Жен мироносиц когда. Святые Жены-мироносицы

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко Гробу.
Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.

1960-е гг.
Александр Солодовников

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (1 Петра 3, 2-4)

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует память святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима - тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

Мироносицы - это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.
Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем - апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Жены мироносицы у гроба Господнего. Фреска церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1673 г.

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников. Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики - апостолы! - оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность - не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались - «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» - пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию - Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Явление ангела женам. Армения 1038г. Миниатюра Евангелие

По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него - ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица , супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария , уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Праздник Жен-мироносиц издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Жены-мироносицы. Румыния, Монастырь Сучевица

Другая черта древнерусской праведности — особый "чин" вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

В ветхозаветные времена, до пришествия Христа на землю, женщина имела в нашем мире положение крайне подчиненное, часто полурабское, и по своему достоинству считалась несравненно ниже мужчины. Многие люди античности вообще отказывались признавать женщину полноценным человеком. И это имело место не только в среде языческих народов, но и у евреев. Известно, например, что одной из произносимых мужчинами в синагоге молитв была следующая: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня не женщиной». Тогда как женщины молились другими словами: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня по Своей воле». Также известно, что благочестивому еврею не полагалось разговаривать с женщинами. Даже с собственной женой нужно было говорить как можно меньше. И поэтому то, что Христа часто окружали женщины, что они слушали Его учение и следовали за Ним, представлялось в те времена делом небывалым и неслыханным. Такое поведение шло вразрез с многовековыми правилами ветхозаветного благочестия.

Почему же Христос нарушил эти устоявшиеся и общепринятые обычаи народа Божия? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, какие причины обусловили неполноценность женщины в Древнем мире и ее подчиненное по отношению к мужчине положение. Из Библии мы знаем, что когда диавол захотел погубить наших прародителей, то первой на его искушение поддалась Ева, которая потом уже и Адама склонила преступить заповедь Божию. После их падения, изрекая Свой суд, Господь сказал Еве, что теперь ее положение будет подчиненное и зависимое от мужчины и что мужчина будет господствовать над ней. Это Божие определение полностью сбылось — положение женщины действительно определилось в истории как крайне подчиненное и зависимое от мужчины. Таким образом, мы видим, что подчиненность и зависимость женщины были следствием первородного греха, были наказанием за этот грех. В этом и заключается истинная и глубокая причина неполноценности статуса женщины в Древнем мире.

Далее, мы знаем, что Христос Своим пришествием в мир избавил людей от первородного греха и от его последствий. А отсюда следует, что и положение женщины после пришествия Христа не осталось прежним, но изменилось: из неполноценного оно стало полноценным, из рабского свободным. По этой причине и не удалялся Христос от женщин, как удалялись от них благочестивые фарисеи и учителя закона. По этой же причине и женщины, сердцем чувствуя, что пришествие Христа для них очень важно, важнее, может быть, чем для мужчин, радовались этому и ходили за Ним неотступно.

Итак, Христос, уничтожив последствия первородного греха, изменил достоинство женщины из неполноценного в полноценное. И результаты этого не замедлили явиться. Мы видим, что с самого начала исторического пути Церкви женщины играют в ней самую активную роль. Например, из посланий апостола Павла следует, что в I веке из женщин избирались особые служительницы — диакониссы, помогавшие епископу во многих делах, в том числе и при совершении важнейших церковных таинств. Такое невозможно было себе представить в Церкви ветхозаветной, где женщины не могли даже и в храме находиться вместе с мужчинами, но им был отведен для молитвы отдельный прилегающий к храму двор.

Кстати, нужно сказать, что и до сих пор на Востоке, среди народов не принявших христианство и оставшихся по этой причине на уровне Ветхого Завета — то есть среди иудеев и мусульман, отношение к женщине продолжает оставаться в основном таким же, как и в древности, они не имеют равных религиозных прав с мужчинами. Чего, например, стоит тот факт, что в большинстве мусульманских стран не принято, чтобы женщины молились в мечети вместе с мужчинами — им разрешено молиться только дома.

Жены-мироносицы у Гроба Господня, вологодская икона, к. XV в.

