Благорастворение воздухов значение фразеологизма. Благорастворение воздухов

Литургия оглашенных начинается тем, что дьякон выходит на амвон и испрашивает у священника для себя и для народа благословение на молитву – словами: Благослови владыко , т.е. изреки благое слово – слово изволения и одобрения на предлежащее святое дело молитв и священнодействий. Дьякон именует при этом священника владыкой (господином) не только по требованию вежливости, а потому, что священник есть предстоятель богослужения и вообще имеет духовную власть священнодействовать, учительствовать, вязать и решать, и руководить верующих ко спасению.

Священник возглашает: Благословенно Царство , т.е. достойна благословения или прославления на всех и на все простирающаяся Царственная власть, Отца и Сына и Святаго Духа , ныне и присно и во веки веков . Этим прославлением Бога священник свидетельствует, что он может преподать испрашиваемое у него благословение не от своего лица, а от Лица самого Бога; же благословляет только тех или изрекает всевластное слово благословения только на тех, которые сами Его благословляют, сами изрекают о Нем благое слово, славословя Его державу и смиренно признавая свою зависимость во всем от Его власти, от Его Царства.

Аминь , ответствуют на возглас священника певцы, выражая этим подтвердительным словом готовность единым сердцем и устами вместе со священником славить Бога, а также желание и надежду сподобиться Его благоволения.

Затем следует великая , или мирная ектения , т.е. ряд возглашений, которыми дьякон призывает народ к общей молитве, указывая при этом, о чем должно молиться, и на каждое из которых хор от лица народа отвечает: Господи помилуй , т.е. не оставь нас Твоей милостью. Великой эта ектения называется в отличие от малой , составляющей ее сокращение (паки и паки миром Господу помолимся ). Мирной она называется потому, что начинается словами: Миром Господу помолимся .

1 . Миром Господу помолимся . Под миром здесь подразумевается мир, которым столь часто приветствуют в церкви: мир всем . Это мир и благословение от Бога. Поэтому миром Господу помолимся значит: будем молиться Господу под сенью мира Божия или благоволения Божия к нашему молитвенному собранию.

2 . О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся , т.е. будем умолять Господа, да низпошлет в наши сердца Свой благодатный мир, то отрадное, успокоительное чувство, которое происходит от уверенности в прощении нам грехов, – и да дарует нам вечное спасение.

3 . О мире всего мира , т.е. о внешнем благополучном состоянии всех людей; – о благостоянии Святых Божиих Церквей , т.е. о внутреннем и внешнем благополучии Церквей, разделенных местонахождением, но входящих в состав единой Вселенской Православной Церкви; – и соединении всех (εκτενηξ των πανιων ), т.е. о единении всех людей в вере в Иисуса Христа и в ее исповедании, так чтобы среди всех людей господствовала христианская вера и между самими христианами не было разномыслия в учении веры.

4 . О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Будем умолять Господа, да не отступит от здания храма благодать Божия и да неоскудевают в нем средства к его поддержанию в цветущем состоянии снаружи и внутри; и да призрит Господь Своей благодатию, просвещающей, освящающей, утешающей – на тех, кто приходит в храм с верой, с благоговением , к месту благодатного присутствия Бога, неся в себе страх Божий .

5 . О великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе, о господине нашем преосвященнейшем (местном правящем архиерее), честнем (досточтимом) пресвитерстве, во Христе дьяконстве (о дьяконах, служащих во славу Христа), о всем причте и людех, Господу по молимся . По этому приглашению мы должны молиться о том, да не оскудеет у нас церковное священноначалие в лице Святейшего Патриарха, простирающего свою власть на всю Русскую , также епархиальных архиереев, священников и дьяконов, – да не прекратится до скончания века ряд преемников апостольского служения, да не останутся овцы духовного стада Христова без законных пастырей и без благодати, через них преподаваемой, – да благоуспешно и ревностно архипастыри, пастыри, при помощи дьяконов, проходят свое служение, и да будут обеспечены по внешнему состоянию. K этому присовокупляется моление за весь причт , не только за священнослужителей, но и за церковнослужителей, чтецов и певцов; да поможет всем им тщательно исполнять возложенные на них обязанности, и за всех людей , т.е. мирян , – да будут они послушными чадами Церкви и под руководством пастырей успешно да соделывают свое спасение.

