Богородица спорительница хлебов о чем молятся. Икона Божией Матери “Спорительница хлебов”: история

История создания иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» тесно связана с житием иеросхимонаха Амвросия Оптинского, канонизированного Русской православной церковью в чине преподобного. История её создания, поскольку создание иконы пришлось на относительное близкое к нам время – конец XIX века, подробно и многократно отражена во всех описаниях жизни преподобного старца.

К старцу Амвросию, который внес огромный вклад в русскую святоотеческую литературу – неиссякаемый источник духовной помощи и мудрости, приходили и приезжали со всех концов России. Ехали за благословением, за советом с просьбами о помощи. Особым его попечением и вниманием пользовались вдовы, сироты из девиц. Для таких женщин и девушек, сирот женского пола, которые не имели семей и приюта и желали жить в тихом и скромном благочестии по благословению и указанию преподобного Амвросия, основывались православные женские общины. Их жительницы постоянно находились под духовным руководством оптинских старцев. Это были и Предтеченская женская община в городе Кромы Орловской губернии, Ахтырская Гусевская в Саратовской губернии, Пятницкая в Воронежской губернии, Козельщанская под Полтавой, Леснинская на Холмщине и многие другие.

Но сам преподобный Амвросий не участвовал в их устроении и становлении, он только давал совет и указания к устроению. Только Казанская женская обитель в Шамордино вблизи Оптиной пустыни стала его детищем. Это была его последняя земная дань Господу в его непрестанных заботах о не нашедших иного земного приюта женщинах, которые он принял полностью на себя, следуя воле Божьей. «Последний подвиг любви старца Амвросия» – так назвал протоиерей Сергей Четвериков создание Шамординской обители. Здесь преподобный отошел к Всевышнему. За два примерно года до этого по его замыслу была создана икона Богоматери «Спорительница хлебов».

Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Он имел огромное духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. При всей своей крайней немощи и болезненности, приковывавшей его почти всегда к постели, он с утра и до поздней ночи, с небольшим перерывом для обеда и краткого отдыха, принимал посетителей, и эта его деятельность продолжалась непрерывно в течение 30 лет.

Согласно жизнеописанию старца и другим документам о нем, которые ныне хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, к моменту возникновения у него замысла этой иконы старец был уже тяжко болен. Предчувствуя кончину, он сердечно и усердно молился Пречистой о будущей судьбе обители, о том, что будет с ней, когда его не станет.

О том, как возник у преподобного Амвросия этот образ Богоматери, благословляющей тучные хлеба, описано у отца Ераста (Ввытропского), письмоводителя старца. Он пишет, что, когда некий житель северных районов России, где вырастить хороший урожай было великой проблемой, увидел великолепные простирающиеся до горизонта поля Черноземья, он был поражен этим зрелищем. Ему в голову пришла мысль о том, как русский народ, которому Господь отвел такое богатство, может выразить свою благодарность Богородице, простершей над нами свой Покров. Каждый русский человек, каждый земледелец, хозяйка в доме молят о том, чтобы урожай был обильным, чтобы их не постиг голод, поскольку исстари зерновые в России были не только пищей, но и валютой – излишки зерна продавали, а то и напрямую меняли на самое нужное в хозяйстве.

С мыслью о том, что Россия – страна земледельцев, а у нас нет иконы на благословение урожая и плодородия земель, пришел этот человек, имени которого история не сохранила, в келью к старцу Амвросию в октябре 1889 года. Старец согласился, что нет такой иконы и что можно было бы написать образ Божией Матери, взяв за основу икону Покрова, но парящей над тучным полем с богатым, уже собранным урожаем и благословляющей его.

В 1889 году преподобный Амвросий заказал список с иконы Божией Матери, которая находилась в Болховском Богородично-Всесвятском женском монастыре. Список был готов к февралю 1890 года, о чем в одном из документов, датированных 1894 годом, говорится, что задание сделать его было дано старцем через казначею Болховской обители монахиню Сергию, которая и передала веление старца игуменье монастыря Иларии. Он попросил на обороте иконной доски сделать надпись «Спорительница хлебов» и одну икону отправить ему, а другую такую же поставить в амбаре обители, чтобы в нем не переводился хлеб. «Спорительница» – существительное, образованное от глагола «спорить», «спориться». По словарю В. Даля «спорить» означает – помогать, способствовать приносить пользу, улучшать, удобрять, приносить счастье, удачу, идти впрок.

Новую икону «Спорительница хлебов» в скит старца в Оптиной пустыни ему привезла лично Илария, сделав все, как повелел старец. Первоначальный образ, написанный по благословению Амвросия, практически тут же явил свои чудотворные способности, и написанные с него списки также оказались чудотворными.

Икона пробыла со старцем в Оптиной пустыни до лета 1890 года, когда в первых числах июля старец уехал из скита в Шамординскую обитель и больше в Оптину не возвращался….

За год до кончины преподобный Амвросий объявил дату празднования иконы «Спорительница хлебов» 15/28 октября – как раз окончание уборки хлеба. Служба велась по общей Минее, общим акафистом Богородице, но в припеве был добавлен текст, составленный самим старцем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Он же присутствует и в более позднем, современном акафисте.

Перед уходом из жизни преподобного Амвросия его духовник о. Феодор спросил его, на кого он оставляет им устроенную обитель. Старец ответил – на Царицу Небесную. К началу XX века Казанская женская обитель в Шамордино стала процветающей обителью, куда притекало множество паломников, а число насельниц достигло, согласно историческим свидетельствам, восьмисот человек, которые находились там под духовным водительством оптинских старцев. После революции обитель была закрыта и разграблена, насельницы разбрелись, но ныне она вновь возрождается, как и следовало ожидать от обители, которую преподобный Амвросий оставил на попечение самой Царицы Небесной….

Сегодня святым мощам преподобного Амвросия Оптинского можно поклониться, придя во Введенский собор Оптиной пустыни. В северном приделе, который освящен в его честь, возле раки с мощами сияет образ «Спорительница хлебов».

Во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной пустыни изображен преподобный Амвросий Оптинский, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

Есть в Оптиной пустыни и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», храм стоит на территории подсобного хозяйства монастыря.

Краткая иконография

Икона «Спорительница хлебов» очень скоро была прославлена и стала почитаемой во многих уголках России. По типу икона «Спорительница хлебов» восходит в иконе Покрова, которая, в свою очередь, относится к типу Оранта.

По преданию, создание иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» принадлежит иноку Даниилу – в миру Дмитрию Михайловичу Болотову – выпускнику Императорской академии художеств, талантливому живописцу, правнуку знаменитого ученого XVIII столетия Андрея Тимофеевича Болотова. Историки спорят о том, его ли работы этот образ, многие опровергают эту историческую информацию, но поскольку по стилю, художественной манере исполнения образ весьма близок к другим творениям Болотова, который принял большое участие в украшении обители, то можно предполагать, что и чудотворный образ был создан именно им.

Литографические изображения иконы в виде образков были многократно отпечатаны и рассылались повсюду по велению преподобного еще при его жизни. Но практика почитания иконы Божией Матери «Спорительница хдебов» не была одобрена Священным Синодом и прекращена, во-первых, потому, что отношение официального духовенства к старцу было неоднозначным, а во-вторых, потому что иконография ее была совершенно нетрадиционна в силу ее натуралистичности, что отмечает в своей знаменитой статье «Иконостас» о. Павел Флоренский. Тем не менее живописные списки с иконы продолжали делаться, печатались и типографские изображения, икона получала все большее распространение по воле Божией.

Та икона Богоматери «Спорительница хлебов», перед которой молился сам преподобный Амвросий, была унесена из Шамордино представителями Священного Синода, и ее дальнейшая судьба и местонахождение спорны, пока она утеряна для нас. Остались только списки, но они хранят силу и чудотворные свойства, даруемые им Ее святым первообразом. Кстати, одна из ранних икон хранится в музее Андрея Рублева в Москве.
Все списки иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» имеют разное исполнение. Общее в них – Богоматерь без Младенца, восседающая на облаке над тучными полями, где хлеб уже собран в копны, а среди скошенной соломы цветут чудесные полевые цветы. Руки Богородицы воздеты в молитвенном жесте, на более поздних списках вокруг Пречистой сияет свет, пронизанный лучами, по краю которого рассыпаны звезды.

