Богослужебные указания на июль. Богослужебные указания всегда под рукой

Вторник. Сщмч. Ермола́я и и́же с ним. Прп. Моисе́я У́грина, Печерского, в Ближних пещерах.

Прмц. Параске́вы.

Прп. Моисе́я Печерского, в Дальних пещерах.

Служба сщмч. Ермола́я не имеет праздничного знака , совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Моисе́я У́грина в соединении со службой Октоиха (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Спаси́ мя, Влады́чице…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й.

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Кров Твой…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня и среды.

Примечание. Б ), то Апостол и Евангелие – дня.

Б. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, празднолю́бных собо́ри…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов Росси́йских собо́ри…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, Ма́ти всех Творца́…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак преподобного, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «И́стиннаго после́дователя Христо́ва…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня, среды (под зачало) и преподобного.

Примечание. Если под среду (27 июля) не будет совершаться всенощное бдение (вариант Б ), то Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 236 об.–239 об.). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 122–132) значительно изменен и дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом.

Причастны дня и преподобного совпадают.


Суббота. Поча́евской иконы Божией Матери. Мчч. Трофи́ма, Фео́фила и иже с ними.

Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Почаевской иконы Божией Матери в соединении со службой мучеников (без праздничного знака).

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 5-й и глас 2-й – 5, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 2-й: «Непроходи́мая врата́…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо...».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 3-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Седя́й на Херуви́мех…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й . «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 5-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 5-й.

Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 6-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 5-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак мучеников, глас 2-й (общий): «Свети́льницы све́тлии...» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.) ; седален Богородицы, глас 6-й. «Слава» – седален мучеников, глас 1-й, «И ныне» – седален Богородицы, глас 6-й.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «О Твои́х зна́мениих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас 5-й.

На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы.

В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Почаевской иконы), тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы (Почаевской иконы).

В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы.

Апостол и Евангелие – Богородицы и дня.

Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 203) указывают тропарь мучеников, глас 4-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди...».

Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

В Минее общей неточность: ошибочно указан глас 8-й.

Кондак мучеников, глас 2-й (общий): «Свети́льницы све́тлии...» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.) в богослужении данного дня (при соединении со службой Почаевской иконы Пресвятой Богородицы) может быть опущен. В таком случае, в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии в храме Богородицы возможно исполнение тропаря мучеников на «Славу» (ср. с богослужением Недели ваий), а также пение его непосредственно после предыдущего тропаря (ср. с богослужением в Неделю свв. праотец и Неделю св. отец; Типикон, Марковы главы под 11 и 18 декабря). Кондак Почаевской иконы в последнем случае поется на «Слава, и ныне».

Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения - они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав - Богослужебные указания просто здорово экономят время.

Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них я мечтала о том, как бы было хорошо если бы и сейчас издавали такие Богослужебные указания.

Прошло всего лишь несколько лет и моя мечта сбылась. Сейчас уже никто не мечтает о том, чтобы издавались Богослужебные указания, так как они издаются каждый год и все приходы, как правило, не задумываясь покупают несколько указателей на приход (в алтарь и на клиросы, а если есть возможность, то еще и священнику, и регенту домой). Но всё же есть и бедные приходы, которые могут позволить себе купить только один экземпляр Богослужебных указаний на весь приход. А ведь так хочется иметь Богослужебные указания всегда под рукой и на приходе, и дома.

У каждого священника и многих регентов бывают ситуации, когда служить не планировал, но вдруг пригласили на какое-то богослужение или нужно заменить кого-то, возможно на другом приходе, и нужно подготовить богослужение дома. Наверное именно с этой целью Богослужебные указания размещаются в Интернете.

Для вашего же удобства я в шапке сайта сделала ссылки на Богослужебные указания и на православный календарь. Однако, учитывая тот факт, что не все регенты являются достаточно продвинутыми пользователями персональных компьютеров, я решила в этой статье рассказать как удобнее и быстрее пользоваться Богослужебными указаниями.

Точно также пользуемся православным календарем. Нажимая на ссылку в шапке сайта, попадаем на страницу . Здесь нажимаем на ссылку сегодня. В строке браузера прописывается адрес страницы:

В настоящее время Богослужебные указания на 2019 год еще не опубликованы на сайте Патриархии. А вот на сайте издательства Московской Патриархии РПЦ уже опубликованы (до конца года). Сразу по ссылке открывается православный календарь, а внизу страницы ссылка на Богослужебные указания. Здесь открыть нужный день немного сложнее. Ссылка имеет вид , где =10 означает 10 января (н. ст.). Таким образом, если вам необходимо просмотреть указания например на 13 мая, то нужно адрес ссылки http://calendar.rop.ru/?idd=10 изменить на http://calendar.rop.ru/?idd=133 , так как 13 мая – это 133-й день года (31+28+31+30+13). Также опубликованы на сайте Азбука веры». Скачать к себе православный календарь на 2019 год можно , а богослужебные указания на 2019 год здесь и .

Если же вы являетесь обладателем смартфона, то у вас есть возможность иметь «Православный календарь» и «Богослужебные указания» всегда под рукой. Скачать приложения для Android Apps вы можете по ссылкам: « » и « ». Лично мне больше всего понравился Православный календарь с житиями святых. Скачала его , а через время обнаружила, что в нем есть всё: и Молитвослов, и Акафистник, и Канонник, и Псалтирь, и Библия, и Справочник терминов. И всё это богатство весит всего лишь 40,8 Мб. Я в восторге! Рекомендую всем. Осталось только найти время читать это всё.

