Что говорить после имени пророка. Необходимость благословения Пророка Мухаммада (с.а.в.) при каждом его упоминании

Каждый мусульманин должен благодарить Аллаhа за оказанную ему честь быть среди общины досточтимого пророка Мухаммада ﷺ.

Рабам Аллаhа, которые любят Его, Всевышний приказал следовать за посланником Аллаhа ﷺ . В наши дни следование за Мухаммадом ﷺ означает необходимость придерживаться его благословенной сунны. Аллаh сообщает, что тех, кто будет поступать подобным образом, Он возлюбит и простит их грехи. Аллаh говорит в Кур`ане:

«Скажи: «Если вы любите Аллаhа, то следуйте за мной, и тогда Аллаh возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллаh – Прощающий, Милосердный».

(3:31)

Всевышний Аллаh любит нашего досточтимого пророка ﷺ , и Он сообщает нам об этом в Кур`ане:

«Воистину, Аллаh и Его ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром».

(33:56)

Этот аят говорит не только о том, что Аллаh оказывает милость Своему пророку ﷺ , благословляет и возвышает его, но и приказывает всем мусульманам при упоминании имени посланника Аллаhа ﷺ произносить благословение (салят) в его адрес и приветствовать его с миром (салям).

Слово «салят» (во множественном числе салаўат) имеет множество значений – это обязательная молитва мусульманина – намаз, мольба – ду`а, благословение, просьба о прощении грехов, восхваление, прощение, возвеличивание. Учёные разъяснили, что это слово приобретает различные значения в зависимости от того, кто воздаёт салят. Если Аллаh воздаёт салят, то это означает оказание милости Своему рабу, вознаграждение и восхваление его, возвышение на более высокую степень. Если ангелы воздают салят, то это значит, что они просят Аллаhа о прощении, просят Аллаhа, чтобы раб поднялся на более высокую степень, по воле Аллаhа спешат помочь рабу Аллаhа. Если верующие воздают салят, то это значит, что они делают ду`а за пророка ﷺ , восхваляют его.

Слово «Салям» также имеет множество значений: мир, спокойствие, безопасность от гнева Аллаhа, благополучие, приветствие, здоровье. Салям является лучшим приветствием, и поэтому мусульмане при встрече и расставании говорят друг другу: «АсСаляму `алейкум!» - «Мир Вам!». И потому при упоминании имени пророков мы приветствуем их Салямом.

Ученые разошлись во мнениях по вопросу о необходимости произносить салят после упоминания имени пророка Мухаммада ﷺ . Одни говорят, что является обязательным – фард, после каждого упоминания имени пророка ﷺ произносить салят, причем это обязательно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто слушает. Другие говорят, что это необходимо (ўаджиб). Третьи говорят, что если в каком-то собрании кто-то один раз скажет салят, то этого достаточно. Но при всём разнообразии мнений все утверждают, что нужно произносить благословения в адрес пророка ﷺ .

Тем мусульманам, которые произносят благословение на нашего пророка ﷺ Аллаh обещает большие награды: Он прощает их грехи, возвышает на более высокую степень и увеличивает воздаяние за добрые дела в десять раз.

«Приводится со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Того, кто произнесёт на меня благословение, Аллаh благословит его десять раз».

Приводят Муслим, Ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ан-Насаи

Однажды посланник Аллаhа ﷺ вышел к своим сподвижникам с радостным лицом и сообщил, что Джибриль (Мир ему!) принёс ему такую хорошую весть: «О посланник Аллаhа! Не обрадует ли тебя весть, что для человека из твоей общины, который воздаст тебе одно благословение, я десять раз попрошу прощение, а если он поприветствует тебя один раз, я поприветствую его десять раз?»

Хадис приводит Ан-Насаи

Эти сообщения указывают на высокое положение пророка Мухаммада ﷺ перед Аллаhом и Его ангелами.

Благословения, которые мы произносим на пророка ﷺ , приносят пользу, прежде всего, нам самим. Мы удостаиваемся за это милости и благословения Аллаhа, прощаются наши грехи, увеличивается награда за добрые дела, происходит обогащение нашего духовного мира. И что очень важно, в Судный день мы окажемся близкими к любимцу Аллаhа – пророку Мухаммаду ﷺ . А насколько ценна эта награда можно полностью понять только после наступления Судного дня.