В 1999 году в келье старца Амвросия по воле Божией появился список, переданный обители неким Александром Курочкиным из Ростова-на-Дону. Будучи профессиональным реставратором, он раскрыл старую икону и на оборотной стороне увидел надпись, которая содержала тот самый припев к акафисту, который составил сам преподобный, и подпись: «Образъ. Сей. Старца Оптиной Пустыни. Иеросхимонаха. Амвросия». Вряд ли это тот список, который когда-то доставила старцу игуменья Илария, но то, что это один из ранних списков с первоначального образа, – бесспорно. На лицевой стороне расположена надпись – «Спорительница хлебов», сделанная тем же почерком, что надпись на задней стороне иконы. Так список с изначального образа, пусть повторенный, вернулся в обитель, туда, где родился замысел создания этого уникального образца близкой нам по времени русской иконописи. Этот чудотворный список Божией Матери «Спорительница хлебов» и сейчас находится на территории Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни (Калужская обл., Козельский р-н, пос. Шамордино).

Какое чудо произошло

Первое чудо от иконы «Спорительница хлебов» произошло в 1891 году. По всей России был большой голод из-за неурожая, а на полях Калужской губернии и на наделах Казанской обители в Шамордино хлеб уродился как всегда. В 1892 году, когда преподобного Амвросия Оптинского уже не стало, послушник Иван Черепанов отослал список с иконы «Спорительница хлебов» в Воронежскую губернию, в Пятницкую женскую обитель, где в тот год была большая засуха. После того как перед иконой отслужили молебен, пошли дожди, и хлеб был спасен.

И подобных чудес было предостаточно. И по сей день многие верующие в Господа люди совершают молебен перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», и приходит урожай, порой самым удивительным образом. Но перед этой иконой стоит задуматься и о том, что образ, чудотворный, сохраняющий, целительный призван исцелять и обогащать не только нашу физическую жизнь, но и нашу духовную жизнь, о которой печется Сама Матушка Небесная, желая спасения каждому зернышку в колосьях, составляющих духовную ниву Русского Православия, – в наших душах.

Значение иконы

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» имеет глубокое богословское значение, оно не исчерпывается только благословением трудов землепашца и заступнической заботой о богатом урожае. Оранта – молящаяся (греч.). Так Богоматерь молится о духовном питании всех членов Русской православной церкви. Каждый из верующих – колос в плодоносном поле. Это зерно, что отделено, как сказано в Евангелии, от плевел, это моление Пречистой о спасении урожая не только земного, а духовного в человеке. Духа, который уже взращен верой в Господа, и того, кого еще надо просветить Божиим словом, чтобы ни одна душа не потерялась, не утратила веры в спасение, а прирастала к Престолу Божию богатым урожаем.

Почитание Пресвятой Девы издревле было связано со стихией природы. Иконы Матушки Небесной – «Неопалимая Купина», «Живоносный Источник» и теперь «Спорительница хлебов». Она воплощает все то, что дает тепло, еду, питье, как материальное, так и духовное обеспечение человеческой жизни. Восседающая на облаке – древнем символе плодородия, орошающем землю, дающую тучный урожай, Спорительница хлебов символизирует связь земли и неба и помогает людям в их трудах, которые приносят им хлеб насущный.

Но не хлебом единым жив человек, а всяким глаголом, исходящим из уст Божиих, как говорил святой Максим Исповедник. Причастие наше – хлеб и вино, освященные Духом Его Святым, о том сказано и в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6; 35). В одной из центральных молитв «Отче наш» мы произносим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», имея в виду не только хлеб материальный, какие-то осязаемые блага, но прежде всего – хлеб духовный. Ученики узнают Христа в Эммаусе после Святого Воскрешения Его по тому жесту, каким Он преломил хлеб (Лк. 24; 30), так, как Он преломил его на Тайной вечере.

Недостаток хлеба духовного невозможно восполнить никакими материальными вещами и жизненными явлениями, пусть самыми позитивными, радостными для нас в земном быту. Это хлеб Вечной Жизни, и если мы готовы принять его, он дарует нам бессмертие, в отличие от хлеба земного, который в сущности – тот же прах, как и все материальное, но и он необходим нам в этом мире для поддержания физической жизни, пока мы живем здесь и сейчас.

Мы сами, каждый верующий в Господа, верный Богу, – зерно в колосе, который благословляет Богоматерь, парящая в сиянии на облаке над нами. Образ этой иконы многосимволичен, он вызывает столько чудесных новозаветных ассоциаций, что, конечно, его нельзя воспринимать однозначно, только как благословение земного плодородия. Здесь речь идет и о плодородии души, о котором заботится Сама Матерь Божия и которого ждет от нас Господь.

Среди множества образов Богоматери есть икона, которую особо почитают православные христиане. «Спорительница хлебов» является одной из святынь, которая с древнейших времен защищала труд праведных рабочих, давала надежду на лучшую жизнь и оберегала всех православных христиан.

К иконе «Спорительница хлебов» обращаются православные верующие для избавления от нужды и житейских трудностей. Перед ней просят благословения при начале любого дела, а также молятся о хорошем урожае. Значимость иконы невозможно переоценить, и раньше списки с этого образа присутствовали в каждой семье. Чудотворный образ не раз проявлял себя, избавляя население от голода. Молебны перед ликом Богоматери помогали спасти урожай, избавиться от засухи или обильных дождей. Нередко списки с иконы можно было увидеть в амбарах и складах с зерном. Они оберегали урожай и давали возможность крестьянам засеять поля качественным зерном, которое обладало отменными всхожими качествами.

История иконы

Эта икона была создана по благословению старца Амвросия Оптинского. Он всю свою жизнь посвятил заботе о вдовах и девушках-сиротах, которым не к кому было обратиться за помощью. К нему стекалось множество паломников, просящих наставления и благословения, и никому Амвросий не отказывал в душеспасительной беседе. По его советам было создано множество женских монастырей в различных областях России, а сам он основал Казанскую женскую обитель.

Написана икона была по просьбе одного из жителей северной части России. Он увидел обширные поля Черноземья, и был поражен красотой и величием Русской земли. Земледелец осознал, что многие семьи молят Всевышнего об обильном урожае , хорошей погоде для выращивания ценного зерна, которое являлось главным достоянием. Тогда он обратился к старцу Амвросию с просьбой написать икону, которая бы защищала урожай и к которой можно было бы обратиться за помощью и благословением. Амвросий сделал первый набросок иконы «Спорительница хлебов», взяв за образец икону Покровской Богоматери. Написание самой иконы было поручено иеромонаху Даниилу, которого Амвросий лично благословил на этот духовный труд. В итоге в 1890 году была написана чудесная по своей красоте икона «Спорительница хлебов». Она стала русской святыней и особо почитается в православном мире.

Где находится икона Богоматери

Образ Богоматери находится во множестве храмов и церквей по всей России. Изначально он находился в Оптиной пустыни. Поклониться образу можно повсеместно:

  • в городе Щелково, храм Богоматери «Спорительница хлебов»;
  • в городе Козельске, в Благовещенской церкви;
  • в деревне Лесная Нижегородской области, в одноименной церкви;
  • в городе Керчь, в Успенской церкви;
  • в городе Павловский Посад, в церкви-школа Николая Чудотворца;
  • в поселке Мордово Тамбовской области, в Михайловской церкви;
  • в городе Козельске, в церкви в Оптиной пустыни;
  • в городе Рогачево Московской области, в церкви Николая Чудотворца;
  • в поселке Ленинский Новосибирской области, в одноименной церкви.

