Церковь Св. Франциска Сальского

Святой Франциск Сальский - епископ Женевский, Учитель Церкви, покровитель писателей и журналистов. Богослов Любви, автор большого количества духовных сочинений (наиболее известная книга - "О благочестивой жизни"), основатель и духовный руководитель ордена Посещения Девы Марии (визитанток). Своей гуманной духовностью вдохновил на апостольские дела и создание многих конгрегаций, называемых «салезианскими» - среди них Общество св. Франциска Сальского (салезианцы дона Боско).

Более подробную биографию святого можно прочитать на сайте Католический Крым .

Св. Франциск Сальский оставил после себя большое количество сочинений, составляющих вместе 14 томов. Наиболее важные и известные его труды - «О любви Бога» и «Наставление в христианской вере». Труды св. Франциска стали фундаментом для многих выдающихся богословов, развивавших его идеи. Особое значение имеют труды св. Франциска в контексте религиозного спора католических авторов с кальвинизмом, в особенности с кальвинистским учением о предопределении, горячим противником которого был св. Франциск.

Руководство к благочестивой жизни
Трактат о любви к Богу
Открытое письмо к протестантам
Краткий трактат о причастии
Любовь к ближнему
Духовные беседы
О должном поклонении Святому Кресту

Из «Руководства к благочестивой жизни»
св. Франциска Сальского

(Часть I, глава III)

Когда Бог создал растения, Он повелел им приносить плод «по роду своему» (Быт 1,11). Точно так же Бог хочет от христиан, которые яв­ляются живыми растениями Церкви, чтобы они приносили плоды благочестия, каждый по своим способностям и призванию. Разные формы примет благочестие дворянина, ремесленника, слуги, князя, вдовы, девушки, замужней женщины. Кроме того, оно должно соответство­вать силам, занятиям и обязанностям каждого человека. Поду­май, Филотея, что было бы, если бы епископ удалился в пустыню, а ремесленник проводил целые дни в цер­кви, как монах, а монах принимал бы разного рода людей, как епископ. Не было ли бы такое благочестие неправильным, смешным и невыносимым? Тем не ме­нее, подобные ошибки часто встречаются, и свет, который не умеет или не хочет разли­чать, сетует на благочестие, которое якобы вносит в жизнь беспорядок.

[Нет, Филотея, благочестие, когда оно подлинное, ничего не повре­ждает, напротив, оно всё совершенствует; если же оно вступает в противоречие с законным призва­нием кого-либо, оно, несомненно, ложное. «Пчела, - говорит Аристотель, - добы­вает мёд из цве­тов, не причиняя им вреда». Она их оставляет такими же ароматны­ми и свежими, какими их нашла; но истинное благочестие поступает ещё лучше, оно не только не вредит никакому призванию и никаким заня­ти­ям, но, напротив, укра­шает их и совершенствует. Всякого рода дра­го­ценные камни, погружённые в мёд, становятся от этого ярче, каж­дый по своему цвету, и каждый человек становится бо­лее успешным в сво­ём призвании, соединяя его с благочестием: семейные заботы ста­но­вятся мирными, любовь между мужем и женой делается искреннее, служение князю более верным, и занятия всякого рода более прият­ными и привлекательны­ми].

Ошибка и заблуждение считать, что благочестию не место в казарме для солдат, в мастерской ремесленника, при дворе князя, в жизни се­мьи. Верно, Филотея, что бла­гочестие чисто созерцательное, монаше­ское там не у места. Но есть множество других видов благочестия, подходящих для тех, кто хочет спасаться в миру. (…) Где бы мы ни находились, мы можем стремиться к совершенной жизни.

Духовность св. Франциска Сальского

Первым и одним из основных является принцип «наставлять каждую отдельную душу», т.е. исходить из ситуации конкретного человека, а не некоего усредненного.
Другой принцип св. Франциска Сальского – принцип доброжелательности, подразумевающий «бесконечное уважение ко всем, даже к самым бедным и «несимпатичным»; умение первым сделать шаг навстречу другому, принимая его с приязнью и улыбкой; доброту, смиренно старающуюся понравиться; юмор, бесконечное терпение, умение переносить недостатки и неблагодарность, предложение дружбы».
Третий принцип - «учитывать личный путь каждого человека, ибо нелегко побороть искушение включить все души в одну ситуацию и принудить их всех идти в одном темпе с поспешностью, желая как можно скорее прийти к цели». Церковь - это не марафон. Нужно начинать с малого.
Св. Франциск призывал в воспитании «максимально использовать качества человека: ум, свободу, сердце, веру, - проявляя терпение в ожидании, надеясь и начиная все с начала». Бог обращается с нами именно так, оставляя нам полную свободу и всякий раз давая новый шанс исправиться и начать все сначала.
Пятое - «любовь и понимание, спокойствие и кротость». По словам св. Франциска, мухи охотнее слетятся на каплю меда, чем на бочонок уксуса. Одно доброе слово сделает больше водопада упреков и насмешек.
Шестым принципом является "коллегиальность и чувство братства": как св. Франциск говорил, что «те, кто больше получил от Бога, должны и дать больше своим братьям, и, насколько возможно, делать это, объединившись друг с другом». Таланты и способности даны нам с практической целью - без устали служить нашим ближним, а не превозноситься перед ними.
Так же важен принцип "практической мудрости" - дать человеку только то, что ему нужно именно сегодня.
И еще "постоянно идти в ногу со временем". (св. Франциск, как известно, во многих областях своей деятельности даже шел впереди своего времени, предвосхитив перемены, произошедшие лишь много веков спустя). Папа Франциск совсем недавно сказал, что Интернет - это Божий дар, а не, как некоторые любят говорить, сети сатаны. Весь вопрос в том, как ты его используешь - ради праздности или ради пользы и славы Божьей.

