Бог с головой сокола. Основные боги древнего египта

Бронза, 1350г. до н.э.

Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба — символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»).

Бронза, период Нового Царства Копия

Анубис, в египетской мифологии бог — покровитель мертвых, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь — «собачий город»).

Бог Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса
Роспись из гробницы Сеннеджема
Фрагмент, XIII в. до н.э.

Бронза, 600г. до н.э.
Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.
—————————————————————————————————————————————————-

Поклонение Атону

Храм Атона, XIV в. до н.э.
Атон («диск солнца»), в египетской мифологии бог — олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону» или «полезный Атону»). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

——————————————————————————————————————————————————

Боги Геб и Нут

Папирус Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба - Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.

——————————————————————————————————————————————————

Бог Гор, рельеф

фрагмент,1320 г. до н.э.
Гор, Хор («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение — Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

——————————————————————————————————————————————————

Рельеф, X в. до н.э. Мин, в египетской мифологии бог плодородия, «производитель урожаев», которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.

Папирус Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

——————————————————————————————————————————————————

Роспись из гробницы Сеннеджема
Фрагмент, XIII в. до н. э.
Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

——————————————————————————————————————————————————-

Статуя из сокровищницы Тутанхамона, XIV в. до н. э.
Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем». Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном - Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

——————————————————————————————————————————————————-

Ра , фреска на гробнице,
XIIIв. до н.э.
Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже «замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.
——————————————————————————————————————————————————

Бог Себек Период Нового Царства

Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа - город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. «Себек доволен». Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.
——————————————————————————————————————————————————-

, базальт
XIV в. до н. э.

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

, взвешивающий душу
Рисунок из «Книги Мертвых» Хунифера
Ок. 1320 г. до н.э.

Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

——————————————————————————————————————————————————

Бог Тот с павианом
Бронза, 1340г. до н.э.

Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота - палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог «управлял всеми языками» и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом («ведущим души»). Тот часто изображался вместе с павианом, одним из его священных животных.
———————————————————————————————————————————————————

Бог Хнум Период Нового Царства

Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н.э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.

——————————————————————————————————————————————————-
| ,

Величайшим из египетских богов был Амон. В самом начале, когда Египет был совсем мал, это был незначительный местный бог. С ростом и процветанием государства, Амон стал всеизвестным могущественным божеством.

Покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изоб­ражался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке. Вот что пишет о нем Геродот: «Все египтяне, принадлежащие к храмовому округу Зевса Фиванского или живущие в Фиванской области, не едят баранины, но приносят в жертву коз. Ведь они не везде почитают одних и тех же богов. Только Исиду и Осириса (который, по их словам, есть наш Дионис) они все одинаково чтят. Напротив, египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса, но приносят в жертву овец. По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины (баран считался у египтян воплощением Хнума), обычай этот установлен вот почему. Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться (свидания), Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов). По-моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Амоном. Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице (имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана)».

Даже во времена наибольшего прославления Амон всегда был визирем бедных, заботясь о них так же, как о фараонах. Он был добрым богом, который выслушивал просьбы скромных просителей, но именно потому, что они были скромные, их редко записывали.

Бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение - распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования.

В египетской мифологии была богиней радости и веселья.
Священное животное Бастет - кошка.
Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет - музыкальный инструмент систр. Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока.
Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.
Как уже говорилось выше, священным животным богини Бастет считалась кошка. К этому животному древние египтяне относились с уважением.
Название «кошка» по-египетски звучало просто: «Мау» или «Мяу».
И отношение к древнеегипетским Мяу, как к воплощению богини Бастет, было как минимум уважительным. Кошки были членами семьи, к ним относились со всем почтением, как при жизни, так и после смерти. Ее почитали, так как видели в ней земное воплощение богини Бастет.
Этих животных хоронили с почестями, мумифицировали, как фараонов, и расплатой за их убийство была смертная казнь.
С не меньшим почтением относятся к ней и в странах Дальнего Востока, оспаривая у египтян древность кошачьей породы. Если в семье умирала кошка, то хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали брови. Тело кошки бальзамировалось и помещалось в саркофаг, после чего его помещали в одном из некрополей, специально предназначенных для погребения кошек.

(Хор) (букв, «высота», «небо») - один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда - крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор - сын Исиды и Осириса. Гор, сын Исиды, - одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, - он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый - с Гором. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.

Богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида - одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.

Осирис - одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.

В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка, который изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.
Сет может представать и полностью в форме животного - с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом.
Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000- 3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.).
Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм). День рождения Сета, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I). Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей. Во время нескольких сражений Сет вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сета, тем самым лишив его основной части его сущности - Сет издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой.
По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.

