава, 6-й стих: "И клялся Живущим во веки веков.., что времени уже не будет". Кто здесь клялся? Ангел Божий - тот же Господь.

"Итак, клянущийся жертвенником, клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом, клянётся им и Живущим в нём; и клянущийся небом клянётся Престолом Божиим и Сидящим на нём" (Мф. 23.20-22). Мы будем ещё это исследовать. Но как видим здесь: клясться Богом - от лукавого.

Мф. 5.33-37: "Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого" . Это те стихи, которые мы сегодня рассмотрели.

Иак. 5.12: "Прежде же всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землёю и никакою другою клятвою; но да будет у вас "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению".

Евр. 6.16-17: "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву".

Мф. 26.74: "Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух…" Да, клялся Пётр, что не знает Иисуса. Мы видим, что в Новом Завете Господь клянётся Сам Собою, или подзаконные клянутся, или клянётся Ирод. Позитива нет, я не нашёл позитива в клятве.

1 Тим. 1.8-1 1: "А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных (то есть клянутся беззаконные, то есть те подзаконные, которые идут к Закону. Подблагодатные уже не под клятвой. Закон - проводник к Христу, проводник к благодати на благодать. Это путь вперёд, и пока ты подзаконный, пока ты ещё не попробовал того мёда, - ты можешь клясться. Но когда ты уже под Благодатью, когда ты имеешь Свет в сердце своём, - ты никогда не будешь разменивать его и клясться им, - О.В. ) и непокорливых, нечестивых и грешников, развратных и осквернённых, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников и для всего, что противно здравому учению, по славному боговестию блаженного Бога, которое мне вверено". Итак, мы видим, Закон для клятвопреступников, то есть для подзаконных, которые эту клятву могут преступить. Закон клятвы не для подблагодатных! Праведник не под Законом, а под Благодатью. Речь идёт о новозаветном праведнике, о том, кто поднялся к духовному видению, кто вкусил этот мёд. И потому ему, праведному, нет надобности клясться. Это не для христианина, - не для того, кто рождён свыше, кто получил задаток Духа. Если ты имеешь Его - ты никогда им не будешь клясться.

Гал. 3.10-14 : "А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою.., потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере… Христос искупил нас от клятвы закона…" . Если я христианин - я уже искуплен от клятв, и я не могу клясться. Клятва - для подзаконного! Если я клянусь - значит я утверждаю, что Христос не искупил меня от клятвы и я не христианин! Во всяком случае я не взрослый христианин, я не имею мистического опыта: "Наследник доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего". Но если я ребёнок, так куда же я в "отцы" иду? Дети - это первая ступенька к совершенству. Апостол Иоанн Богослов пишет: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы , потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца". Если ты ещё ребёнок, то зачем в рясу "отца" одеваешься?

Итак, клятва -это обещание, согласие с тем, что если я не исполню того и этого, то буду подвержен проклятию и разъединён с Богом. Ибо всё есть Божье: и земля - подножье ног Его, и небо - престол Его, да и сам я, потому что не могу сделать волоса ни белым, ни чёрным. Подзаконный человек клялся, потому что был под Законом, и неисполнение данной им клятвы вело к проклятию. А христианин, новозаветная Церковь, - стоят над законом, под Благодатью. И, таким образом, если христианин клянётся, - он отбрасывает себя к первоначальному состоянию, это шаг назад, а это от лукавого. Потому что дорогой ценой, кровью Господа нашего Иисуса Христа мы искуплены от клятвы. Христос стал проклятием за нас!

И вывод: если в Присяжном листе записана клятва богом - это означает, что тот, кто составил этот текст, или через незнание (а это более всего вероятно), или сознательно утверждает, что новый рукоположенный священнослужитель - подзаконный, а не подблагодатный. Не под благодатью, а под Законом! И вопрос исправления этой ошибки является не вопросом церковного канона, тем более изменения догмата, - это вопрос ревности по Боге. Что ж, в этом есть рациональное зерно. Не напрасно в заявлении Священного Синода от 15.03.1996 года сказано, что церковная жизнь зашла в тупик, и церковь, собственно, превратилась в политическую организацию. Я в своё время готовил телепередачу на основе этого заявления. Это Заявление Священного Синода Украинской православной церкви Киевского патриархата, - и это была первая волна очищения, обновления и подъёма церковной жизни. Это первые волны обновления, и даже с патриархом Филаретом мы готовили эту передачу, и записывали её здесь в доме епархиального управления. Святейший патриарх отвечал на вопросы по пунктам, у меня сохранилась видеозапись этих ответов.

