Борисоглебский монастырь, Ярославская область: описание. Что посмотреть в поселке борисоглебский за один день

Всего в 18 км от Ростова расположен поражающий воображение Борисоглебский монастырь. Он отлично сохранился, особенно если учитывать его преклонный возраст. Массивные стены обители вызывают некоторое недоумение: неужели монахам необходима такая надежная защита от мирских сует? Ярославской области - это настоящая крепость со своими башнями, воротами и бойницами. Ведь смутное время, в которое он воздвигался, было омрачено татарскими набегами, княжескими междоусобицами, польскими вторжениями.

Возникновение монастыря

Монастырь основан во времена Дмитрия Донского в 1363 году новгородскими иноками Федором и Павлом. Благословение на его возведение дал сам Сергий Радонежский. Небольшую деревянную обитель построили на холме, вблизи небольшой реки Устье. Святыми покровителями для будущего храма были выбраны благоверные широко почитавшиеся на Руси в то время. Территория его была обнесена укрепленными стенами, а внутри построены церковные здания. Новый Борисоглебский монастырь в Ярославской области быстро обрел добрую славу, в него потянулись паломники. великий московский князь, нашел здесь убежище, а позже крестил здесь своего сына, будущего наследника русского престола, Ивана III. А легендарный Пересвет в этих стенах принял свой постриг. Самая яркая страница обители - это житие преподобного Иринарха. Родился он в 1547 году в соседнем селе Кондаково. До 30 лет жил в миру, носил имя Илия, а затем пришел в Ростовскую Борисоглебскую обитель.

Иринарх Затворник

В Борисоглебском монастыре Ярославской области он принял постриг и стал зваться Иринарх. Здесь в горячей молитве он озарился знамением жить для Бога, а через некоторое время получил благословение на свой подвиг - добровольный затвор. В тесной келье, скованный цепями и оковами, обвешанный крестами и укрощающий плоть железной палкой, он усердно трудился во славу Господа. Иринарх провел в «заточении», непрерывно молясь о спасении, 38 лет. Обладал он даром предвидения и особенным бесстрашием: царю Василию Шуйскому он предсказал нападение поляков на Русь, а Сапеге, польскому гетману, скорую погибель, коли тот не уберется с земли русской. Предводителям народного ополчения, Минину и Пожарскому, он послал благословение на сражение и один из своих крестов. Духовный подвиг Иринарха был оценен современниками, его терпению «дивились ангелы», а страдания изумляли всю Русь. К нему отовсюду шли за благословением, исцелением, чудом. Посмертно Иринарх Затворник был канонизирован и возведен в ранг почитаемых святых.

Каменное строительство

После полной обветшалости деревянных строений Борисоглебский мужской монастырь Ярославской области с 1522 года начинает «одеваться» в камень. Организовал переустройство святой обители Ростовский зодчий Григорий Борисов. В XVII веке масштабное строительство проходило по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича. Были перестроены все существующие здания, возведены новые. Монастырь превратился в мощную крепость, защищавшую западную границу Руси. Стены его уникальны: их продолжительность больше 1 км, толщина до 3 м, высота 10-12 м; приспособлены они и под ведение боевых действий, и под проведение крестных ходов. По периметру построено 14 башен. Самая высокая из них расположена с северо-востока, в высоту она достигает 38 м. В ограде находятся 2 ворот: северные и южные. Над северными в XVI-XVII веках была воздвигнута Сретенская надвратная церковь, отличающаяся легкостью, нарядностью и красотой. Над южными в 1679 году построена Сергиевская надвратная церковь, получившая свое название в честь Сергия Радонежского. Самая древняя постройка относится к 1526 году - это здание Борисоглебского собора. Именно здесь покоятся святые мощи преподобного Иринарха, иноков-основателей Федора и Павла.

Московские князья высоко ценили Борисоглебскую обитель и почитали ее за «домашнюю». В XVIII веке монастырь стал центром местных слобод, здесь активно развивались ремесленные промыслы, проводились пышные ярмарки. В конце века Екатерина II передала значительную часть монастырских земель своему фавориту, графу Орлову. В то время большинство ценностей обители было разворовано и распродано. Но к началу XX века монастырь обрел устойчивое положение, он был почитаем и начальством, и паломниками.