Тот - бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых - доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.

Маат - олицетворение истины и порядка (закона), считалась женой бога Тота. Изображение Маат - женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе - изображение Маат использовали в качестве эмблемы на суде Осириса.

Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») - младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.

Нут - богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласьо одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») - жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительни-ца, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

Сешат (женский род от «сеш» - «писец») - богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ - женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь - Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.

Тефнут - в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила.

Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») - богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Ее зооморфное изображение - корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой.

Шу - бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада - девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.

У каждого из народов Древнего мира были свои божества, могущественные и не очень. Многие из них обладали необычными способностями и были владельцами чудесных артефактов, дающих им дополнительные силы, знания и, в конечном итоге, власть.

Аматэрасу («Великая богиня, озаряющая небеса»)

Страна: Япония
Суть: Богиня Солнца, правительница небесных полей

Аматэрасу - старшая из троих детей бога-прародителя Идзанаки. Появилась на свет из капель воды, которой тот омывал левый глаз. Она получила во владение верхний небесный мир, в то время как её младшим братьям достались ночь и водное царство.

Аматэрасу научила людей возделывать рис и ткать. От неё ведёт свою родословную императорский дом Японии. Она считается прабабушкой первого императора Дзимму. Подаренные ей рисовый колос, зеркало, меч и резные бусы стали священными символами императорской власти. По традиции одна из дочерей императора становится верховной жрицей Аматэрасу.

Юй-Ди («Нефритовый государь»)

Страна: Китай
Суть: Верховный владыка, император Вселенной

Юй-Ди появился на свет в момент сотворения Земли и Неба. Ему подвластны и Небесный, и Наземный, и Подземный миры. Все остальные божества и духи находятся у него в подчинении.
Юй-Ди абсолютно бесстрастен. Он восседает на троне в расшитом драконами халате с нефритовой дощечкой в руках. У Юй Ди есть точный адрес: бог живёт во дворце на горе Юйцзиншань, который напоминает двор китайских императоров. При нём функционируют небесные управы, отвечающие за различные природные явления. Они и выполняют всевозможные действия, до которых не снисходит сам владыка неба.

Кетцалькоатль («Пернатый змей»)

Страна: Центральная Америка
Суть: Творец мира, владыка стихий, создатель и учитель людей

Кетцалькоатль не только создал мир и людей, но и обучил их важнейшим умениям: от земледелия до астрономических наблюдений. Несмотря на свой высокий статус, действовал Кетцалькоатль порой весьма своеобразно. Например, чтобы добыть для людей маисовые зёрна, он проник в муравейник, сам обернувшись муравьём, и выкрал их.

Кетцалькоатль изображался как в виде покрытого перьями змея (тело символизировало Землю, а перья – растительность), так и бородатым мужчиной в маске.
Согласно одной из легенд, Кетцалькоатль добровольно отправился в заокеанское изгнание на плоту из змей, пообещав вернуться. Из-за этого ацтеки первоначально приняли предводителя конквистадоров Кортеса за возвратившегося Кетцалькоатля.

Баал (Балу, Ваал, «Владыка»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Громовержец, бог дождя и стихий. В некоторых мифах - творец мира

Баал, как правило, изображался или в виде быка, или скачущим на облаке воином с копьём-молнией. Во время празднеств в его честь происходили массовые оргии, часто сопровождавшиеся членовредительством. Считается, что Баалу в некоторых местностях приносились и человеческие жертвы. От его имени произошло название библейского демона Вельзевула (Балл-Зебула, «Повелителя мух»).

Иштар (Астарта, Инанна, «Госпожа небес»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Богиня плодородия, секса и войны

Иштар, сестра Солнца и дочь Луны, ассоциировалась с планетой Венера. С легендой о её путешествии в подземное царство был связан миф о ежегодно умирающей и возрождающейся природе. Часто она выступала в роли заступницы людей перед богами. В то же время, Иштар была ответственна за различные распри. Шумеры даже называли войны «танцами Инанны». Как богиня войны, она зачастую изображалась верхом на льве, и, вероятно, стала прообразом Вавилонской блудницы, сидящей на звере.
Страсть любвеобильной Иштар была губительна и для богов, и для смертных. Для её многочисленных возлюбленных всё обычно заканчивалось большими неприятностями или даже смертью. Отправление культа Иштар включало храмовую проституцию и сопровождалось массовыми оргиями.

