Церковный «Эрмитаж»: музей, в котором обязательно стоит побывать. Музей истории православия на алтае

ДОКЛАД

ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы и матери, братья и сестры!

Благодарю вас за предоставленную возможность выступить перед высоким собранием. Я представляю на этом форуме Церковный музей Московской епархии, расположенный в московском Новодевичьем монастыре

Задача настоящего доклада - познакомить слушателей с историей создания Церковного музея, организацией его работы и его участием в деле сохранения культурного наследия.

I. История Церковного музея.

Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви сравнительно молодой, ему всего четыре года. Он был создан в стенах древнего Новодевичьего монастыря в июне 2010 года по распоряжению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Это - частное учреждение культуры, учредителем и собственником которого является Московская Епархия.

Церковный музей фактически стал приемником филиала Государственного Исторического музея, который долгие годы находился в Новодевичьем монастыре, и выехал с его территории в связи с передачей обители Московской епархии Русской Православной Церкви. В январе того же 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря в составе 47 строений и 5 иконостасов, был передан в безвозмездное срочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. За всеми переданными объектами недвижимого имущества сохранился статус федеральной собственности, а за иконостасами еще и принадлежности Государственному музейному фонду.

Церковный музей Московской епархии осуществляет свою деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом, Указами и иными актами митрополита Крутицкого и Коломенского. В уставе Церковного музея Московской епархии прописано, что он является некоммерческой организацией, и создан для осуществления культурных, образовательных, просветительских, научных и иных функций, а также для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

II. Цели и задачи

На территории Новодевичьего монастыря находится ряд выдающихся памятников истории и культуры, относящихся к середине XVI- концу XVII вв. а именно: пять храмов, колокольня, дворцовые палаты, крепостные стены с башнями, а также памятники некрополя. Церковный музей Московской епархии позиционирует себя как православное научно-просветительское учреждение, хранящее мемориальные и исторические реликвии, связанные с российской государственностью и православием.

Получив в пользование комплекс Новодевичьего монастыря, Московская епархия соответственно приняла на себя и ответственность за сохранение этого особо ценного объекта истории и культуры. Следует отметить, что при передаче в пользование Московской епархии Новодевичий монастырь утратил юридический статус особо ценного объекта, и вытекающие из него преференции. Итак, с первых дней перед Церковным музеем стояла задача возвратить древней обители статус особо ценного объекта. Чтобы ее решитьсотрудникам Музея потребовалось немало времени и усилий, и сейчас ансамбль Новодевичьего монастыря вновь признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

С 2004 года ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, будучи признан универсальной мировой ценностью. Это ставит перед Церковным музеем задачи другого уровня, а именно - исполнение международных конвенций в области сохранения объектов всемирного культурного наследия и презентацию архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в культурном ландшафте, исторической и природной среде, а также его мемориализацию как памятника православной культуры. Весь этот комплекс вопросов должен найти своё отражение в плане управления ансамблем Новодевичьего монастыря, находящимся в стадии разработки.

Находясь в стенах древней церковной святыни, действующего православного монастыря, сознавая себя хранителем христианского культурного наследия и частью российского и всемирного музейного сообщества, Церковный музей Московской епархии видит свою миссию в духовно-нравственном и культурном просвещении российского общества, воспитании подрастающего поколения. Этим продиктованы основные направления, деятельности Церковного музея: экскурсионно-выставочная, научная, информационно-просветительская.

III. Основные направления деятельности.

1). Экскурсионно-выставочная. С первых дней своего существования Церковный музей был глубоко заинтересован в сохранении высокого профессионального уровня экскурсионного обслуживания - такого, каким оно был в филиале Государственного Исторического музея. Поэтому его экскурсоводы были привлечены на работу в Церковный музей. Благодаря этому экскурсионное бюро ни на один день не прервало свою работу. В настоящее время оно работает без выходных, направляя свою деятельность на предоставление услуг посетителям и, соответственно, на получение музеем дополнительных финансовых средств (экскурсии, реализация сувенирной и полиграфической продукции и др.).

Следующей задачей Церковного музея было открытие новых экспозиций. В его распоряжении после вывоза фондов ГИМа и свёртывания выставок осталось 5 иконостасов, из которых четыре - в действующих храмах. Уже к Пасхе 2011 года в Ирининских палатах по благословению Митрополита Ювеналия Церковным музеем была открыта первая экспозиция под названием «Огненные язы́ки благодати», в рамках которой представлено более 50-ти икон первой четверти 18 века из иконостаса реставрируемой Духовской церкви.

Одновременно с этой экспозицией была открыта фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», рассказывающая о том, как в постсоветское время в Московской области из руин восстанавливались храмы и монастыри. В прошедшем 2014 году она в обновленном и расширенном виде была перенесена в Сетунские палаты.