Св. Франциск Сальский является покровителем средств массовой информации, в особенности журналистов и писателей.

Молитвы

Боже, ради спасения душ человеческих Ты соблаговолил, чтобы святой епископ Франциск Сальский сделался всем для всех. † Милостиво дай нам по его примеру всегда являть Твою благость и любовь * в служении нашим ближним. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков. Аминь.

Господи, милостью Своей, дай нам подражать на земле любви и благости святого Франциска Сальского, * чтобы мы могли следом за ним удостоиться славы небесной. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Литания
С. Братья,
во все времена Бог Отец наш
силою Духа Святого воздвигает
Своих пророков и святых.
Исполненные благодарности
за то, что Он даровал нам в св. Франциске Сальском
ученика Христова удивительного.
По своей мягкости и апостольскому усердию,
единодушно помолимся о Церкви
и о нашей Общине.

В. Отче наш, услышь нас.

Вед - Боже милосердный,
Ты соделал св. Франциска живым образом кроткого
Иисуса: освяти Свою Церковь и соделай, чтобы она со
все большей радостью возвещала Благую Весть.

Боже любви, в сердце Иисуса Ты даровал нам образец
бесконечной любви: заступничеством св. Франциска
Сальского воздвигни и сегодня людей щедрого и велико
душного сердца, дабы они победили силы зла.

Боже кротости, в св. Франциске Сальском Ты даровал
нам образец доброты и служения: даруй христианам
нашего времени вкусить дух блаженств.

Боже святости, Ты вложил в сердце св. Франциска
любовь ко всему прекрасному и доброму: даруй нам
взгляд простой и целомудренный, чтобы созерцать чудеса
творения и внимать голосу всякой твари.

Боже радости, Ты увенчал славою свидетеля Твоей
истины: излей на Своих сыновей дух премудрости, дабы
ничто не отделяло их от Тебя, источника мира и
благодати.

С.
Господи, прими наши молитвы,
и заступничеством св. Франциска Сальского
соделай, чтобы всей нашей жизнью
мы воспевали славу Твою.
Через Христа, Господа нашего.

В
Аминь.

Либо:
С
Господи,
Ты восхотел, чтобы святой епископ Франциск Сальский
стал всем для всех в апостольском служении:
даруй также и нам своей деятельностью
всегда свидетельствовать, служа братьям,
о нежности Твоей Отчей любви.
Через Христа, Господа нашего.
Аминь.

Молитва святому

О святой Франциск Сальский, ты нес с неутомимой преданностью
свое пастырское служение: помоги нам неустанно возводить Царство Божие,
и, несмотря на трудности, всегда сохранять оптимизм и мягкость,
дабы мы могли нести молодежи любовь Христову.
Научи нас жить глубокой духовной жизнью, которая коренилась бы в вере в Бога и проходила в простоте и радости, дабы, следуя Твоему примеру, мы достигли небесной отчизны. Аминь.

24 января
ПАМЯТЬ СВ. ФРАНЦИСКА САЛЬСКОГО,
ЕПИСКОПА И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ

Франциск родился 21 сентября 1567 г. в родовом замке Саль в Савойе и был стар­шим из шести (в других источниках говорится о 13-ти детях; возможно, это вызвано тем, что из 13-ти детей выжило шестеро. - А. М.) детей в знатной семье, состояв­шей в родстве с герцогами Савойскими. Получил глубокое религиозное домашнее воспитание. Определяющую роль в этом воспитании, наряду с нянь­кой и домашним капелланом, сыграла его мать Франсуаза из рода се­ньоров де Сионназ (Sionnaz ), ко­торой на момент замужества было 15 лет, а её супругу, сеньору де Саль и де Буа­зи, - 45. За год до рожде­ния своего первенца Франсуаза молилась Господу о даро­вании ей сына и обещала посвятить его Богу. Она не только занималась воспитание­м своих детей, но также вела весь дом, руководила хозяйством и слугами. Франсуа­за умела находить время на всё, была очень трудо­любива, последовательна, спо­койна и заботлива. Пример матери ока­зался для Франциска образцом, который он предлагал для подража­ния людям, живущим в миру, чтобы даже посреди многочис­ленных обязанностей и занятий они умели соединяться с Богом.

В 1573 г., шестилетним ребёнком, Франциск приступил к обучению в коллеже в Ля-Рош-сюр-Форон, а 2 года спустя поступил в коллеж в Аннеси, где провёл 3 года. В этот период он принял первое святое Причастие и таинство миропомаза­ния (1577). Уже в 11 лет, в соот­вет­ствии с тогдашним обычаем, он принял тонзуру как знак при­надлежности к духовному сословию, а когда ему едва исполнилось 15 лет, от­пра­вился в Париж, чтобы обучаться в тамошнем знаменитом университе­те. Кроме того, в иезуитском коллеже он изучал клас­си­чес­кую литера­туру и языки. В те годы, во вре­мя учёбы его охватили сомнения в собственном спасении, в том, не предна­з­на­чен ли он для вечной гибели? - Ведь это бы­ло время распространения во Фран­ции учения Каль­ви­на о предопределении. Душевный покой Франциск обрёл только тог­да, когда безраздельно вверил себя опеке Матери Божией. Это произошло в церкви св. Стефана, перед чудотворным образом Пресвятой Девы. Во время молит­вы к Ней Франциск внезапно ощутил, что все сомнения его оставили. Тогда он принёс Ей обет чистоты и посвятил себя Её служению. Одновременно с этим он вёл глубокую молитвенную жизнь, сочетавшуюся со строгим покаянием.