В Церкви же Христовой — не так, но именно женщины часто оказывались в ней самыми постоянными прихожанками храмов, самыми верными последовательницами Христа во все времена, а особенно во времена гонений и испытаний. Ведь именно женщины не покидали Церкви в самые трудные времена ее истории: гонений Римской империи, иконоборческих смут, мусульманского ига на Востоке и на Балканах. Подобно тому как жены Мироносицы не оставили Христа во дни Его ареста, поругания и крестной смерти (тогда как апостолы в большинстве своем оставили и разбежались), — подобно этому и во все другие трудные для Церкви времена именно женщины преимущественно перед мужчинами сохраняли ей верность. Так было и во время последних великих гонений в коммунистической России, когда женщин среди церковных людей было несравненно больше, чем мужчин, так что даже возникло выражение: «платочки спасли Церковь».

Почему женщины в трудные времена оказываются более верными Христу, чем мужчины? Причина здесь в том, что у женщин вера больше сердечная, чем рассудочная, а потому их любящее сердце сохраняет верность Христу не только в славе, но и в бесславии. Эта сердечная вера безошибочно угадывает великую тайну Божественной любви, угадывает, что путь Христа в нашем мире не есть путь громкой славы, а есть путь Голгофы, путь распятия. Потому и не оставили Христа в Его уничижении жены Мироносицы, тогда как апостолы, вера которых была более рассудочной, не смогли тогда ясно видеть этой тайны, почему и соблазнились крестной смертью своего Учителя и не показали такой верности, как Мироносицы.

Женщина имеет от Бога великий дар — любящее сердце, которое очень много может помочь ей в христианской жизни, в следовании за Христом. Но это только при условии, что женщина найдет для своей любви правильное применение. Старец Паисий Афонский говорит, что женщине для этого необходимо приноси ть себя в жертву, то есть жить не ради себя, а ради других. Потому что в противном случае — если та любовь, которую она имеет в себе, не найдет правильного выхода, — сердце женщины приходит в негодность. По образному сравнению старца, не направляя свою любовь в нужное русло, женщина уподобляется включенному вхолостую станку, который трясется сам и сотрясает других.

Как же направить женщине свою любовь в нужное русло? Самым естественным и обычным способом для этого является семейная жизнь. Здесь находит правильный выход многая женская любовь, здесь женщина приносит себя в жертву другим — мужу и детям. Здесь она живет не для себя, а для других и этим служит и угождает Богу. Потому и говорит святой апостол Павел, что женщина спасается через чадородие, то есть через рождение и воспитание детей, семейную жизнь. И для большинства женщин именно этот путь христианской семьи является наиболее подходящим.

Однако путь семейной жизни — не единственный, есть и другие пути, которые могут выбрать женщины, не имеющие семьи. Эти пути также заключаются в принесении себя в жертву, в служении Богу и людям. Одним из таких путей является, например, монашество. Но не обязательно только монашество. Женщины, которые не готовы к тому, чтобы уйти в монастырь, могут, тем не менее, и живя в миру идти по мере сил богоугодным путем жертвы — через служение милосердия, помощь больным, инвалидам, заключенным или даже просто через молитвенную чистую христианскую жизнь. И если проходить такой путь правильно, то он может оказаться даже несравненно выше семейного пути. Ибо семейная женщина хотя и приносит себя в жертву, но приносит людям — мужу и детям, а та, которая проводит высокую христианскую жизнь, — непосредственно Богу. Семейная трудится для людей, а живущая духовно — для Бога. Ведь и апостол Павел говорит, что замужняя думает, как угодить мужу, а незамужняя — как угодить Богу, что несравненно выше.

Следует также сказать, что существуют и свои опасности для женщин, свои ловушки, которые расставляет враг нашего спасения, диавол, хорошо знающий сильные и слабые стороны женской души. Одной из таких опасностей, по словам старца Паисия, является склонность женщины чрезмерно привязываться к суетным пустым предметам: красивой одежде, побрякушкам, безделушкам, к уюту, комфорту, роскоши и тому подобному. Если женщина слишком привязывается к подобной суете, то она находится в опасности израсходовать любовь своего сердца — этот бесценный дар — на пустые и бесполезные предметы, так что для Христа, для любви Божией в конечном итоге не останется ничего. Чтобы этого не случилось, женщине необходимо быть осторожной и внимательно следить, на что она отдает, на что расходует, чему посвящает любовь своего сердца.