Приход советской власти был ознаменован всеобщим гонением церкви, религии. Несмотря на то что в 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области упразднили, богослужения в нем продолжались до 1928 года. Монастырская звонница чудом избежала уничтожения, некоторые ценности успели переправить в Ростовский кремль и Третьяковскую галерею. И все же большая часть священных реликвий была безвозвратно утрачена. Какие только «интерпретации» не претерпела Борисоглебская обитель! С 1930 года здесь размещалось общежитие милиции и почтовое отделение, сберкасса и склады зерна, гаражи райпотребсоюза и электростанция, было налажено производство кондитерских и колбасных изделий. С 1970 года монастырь становится филиалом архитектурно-художественного

Наши дни

Борисоглебский монастырь Ярославской области, по описанию древних письменных источников, сохраняет свой внешний вид с конца XVII столетия. В 1989 году он начал действовать как приходской храм. Богослужения в нем восстановились в 1990 году, а в 1994 году он полностью возродился. Сегодня действующий мужской монастырь делит свою территорию, храмы и постройки с музеем. С 2015 года обитель была целиком предоставлена в управление православной церкви. Комплекс включает в себя несколько монастырских зданий, носящих звание памятников архитектуры, отлично сохранившихся, но, к сожалению, очень медленно реставрирующихся. Отсюда многочисленные отзывы посетителей территории монастыря об атмосферности, некоторой запущенности и обветшалости этого святого места.

Удивительная находка

Архитектор Александр Рыбников - личность в Борисоглебском известная. С конца 80-х годов он проводил на территории обители реставрационные работы. И когда в 90-е годы прошлого столетия группа реставраторов случайно провалилась в неопределенного вида полость, был случайно раскрыт внутристенный проход. Вход в него закрывало перекрытие XVIII века, а когда его вскрыли, всеобщему вниманию открылся свод XVI века, прекрасно сохранившийся до наших дней. Под ним располагались ниши, в которые были аккуратно уложены фрагменты старинных фресок. Рыбников называет свою работу и испытанием Божьим, и радостью, но тот случай в его практике и по сей день вызывает у него восторг.

Экскурсии по территории монастыря

Экскурсовод Борисоглебского монастыря Ярославской области Наталья Шеина в 2016 году победила в номинации «Лучший экскурсовод». Команда профессионалов собрала богатейшие материалы о Борисоглебских иеромонахах, прошлом и настоящем святой обители. Экскурсию по территории можно заказать в церковной лавке, находящейся у входа. Заранее уточняйте, входит ли в нее посещение храмов, так как иногда они закрыты для туристов.

В музее «Ростовский кремль», который делит территорию с монашеской братией, можно увидеть фото Борисоглебского монастыря Ярославской области в разные годы его существования, ознакомиться с его историей, узнать о быте послушников. Информация представлена в интересных и познавательных презентациях.

Важная информация: во время Крестного хода доступ на территорию монастыря ограничен, храмы закрыты. Отнеситесь к этому с уважением.

Богослужения в Борисоглебском соборе

Первой заботой братии стало восстановление в возрожденном монастыре святого источника. Благодаря помощи жителей Борисоглебского поселка и Ивановского села колодчик и купальня были построены в течение летних каникул. Слава о его целительной силе широко распространена, поэтому здесь многолюдно в любое время года. Затем восстановили келью великого святого Борисоглебского затворника Иринарха. А в 1997 году совершили 1-ый Иринарховский крестный ход, который стал ежегодной традицией. Ход продолжается 5 дней и имеет официальный сайт, на котором размещается информация о времени и месте проведения мероприятий. Более 10 лет в монастыре подвизаются иеродиакон, 3 иеромонаха, 2 монаха и 3 послушника. Они возродили святую традицию по воскресеньям, после Божественной литургии, обходить монастырские стены крестным ходом. От Пасхи и до Покрова обходят стены монастырская братия и прихожане, паломники и местные жители. У раки преподобного Иринарха служится молебен с Акафистом.

Расписание богослужений в Борисоглебском мужском монастыре Ярославской области схематично представлено в таблице.

Возрождение одноголосного пения

В Ростов Великий люди приезжают, чтобы приложиться к чудотворным иконам, поклониться святым мощам, ощутить благодатную силу живоносных источников и животворящего креста. А с недавних пор появилась возможность насладиться и особенным церковным пением под названием «Большой роспев». Его длинная история начинается с имени митрополита ростовского Варлаама Рогова, который в 1587 году возглавил Ростовскую кафедру, переименованную впоследствии в Метрополию.