В Сорбонне Франциск изучал богословие и Священное Писание. Для лучшего пости­жения библейских текстов он изучил также еврейский и греческий языки.

Повинуясь воле отца, желавшего для него административной карьеры, Франциск от­правился в Падую для изучения права, где получил сте­пень доктора. По заверше­нии обучения в Падуе он отправился в Ло­рето, где принёс обет вечной чистоты (1591), а затем совершил па­ломничество в Рим (1592). Когда он вернулся домой, у отца уже был готовый план относительно его дальней­шей судьбы: он собирался оп­ределить его в сенат (судебную палату) Шамбери в качестве адво­ката и юриста, а также подобрал ему в невесты богатую наследницу. Франциск, однако, к великому неудовольствию отца, решительно от­верг оба этих предложения, и вместо этого об­ратился к местному епи­скопу с просьбой о рукоположении во священство, кото­рое и получил в 1593 г. с неохотного согласия отца. Сразу за тем, однако, Франциск был назначен на высокую церковную должность, и это примирило отца с выбором сына.

Год спустя (1594) Франциск с позволения епископа отправился в ка­честве миссио­нера в округ Шабле, район Швейцарии, за год до того присоединённый к Савойе, чтобы укрепить в вере тамошних католи­ков и чтобы попытаться вернуть в лоно Цер­кви тех, кто отпал от неё, перейдя в кальвинизм. Здесь Франциску приходилось пре­о­долевать значительные трудности, странствуя по высокогорным альпийским тропам и забираясь на высоту до 4000 м, а однажды едва сумел спа­стись от стаи волков. Он посещал отдалённые деревни и хутора, и об­ладая даром общаться с про­стыми людь­ми, умел их убеждать, скраши­вая свою речь добрым юмором. На камен­ных заборах он размещал плакаты, с помощью которых разъяснял истины веры. Ве­роятно, имен­но поэтому Церковь провозгласила св. Франциска Сальского покрови­телем журнали­стов. Среди его добродетелей выделялась необычайная кротость. По природе он был импульсивным и вспыльчивым, однако в результате многолетней работы над со­бой сумел приобрести столько мягкости и доброты, что его сравнивали с Самим Хри­стом.

В эпоху фанатизма и ожесточённых споров Франциск проявлял исклю­чительную сдер­жанность и кротость. Его вежливость, обходительность и такт снискали ему про­звище «светского человека среди святых». В общении с людьми он придерживался принципа: «На капельку мёда слетается больше мух, чем на бочку уксуса». Посту­пая так, он приоб­рел для Церкви 70 000 заблудших душ. Неудивительно, что про­тивники дважды покушались на его жизнь, к счастью, безуспешно. В своём апо­с­толь­ском рвении Франциск доходил до того, что переодетым про­бирался в Женеву, оплот кальвинистов, и наносил визит их главе, Теодору Безу (Théodore de Bèze или de Besze ; латинизированный ва­риант: «Теодор Беза»), стараясь его склонить к воз­вращению в лоно Церкви. Такие визиты он повторял трижды, хотя и без конкретных ре­зультатов.

После 4-х лет апостольских трудов, в 1599 г., Папа Климент VIII назначил Фран­цис­ка викарным епископом, а после смерти ординария, епископа Гранье, пра­вящим епис­копом Женевским (1602). На территорию Женевы, находившейся в руках кальвинистов, епископ Франциск вступить, однако не мог, и его резиденция находи­лась в Аннеси, на берегу одноимённого озера, на юг от Женевы.

На новом посту Франциск сразу же энергично принялся за дело. На­чал он с того, что посетил 450 приходов своей епархии, расположен­ной по большей части в Альпах. Не­устанно проповедовал, исповедо­вал, преподавал святые таинства, беседовал со священниками, непо­средственно общался с верными. Посещал также монастыри. Ре­формировал генеральный капитул. Отдавая себе отчёт в том, какой вели­кий вред может принести религиозное невежество, поддерживал Брат­ство Христианского Уче­ния. Основой обучения служил катехизис, не­задолго перед этим составленный св. Робертом Беллармином. Епископ и сам всё своё свободное время посвящал обуче­нию вере. Он создал но­вый идеал благочестия - внутреннюю духовную жизнь, ко­торую практиковали в монастырях, он вывел из укрытия, чтобы она «указы­вала путь тем, которые живут в миру». В 1604 г. он познакомился со св. Иоанной-Фран­циской де Шанталь, и вместе с ней основал новую монашескую семью сестёр Наве­щания Пресвятой Девы Марии (визи­тандинок). Новая конгрегация была утверждена Апостольским престо­лом в 1618 г. А посетив Париж (1618-1619), Франциск позна­комился здесь со св. Викентием де Полем.

Святой скоропостижно скончался 28 декабря 1622 г. в Лионе, когда возвращался со встречи с королем Франции, на которую отправился по настоянию герцога Савой­ского. Тело его перенесли в Аннеси и по­гребли в церкви визитандинок, однако его сердце оставили у себя ви­зитандинки из Лиона. Беатификация состоялась в 1661 г., а канониза­ция уже в 1665. Папа бл. Пий IX провозгласил св. Франциска Сальско­го Учителем Церкви (1877), а Папа Пий XI - покровителем журнали­стов и католиче­ской прессы. Он также почитается как покровитель визитандинок, салезианцев (кон­грегации св. Франциска Сальского, основанной св. Иоанном Боско); он покрови­тель городов Аннеси, Шам­бери и Женевы.

