Биография платона.

Платон (Πλάτων)

427 – 347 г. до н.э.

Платон — замечательный человек во всех отношениях: в культурном, философском, педагогическом, эзотерическом и религиозном.

В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко — религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом.

Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Все идеи, которые разрабатывает впоследствии Европейская философия, в том числе несут на себе отпечаток, отблеск, свет идей Платона.

О ФОРМИРОВАНИИ СУДЬБЫ ПЛАТОНА

В кругу своих современников ученик Сократа и учитель Аристотеля был известен под именем Аристокла . И только после ухода в тонкий мир шутливое прозвище Платон данное ему за широкую грудь, или по другим преданиям — за широкий лоб, приобрело большую популярность и вытеснило родное имя.

Платон родился в 427 году до н.э. 27 мая. Семья, к которой Платон принадлежал, была одной из древнейших и влиятельнейших в стране. Его отец Аристон был потомок знаменитого царя Кодра, который не задумываясь пожертвовал собой, когда узнал от оракула, что победит в войне та сторона царь которой лишится царства.

Мать Платона звали Периктионой или Потоной.

Знатность происхождения обеспечила Платону блестящее образование . Он учился много и прилежно. Способности его стали обнаруживаться рано, и во всех предметах он делал успехи. В гимнастике он так отличался, что его учитель Аристон и дал ему ставшее историческим прозвищем Платона. Выдающимися были его успехи в музыке и поэзии.

Все обстоятельства складывались таким образом, чтобы открыть Платону блестящую политическую карьеру. Платон стремился к вершинам эзотерических знаний. В этом оказало огромное влияние встреча с Сократом, когда ему было двадцать лет. Он не сразу «осел» у ног учителя и не сразу сдружился с ним. Даже познакомившись с Сократом Платон продолжал изучение существовавших тогда философских систем. Потом Платон должен был часто отлучаться из города – нести воинскую повинность. В то время был самый разгар пелопонесской войны, когда спартанцы осаждали Афины. Но известно, что к концу жизни Сократа он был с ним в наилучших отношениях и считался одним из любимейших учеников . Когда его учителя судили, Платон приготовил защитительную речь, но во время ее

произнесения был согнан с трибуны дикими криками толпы. В своих диалогах он с величайшей любовью рисует портрет своего учителя, и даже то, что он делает Сократа главным героем своих диалогов, показывает всю степень обожания его. Сократ оказал громадное влияние на Платона. В его душе и жизни молодого мыслителя произошел подлинный переворот. Прощаясь со светским образом жизни, Платон устроил для своих друзей пир, на котором объявил о своей решимости следовать примеру Сократа.

«Этот пир последний, в котором я участвую с вами. С этого часа я отказываюсь от радостей жизни, чтобы посвятить себя Мудрости и последовать учению Сократа. Знайте, что я отрекаюсь даже от поэзии, ибо я понял ее бессилие выразить истину, как я понимаю истину отныне. Я не напишу более ни одного стиха и сейчас в вашем присутствии сожгу все, что написал до сих пор». Платон оставался в Афинах до самой смерти Сократа, после чего начинаются его странствия.

Сперва он посетил остров Мечары, где подвизался философ Эвклиид — одним из благороднейших людей своего времени. Встреча эта была полезна для Платона в смысле увеличения знаний. Затем Платон направляется к знаменитому геометру Феодору, где берет уроки математики. Впоследствии, как рассказывают, Платон на воротах своей школы сделал надпись, гласившую, что доступ в школу открыт только людям, знающим геометрию. Побывал Платон и в Египте , где процветали математические науки тоже. Здесь все поражало человеческое воображение. И астрономические предсказания, и инженерные сооружения, каналы, мосты, шоссе и многие другие механические изобретения. Самыми таинственными, конечно, были жрецы. К ним то и стекались пытливые личности, жаждущие знания.

Они учились геометрии, математике, астрономии, механике, они добивались посвящения в эзотерические знания, и готовы были потратить годы, чтобы приобрести хоть крупицу сокровенных познаний. Платон пробыл в Египте целых 13 лет. Рассказывают, что далее Платон отправился в Индию, где изучал премудрости Зороастра и Будды, халдеев и браминов. Но наибольшее впечатление на него произвела цельная философия Пифагора , почерпнувшая изо всех мировых источников и взявшая все самое ценное. Эта школа подготовила человечество к восприятию учение Великого Христа.