«Приводится со слов `АбдуЛлаhа ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Самыми близкими из людей ко мне в Судный день окажутся те, которые чаще других произносили на меня благословения».

Приводит Ат-Тирмизи

Одним из условий обретения совершенства веры является утверждение в душе любви к посланнику Аллаhа ﷺ . Мы должны любить посланника Аллаhа ﷺ больше, чем всех остальных людей, и даже больше, чем самого себя.

В следующем хадисе приводятся слова наилучшего салаўата, который мы произносим во время каждой молитвы.

«Сообщается, что Абу Мухаммад Ка`б бин `Уджра, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Однажды пророк ﷺ , вышел к нам и мы сказали: «О посланник Аллаhа, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам обращаться к Аллаhу с мольбами за тебя?» На это пророк ﷺ сказал: «Говорите: «O Аллаh, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибраhима и семейство Ибраhима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный! О Аллаh, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибраhиму и семейству Ибраhима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный!» (Аллаhумма, салли `аля Мухаммадин ўа `аля али Мухаммадин кямa салляйта `аля Ибраhима ўа `аля али Ибраhима, иннакя Хамидун Маджид! Аллаhумма, барик `аля Мухаммадин ўа `аля али Мухаммадин кяма баракта "аля Ибраhима ўа `аля али Ибраhима, инна-кя Хамидун, Маджид!)

Приводят Аль-Бухари и Муслим

У некоторых невежественных людей вызывает удивление повеление произносить благословения на пророка ﷺ и на его семью. Шайтан увеличивает им их сомнения, говоря, что это такие же люди, как и мы, зачем нам их возвеличивать? Но, прежде всего, отбрасывая все сомнения по этому поводу, мы говорим, что мы возносим благословения потому, что так повелели нам Аллаh и Его посланник ﷺ . Так поступали сподвижники посланника Аллаhа ﷺ и другие праведные предшественники. К этому призывает нас наша благодарность перед пророком ﷺ , который донёс до людей божественное откровение, испытывая при этом невероятные трудности и испытания. Посредством его мы стали мусульманами, получили надежду на милость Аллаhа и Его прощение. И мы надеемся на обретение наград за наши салаўаты и на заступничество пророка ﷺ в Судный день.

Азкары – это слова поминания Аллаха или слова, которые считаются молитвой. Произнося их, человек получает воздаяние от Всевышнего и благодать.

Бывают азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т. д. Каждый из таких азкаров произносится в определённое время, в определённых ситуациях. Например, «Бисмиллях» говорят перед едой, а «Альхамдулиллях» после еды.

Так же и с другими азкарами и молитвами..

Есть и молитвы, не связанные с какими-либо условиями, которые желательно читать постоянно. У таких молитв, которые также являются поминанием Всевышнего, есть свои правила чтения, которые нужно соблюдать. Кто хочет читать молитвы постоянно, тот должен изучить этику постоянного поминания, чтобы впоследствии его молитвы не оказались напрасными. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что даже читающий Коран может получать проклятие от читаемого им Корана. По какой причине? Из-за несоблюдения необходимой этики чтения Корана. Впрочем, этика Корана – это отдельная тема, достаточно подробно раскрытая в достоверных исламских источниках. Мы же сейчас говорим о некоторых ошибках в читаемых повседневно молитвах и азкарах.

Приведём несколько примеров.