Сочинения святого отличаются таким прекрасным языком и стилем, что до сего­дня­ш­него дня считаются классикой французской литерату­ры. Наиболее известные из них это «Собеседования» (Les Entretiens ), «Филотея или Руководство к благо­чес­ти­вой жизни» (1608), «Теотим или Трактат о любви Божией» (1616). Сохранилось так­же множество его посланий (ок. 1000).

В иконографии св. Франциск Сальский изображается в епископском либо понтифи­кальном облачении с митрой на голове. Его атрибуты: пылающий шар, книга, перо, а также лежащее на ладони сердце, пронзённое стрелой и окружённое терновым вен­цом.

Источник : ILG и др.

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Из «Руководства к благочестивой жизни»
св. Франциска Сальского

(Часть I, глава III)

Когда Бог создал растения, Он повелел им приносить плод «по роду своему» (Быт 1,11). Точно так же Бог хочет от христиан, которые яв­ляются живыми растениями Церкви, чтобы они приносили плоды благочестия, каждый по своим способностям и призванию. Разные формы примет благочестие дворянина, ремесленника, слуги, князя, вдовы, девушки, замужней женщины. Кроме того, оно должно соответство­вать силам, занятиям и обязанностям каждого человека. Поду­май, Филотея, что было бы, если бы епископ удалился в пустыню, а ремесленник проводил целые дни в цер­кви, как монах, а монах принимал бы разного рода людей, как епископ. Не было ли бы такое благочестие неправильным, смешным и невыносимым? Тем не ме­нее, подобные ошибки часто встречаются, и свет, который не умеет или не хочет разли­чать, сетует на благочестие, которое якобы вносит в жизнь беспорядок.

[Нет, Филотея, благочестие, когда оно подлинное, ничего не повре­ждает, напротив, оно всё совершенствует; если же оно вступает в противоречие с законным призва­нием кого-либо, оно, несомненно, ложное. «Пчела, - говорит Аристотель, - добы­вает мёд из цве­тов, не причиняя им вреда». Она их оставляет такими же ароматны­ми и свежими, какими их нашла; но истинное благочестие поступает ещё лучше, оно не только не вредит никакому призванию и никаким заня­ти­ям, но, напротив, укра­шает их и совершенствует. Всякого рода дра­го­ценные камни, погружённые в мёд, становятся от этого ярче, каж­дый по своему цвету, и каждый человек становится бо­лее успешным в сво­ём призвании, соединяя его с благочестием: семейные заботы ста­но­вятся мирными, любовь между мужем и женой делается искреннее, служение князю более верным, и занятия всякого рода более прият­ными и привлекательны­ми].

Ошибка и заблуждение считать, что благочестию не место в казарме для солдат, в мастерской ремесленника, при дворе князя, в жизни се­мьи. Верно, Филотея, что бла­гочестие чисто созерцательное, монаше­ское там не у места. Но есть множество других видов благочестия, подходящих для тех, кто хочет спасаться в миру. (…) Где бы мы ни находились, мы можем стремиться к совершенной жизни.

Цит. по: Св. Франциск Сальский, «Руководство к благочестивой жизни», с. 27-28,
Гродненская Римско-Католическая Епархия 2002.
В квадратных скобках цит. по:
La Liturgie des Heures, v. I, p. 1 363-64 , Paris 1980

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui ad animárum salútem beátum Francíscum epíscopum
ómnibus ómnia factum esse voluísti,
concéde propítius, ut, eius exémplo,
tuæ mansuetúdinem caritátis in fratrum servítio semper ostendámus.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, ко спасению душ благоволивший
блаженного епископа Франциска всем для всех соделать,
милостиво даруй, да его примером
в служении братьям кроткую любовь Твою всегда являем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

__________________________

__________________________

Легенда о св. Франциске де Саль

Пылали зори закатные,
Деревьев длинные тени
Ложились синими пятнами
На белый мрамор ступеней.

Франциск один, в сокрушении
Молился у двери храма:
«Да внидет мое моление
К Тебе, как дым фимиама.

Страшит меня наказание,
Томит греховное иго.
Вся жизнь пред моим сознанием
Предстала открытой книгой».

Взывал к Судье и Создателю
Молитвами и псалмами.
И листья платанов плакали
Прозрачнейшими слезами.

Забытыми сновиденьями
Грехи оживали снова,
Вставали пред ним виденьями
Картины мира иного.

О камни путей таинственных
О темень ночей беззвездных,
Бездальность тоски единствен­ной,
И холод несытой бездны!

Они, внезапно явясь ему,
Страданья множат без меры.
И снова в слезах: Peccavimu s!
И вечное: Miserere !

Закат отпылал пожарищем,
И вдруг прозвучало грустно:
«Меня не зовут Осуждающим,
Меня зовут - Иисусом! »

"Св. Франциск Сальский является единственным представителем своей школы духовности. Он -- ее начало, развитие и квинтессенция".540 По утверждению Филиппа Хьюгеса, именно во Франциске Сальском "французский Ренессанс получает крещение, а гуманизм становится религиозным". Он также являет собой как бы мост между Ренессансом и новым временем, а начиная с семнадцатого века до настоящего времени его личное влияние на духовность было одним из наиболее ощутимых.