По словам исследователя древнерусской музыки Н.П. Парфентьева, Варлаамовские крестные стихиры отличаются множеством пространных внутрислоговых мелодичных оборотов. С XVII века в Ростове, а затем и по всей России распространяется партесное пение. До начала XX века певческая церковная практика представляла собой весьма разнообразную картину, и по репертуару, и по силе исполнения.

В послереволюционный период, когда большинство храмов и монастырей были упразднены, стало практиковаться простое обиходное пение. С 1990-х годов, благодаря стараниям Б.П. Кутузова, при богослужениях возрождается знаменное пение. Летом 1997 года в святой обители появился новый насельник, ученик Кутузова, будущий отец Борисоглебского монастыря Ярославской области Сергий Швыдков.

Его силами постепенно было восстановлено «одноголосие», о котором он отзывается как о ларце с драгоценными камнями, когда попевки, наделенные своим цветом, складываются в палитру, цветную мозаику. Некоторые службы в монастыре целиком исполняются в технике «Большого роспева». Иеромонах Сергий вместе с последователями В.П. Кутузова поводят концерты, популяризируя знаменитый распев. Для этого был организован хор, школа для мальчиков и мужчин. Хочется привести несколько фраз иеромонаха, штатного клирика Сергия о распеве, ярче всего характеризующие его отношение к одноголосию: «…настроение…спокойствие жизни…умиротворение внутреннее…нету предела ни печали ни радости…ликование…радости духовной…молитвенное объединение людей…». Ростовский Борисоглебский монастырь Ярославской области, отец Сергий Швыдков и знаменитый распев являют собой неделимое явление жизни духовной.

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Современное житие монастырской братии

Монахи, живущие в Борисоглебском монастыре Ярославской области, несут ежедневные послушания и в трапезной, и в котельной, растапливают печи, ухаживают на своей территории за садом и огородом. А еще есть у монахов своя пасека. Монастырь принимает активное участие в программе «Погост», восстанавливая и благоустраивая районные кладбища, поддерживает военно-патриотический клуб для детей и юношества «Святогор» и духовно-нравственный клуб «Славяне» для дошкольников, выпускает газету «Монастырский рубеж».

Борисоглебский монастырь в Ярославской области, как доехать

Адрес Борисоглебского монастыря: Ярославская область, Борисоглебский р-он, п. Борисоглебский, пл. Советская, 10.

В Ростов Великий ведет федеральная трасса М-8. Чтобы попасть в монастырь, необходимо добраться от Ростова до поселка Борисоглебский. Сделать это можно несколькими способами:

  • на собственно транспорте по шоссе Ростов-Углич;
  • рейсовым автобусом, отходящим с автовокзала или железнодорожного вокзала Ростова в направлении п. Борисоглебский.

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Пос Борисоглебский расположен в южной части области, на правом берегу реки Устье, которая ниже, сливаясь с рекой Векса, образует Которосль , впадающую в Волгу в черте города Ярославля . Борисоглебский находится в 18 км к северо-западу от Ростова Великого . Год основания - 1363. Возник, как поселение вокруг Борисоглебского монастыря , который и поныне является главной достопримечательностью поселка.

Поселок первоначально назывался Борисоглебские слободы. Слободы принадлежали монастырю. Здесь жили ремесленники различных специальностей (шорники, кузнецы, плотники, каменщики и т.д.), которые выполняли заказы обители. По мере того, как богател и строился монастырь, росли и слободы вокруг него.

При секуляризации монастырских земель в 1764 году были отобраны земли, принадлежавшие Борисоглебскому монастырю. что подорвало экономику стоявшего далеко от крупных городов и торговых путей монастыря, и, соответственно, сказалось на экономике поселения. Владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову, в начале XIX века они перешли по наследству к Паниным.

Чуть позже монастырская слобода получила статус уездного города под названием Борисоглебск.

Большинство жителей Борисоглебска занимались ткачеством. В Борисоглебской волости повсеместно сеяли лен. Новина - льняное полотно, пользовалась большим спросом, скупать новину приезжали сюда даже из Москвы и Петербурга. Борисоглебцы изготавливали кирпич, изразцы, телеги, мебель, шили одежду, плотничали. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря проходила богатая ярмарка.