Описание иконы «Спорительница хлебов»

На иконе изображена Богоматерь, восседающая на облаке. Она распростерла руки над землей в жесте благословения. Под ней находится поле со сжатым урожаем. За основу иконы был взят образ Покровской Богоматери. «Спроительница хлебов» — почитаемая икона, которая символизирует защиту урожая, дарует хорошую погоду и обилие дождей, позволяющие собирать богатые урожаи не только хлеба, но и других культур. Повсеместно почитается Богоматерь как заступница любого труда, избавительница от нужд и голода.

В чем помогает чудотворный образ Божией Матери «Спорительница хлебов»

Искренние молитвы перед образом Богоматери помогают сохранить обильный урожай. Крестьяне молились Богородице о хорошей погоде и помощи в работе на полях. Также просят о помощи в трудах. В современном мире к иконе «Спорительница хлебов» часто обращаются люди, которым предстоит серьезная работа, просят благословения на хорошие результаты и помощи в насущных делах . Также наши предки ставили списки с иконы в амбарах, чтобы защитить собранный урожай. Образ Богоматери славится и чудотворной помощью, исцеляет душевные и телесные раны, помогает справиться с любыми трудностями и избавляет от греховных мыслей.

Сохранилось предание, дошедшее до наших времен, о совершенном иконой чуде. В 1891 году по стране прокатилась волна голода из-за малого количества урожая, тогда как в обители Шамордино и Калужской губернии, где находилась икона, урожай был богатым. В 1892 году список с иконы отправили в те области, которые страдали от засухи, и после молебна взошедшие на полях хлеба удалось спасти благодаря сильному проливному дождю.

Дата празднования

Торжественная литургия совершается 28 (15 по старому стилю) октября. Дата установлена Амвросием Оптинским, который был упокоен как раз в день почитания иконы «Спорительница хлебов».

Молитвы перед образом «Спорительница хлебов»

«Пречистая Дева Мария, Мать Царя Небесного! Прими молитвы смиренные от рабов покорных да благослови урожай наш, в трудах посаженный. Не дай засухе да дождям проливным сгубить пропитания нашего да огради поля от пожарищ, набегов зверей диких. Аминь».

«Пресвятая Богородица, Владычица Небесная, покровительница всякого живущего на Земле. Прими наши молитвы да не отверни взора своего от молящихся Тебе! В Твоих силах послать благословение на поля наши и в каждый дом, людских душ защитница. Избави, Матушка, от недугов телесных да душевных, не дай скорби завладеть сердцами нашими. Наставь на путь истинный, убереги от зла всякого. Да будем почитать Тебя во веки веков. Аминь».

Возносить молитвы Богородице можно не только в церквях и храмах. Вы можете помолиться в любое время, если вам требуется помощь Высших Сил . Помните, что раскрывая душу, вы освобождаетесь от грехов, встаете на путь исправления и получаете благодать Небесную. Не стесняйтесь просить о помощи в праведных трудах, и вы всегда получите отклик. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

В молитве обращаются не только к Богу: молятся Небесным Силам — ангелам, которые после Крещения приставлены к каждому православному христианину — и, конечно, Богородице, Матери Божией и Заступнице всего рода человеческого перед Богом. Пресвятая Дева Мария, Божия Матерь выделяется среди сонма Небесной Церкви. За многие века христианства было создано множество Ее икон, ряд которых стал чудотворным — то есть документально были зафиксированы и подтверждены чудеса от образов Божией Матери. Очень часто икона Божией Матери обретает благодать помощи именно в определенной сфере деятельности. Так икона «Спорительница хлебов» дарует изобилие материальных благ, хороший урожай и многое другое. Это чисто русская икона, написана она была по благословению преподобного Амвросия Оптинского, русского старца и подвижника. Образ имеет интересную историю.

НЕОБЫЧНАЯ ИКОНА «СПОРИТЕЛЬНИЦЫ ХЛЕБОВ» — КАК УЗНАТЬ ОБРАЗ

    • Божия Матерь изображена си­дя­щей на об­ла­ках по центру образа.
    • Одета Богородица может быть на разных списках иконы в разные одежды, но на самом чудотворном образе Она предстает в темно-вишневых одеждах.
    • Обе руки Ее благословляют верующих, как бы обнимая людей и всю землю.
    • Внизу, под Богородицей — поле ржи, уже сжатое крестьянами, на котором среди травы и разноцветных цветов лежат и стоят снопы спелых ржаных колосьев.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

Пшеница и рожь имеют огромное значение и сегодня. А в прежние времена, без современных технологий, плоды земли оставались основным средством выживания. Поэтому чуть больше века назад неурожай еще грозил людям смертью, крестьяне (русское название земледельцев — интересно, что это слово является лишь русским вариантом произношения слова «христианин»). Слово «спорительница» — церковнославянское, это устаревшее слово означает «Помощница»; каждый вспомнит выражение «дело спорится». Сегодня неурожай не настолько актуальная проблема. Однако Богородица не оставляет Своей помощью молящихся перед этой иконой о материальных благах, помощи в делах и иных житейских проблемах. С Ее благословением каждая работа, каждое хорошее дело будет успешным, принесет добрые плоды. Также этим названием, придуманным самим святым Амвросием Оптинским, оставляется людям напоминанием, что Небесная Царица слышит молитвы о о благополучной работе, о материальных благах вообще, благословляя человеческие дела. Традиция молитвы об успешной торговле известна купцам, торговцам и бизнесменам всех времен. В торговле и бизнесе фактор случайности играет очень большую роль — а пословица гласит: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Вот почему в трудных обстоятельствах люди всегда усматривают волю Божию. Церковь благословляет успешное мышление, развитие своего бизнеса Ведь материальная обеспеченность является залогом хорошего образования детей, крепкой семьи, поддержки нуждающихся людей. Создание собственного бизнеса — дело непростое. Но молиться перед началом дела — значит впустить Бога в свою жизнь, защититься призванием Имени Его от злых сил и завистников. Известно, что человек, не защищенный молитвой, добрыми делами, церковными Таинствами Крещения, Исповеди и Причастия будет подвержен воздействию темных сил. Есть множество свидетельств чудесной помощи Богородицы в делах: открывался обман людей до сделки, доход возрастал, исчезала угроза банкротства, бизнес раскручивался с нуля. Икона «Спорительница хлебов» дает возможность молитвой привлечь к себе Божию силу и благодать, «застраховать» свое дело от обмана и действия темных сил в самой надежной «компании» — у Бога.

ИСТОРИЯ ИКОНЫ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

Этот образ был создан в 1890 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского игуменией Иларией, настоятельницей Белевского женского монастыря. Он пребывал в Шамордино, список остался в самом Белинском монастыре — в амбаре, «чтобы не было оскудения хлеба», а также в келье самого святого. Преподобный Амвросий Оптинский – живший совсем недавно святой, основатель Шамординский пустыни и Оптинский старец, учитель и целитель. Он оказывал очень большое влияние не только на любивших и почитавших его крестьян, но и на образованное общество XIX века. Старец стал даже прообразом литературного героя — старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Он был насельником Свято-Введенской Оптиной пустыни и прославился среди других Оптинских старцев – это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. Эта монашеская обитель была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век. Святость преподобного Амвросия освещала каждого приходящего к нему. Этот немощный физически человеком был великим духовно. С терпением переносил он свою тяжелую болезнь, утешая и многие тысячи людей, приходящих к нему. Сначала он стал старцем только Оптической обители, а затем к нему стало приходить множество и обычных людей, упавших от монахов о прозорливости старца. Господь давал ему знание человеческих мыслей, прозорливость о настоящем и дар предсказания будущего — то есть советов относительно грядущего. Образовался круг почитательниц святого старца, желавших также посвятить свою жизнь Богу и людям, и преподобный Амвросий благословил создание известного сегодня всей России Шамординского монастыря — Казанской Амвросиевской пустыни. Здесь заботились о детях и стариках, возделывали землю, помогали в больнице занемогшим жителям окрестности (надо сказать, что в те времена само создание больницы было делом добрым: не была развита сельская медицина, а при транспортировке на лошадях больные часто умирали). Преподобный Амвросий очень почитал Пресвятую Богородицу, больше молился в дни праздников в Ее честь. Монахинь Шамординский Казанской обители он также благословлял просить Божию Матерь о помощи во всем, оставив образ «Спорительницы хлебов» как свое благословение, напутствие и святыню для поддержки молодого монастыря, сказав, что Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца – «По­мощ­ни­ца лю­дям в их тру­дах по снис­ка­нию хле­ба на­сущ­но­го». Предполагается, что широкое поле пшеницы на иконе как бы списано с пейзажей вокруг Шамордино. По Божией благодати старец Амвросий знал время своей грядущей смерти и незадолго до нее заказал много литографий и фотоснимков с иконы «Спорительницы хлебов», разослав их почтой своим почитателям и духовным детям. К сожалению, во время революционных событий ХХ века икона затерялась. В самой Шамординской обители пребывает несколько совершенных и старинных списков с образа.