На вопрос «Как дела?» положено отвечать: «Альхамдулиллях (хвала Аллаху), хорошо». Ответить в этом случае «Субханаллах, хорошо» будет неправильно. Один мой товарищ, позвонив своему знакомому, спросил его: «Как дела, что делаешь?» Тот ответил: «Субханаллах, по парку гуляю». Уместно ли в данном случае сопровождать свой ответ: «По парку гуляю» – выражением «Субханаллах» (т. е. «Пречист Аллах от всех не соответствующих Ему качеств и атрибутов»)?! Другой приходит в закусочную и говорит: «Субханаллах, дай одну шаурму». Какая связь между шаурмой и этим поминанием Аллаха?! Был ещё случай, когда одна девушка, возмущённая тем, что некоторые мусульмане разговаривают в мечети о мирских делах, рассказывала: «Сидят в мечети и, «бисмиллях», начинают говорить о любви». Непонятно, причём здесь «бисмиллях». Это поминание означает «с именем Аллаха», его произносят перед тем, как начать делать что-то – например, перед входом в дом, перед едой, перед чтением Корана и т. д. Но ведь эти люди не начинали с «бисмиллях» разговор в мечети о любви. Это же смешно! Хотя нет, уже не смешно... Это небрежность по отношению к молитвам.

В таких случаях азкары теряют свой истинный духовный смысл, а значит, произносивший их вполне может потерять воздаяние за прочитанную молитву.

Например, «Аль-Фатиха» – очень ценная сура, прочитавший её получает огромное вознаграждение. Давайте спросим себя: получим ли мы полное вознаграждение за чтение этой суры в намазе сидя? Нет! Сидя читают «ат-Ташаххуд» («Аттахийату»), а не «Фатиху». Другой вопрос: получим ли мы воздаяние за чтение суры «Аль-Фатиха» на мусорной свалке или в туалете? Нет! Такое неуважительное отношение к суре – грех. Так и с остальными азкарами. Прежде чем произносить их вслух, человек должен подумать: а не ошибается ли он? Рекомендую всем, и в первую очередь себе, изучить этику чтения азкаров и молитв, ведь это не пустая болтовня, а поминание Всевышнего Аллаха.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые основные моменты:

1. Не следует читать азкары напоказ .. Спросите себя, сколько раз вы читаете эти азкары наедине и сколько раз произносите их на публике, и вы увидите степень своей искренности. Но и это не главный критерий стремления к показному. Такое стремление является очень скрытым и весьма опасным в духовном смысле. Оно не только сводит на нет наши благие деяния, но и может превратить их в грех.

2. Уровень богобоязненности и праведность человека определяются не количеством публично произнесённых им азкаров и молитв . Богобоязненность – нечто скрытое в сердце человека. Не отрицаю, что поведение богобоязненного человека отличается от поведения грешника, но внешность не является основным показателем богобоязненности, и уж тем более небрежное использование азкаров не может служить доказательством набожности. Поэтому человек, читающий азкары, пусть не возносит себя над тем, кто не читает их вслух. Быть может, наедине со Всевышним тот за один раз читает столько азкаров, сколько ты не прочитаешь публично за всю свою жизнь.

3. Произносите азкары в тех случаях, когда они уместны . Прочитайте в достоверных книгах или статьях и запомните, где, как и когда следует читать тот или иной азкар или определённую молитву. Это очень важно, потому что нарушение правил приводит к несоблюдению этики по отношению к азкарам, ведь молитвы с именем Создателя нужно произносить с соответствующей этикой. Нормы этики бывают как желательными, так и обязательными. Несоблюдение желательных норм ведёт к потере вознаграждения за молитву. Да поможет нам Всевышний. Амин!

Гамзат Магомедов

Вопрос: Допустимо ли писать «с.а.с» или «с.а.в» при упоминании Пророка (с.а.с. – мир ему и благословение Аллаха) и не писать салават полностью?

Ответ: Хвала Аллаху

Необходимо писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» (Мир ему и благословение Аллаха) полностью, не сокращая эти слова до «с.а.с» или «с.а.в».

Сказал шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилостивится над ним Аллах): «Предписано благословлять Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы в ташаххуде, во время хутбы, дуа и мольбы о прощении, после азана, при выходе и входе в мечеть и при его упоминании в других случаях. Поэтому еще важнее делать это, когда мы пишем его имя в книге, письме, статье и т.п.

Необходимо писать благословение (салават) полностью, чтобы выполнить повеление Аллаха и напомнить читателю о его произнесении. Нам не следует писать благословение Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в сокращенной форме, например, «с.а.с», «с.а.в» и т.д., поскольку это противоречит повелению Аллаха в Его Книге, где Он говорит:

صلُّوا عليهِ وسلِّموا تسْليماً

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56)

Сокращенная форма не имеет таких преимуществ, как полная. Читатель может не заметить или не понять ее; более того, ученые не одобряют такое написание и даже предостерегают от него.