К Рождеству 2012 года в Софьиных палатах была открыта выставка «Величай, Душе моя, Деву Пречистую». На выставке представлено более 80 Богородичных икон конца XVIII-начала XX вв. из прежде закрытого монастырского фонда.

В Напрудной башне была размещена выставка, посвященная игуменье Серафиме (Черной) - первой настоятельнице возрожденного Новодевичьего монастыря, родной внучки священномученика Серафима Чича́гова. На выставке представлены фотографии из семейного архива, личные вещи, церковные и государственные награды матушки.

К 200-летнему юбилею Отечественной войны в подклете Софьиных палат была открыта выставка «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», повествующая о первых месяцах войны и о том, как Москва и Новодевичий монастырь пережили французскую оккупацию.

В настоящее время в Новодевичьем монастыре действуют 5 экспозиций. В летний период Смоленский собор обители во внебогослужебное время функционирует в музейном режиме.

2). Научно-фондовая работа - является одним из основных направлений музейной деятельности, ориентированная на сохранение, исследование и использование музейных предметов. Как уже было сказано, вместе с объектами недвижимости Московской епархии были переданы в пользование 5 иконостасов из Государственного музейного фонда, ценнейшим памятником и уникальным артефактом является настенная фресковая роспись Смоленского собора.

Задачей Церковного музея является учет переданных в пользование объектов, их изучение и сохранение. Для этого несколько раз в год в плановом и внеочередном порядке в Новодевичьем монастыре проходят выездные совещания реставрационного совета ГИМа, на которых его научные сотрудники проверяют состояние и условия хранения переданных памятников искусства, дают рекомендации.

Главный хранитель Церковного музея в рабочем порядке следит за состоянием иконостасов и росписей, ведет постоянный мониторинг температурно-влажностного режима. В музее на протяжении ряда лет проводится работа по компьютеризации фондов, прежде всего, с целью формирования каталогов коллекций в электронном виде.

Прочные связи установились у Церковного музея с Российским Институтом Археологии РАН, постоянно проводящим работы на памятниках Новодевичьего монастыря, а также с Центральными научно-реставрационными производственными мастерскими, курирующими проведение всех реставрационных работ на памятниках Новодевичьего монастыря.

3). Конференции, издательская деятельность.

Представители Церковного музея регулярно принимают участие в различных российских и международных научных форумах по музейному делу, реставрации, конференциях, семинарах, круглых столах, после чего готовят отчеты и размещают материалы на сайте Церковного музея (http://ndm-museum.ru). В стенах самой обители уже не раз проводились конференции и круглые столы, в их числе семинар ЮНЕСКО для пользователей объектов религиозного значения.

В период с 2011 по 2012 гг. Церковный музей совместно с ГИМом, подготовил к изданию и выпустил фундаментальную научную антологию по истории и архитектуре Новодевичьего монастыря. К работе над этой книгой были привлечены авторитетные историки, искусствоведы, архитекторы, археологи. В прошедшем году Новодевичий монастырь выпустил новый тираж популярного путеводителя.

В монастыре уже дважды проводились международные конференции по золотному шитью, всякий раз сопровождавшиеся выпуском сборников материалов и докладов.

3). Информационно-просветительская деятельность Церковного музея Московской епархии заключается в предоставлении информации о экспозициях, фондовых коллекциях и проводимых в музее мероприятиях, которая широко распространяется, благодаря видеосюжетам и анонсам, распространяемых в СМИ. Церковный музей активно формирует связи с различными туристическими и паломническими службами, общественными организациями, сотрудничает федеральными и региональными СМИ, принимает участие в социальных программах, в стенах обители проходят практику студенты различных архитектурных и художественных ВУЗов.

В начале 2014 года по благословению Митрополита Ювеналия в монастыре начала работать общедоступная библиотека с большим читальным залом, где проводятся духовные беседы и круглые столы.

IV . Структура и подразделения.

На 1 января 2014 г. штатное расписание Церковного музея включало 50,0 единиц. В своей работе сотрудники музея руководствуются положениями об отделах и должностными инструкциями. Руководителем Церковного музея Московской епархии является директор, которого назначает митрополит Крутицкий и Коломенский.

Музей имеет компактный управленческий аппарат, в который входят следующие штатные единицы: заместитель директора по научной работе, заместитель по связям со СМИ и хозяйственным вопросам, учёный секретарь и главный хранитель.

Наиболее многочисленное подразделение (62% от общего числа сотрудников), представляет собой экскурсионно-выставочный отдел, что обусловлено наличием довольно обширных экспозиционных площадей, за которыми наблюдают смотрители.

V . Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что Церковный музей Московской епархии успешно продолжает традиции музеефикации Новодевичьего монастыря - одного из основных туристических объектов столицы - и удерживает высокий рейтинг среди московских музеев. После передачи обители в пользование Церкви, наблюдается устойчивое увеличение потока посетителей, в том числе и иностранцев (который по известным причинам снизился в этом году). Экспозиции музея пользуются популярностью среди различных социальных групп населения, желающих познакомиться с историческим и духовным наследием России, повысить свой культурный уровень.

После полномасштабной реставрации, которая началась в этом году, древняя обитель, которая скоро отметит свой 500-летний юбилей, предстанет в преображенном виде. Это тем более важно, т. к. Новодевичий монастырь всегда был и доныне является одним из духовных центров и святыней Первопрестольной, чудом уцелевшей среди бесчисленных разорений, стихийных бедствий, различных реформ, выдающейся христианской ценностью, своим царственным великолепием и гармонией архитектурного ансамбля свидетельствующей о Божественном величии, и наконец, знаковым объектом в системе церковно-государственных отношений.

Благодарю за внимание!

Диакон Алексий Куликов

ЦЕРКОВНЫЕ МУЗЕИ

Группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями; в настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества музеев. Церковные музеи возникли как группа музеев исторического профиля, с целью собирания и хранения памятников церковной старины.

Церковные или церковно-археологические музеи находились в ведении Святейшего Синода и существовали при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах, православных братствах. Появление церковных музеев было связано с введением курса церковной археологии в программу духовных академий, наглядность преподавания которого обеспечивалась демонстрацией предметов, а также осознанная обществом потребность в сохранении памятников церковной старины. Церковные музеи создавались на базе коллекций древлехранилищ, включавших собрания церковной утвари, облачений, книг и ставили своей целью просвещение духовенства и светской публики.

История

Первые церковные музеи появились в последней трети 19 в. при духовных академиях - Киевской (1872 г.), Петербургской (1879 г.), Московской (1880 г.) Самым крупным из них был музей Киевской духовной академии, состоявший из отдела рукописей, старопечатных книг и гравюр, архитектуры, иконописи, скульптуры, нумизматики, богослужебной утвари и включавший исторические реликвии (крест, которым, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил вел. кн. Дмитрия Донского и др.) Интенсивная собирательская работа значительно увеличила количество предметов музея; результаты исследований отдельных экспонатов и коллекций (см. виды коллекций) публиковались в трудах академии.

В конце 19- начале 20 в. был создан ряд музеев по инициативе церковно-археологических обществ и комитетов. Музеи церковных древностей открылись в Ростове (1883 г.), Туле (1885 г.), Архангельске (1886 г.), Подольске (1890 г.), Ставрополе (1894 г.), Воронеже (1901 г.), Кишинёве (1904 г.), Орле (1905 г.).

Церковные музеи открывались и благодаря деятельности светских лиц - в Вологде (1888 г.), Тифлисе (1888 г.), Витебске (1893 г.), Могилёве (1897 г.)

На предварительном съезде деятелей музеев в Москве (1912 г.), созванном для обсуждения назревших вопросов в области музейного дела, группа представителей церковно-археологических музеев была одной из самых значительных. К этому времени в России было около 50 церковных музеев.

После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических , художественных , краеведческих музеев и образовали "церковные" отделы, пополнявшиеся в 1920-е гг. культовыми предметами закрывавшихся храмов. В 1930-е гг. многие исторические и художественные музеи были закрыты или перепрофилированы в краеведческие и антирелигиозные. Церковные коллекции были частично утрачены, наиболее ценные поступили в крупнейшие государственные музеи - Центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва, музей-заповедник "Коломенское", Новгородский объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, местные краеведческие музеи.

Первый музей после ликвидации церковных музеев вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Церковные музеи открываются в настоящее время как в действующих монастырях (музей истории Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре, Мемориальный музей патриарха Тихона в Донском монастыре), так и в приходских храмах по всей России (Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл., в планах - открытие музея при храме св. великомученицы Варвары в с. Поводнево Мышкинского р-на Ярославской области, при Троицком соборе в г. Саратове). Сложные взаимоотношения, возникшие с 1990-х гг. между крупнейшими музеями и Русской Православной церковью по вопросам собственности коллекций церковных древностей, в настоящее время урегулированы не окончательно.

Музей православной культуры, расположенный в финском городе Куопио, был открыт в 1957 году. На современном месте музей работает с 1969 года, когда для него было построено отдельное, небольшое по размерам здание в стиле модерн из стекла и камня.

Основу коллекции музея составляют экспонаты из Валаамского монастыря, которые были увезены оттуда вглубь страны в 1939 году, после начала войны между Финляндией и Советским Союзом, и предметы церковного искусства XVII – XX веков, эвакуированные из других православных приходов страны.

Среди экспонатов можно увидеть украшенные драгоценными камнями иконы, псалтырь в серебряном окладе, священные церковные одежды с вышивкой из золота и серебра. Особую ценность представляют каменные цепи вериги, принадлежавшие монахам-отшельникам с острова Валаам.