В здешних краях был развит отхожий промысел. Многие борисоглебцы становились жителями Петербурга, Казани, Ревеля и др. городов, богатели, имели собственную торговлю. Жители, не занимавшиеся отхожим промыслом, торговали на месте. Борисоглеб – поселение уникальное, не село, но еще и не город, это и определило специфику торговли. Крестьяне торговали здесь продукцией своих промыслов, купцы привозили сюда недорогие столичные товары.

В 1877 г. Борисоглебский монастырь строит каменные лавки по северной стене монастыря, в 1905 году - двухэтажный каменный дом напротив северо-западной угловой башни. Все эти лавки монастырь сдавал в аренду ростовским купцам и борисоглебским крестьянам, которые получили прекрасно оборудованные торговые места.

В конце XIX – начале XX вв. Борисоглебск был крупным волостным центром Ростовского уезда, в нем насчитывалось 222 дома с населением более 3,5 тыс. человек.

После революции город сделали селом, и только в 1962 году ему присвоили статус поселка городского типа и современное название Борисоглебский. Несколько раз поселок Борисоглебский пытались переименовать, но другие названия не прижились.

Борисоглебский монастырь расположен в центре одноименного поселка. Рядом проходит оживленная дорога и расположились многочисленные магазинчики, в том числе устроенные прямо в стене обители. Напротив - здание местной администрации, перед которым в 2005 году был установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому (1578- 1642 гг.) , возглавившему Второе народное ополчение, возникшее в Нижнем Новгороде в 1611 году и продолжившее формироваться в Ярославле. В 1612 году году отряды горожан и крестьян разбили польское войско и освободили Москву от интервентов. Ныне Россия отмечает это событие 4 ноября, как День народного единства.

Чуть дальше, возле автовокзала, стоит памятник еще одному легендарному герою Смутных времен - преподобному Иринарху (1548 - 1616 гг.) , затворнику Борисоглебскому, благословившему Дмитрия Пожарского перед походом в Москву. Его мощи хранятся в соборе монастыря, который он прославил своей подвижнической деятельностью и чудесами. Трехметровая бронзовая скульптура весом 2,5 тонны создана неоднозначным, но тем не менее популярным художником-монументалистом Зурабом Церетели на собственные средства. Установлена в 2006 году. Кстати, это второе произведение автора в Борисоглебске. Годом ранее в поселке, ведущем свою историю с 1363 года, он воздвиг памятник еще одной исторической личности - монаху Борисоглебской обители, легендарному герою Куликовской битвы Александру Пересвету(ум. 1380 г.) .

Уже издалека Борисоглебский монастырь поражает мощью своих башен и стен. Настоящая крепость! На фото 38-метровая северо-восточная угловая башня "Максимовка" . В ней устроена смотровая площадка.

Обширная территория старинной обители, основанной на излете XIV века и отстроенной в первой половине XVI столетия, окружена высокими, прямоугольными в плане стенами с 14 башнями и двумя надвратными храмами. Протяженность стен - 1 040 метров, высота - от 10 до 12 метров, толщина достигает 3 метров. Все башни поставлены по периметру симметрично, на расстоянии 200-300 шагов друг от друга. Их высота - от 25 до 38 метров.

Строились башни в разное время. Наиболее ранними считаются сооружения южной стены, имеющие простые формы. Архитектура башен северной стены, появившихся последними, значительно интереснее.

Сведений об основании монастыря мало. Согласно историческим хроникам, во второй половине XIV века в эти места прибыл пустынножитель Федор из Великого Новгорода. А через три года и его брат Павел. Тихо жили они в келье у реки Устье, пока в 1363 году в Ростов не приехал вершить свои политические и церковные дела Сергий Радонежский. Братья решили встретиться с ним, чтобы испросить разрешения возвести церковь и основать обитель. Преподобный активно поддерживал строительство монастырей-крепостей. А на северо-восточной границе Московского княжества это было особенно важно - вначале для защиты от татар, а позднее от польско-литовской армии.

Сергий Радонежский не только договорился с ростовским князем Константином Васильевичем (1312-1365 гг.) о создании монастыря с оборонительными функциями, но даже сам нашел для него оптимальное месторасположение. Обитель в честь первых русских святых Бориса и Глеба выстроили на возвышенности, окруженной густыми лесами и рекой, огибающей крепостные стены с трех сторон.