В самой Греции влияние пифагорейцев была столь огромно, что это учение часто популярности превосходило философию самого Платона. Кратко о философии пифагорейцев можно сказать, что они учили о бесконечности Вселенной в пространстве и во времени, что ею правит единое божество, везде царствует гармония, что Земля движется вокруг своей оси, а Солнце есть центр Солнечной системы. Сама душа есть живая гармония, приводящая в движение тело – ее темницу. Она бессмертна. Человек, в сущности, есть душа, тело лишь оболочка – темница для души. Пифагорейцы жили коммунистическими общинами, царила суровая дисциплина. Только после ознакомления с учением Пифагорейцев окончательно стало складываться мировоззрение Платона. Учение пифагорейцев о числах могло подтолкнуть Платона к учению об идеях, как реальных сущностях видимых и невидимых предметов познания. Во многом другом учение Платона близко к пифагорейскому: о строении Космоса, о всеобщей гармонии, о душе и ее перевоплощениях. И сама общественная организация пифагорейцев с ее коммунистическими принципами и аристократическими тенденциями оказала влияние и на общественно-политические идеалы Платона.

Зрелым мужем вернулся Платон на родину. Он отправляется на Сицилию, где правил тиран Дионисий старший, энергичный, суровый, честолюбивый. Он объединил почти всю Сицилию, основал морскую торговлю, обложил народ поборами. Вместе с тем он был широко образованным человеком и культивировал науки и искусство, строил блестящие храмы и другие общественные здания.

Он-то и пригласил к себе Платона. Тот охотно принял приглашение, тем более, что при дворце тирана жил шурин того – Дион, восторженный поклонник Платона. Однако Дионисию пришлись не по душе непрошенные советы и замечания Платона, который требовал, чтобы тиран ограничил свою власть в интересах народа. Дионисий хотел тут же расправиться с философом, но был удержан Дионом. Тогда тиран отдал философа спартанскому послу Поллиду, тот же продал его в рабство . Здесь некий Анникирит выкупил мыслителя и отпустил на свободу. Платон хотел вернуть деньги Анникириду, но тот отказался. На возвращенные деньги Платон купил прекрасный уголок на окраине Афин с садами и тенистой роще. Здесь основал философскую школу, получившую название Академия, которая называлась так в часть героя Академа .

Еще дважды Платону вновь довелось побывать на Сицилии. Он лелеял мысль осуществить свой проект совершенного политического строя. Но на месте все иллюзии рассеялись. Философ быстро убедился, что добивается невозможного. Последние 14 лет Платон прожил в тиши своей школы, занимаясь разработкой своей философии. Здесь обучали различным наукам. Главным преподавателем ее был сам Платон. В Академии Платон написал большую часть своих сочинений.

После ухода из жизни своего основателя «Академия» просуществовала еще почти 1000 лет.

Платон какое-то время был учеником Сократа, но в то время, как Сократ не достиг степени Посвящения, Платон же сделался Великим Посвященным.

До нас дошло 36 произведений Платона . Начиная с 17 века, корпус текстов его подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их истинности и хронологии.

И если рассказывать каждое из них – можно углубиться в потрясающие открытия и высоты.

Манера Платона писать диалогами “есть единственная в своем роде; никогда ни прежде, ни после него ни одинфилософ не достигал ничего подобного”.

Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросанные, выразительные по краскам и живописному изображению характеров,они блещут героиней, насмешкой, дышат вдохновением и страстью.

В этой статье мы расскажем о главных темах, отраженных в его произведениях: о происхождении Вселенной, о Началах, половинчатых душах, о мире идей, о душе, о типах государства, о классах, населяющих их, и демонстрации идеального государства.

О СОТВОРЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ

В диалоге «Тимей», Платон рассказывает о сотворении вселенной, и в первую очередь, он рассматривает вот какой вопрос:

— Есть вечное, не имеющее возникновение бытие (или как мы называем его непроявленный Космос или Абсоют).

— Есть вечно возникающее, но никогда не сущее бытие. (Проявленный Космос, Вселенная).

— Космос, или небо, которое мы видим, имеет ли оно начало своего возникновения?

Ответ даётся – оно возникло, ведь оно зримо и ощущаемо.

А если Космос возник, то должна быть Причина (или некий первообраз будущей Вселенной, Божественная мысль, которая покоится в непроявленном Космосе).

— взирая на какой первообраз работал тот, кто устроил Вселенную?

— если Космос прекрасен, а его Демиург благ, то Он взирал на вечное. А если наоборот – то взирал на возникший образ.

Теперь рассмотрим вопрос по какой причине возникла Вселенная.

Платон говорит, что Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в непрестанном и беспорядочном движении. Он привёл их из беспорядка в порядок (т.е. материя всегда находится в движении, и даже во время Маха-Пралайи есть некое движение, которое никогда не прекращается).

Та же идея содержится в Тайной Доктрине, которая говорит нам о двух видах движения:

— Интракосмическое движение – которое вечно и беспрерывно;

— Космическое движение – видимое и то, что подлежит познаванию.

Проявленный Космос периодически возникает, а затем снова растворяется.

Тайная Доктрина также говорит нам о Великом Дыхании, которое не прекращается и пульсирует даже во время Маха-Пралайи.И это Великое Дыхание мы можем назвать причиной возникновения Вселенной.

Она состоит из 3 частей:

— из той, которая неделима и вечна (имеет отношение к Абсолюту);

— та, которая претерпевает разделение в телах (имеет отношение к Мулапракрити);

— третий вид, который Бог создал путём смешения первых двух.