Краеведческий музей в Куопио

Краеведческий музей в Куопио ориентирован на природу Северо-Западной Европы. Но в коллекциях преобладают экспонаты восточной Финляндии. Коллекция Краеведческого музея Куопио была создана в 1887 году, когда Бенджамин Сталберг пожертвовал новому музею три чучела совы.

В 1901 году А. Ю. Мела поддержал новую коллекцию, подарив свои образцы растений, минералов, насекомых, птиц и яиц. Когда здание для музея было готово, в 1907 году, Общество натуралистов Куопио начало собирать материалы для коллекции и организовало первую выставку.

Сборы экспонатов продолжались до 1960 года. К этому времени в коллекции музея уже насчитывалось около 1500 позвоночных, 22000 насекомых и яйца 300 различных видов птиц.

Музей городской истории в Куопио

Куопио – это столица провинции Северное Саво в Финляндии. Основной достопримечательностью города считается каменный Кафедральный собор Tuomlokirkko, построенный в 1815 году. Также в Копио находится основной православный собор Финляндии - собор Св. Николая.

В Копио расположены несколько интересных музеев. Собор Св. Николая является самым крупным музеем православия в Западной Европе, интересен Музей-квартал, где можно посмотреть макеты домов разных времен и сословий, Художественный музей, Автомобильный музей и др.

Интересен также Музей городской истории в Куопио. Музей является частью музейного центра Куопио. Он расположен в доме, который ранее являлся жилищем священника. До этого здание было коровником. В музее можно посмотреть на экспонаты культурно-исторического наследия, в том числе, сотворенные вручную. Также здесь представлены экспонаты скотоводства, рыбалки, школьные предметы военного времени.

Главная цель создания музея - демонстрация предыстории, истории, жизни и культуры города Куопио и Северного Саво. Музей был основан в 1884 году.

Церковный православный музей

Церковный православный музей расположен в небольшом финском городе Куопио и располагает обширной коллекцией предметов церковного искусства и исторических артефактов. Несмотря на свою относительную молодость, музейная коллекция насчитывает обширное число предметов, относящихся к XVII-XIX векам. Это во многом заслуга контактов музея с Валаамским монастырем, который принимает активное участие в формировании экспозиции.

Церковный православный музей в Куопио - крупнейшее сооружение подобного рода в Западной Европе. Коллекция музея довольно обширно пополнилась во время Второй мировой войны, что позволило сохранить уникальный атрибуты церковной жизни, в частности Коневскую икону Божией Матери XVIII века. Из собранных экспонатов в 1957 году был создан музей, а в 1968 году у коллекции появилось постоянное помещение.

Приходите в церковный музей для того, чтобы лучше ознакомиться с церковной историей и культурой. Вас ждет множество уникальных экспонатов и интересные экскурсии от профессиональных работников музея.


Достопримечательности Куопио

19 марта, на первой неделе Великого поста, паломники Знаменского храма отправились на экскурсию по православным музеям Москвы. В один день нашим прихожанам предстояло помолиться за литургией в храме святителя Николая в Толмачах, побывать в музее русской иконы и Афонском подворье. Насыщенная программа не испугала наших путешественников, и многие взяли с собой в паломничество детей.

Первым посещённым местом был храм Святителя Николая в Толмачах. Это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Сегодня он обладает статусом домовой церкви при Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа. Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона «Троица», написанная Андреем Рублёвым. В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи. Так, например, в храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Её пребывание в храме при Третьяковской галерее подчёркивает религиозную и художественную ценность святыни. Здесь же находятся особо почитаемые иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Перед литургией паломники приложились к иконам Божией Матери «Владимирская» и Николая Чудотворца, мощам угодников Божиих. Многим удалось принять участие в таинстве Евхаристии.

Музей русской иконы не впервые встречает наших паломников. Увлекательная и познавательная экскурсия проходила в дружеской обстановке. И взрослые, и дети внимательно слушали рассказ экскурсовода, наперебой задавая ему самые неожиданные вопросы.

Завершилось наше путешествие на Афонском подворье в Москве. В Греции на священной горе Афон находится Свято-Пантелеймонов монастырь (Россикон, Новый Руссик). В Москве же, в районе Таганки, обустроено его представительство, Афонское подворье. Главный монастырский храм – святого великомученика Никиты на Швивой горке – возведён в XVI веке. На московском подворье хранятся частицы святых мощей целителя Пантелеймона и преподобного Силуана, переданные монастырю с Афона.


На обратном пути паломники посмотрели фильмы, посвящённые 200-летию Знаменского храма села Старая Кашира и истории паломничества. Поездка подарила всем множество новых знаний и впечатлений, главное из которых – то, что время Великого поста можно проводить интересно, с пользой для ума и души.

Loading...Loading...