Жены мироносицы у Гроба Господня

Есть и другое опасное искушение для женщины — зависть и ревность. Если женщина не привязывается к пустым предметам, не растрачивает на них свою любовь, но старается направить ее в нужное русло, то диавол меняет тактику и пытается отравить любовь женщины завистью и ревностью. И если женщина не будет внимательна к этой брани и не остережется, то ее любовь, будучи задушена завистью, может очень скоро превратиться в ненависть. «Женщина от природы имеет много доброты и любви, — говорит старец Паисий, — и диавол сильно на нее нападает: он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет ее любовь. А когда ее любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину».

Итак, женская природа имеет как сильные, так и слабые стороны, носит в себе и дары, и опасности. Если женщина-христианка сумеет развить в себе сильные стороны и приумножить Богом данные дары, если сумеет не расточить свою любовь на грех и суету, а направить ее ко Христу и людям, то она может очень много преуспеть в христианской жизни. И в этом случае она поистине будет подобна тем великим и святым женам Мироносицам, которые при всех испытаниях не разлучились со Христом, но сохранили Ему верность до конца. Эти святые жены пребыли неразлучными с Господом на земле, а потому пребывают неразлучными с Ним и на небе, в блаженном Царстве святых.

Проповедь священника Михаила Захарова

Во второе воскресенье после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Когда Иуда предал Христа первосвященникам, все ученики Его бежали. Апостол Петр следовал за Христом до двора первосвященника и там, обличаем, что он Его ученик, трижды отрекся от Него. Весь народ кричал Пилату: "Возьми, возьми, распни Его!" (Ин. 19.15). Когда распяли Иисуса, проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним. И только Матерь Его с любимым учеником Иоанном стояли у Креста и женщины, следовавшие за ним и Его учениками во время Его проповеди и служившие им, смотрели издали на происходящее. Среди них были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Саломия и другие.

После того, как Иисус испустил дух, Иосиф из Аримафеи, член совета, но не участвовавший в осуждении Иисуса, тайный ученик Его пришел к Пилату просить тело Иисусово и, получив разрешение, вместе с Никодимом, другим тайным учеником Господа, похоронил Его в новом гробе.

В первый день недели святые жены-мироносицы, купив ароматы, пришли рано ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Господь явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее.

Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами: "Христос Воскресе!", откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.

Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.

Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц. Аминь.

Из дневников св. царственной мученицы Императрицы Российской Александры Феодоровны Романовой

  • Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. ""Ежедневное умирание - это тропа к ежедневной жизни""… Жизнь - ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.
  • Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
  • Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.
  • Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
  • Самопожертвование - это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу.
  • Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.
  • Важный труд, который человек может сделать для Христа, - это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: ""Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей"", - прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И, спустя долгие годы, память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.
  • Как счастлив дом, где все - дети и родители, без единого исключения - вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

Мудрость Святых Отцов. Женщина и Христианство

У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.

(Свт. Василий Великий)

Истинно целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе, будучи рабом, не возгордилось пред душой, которой вверено право владычества…

(Св. Исидор Пелусиот)

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою.
А Мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А Жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.»

А.А. Солодовников



Для любого православного христианина Пасха - едва ли не самый главный религиозный праздник в году. Объяснение тому имеется простое: в указанный день - а каждый раз он выпадает неодинаково, но бывает непременно весной - воскрес из мертвых Сын Божий, которого безбожники распяли на кресте, предав унижениям и мучениям.

Примечательно, что с Пасхой тесно связано еще одно православное торжество, посвященное уже не Творцу, а обычным людям, притом женщинам, проявившим себя бесстрашно и преданно по отношению к Иисусу. В 2019 году дата эта приходится на 12 мая. Кем были жены-мироносицы и почему им посвящен отдельный праздник, читайте в данной статье.

