Дети патриарха алексия. О смерти Патриарха Алексия II, или врать нехорошо

Он возглавлял РПЦ 18,5 лет, а сделал за это время столько, что будущим поколениям только еще предстоит в полной мере оценить деяния Святейшего.

Сам патриарх, видимо, предчувствуя скорый уход в мир иной, сказал в интервью, опубликованном уже после его смерти: «Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом».

О детстве, юности, отрочестве. О том, каким был Алексей Ридигер (мирское имя) до патриаршего избрания. Обо всем этом нам рассказывали люди, хорошо знавшие его. В том числе, на родине в Эстонии.

Занимался греблей и любил смотреть фигурное катание

На любимый многими журналистами банальный вопрос «Какую профессию вы выбрали бы, если б не стали священником?» — у Алексия II ответа не было.

«С самого детства, — говорил он, — я не представлял для себя иного служения, кроме церковного».

У его родителей был двухэтажный деревянный дом с двумя верандами и садом в пригороде Таллина Ныммэ, — вспоминала двоюродная сестра Святейшего Елена Камзол . — Мне даже кажется, он там родился... Но в начале войны семья продала дом, чтобы как-то существовать. И сейчас он стоит там, весь заросший — никто и не помнит, что в нем жил будущий Предстоятель РПЦ.

Родители патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Михаил и Елена Ридигер с сыном Алексеем. 1929 год. Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Мы много общались с Алешей в детстве, особенно во время войны. Брат начинал учиться в буржуазной эстонской школе, а заканчивал уже в советской. Хотя про его школьные годы я мало что знаю — в детстве разница в семь лет (я моложе) довольно ощутимая, и об учебе мы никогда не говорили. Он часто поддразнивал меня, прятал мои игрушки, а потом велел своей собачке искать и принести. Он ведь человек с большим чувством юмора. При этом, всегда шутил по-хорошему, по-доброму. Грубостей не позволял. В детстве у меня были длинные косы, но он никогда за них не дергал.

Встречались очень часто. У меня папы не было — в 1941 году его расстреляли в Ленинграде. Я жила с мамой и бабушкой, и Алексей часто приходил к нам с родителями. Можно сказать, у нас была одна очень верующая семья. Но священнослужителей в ней долго не было. Первым стал дядя Миша (отец будущего патриарха. — Ред.). Сначала — псаломщиком, затем — священником. Мы часто всей семьей ходили к нему на службу. Позже его примеру последовали мой родной брат, который жил в Америке, а затем и Алеша.

В детстве владыко построил в сарае «церковь» и любил там играть. Помню, долго просила показать мне «алтарь», брат никак не хотел пускать, говорил: «Женщинам не положено!» И только когда сильно обиделась, сжалился: «Ладно, пущу тебя как уборщицу». Ребенком он уже начал прислуживать в храме. В шесть лет выполнял первое послушание — разливал крещенскую воду. А вскоре выучил наизусть всю Литургию.

Впрочем, как любой мальчишка, Алексей Ридигер увлекался и спортом. Занимаясь греблей в спортивном обществе «Калев», даже получил юношеский разряд. Гонял со сверстниками мяч. С переменным успехом играл в шахматы. «Кого-то я обыгрывал, кто-то — меня, — вспоминал потом Владыко. — К проигрышам относился спокойно, к победам — радостно». Очень увлекался мотогонками, знал всех спортсменов по именам. С удовольствием смотрел хоккей и фигурное катание — ледовым искусством мог любоваться часами, забыв обо всем на свете. Однако о том, чтобы стать звездой спорта, не мечтал. В детстве Алексей часто болел ангиной, которая дала осложнение на сердце. Но дело, конечно, было не в этом...