Ашшур («Отец богов»)

Страна: Ассирия
Суть: Бог войны
Ашшур – главный бог ассирийцев, бог войны и охоты. Его оружием был лук со стрелами. Как правило, изображался Ашшур вместе с быками. Другой его символ – солнечный диск над древом жизни. Со временем, когда ассирийцы расширили свои владения, он стал считаться супругом Иштар. Верховным жрецом Ашшура был сам ассирийский царь, а его имя часто становилось частью царского имени, как, например, у знаменитого Ашшурбанапала, а столица Ассирии так и называлась, Ашшур.

Мардук («Сын чистого неба»)

Страна: Месопотамия
Суть: Покровитель Вавилона, бог мудрости, владыка и судья богов
Мардук победил воплощение хаоса Тиамат, вогнав в её пасть «злой ветер», и завладел принадлежавшей ей книгой судеб. После этого он рассёк тело Тиамат и создал из них Небо и Землю, а затем сотворил весь современный, упорядоченный мир. Другие боги, видя могущество Мардука, признали его главенство.
Символ Мардука - дракон Мушхуш, смесь скорпиона, змеи, орла и льва. С частями тела и внутренностями Мардука отождествлялись различные растения и животные. Главный храм Мардука - огромный зиккурат (ступенчатая пирамида) стал, вероятно, основой легенды о Вавилонской башне.

Яхве (Иегова, «Он Сущий»)

Страна: Ближний Восток
Суть: Единый племенной бог иудеев

Основной функцией Яхве была помощь избранному народу. Он дал иудеям законы и строго следил за их исполнением. При столкновениях с врагами Яхве оказывал избранному народу помощь, порой самую непосредственную. В одной из битв, например, он бросал во врагов огромные камни, в другом случае – отменил закон природы, остановив солнце.
В отличие от большинства других богов древнего мира, Яхве крайне ревнив, и запрещает поклоняться любым божествам, кроме себя. Ослушников же ждут суровые кары. Слово «Яхве» – замена тайного имени Бога, произносить которое вслух запрещено. Нельзя было создавать и его изображения. В христианстве Яхве иногда отождествляется с Богом-отцом.

Ахура-Мазда (Ормузд, «Бог Мудрый»)


Страна: Персия
Суть: Создатель Мира и всего хорошего, что есть в нём

Ахура-Мазда создал законы, по которым существует мир. Он наделил людей свободой воли, и они могут выбирать путь добра (тогда Ахура-Мазда будет всячески им благоволить) или путь зла (служение извечному врагу Ахура-Мазды Ангра-Майнью). Помощники Ахура-Мазды – сотворённые им благие существа ахуры. Он пребывает в их окружении в сказочном Гародмане, доме песнопений.
Образ Ахура-Мазды – Солнце. Он старше всего мира, но, в то же время, вечно юн. Ему ведомы и прошлое, и будущее. В конце концов, он одержит окончательную победу над злом, и мир станет совершенным.

Ангра-Майнью (Ахриман, «Злой дух»)

Страна: Персия
Суть: Воплощение зла у древних персов
Ангра-Майнью – источник всего плохого, что происходит в мире. Он испортил совершенный мир, созданный Ахура-Маздой, внеся в него ложь и разрушение. Он насылает болезни, неурожаи, стихийные бедствия, порождает хищных зверей, ядовитых растений и животных. Под началом Ангра-Майнью находятся дэвы, злые духи, исполняющие его злую волю. После того, как Ангра-Майнью и его подручные будут побеждены, должна наступить эра вечного блаженства.

Брахма («Жрец»)

Страна: Индия
Суть: Бог – творец мира
Брахма родился из цветка лотоса, а затем создал этот мир. По прошествии 100 лет Брахмы, 311 040 000 000 000 земных лет, он умрёт, а через такой же промежуток времени самозародится новый Брахма и создаст новый мир.
Брахма четырёхлик и четврёхрук, что символизирует стороны света. Его непременные атрибуты – книга, чётки, сосуд с водой из священного Ганга, корона и цветок лотоса, символы знания и власти. Живёт Брахма на вершине священной горы Меру, передвигается на белом лебеде. Описания действия оружия Брахмы Брахмастры напоминает описание ядерного оружия.

Вишну («Всеобъемлющий»)

Страна: Индия
Суть: Бог – хранитель мира

Главные функции Вишну – поддержание существующего мира и противостояние злу. Вишну проявляется в мире и действует через свои воплощения, аватары, самые известные из которых – Кришна и Рама. У Вишну синяя кожа, он носит жёлтые одежды. У него четыре руки, в которых он держит цветок лотоса, булаву, раковину и Сударшану (вращающийся огненный диск, его оружие). Вишну возлежит на гигантском многоголовом змее Шеша, который плавает в мировом Причинном океане.