Так вот, Заявление Священного Синода Украинской православной церкви Киевского патриархата от 15-го марта 1996 года, г. Киев:

"За неустроенностями, о которых мы знаем из истории, лежала догматическая борьба (имеется в виду неустроенность в церкви). Во втором тысячелетии вступили в силу человеческие страсти, и среди них, главным образом, властолюбство. (Этот то, о чём мы говорили, рассматривая послания апостола Павла: тайна беззакония уже в действии, только мы ещё живы (мы - то есть, апостолы). Ещё жив Тот, Кто удерживает (Дух Любви в Церкви) и будет держать, пока не будет Он устранён изнутри. Дух Святой будет устранён изнутри духом властолюбия, фарисейством. Никто со стороны не мог сломить церковь, никакие гонения, ни какие истребления не могли уничтожить церковь. Из вас самих, - говорит апостол Павел, - восстанут мужи, которые будут говорить извращённое" (со стороны никто не придёт). О вреде этого предупреждал Иисус Христос, говоря: "Вы знаете, что князья народов господствуют на ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так"). Человеческие пристрастия выступили в церквах в крайне откровенном виде, даже не прячась стыдливо за догматическими спорами (это и есть явление антихриста в полноте. Эта тайна беззакония была в действии уже во времена апостола Павла. Он говорил: Как только я отойду, сразу между вас войдут волки в овечьих шкурах. Из вас самих появятся те, которые будут говорить превратно, чтобы приобрести себе учеников. А потом явится он, антихрист, открыто. А мы ждём антихриста с рогами и с хвостом, или как кто себе представляет. А он ещё в 4-ом веке вошёл в храм, "яко Бог": "Ибо ты говоришь: "Я богат, разбогател и не в чём не имею нужды" (Откр. 3.17); и за Бога себя выдаёт. И тогда уже всё началось, как сказано в Третьей Книге Ездры, 7-я глава: "Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрёт Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого…" И это молчание и поныне… "Страж, какая пора ночи? Уже утро, а всё ж ещё ночь…"). Наша церковная жизнь зашла в тупик из-за того, что мирские основы, которые проникли в церковь ещё в древнее время, порождают только недостатки, вражду и разделение. Церковь стала рассматриваться не как Богочеловеческий организм, а как организация, починённая не Божественным, а человеческим законам; и, которая как организация, отдаёт себя на служение человеческим задачам. Возможно никогда ещё сами верующие не отдавали на такое поругание Невесту Христову…" Это Заявление Священного Синода нашей церкви. Слава Богу! Это прозрение…

Так вот, вывод относительно клятвы. Тот, кто провозглашает такую клятву, если освящает её своим разумением (то есть воспринимает её своим умом), кто даёт её действительно осознано, тот кладёт печать себе на чело. А, если не задумываясь, фанатично даёт эту клятву, - то кладёт эту печать себе на руку. Если же для дела Божьего устами провозглашает её, а сердцем, разумом, делами отвергает всякую клятву (как говорил апостол Павел: "Для подзаконных был как подзаконный, чтобы преобресть подзаконных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". Это змеиная мудрость. Клятва же должна быть изменена на обет перед Богом и Церковью, но, к сожалению, утрачено понимание, и мало у кого из иерархов есть желание что-либо менять…

ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...” (Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.

* НАПИШИТЕ НАМ , и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС: Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.сайт «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).

Мир вам, Олег!

Слово «клятва» - одно их самых сильных, потому что подразумевает абсолютную и безоговорочную верность данному слову. Когда мы читаем Библию, обнаруживаем, что клятвенные обещания были довольно-таки распространены. Это и не удивительно, потому что ведь в те времена не было ни нотариусов, ни адвокатов, люди во многом должны были верить друг другу на слово. Как убедить какого-то человека в том, что вы исполните свое обещание? Покляться. А как убедить так, чтобы у него не осталось и тени сомнения? Поклясться самым дорогим, что у тебя есть, не так ли? «Клянусь своими детьми», «Клянусь своим здоровьем и благополучием» - не каждый с легкостью даст такую клятву, особенно, если намеревается ее нарушить.

Однако, что самое дорогое для любого верующего человека, как не имя его БОГА? Народы, жившие вокруг израильтян, клялись именами своих богов. И это считалось самой страшной клятвой. Когда Вседержитель вывел детей Иакова из египетского рабства, Он начал переориентировать их сознание с имен чужих божков на Свое имя, помогая им понять, что только Он является Всесильным и Истинным Богом. И Он объяснял им эту истину на языке, который они в то время могли хорошо понять. Вот 2 основных отрывка на эту тему:

Господь не возражал против клятв, данных при упоминании Его имени, только до тех пор, пока Его люди не начинали клясться во лжи, т.е. не просто не исполняли клятву, но уже с самого начала знали, что не исполнят.

Вседержитель всегда учил Своих людей тому, что если уж они произнесли какую-то клятву, они обязаны ее исполнить. Нарушение клятвенного обещания стоит в одном ряду с такими грехами, как блуд, гомосексуализм, скотоложество, убийство (1Тим1:10), и наказание за него суровое:

если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. ()

Обратите особое внимание на то, что здесь нет формулировки типа «если кто поклянется именем Господа», но просто сказано «если кто поклянется», потому что для Бога не важно, употреблялось ли при этом Его имя, для Него важно, что клятва вообще прозвучала, а значит, человек, носящий Его имя, должен ее исполнить.