Сказал Ибн ас-Саля в своей книге «Улюм аль-Хадис» (Наука о хадисах), известной как «Мукадимат Ибн ас-Саля»:

«Девятое: Человек должен полностью писать салават и таслим, т.е. слова «мир ему и благословение Аллаха», при упоминании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Человек не должен уставать от этого повторения, потому что в этом огромная польза, а изучающие хадисы и писатели могут упустить ее. Кто пренебрегает этим, тот лишается огромной награды. Благое совершают те, кто пишет салават полностью, потому что человек пишет его в форме дуа, а не как часть повествования, зависимую от источника.

Крупнейший ученый, обладающий обширными знаниями, Ас-Сахави (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Фатх аль-Мугис Шарх Альфият аль-Хадис аль-Ираки»: «О пишущий, избегай сокращать эти слова (салават) до двух букв или чего-то подобного, как это делают аль-Катани и другие из числа невежественных арабов и учащихся. Вместо «салаЛлаху алейхи уа салям» они пишут «с.а.в» или «с.а.с», что влечет за собой уменьшение награды, ведь это не соответствует правильной манере.

Ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Тадриб ар-Рави фи Шарх Такриб ан-Навави»: «Порицается писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» в короткой форме в любом месте, где оно требуется, как сказано в комментариях «Шарх Муслим» и других источниках, потому что Аллах говорит:

صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56).

Порицается сокращать это до одной или двух букв, и те, кто пишут «с.а.в», должны писать это в полной форме».

Я советую каждому мусульманину, читающему или пишущему, стремиться к лучшей награде и отдаляться от того, что может свести ее на нет или уменьшить. Просим Аллаха даровать нам успех в том, что приводит к Его довольству, воистину, Он Самый Щедрый. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам.

Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Баз, 2/397-399.

Мусульмане, при упоминании имени пророка, по указанию Всевышнего Аллаха, произносят ему «Салават». В арабском варианте это звучит следующим образом: «алэйхи-с-саляту уа-с-салям». В арабском языке слово «салят» означает молитва, также употребляется как «мольба». Здесь возникает вопрос: «Как совершать мольбу за пророка?». В исламе есть ряд случаев, когда стоит молиться за пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего.

Об этом рассказал сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, в своих многочисленных изречениях. Передается от Ибн Масгуда Укба ибн Амру аль-ансари, который сказал: «Когда мы сидели у Сагда ибн Убады, к нам пришел Посланник Аллаха, и Башир ибн Сагд сказал ему: «Аллах повелел нам молиться за тебя, так как же должны это делать?» Он сказал: «Говорите: Аллахумма салли аля Мухаммад, уа аля али Мухаммад, Кама салэйта аля Ибрахима, уа барик аля Мухаммад, уа аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима». А приветствие вы знаете».

Передается от Абдурахмана ибн Абу Ляйла, который сказал: «Повстречался мне Кагб ибн Уджра, и он сказал мне: «Не подарить ли мне тебе подарок?! К нам вышел Посланник Аллаха, и мы спросили его: «О, Посланник Аллаха, мы узнали, как приветствовать тебя, а как молиться за тебя?». Он ответил: «Говорите: Аллахумма салли аля Мухаммад уа аля али Мухаммад, кама саллэйта аля Ибрахима иннака Хамидун Маджид. Аллахумма барик аля Мухаммад уа аля али Мухаммад кама баракта аля Ибрахима иннака Хамидун Маджид».

Места, в которых произносятся слова мольбы за Пророка

1) В конце ташаххуда.
Передается от Ибн Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Не будет молитвы, кроме как с чтением (кыраат), чтением ташаххуда и мольбой за меня».
Передается от Фадаля ибн Убайда, что Посланник Аллаха услышал, как один человек в своей мольбе не помолился за пророка, и он сказал: «Этот поторопился». Потом он позвал и сказал ему, или другому: «Когда кто-нибудь из вас начинает молить Аллаха, то пусть сначала восхвалит Его, потом помолится за пророка, а потом пусть просит, что пожелает».