Историческая справка

Как нам известно из Библии, тело Иисуса, испустившего дух в результате перенесенных им страданий, было помазано благовонными маслами, и сделали это двое благочестивых мужчин: Иосиф Аримафейский и Никодим. Данный обряд они совершили непосредственно перед погребением. Когда же Христос уже лежал во гробу, в пещеру, служившей ему усыпальницей до поры до времени, решили отправиться несколько женщин. Цель у христианок была аналогична той, которую преследовали прежде упомянутые выше представители сильного пола: помазать тело Учителя благовонными маслами. Таков имелся обряд у иудеев, и осуществлялся он по традиции в первый день после субботы. Женщины не изменили обычаям и пустились в путь в воскресенье. Теперь должно быть ясно, почему их назвали женами-мироносицами.


По дороге христианки обсуждали важный на тот момент вопрос: «кто отвалит камень от гроба». Но им не понадобилось выбирать в своих рядах добровольца, поскольку обо всем перед приходом жен-мироносиц позаботился сам Господь Бог. На землю спустился Ангел, в результате произошло землетрясение, и вход в пещеру оказался совершенно свободным. Когда же благочестивые женщины достигли конечного пункта своего пути, то стали свидетельницами произошедшего. Увидели они и Ангела, который сообщил им, что Христос воскрес и ожидает своих учениц в Галилее.

Так написано в Евангелии от Матфея. А вот согласно Евангелию от Иоанна, первой ко гробу Господню пришла Мария Магдалина. Женщина горько плакала, так как полагала, будто тело Учителя похитили коварные иудеи-безбожники. Но тут скорбящей явился сам Иисус Христос и объявил о том, что он воскрес и просит оповестить о случившемся всех учеников, добавив: не прикасайся ко Мне, пока Я не восшел к Отцу. Мария Магдалина, обрадованная, поспешила выполнять повеление Учителя и встретила по дороге другую Марию. В этот момент уже обе женщины увидели Иисуса, который повторил свою просьбу. Однако, услышав благую весть, апостолы не поверили христианкам. Впрочем, это уже другая история...


Церковное же предание иначе освещает события того дня: если верить данному информационному источнику, то первым воскресшего из мертвых Христа узрела Матерь Божия, а не Мария Магдалина. Так или иначе, но те служители церкви, что учредили празднование дня памяти жен-мироносиц, по всей видимости придерживались истинности третьего варианта развития событий.

И церковное предание, и Евангелие в любом случае сохранили имена благочестивых женщин. Это:

  • равноапостольная Мария Магдалина;
  • святая Иоанна - жена Хузы, домоправителя Иродова;
  • праведные Мария и Марфа - сестры Лазаря;
  • Мария - мать Иакова Малого и Иосии;
  • Сусанна, Соломия;
  • святая Мария Клеопова и др.

Интересно, что Мария Магдалина упоминается во всех церковных источниках информации о женах-мироносицах. В Библии сказано, что из этой женщины Иисус при земной своей жизни изгнал семь бесов.

Иоанна, супруга домоправителя царя Ирода по имени Хуза, следовала за Христом, когда тот совершал проповедь, и верно служила Ему.

Марфа и Мария являлись праведными сестрами Лазаря. Эти две женщины уверовали во Христа до того, как Иисус воскресил их брата, но уже после гонений на Иерусалимскую церковь и изгнания Лазаря из Иерусалима.

Мария Клеопова приходилась дочерью праведному Иосифу Обручнику и являлась его ребенком от первого брака. Она пребывала в самом расцвете ранней юности, когда Дева Мария стала женой Иосифа.


Надо сказать, что вся третья после Пасхи седмица носит имя праведных женщин, шедших ко Гробу Господню, дабы умастить его тело маслами. Она так и называется: Неделя жен-мироносиц.

Православные и народные традиции

День святых жен-мироносиц сегодня многими верующими считается аналогом Международного женского дня - всем известного 8 марта. В этот праздник в храмах, как правило, прихожанкам дарят цветы, а в домашней обстановке христиане поздравляют своих родных, знакомых и коллег женщин: конечно, в случае, если те являются православными.