Шива («Милостивый»)


Страна: Индия
Суть: Бог – разрушитель
Главная задача Шивы – разрушения мира в конце каждого мирового цикла с целью освобождения места для нового творения. Происходит это в процессе танца Шивы – Тандавы (поэтому Шиву иногда именуют танцующим богом). Впрочем, есть у него и более мирные функции – целителя и избавителя от смерти.
Шива восседает в позе лотоса на тигровой шкуре. На его шее и запястьях – браслеты-змеи. На лбу у Шивы - третий глаз (он проявился, когда жена Шивы, Парвати, в шутку закрыла ему глаза ладонями). Иногда Шиву изображают в виде лингама (полового члена в состоянии эрекции). Но иногда он изображается и гермафродитом, символизируя единение мужского и женского начал. По народным поверьям Шива – курит марихуану, поэтому такое занятие некоторые верующие считают способом его познания.

Ра (Амон, «Солнце»)

Страна: Египет
Суть: Бог Солнца
Ра, главный бог Древнего Египта, зародился из первичного океана по собственной воле, а затем сотворил мир, в том числе и богов. Он является персонификацией Солнца, и ежедневно с многочисленной свитой проезжает по небу в волшебной ладье, благодаря чему и становится возможной жизнь в Египте. Ночью ладья Ра проплывает по подземному Нилу через загробный мир. Око Ра (его иногда считали самостоятельным божеством) обладало способностью усмирять и подчинять врагов. Египетские фараоны вели своё происхождение от Ра, и называли себя его сыновьями.

Осирис (Усир, «Могущественный один»)

Страна: Египет
Суть: Бог возрождения, владыка и судья загробного мира.

Осирис научил людей земледелию. Его атрибуты связаны с растениями: корона и ладья – из папируса, в руках – связки тростника, а трон увит зеленью. Осирис был убит и разрублен на куски братом, злым богом Сетом, но воскрес при помощи своей жены и сестры Исиды. Однако, зачав сына Гора, Осирис не остался в мире живых, а стал владыкой и судьёй царства мёртвых. Из-за этого его часто изображали в виде спелёнатой мумии со свободными руками, в которых он держит скипетр и цеп. В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса.

Исида («Трон»)

Страна: Египет
Суть: Богиня-заступница.
Исида – воплощение женственности и материнства. С мольбами о помощи к ней обращались все слои населения, но, в первую очередь, угнетённые. Особо она покровительствовала детям. А порой выступала и защитницей мёртвых перед загробным судом.
Исида смогла магическим путём воскресить своего мужа и брата Осириса и родить от него сына Гора. Разливы Нила в народной мифологии считались слезами Исиды, которые она проливает об Осирисе, оставшемся в мире мёртвых. Египетские фараоны именовались детьми Исиды; иногда её даже изображали в виде матери, кормящей фараона молоком из своей груди.
Известен образ «покрывало Исиды», означающий сокрытие тайн природы. Этот образ издавна привлекал мистиков. Недаром знаменитая книга Блаватской называется «Разоблачённая Изида».

Один (Вотан, «Провидец»)

Страна: Северная Европа
Суть: Бог войны и победы
Один – главный бог древних германцев и скандинавов. Он перемещается на восьминогом коне Слейпнире или на корабле Скидбладнир, размеры которого можно произвольно менять. Копьё Одина, Гугнир, всегда летит в цель и поражает наповал. Его сопровождают мудрые вороны и хищные волки. Один живёт в Вальхалле с дружиной из лучших павших воинов и воинственными девами-валькириями.
За то, чтобы получить мудрость, Один пожертвовал одним глазом, а ради постижения смысла рун девять дней провисел на священном дереве Иггдрасиль, прибитый к нему собственным копьём. Будущее Одина предопределено: несмотря на своё могущество, в день Рагнарёка (битвы, предшествующей концу света) он будет убит гигантским волком Фефниром.

Тор («Гром»)


Страна: Северная Европа
Суть: Громовержец

Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах. Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. В день Рагнарёка, последней битвы, Тор расправится с мировым змеем Ёрмунгандом, но сам погибнет от его яда.

– бог солнца. бог солнца. Бога изображали в виде человека, со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Анубис – бог – покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Апис – бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Апис считается Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.

Атон – бог – олицетворение солнечного диска. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном.

Баал – в западносемитской мифологии бог бури, грома, молний, дождя, связанного с плодородием. В египетской мифологии Баалу соответствует Сет.