Также есть возможность использовать приложения для Андроид на ПК, но для этого нужно эмулятор Андроид. Некоторые из них предложены . С помощью поисковых систем можно найти и другие.

Для жителей Украины Богослужебные указания, издаваемые Украинской Православной Церковью мне найти не удалось. Если кому-то попадутся – поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Богослужебные указания прошлых лет были находятся

Для тех же, кто совсем плохо разбирается в Уставе, даже пользуясь Богослужебными указаниями, предлагаю два варианта: один быстрый, другой медленный, но основательный.

  1. Сайт «Регент за год» предлагает « » (это как раз на тот случай, если вообще ничего не знаешь, в какой книге что искать, просто берешь скачиваешь и служишь). Кстати, к этому варианту стоит присмотреться тем регентам, кому приходится оставлять вместо себя ничего незнающую замену, а такие случаи, наверное, хоть однажды, но бывают у всех.
  2. Переходите в раздел «Обучение» и изучайте « ». Это действительно нужно всем регентам, особенно тем, кто не учился на регентских курсах и не изучал этот интереснейший предмет.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».


Четверг 1-й седмицы. Прмц. Евдоки́и.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня . Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

По 3-й песни – седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х...».

По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельнице всех...».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда́ возврати́т Господь…»; стих: «Рече́ безу́мен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обита́ет в жили́щи Твоем?»; стих: «Ходя́й без порока…».

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 2 марта, сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́...».

Прокимен, глас 4-й: «Благословлю́ Господа, вразуми́вшаго мя»; стих: «Сохрани́ мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани́ мя, Господи, яко зе́ницу ока»; стих: «Услы́ши, Господи, правду мою».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 26 февраля).


Понедельник. Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Семи мучеников Маккаве́ев, матери их Соломони́и и учителя их Елеаза́ра. Начало Успенского поста.

Пра́зднество Всеми́лостивому Спа́су и Пресвято́й Богоро́дице.

Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе со службой Октоиха.

Примечание. Перед началом вечернего богослужения («пре́жде клепа́ния») иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов.

Календарные заметки:

Начало Успенского поста .
На утрене после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.
На литургии поется Трисвятое.
Совершается малое освящение воды.
Крест относится в алтарь вечером по отпу́сте вечерни.
С этого дня до отдания Воздвижения (кроме попразднства Преображения Господня, предпразднства Успения Пресвятой Богородицы, самого праздника Успения, его попразднства и отдания) на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Крест начерта́в…».

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Святи́и Маккаве́и…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Его́же дре́вле Моисе́й…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ду́ши пра́ведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас проро́ка…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 6 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

Примечание. С этого дня и до Преображения Господня (включительно), а также в день отдания праздника Преображения, если на утрене поется великое славословие, катавасия праздника Воздви́жения: «Крест начерта́в…» (см. Типикон, гл. 19).

По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…».

По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккаве́и собра́вшуюся рать…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Пособи́вый, Го́споди…».

Примечание. До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

Великое славословие. Во время пения славословия предстоятель (облаченный во все священные одежды) совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании великого славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу (при пении заключительного: «Святый Боже…») и исходит (через горнее место) северными дверьми (ему предшествуют свещеносец со свечой и диакон с кадилом) до царских врат. По окончании Трисвятого предстоятель произносит в царских вратах: «Премудрость, про́сти» . Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Иерей в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему…» (каждый раз завершая пение земным поклоном), это же песнопение трижды повторяют певцы. Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир, глас 2-й, глас 5-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Ектении – сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и просительная: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения). Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…» (на отпусте поминаются свв. мчч. Маккавеи).

На часах – тропарь Креста. «Слава» – тропарь мучеников. Кондаки Креста и мучеников читаются попеременно.

На Литургии блаженны Креста, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь Креста, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Креста .

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Креста (Минеи) и мучеников.

Апостол и Евангелие – Креста, дня (под зачало) и мучеников.

В этот день совершается чин малого освящения воды . По обычаю, освящение меда нового сбора (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 21–31).

Примечание. По Уставу, освящение воды совершается на утрене после изнесения Креста, перед поклонением ему, или перед часами и Литургией (см. Типикон, гл. 48, 1 августа). На практике, освящение воды обычно совершается после Литургии.

Примечание. «О посте́ Пресвяты́я Богоро́дицы подоба́ет ве́дати: В пост Святы́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы Успе́ния 15 дней, кроме́ Преображе́ния Христо́ва, пости́мся до 9-го часа́ дне. Понеде́льник, сре́ду и пято́к – су́хо я́сти; и твори́м коленопреклоне́ние, да́же до причаще́ния. Во вто́рник и четверто́к варе́ние без еле́а. В суббо́ту же и Неде́лю варе́ние со еле́ем, и вино́ пие́м; ры́бы же не яди́м до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, но то́кмо на Преображе́ние Христо́во яди́м ры́бу, два́жды дне́м» (Типикон, гл. 33).

По обычаю, предстоятель творит Крестом крестное зна́мение в царских вратах.

В 48-й главе Типикона на 1 августа на Литургии по входе не указаны тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого, хотя на основании общего устава (Типикон, гл. 52) тропарь и кондак храма Богородицы или храма святого могут петься.

Loading...Loading...