ДЕНЬ ПАМЯТИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ» — 28 ОКТЯБРЯ (ПО СТАРОМУ СТИЛЮ — 15)

Этот праздник был установлен чудесным образом — его назначил сам преподобный Амвросий Оптинский еще при написании иконы, ровно за год до своей кончины (в 1890 году). Поразительно, что именно на этот день пришлось погребение самого старца Амвросия, скончавшегося 23 октября (по старому стилю — 10). В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти образа Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы иконе «Спорительница хлебов»: тропари и кондаки. Икона 27 и 28 октября выносится на середину каждого православного храма, а в Шамординский и Оптинской обителях, центрах почитания «Спорительница хлебов», с оригиналом образа совершаются крестные ходы. Короткую молитву Богородице перед иконой «Спорительница хлебов» можно читать онлайн на русском языке в любое время: Пречистая Дева Мария, Мать Царя Неба и земли, с добротой Ты смотришь на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и трудящихся во имя Его вечного для спасения нашего и даришь им все в изобилии для наслаждения земной и небесной радости, Спорительница и Помощница в произрастании хлеба, избавляя их от бед, печалей и несправедливости, и подавая рабам Твоим, избавление от вечных мук и жизнь вечную.

ЧУДЕСА ИКОНЫ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

Уже в 1891 году, сразу после смерти преподобного Амвросия, когда во всех регионах Российской империи был голод, на полях Калужской губернии, Оптинской и Шамординский обителей вырос богатый урожай. В 1892 го­ду по­слуш­ник и келейник святого Амвросия Иван Фе­до­ро­вич Че­ре­па­нов отправил спи­сок с ико­ны в Пят­ниц­кую жен­ский монастырь Во­ро­неж­ской губернии, поскольку в этой мест­но­сти на полях была засуха. После молебна перед списком иконы «Спорительница хлебов» мгновенно пошел дождь, и люди были избавлены от возможного голода.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ИКОНА «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

Просьба Богородице перед иконой «Спорительница хлебов» может быть о любых материальных, да и нематериальных вещах. Традиционно просят перед этой иконой Божию Матерь

    • при финансовом неблагополучии,
    • в поиске работы,
    • в выплате ипотеки и кредитов,
    • в поддержке бизнеса и торговли,
    • в крупных торговых сделках,
    • о сохранении урожая;
    • об избавлении бизнеса и других дел от «форс-мажоров»: пожаров, грабежей, стихийных бедствий.
Икона «Спорительница хлебов» — покровительница всех профессий, связанных с земледелием и приготовлением пищи:
    • Аграрии,
    • Земледельцы,
    • Животноводы,
    • Повара, официанты, рестораторы: известно, что после молитвы Богородице перед этим образом, размещенным на кухне, у каждой хозяйки и повара пища станет гораздо вкуснее.

КАК МОЛИТЬСЯ ОБ УСПЕХЕ В ДЕЛАХ

    • Имейте дома и в офисе, в ресторане, в магазине икону Богородицы «Спорительница хлебов»;
    • Можно начинать день с молитвы с помощи в делах, прося благословения у Божией Матери;
    • Молиться нужно в одиночестве дома, в офисе — но можно и по дороге, в транспорте, важно, чтобы вас не отвлекали;
    • Можно зажечь свечу перед образом во время молитвы;
    • По завершении любой молитвы совершите крестное знамение.
Молитву перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов» можно читать онлайн на русском языке: «О, Пресвятая Дева Богородица, Милостивая наша Владычица, Царица Небес и земли, каждого дома и семьи христианских Благоустроительница, трудящимся Подающая благословение, нуждающимся — богатство материальное и духовное, сиротам и вдовам, и всем нуждающимся пропитание дающая Кормительница. Питательница Ты наша, Родившая Господа — Питателя Вселенной, Ты и Спорительница урожая нашего, Ты подаешь Свое Материнское благословение городам нашим, и селам, и полям, дому каждому, на Тебя надежду имеющему. Потому с трепетом благоговейным и сердцем кающимся смиренно молимся Тебе: будь нам, грешным и недостойным рабам Твоим, мудрой Домостроительницей, жизнь нашу устраивающей. Каждый дом и семью в благочестии, вере Православной, единомыслии и послушании, довольными своей долей сохрани. Нищих и нуждающихся накорми, стариков поддержи, младенцев воспитывай, всех научи искренне молиться Господу: “Хлеб, необходимый нам, даруй нам сегодня”. Сохрани, Пречистая Матерь Господа и Дева, людей Твоих от нужды, болезней, голода, погибели, града и пожара, от каждой беды и неустройства. Городу (селу, фирме, магазину, семье, монастырю) нашему и каждой душе православной, всей стране нашей попроси у Господа мир и великую Его милость, чтобы могли и мы прославить Тебя, Милосердную Питательницу и Кормительницу нашу, с Сыном Твоим вечно. Аминь». Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Варвара Викторовна Каширина
Галина Петровна Черкасова

В конце октября благословенная Оптина Пустынь торжественно празднует память преподобного Амвросия Оптинского, 23 октября; на следующий день - Собор преподобных Оптинских старцев, и 28 октября - день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» .

Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования 15(28) октября, службу благословил править по общей Минее, читать обыкновенный Богородичный акафист с составленным им припевом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Этот припев поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы «Спорительница хлебов».

Как и в период расцвета старчества, так и ныне многочисленные верующие, приезжающие в возрожденную Оптину Пустынь, у обретенных святых мощей старцев Оптинских укрепляются в вере, утешаются в скорби, обретают их благодатный молитвенный покров.

Святые мощи преп. Амвросия покоятся во Введенском соборе монастыря, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами - образ Божией Матери «Спорительница хлебов».

Во Владимирском храме Оптиной Пустыни, где покоятся мощи семи преподобных оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной Пустыни изображен преподобный Амвросий Оптинский, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

Есть в Оптиной Пустыни и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории подсобного хозяйства монастыря.

«Спорительница хлебов» - икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли - хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Старец установил празднование иконе 15(28) октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.

Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).

Об истории создания иконы

История создания образа Божией Матери «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь старец закончил 10(23) октября 1891 года в Казанской Шамординской женской обители, им основанной и находящейся недалеко от Оптиной Пустыни.

Безграничная любовь и доверие к старцу Амвросию, вера в его теплую молитву, имеющую большое дерзновение пред Богом, влекли к нему людей разных сословий, и очень часто, обездоленных и бедных. О них, о вдовах и сиротах, о больных и престарелых женщинах, желающих вести благочестивую жизнь, но не имеющих средств поступить в монастырь, было его особое попечение.

Многие женские общины были устроены по благословению, совету и указанию старца Амвросия. Среди них - Предтеченская женская община в г. Кромах Орловской губернии, Ахтырская Гусевская в Саратовской губернии, Пятницкая в Воронежской губернии, Козельщанская на Полтавщине, Леснинская на Холмщине и другие. Оставаясь в дальнейшем под духовным руководством оптинских старцев, о чем свидетельствует их эпистолярное наследие, жизнь в этих обителях устраивалась мирной и спасительной. Но непосредственного участия в становлении этих обителей старец Амвросий не принимал. И только в конце своего земного пути, «по особым путям Промысла Божия, ему самому пришлось принять на себя близкое его сердцу дело попечения о бесприютных в материальном и духовном смысле лицах женского пола, желавших проводить благочестивую жизнь и искавших его помощи и поддержки» .