6 . О граде сем, всяком граде и стране и верою живущих в них, Господу помолимся . Должно молить Господа, чтобы Он покрывал щитом Своей милости и наши города, и наши села и деревни, избавлял их от пожаров, наводнений, землетрясений, нашествия иноплеменников и т.п., чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою , т.е. православных и благочестивых грородских и сельских жителей. Городам и селам, где нет истинной веры и благочестия и царствует неверие и нечестие, угрожает проклятие Божие () и участь нечестивых языческих городов – Вавилона, Тира и Сидона – с зависевшими от них областями. Господь не пощадил самого Иерусалима за нечестие его жителей.

7 . О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся . Должно молиться о том, чтобы воздухи (ветры) – весенний, летний, осенний и зимний – были благотворны для людей, животных и растений, чтобы Господь благословлял плодородием поля, сады и огороды, чтобы вообще посылал нам времена мирные, т.е. тихое и безмолвное житие .

8 . О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся . Помолимся об избавлении от временных, преходящих бедствий наших ближних, странствующих по морю и суше, имеющих слабое здоровье недугующих , и терпящих болезнь страждущих , также томящихся в плену; но преимущественно помолимся о вечном их спасении , о даровании им вечного блаженства за претерпеваемые ими внешние лишения.

9 . О избавитися нам от всякия скорби, гнева (Божия) и нужды (притеснений от людей), Господу помолимся . Молясь за наших ближних, плавающих, путешествующих ... Господу помолимся, да избавляет и нас самих от бедствий и скорбей, подобных тем, каким они подвергаются или могут подвергаться.

10 . Заступи , защити от врагов и обидчиков; спаси от бед временных и вечных; помилуй , не погуби нас за беззакония наши и сохрани нас здоровыми и невредимыми, Боже, Твоею благодатию .

11 . В заключение ектении нас приглашают вспомнить Пресвятую Богородицу и всех святых, и с надеждой на их предстательство, всецело предать себя и друг друга и весь живот (жизнь) наш Христу Богу , от Него единого ожидать милости и спасения, ибо Ему, ради Его страданий и крестной смерти, дана всякая власть на небе и на земле.

Благорастворение воздухов

Благорастворение воздухов
Из «великой ектеньи», то есть молитвы, произносимой в православном храме дьяконом во время обедни (литургии Иоанна Златоуста). Это молитва «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных...».
Глагол «благорастворяти» в церковно-славянском языке буквально означает соединять жидкости или вещества, но в данном случае речь идет о ниспослании молящемуся земных благ, благополучия.
Иносказательно: прекрасная погода в сочетании с ароматами цветов, плодов и пр.; мир, покой (шутл.-ирон.).
Выражение приобрело иронический оттенок благодаря М. Е. Салтыкову-Щедрину, который его неоднократно употреблял в своих сатирах.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Благорастворение воздухов" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    Весна благорастворяет воздух Ср. Воздух был благораствореннейший... Лесков. Соборяне. 3, 19. Ср. Смейтесь! веселитесь! скоро, скоро наступит благорастворение воздухов, и помелом очищено будет ваше нечистое торжище! Салтыков. Литераторы обыватели … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    благорастворение воздухов - см. благорастворение … Словарь многих выражений