Кроме того, в некоторых храмах России в День или в течение всей недели святых жен-мироносиц - везде по-разному - священники служат мирской сорокоуст по умершим прихожанам церкви. Такая практика имеет место быть. Скажем, в селе Сергачская Ачка, что на Смоленщине. А в другом населенном пункте озвученной области - Аксеново Рыбновского района - в субботу, накануне праздника верующие посещают могилы родных и близких, оставляя на них крашеные яйца.

В народе также не обошли стороной эту религиозную дату. Славяне издревле именовали День святых жен-мироносиц Бабьим праздником. Существовали у него и другие наименования: Кумитное, Лалынки, Шапшиха, Маргошенье, Маргоски, Кумишное, Бабья яичница, Бабья братчина. Неделю жен-мироносиц, соответственно, величали Бабьей неделей.


В этот по всем статьям женский праздник в определенных местностях на Руси совершали так называемый обряд кумления. Обрядовой едой служила яичница: «бабья» или «девичья». К примеру, в одном из районов Костромской области - Чухломском - разыгрывалось окликанье женщин с исполнением специальных песен-окличек. Последние содержали в своем тексте приглашение выйти на крыльцо с куриным яйцом в руках, обращенное к местным представительницам прекрасной половины человечества. Обряд проводился на рассвете или даже до восхода солнца. А в Рославльском уезде Смоленской губернии женщины шли за околицу дружной гурьбой, жарили на костре яичницу и пели весенние песни. К слову, съедая блюдо, приговаривали: «Дай, Боже, чтоб нам лен уродился куделен!».

В День святых жен-мироносиц каждой христианке полагалось побывать в храме, отстоять обедню. По окончании богослужения женщины заказывали все вместе общий молебен. Требу эту они оплачивали не деньгами, а, как вы уже, наверное, догадались, яйцами, в некоторых случаях - льном. Вечером приверженки народных старинных обычаев устраивали бабий пир.

День святых жен-мироносиц - праздник достаточно светлый и очень добрый, проникновенный. Его наличие показывает уважительное отношение в христианской среде к женщине как таковой.

Так уж сложилось, что многие христианские православные праздники были наложены на более древние языческие. Сделано было это для того, чтобы народ лучше и быстрее привыкал к новой религии, адаптировался к изменившимся требованиям и условиям жизни. Примером таких торжеств является история жён-мироносиц.

Дата празднования

Праздник жен-мироносиц - событие в христианстве особое. Определённой даты у него нет - она зависит от того, на какое число выпадает в том или ином году Пасха. Отмечается торжество в третье послепасхальное воскресенье, на 15-й день после Светлого Христова дня. Если Пасха ранняя, то праздник жен-мироносиц приходится на конец марта или первую половину апреля. При поздней его отмечает Церковь в конце апреля или в мае. Праздничным считается не только само воскресенье, но и вся неделя после него. Среди людей верующих в эти дни принято поздравлять мам, сестёр, бабушек, тёть, дочерей, супругу. Ведь праздник жен-мироносиц считается в христианстве именно женским торжеством.

Две Марии

До нас дошли имена тех, в лице кого Православная Церковь чествует женскую половину человечества. Это две Марии - одна всем известная Магдалина, бывшая грешница, раскаявшаяся в своём распутстве и принявшая заветы Христа как главные и необходимые для жизни. Вторая - Клеопова. По разным источникам, она являлась либо сестрой матери Христа, либо женой брата святого Иосифа Обручника - мужа матери Иисуса. Третьи библейские тексты говорят о ней как о родительнице родственников Сына Божьего - Иакова, Иосии, Симона, Иуды. Отмечается также праздник жен-мироносиц в память об Иоанне, верной ученице Христа. Она ходила с другими слушателями Его по Галилее и тайно похоронила голову когда того погубил Ирод.

Мать апостолов и сёстры Лазаря

Высокую честь церковной памяти заслужила и Саломия. Она - мать учеников и апостолов Иисуса, Иакова и Иоанна. Ей же первой после Магдалины Христос явился при своём воскрешении. В различных Евангелиях упоминаются также сёстры Марфа с Марией родом из Вифании - их Спаситель почтил своим присутствием и проповедями. Но уверовали в Него они после того, как был воскрешён Христом брат их Лазарь. И, конечно, Сусанна, о которой говорит евангелист Лука, - она служила Сыну Божьему «от имений своих». Благодаря этим личностям издавна и по сей день поздравление с праздником жен-мироносиц принимают благочестивые и праведные женщины-христианки.