Создание в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, женской общины для таких женщин и явилось делом последних лет жизни любвеобильного старца Амвросия, которое протоиерей Сергий Четвериков назвал «последним подвигом любви старца о.Амвросия» .

В это же время, в конце его земного пути, прозрением великого старца была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов», под покровом Которой была им оставлена любимая обитель. На вопрос духовника своего, о. Феодора, на кого он оставляет свою Шамординскую обитель, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер.

История создания иконы кратко описана практически во всех жизнеописаниях преподобного Амвросия. Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы.

В архивных материалах Оптиной Пустыни, хранящихся в Российской Государственной Библиотеке, существует несколько документов, связанных с историей иконы «Спорительница хлебов».

Согласно одному из них, в начале лета 1889 года старец заказывает особый список с иконы «Всех святых» Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря . Список был готов к февралю 1890 года и доставлен старцу в скит Оптиной пустыни. Так, настоятельница этого монастыря игумения Илария в январе 1894 года сообщала в Оптину Пустынь: «...в начале июня 1889 г. казначея нашего монастыря монахиня Сергия была у старца отца Амвросия, при прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать «Спорительница хлебов», прислать ему, такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. я сама отвезла икону, подавая ему, вопросила, хорошо ли написана. Он ответил: «Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания». И вспросил: «А у себя оставила такую же?». Я ответила: «Да». Но ни мне, ни казначеи нашей (я ее вспрашивала) не сказал, с каким намерением и куда назначил эту икону. В это время старец жил в Оптине в скиту» .

Другое документальное свидетельство касается повода написания иконы и принадлежит о. Ерасту (Вытропскому), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902 год). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба. В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери. Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее - избавление от всякого зла. Между тем, каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 г. прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров что ли? Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, - такой нет, - сказал старец». Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов» . Кто был тот «житель северной губернии», который фактически, по словам о. Ераста, предложил идею иконы, остается неизвестным.

Позже, в феврале 1890 г., как следует из предыдущего документа, икона была доставлена из Болховского монастыря и находилась со старцем в скиту Оптиной Пустыни до 2 июля 1890 года. В этот день старец Амвросий последний раз выехал из скита в Шамордино и уже не возвращался в Оптину Пустынь до самой своей кончины 10(23) октября 1891 года. Предчувствуя конец своего земного пути, благодатный слабеющий старец все силы свои отдал созданной им обители, претерпевая большие труды и скорби. И до последних дней старца эта скорбь не ослабевала, увеличивая тяжесть несомого им креста. Но такова была его любовь к созданной им обители, последняя и сильнейшая, по словам Апостола: « … не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18).

Кто же мог быть тем иконописцем, который создал новый образ Царицы Небесной?

В статье Л.А. Щенниковой, посвященной иконе «Спорительница хлебов» , назван художник, который мог бы выполнить замысел старца. Это иеромонах Даниил (Болотов), родной брат настоятельницы Шамординской обители м.Софии. Начиная именно с этой работы Л.А. Щенниковой, авторство иконы ошибочно приписывают о. Даниилу. Отец Даниил как автор образа упоминается во втором томе «Православной энциклопедии» , а также во многих авторитетных каталогах .

Однако это предположение не подтверждается архивными данными. Более того, тот факт, что об авторстве о. Даниила не упоминает ни один из его современников, фактически опровергает мнение автора статьи. Версию Л.А. Щенниковой не поддерживает и известный исследователь жизни и творчества о. Даниила А.Л. Толмачев: «ни по технике, ни по стилю исполнения икона не может быть приписана кисти Болотова, тем более что никаких связей с Болховским монастырем у него не было. Если бы старец Амвросий хотел привлечь Дмитрия Михайловича <Болотова>, он поручил бы исполнение этого образа шамординской иконной мастерской, основанной о. Даниилом» .

Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, которые описывались еще в жизнеописании старца: «...первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатнаго старца пред этою святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год, и даже следующий за ним, в обители, не смотря на многочисленность её насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошёл дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону» .

И в последний год своей жизни старец раздавал и рассылал многим из своих духовных чад этот образ, с которого делались как живописные списки, так и литографии.

Интересное свидетельство о распространении иконы в эти годы находим и в письме известного одесского издателя Е.И. Фесенко от 14 февраля 1912 г.: «Слишком 20 лет тому назад, в бытность мою в вашей св. обители заведовавший в то время иконной и книжной лавкой обители иеродиакон о. Трефилий сделал мне заказ на печатании листков, книг и мелких образков, водил меня в скит к старцу Амвросию и с его благословения тогдашний игумен, имени его уже не помню, вручил мне икону Божией Матери Спорительницы хлебов, писанную на холсте, и просил отпечатать с него несколько тысяч экземпляров образков на бумаге, форматом 5x6 вершков. Икона эта была мною отпечатана своевременно с другими заказами, и деньги за заказ получены. Оставшиеся у нас образки разошлись, а камни, на которых был сделан рисунок иконы, уничтожены; но требования на этот образок не прекращаются, что и заставляет меня повторить печатание этого образка...» .

Сразу после кончины старца Амвросия в православной периодической печати появились многочисленные публикации о нем; читатели присылали письма, воспоминания, изречения старца и стихи, ему посвященные. Все эти материалы вызывали живейший интерес у читателей. Именно в это время, через несколько месяцев после кончины старца Амвросия, в журнале «Душеполезное чтение» появилась статья и об иконе «Спорительница хлебов» , которая стала единственной известной нам публикацией об образе в дореволюционной печати.

Как пишет о. Ераст (Вытропский), сведения об иконе, «напечатанные в журналах и газетах, обратили на себя внимание консистории, и она нашла, что иконе придано, по-видимому, значение явленной, или чудотворной, а потому она предписала: представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице, что и было исполнено в 1892 году. Об этой иконе распространялись сведения, будто она неизвестно как появилась в келлии о. Амвросия. Но в Оптиной Пустыни это было известно» . Известно и нам, из архивных документов. Но икону, перед которой старец Амвросий возносил свои святые и благодатные молитвы, по указу Святейшего Синода все-таки унесли из Шамординской обители.

Святейшей Синод определением от 20 мая - 3 июня 1892 года за № 1217 отклонил также и просьбу московского купца С.В. Перлова о разрешении печатания хромолитографированного изображения иконы, «признав небезосновательным выраженное Московским духовно-цензурным комитетом опасения, что распространение такового изображения с необычным в Православной Церкви наименованием Божией Матери может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки» .

Несмотря на это определение, народ продолжал почитать икону, благословленную старцем Амвросием. Отвечая на многочисленные запросы верующих, в Оптиной Пустыни были собраны сведения по истории иконы, подготовлена статья и в 1894 году направлена в редакцию «Церковных ведомостей». Однако статья была отклонена редакцией в виду того же принятого решения Синода 1892 года.

В начале 1896 г. епископ Вятский и Слободский Серафим (Серафимов) вновь обратился в Святейший Синод с просьбой дать указания по поводу почитания иконы «Спорительница хлебов». В определении Святейшего Синода от 29 февраля/22 марта 1896 г. за № 671 было подтверждено ранее принятое решение 1892 года; сделано указание цензору, разрешившему печатать изображения иконы в Одесской хромолитографии Фесенко, на неправильность его решения, а также сообщено об этих решениях министру внутренних дел И.Л.Горемыкину . На основании этого министр внутренних дел 22 июня 1896 г. издал распоряжение № 3990 «о недопущении на будущее время печатания в типографиях, хромолитографиях и т.п. заведениях изображений Божией Матери с наименованием «Спорительницы хлебов» .

Однако, вопреки этому запрещению Св. Синода, изображения иконы «Спорительница хлебов» продолжали распространяться по России; с образа делались как живописные списки, так и литографии.

Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону в России, стране преимущественно земледельческой, истинно народной.

Известный поэт Вячеслав Иванов посвятил иконе «Спорительница хлебов» одно из своих стихотворений из цикла «Песни смутного времени» 1917 года:

Есть в Оптиной Пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По краю земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья
И множатся в поле снопы золотистого хлеба...
Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земли Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости
Добрым людям спорости,
Матерь Божия Спорительница !

Нам ничего неизвестно о судьбе той келейной иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые молитвы. В современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас» упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона «Спорительница хлебов» находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом . Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это?

Действительно, в храме «Всех скорбящих Радость» в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес, Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери «Спорительница хлебов» . Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое, - благословение старца преп. Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма .

Иконография и богословский смысл иконы

Уже более века существует этот благословенный образ Божией Матери. Нетрудно заметить, что нет единой иконографии, но на каждой иконе у Богоматери без Богомладенца, сидящей на облаке, одинаково воздеты в молении руки над полем, питающим нас хлебом жизни, и поле это, разное, - такое, каким видит его иконописец.

Икона, которая находилась в келлии старца Амвросия, впервые была опубликована в его жизнеописании, составленном о. Агапитом (Беловидовым) и вышедшем в 1900 году. Это была публикация литографированной иконы , выполненной с живописного первообраза. Фотография такой же литографированной иконы из собрания семьи Флоренских приведена в работе Павла Александровича Флоренского «Иконостас» , изданной в 1994 году. Эти две публикации дают нам, что очень важно, верное представление о первообразе, о келейной иконе старца Амвросия. Публикации черно-белые, но распространенные в наше время изображения иконы на бумаге в формате открытки с достаточной степенью достоверности передают и краски живописного первообраза.

Как говорилось выше, с оригинала делались и многочисленные живописные списки, распространяющиеся по всей России.

Промыслом Божиим в келлии старца Амвросия в скиту Оптиной Пустыни в 1999 году появился живописный список с ранних икон Божией Матери «Спорительница хлебов». Эту икону передал обители Александр Курочкин из Ростова-на-Дону, у которого образ, купленный по случаю, находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на оборотной стороне иконы , скрытую под слоем краски:

«Радуйся Благодатная Господь
С Тобою Подаждь и намъ
недостоинымъ Росу Благодати
Твоея и Яви Милосердiе Твое».

Еще ниже: «Образъ. Сеи. Старца
Оптиной Пустыни.
Iеросхимонаха. Амвросiя.»

Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница Хлеба» написано тем же почерком, что и надпись на обороте.

Представленный ряд икон, разных по времени написания, относится к иконографическому типу Молящаяся , по-греч. Оранта. В богословском толковании он представляет собой одну из ступеней спасения падшего человечества, а именно, моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и привлечении в стены Церкви всех тех, до кого еще не дошло слово Божие.

Почитая Царицу Небесную, мы исповедуем и дивное Ее заступление роду человеческому, явленное чрез Ее святые образы. Матерь Божия - «всех стихий земных и небесных освящение». Действительно, некоторые Ее образы связаны с природными стихиями : «Неопалимая Купина» - с огнем, «Живоносный Источник» - с водой. Прозрением старца Амвросия в эту чреду встала и «Спорительница хлебов», связанная не с одной, а с двумя природными стихиями: землей и водой. Неслучайно Владычица изображена сидящей на облаке - символе небесных вод и, соответственно, плодородия . Это облако орошает землю, дающую урожай хлебных колосьев, собранных в снопы .

  • На иконе Матерь Божия благословляет землю, рождающую хлеб, нужный нам в повседневной жизни для поддержания сил телесных. Старец Амвросий, дав этому образу наименование «Спорительница хлебов», этим подчеркнул, что Матерь Божия - Помощница людям в трудах их по снисканию хлеба насущного. В Акафисте иконе во многих строках это поется, напр.:

Икос 2: «… Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищаеши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы».

Икос 9: «……Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и низпосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных».

И, наконец:

Кондак 12: « … Мати Божия, и егда изыдет сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными усты вопием Богу: Аллилуия».

Снискание хлеба насущного, в котором Божия Матерь Помощница, Заступница, Питательница и Домостроительница - толкование простейшее. Существует и глубинный смысл образа Божией Матери «Спорительница хлебов», который выражен его названием.

  • Для христианина «хлеб насущный» - это не только и не столько тот хлеб, который мы едим, но и «хлеб неснедаемый алчущих», поскольку «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».

По словам св. Максима Исповедника, мы научены Господом в молитве Господней просить у отца Небесного хлеба на сей день. Но Господь Сам же и заповедует: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25), потому что «всего этого ищут люди мира сего» (Лк. 12, 30), а вы «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Очевидно, что Господь не противоречит Сам Себе.

В толковании на молитву Господню святые отцы раскрывают нам истинный смысл того прошения, с которым мы обращаемся к Небесному Отцу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под хлебом здесь разумеется хлеб, с неба сшедший, и дающий жизнь миру. В Евангелии от Иоанна сказано: «хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6, 33), и далее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). «Хлеб наш» - тот, который Господь уготовал от начала, чтобы обессмертить естество наше. «Даждь нам днесь» - нам, пребывающим в настоящей жизни смертной, чтобы питание хлебом Жизни победило смерть, грехом производимую. И только в молитве душа обретает Слово Божие, этот Хлеб насущный, животворящий и насыщающий ее.

И потому поле, которое благословляет Царица Небесная, есть поле нашей духовной жизни, приближающей нас к Господу. И в Акафисте, Матерь Божия и прославляется как «… брашно негиблющее алчущим правды», и как «… питие неисчерпаемое жаждущим жизни». (икос 12). И здесь надо понимать правду как истину во Христе, Спасителе, а жизнь как Жизнь Вечную.

Вспомним, как после Своего Воскресения Господь был узнан учениками в Эммаусе только после того, как Он, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» (Лк. 24, 30), напомнив тем самым о Тайной вечери, т.е. «дне рождения» Евхаристии. И по сей день, причащаясь Святых Таин, мы, не участвовавшие в Тайной вечери, узнаем Господа в преломлении хлеба. И только ради святой Литургии земля дает плод свой, тот хлеб, который Духом Святым претворяется в Истинное Тело Христово. И это есть момент наивысшей любви Сына Божия к нам, отдающего Себя на каждой Литургии на заклание за нас, ради наших грехов и немощей. И потому, участвуя в Таинстве Евхаристии, мы идем по пути спасения, к Жизни Вечной.

Ценим ли мы это блаженство, это неоценимое сокровище - Божественную Литургию, на которой совершается величайшее Таинство Жертвы Христовой? «Упади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя быть на Своей страшной святой Литургии», писал Св. Иоанн Кронштадтский.

  • Да, Господь - наш «хлеб насущный». Но Господь и воплотившееся Слово! В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1,1). И далее: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1,14). Господь, обращаясь к нам, говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). Познать же истинное Слово можно только через Евангелие - благовестие, в котором содержится спасительное учение Христа. Но для того, чтобы открылась для нас добрая сокровищница Господня, нужно, чтобы в нас самих создалось доброе сокровище сердца (Лк. 6,45), способное и достойное получить от доброй сокровищницы, т.е. Слово Божие может укорениться только в сердце человека, у которого почва - душа - добрая и глубокая, где корни не засохнут. Только такая почва приносит достойные плоды. Воля же Божия в том, чтобы мы были плодоносящими, т.е. имели мир и радость о Святом Духе и Царствии Небесном.

И Матерь Божия, «тела здравие и души спасение» (икос 3), Спорительница наших плодов и на ниве духовной - «житие наше ко спасению устрояющая» (икос 12).

Мы видим Ее с крестообразно распростертыми руками над хлебным полем, где каждый колосок есть образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Божия Матерь (в богословии иконы это образ Церкви - Тела Христова) молится, чтобы спорилось в наших душах Слово Божие, чтобы созревали в нас зернышки смысла истины и подобия Божия.