События Смутных времен, угроза внешней интервенции, народные бунты диктовали необходимость дополнительной защиты от неприятностей. В XVII веке разворачивается масштабное каменное строительство фортификационных сооружений вокруг монастырей. В Борисоглебской обители оно, вероятно, затянулось на годы, о чем может свидетельствовать различие в архитектуре башен и частей стен.

Со временем обитель становится духовным и экономическим центром на Ярославской земле. Вокруг нее разрастается торговое село Ростовского уезда - Борисоглебские слободы. У монастырских стен ежегодно проводится большая ярмарка.

Обитель всегда была окружена вниманием представителей правящих семей. Здесь бывали все великие Московские князья и многие цари из династий Рюриковичей и Романовых. Среди их пожертвований были и богатые земельные наделы и значительные денежные вклады. Во владении Борисоглебского монастыря находились 22 тысячи десятин земли, 360 сел и деревень. Возведение вокруг монастыря мощных крепостных стен и башен связывают с финансовой поддержкой Ивана Грозного, хотя достоверность этой информации некоторыми исследователями оспаривается.

Процветание обители завершилось с указом Екатерины II (1729-1796 гг.) о секуляризации монастырских земель. В конце XVIII века Борисоглебские слободы перешли во владение графа Орлова. Большинство ценных даров прежних русских правителей к XIX столетию были распроданы или разворованы. Только неприступные стены и грозные башни неизменно сохраняли свое величие.

Необыкновенно нарядна архитектура входа в Борисоглебскую обитель.

Водяные врата, ведущие в монастырь с северной стороны, отличаются щедрым декором. И даже в обветшавшем состоянии древняя постройка смотрится очень эффектно.

Башню украшает трубящий ангел.

Замечательный памятник архитектуры подлежит охране как всенародное достояние. Хотелось бы заострить на этом внимание тех, кто отвечает за его сохранность. Некоторым составляющим монастырского комплекса уже давно требуется тщательная реставрация.

Входим на территорию обители через ворота, справа и слева от которых располагаются выставочный зал, касса и церковная лавка.

У входа установлена схема, на которой указаны все постройки монастыря:

С этой точки хорошо видна надвратная Сретенская церковь , выстроенная над Водяными вратами.

По поводу даты возведения здания существуют разногласия. В литературе, посвященной обители, указывается 1680 год. В монастырских архивах есть информация о том, что храм строился по времена Петра Первого и был освящен в 1692 году.

Считается, что церковь построена ростовскими мастерами по типу надвратных церквей .

От Сретенской церкви идем вглубь кажущейся совсем пустынной территории Борисоглебской обители.

Церковь Благовещения (1524-1526 гг.) объединена с настоятельскими покоями (XVI-XVII вв.). Каменные жилые постройки в монастырях являлись редкостью для того времени. Обычно они были деревянными.

Существуют документальные свидетельства, что возведением храма занимался один из лучших ростовских зодчих XVI века, "церковных каменных дел мастер" Григорий Борисов со своей артелью. В конце XVII столетия Благовещенская церковь претерпела значительные изменения в своей архитектуре и нам уже не дано увидеть, как она выглядела по замыслу автора.

Собор Бориса и Глеба , датируемый XVI веком, также не раз реконструировался. В частности, была разобрана паперть, позакомарное покрытие заменено на четырехскатную кровлю.

В 1810 году к храму пристраивают западный придел в честь Илии Пророка, в котором покоятся останки затворника Иринарха. Преподобный жил в обители в конце XVI - начале XVII веков, 38 лет находясь в веригах. Он прославился различными подвигами, предсказаниями, а после кончины мощи святого стали чудотворными.

У северной стены храма находится гробница основателей обители - братьев Федора и Павла.

В эпоху советской власти судьба Борисоглебской обители не стала исключением. В 1924 году она была упразднена. Монастырские здания заняли отделение почты, госбанка, милиции. Часть строений отдали под зерновые склады. Из ценностей сохранились только те, что в тот период были переданы в Третьяковскую галерею и Ярославль. Оставшиеся реликвии почти все утрачены.

В 1961 году на территории монастыря открывается народный музей, который потом станет филиалом Ростовского музея-заповедника. Он сохранил этот статус и после возрождения обители в 1994 году. В настоящее время в Просфорном корпусе XVI-XVII века располагается администрация музея. В архимадричьих кельях XVIII века устроен выставочный зал.

