Женщины - фараоны в Древнем Египте. Что стало с Асией, верующей женой фараона

Все пророки в исламе были исключительно мужчинами. Многие праведники тоже представители сильного пола. Исходя из этого, складывается впечатление, что в мусульманском вероучении высшая степень богобоязненности может быть присуща только мужчинам. На самом же деле в мировой истории были и женщины, которые ни в чём не уступали им по степени праведности.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Немало мужчин в истории были праведными, но среди женщин высшей степени богобоязненности удостоились лишь четыре: Марьям, мать Исы (мир ему), Асия - супруга Фирауна (фараона), и Фатима» (хадис привёл имам Ахмад).

Ранее мы писали ещё об одной значимой личности для мусульман - «матери правоверных» (р.а.).

Асия бинт Музахим

Первая женщина, биография которой позволяет включить её в качестве одной из наиболее богобоязненных в истории человечества, - это Асия. Подтверждением этому служит аят Священного Корана:

«Аллах привёл в качестве примера о верующих жену Фараона» (66:11)

Асия бинт Музахим была царицей Египта, одного из мощнейших государств того времени. Её супруг - правитель-тиран, известный своей жестокостью. Она обладала неописуемой красотой и пользовалась уважением среди своих подданных. Имея бессметные богатства и неограниченную власть, Асия отказалась от всего этого ради довольства Аллаха. Благодаря чему она навсегда вошла в историю как одна из праведниц.

Царица происходила из благородного египетского рода. Её прапрадед был фараоном во времена пророка Юсуфа (а.с.). Ещё до замужества к ней сватались многие знатные мужи. Однако ей было суждено стать супругой правителя Египта.

Фираун, наслышанный о красоте девушки, решил взять её в жёны. Родители Асии вынуждены были согласиться. В браке с тираном она прожила более 20 лет и все эти годы оставалась искренне верующей и праведной женщиной.

Спасение п ророка Мусы (а.с.)

Однажды на берегу Нила служанки Асии увидели ящик, который плыл по воде. Они решили достать его, подумав, что в нём спрятано что-то ценное. Женщины взяли находку и отнесли её своей госпоже. Асия, открыв ящик, обнаружила там красивого ребёнка, от которого исходил особый свет. Увидев его, она сразу полюбила дитя как своего. Этим ребёнком был пророк Муса (мир ему), которому было суждено спасти верующих и уничтожить тиранию Фирауна.

Царица Египта решила показать младенца мужу. Фараон, узнав про находку своей супруги, хотел убить мальчика. Дело в том, что незадолго до этого жрецы поведали своему правителю пророчество о том, что его власть будет уничтожена одним из сынов Израиля (потомков Пророка Якуба (а.с.), именуемого в иудаизме Исраилем, то есть евреев - прим. сайт ) , который родится в ближайшее время. Перепуганный фараон приказал на территории своего царства уничтожать всех мальчиков, родившихся в еврейских семьях.

Такая же судьба ждала и маленького мальчика, которого обнаружила Асия. Но она обратилась к мужу со словами, которые Аллах напоминает в своей Книге:

«Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесёт нам пользу» (28:9)

Египетский правитель, который очень любил свою жену, пошёл ей на уступку, и младенец был спасён. Асия занималась воспитанием Мусы (а.с.) вплоть до того момента, как тот не стал взрослым юношей. После начала его пророческой миссии Асия одной из первых уверовала в то, что Муса (а.с.) - посланник Всевышнего.

Последние дни царицы

Спустя некоторое время фараон узнал от слуг о набожности своей жены. Фираун приказал своим стражникам подвергать Асию мучениям, пока та не отречётся от поклонения Создателю и не признает фараона настоящим богом. Однако сила её веры была неумолимой - до последнего своего вздоха великая царица повторяла слова, зафиксированные в священном аяте:

«Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (66:11)

Марьям бинт Имран

Величайшей женщиной в мировой истории, высоко чтимой как мусульманами, так и христианами, считается мать Пророка Исы (а.с.) Марьям бинт Имран (согласно евангелической традиции - Мария Пресвятая Богородица или Дева Мария). Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Марьям - это единственная женщина, в честь которой названа Благородного Корана. Всю свою жизнь она вела праведный образ жизни, с достоинством перенесла все испытания, возложенные на неё Всевышним и была удостоена Великой награды.