Детское фото патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (ок. 1929-1933 гг.). Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Ездил с отцом по гитлеровским концлагерям

Отец будущего Патриарха Михаил Ридигер начинал учиться в Петербурге в Императорском училище правоведения, но из-за революции 1917 года вынужден был прервать обучение и эмигрировать в Эстонию. В 1926 году он женился на Елене Писаревой , а через три года у супругов родился их единственный сын, которого нарекли «человеком Божиим» — Алексеем. К юриспруденции глубоко верующий Михаил так и не вернулся. Он закончил в Ревеле (ныне — Таллин) богословские курсы и стал священником.

«В довоенной Эстонии мои родители могли без стеснения исповедовать веру и воспитали меня в том, чем жили сами, — вспоминал позже Святейший. — Запечатлелись в памяти паломничества в монастыри — в Пюхтицу, в Печоры и на Валаам — в храм, где я мальчиком прислуживал в алтаре... Потом в нашу жизнь ворвалась война, и с нею — очень реальное осознание неисчислимых человеческих страданий. В поездках по гитлеровским концлагерям вместе с моим отцом-священником мне довелось соприкоснуться с мучениями обреченных на гибель соотечественников. Я рано ощутил призвание посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви; оно окончательно окрепло именно в это страшное время».

Ни разу потом Алексей Ридигер не пожалеет об избранном пути.

— Родители привозили его сюда совсем младенцем, — рассказывала инокиня Ирина, насельница Пюхтицкого Успенского женского монастыря , — и наши сестры пеленали будущего патриарха. Отец в это время служил, мать пела на клиросе. А когда Алешенька подрос, то стал учиться в церкви читать. Летом он никогда не отдыхал: ходил с сестрами на сенокос, на картофельное поле, убирал с ними хлеб. Обратно возвращаются — он забежит в лес, наберет корзину грибов и несет их на общую трапезу.

Будущее патриарха было предопределено — он буквально вырос в церкви. Скромный, не по годам высокий, худой. Сестры даже переживали: неужели его мать не кормит? Или, может, он больной? Алеша знал себе молился.

Детское фото патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (ок. 1934-1941 гг.). Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Прихожан угощал чаем и булочками

Хотел он того или нет — продвигался по служебной лестнице Алексей Ридигер стремительно. Уже в 16 лет ему, иподиакону, поручают привести в порядок и подготовить для богослужений разрушенный во время войны собор Александра Невского в Таллине. В восстановленном храме будущий глава РПЦ служил псаломщиком и ризничим. В 1946 году, в 17 лет, сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но из-за возраста принят не был. На следующий год его зачислили туда сразу на третий курс. Затем он поступил в Духовную академию в Ленинграде, был рукоположен во диакона, в сане которого пробыл... 1 день. В 21 год Алексей Ридигер стал священником и был назначен настоятелем Богоявленской церкви эстонского города Йыхви.

— Он делал здесь свои первые шаги, — вспоминал Петр Сироткин, служивший в храме певчим . — Но службы вел уже как подобает настоящему священнику. Образованный, общительный, читал хорошие проповеди и сразу понравился всем прихожанам. Мы ездили с ним по приходам, на Чудское озеро, часто проводили в его доме спевки. Он угощал нас чаем, булочками...

И организовывал паломничества в любимый Пюхтицкий монастырь, хотя в те годы подобная инициатива могла закончиться печально.

В своем первом приходе в Йыхви отец Алексий прослужит 7,5 лет, после чего будет назначен настоятелем Успенского собора в Тарту. К тому времени он станет кандидатом богословия, а вскоре в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры примет монашеский постриг. Через 29 лет там же, в главной обители России, его изберут Патриархом Московским и Всея Руси.

На фото патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в молодости (ок. 1942-1947 гг.). Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Но вначале назначат епископом Таллинским и Эстонским, затем управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода РПЦ. За 4 года до смерти патриарха Пимена он станет митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управления Таллинской епархией.