О событие

Многие, не знающие истории праздника, могут задаться вопросом: почему жёны названы мироносицами? Как понять это выражение? Ответы мы находим в Библии, в Новом Завете. Это жительницы тех мест, где ходил и проповедовал Иисус. Они с радостью и гостеприимством привечали Христа в своих домах, принимали Его как своего личного спасителя, служили Ему и шли за Ним. Когда Иисуса распинали, эти женщины были свидетельницами Его страданий на Голгофе. А наутро после казни, когда тела распятых сняли с крестов и погребли, они пришли к гробу Иисуса, чтобы помазать тело Его миром, как того требовали иудейские обычаи. Отсюда и название торжества. Поздравление с праздником жен-мироносиц связывают также с радостной вестью о воскрешении Христа, которую принесли эти женщины остальным людям. Ведь именно им явился Иисус после крестной смерти. Они первыми узнали правду о спасении и бессмертии души от кроткого ангела, указавшего им на открытый пустой склеп.

Духовно-нравственные связи

Жены-мироносицы почитались на Руси особо. Связано это с элементом благочестия в русской культуре и духовности. Мораль и нравственность, строгие нормы и требования православия вошли в плоть и кровь народа, особенно женской его части. Простые крестьянки, столбовые дворянки, представительницы купеческого и мещанского сословия старались вести жизнь праведную и честную, в страхе божьем. Добрые дела, пожертвования нуждающимся, раздача милостыни нищим и милосердные поступки для страждущих - всё это совершалось ими с особым душевным подъёмом и желанием угодить Господу. Что ещё характерно для русского православия, так это предельно целомудренное отношение к таинству брака. Верность данному слову, клятве перед алтарём (то есть тем заветам, которые завещал Христос) в старину являлось отличительной чертой русской женщины. Идеалы эти живут в народе и сейчас. Жены-мироносицы отличались кротостью, смирением, терпением, всепрощением. Потому и стали они образцом для подражания. И земля русская подарила христианству немало святых и праведниц, блаженных и мучениц, во славу Христову творивших добро. Матушка Матрона, Ксения Петербургская, Феврония Муромская, игумения Екатерина и многие другие почитаются в народе как заступницы, помощницы, утешительницы, целительницы, истинные последовательницы дела Христа.

Православный международный женский день

Жен-мироносиц не зря считается международным. Его радостно отмечают во многих странах мира. И это не удивительно. Ведь женщина рождает на свет новую жизнь, приносит в мир идеи добра и любви, является хранительницей домашнего очага, опорой мужу и детям. По сути, кто такие жены-мироносицы? Обычные матери, сёстры, супруги, только живущие по заповедям Божьим. Самым ярким и значительным олицетворением жертвенного женского начала, любви и всепрощения является, несомненно, Богоматерь. Но и другие святые праведницы также заслужили всеобщее почтение и прославление. Именно поэтому у прекрасной половины человечества есть два торжественных события. Это 8 Марта и праздник святых жен-мироносиц.

Древнеславянские корни

Как уже говорилось, многие христианские знаменательные даты соединились в религиозной практике и народном сознании с более ранними обрядами и ритуалами язычества. Священники не всегда соглашаются с таким утверждением, однако этнографические изыскания доказывают справедливость подобных догадок. Касается это Рождественских святок, ивано-купальских ночных посиделок и многих других магических дней. Так произошло и с праздником жен-мироносиц. У славян он совпал с окончанием молодёжных гуляний на Радуницу. Часто именно на третье послепасхальное воскресение во многих местностях нынешней России, Украины и Белоруссии совершался обряд инициации, или кумления.