Марьям родилась в семье Имрана и Ханны. Она имела благородное происхождение, так как родословная её семьи восходила к пророку Сулейману (в библейской традиции - царю Соломону, мир ему) .

Мать Марьям - Ханна была очень богобоязненной женщиной. Она имела крепкую веру в Создателю, за что Он даровал ей праведного супруга - Имрана, который так же был искренне верующим человеком. Но дело в том, что на момент вступления в брак они оба уже были в возрасте и не могли завести детей. Но супруги не теряли надежды и просили у Аллаха даровать им малыша, и Всевышний ответил им. Спустя несколько дней Ханна почувствовала первые признаки беременности и сразу же поведала об этом своему супругу. Однако, не успев появиться на свет, Марьям стала сиротой. Её отец Имран отошёл в мир иной незадолго до рождения дочери.

Спустя некоторое время после рождения Марьям Ханна решает отдать девочку в храм Байтуль-Макдис. Таким образом, она стала первой женщиной-служительницей храма. Опекуном Марьям становится её родной дядя - пророк Закария (а.с.). Под его присмотром Марьям принялась изучать основы религии. Она начинает уединяться и целыми дни проводит в поклонении Творцу, вознося Ему мольбы. Искреннюю богобоязненность Марьям замечали многие знавшие её священнослужители и даже приводили в пример остальным.

В Заключительном Божьем откровении говорится:

«О, Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров» (3:42)

Явление Джабраила (а.с.)

Однажды Марьям, выйдя из личной кельи в храме, пошла в сторону востока. Навстречу ей попался мужчина с прекрасной внешностью. Им оказался ангел Джабраил (а.с.). В Книге Творца об этом сказано следующее:

«Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал пред ней в облике прекрасно сложенного человека» (19:17)

Миссией Джибриля было донести весть о даровании Марьям праведного мальчика. После чего та забеременела, став единственной женщиной, которая родила ребёнка, будучи девственной.

Когда признаки беременности начали проявляться внешне, по городу поползли слухи, порочащие честь Марьям. Местные жители обвинили её в прелюбодеянии и разврате. В результате она вынуждена была уйти и скрыться от публики. Когда подходили сроки, у Марьям начались схватки, и после тяжёлых родов на свет появился пророк Иса (а.с.).

Возвращение на родину

Очистившись после родов, Марьям возвратилась в родное селение с ребёнком на руках. Увидев это, местные жители начали наговаривать на неё, но та ничего не отвечала и лишь указывала на младенца. Тогда народ спросил:

«Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» (19:29)

Но новорождённый, на удивление всех, произнёс:

«Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком...» (19:30)

Люди были шокированы произошедшим и осознали, что они оказались свидетелями чуда. В этот период на Марьям была возложена очень важная миссия - а именно, воспитание пророка Исы (а.с.).

Однако, несмотря на увиденное своими глазами чудо, многие не поверили в пророческую миссию Исы (а.с.) и начали высказывать своё недовольство Марьям и её ребёнком. В этой ситуация она принимает решение перебраться в Египет, чтобы обезопасить своего сына.

Марьям всегда была рядом с ним, служила ему опорой и переносила все тяготы пророческой миссии, в том числе и издевательства со стороны местных жителей.

Смерть

Как утверждают некоторые источники, Марьям прожила ещё несколько лет после того, как пророк Иса (а.с.) был вознесён на небеса. Её заключительным испытанием стала разлука с любимым сыном. Но это не сломило Марьям, которая до конца своих дней вела праведный образ жизни и постоянно молилась и просила спасения у Всевышнего.

Фатима аз-Захра бинт Мухаммад

Ещё одной женщиной, удостоившийся высокого положения в мусульманской умме, стала Фатима бинт Мухаммад. Она родилась в семье наилучшего из созданий Аллаха - Пророка Мухаммада (с.г.в.) и лучшей женщины мусульманской общины - Хадиджи бинт Хувайлид (р.а.). Именно Фатима стала продолжательницей рода Заключительного посланника (с.г.в.). Именно она приходится матерью двум самым знаменитым внукам Пророка (с.г.в.) - Хасану и Хусейну, из-за чего её также называли Уммуль-Хасан.