    Благораствореніе воздуховъ (весна благорастворяетъ воздухъ). Ср. Воздухъ былъ благораствореннѣйшій. Лѣсковъ. Соборяне. 3, 19. Ср. Смѣйтесь! веселитесь! скоро, скоро наступитъ благораствореніе воздуховъ, и помеломъ очищено будетъ ваше нечистое… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ, благорастворения, мн. нет, ср. только в выражении: благорастворение воздухов (церк. устар.; теперь шутл.) хороший воздух, хорошая погода, здоровый климат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ, я, ср.: благорастворение воздухов (устар. шутл.) о лёгком, приятном воздухе, тёплой погоде. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Воздуха (воздухов). Книжн. О чистом, свежем, благоуханном воздухе; о тихой и теплой погоде. /i> Из молитвы «О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных». БТС, 82. Благорастворение души. Разг. О состоянии… …

    Книжн. О чистом, свежем, благоуханном воздухе; о тихой и теплой погоде. /i> Из молитвы «О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных». БТС, 82 … Большой словарь русских поговорок

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. удачное соединение составных частей. О… … Словарь церковнославянского языка

    Я; Устар. и Шутл. ◊ Благорастворение воздуха (воздухов). О чистом, свежем и благоуханном воздухе; о тёплой и тихой погоде, состоянии полного покоя (из молитвы О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временах мирных).… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Виктор Разгулин. Живопись, рисунок / Victor Razgulin: Paintind, Drawing , . Каким образом зритель чувствует, что в разгулинском зимнем Переславле всегда царит мягкое предрождественское благорастворение воздухов, а летние переславские вечера несут долгожданную…

Литургия оглашенных начинается тем, что дьякон выходит на амвон и испрашивает у священника для себя и для народа благословение на молитву – словами: Благослови владыко , т.е. изреки благое слово – слово изволения и одобрения на предлежащее святое дело молитв и священнодействий. Дьякон именует при этом священника владыкой (господином) не только по требованию вежливости, а потому, что священник есть предстоятель богослужения и вообще имеет духовную власть священнодействовать, учительствовать, вязать и решать, и руководить верующих ко спасению.

Священник возглашает: Благословенно Царство , т.е. достойна благословения или прославления на всех и на все простирающаяся Царственная власть, Отца и Сына и Святаго Духа , ныне и присно и во веки веков . Этим прославлением Бога священник свидетельствует, что он может преподать испрашиваемое у него благословение не от своего лица, а от Лица самого Бога; Бог же благословляет только тех или изрекает всевластное слово благословения только на тех, которые сами Его благословляют, сами изрекают о Нем благое слово, славословя Его державу и смиренно признавая свою зависимость во всем от Его власти, от Его Царства.

Аминь , ответствуют на возглас священника певцы, выражая этим подтвердительным словом готовность единым сердцем и устами вместе со священником славить Бога, а также желание и надежду сподобиться Его благоволения.

Затем следует великая , или мирная ектения , т.е. ряд возглашений, которыми дьякон призывает народ к общей молитве, указывая при этом, о чем должно молиться, и на каждое из которых хор от лица народа отвечает: Господи помилуй , т.е. не оставь нас Твоей милостью. Великой эта ектения называется в отличие от малой , составляющей ее сокращение (паки и паки миром Господу помолимся ). Мирной она называется потому, что начинается словами: Миром Господу помолимся 23.

1 . Миром Господу помолимся . Под миром здесь подразумевается мир, которым столь часто приветствуют в церкви: мир всем .

Благорастворение воздухов

Это мир и благословение от Бога. Поэтому миром Господу помолимся значит: будем молиться Господу под сенью мира Божия или благоволения Божия к нашему молитвенному собранию.

2 . О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся , т.е. будем умолять Господа, да низпошлет в наши сердца Свой благодатный мир, то отрадное, успокоительное чувство, которое происходит от уверенности в прощении нам грехов, – и да дарует нам вечное спасение.

3 . О мире всего мира , т.е. о внешнем благополучном состоянии всех людей; – о благостоянии Святых Божиих Церквей , т.е. о внутреннем и внешнем благополучии Церквей, разделенных местонахождением, но входящих в состав единой Вселенской Православной Церкви; – и соединении всех (εκτενηξ των πανιων), т.е. о единении всех людей в вере в Иисуса Христа и в ее исповедании, так чтобы среди всех людей господствовала христианская вера и между самими христианами не было разномыслия в учении веры.