И, взяв эти три начала, Бог слил их в единую идею. (Та же идея имеет сходство с Троицей Христианства или тремя Логосами Тайной Доктрины).

Когда весь состав Души был рождён, творец устроил внутри души всё телесное и соединил одно к другому в центральных точках.

Платон говорит, что видимым ничто не может быть без участия огня, и осязаемым без чего-то твёрдого, т.е. земли. Однако эти два начала не могут быть хорошо сопряжены между собой без некой объединяющей их связи.

И между огнём и землёй Творец поместил воду и воздух, а после этого установил между ними более точные соотношения.

На этих основаниях и из таких составных частей, числом 4 родилось тело Космоса, упорядоченное благодаря пропорции.

Все мы слышали о таком понятии, как «». Платон писал о них в своём трактате Тимей , где сопоставил каждую из четырёх стихий определённому правильному многограннику. Земля сопоставлялась кубу, воздух - октаэдру, вода - икосаэдру, а огонь - тетраэдру. Для возникновения данных ассоциаций были следующие причины: жар огня ощущается чётко и остро (как маленькие тетраэдры); воздух состоит из октаэдров: его мельчайшие компоненты настолько гладкие, что их с трудом можно почувствовать; вода выливается, если её взять в руку, как будто она сделана из множества маленьких шариков (к которым ближе всего икосаэдры); в противоположность воде, совершенно непохожие на шар кубики составляют землю, что служит причиной тому, что земля рассыпается в руках, в противоположность плавному току воды. По поводу пятого элемента, додекаэдра, Платон сделал смутное замечание: «…его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца» (возможно здесь Платон дал намёк на существование эфира).

Наш Космос есть живое существо . Но, Платон говорит, что мы не должны умалять Космос, говоря о неком частном существе. Речь идёт о Едином существе, которое объединяет в себе множества других.

Итак, как только появился Космос, возник вопрос, что же такое время?

Время представляет собой вечный образ движущийся от числа к числу, который является неким движущимся подобием вечности.

Не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов, пока не было рождено небо.

Проще говоря, время возникает с момента возникновения Вселенной. А такие понятия, как «было» и «будет» относится лишь к моменту начала и завершения Вселенной. Но если рассуждать более правильно, то времени подобает быть только «есть.

Но первообразом для времени послужила вечная природа. Ибо первообраз есть то, что пребывает целую вечность, между тем, как отображение (его) возможно, есть и будет в продолжение целокупного времени.

Чтобы время родилось из разума и мысли Бога, возникли Солнце, Луна и ещё 5 других светил, именуемых планетами, дабы определить и блюсти числа времени.

Он поместил их числом 7 на 7 кругов. Они стали вращаться, одни по малым кругам, другие – по большим.

Но, в отличие от современной гелиоцентрической модели вращения планет, Платон говорит, что вращение планет имеет спиралеобразный изгиб, по причине противоположности 2-х главных движений.

Иными словами, одно из движений представляет собою круговое движение или центробежное, а другое центростремительное, которое пересекает первое и подчиняет себе. В результате взаимодействия двух сил получается спиралеобразное движение планет.

Но, кроме того, хотелось бы рассказать об одном эксперименте, который был проведён в космосе на борту МКС.

В специальной вакуумной камере была создана плазма, которая была свободна от действия земной гравитации, и, постепенно в эту камеру вводили пылевые частицы.

И, попадая в камеру, эти частицы закручивались в спираль.

В диалоге Тимей, Платон также даёт намёк на то, что в Космосе существуют не только известные и видимые нам планеты, но и ещё множество других, движения которых можно вычислять. Но это уже наука будущего.

Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке.

Это попытка в области человеческого разума объяснить «тонкую реальность», или мир «горний». Такие понятия как БОГ, человек, эволюция, Вселенная. Эти категории помогали рассматривать внутреннего человека.

О МИРЕ ИДЕЙ И ДУШЕ

До Платона мысль о том, что видимый мир не совпадает с настоящей реальностью уже высказывали некоторые философы, например, Анаксимен, Гераклит. Но развил эту мысль именно Платон.

Согласно Платону, мир представляет собой становление перехододного состояния в другое.

Но при этом должносуществовать нечто неизменное, то, что лежит в основе этого становления. Реально и сначала существуют понятия или идеи вещей. И существуют они не в нашем уме, а вне нас, в высшем, недоступном для наших органов чувств мире, а все вещи, которые нас окружают – это всего лишь порождения этих «идей» и являются их отражениями или тенями. Мир «идей» вечен и неизменен, мир вещей изменчив и непостоянен . Эта мысль – главная в учении Платона.

Итак, «идеи» существуют самостоятельно, отдельно от вещей и независимо от наших мыслей.

Свойства вещей в действительности являются свойствами «идей». «Идея» есть бытие, живое воплощение всех родовых, видовых и индивидуальных признаков вещей.