Фатима была частью своего великого родителя и была на него похожа. В хадисах сохранилось изречение Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Мне не приходилось видеть никого, настолько похожего на Пророка внешностью и образом жизни, кроме его дочери Фатимы» (хадис приводит Тирмизи).

Девочка появилась на свет приблизительно в 605 году по Милади, за 5 лет да начала пророческой миссии Посланника Аллаха (с.г.в.). На момент её рождения у него уже было три дочери - Зайнаб, Рукия и Умм Кульсум (р.а.). Фатима стала его младшей дочерью.

В доме Милости миров (с.г.в.) она получила хорошее воспитание и образование. С началом пророческой миссии своего отца начала интересоваться религией Аллаха. Будучи ещё совсем ребёнком, она изучала религиозные каноны и проявляла особое усердие, старание в этом.

Фатима с самых ранних лет прониклась искренней любовью к своему отцу. Первые годы пророческой миссии были очень тяжёлыми. Многие мекканцы отказались уверовать в Аллаха и начали строить козни против Мухаммада (с.г.в.). В такие сложные моменты именно в ней он находил утешение. Дочь прекрасно понимала, насколько тяжело её отцу приходится в призыве к поклонению Единому Богу.

В возрасте примерно пятнадцати лет девочка пережила сильнейшее потрясение - умирает её мать Хадиджа, что стало сильным ударом как для Посланника Аллаха (с.г.в.), так и для Фатимы. Младшая дочь становится главным утешением Пророка (с.г.в.), рядом с которой он обретал гармонию и покой. Аз-Захра помогала своему отцу в деле призыва к исламу, несмотря на все тяготы.

Вспоминая о всех её заслугах, Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Фатима - это часть меня. Мне больно, когда и она испытывает боль» (Бухари).

Замужество

С наступлением совершеннолетия к Фатиме начали свататься многие молодые люди из мусульманских семей. Часть из них рассчитывала тем самым породниться с Посланником Всевышнего (с.г.в.). Но всем им он отказывал, пока не пришёл Али ибн Абу Талиб. Именно ему Милость миров Мухаммад (с.г.в.) и выдал свою дочь во втором году Хиджры.

Сочетавшись браком с Али, Фатима не переставала поддерживать тесные отношения с отцом и ежедневно посещала его, оказывала всю необходимую помощь.

После совершения Али и Фатима постоянно просили у Аллаха даровать им праведных детей. Они оба проводили ночи в поклонении Творцу, и Он их услышал. Господь даровал им 4 детей: двух сыновей - Хасана и Хусейна, и двух дочерей. Таким образом, именно Фатима аз-Захрапродолжила род Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), и все его потомки восходят по генеалогической ветви к ней.

Любовь Пророка (с.г.в.) к детям Фатимы

Посланник Всевышнего (с.г.в.) испытывал самые нежные чувства к своим внукам. Хусейна с Хасаном он называл «цветками земного мира» (согласно хадису от Тирмизи). Всех сыновей Пророка (с.г.в.) Аллах забрал к себе в младенческом возрасте. Внуки заменили Мухаммаду (с.г.в.) его сыновей.

В шиизме Хасан и Хусейн считаются вторым и третьим праведными имамами и почитаются в числе других величайших людей в истории ислама.

Достоинства Фатимы аз-Захра

Известно следующее изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Фатима - госпожа женщин в Раю, за исключением Марьям бинт Имран» (Ахмад, Хаким). Данный хадис указывает на то, что Фатима является второй среди праведных женщин после матери пророка Исы (а.с.).

Фатима и её супруг - Али ибн Абу Талиб (р.а.) были очень щедрыми людьми, несмотря на свою бедность. В любой ситуации, когда к ним обращались за помощью нуждающиеся, они всегда жертвовали из своих запасов и практически ничего не оставляли себе.

Однажды Али (р.а.), вернувшись с работы, принёс домой немного ячменя. Фатима разделила её на три части, и одну долю размолола, собираясь приготовить из неё обед. Но пришёл один бедняк и попросил у них еды, и они накормили его. Затем Фатима взяла вторую треть и решила вновь приготовить еду, но пришёл сирота и они накормили юношу. Тогда аз-Захра взяла оставшуюся треть и решила приготовить обед, но пришёл пленный многобожник, и они накормили его, не оставив себе ничего.