4 . О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Будем умолять Господа, да не отступит от здания храма благодать Божия и да неоскудевают в нем средства к его поддержанию в цветущем состоянии снаружи и внутри; и да призрит Господь Своей благодатию, просвещающей, освящающей, утешающей – на тех, кто приходит в храм с верой, с благоговением , к месту благодатного присутствия Бога, неся в себе страх Божий .

5 . О великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе, о господине нашем преосвященнейшем (местном правящем архиерее), честнем (досточтимом) пресвитерстве, во Христе дьяконстве (о дьяконах, служащих во славу Христа), о всем причте и людех, Господу по молимся . По этому приглашению мы должны молиться о том, да не оскудеет у нас церковное священноначалие в лице Святейшего Патриарха, простирающего свою власть на всю Русскую Церковь, также епархиальных архиереев, священников и дьяконов, – да не прекратится до скончания века ряд преемников апостольского служения, да не останутся овцы духовного стада Христова без законных пастырей и без благодати, через них преподаваемой, – да благоуспешно и ревностно архипастыри, пастыри, при помощи дьяконов, проходят свое служение, и да будут обеспечены по внешнему состоянию. K этому присовокупляется моление за весь причт , не только за священнослужителей, но и за церковнослужителей, чтецов и певцов; да поможет Бог всем им тщательно исполнять возложенные на них обязанности, и за всех людей , т.е. мирян , – да будут они послушными чадами Церкви и под руководством пастырей успешно да соделывают свое спасение.

6 . О граде сем, всяком граде и стране и верою живущих в них, Господу помолимся . Должно молить Господа, чтобы Он покрывал щитом Своей милости и наши города, и наши села и деревни, избавлял их от пожаров, наводнений, землетрясений, нашествия иноплеменников и т.п., чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою , т.е. православных и благочестивых грородских и сельских жителей. Городам и селам, где нет истинной веры и благочестия и царствует неверие и нечестие, угрожает проклятие Божие (Втор. 28: 15–16) и участь нечестивых языческих городов – Вавилона, Тира и Сидона – с зависевшими от них областями. Господь не пощадил самого Иерусалима за нечестие его жителей.

7 . О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся . Должно молиться о том, чтобы воздухи (ветры) – весенний, летний, осенний и зимний – были благотворны для людей, животных и растений, чтобы Господь благословлял плодородием поля, сады и огороды, чтобы вообще посылал нам времена мирные, т.е. тихое и безмолвное житие .

8 . О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся . Помолимся об избавлении от временных, преходящих бедствий наших ближних, странствующих по морю и суше, имеющих слабое здоровье недугующих , и терпящих болезнь страждущих , также томящихся в плену; но преимущественно помолимся о вечном их спасении , о даровании им вечного блаженства за претерпеваемые ими внешние лишения.

9 . О избавитися нам от всякия скорби, гнева (Божия) и нужды (притеснений от людей), Господу помолимся . Молясь за наших ближних, плавающих, путешествующих … Господу помолимся, да избавляет и нас самих от бедствий и скорбей, подобных тем, каким они подвергаются или могут подвергаться.

10 . Заступи , защити от врагов и обидчиков; спаси от бед временных и вечных; помилуй , не погуби нас за беззакония наши и сохрани нас здоровыми и невредимыми, Боже, Твоею благодатию .

11 . В заключение ектении нас приглашают вспомнить Пресвятую Богородицу и всех святых, и с надеждой на их предстательство, всецело предать себя и друг друга и весь живот (жизнь) наш Христу Богу , от Него единого ожидать милости и спасения, ибо Ему, ради Его страданий и крестной смерти, дана всякая власть на небе и на земле.