  • И необходимо отметить еще одно - на иконе Божия Матерь, «яко солнце светозарное» (кондак 8), восходит над нивою созревающей. Внизу стоят и лежат снопы «полного зерна в колосе».

Значит, жатва зреет, и Божия Матерь, как ранее «содействовала схождению на землю Спасителя мира», Боговоплощению, так и в этом образе восходит «над созревающей нивою, предшествуя приходу Господина с жателями» (кондак 8). В Евангелии от Марка сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 29). Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного Суда произойдет отделение зерен от плевел, т.е. праведных от грешных. Суд этот страшен, потому что он последний, окончательный. После него праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные - в вечную муку.

  • Царица Небесная превознесена над хлебным полем, словно на кресте любви, простирая Свои руки ко Господу. Что же это за крест, изображенный благодатным покровом Ее рук?

Все мы усыновлены Господом Его Матери у Креста Его. Она имеет великое дерзновение к Сыну Своему, не только по родству плоти, но по освящению Духом Любви. Матерь Божия, избранная от всего человечества, носительница любви, сподобилась наибольшей чести воспринять в Себя Любовь Небесную. Нам же невозможно войти в любовь Божию без молитв Божией Матери, Которая непрестанно молится, чтобы и усыновленные Ее чада обрели эту любовь, стали питаться Хлебом Небесным и были спасены. Ибо, по слову Святого Евангелия: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Припев Акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы ее «Спорительница хлебов», написанный старцем Амвросием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое» , выражает упование на всесильную молитву Богоматери к Господу, веру в Ее заступничество и надежду на Ее милосердие .

Великим утешением шамординским сестрам была оставленная старцем икона Божией Матери «Спорительница хлебов». В статье Е. Поселянина читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе «Спорительница хлебов» его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом. Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил, как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах. <…> и, что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону «Спорительница хлебов»<…>не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».

Эта безграничная любовь великого старца и икона, оставленная им, есть благословение и нам, пришедшим на землю позже…

Оптина Пустынь, разрушенная и разоренная, была передана Русской Православной Церкви в 1987 году. Первую Божественную Литургию в обители отслужили 3 июня 1988 года. Монастырь стал восстанавливаться, возрождая духовные традиции старчества. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6-9 июня 1988 года был причислен к лику святых старец Амвросий, первым из собора оптинских старцев.

В ноябре 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II было принято решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» 15(28) октября. Но поскольку это произошло в конце 1993 года, день празднования иконы внесен в церковные календари, начиная с 1995 года.

И в наше время по всей России во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» освящаются новые храмы и приделы, пишутся новые иконы. Нам встретилось несколько вариантов службы иконе «Спорительница хлебов»; написана служба и на духовной родине великого старца Амвросия, в Оптиной пустыни. Теплятся лампады перед благословенным образом и от «избытка сердца глаголят людские уста», вознося святые молитвы.

Спорить кому, чему чем (от пора) - помогать, способствовать и пользить, приносить пользу, или улучшать, удобрять, усиливать, увеличивать, приносить счастье, удачу, идти впрок. См.: Владимир Даль. Толковый Словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С. 296.

Болховский Богородично-Всесвятский монастырь был основан в 1853 году как женская община тульской помещицей Софьей Иосифовной Трубицыной (впоследствии иг. София). В 1856 г. община была принята в духовное ведомство с представлением в ее пользование Всесвятской кладбищенской церкви. В 1875 г. община переименована в общежительный монастырь.

Илария, игумения Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря (род. в 1836 г.). В миру Клавдия Григорьевна Козина, из дворян Малоархангельского уезда. В монастырь поступила в 1854 г., в монашество пострижена 13 июля 1875 г. До пострижения была смотрительницей в монастырской рукодельной. 24 июня 1885 г. назначена настоятельницей монастыря с возведением в сан игумении. В Болховском монастыре находилась почитаемая икона «Всех святых», в 1889 г. старец Амвросий заказал изображение Божией Матери с этой иконы и благословил подписать ее «Спорительница хлебов». Эта копия была готова и доставлена старцу в начале 1890 г.

Ераст (Вытропский), иером . Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. С. 209.

Участие Сергея Васильевича Перлова (1836-1910) в этом деле не было случайным. Искренний ученик преподобного Амвросия, он по завещанию старца поддерживал Шамординскую обитель. Со старцем Амвросием Сергей Васильевич познакомился в 1885 году благодаря своей жене, Анне Яковлевне Перловой (в дев. Прохоровой 1843-1919). При жизни преп. Амвросия супруги дважды бывали в Шамордине и благотворили общине. После кончины старца Сергей Васильевич взял над ней полное попечительство. Были устроены новые мастерские и улучшены старые: иконописная, чеканная, золочения по левкасу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич специально приглашал преподавателей для обучения сестер церковному пению. В июле 1892 г. он испросил у епископа Калужского и Боровского Виталия (Иосифова) разрешение выстроить для своей семьи дом за монастырской оградой. В 1897 г. Анна Яковлевна Перлова пожертвовала пять тысяч рублей для расширения монастырского детского приюта. На средства С.В. Перлова были построены каменная больница на 60 коек и вместо пришедшей в ветхость старой трапезной - новая. На средства А.Я. Перловой была построена каменная богадельня с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». По некоторым данным, перед смертью Анна Яковлевна была пострижена в монашество с именем Амвросия. Похоронена в Москве.

Храм принадлежит христианской общине мирян, с удивительной исторической судьбой. Возникшая в 20-х годах прошлого века, община существует и в наши дни, являя собой пример истинного христианского отношения к жизни и труду. «Немонашеской обителью наших дней» назвал Михновскую общину Владыка Пантелеимон (Рожновский), будущий митрополит Минский и всея Белоруссии (1941-1944 гг.), посетив ее летом 1936 года. Община сформировалась в старинном имении дворян Корецких, вокруг их домовой церкви «Всех скорбящих Радость», построенной в 1915-1917 годах. После кончины главы семьи Николая Осиповича Корецкого (1841-1912), его вдова Анастасия Дементьевна вместе со своими детьми: Марией, Варварой и Анастасией, посетила Оптину Пустынь. Старец Нектарий благословил строительство храма на погосте над семейной усыпальницей, что и было сделано Анастасией Дементьевной к лету 1915 года. Тогда же ею была заказана у инокинь Шамординского монастыря и икона «Спорительница хлебов», так поразившая помещицу из Литвы. Именно эта икона и находится в киоте слева от иконостаса, являясь украшением Скорбященского храма. В феврале 1921 года имение Корецких впервые посещает протоиерей о. Понтий (Рупышев), приглашенный Анастасией Дементьевной для духовного окормления трех своих дочерей, и на долгие годы становится духовным руководителем общины. О. Понтий, духовное чадо Св. праведного Иоанна Кронштадтского, до революции служил священником минной дивизии Балтийского флота. Мудрое духовное руководство о. Понтия (†1939) позволило устоять общине в сложных политических условиях в разные годы: когда с марта 1922 года Виленский край вошел в состав Польши, затем, в СССР, да и во время войны в этих краях сталкивались разные политические интересы. В послевоенные годы ликвидировать общину пыталась и советская власть. Но община устояла и лишь с 1990 года, с момента обретения Литвой независимости, Михновская сельскохозяйственная христианская община обрела юридические права.

В объяснении богословского смысла образа была использована проповедь насельника Оптиной Пустыни.

В разные периоды жизни верующие с надеждой молятся Пресвятой Богородице. В России множество ее чудотворных образов, часть из которых была создана и явлена на нашей земле. В Оптиной Пустыни, оплоте православной веры, особо почитают икону «Спорительница хлебов», которая была написана по благословению преподобного Амвросия.

Пустынь возле Козельска издавна являлась центром духовности. Здесь жили прославленные Оптинские старцы, в страшные времена гонений обитель держалась до последнего, но была закрыта в 20-х годах. Однако наследие Оптиной - поучение, молитвы, иконы - никогда не исчезало из народной памяти.