После этого случая Господь миров ниспослал аяты о Фатиме и Али (р.а.):

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней... Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью» (76:8,11)

Смерть отца

В последние дни пророческой миссии Фатима постоянно находилась со своим почтенным родителем. Перед смертью он обратился к дочери, и та расплакалась, но потом улыбнулась. Аиша решила узнать у Фатимы о сказанном Пророком (с.г.в.). На что последовал ответ: «Сначала папа сказал, что ангел Джабраил ежегодно повторял с ним Священный Коран, но в этот год он сделал это дважды. «Это есть знак того, что наступает конец моей пророческой миссии, - отметил отец. - Веруй в Аллаха и проявляй терпение! Из всей семьи ты первая присоединишься ко мне». Вот тогда я расплакалась. Заметив печаль на моём лице, он обратился: «Неужели ты не хочешь быть госпожой женщин мусульманской уммы?» И тогда я улыбнулась» (хадис приводят Бухари и Муслим).

Фатима пережила отца лишь на полгода. Эти месяцы она регулярно молилась и просила Всевышнего, чтобы она, как и говорил отец, поскорее присоединилась к нему. Так и произошло. В 632 году по Милади Фатима бинт Мухаммад перешла в мир иной. Её придали земле на кладбище аль-Бакы в Медине. Погребальную молитву за неё прочитал сахаб аль-Аббас.

Фатима аз-Захра в шиизме

Особо почитается Фатима у мусульман-шиитов. Согласно шиитской доктрине, продолжателями дела Пророка ислама (с.г.в.) могут быть исключительно его ближайшие потомки, которых именуют праведными имамами. Их количество разнится в зависимости от направления шиизма. Единственной продолжательницей рода Пророка (с.г.в.) стала Фатима, а значит, она - прародительница всех праведных имамов, за исключением её супруга - Али ибн Абу Талиба (р.а.).

Именно по этой причине Фатима бинт Мухаммад (с.г.в.) считается у мусульман-шиитов лучшей женщиной в истории.

Именем Аллаха, благословение и приветствие Пророку Мухаммаду, его семейству и сподвижникам.

Сегодняшняя тема - самая прекрасная потому, что мы будем знакомиться с жизнью женщин, которые являлись в этом мире, как самые прекрасные цветы в самом прекрасном саду. Женщин, которые стали совершенным достигли высот и являются великим примером для нас, как охарактеризовал их Сам Пророк (мир ему и благословение) сказав:

"Среди мужчин совершенными стали многие, но среди женщин стали совершенными только четверо: Марьям дочь Имрана, Асия дочь Музахима жена Фараона, Хадиджа дочь Хувайлида мать верующих, Сияющая Фатима дочь Пророка (мир ему и благословение) ". В другой версии Пророк (мир ему и благословение) упомянул: "Асия дочь Музахима, Марьям дочь Имрана и Айша, которая лучше других женщин, подобно как суп - лучше другой еды", и мы так же свяжем жизнь Айши к перечисленным женщинам, как сделал это Пророк (мир ему и благословение).

В одной из версии говорится: "Самые красивые из женщин миров ", а в другом "Самые лучшие из женщин миров ".

В другом хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение) начертил четыре полоски и сказал: "Знаете ли вы, что это? " Пророк (мир ему и благословение) хотел привлечь внимание, дать им представить картину в уме, хотел заставить общину запомнить этих четырех, чтобы поименно знали их. Для этого Пророк (мир ему и благословение) называл по-разному: «Самые достойные... », «Самые совершенные из женщин… », «Госпожи всех женщин в Раю… » и чертил полоски, и назвал их поименно «Марьям дочь Имрана, Асият дочь Музахима, Хадиджа дочь Хувайлида, Фатима дочь Пророка (мир ему и благословение) ».

Понимание и цель от изучения их - это высший пример во всех отношениях. Эти четыре женщины, должны быть примером для подражания для всех мусульманок. Вне зависимости от их положения в обществе.