2) После второго такбира в молитве джаназа.

3) Хутбы: пятничная и праздничные хутбы
Передается от Ауна ибн Абу Джухайфы, который сказал: «Мой отец был постовым Али, он стоял внизу минбара, и он рассказал мне, что Али поднялся на минбар, и он восхвалил Аллаха, помолился за пророка и сказал: «Лучшие в этой умме после Пророка, Абу Бакр, а второй Умар, сказал: «Аллах делает добро, кому пожелает».

4) После Азана
В достоверных сборниках хадисов приводится от Абдуллаха ибн Амра, что он слышал Посланника Аллаха, который сказал: «Когда услышите муаззина, то говорите то же, что говорит он, потом помолитесь за меня, и поистине, кто помолится за меня один раз, то Аллах вернет эту мольбу 10 раз, потом просите у Аллаха для меня Василя, и поистине, это уровень в Раю, которого достигнет только один из Его рабов, и этим рабом желаю быть я, а тот, кто будет просить для меня Василя, за того я будут заступаться (в Судный день).

5) Во время совершения дуа
Для совершения дуа есть три уровня:
а) молиться за Пророка до своих просьб, после восхваления Аллаха;
б) молиться за Пророка в начале своей молитвы, в середине и в ее конце;
в) молиться за Пророка в начале и в конце молитвы, а между ними просить о своих нуждах.
Передается от Али, который сказал: «Нет ни одного дуа, кроме как между ним и Аллахом, есть преграда до тех пор, пока он не помолится за пророка Мухаммада, и когда он помолится за Пророка, преграда исчезнет, и на его мольбу будет отвечено, а если он не помолится за Пророка, то ему не будет отвечено».
Мольба за Пророка является ключом к дуа, подобно тому, как очищение является ключом к молитве.
Мольба за пророка принимается и то, что между ними, также принимается.

6) При входе в мечеть и при выходе из нее
От Абу Хурайры приводится, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас входит в мечеть, пусть поприветствует пророка и скажет: «Аллахумма фтахли абваба рахматик», а при выходе пусть поприветствует пророка и скажет: «Аллахумма аджирни минашшайтаннирраджим».

7) На горах Сафа и Марва
Передается от Вахба ибн Адждага, который сказал: Я слышал, как Умар ибн аль-Хаттаб во время проповеди в Мекке сказал: «Если кто-нибудь захочет совершить Хадж, пусть 7 раз совершит обход Каабы, потом прочитает два ракаата у макаму Ибрахима, потом поприветствует черный камень, потом начнет бег от Сафы, встанет на ней, повернется в сторону Каабы и совершит 7 такбиров, и после каждого такбира пусть восхваляет Аллаха, потом пусть помолится за пророка, а потом пусть просит для себя, на Марве пусть сделает то же самое».

8) Во время собраний и встреч
Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Если какая-либо община собралась и не упомянула Аллаха, и не помолилась за пророка, то это будет для них прегрешением, и если Аллах захочет, он накажет их, а если захочет, простит».

9) При упоминании Пророка
Передается от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха сказал: «Если меня упомянут перед кем-либо, то пусть благословит (помолится за) меня, и поистине, тот, кто помолится за меня один раз, того Аллах благословит десять раз».
Передается от Хусайна ибн Али ибн Абу Талиб, что Посланник Аллаха, сказал: «Жаден тот, в присутствии кого упомянули меня, и он не помолился за меня».

10) Днем и вечером
От Абу Дарды передается, что Посланник Аллаха сказал: «Кто будет молиться за меня, когда светлеет и вечереет по десять раз, того настигнет мое заступничество в Судный день».

11) Во время посещения могилы Посланника Аллаха
Передается от Абдуллы ибн Динара, который сказал: «Я видел Абдуллу ибн Умара, который стоял у могилы Пророка. Он помолился за него и совершил дуа за Абу Бакра и Умара».