Легко ли исполнить клятву? Для того чтобы человек мог это сделать, необходимо обладать двумя главными качествами: 1) верность собственному слову и 2) способность контролировать ситуацию. Например, если я, умея водить автомобиль, поклянусь кому-нибудь, что никогда в жизни не сяду за руль автомобиля, я могу демонстрировать верность, но могу ли контролировать ситуацию? Ведь если обстоятельства сложатся так, что только я смогу быть человеком, которой доставит умирающего ребенка в больницу на какой-то машине, то я окажусь в неприятной ситуации: нарушить свою клятву и автоматически нарушить понятие верности, или позволить ребенку умереть. В Библии записано несколько историй о том, как из-за необдуманной клятвы произошло страшное, прочитайте, например, одну из них в .

Когда Иисус начал Свое служение, среди учителей народа Божьего было много споров о том, как, чем и когда клясться, но не было ясного понимания, что клятвы – это серьезнейшее обязательство, которое человек накладывает на себя, и что Бог никогда не повелевал клясться его именем, но просто позволил это делать, если есть такая необходимость. Поэтому Иисус, выправляя то, что было искажено и затемнено, пояснил смысл данного в Торе повеления о клятвах:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои . --- и это правильно, и так должно быть. Иисус здесь не отменяет заповедь, но Он милостиво помогает людям увидеть, что лучше бы им, вообще, не произносить никаких клятв --- А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным . --- Видите причину? Потому что ты не можешь знать, что с тобой будет завтра! Не будь самонадеянным, когда налагаешь на себя серьезные обязательства! Ведь сказано же, что если не исполнишь, то попадешь под осуждение ()

Увидев множество народа, Иисус поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики, и Он начал их учить такими словами:

– Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит Небесное Царство .

Блаженны плачущие, потому что они будут утешены.

Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.

Блаженны те, кто ощущает голод и жажду по праведности, потому что они насытятся.

Блаженны милосердные, потому что и к ним будет проявлено милосердие.

Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.

Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божьими.

Блаженны те, кого преследуют за праведность, потому что Небесное Царство принадлежит им.

Блаженны вы, когда из-за Меня люди оскорбляют и преследуют вас и говорят о вас всякую ложь. Ликуйте и веселитесь, потому что вас ждет великая награда на небесах! Ведь точно так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.

Соль и свет

Вы – соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать ее соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить ее вон, под ноги людям.

Вы – свет мира. Город, стоящий на вершине холма, невозможно скрыть. Зажженный светильник не ставят под сосуд, наоборот, его ставят на подставку, чтобы светил всем в доме. Пусть так же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.

О Законе

Не думайте, что Я пришел отменить Закон или пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить . Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из Закона – все сбудется. Кто нарушит даже самую маленькую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет наименьшим, а кто исполнит заповеди и научит этому людей – будет велик в Царстве Небесном. Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей Закона, вы не войдете в Небесное Царство.

О злобе

Вы знаете, что людям еще в древности было сказано: «Не убивай» , и что каждый убийца будет судим. Я же говорю вам, что если человек затаил злобу на брата, он будет судим. Кто назовет своего брата ничтожеством , тот будет отвечать перед Высшим Советом, а того, кто обзовет своего брата глупцом, – ждет огонь ада.

Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя, то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.

Поторопись помириться со своим обвинителем еще по дороге, до того, как он приведет тебя в суд, иначе тебя передадут судье, тот отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в темницу. Говорю тебе истину, что ты не выйдешь оттуда, пока не выплатишь все, до последнего гроша.

О супружеской верности

Вы слышали, что было сказано: «Не нарушай супружескую верность» . Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце. Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, вырви его и отбрось прочь. Лучше тебе потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад. И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки ее и отбрось прочь. Лучше тебе потерять часть тела, чем все твое тело пойдет в ад.

О разводе

Вам было сказано: «Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо» . Я же говорю вам, что каждый, кто разводится со своей женой не по причине ее измены, толкает ее к нарушению супружеской верности , и всякий, кто женится на разведенной женщине, также нарушает супружескую верность.

О клятвах

Вы слышали, что еще в древности людям было сказано: «Не нарушайте своей клятвы и выполняйте все, в чем вы поклялись Господу» . Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно – престол Божий, ни землей, потому что она – подножие Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя . Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным. Пусть ваше «да» будет действительно «да» и ваше «нет» – действительно «нет». Все же, что к этому добавлено, – от лукавого.

О мщении

Вы слышали, что было сказано: «Глаз за глаз и зуб за зуб» . Я же говорю вам: не мсти сделавшему тебе зло. Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую. Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду. Если же кто принудит тебя идти вместе с ним одну милю, иди две . Тому же, кто у тебя просит, дай, и от просящего у тебя в долг не отворачивайся.

Любовь к врагам

Лк. 6:27-28, 32-36

Вы слышали, что было сказано: «Люби ближнего твоего» и «Ненавидь врага твоего» . Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас, чтобы вам быть истинными сынами вашего Небесного Отца. Ведь Он повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на неправедных. Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое даже сборщики налогов? Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Разве язычники не делают того же? Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.

Loading...Loading...