Родился Франциск Сальский в Савойе в 1567 г. Образование получил у иезуитов в Париже, а затем в Падуе, где ему было присвоено звание доктора гражданского и канонического права. В декабре 1593 г. он был рукоположен в священика и назначен главой Женевского капитула, т.е. на первую по значению должность после епископской. Франциск тотчас же с пылом занялся обращением кальвинистов и достиг таких значительных успехов, что был назначен коадъ-юктором епископа Женевы, а 8 декабря 1602 г. был хиротонисан в епископа Женевского. До смерти в 1622 г. он отдавал всего себя проповеди, написанию духовных работ и руководству душ, управляя при этом делами вверенной ему епархии. Вместе со св. Жанной Франсуазой де Шанталь он основал монашескую организацию Посещения Пресвятой Девы, полузакрытую общину для молодых женщин и вдов. В 1887 г. Папа Пий IX объявил св. Франциска Сальского Учителем Церкви, причем он стал первым французом, удостоенным такой чести.

Все связанное с Богом невероятно притягивало св. Франциска Сальского с раннего возраста, и различные неожиданные события его жизни всячески свидетельствуют о непосредственно божественном промысле в призвании его к церковному пути. Мишель де ла Бедваер говорит, что Франциск Сальский -- "величайший из святых, по крайней мере нового времени. И мое убеждение основано на неоставлявшем меня никогда чувстве, что в западной истории нашей эпохи был человек, характер и жизнь которого в высшей степени отражали характер и жизнь Господа нашего Иисуса Христа, отражали как сверхъестествено, так и естественно, инстинктивно".

Учение, проповедовавшееся св. Франциском Сальским, не было новым, но изложение духовного учения поистине отличалось оригинальностью; к заслугам св. Франциска относится и то, что он вывел христианскую духовность за монастырские стены, в которых она томилась, как в заточении, долгие века. Получив образование у иезуитов, св. Франциск точно придерживался в духовной практике традиции св. Игнатия, но его богословие находится в традиции св. Августина, обладая при этом томистским реализмом и оптимизмом. Весьма вероятно, что он был знаком с работами фламандской школы, св. Екатерины Сиенской (к которой он питал огромную любовь), св. Екатерины Генуэзской, св. Филиппа Нери и многочисленных писателей испанской школы, прежде всего св. Терезы Авильской, св. Иоанна Креста, Луиса Гранадского, Иоанна Авильского и Гарсиа де Сиснероса. С самого начала пребывания в Падуе любимой книгой медитаций для св. Франциска была книга Духовная брань. В Париже у него завязались контакты с капуцином Ришаром Бокузеном, Берюллем, монахинями-кармелитками и м-м Акари.

Критическое издание трудов св. Франциска Сальского включает двадцать семь томов, из которых двенадцать томов -- письма. В остальных томах содержатся работы: О должном поклонении Святому Кресту; Введение в благочестивую жизнь; Трактат о любви к Богу; Духовные беседы,CIII его полемические работы и четыре тома проповедей. Здесь мы можем ограничиться обобщением его учения, изложенного во Введении в благочестивую жизнь.

Впервые эта работа была опубликована в 1609 г., последнее же издание, подготовленное самим св. Франциском, вышло в 1619 г. Книга была изначально адресована исключительно мирянам, и возможно, св. Франциск -- первый духовный писатель, написавший трактат о духовности мирян. Так, в предисловии он утверждает, что предшествующие авторы работ о духовной жизни либо писали с целью наставления тех, кто разорвал связь с миром, либо проповедовали духовность, подводящую человека к этому разрыву. Намерение же св. Франциска состоит в том, чтобы духовно направить остающихся в миру, продолжающих работать по своей специальности, живущих семьями и ошибочно считающих, что благочестивая жизнь и стремление к ней предназначены не для них.

Как же понимает св. Франциск благочестивую жизнь или подлинное благочестие? Во-первых, это -- не какая-то особая, необыкновенная благодать или милость, и св. Франциск утверждает это вполне категорично:

Есть вещи, которые многие люди принимают за добродетель, тогда как это вовсе не так... Я имею в виду экстазы, восхищенность, отрешенность, бесстрастие, божественные соединения, левитации, преображения и другие подобные виды проявления совершенства, о которых говорится в ряде книг, обещающих возвести душу к чисто интеллектуальному созерцанию, к существенному проявлению духа и к высшим формам жизни... Эти виды совершенства не являются добродетелями; это, скорее, награды, даруемые Богом за добродетели, или бледные прообразы наслаждений, ожидающих нас в будущей жизни... Тем не менее, стремиться к подобным милостям не следует, ибо никак не ими определяется любовь к Богу и достойное Ему служение, которые и должны составлять нашу единственную цель.

Во-вторых, подлинное благочестие не сводится ни к какому особому виду духовных упражнений:

Я не внимаю ничему, кроме совершенства, и, однако, вижу очень мало людей, на практике воплощающих его формы... Одни устремляют свою добродетель в аскезу; другие -- в воздержание в пище; чья-то добродетель -- подаяние; кто-то чаще прибегает к таинству покаяния и чаще причащается; некоторые углубляются в молитву, произносимую вслух или творимую мысленно; иные погружаются в некое пассивное и высшее созерцание; наконец, есть и такие, чья добродетель проявляется в даром даваемых им эктра-ординарных милостях. Однако все они ошибаются, принимая следствия за причины, ручей за источник, ветви за корни, второстепенное за главное, и часто призрак за сущность. Я же не знаю и не имел никакого другого опыта христианского совершенства, кроме опыта любви к Богу всем сердцем и любви к ближнему как к самому себе. Всякое другое, лишенное этого, совершенство суть лжесовершенство.