Ектения значит прилежное моление (εκτενηξικεơια). В греческих служебниках этим термином называется собственно сугубая ектения. А то, что у нас известно под названием великой ектении, у греков называется μεγαγη ơυναπτη (подразумевается κυριγματων), по-русски: великое совокупление возглашений, также ειρηνικα (подразумевается κυριγματων) или ơυναπτη των ειρηνικων, по-русски: мирные возглашения, или великое совокупление мирных возглашений.

Полковых фельдшеров впервые в истории возводили в кавалеры Креста военных заслуг за исполнение профессиональных обязанностей в окопах под артиллерийским обстрелом. А солдат-санитаров, выносящих раненых с поля боя под пулями, даже престижными Солдатскими крестами, которые всегда давались исключительно за личную храбрость. Даже норматив появился: за сотого раненого, вынесенного вместе с его оружием в безопасное место из-под огня противника, - крест.

Награды подвезли по такому случаю из императорской резиденции, а вот раздавал их от имени и по поручению императора ольмюцкий король.

Мне тоже обломилось от этого праздника. За идею железнодорожных орудий я получил из рук короля медаль «За полезное». А за воплощение моей идеи в металл инженеры депо удостоились ордена Бисера Великого. Такую же медаль, как и мне, вручили и шести путейским мастерам, что было внове. Раньше простых рабочих подобными наградами не баловали. Вот что значит быть причастным к любимой игрушке короля.

Интересно, что обещанного генералами Имперского креста Вахрумка в тот день так и не получил. Я про себя даже не говорю. Это дворянская награда.

Обмывал медаль в фельдфебельском клубе, даже не заметив, как переместился оттуда в «Круазанский приют». Наутро мало что помнил, и это было обидно. Все же за полновесную золотую монету надо получать удовольствие, запоминающееся надолго.

В борделе сплетничали, что скоро вместо золота введут в хождение бумажные билеты Имперского банка. На что я ответил словами Екатерины Великой: «Не важно, что бумажно, было бы денежно». А сам призадумался над тем, что имеющееся золотишко надо бы придержать, и отменил многие давно запланированные покупки.

Вот-вот… Празднество. Красота. Благорастворение в воздусях… А до того нас с Вахрумкой погнали на наш же укрепрайон с инспекторской проверкой соответствия содержания пехотной полевой фортификации нашему же «Наставлению».

Погода стояла хуже не придумаешь. Про такую говорят, что хороший хозяин на улицу и собаку не выгонит. Еще золотой лист не облетел, а обложные дожди зарядили, как в ноябре под Калугой, - холодные и противные. И если бы не прорезиненные плащ-накидки нового образца из эрзац-каучука, то быть бы нам насквозь мокрыми как мыши еще до того, как мы сели в пустой санитарный поезд, выдвигавшийся на фронт за ранеными из полевого лазарета.

Вахрумка с фотографическим художником всю дорогу гоняли чай с коньяком в компании главного врача санитарного отряда - имперского советника третьего ранга графа Сендфорта, могучего на вид человека, в котором о его интеллигентной профессии напоминала только седоватая бородка клинышком и золотое пенсне. Компанию им составили остальные врачи и сестры из аристократов.

А меня отправили на отсидку поскучать в соседний пустой вагон. Рылом я для такой компании не вышел. Увы…

Ну и болт с ними.

Скинул я плащ-накидку на просушку. Засунул ранец под полку. Скатал шинель в виде валика, приспособил вместо отсутствующей подушки и завалился на ближайшую койку, которые в три этажа расположили вдоль стен вагона. Вторые этажи были сложены, и мне было вполне комфортно.

Поезд тронулся, убаюкивая ритмичными перестуками колес на стыках. И только я решил придавить на массу по принципу «солдат спит - служба идет», как меня подняли.

Проходящая по вагону сестра милосердия склонилась надо мной и участливо спросила:

Вы себя хорошо чувствуете?

Я вскочил с койки, оправил под ремнем китель и непроизвольно выпятил грудь с орденом - девушка была чудо как хороша. Стройная, высокая, тоненькая… Крепкую грудь не скрывало даже балахонистое форменное платье с белым передником. А жгуче-черные глаза уроженки западной части империи, казалось, заглядывали в самые потаенные уголки моей души. На вид ей было лет двадцать пять.