По отношению к вещам «идея» играет такую же роль, как концепция художника или ремесленника по отношению к его произведению или изделию. Но концепция художника существует в его уме, а «идеи» существуют в реальности.

В представлении Платона Вселенная распадается на два мира: один – высший, невидимый мир идей, реальный, неизменный, вечный, и другой – низший, воспринимаемый нами, бренный, изменчивый мир вещей. Первый мир порождает второй.

Внешний мир вещей мы познаем с помощью наших органов чувств, разум же служит для познания сверхчувственного мира идей.

В произведениях Платона мы находим разные значения понятия «идея»:

1) причина, или источник бытия;

2) образец,взирая на который демиург творит мир вещей;

3) цель, к которой, как к верховному благу, стремится все сущее; и наконец,

4) значение,с мысл, который вкладывают в это слово и современные люди – это замысел, руководящий принцип, мысль.

Наиболее полная характеристика «идеи» была развитаПлатоном при исследовании сущности прекрасного в его диалогах «Федон», «Пир», «Филеб».Он определяет прекрасное как нечто безотносительно прекрасное, доброе, как нечто безотносительно доброе и так далее. В диалоге «Федон» он заявляет: «Я начинаю с положения, что есть нечто само в себе прекрасное, доброе, великое и иное прочее».

В своем объективном существовании прекрасное есть одна из высших «идей». Но наивысшая «идея», по Платону, есть «идея блага». В диалоге «Государство» читаем: «Благо не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов сущности. Оно – «непредполагаемое» «начало всяческих благ».

Учение Платона об идее блага, как о высшей идее чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Это учение становитсяучением о целесообразности: поскольку над всем главенствует, возвышается идея блага, то это значит,что господствующий в мире порядок является целесообразным – ведь все направляется к благой цели. Все временное и относительное имеет целью нечто объективное и постоянное. И это нечто, являясь целью, одновременно является благом («Филеб»). И это есть сущность всех вещей, их образец («Политик», «Теэтет»). Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя в нашем физическом мире это невозможно.

Для всех живых существ высшей целью, предметом устремлений является счастье. Но счастье, как разъясняется в ряде диалогов,состоитименно в обладании благом. Поэтому, всякая душа стремится к благу и делает все ради блага.

Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе.

Так как критерием всякого относительного блага является благо безусловное, то и наивысшим из всех философских учений является учение об «идее» блага. Лишь при руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным. Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны («Государство»).

Человек не полностью принадлежит миру вещей. У него есть душа – сущность вечная и идеальная, она связывает его сневидимым миром. После смерти тела душа отправляется именно туда , пребывает там какое-то время, при этом созерцает сами «идеи» и приобщается к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-либо тело, забывает о своем знании. Однако, в забвении кроется возможность вспомнить. Получается, что человек рождаясь, уже все знает, но только потенциально. Поэтому, познание, по Платону,- это припоминание души . Позже это воззрение получило название «Теория врожденных идей».

Как человек одухотворяется душой, также точно и вся Вселенная имеет свою душу. Наше тело – часть мирового тела, душа наша – часть мировой души. Все приводится в движение только душой.

Платон разделял идеи о перевоплощениях души . Душа человеческая вынуждена воплощаться на Земле до тех пор, пока не отрастит себе небесные крылья. Лишь тогда она сможет вернуться на свою небесную родину.

Согласно учению Платона, душа, обреченная на блуждание во тьме, то есть в оболочке телесного, в сфере чувственных иллюзий, в определенный момент вырывается из темницы и устремляется в совершенно иные измерения и пространства. Как же описывает Платон странствия души до ее заключения в темницу тела. В трактате «Федр» душа представлена в образах двух крылатых лошадей, запряженных в одну упряжку. Одна белая, стремится к славе, величию, добру, символизирует наши благородные устремления, жажду красоты и совершенства. Другая лошадь темная, уродливая, у нее короткая шея, налитые кровью глаза, спутанная грива. Она склонна к буйству и с трудом повинуется узде. Это наши низменные инстинкты, порождающие зло и несправедливость.

Есть у этой символической пары и возница, который олицетворяет лучшее в человеке – разум, управляющий двумя крылатыми существами.

Следуя за божественными устремлениями, мы можем вознестись к небесным сферам, к Абсолюту, где царствуют вечные идеи, красота, справедливость. Однако, большинство человеческих душ лишь на короткий миг способно заметить подлинную мудрость. Подтяжестью земных материальных сил они постоянно теряют крылья и падают вниз. Но если вспомнить о том, где, в каких высотах находилась ранее душа, то можно снова подняться на вершину собственного величия.(100 знаменитых мудрецов).

Отсюда следует значение добродетели, ибо благо души состоит в приближении к Божеству и возвращению на небеса.