История святого образа

Старец Амвросий был известен при жизни силой своей молитвы, мудростью и добротой. Это привлекало к нему многих паломников, особенно обездоленных, обиженных жизнью. О них преподобный проявлял особое попечение, подражая Деве Марии. Для вдов и сирот основал он несколько монашеских общин:

  • Иоанно-Предтеченская в г. Кромы;
  • во имя иконы «Ахтырской» в Саратовской области;
  • Пятницкая около Воронежа;
  • Казанский монастырь в Шамордино.

Обитель в Шамордино стала его последним подвигом, создавалась для тех, кто хотел вести благочестивую жизнь, но не мог себе позволить поступить в монастырь. Располагалась женская пустынь недалеко от Оптиной, поэтому старец приложил много усилий для ее становления. В этот, последний, период земной жизни, Господь подарил ему видение иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Образ был написан в женском монастыре.

Как же у святого возник замысел о создании иконы? Старец всю жизнь не отличался хорошим здоровьем, под конец жизни часто болел. Но это не мешало ему беспокоиться о судьбе сестер - он молитвенно просил Богородицу о том, чтобы она сама взяла руководство над монастырем. Тогда и появился замысел образа.

Преподобный вспомнил икону «Всех святых», которую видел в тульском Богородичном монастыре. Он обратился к его настоятельнице, матушке Софие, с просьбой сделать частичный список и подписать его «Спорительница хлебов». Икона была написана ее родственником, имевшим талант живописца. Образ прислали и поставили в амбаре, чтобы обеспечить пропитание монахов. Такая же икона была сделана для женской обители. Образ сразу нашел отклик в сердцах верующих.

Уже предвидя свою скорую кончину, старец Амвросий твердо верил, что Царица Небесная позаботится о святой обители, и говорил об этом своим близким. Действительно, к началу прошлого столетия монастырь стал процветать, здесь нашли приют около тысячи сестер, посвятивших жизнь Господу.


Значение иконы Спорительница хлебов

Надо ли говорить, какое значение имеет пшеница даже в наше время, когда еды в изобилии. В те же времена неурожай грозил людям голодной смертью. Земледельцы составляли большую часть сельского населения. Тучные поля пшеницы простираются на много километров, они напоминают морские просторы, особенно когда колосья гнутся под порывами ветра. Все это отражено в образе.

Значение иконы «Спорительница хлебов» для народа было очень велико. Каждая российская хозяйка ежедневно молилась за обильный урожай. Религиозному сознанию просто необходима была такая икона. Теперь было где простому люду выразить благодарность Богу за пропитание. Селяне быстро полюбили изображение парящей в облаках Божией Матери, благословляющей пшеничное поле.

Слово «спорительница» значит «помощница», отсюда и выражение «дело спорилось». С благодатной помощью любая работа будет успешной, принесет добрые плоды. Образ должен напоминать верующим, что каждое дело необходимо начинать с молитвы, выполнять старательно, а не кое-как. Ведь некоторые считают работу наказанием, ленятся, пытаются избегать сложных задач.

Не так должен вести себя верующий. Ему подобает прилагать все силы, работать на совесть, помня о том, что постоянно ходит перед Господом. Усердие не останется без внимания, в Священном Писании не раз говорится, что Бог заботится о Своих чадах. Им необходимо иметь лишь твердую веру. Бояться трудностей не стоит - надо принимать вызовы, а Всевышний даст силы, чтобы выдержать любые испытания.


Богословский смысл

Икона - это живописное прославление Бога, поэтому каждый образ имеет определенное духовное значение. Недаром Сам Господь любил говорить притчами, сравнивая людей то с виноградной лозой, то с ветвями деревьев. Здесь же христиане показаны как колосья в поле. Каждый из них должен отделить шелуху со своего сердца, очиститься для Царства Небесного.

Поэтому Богородица молится о том, чтобы каждый колосок был зрелым, принес достойный урожай к престолу Божию. Облако, на котором сидит св. Мария - символ изобилия, щедрого урожая. Сама же она для людей является олицетворением всего, в чем нуждается род людской, как в материальном (вода, хлеб) так и в духовном смысле. Богородица связывает небо с землей, помогая грешникам в их нелегкой задаче добывать хлеб насущный.

Напоминает икона «Спорительница хлебов» о важности духовной пищи, которую не заменит никакая самая изысканная еда. Хлебом для души является Христос, Его учение, божественное Слово, записанное в Евангелии. Только питая душу этой духовной пищей, можно приобщиться к Господу, никак иначе.

В чем помогает святой образ

Еще при жизни старца около образа стали происходить чудеса. В чем помогала людям икона «Спорительница хлебов»? Голодное время тогда стояло на Руси, но по молитвам преподобного в обителях Калужской епархии хлеба хватало - урожай был достаточный. Запасов зерна было столько, что осталось и на следующий ход, хотя насельников в монастырях насчитывалось больше тысячи.

В другой год сильная засуха стояла в Воронежской земле. Людям грозил голод. Сотворили молебен возле списка образа, который был передан из Оптиной пустыни. Пролился обильный дождь, урожай был спасен. Появилось еще больше желающих иметь у себя благодатный образ.

В каких случаях помогает икона «Спорительница хлебов»?

  • Благословляет на труд (не только физический или связанный с работой в поле).
  • Заботится о плодородии земли.
  • Спасает от засухи или слишком затяжных ливней.
  • Помогает тем, кто содержит подсобное хозяйство.
  • Оказывает поддержку в житейских заботах.
  • Помогает преодолеть бедность.

Сегодняшнюю Оптину пустынь украшает храм в честь иконы «Спорительница хлебов». Заложен он в конце прошлого столетия. В основании есть камень, привезенный из Палестины. Небольшая церковь вмещает 150 человек, она прекрасно дополняет древний архитектурный ансамбль обители. Расположено здание между теплицами и мельницей. Монахи круглый год читают здесь Псалтирь, акафист, служат Литургии.

Братия утверждает, что с момента освящения храма в монастырском хозяйстве не было плохого урожая. Они воспринимают это, как знак долготерпения Божия, с радостью трудятся под сенью Матери Божией.

Место расположения, как молиться

Поскольку икона «Спорительница хлебов» прямо указывает на ежедневное пропитание, повесить ее вполне можно на кухне или в столовой. Каждый христианин должен молиться перед едой, благодаря Господа, этой задаче вполне отвечает сюжет образа. Трапеза является неотъемлемой частью жизни, Бог благословляет людям пищу и питье, которые поддерживают их земное тело. Поэтому даже на кухне уместно присутствие красного угла.

Допускается размещение и в основном домашнем иконостасе. Здесь жестких требований нет, важно, чтобы он выделялся, помогал хозяевам сосредоточиться на молитвах. Раньше образ размещали в кладовых и сараях, сегодня такой необходимости нет. Выживание больше не зависит от погодных условий, ему меньше стали придавать мистического смысла. Это, безусловно, хорошо, но также многих заставляет забывать о том, как коротка и хрупка человеческая жизнь.

Важно помнить о благодарности, с нее начинать и заканчивать молитву. Чтобы особенно почтить именно этот образ, следует читать акафист иконе «Спорительница хлебов» - хотя он создан уже в наше время. Подойдет и всеми любимый Богородичный акафист, как и любая молитва, адресованная Матери Божией. Свои личные просьбы следует излагать уже после того, как прочитаны церковные молитвы. Они написаны с таким расчетом, чтобы верующий получал духовную пользу, учился правильно формулировать мысли.

Молитвы около иконы «Спорительница хлебов» необязательно должны быть об урожае, материальной стороне жизни. Царица Небесная печется о душе человека также, как и о его пропитании телесном. Человек, в котором не воспитана духовная сторона, трудиться будет плохо, небрежно. Для христианина это недопустимо. Образ учит как раз тому, что каждая часть жизни должна быть гармоничной.

Молитва иконе Спорительница хлебов

Тропарь, глас 3

О Пречистая Дево Марие, Мати Царя небесе и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению, Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Кондак, глас 7

Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуйя!

Молитва

О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе€и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя вселенныя и Спорительнице хлебов наших. Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и Православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Loading...Loading...