Пример, который мы раскроем (по воле Аллаха) далее - это женщина, окруженная блаженством и роскошью этого мира, и если вдруг ей будет дан выбор между мирским богатством и подчинением Аллаху, то Асият и Хадиджа, будут ей примером.

Если муж в доме тиран, то Асия жена Фараона будет ей примером, кто является более жестоким, заблудшим и гневным - чем Фараон?! Если женщина спрашивает: «Что мне делать и как быть в обществе, в котором нет содействия?», то пусть вспомнит Асият, любимицу Аллаха, которая жила с таким грешником как Фараон, который оспаривал, что он является Богом.

А если девушка обладает сверх красотой, и проявляет гордыню над другими девушками, то пусть вспомнит Марьям, которая была самой красивой, но была очень скромной, и не обманывалась своей красотой. Сегодня девушка продает свою красоту, покупает своей красотой мирские блага, снимается на разных журналах в разных телеканалах. Однако, Марьям была самой красивой из женщин и была самой целомудренной из них.

Если же дочь, у которой жив отец, то в любви к отцу и уходу за ним, Фатима дочь Пророка (мир ему и благословение) будет лучшим примером, она великий пример для дочерей, у которой был лучший отец в мире.

Женщина, которая зарабатывает на рынке, воспитывает детей и берет проблемы дома на себя, пусть вспомнит Хадиджу дочь Хувайлида, которая работала и заключала сделки с людьми, и была целомудренной, опрятной, чистой, умной и уравновешенной. У Хадиджы в доме было тринадцать или четырнадцать человек, за которыми она убирала и ухаживала, даже когда она была уже в возрасте.

Если женщина родила в возрасте 35 лет и имеет двух детей, то Хадиджа в возрасте 40-50 лет, рожала и воспитывала детей и не вредила мужу. Та женщина, у которой есть муж, пусть вспомнит берет примером Хадиджу, которая в своей жизни ни разу не навредила мужу.

Женщина, которая желает советоваться по жизни в знаниях, то пусть вспомнит Айшу, которая была ученой, обладала аскетизмом и разбиралась в жизненных вопросах.

Девушка, которую выдают замуж в раннем возрасте в 15 или 16 лет, пусть вспомнит Айшу, которую выдали в девять лет. Айша стала полноценным примером, даже для взрослых женщин. Женщина же, которая в преклонном возрасте, пусть вспомнит Савда бинт Заъма, которая вышла замуж за Пророка (мир ему и благословение) когда было ей 50 лет.

От этих праведных женщин, мы найдем пример во всех моментах нашей жизни. Изучая жизнь таких праведных и великих людей, мы получим бесценный урок от них. И познавая их образ жизни, мы будем переполняться любовью к ним, восхищаясь их стойкостью и терпением в подчинении Всевышнему Аллаху. И надеемся, что история их жизни, изменит образ наших женщин к лучшему.

Мы будем руководствоваться этим благодатным побуждением в этих биографиях, так же мы найдем в этом возрождение изучения жизни этих женщины, и как Пророк (мир ему и благословение) обращался, жил и побуждал женщин на достижение высокой степени.

Просим у Аллаха, чтобы Он эти циклы уроков сделал полезными, усиливающими любовь в сердцах к этим женщинам. Далее побуждающими на следование за ними, далее подталкивающими на реальные действия следуя за ними.

Так же прошу чтобы изучение их жизни, стало причиной увидится с этими женщинами в Раю, особенно тех женщин жизнь которых связанна любимцами Аллаха. Все эти женщины связаны с Пророком (мир ему и благословение) Марьям дочь Имрана, Хаджиджа дочь Хувайлида, Асия дочь Музахима, они все будут женами Пророка в Раю. Между дворцом Марьям и дворцом Асия будет дворец Хадиджи с Фатимой и другими детьми Пророка (мир ему и благословение).

Да поможет Аллах.