12) При выходе на улицу
К слову сказать, раньше самое большое скопление народа было именно на базарах, как в принципе и сейчас. Вспомните себя в каком-нибудь торговом центре. Конечно, самое первое, что упоминалось после восхваления Всевышнего, была именно мольба за Пророка.

13) В праздничных молитвах
Во всех праздничных молитвах: ураза-байрам, курбан-байрам и, конечно же, пятничные молитвы - всегда должно упоминаться имя Посланника Аллаха и мольба за него.

14) В пятничные день и ночь
Передается от Анаса, что Посланник Аллаха сказал: «Больше молитесь за меня в пятничный день и пятничную ночь, и кто благословит меня в один раз, того Аллах благословит десять раз».
Передается от Абу Масгуда аль-ансари, что Посланник Аллаха сказал: «Больше молитесь за меня в пятничный день, и поистине, нет ни одного произнесшего на меня благословения, кроме как оно достигнет меня».


Как-то раз Убай спросил: «О Посланник Аллаха, я много совершаю дуа, сколько своих дуа я должен сделать для тебя?» Он ответил: «Сколько хочешь». Я спросил: «Четверть?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Я спросил: «Половину?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Я спросил: «Две трети?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Он сказал: «Я все свои дуа сделаю за тебя». Он сказал: «Разрешатся твои проблемы, и будут прощены тебе грехи».

18) Произнесение мольбы за пророка в любом месте
Посланник Аллаха сказал: «Не делайте из своих домов могилы… Просите для меня благословения, ибо поистине оно до меня доходит, где бы вы ни были».

Суть данных велений к упоминанию Посланника Аллаха - это воспитание в мусульманине любви к Пророку. Любовь к Пророку не выражается лишь на языке, она должна также проявляться на всей жизни мусульманина. И в конце: Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику и Пророку Мухаммаду. Аминь!

Вопрос:

Когда кто-то в нашем присутствии произносит имя нашего Пророка (мир ему и благословение), как мы должны произносить приветствие ему — вслух или можно сделать это мысленно? Подобный вопрос: когда мы читаем текст, где встречается имя Пророка (мир ему и благословение), должны мы произнести вслух приветствие ему или можно сделать это мысленно?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Когда в нашем присутствии произносится имя нашего Пророка (мир ему и благословение), настоятельно рекомендуется читать ему приветствие (салават).

Али (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

البخيل من ذكرت عنده فلم يصل علي

«Будет скупым тот (человек), кто не произносит приветствие (салават) на меня, когда мое имя упоминается в его присутствии» (Сунан ан-Насаи, хадис 8046).

В другом хадисе, рассказанном Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من ذكرت عنده فليصل علي، ومن صلى علي مرة صلى الله عليه عشرا

«Человек, в чьем присутствии упоминается мое имя, пусть произносит салават (приветствие) мне. Тому, кто произнесет салават (приветствие) на меня один раз, Аллах пошлет десять благословений» (Насаи, хадис 9806).

Исходя из этого, ученые сказали, что когда имя Пророка (мир ему и благословение) упоминается в каком-то собрании людей, обязательным будет произнести на него салават один раз. Если в этом же обществе еще раз будет произноситься имя Пророка (мир ему и благословение) читать салават на него желательно, но не обязательно (Фадаилю с-Саля аля н-Наби).

Что касается способа произнесения салавата, об этом нет явного упоминания – нужно ли произносить салават вслух или мысленно. Однако, очевидно, что произнесение его таким образом, когда человек шевелит губами и слышит сам себя, больше подходит под определение «чтение вслух» («декламация»).

Кроме того, есть хадис, где говорится, что Аллах назначил специальных ангелов, которые ходят по земле, слушая, где читают салават на Пророка (мир ему и благословение), чтобы потом передать ему эти приветствия. Эти ангелы не смогут узнать – произнес ли человек салават, если он будет произносить его мысленно, так что человек должен стараться произносить его, шевеля губами, так, чтобы слышать самого себя.

Итак, если мы где-то слышим или прочитаем имя Пророка (мир ему и благословение), будет обязательным произнести приветствие (салават) на него. Если его имя произнесут (или мы прочитаем его) еще раз, уже можно произнести салават в уме (мысленно).

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед

Loading...Loading...