Подлинное благочестие, которое для св. Франциска Сальско-го совпадает с христианским совершенством, состоит в выполнении двойной заповеди любви, провозглашенной Христом (Мф 22:34-40). Введение в благочестивую жизнь св. Франциск начинает с подробного предисловия, напоминающего определение благочестия, данное Луисом Гранадским:546

Подлинное и живое благочестие, Филотея, предполагает любовь к Богу; это действительно не что иное, как любовь к Богу, но это не просто некая особая любовь. Поскольку божественная любовь облагораживает наши души, она именуется благодатью и делает нас достойными Божественного Величия; поскольку она дает нам силы творить добро, ее именуют любовью; но когда, достигая совершенства, она подвигает нас не только на добрые дела, но и к тому, чтобы творить их достойно, часто и своевременно, тогда именуется она благочестием.

Хотя св. Франциск говорит о добрых делах, проистекающих из подлинного благочестия, он подчеркивает, что благочестивая жизнь -- по сути жизнь внутренняя. Более того, формы ее зависят от призвания или профессии; а потому всем следует стремиться к совершенной благочестивой жизни, однако, соизмеряя свои личные силы и учитывая свои обязанности, возложенные на каждого его положением.

Подчеркнув всеобщую призванность христиан к совершенству, св. Франциск Сальский сразу же делает акцент на необходимости духовного наставника. Он признает, что хорошего наставника, который должен быть человеком любвеобильным, знающим и благоразумным, найти трудно. Он одновременно предупреждает, что духовное руководство никогда не должно мешать работе Святого Духа и ограничивать свободу души, ибо люди призваны идти к совершенству не одним и тем же путем. В сущности этот совет совпадает с тем, о чем говорили св. Тереза Авильская и св. Иоанн Креста.

Первая встающая перед душой задача -- очищение от греха, и на этом этапе св. Франциск, следуя учению св. Игнатия Лойолы, предлагает медитацию о вещах последних и достопамятных, а также полную исповедь. Затем должен последовать отказ от всяческой привязанности ко греху, без чего невозможно окончательное обращение и дальнейшеее совершенство. Чтобы достичь второго уровня очищения, очищения более глубокого, следует избегать любого соприкосновения с грехом и участвовать в мирских делах только при необходимости, не утрачивая при этом любви к тварным вещам. Так что, хотя душе и требуется иногда умение жить, тем не менее она, ощущая свое несовершенство и немощь, никогда не должна по доброй воле сживаться с недостатками характера или привычек. Для возрастания в добродетели, говорит св. Франциск, мы должны преодолеть даже свои неумышленные недостатки. Во второй части Введения cв Франциск приводит ежедневное расписание духовных упражнений, центральное место среди которых занимает мысленно творимая молитва. В основном это те же духовные упражнения, что указаны в Духовной брани и выполняемые регулярными клириками: ежедневная мысленно творимая молитва, молитвы утренние и вечерние, испытание совести, еженедельная исповедь, а также частое причащение, чтение духовной литературы и практика внутреннего сосредоточенного размышления.

Салезианский метод мысленно творимой молитвы прост, понятен и краток. Во многих аспектах он напоминает формы молитвы, которым учили Луис Гранадский, св. Игнатий Лойола и книга Духовная брань. В самом начале, следуя учению св. Бернарда, св. Терезы Авильской и св. Иоанна Креста, Франциск Сальский подчеркивает важное значение медитации о жизни Христа.

Собственно сама медитация состоит в применении разума и воли к размышлению на определенную тему. Спокойно, не торопясь, рассудок должен осмысливать различные аспекты предложенной к рассмотрению тайны и, открыв в любом из вопросов источник вдохновения и восхищения, он должен сразу остановиться и углубиться в этот вопрос. Так медитация будет порождать в воле благие устремления: любовь к Богу и к ближнему, ревность о спасении душ, подражание Христу, уверенность в благости и милосердии Божием.

Результат таких устремлений чувств должен быть двояким: беседа с Богом и практические выводы на будущее. Именно потому, что цель медитации -- возрастание в добродетели и любви к Богу, св. Франциск настаивает на том, что душа не может удовлетвориться пробудившимися чувствами и беседой с Богом, но должна принимать определенные решения для осуществления их в течение дня.

"Ко всему этому, -- говорит св. Франциск, -- я добавил требование, согласно которому каждый должен собрать небольшой букет благочестия, и вот что я тут имею в виду: ... когда наш ум изучает какую-то тайну в процессе медитации, нам следует отобрать один, два, три момента, которые, на наш взгляд, особенно согласуются с нашими представлениями и наиболее полезны нашему продвижению вперед, отобрать их, чтобы в течение оставшегося дня вспоминтгь их...".

Св. Франциск предлагает также советы, касающиеся поведения человека после завершения медитации: ищите случая воплотить на практике свои решения; оставайтесь некоторое время в молчании, а затем спокойно приступайте к выполнению своих обязанностей. Далее, возвращаясь к практике Медитации, св. Франциск говорит, что хотя он и указывает ее методику, душа должна всегда и сразу уступать любым святым вдохновениям и чувствам, пробуждающимся во время молитвы Святые чувства не следует никогда подавлять, однако все решения должны приниматься только в конце медитации.