Геб – бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.

Гор – бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями.

Мин – бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и с плетью в правой руке, а также в короне с двумя длинными перьями.

Нун – воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги.

Осирис – бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов.

Птах – бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь богов, мир и все в нем существующее – животных, растения, людей, храмы и т.д.

Ра – бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца.

Себек – бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.

Сет – бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.

Тот – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Женой Тота была богиня истины Маат.

Мифология Древнего Египта интересна и связана это в большей степени с многочисленными богами. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, а отличались они внешними признаками и .

Главные боги Древнего Египта

Религия страны отличается наличием многочисленных верований, что непосредственно отразилось на внешнем виде богов, которые в большинстве случаев представлены в виде гибрида человека и животного. Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.

Египетский бог Амон Ра

В древние времена изображали это божество мужчиной с головой барана или же полностью в виде животного. В руках он держит крест с петлей, который символизирует собой жизнь и бессмертие. В нем соединились боги Древнего Египта Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Он был благосклонен к людям, оказывая им помощь в сложных ситуациях, поэтому и был представлен заботливым и справедливым создателем всего сущего.

И Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов. В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь.


Египетский бог Осирис

В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.

Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.


Египетский бог Анубис

Основная черта этого божества – тело человека с головой черной собаки или шакала. Это животное было выбрано совсем не случайно, все дело в том, что египтяне часто видели его на кладбищах, поэтому их и связывали с загробным миром. На некоторых изображениях Анубиса представляют полностью в образе волка или шакала, который лежит на сундуке. В Древнем Египте бог мертвых с головой шакала имел несколько важных обязанностей.

  1. Защищал могилы, поэтому люди часто высекали молитвы Анубису на гробницах.
  2. Принимал участие в бальзамировании богов и фараонов. На многих изображениях процессах мумификации присутствовал жрец в маске собаки.
  3. Проводник умерших душ в загробную жизнь. В Древнем Египте считали, что Анубис провожает людей на суд Осириса.

Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство. На чаши весов с одной стороны кладется сердце, а с другой – богиня Маат в виде страусового пера.


Египетский бог Сет

Представляли божество с телом человека и головой мифического животного, в котором сочетается собака и тапир. Еще одна отличительная черта – тяжелый парик. Сет приходится Осирису братом и в понимании древних египтян это бог зла. Его часто изображали с головой священного животного – осла. Считали Сета олицетворением войны, засухи и смерти. Все беды и напасти приписывались этому богу Древнего Египта. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником Ра во время ночной схватки со змеем.


Египетский бог Гор

У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона. Его символом является солнце с распростертыми крыльями. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой глаз, который стал важным знаком в мифологии. Он является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили Око Гора в качестве амулета.

Согласно древним представлениям, почитали Гора, как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Бог солнца Гор помог воскреснуть Осирису, за что получил в благодарность трон и стал правителем. Ему покровительствовали многие боги, обучая магией и разными премудростями.


Египетский бог Геб

До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.


Египетский бог Тот

Божество представляли в двух обличьях и в древние времена, это была птица ибис с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Есть боги Древнего Египта, которые обитают среди людей к ним и относится Тот, который был покровителем мудрости и помогал всем познавать науку. Считали, что он обучил египтян письму, счету, а также создал календарь.

Тот – бог Луны и через ее фазы его связывали с различными астрономическими и астрологическими наблюдениями. Это и стало причиной превращения в божество мудрости и магии. Тота считали учредителем многочисленных обрядов религиозного содержания. В некоторых источниках он причислен к божествам времени. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел.


Египетский бог Атон

Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Существует мнение, что культ этого божества оказал влияние на формирование и развитие иудейского монотеизма. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности еще такой термин – «серебро Атона», который обозначал Луну.


Египетский бог Птах

Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.

Птах является покровителем города Мемфиса, где существовал миф, что он создал все на земле силой мысли и словом, поэтому его считали творцом. Имел он связь с землей, местом погребения мертвых и источников плодородия. Еще одно предназначение Птаха – египетский бог искусства, поэтому и считался он кузнецом и скульптором человечества, а еще покровителем ремесленников.


Египетский бог Апис

У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Раз в год перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. После смерти быка торжественно хоронили.

Апис – бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось. Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали разным праздничным обрядам. Между рогами расположен солнечный диск бога Ра. Еще Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка, но такое представление было распространено в Поздний период.


Пантеон египетских богов

С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Они не всегда относились к людям благосклонно, поэтому египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.


Loading...Loading...