Стенограмма лекции шейха Мухаммада ас-Сакафа

Перевод с арабского Абу Мухаммада ад-Дагестани

Асия - жена фараона, воспитавшая пророка Моисея. Разные народы по разному называли и называют эту женщину.Асия и Асият- это одна и та же. Асият. Когда Асият была еще в утробе матери, ее отец Музахим увидел сон, будто бы на его спине выросло дерево, и черный ворон постучал по этому дереву. "Это мое дерево", – сказал он, садясь на него. В эту минуту Музахим проснулся, но истолковать сам свой сон не смог, поэтому отправился к человеку, который умеел это делать. "У тебя родится славная дочь, но судьба ее связана с кяфиром, рядом с которым она умрет", – объяснил тот сон Музахима. Вскоре родилась Асият. Когда ей исполнилось двадцать лет, какая-то птичка уронила на подол ее платья жемчуг, а затем, обращаясь к Асият, сказала: "Когда этот жемчуг позеленеет, ты выйдешь замуж, а когда он приобретет красный цвет, ты станешь шахидкой". После этого Асият прославилась в народе, она делала людям только добро. Слухи о ней дошли до фараона, и он отправил сватов к ее отцу. Музахиму это очень не понравилось, он хотел отказать ему под предлогом того, что Асият еще слишком молода. Но фараон не захотел слушать его. Тогда Музахим потребовал выкуп. Фараон наотрез отказался платить его. Асият же отказывалась выйти за него, если даже он отдаст выкуп: ей не по душе был человек, объявивший себя Богом. "Ты придерживайся своей религии, а он – своей", – говорил ей отец. Наконец она согласилась, и фараон тоже выполнил требование ее отца и отдал выкуп – десять якия серебра и золота. Специально для нее он построил большой дворец, приставил к ней служанок и сыграл пышную свадьбу.................................... Безжалостный фараон зверски пытал ее, прибив ноги и руки гвоздями, и предупредил, что зарежет ее детей, если она не уверует в него. Но Машитат это не напугало, тогда фараон по очереди убил ее детей, а Машитат сжег в печи. Когда она умерла, ангелы поздравили друг друга с тем, что она теперь будет вместе с ними, и спустились за ней. Асият видела, как они вознеслись с душой Машитат, и это еще больше укрепило ее веру. У нее появилось чувство восхищения ее смертью, и Асият взмолилась Всевышнему, чтобы он уготовил в Раю ей место рядом с Собой. Асият совсем потеряла терпение и, обращаясь к фараону, напомнила ему все его безжалостные поступки. "До каких пор ты будешь пользоваться Его дарами, не познав Его?" Фараон растерялся от такой неожиданности и созвал всех визирей посмотреть, как Муса (мир ему) свел Асият с ума. Позвали посмотреть и мать Асият, как заколдовали ее дочь. Она просила свою дочь слушаться фараона, но Асият принесла свидетельство, что ее Господь – это Аллах, сотворивший Вселенную, и что Муса (мир ему) – Его посланник. Посоветовавшись с визирями, фараон пришел к решению убить Асият. Ее сожгли также, как и Машитат. Есть версия, согласно которой руки и ноги Асият были прибиты гвоздями. Во время пыток ангел Джабраил (мир ему) повелел ей поднять голову, и она увидела дом, уготованный в Раю для нее, и от радости, позабыв о муках, засмеялась. Ангел напоил ее напитком из Рая и сообщил еще одну радостную весть, что в Раю она будет женой пророка Мухаммада. Смех Асият в предсмертных муках поразил фараона, и он созвал всех посмотреть на сошедшую с ума жену. Так закончилась жизнь женщины, которая воспитала пророка Мусу (мир ему) и не потеряла веры в единого Создателя, несмотря на все трудности, которые ниспослал ей Всевышний.

Древнеегипетская цивилизация в массовой культуре овеяна ореолом загадочности. В то же время на деле она является одной из самых изученных цивилизаций древности. Всё благодаря тому, что египтяне очень любили писать, рисовать и высекать статуи. Хотя многое в жизни простых египтян и их правителей всё ещё скрыто завесой веков, египтологам всё же удалось изучить и узнать многое о том, как египтяне жили и как они умирали.

Вконтакте

Однокласники

И больше всего информации осталось, конечно, по фараонам и их близким: их деяния, обстоятельства рождения и смерти вносились в летописи. К тому же от них осталось множество мумий, которые можно изучить с помощью томографии и ДНК анализа.