В третьей части Введения св. Франциск рассматривает практическую сторону добродетели, отбирая те ее проявления, которые особенно необходимы христианину-мирянину. Мы могли бы сказать, что из всех разбираемых добродетелей главной салезианской добродетелью после любви является кротость. Так, в одном из своих писем св. Франциск пишет: "Помните главный урок, тот, что Господь наш преподал нам, выразив его тремя словами, дабы мы никогда не забыли его и повторяли бы его сотню раз в день: "Будьте, как Я, кротки и смиренны сердцем! Вот и все. Просто облеките свое сердце в кротость по отношению к своему ближнему и в смирение по отношению к Богу".

Наконец, в двух последних частях Введения св. Франциск говорит об искушениях, о печали, об утешениях и о сухости. Завершает же он работу серией вопросов для личного испытания совести и самоанализа, с помощью которых душа может судить о своем продвижении по пути истинного благочестия. Таким образом, Введение в благочестивую жизнь в целом содержит исчерпывающую программу духовного развития для мирян. Если Введение было написано для всех христиан доброй воли, то Трактат о любви к Богу был адресован узкому кругу читателей. Согласно дому Макею, в Трактате во всем величии святости раскрываются душа и сердце Франциска Сальского. Учение, содержащееся в Трактате, не всегда находило по достоинству высокую оценку вследствие того, что янсенисты, квиетисты и Фенелон пытались воспользоваться им для защиты своих заблуждений. Даже Боссюэ, по мнению дома Макея, нанес учению св. Франциска вред, пытаясь опровергнуть ошибки Фенелона. В результате учение св. Франциска не оказало на французскую школу того влияния, какое могло бы оказать в иной ситуации.

В Трактате поставлена задача проследить восстановление души из падшего состояния до вершин божественной любви, в чем и состоит совершенство и святость христианина. Св. Франциск приводит психологические объяснения, необходимые для понимания богословия любви. Затем он развивает тему божественного происхождения любви, показывая, что любовь человека к Богу представляет собой соучастие в вечной любви Самого Бога. А поскольку любовь по своей природе либо возрастает, либо оскудевает, то св. Франциск рассматривает возрастание любви, происходящее благодаря даже самым незначительным делам. Он рассматривает и то, что препятствует любви, и различные ситуации, когда душа иногда отказывается от божественной любви из-за любви к тварному. Он подчеркивает различие между любовью в полноте и любовью благодетельной, утверждая, что первая присуща славе, в которой любовь переживается в созерцании и покое, тогда как вторая свойственна душе в обыденной жизни.

В рассуждениях о мистической молитве и об экстатическом состоянии, которым она может сопровождаться, св. Франциск, всегда предостерегавший о возможной иллюзорности мистических явлений и об опасности самообмана, предстает как автор, описывающий нечто, пережитое им лично. Однако жизнь в любви состоит не только в восхищении мистической молитвой; она также связана с послушанием и страданием. Поэтому св. Франциск говорит о "любви подчинения", благодаря которой душа повинуется заповедям, заветам и особым видам вдохновения; он также говорит о "соединении нашей воли с божественной благоустремленной волей", о соединении, благодаря которому душа идет на страдание.

Завершается Трактат обобщением богословия любви. Св. Франциск разбирает заповеди любви к Богу и к ближнему; рассматривает любовь как связующее звено и причину всех добродетелей; он говорит о дарах и плодах Святого Духа и приводит краткие и точные советы о том, как творить дела самым совершенным образом.

Наиболее значительный вклад св. Франциска Сальского в мистическое богословие, с доктринальной точки зрения, состоял в том, что св. Франциск связал христианскую нравственность в целом и святость узами любви. Это учение, как известно, во всех деталях проповедовалось св. Фомой Аквинским и другими средневековыми богословами, однако ко времени св. Франциска Сальского снова возникла необходимость подчеркнуть, что христианское совершенство состоит не в каком-то особом виде упражнений или практики, но в Любви к Богу и к ближнему. Немногие авторы говорили о любви и о других добродетелях с большим благоговением Или с большей убежденностью. Другой вклад св. Франциска состоит в том, что он настаивал на призванности всех христиан к совершенству, независимо от их призвания и положения в этой жизни. Наконец, св. Франциск дал подробное объяснение двух основополагающих для христианской жизни упражнений: практики мысленно творимой молитвы и взращивания добродетелей, соответствующих жизненному статусу каждого человека. Св. Франциска Сальского можно по праву назвать отцом духовности нового времени, хотя разные события помешали распространению его влияния с той эффективностью, на которую можно было бы надеяться.

Святой Франциск Сальский (1567-1622) – епископ Женевы, Учитель Церкви, основатель Конгрегации визитанток. Происходил из графского рода, получил богословское образование в Париже. Проповедовал среди кальвинистов и обратил около 70 тысяч человек. Был духовным писателем и аскетом. Известен своими духовными сочинениями, в особенности «Руководством к благочестивой жизни» . Главная идея его наставлений заключается в том, что христианского совершенства можно достичь не только в монастырской обители, но и следуя своему мирскому призванию, освящая верой и любовью исполнение обязанностей, связанных с полученной профессией и занимаемым в обществе положением. Тем самым предвосхитил учение о всеобщем призвании к святости , получившее свое наиболее полное выражение в документах II Ватиканского Собора.

«Смотри на небо и не покидай его ради земли.

Смотри на ад и не бросайся в него ни на мгновение.
Смотри на Иисуса Христа и не отрекайся от Него ради мира.

Величайший успех добродетели состоит не в том, чтобы много думать о Боге, но в том, чтобы много любить Его.

Душа ближнего твоего есть древо добра и зла; к сему древу запрещено тебе прикасаться, или производить над ним суд твой; ибо суд сей Бог Себе Самому предоставил.
Будем взирать на ближнего своего оком простоты и любви, не разыскивая ни дел его, ни того, что с ним будет.