Со мной все в порядке, госпожа. Просто не знаю, куда девать время в этой внезапной поездке, - слегка смутился я.

Она потрогала пальчиком мой орден. Эти руки не вязались с ее аристократическим лицом. Сухие шершавые руки рабочей женщины, обожженные едкими растворами полевой аптеки и огрубевшие от физической работы.

За что у вас такая высокая награда? - спросила она.

В наградном листе сказано: «За ликвидацию вражеской разведки», - честно ответил я, вынимая из кобуры револьвер. - А это… тут написано…

Я дурацки улыбнулся, чувствуя себя козликом на веревочке.

Девушка прочитала дарственную надпись на револьвере, дерзко посмотрела прямо в глаза и, не отдавая оружия, взяла меня за руку, потянула:

Пойдемте со мной, вам сейчас все равно делать нечего.

В соседнем вагоне, похожем на классный спальный, но всего на четыре купе, она втолкнула меня в одно из них, весьма смахивающее на процедурный кабинет в поликлинике. Притянула к себе и стала жарко целовать, крепко обняв за шею и прижав к моему затылку мой же заряженный револьвер.

Я поначалу несколько растерялся.

Вы когда-нибудь имели секс с женщиной на гинекологическом кресле? Особенно когда рядом с ним стоит примитивная ножная бормашина?

Я тоже сподобился в первый раз.

Благорастворение воздухов

Но ощущения получил незабываемые по своей оригинальности, наслаждению и… удобству.

По крайней мере, даме подо мной с подколенными упорами специфического кресла подмахивать мне было намного сподручней. Видимый оргазм ее был вообще фееричным. Если бы она с силой не закусила губы, то, наверное, орала бы, как мартовская кошка в подворотне. И так ее стоны больше походили на придавленное рычание тигрицы, а размахивание заряженным револьвером перед самым моим носом добавляло некоторой перчинки в этой ситуации. Возбуждало и двигало на повторные подвиги почти без перерыва.

Благорастворение воздухов

Из «великой ектеньи», то есть молитвы, произносимой в православном храме дьяконом во время обедни (литургии Иоанна Златоуста). Это молитва «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных…».
Глагол «благорастворяти» в церковно-славянском языке буквально означает соединять жидкости или вещества, но в данном случае речь идет о ниспослании молящемуся земных благ, благополучия.
Иносказательно:

Значения в других словаряхБлагоглупости

Из «Невинных рассказов» Михаила Евграфовина Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В рассказе «Деревенская тишь»: И кого ты своими благоглупостями удивить хочешь? Потом это выражение встречается в очерках «За рубежом» того же автора. Неологизм, который писатель ввел в русский язык. Иносказательно: …

Благонамеренные речи

Название сборника сатирических очерков (1872-1876) Михаила Евграфовина Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель в данном случае использовал этот эпитет иронически, поскольку слово «благонамеренность» в его время традиционно означала лояльность властям. …

Благородный жулик

С английского: The Gentle Grafter. Название сборника рассказов (1908) американского писателя О. Генри (псевдоним Уильяма Сидни Портера, 1862-1910).

благорастворение воздухов

Иронически: …

Благорастворение воздухов

весна благорастворяет воздухСр. Воздух был благораствореннейший…Лесков. Соборяне. 3, 19.Ср. Смейтесь! веселитесь! скоро, скоро наступит благорастворение воздухов, и помелом очищено будет ваше нечистое торжище!Салтыков. Литераторы-обыватели.Ср. Нужно для полного счастия нашей родины, чтобы мужик, говоря стихом Державина, "ел добры щи и пиво пил". Если это есть — значит, страна кипит млеком и медо …

Дополнительный поиск Благорастворение воздухов

На нашем сайте Вы найдете значение "Благорастворение воздухов" в словаре Словарь крылатых слов и выражений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Благорастворение воздухов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 49 символа