Один из самых знаменитых правителей Древнего Египта - юный Тутанхамон. Посмертная маска царя представляла из себя портрет прекрасного юноши. Вокруг личности Тутанхамона немедленно начали строить догадки и создавать легенды. Особенно интриговала такая ранняя смерть царя.

Среди предположений были убийство в ходе заговора и травмы в результате падения с колесницы на всём ходу. Вторая версия могла объяснить то, что на правой руке Тутанхамона не хватало пальцев, а на ногах были найдены следы переломов.



Последнее исследование выявило, что перед самой смертью юноша болел малярией. С учётом того, что в его гробницу положили лекарства от малярии, скорее всего, от неё он и умер.

Что касается хромоты и недостатка пальцев, то тело фараона постепенно подтачивал некроз конечностей из-за генетических пооблем, вызванных поколениями кровосмешения в его династии. Инцест между предками мог быть также причиной того, что Тутанхамон родился с "волчьей пастью". Он и сам был женат то ли на родной, то ли на двоюродной сестре.



В любом случае, на Тутанхамоне династия оборвалась: дети от него рождались мёртвыми, так что наследников он не оставил.

Зато мать Тутанхамона, одна из дочерей Аменхотепа III, сестра фараонов Эхнатона и Смехкары и, вероятно, жена Эхнатона, явно умерла не своей смертью. Сначала археологи сочли глубокую рану на лице царицы делом рук грабителей могил, но более позднее исследование показало, что именно эта рана стала смертельной для матери Тутанхамона. Был ли то несчастный случай или убийство, пока что неясно. Но царица умерла примерно в 25 лет.


Что касается самого Эхнатона, то он, вероятно, был отравлен: сохранились записи о покушении на его жизнь, а сам фараон прожил меньше сорока лет.

То ли дело Рамсес II из следующей династии! Вот кто точно умер от старости, дожив примерно до 90 лет. За свою жизнь он успел стать отцом ста одиннадцати мальчиков и пятидесяти девочек. Помимо активной политики, горячего нрава и рыжего цвета волос, Рамсес II был известен тем, что постоянно тренировался в беге. Дело в том, что раз в тридцать лет он участвовал в неком ритуальном забеге со священным сосудами в руке. Если бы фараон не смог пробежать дистанцию, это сочли бы дурным предзнаменованием. Но сам Рамсес отлично знал, что всё дело - в тренировках.

К слову, древние египтяне вообще имели славу быстрых бегунов.



Его тёзка из следующей династии, Рамсес III, тоже прожил довольно долго, но был убит в результате заговора, устроенного одной из его недовольных жён. Долгое время было неясно, как именно он умер. Предполагали отравление или глубокую, но изначально не смертельную рану, которую плохо обработали. Наконец, томограмма шеи расставила всё по местам. Рамсеса полоснули по горлу ножом. Он умер почти мгновенно.

Заговорщиков судили. Одного из них, молодого принца, сына той самой жены, который, быть может, и зарезал отца, приговорили к смене имени. В летописи также указано, что он покончил с собой от позора, но современное вскрытие выявило, что принца связали и задушили. Затем его наспех бальзамировали, завернули в "нечистую" козлиную шкуру и похоронили в простом гробу.



До сих пор неизвестно, как умерла знаменитая Нефертити. Этого нет в летописях, и мумия царицы пока не найдена. Ясно только, что восторгавшийся поначалу женой Эхнатон примерно к её 30 годам охладел к ней. Её историю трудно назвать историей великой любви и семейного счастья.

Долгое время подозревали, что правящую царицу Хатшепсут убил её преемник и пасынок, Тутмос III. Он так её ненавидел, что, став фараоном, приказал стереть все её упоминания. Понятное дело, всё стереть не вышло.

Тем не менее, анализ останков царицы показал, что она была тучной женщиной лет пятидесяти, страдала артритом, проблемами с зубами и диабетом и умерла от рака печени. Рак, вероятно, развился из-за очень опасного вещества, которое использовалось для приготовления обезболивающих. Царица, скорее всего, натиралась лекарством, чтобы унять боль в зубах и суставах.

Есть и другая версия: Хатшепсут не успела умереть от рака, поскольку скончалась от заражения крови после того, как ей выдрали больной зуб.


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.

Loading...Loading...