Все постройки Борисоглебской обители находятся под охраной государства, как памятники русской истории и культуры. При этом печальны свидетельства сотрудников музея о том, что переданные монастырской общине древние памятники начали перестраиваться по усмотрению новых хозяев. Постройки реконструируются под собственные нужны, в процессе чего теряется их историческая ценность.

Однако, пока мы еще можем видеть древние строения в их былых формах. Необыкновенно красивая, изящная звонница Борисоглебского монастыря дошла до наших дней почти без изменений в своих архитектуре и декоре.

Сооружение было возведена в 1680 году, предположительно, ростовскими мастерами. Освящение состоялось в 1682 году.

Трехъярусная прямоугольная в плане постройка имела многоцелевое назначение. Нижний этаж занимала ризница, над которой был устроен небольшой храм в честь Иоанна Предтечи.

В арочных пролетах верхнего яруса на балках из кованого железа висели 10 крупных колоколов. В северо-западном углу здания сделали шахту, куда разместили механизм часов с боем, соединенный системой тросов с колоколами. Увы, старинные часы были утрачены в конце XIX-начале XX века. В 1929 году, благодаря бурной деятельности советских властей, исчезли и колокола.

В 1680-х годах с северной стороны было пристроено массивное и щедро украшенное крыльцо. Входные арки декорированы висячими гирьками. В нише сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». Очень красиво смотрятся на фасадах цветные изразцы.

Русское искусство керамики было известно еще в X—XIII веках. Цветные изразцы встречались в архитектуре многих церквей. Развитие поливной керамики прервалось в татаро-монгольскую эпоху, но с начала XVII века оформление ею храмовых фасадов вновь обретает большую популярность.

В XVII столетии крупным центром производства изразцов становится . Город входил в Ростовскую митрополию, что обусловило распространение такого декора в ростовском и борисоглебском зодчестве.

Сооружения Борисоглебского монастыря украшают полихромные муравленые (от слова "мурава", то есть травяного, зеленого цвета) изразцы.

В 1931 году на заседании президиума райисполкома было принято безумное решение разобрать звонницу. К счастью, вмешательство сектора науки Наркомпроса спасло этот чудесный древний памятник от гибели.

Интересна архитектура старинного корпуса настоятеля , возведенного в XVI столетии.

Здание была перестроено в XVII веке, и впоследствии стало использоваться под хозяйственные нужды.

Казначеский корпус был возведен в начале XVI столетия.

По сравнению с другими сооружениями Борисоглебской обители, это здание выглядит скромно. Старинное сооружение признано памятником архитектуры.

Мы обходим монастырские строения со всех сторон по несколько раз, не переставая восхищаться мастерством русских зодчих, трудившихся над созданием обширного архитектурного ансамбля. И наблюдаем, как жизнь в обители течёт своим неспешным чередом.

Монахиня с энтузиазмом поливает клумбы, иногда перекидываясь новостями с проходящими мимо нее сестрами.

Местная кошка, явно привыкшая к частым гостям, провожает нас прищуренным взглядом.

А мы с сожалением покидаем один из впечатляющих монастырей Ростовской земли.

За стенами обители уже другая жизнь. Ее быстрый ритм подхватывает нас и резвый автомобиль уносит дальше по Ярославским дорогам. Путешествие продолжается.

Поселок Борисоглебский находится в 18 километрах к северу от .

Как проехать в Борисоглебский - на машине: по Ярославскому шоссе (трасса М8) до Ростова Великого, перед въездом в Ростов взять левее по указателю на Ярославль, далее по указателю налево через ж/д переезд на Углич и Борисоглебский.

Поездка в пос.Борисоглебский была также связана с путешествием в Годеново , Антушково , Ростов Великий и со вторым посещением Никитского мужского монастыря в г. Переславль-Залесский.
Поселок Борисоглебский находится в 18 км к северо-западу от Ростова.
В 1363 году Ростовский князь Константин Васильевич дал разрешение на основание монастыря. А Сергий Радонежский самолично прибыл на место и указал где его строить.
После 1917 года монастырь был закрыт.
Борисоглебский мужской монастырь вновь начал возрождаться с декабря 1994 года.
На территории монастыря сейчас существует двоевластие - музей (филиал Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль") и действующий монастырь. Монастырю переданы "Старонастоятельские покои", Благовещенская церковь с трапезной и Сергиевский храм.

Loading...Loading...