Страсти или стремления к чувственным наслаждениям Платон считал противонравственными, мешающими в достижении гармонии. Платон не отрицал обычную любовь, но выше физиологической любви ставил духовное слияние, совместное стремление двух натур к достижению философского знания, т. е. знания идей: для такого союза высшей целью является истина, а восторги его заключаются в сознании этого общего стремления к божественной цели. Таким образом, платоническая любовь не отрицает физической, но вместе с тем она вырастает на духовной красоте, а не на телесной , и ищет не плотского, а духовного, не бренного, а бессмертного.

О ПОЛОВИНЧАТЫХ ДУШАХ

В своём произведении «Пир» Платон рассказывает нам о том, что когда-то природа человека была не такой, как теперь, а совсем другой. И с тех пор она претерпела некоторые изменения.

Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как сейчас, — мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя – «Андрогин».

Итак, каждый из нас половинка человека, рассечённого на две части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину .

Когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время.

Причина этому то, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное.

Платон говорит, что если кто хочет избрать верный путь в сближении половинок, то вот каким путём нужно идти в любви – самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от прекрасных тел к прекрасным нравам, от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное.

В понятие правильного сочетания входят следующие элементы: сочетаться должны половинчатые души, тысячелетиями объединявшиеся на земном плане великим сердечным и духовным чувством. Эти души должны принадлежать одной стихии , потому, что каждая стихия имеет своего Владыку, иначе говоря, они должны иметь Единый Фокус своего устремления. Вооружённые единой идеей, направленные к Единому Фокусу притяжения, такие половинчатые души будут обладать полной возможностью направлять страсть на высшее творчество и таким образом овладевать ею совместными усилиями. Развивая между собой чувство высокой, самоотверженной любви, они обретут контакт с Фокусом самоотверженности и приобщатся к Неиссякаемому Источнику высокой творческой энергии, и как творческая батарея они утвердят сотрудничество с Высшим.

Елена Ивановна Рерих пишет, что объединение сознаний и сердец не совершается за одну жизнь и даже в течение нескольких жизней, именно, нужны тысячелетия, чтобы накопить энергии, сплетающие эти неразрывные узы.

В книге «Мир Огненный» говорится, что Платон с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил её красиво.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О СОВЕРШЕННЫХ И НЕСОВЕРШЕННЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВА

Наилучшее государство, по Платону, должно:

  1. Обладать силой и средствами его защиты;
  2. Осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами;
  3. Контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.

Государственное устройство зависит от нравов людей, от их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства Платон усматривает прямое соответствие. Он выделяет следующие типы государства:

  1. Аристократия.
  2. Тимократия.
  3. Олигархия.
  4. Демократия.
  5. Тирания.

При аристократии государством правят мудрецы – философы. Если их несколько – это собственно аристократия, если правитель один – это монархия. Этот тип государства был наиболее близок Платону, он считал его идеальным.

Идеальному типу государства Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства. Главным двигателем поведения людей при этом являются материальные заботы и стимулы. Это тимократия, олигархия, демократия и тирания. Платон даёт им характеристику и показывает переход одного типа в другой путём деградации. Ближе всего к приемлемой форме государства он ставит тимократию – власть нескольких личностей, основанную на военной силе, то есть на добродетели средней части души. Это правление сходное с аристократической Спартой V-IVвеков до н.э. При этом типе государства правят хотя и не мудрейшие, но всё-таки одно из высших сословий – стражи государства. При таком правлении военные качества преобладают над другими. Однако, со временем развивается честолюбие, а стремление к власти рождает стремление к богатству. Накопление имущества в руках немногих производит чрезмерное обогащение одних при одновременном обнищании других. Деньги становятся мерилом почестей и влияния на общественные дела. Бедные исключаются из участия в политической жизни, лишаются политических прав, вводится ценз, и правление из тимократии превращается в олигархию, т.е власть богатых.

Олигархия – это государство расточителей, богачи подобны трутням в пчелином улье. Со временем они превращаются в духовных бедняков. В конце концов, такой человек становится совершенно бесполезным членом общества. При этом проявляются низменные стремления человека, такие как алчность. Правление вручается людям не по достоинству, а по богатству. Олигархия держится на запугивании и применении военной силы. У неимущих зреет ненависть к алчным богачам, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

Демократия – это власть и правление большинства. При демократии все граждане делятся на три класса, которые находятся между собой во вражде.

Первый класс составляют ораторы и демагоги, лжеучителя мудрости, которых Платон называет трутнями с жалом.

Второй класс – богачи, представители ложной умеренности. Это трутни без жала.

Третий класс – бедняки, постоянно враждующие под влиянием первого класса со вторым. Платон уподобляет их рабочим пчёлам.