Бабьи гулянья

Действо было связано со старинной ворожбой и новыми тогда ещё христианскими символами. Для обряда выбиралось «троицкое дерево» - молодая берёзка на лесной полянке или большая ветка клёна, которую вносили в избу. Деревцо украшали лентами, венками из полевых цветов. В венках вешали узелочки с крашеными яйцами и/или крестики. Женщины и девушки собирались вокруг берёзки и «кумились»: целовали крест-накрест друг друга и через веночки обменивались крестиками и крашенками. Дарились перстеньки и мониста, серьги и бусы, платки и ленты. Суть праздника в этом и была: чтобы женщины села или деревни стали дружнее. Кроме того, вокруг берёзки водили хороводы, пели песни и обязательно угощались. Незамужние девушки гадали на «друга сердечного», а семейные - о своей дальнейшей жизни. Главным блюдом была яичница, которую называли «бабьей». Вообще, когда праздник жены-мироносицы наступал, о нём тоже говорили: «бабий».

Другие названия праздника и связь его с христианством

Этот день в народе имел множество наименований. Главное определение в них указывало именно на женское начало. Его так и кликали: «Бабьей яишней», «Бабьей братчиной», «Бабьей неделей», «Кумитным» или «Завивальным» воскресеньем (от «завивания» берёзок - переплетения её ветвей в виде арки и заплетения кос). Что интересно: практически ни в одной русской губернии не было единого регламента проведения торжеств. В Псковской или Смоленской, Костромской и Нижегородской, равно как и в других, по-своему отмечалось «Бабье воскресенье», или праздник жен-мироносиц. Сценарий везде иной. Единственное, что объединяло их, - накануне женщины ходили по домам, собирали хлеб, выпечку, яйца, другие продукты для общего пира. В праздничный день обязательно незамужние девушки, их старшие родственницы сначала отправлялись в церковь отстоять обедню. После заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. Платили за него не деньгами, а яйцами, что тоже входило в обрядовость мироносицкой недели. А уже под вечер начиналось собственно гуляние: с плясками и песнями и прочими атрибутами праздника. И дальше следовал пир. В краях, где выращивался лён, для богатого урожая часто яичница съедалась под особый заговор.

Поминальные мотивы

Среди дней мироносицкой недели обязательно выделялось время для поминания умерших. Для этих целей в каждом приходе служился общий сорокоуст - мирской, по покойным членам церкви. В под мироносицкое воскресенье, во многих населённых пунктах посещались кладбища и на могилах оставлялись крашенки. В этой традиции тоже явственно слышны отголоски языческих культов, в частности культа предков. Сыграло свою роль в возникновении праздника и обожествление природы, смены времён года, а также наступление земледельческой поры.

«Мироносицкие» дни сегодня

Православный отмечается сегодня во всех христианских приходах России и за её пределами. В воскресных школах при церквях преподавательницы подготавливают с детьми концерт для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, разыгрываемых сценках на сюжеты из Священного Писания они прославляют не только библейских героинь, святых, но и просто всех женщин - продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Если при воскресных школах работают мастерские, то наставники с учениками готовят небольшие подарки для гостий. Это, как правило, рамочки и полочки под иконы, деревянные расписные или с выжженными узорами яйца, мешочки для просфорок и другие красивые и полезные предметы, а также тематические рисунки, аппликации. Организованные с душой, такие праздники оставляют глубокий след в сердце и имеют огромное воспитательно-нравственное значение.

Храмовые торжества

Во всех православных и соборах в эти дни проходят торжественные богослужения. Отовсюду съезжаются в места веры паломники, чтобы ощутить свою общность со всею Церковью Христовой. Миряне посещают службы не менее ревностно, чем православные верующие. В стенах домов Божьих, в благочестивых примерах духовных лиц, в мудрости Священного Писания они ищут и находят опору, помогающую выжить в наше нелёгкое время и дающих надежду на будущее. После Божественных литургий пастыри обращаются к прихожанам с особы Словом - проникновенной проповедью, в которой поздравляют всех женщин со светлым, радостным праздником.