Кударь, Петр Сергеевич/Сесть на шею/Мимо яблоньки яблочко не падает./Обворожить/Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает/Где цветок, там и медок./Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона/Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович/Воробью по колено/Ириней Лионский/Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами)/Уме недозрелый, плод недолгой науки!/Пень не околица, глупая речь не пословица./Сам смекай, где берег, где край!/Без четырех углов изба не рубится./Фитуни, Леонид Леонидович/Потерять голову/Работа/Ехал прямо, да попал в яму./Ехало болело/Привередливый/Хуеплёт/Хмырь/Всякая лиса свой хвост хвалит./Свой своему поневоле брат/

Великая или мирная ектения – самая большая из всех ектений (молитвенных прошений) на : в ней содержится 11 разных прошений о духовных и земных нуждах христиан – от мира с Богом, ближними и самим собой до дарования хорошего климата и избавления от всяких болезней и чьего бы то ни было гнева на нас.

Мы молимся о благо- стоянии , твердом стоянии, твердости, непоколебимости, всех православных Церквей, о храме, в котором мы находимся, и о всех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим в него (в онь ) входит. «С » – это устойчивое выражение (идиома), означающее Богопочитание.

Мы молимся о всем священноначалии: Патриархе, правящем епископе, честнем пресвитерстве , диаконстве и причте (всех служащих в данном храме, от священников до чтецов). Пресвитерство, т.е. священство (пресвитер – калька с греческого, то же, что и священник), называется честны́м , т.е. почтенным, досточтимым; «честны́й (честно́й) отец» – принятое в церковнославянском языке обращение, как в современном русском «уважаемый г-н N».

Фото orthphoto.net

«О благорастворении воздухов… Господу помолимся! » Возду́х (именно так, с ударением на последнем слоге) по-церковнославянски обозначает тоже воздух, причем разные его слои: древние выделяли нижний слой, по-гречески он назывался аэр, близкий к земле, тот, которым мы дышим, и о его хорошем состоянии просится в ектение; и верхний – эфир , уже небеса, куда мы можем быть «восхищенни на облацех в сретение Господне » – чтобы встретить Господа* . Словосочетание благорастворение возду́хов стало устойчивым и может быть переведено «хороший климат, здоровый состав воздуха».

В великой ектении мы просим Бога и о Его покровительстве и помощи всем плавающим, путешествующим (т.е. подвергающимся потенциальной опасности), недугующим (болеющим), страждущим и находящимся в плену. Страждущий – тот, кто страдает, т.е. терпит мучения, борется с препятствиями, бедствует в жизни.

«О избавитися нам от всякия скорби, гнева и ну́жды Господу помолимся! » по-церковнославянски означает боль, муку (многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь ** ), а также тяготу. Ну́жда слово многозначное, здесь значит «насилие». Помолимся, чтобы Господь избавил нас от любого мучения, чьего-либо гнева и насилия.

«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию ». Заступати – защищать, покровительствовать (отсюда «Боже, Заступник мой еси Ты..»); а чем спасает и покрывает нас Господь – Своей благодатию , т.е. милостью.

В конце ектении мы поминаем (упоминаем) Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную и всех святых; приставка пре- во всех титулах Богоматери означает высшую степень этих качеств: Она святее всех живущих на земле и всех святых, самая чистая, а что значит «самая благословенная»? Благословити – хвалить, прославлять, превозносить; мы хвалим и прославляем Богородицу больше всех людей и небесных сил. Испросив помощи Божией Матери и всех святых, нам остается только предать весь наш живот Богу – т.е. вручить, отдать навсегда, препоручить нашу жизнь Богу.

При написании использовались словари:

  • О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» – М., 2005.
  • прот. Г.Дьяченко «Полный церковнославянский словарь» (М., 2004). И. И. Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (в 3 тт. СПб., 1890-1912)

Сноски:
* 1 послание ап. Павла к Фессалоникийцам (4, 17)
** 33 псалом, стр.20

Loading...Loading...