Из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей: наглость будет называться просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Здесь господствует уже неограниченная свобода. Каждый считает, что ему всё дозволено, в государстве воцаряется беспорядок. Сдерживаемые прежде страсти и желания выступают во всей своей необузданности: наглость, анархия, распутство, бесстыдство властвуют в обществе. В правление возводятся люди, которые льстят толпе. Исчезает уважение к власти и закону. Дети ровняют себя с родителями, ученики с наставниками, рабы с господами. Самый избыток свободы подрывает её основы, ибо одна крайность вызывает другую. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпою и богатством, знатностью или способностями. Отсюда следуют новые беспрерывные раздоры. Богатые составляют заговоры, чтобы защитить своё достояние, а народ ищет себе вождя. Последний мало-помалу, забирает в свои руки власть; он окружает себя наёмными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и становится тираном.

Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания.

Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства, «очищение» государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат.

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания двух знаменитых сочинений Платона — «Тимея» и «Крития». Этому непреложному правилу следуют как сторонники существования древнейшей легендарной страны в Атлантике, так и их противники. Тема идеального государственного устройства была близка философу. Согласно одной из версий, Атлантида была выдумана им для иллюстрации своих взглядов. Защитники Атлантиды, напротив, считают, что Платон искал подтверждения своим теориям в реальных фактах, весть о которых могла дойти до египетских жрецов.

Сначала поговорим о том, по какому случаю Платон обратился к легенде об Атлантиде. Эта задача не отличается сложностью, поскольку “Критий” не стоит особняком, а завершает триаду диалогов, связанных между собой общностью участников и близостью времени, к которому они отнесены.

Первый и самый знаменитый из них, “Государство”, является, вероятно, и первым в истории научно-политологическим исследованием. В нем Сократ анализирует пороки существующих государственных систем и конструирует некое идеальное государство (как известно, Платон в диалогах никогда не выступает от собственного имени, а вкладывает свои мысли в уста беседующих).

Следующий диалог, “Тимей”, посвящен устройству мира, который по законам гармонии творит демиург. Как явствует из реплик участников, этот диалог происходит на другой день после беседы о государстве. В “Тимее” кроме Сократа участвуют философ пифагорейского толка Тимей, полководец Гермократ и афинский философ и политик, ученик Сократа Критий.

В начале “Тимея” помещено что-то вроде предисловия к “Критию”. Там Сократ напоминает собеседникам вчерашний разговор об идеальном государстве.

Наконец, в последнем диалоге Критий выполняет свое обещание и начинает перед теми же собеседниками рассказ об Атлантиде. Итак, эта легенда всплывает в связи с образом идеального государства, причем для ее подтверждения.

Описывая прекрасную утонувшую страну, Платон рассчитывал поразить воображение современников, и это ему удалось. Древняя цивилизация, не имеющая себе равных по развитию и богатству, описана настолько достоверно, что невольно завораживает читателя, и на этом фоне меркнут высказывания о политике и военном конфликте, заявленном в качестве основной темы сочинения.

Здесь Платон упоминает гигантские сооружения и неведомые технологии, демонстрируя неслыханную роскошь. В описании Атлантиды заметно влияние пифагорейцев, к которым философ был близок; совершенные фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, - как и неслучайные числовые отношения, демонстрируют привязанность Платона к геометрической гармонии. Символом Атлантиды является симметрия и упорядоченность. Платон пишет: “…на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а… примерно в пятидесяти стадиях (10 километрах) от ее краев стояла гора со всех сторон невысокая”. Там Посейдон, получивший остров во владение, сошелся со смертной женщиной Клейто.

Гигантские сооружения и неведомые технологии, демонстрируя неслыханную роскошь. В описании Атлантиды заметно влияние пифагорейцев, к которым философ был близок; совершенные фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, - как и неслучайные числовые отношения, демонстрируют привязанность Платона к геометрической гармонии. Символом Атлантиды является симметрия и упорядоченность. Платон пишет: “…на равном расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а… примерно в пятидесяти стадиях (10 километрах) от ее краев стояла гора со всех сторон невысокая”. Там Посейдон, получивший остров во владение, сошелся со смертной женщиной Клейто.

Холм, где жила Клейто, заботливый бог укрепил “по окружности, отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами… проведенными на равном расстоянии от центра, словно бы циркулем”. Потомки Посейдона не жалея сил продолжили его начинание: “Пользуясь… дарами земли, цари устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну… Дворец они с самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и затем… все более его украшали, пока в конце концов не создали поразительное по величине и красоте сооружение. От моря они провели канал в три плетра (100 метров) шириной… а в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань”. Кольцевых каналов было три: внутренний имел ширину один стадий (200 метров), следующий - две, а наружный - три (600 метров); он и служил главной гаванью. Город был окружен грандиозной круглой стеной, отстоявшей от наружного канала на 10 километров. “Она смыкалась, - пишет Платон, - около канала, входившего в море. Пространство возле нее было густо застроено, а проток и самая большая гавань были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы, и притом в таком множестве, что днем и ночью слышались говор, шум и стук”.