Церковь с уважением и почитанием относится не только к подвигу библейских жен. Особое внимание святые отцы уделяют в своём Слове прославленным и малоизвестным, скромным труженицам Веры. Всем, кто трудится на духовной ниве, христианском поприще, совершая ежедневный, подчас незаметный подвиг во славу Божию, адресуются слова благодарности, пожелания благодати Господней, здоровья и мира - в душах, в семьях, между людьми. В своих проповедях пастыри подчёркивают, что без женского участия, без поддержки женщин, их кропотливой работы на благо Церкви христианство не получило бы столь широкого распространения. В России, например, в эпоху безбожия именно женщины оставались оплотом веры и несгибаемого мужества. Поэтому, хотя они называются слабым полом, их миссия в православии значительна. Об этом всегда должны помнить прихожанки и оставаться олицетворением духовной чистоты, целомудрия, носительницами вечных православных нравственных ценностей. Женщины должны бороться за мир, и пример жен-мироносиц вдохновляет их на этом тернистом пути.

День Жён-мироносиц, празднуемый в третье воскресенье (пятнадцатый день) после , является традиционным православным общим женским праздником, имеющим давнюю историю. Святые мироносицы - мужественные женщины, следовавшие за Иисусом на Голгофу - были верными ученицами Христа, помощницами в проповедях и свидетельницами Его крестных страданий. Они не оставили Его даже после распятия. Их вера была вознаграждена. Именно мироносицы первыми узнали весть о воскрешении Иисуса, когда пришли утром к гробнице, чтобы смазать его тело маслом миро.

Образ этих женщин стал собирательным, поэтому в праздник поздравляют всех женщин мира, славят женскую жертвенность, верность и преданность, а также чистую веру и светлую самозабвенную любовь.

С Днем жен-мироносиц хочу вас поздравить,
Чтоб верность и преданность снова восславить,
Чтоб веры и здравия вам пожелать.
Пусть Божья на вас снизойдет благодать.

С Днём Жён-мироносиц
Поздравляю тебя.
Живи ясной душою,
Любовь в сердце храня.

Пусть будет прекрасным
Твой каждый рассвет,
Надежда и вера
Спасут от всех бед.

Всех женщин православных поздравляю,
Пусть будет жизнь счастливою всегда!
Я мира и улыбок всем желаю,
Пусть стороной обходит вас беда!

Желаю вам любви, надежды, веры,
Чтоб явью стали все ваши мечты!
Откройте поскорей удаче двери,
Пусть в жизни будет море доброты!

Мы сегодня вспоминаем
Подвиг мироносиц-жен,
Этот день окутан тайной,
Светом чуда озарен.
И для каждой христианки
Светлый праздник настает,
Той, что встала спозаранку
И добро в семью несет.
Вот и Вас я поздравляю
В праздник светлый и большой,
Мира, радости желаю,
Жить в согласии с собой!

С днем Жен-мироносиц
Я вас поздравляю,
Смирения и веры
В душе пожелаю.
Женщинам я
Поклонюсь до земли,
Вспомню тех, что
За Христом следом шли,
Желаю вам мира,
Добра и терпения,
Господь пусть дарует
Вам благословение.

С Днем Жен-мироносиц, я вас поздравляю,
Милые женщины русской земли,
Здоровья и счастья от сердца желаю,
Чтоб мир и покой вы в семье берегли!

Пусть ваши заботы не тянут вам плечи,
Пусть радуют детки, и муж любит вас,
С друзьями, веселые будут пусть встречи,
Пусть радостью полнится каждый ваш час!

С Днем Жён-мироносиц!
Вам - веры и счастья.
Пусть ветер уносит
Печали, ненастья.

Пусть душу наполнит
Тепло в праздник светлый.
И каждый пусть вспомнит
Поступок жен верный.

День Жен-мироносиц,
Покрыт светлой тайной.
И чудом добра озарен,
Желаем всем женщинам мы,
Православным,
Господь, чтоб всегда вас берег.
Здоровья вам, счастья,
Надежды, тепла,
Чтоб Бог не покинул вас никогда.

Желаю тебе в этот праздник святой
Лишь женского счастья и море тепла,
Чтоб ты наполняла наш мир добротой,
Чтоб лучики радости всем нам несла!

Любимому мужу всегда будь верна,
Любовь и уют своим близким дари!
Пускай будет светлой эта весна,
Как солнце сияй от зари до зари!

Loading...Loading...