Храни радость в сердце, ибо Господь взирает на тебя с любовью и Его любовь сильнее, чем любая твоя скорбь.»

(Из «Руководства к благочестивой жизни» Франциска Сальского , переведенного на русский язык русским православным епископом святым Феофаном Затворником. Замечательный случай, когда православный святой свидетельствует о едином источнике духовной жизни Католической и Православной Церквей.)

Франциск родился 21 августа 1567 года в замке Саль (разрушен по приказу Людовика XIII), что в двадцати километрах к северо-востоку от Анси. Его родители принадлежали к старинному аристократическому семейству герцогства Савойского. Будущий святой был старшим из шести братьев и сестер.

В возрасте тринадцати лет он уехал в Париж, где получал образование сначала в колледже иезуитов, затем в Парижском университете. В 1579 г. он отправился в Падуанский университет для продолжения обучения юриспруденции и теологии. В 1593 г. против воли отца стал священником. Правда, после того, как почти сразу после рукоположения, несмотря на молодость, Франциск получил почётную должность декана Женевского капитула, отец смирился со священническим призванием сына. В качестве своих небесных покровителей молодой декан избрал св. Франциска Ассизского и св. Филиппа Нери.

Поскольку после Реформации город Женева стал центром кальвинизма, и Католическая Церковь была там запрещена, резиденция епископа Женевы и, соответственно, резиденция его капитула располагались в г. Анси в Савойе. Соответственно и деятельность Франциска поначалу проходила в родных местах, тем более что существовала потребность в борьбе с кальвинизмом, проникающим в Савойю из Женевы.

К 1594 г. район Шабле на севере Савойского герцогства стал почти полностью кальвинистским. Франциск начал там проповедническую деятельность, обращаясь главным образом к беднякам. Это было сопряжено с большими опасностями, дважды его пытались убить, а один раз он чудом избежал гибели, повстречавшись с волчьей стаей. Но проповеди Франциска были столь действенны, что через четыре года регион был полностью возвращён в католическую веру, а когда женевский епископ в изгнании Клод Гранье посетил Шабле, его встречали толпы обращённых св. Франциском бывших кальвинистов.

Слава Франциска росла, легенды ходили как о его проповедях, так и о его добродетелях. Многие его недоброжелатели были покорены терпением и кротостью святого. Франциск трижды тайно посетил оплот кальвинизма — Женеву, где вел беседы со знаменитым кальвинистским богословом и лидером, Теодором Безой, пытаясь и его вернуть в лоно католичества, но в этом не преуспел.

В 1599 г. он был назначен коадъютором епископа Женевы. В следующем году он посетил Францию, где познакомился с секретарем и исповедником короля Генриха IV кардиналом де Берюлем, знаменитым богословом, который стал его хорошим другом. Де Берюль познакомил Франциска с молодым Винсентом де Полем, эта встреча двух будущих святых была важна и полезна для обоих. Король Генрих IV также имел несколько бесед с Франциском и был настолько покорен его умом и святостью, что просил его остаться в Париже, однако Франциск отклонил это предложение и вернулся в Савойю.

В 1602 г., после смерти епископа Клода де Гранье, Франциск сам стал епископом Женевы.

До самой смерти он неустанно служил делу Церкви в Савойе и во всей Франции, проповедовал, способствовал росту приходов, приумножал христианское просвещение, спешил на помощь бедным и обездоленным. Вместе со святой Иоанной де Шанталь, духовным руководителем которой он был, Франциск основал в Анси в 1610 г. женский Орден визитанток, духовное руководство которым осуществлял до самой смерти.

Смерть и почитание

Герцог Савойский потребовал от Франциска, чтобы тот сопровождал его с дипломатической миссией в Париж и, несмотря на слабое здоровье и усталость, тот согласился. Предчувствуя свою вероятную кончину, Франциск Сальский оставил завещание и попрощался с клиром и монахинями в Анси.

Направляясь в столицу Французского королевства, Франциск 12 декабря 1622 г. сделал остановку в Лионе, где проживала последние годы Иоанна де Шанталь. Спустя несколько дней он окончательно слег, а 28 декабря умер. Вскоре после смерти его мощи были перевезены в монастырь Ордена визитанток в Анси. День перенесения мощей св. Франциска Сальского и является днем его поминовения в Католической Церкви. В 1661 г. Папа Александр VII беатифицировал Франциска, в 1665 г. тот же Папа причислил его к лику святых, а в 1877 г. Франциску Сальскому был присвоен Папой Пием IX почётный титул .

Кроме непосредственно основанного св. Франциском Сальским в содружестве со св. Иоанной де Шанталь женского Ордена визитанток, к духовному наследию этого святого возводят себя еще три мужских и четыре женских Конгрегации. Среди них — широко известная во всём мире, в том числе и в России, Конгрегация Салезианцев дона Боско .

В 1923 г. Папа Пий XI провозгласил св. Франциска Сальского покровителем католических писателей, издателей и журналистов .

Франциск Сальский - «величайший из святых, по крайней мере нового времени. И мое убеждение основано на не оставлявшем меня никогда чувстве, что в западной истории нашей эпохи был человек, характер и жизнь которого в высшей степени отражали характер и жизнь Господа нашего Иисуса Христа, отражали как сверхъестественно, так и естественно, инстинктивно».

Мишель де ла Бедваер

“Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам” (Тит 2, 11-14) .

Святой Франциск Сальский, моли Бога о нас!

Loading...Loading...