Богатства столицы были непомерны. Например, каменные стены вокруг каналов атланты облицевали “медью, нанося металл в расплавленном виде”, литьем из олова и таинственным “орихалком”, “испускавшим огнистое блистание”. В огромном храме Посейдона стояло золотое изваяние бога на колеснице, правящего шестеркой крылатых коней, а вокруг него также золотые скульптуры ста Нереид на дельфинах. В этой пышности убранства и архитектуры храма, по словам Платона, даже “было нечто варварское”.

Дальше, вслед за уже приведенным описанием Атлантиды, Критий рассказывает и о ее государственном устройстве. Он говорит, что этот остров был разделен на десять областей, в каждой из которых правил свой царь, причем: “Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большею частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает”. То есть во внутренних делах они были совершенно автономны. Зато их отношения между собой строго регламентировались и “ни один из них не должен был подымать оружия против другого, но все обязаны были прийти на помощь, если бы кто-нибудь вознамерился свергнуть в одном из государств царский род…”

Необходимо отметить, что на острове строго соблюдалось всеобщее равенство перед законом даже царей и строжайший запрет всякого междуусобия.

Правителем острова–государства, рожденного Посейдоном, стал Атлант, первенец Посейдона и Клейто . Платон подробно описывает в «Критии» это знаменательное событие: «Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы, кто родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения как наибольшую и наилучшую долю и поставил его царем над остальными, а этих остальных – архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной страной. Старшему и царю он дал то имя, по которому названы и остров, и море, что именуется Атлантическим, ибо имя того, кто первым получил тогда царство, было Атлант».

Атлант проявил себя великодушным правителем и вместе с братьями создал на Атлантиде цивилизацию благоденствия. Островная нация ни в чем не испытывала недостатка и обрела такие богатства, каких не было ни до нее, ни после.

Согласно Платону, от Атланта произошел многочисленный и почитаемый род, в котором старейший всегда был царем и передавал трон старшему из сыновей, из поколения в поколение сохраняя власть в роду.

В те далекие времена цари правили под благословением богов. Вот как пишет Платон в «Критии» о мудрости и порядочности потомков Атланта:

«В продолжении многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпимостью, презирая все, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства».

Но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне и их царствованию пришел конец.

В описанной Платоном Атлантиде раннего периода и периода расцвета мы видим идеальное государство – монархию — по мнению Платона, наилучший тип, в котором правит царь–мудрец, опирающийся на божественные законы.

Таким образом, основные положения, на которых построена «Тайная Доктрина», фактически включены в классическую философию Платона. Эзотерическая философия содержит в себе «ключ» к истории философии. Она позволяет глубже раскрыть исторически развившуюся философию, выявить скрытое в ней и недостаточно осознанное пока знание о мире, смысле жизни и эволюции человека, а Мыслетворчество Платона, Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих осуществлялось в едином проблемном поле, придающем ему единство и преемственность. Они являются как бы вечными духовными спутниками и собеседниками, их мировоззренческие позиции с исключительной систематичностью и доказательностью предложили решение мировых проблем, которые космические события ставили перед ними и их современниками.

«Мы будем называть Христа Великим Путником, также назовем Платона Летящим Светом, назовем Кришну
Совершенным Певцом».

(Из Писем Е.И.Рерих )

«Когда Великий Платон покидал Нас, последний Указ Его был: Творите героев» (Агни Йога, 290).

Платон - выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту .

Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, - знакомство с Сократом . Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.

После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора . Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.

В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы - Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.

Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней - в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия - ремесленников и крестьян.

Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.

ПЛАТОН (Plato)

428 или 427 г. до н. э. – 348 или 347 г. до н. э.

Древнегреческий философ Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение (по отцу, Аристону, он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери, Периктионе, был в родстве с законодателем Солоном). Пройдя с помощью лучших учителей полный курс тогдашнего воспитания (грамматика, музыка, гимнастика), Платон занялся стихотворчеством, которое оставил, когда около 407 г. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Во время суда над «мудрейшим из эллинов» Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу – Академию платоновскую. В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию (в 361 г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) – «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70-60-е гг.) – «Федон», «Пир», «Федр», II – X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду – «Законы» (50-е гг.).

Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему Платона приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого бытия является, по Платону, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.

Вторая субстанция – «ум» (нус) является, по Платону, бытийно-световым порождением «единого» – «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот «ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба.

Третья субстанция – «мировая душа» – объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это – принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души». Платон говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с «душой». Смерть тела есть переход его в другое состояние.

«Идеи» – это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.

Материя для Платона – лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя – это не сущее, сущее же – только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.

В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней – к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.

Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика – метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её «ипотеса», закон («номос»), ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос – идея – ипотеса – основание трактуются и как предел («цель») чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в «Государстве», «Филебе», «Горгии» или красота в «Пире». Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по Платону, обладает «совокупным видением» наук, «видит всё сразу».

Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной – с приматом первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели – мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, – «справедливость».

Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, т. е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы. Платон выделял три основные формы правления – монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. По Платону, цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ. и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил её к «работникам». Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь – от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.

Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по Платону, – это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т.д.

Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.

Источники:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.


Хронология событий и открытий в химии:

Философия Платона

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. Его учителем был сам Сократ.

В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

Окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

Реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

Мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

Чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

Все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

Монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

Тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

Аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

Олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

Демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

Тимократия. Несправедливая власть большинства.

Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

******************************************************************

7. Философия Аристотеля.

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.

С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.

Самые известные работы данного философа:

"Риторика";

"Метафизика";

"Политика";

"Поэтика";

"Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;

практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;

поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид – логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:

сущность;

отношение;

количество;

положение;

действие;

состояние;

страдание;

качество.

Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.

Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.

Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:

монархию;

аристократию;

крайнюю олигархию;

охлократию;

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

***************************************************************************************

ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия).

ПЛАТОН (427-347 или 348 до н. э.), древнегреческий мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом - родоначальник европейской философии; глава философской школы Академия.

Жизнь

Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру; среди предков матери, Периктионы, - законодатель Солон; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне дядя Платона, Хармид, - один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий - один из Тридцати тиранов в Афинах).

Получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.

После смерти Сократа (399) Платон уезжает в Мегары. Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395) и Коринф (394). В 387 посещает Южную Италию, Локры Эпизефирские - родину древнейших записанных законов Залевка (из Локр происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). В Сицилии (Сиракуза), он знакомится с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. По возвращении из Сицилии (387) основал в Афинах свою философскую школу - в гимнасии Академия. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа мыслей, способствовало тому, что в 367-366 и 361 Платон совершил еще две поездки в Сицилию.

Школа Платона

Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5-4 вв.; "школа Платона", вероятно, формировалась постепенно, по названию гимнасия она также стала именоваться Академией. Среди принадлежавших к платоновскому кружку - его племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти Платона, Ксенократ, третий схоларх Академии, знаменитый математик и астроном Евдокс Книдский, остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в Сицилию. В 366 в Академии появляется Аристотель и остается там вплоть до смерти Платона.

Сочинения

До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (ум. 37), разбитое на тетралогии:

"Евтифрон", "Апология", "Критон", "Федон".
"Кратил", "Теэтет", "Софист", "Политик".
"Парменид", "Филеб", "Пир", "Федр".
"Алкивиад I", "Алкивиад II", "Гиппарх", "Соперники".
"Феаг", "Хармид", "Лахет", "Лисид".
"Евтидем", "Протагор", "Горгий", "Менон".
"Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Ион", "Менексен".
"Клитофонт", "Государство", "Тимей", "Критий".
"Минос", "Законы", "Послезаконие", "Письма".

Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов.

Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и хронологии.

Литературная деятельность Платона

Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены "Женщины в народном собрании" Аристофана, содержащие пародию на проект платоновского государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг. жанре судебной речи. В центре "Апологии Сократа" (392) - первом законченном и дошедшем до нас тексте Платона - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он пишет также речи, вошедшие потом в диалоги "Менексен", "Федр", "Пир". Постепенное оформление "школы Платона" во 2-й пол. 380-х гг. позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги, пересказанные самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывалось место действия и его участники, их характеры и реакция на ход беседы. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения современности и обращение к реалиям ушедшего 5 века. Первый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - "Протагор"; тема политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив "Пир", пишет "Федона", начинает работу над "Государством", (уже как над пересказанным диалогом), создает "Евтидема", "Хармида" и "Лисида". Все эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.

Однако параллельно с этим (начиная примерно с "Федона") в кружке Платона обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для членов кружка (в "Федоне" - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги "Менон" (подчеркнувший значение математики), "Кратил" (с его учением о природе имени) и "Теэтет", где впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога.

С начала 380-х гг. в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги ("Соперники", "Эриксий"), либо используют прямую драматическую форму ("Клитофонт", "Лахет", "Алкивиад I", "Феаг", "Гиппий Меньший", "Ион", "Евтифрон"). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.

Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает "Государство", начинает "Законы" и пишет диалог "Парменид".

После 3-й Сицилийской поездки Платон задумывает монументальные трилогии, но осуществляет свои замыслы только отчасти: "Тимей", "Критий" (не завершен), "Гермократ" (не написан), "Софист", "Политик" (не написан). Сократ перестает быть ведущим участником беседы ("Тимей" - монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, "Критий" - монолог Крития об Атлантиде), а в "Законах" Сократа вообще нет. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - "Филеб" (под именами Филеба и Протарха Платон вывел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354) связано написание VII Письма - первой в европейской литературе традиции автобиографии.

Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут "Гиппия Большего", "Гиппарха", "Сизифа", "Миноса", "Демодока" и ряд писем, а также "О добродетели" и "О справедливости".

Основные проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме "воспитания и образа жизни"), парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости "воспитывать людей", а также внимание к происхождению государства и права.

Loading...Loading...