Хотел покормить животных и убежал от охраны

— Когда Святейший еще был митрополитом и управделами, то часто приезжал к нам, — рассказывала игуменья Пюхтицкого монастыря Варвара . — И почти всегда с гостями. Он показывал им монастырь, собирал с ними грибы. Это его любимое занятие. Место, где он особенно любил ходить, мы прозвали «Владыкин бор». Обычно он сам садился за руль своего таллинского епархиального «ЗИМа» и вез всех на Чудское озеро. Сестры всегда очень ждали его приезда. И когда он уезжал, перегораживали ему дорогу — так не хотели отпускать. Патриарх не сердился — даже шутил: «Ну, хорошо, я сейчас выйду из машины и останусь здесь. Пусть там без меня работают...» Ой, как мы жалели, когда его забрали из Таллина! Нам и приятно было, и жалко. Потом он уже так часто не мог приезжать — за 9 лет мог наведаться всего четыре раза. Но, если уж приезжал, сразу шел на скотный двор. Он ведь обожает животных. В монастыре у него даже была любимая лошадка Инга, которая, едва заслышав шаги Патриарха, начинала бить копытами. Кладбище, Святой источник и скотный двор были его любимыми местами в Пюхтице.

На фото из архива (ок. 1948-1955 гг.) патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в молодости. Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Однажды — он тогда был управделами Московской патриархии — увидел на дороге, как из проезжавшей машины вылетел цыпленок. Не поленился остановиться, подобрать птичку, выходить. Даже приучил пить воду из крана. А потом привез в Пюхтицу. Но она уже не могла есть и пить с другими курами — все время просилась на руки к птичнице, пила воду только из крана и радовалась, когда приезжал Святейший.

В доме Алексия II всегда были собаки. В последние годы с ним жил маленький Чижик. А вообще в хозяйстве в Переделкине были и куры, и коровы, и большие псы. И всех Патриарх любил кормить сам — для него специально оставляли корм. Возился с только что родившимися телятами.

— Как-то приехала к нему в гости, и Владыко захотел покормить животных, — вспоминала Елена Камзол. — Но с ним ведь всегда два человека. Кое-как нам удалось от них убежать. «Пойдем потихонечку, пока никто не видит», — сказал он. Тяжело все время с охраной. Поэтому он любит отдыхать в Швейцарии. Думаю, там может спокойно ходить один, в гражданской одежде.

Фото патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в молодости (ок. 1948-1955 гг.). Фото предоставлено пресс-службой Московской патриархии. Фото: РИА Новости

Известно, что кроме Елены Камзол, у патриарха были двоюродный брат Александр, живший в Германии и троюродная сестра в Австралии, о которой Владыко узнал уже будучи Патриархом: долгое время все думали, что она погибла. Судьбу их теперь проследить сложно. Да и Елена Камзол несколько лет назад ушла в мир иной. А когда-то Святейший очень ценил каждую возможность встречи с сестрой, живущей в соседней Эстонии. Ему нравилось угощать ее вкусностями, гулять с ней по Москве и в Переделкине. Они рассказывали друг другу о своих делах и вспоминали родителей. На прощание он обязательно ей что-нибудь дарил. Однажды, вспоминала Елена Федоровна, это был гжелевый кувшин с патриаршим вензелем и храмом Христа Спасителя.

Двоюродная сестра патриарха Елена Федоровна была с братом на «ты», но все-таки называла его «Владыко». Когда он был в Таллине митрополитом, она бегала к нему; потом они встречались в Пюхтице. Кроме того, он — крестный ее дочери. В Таллине Елена Федоровна и ее супруг делили дом с другой семьей, муж в последние годы работал электриком в порту. «Все нормально, — говорила родственница главы РПЦ. — Такой человек, как Святейший, не должен помогать близким. Пусть помогает чужим».

Патриарх Московский и всея Руси Пимен, каталикос, Патриарх Грузии Илия II, управляющий делами Московской патриархии митрополит Алексий. Фото: РИА Новости

Строгий, требовательный, но — добрый

И патриарх помогал. Только Пюхтицкую обитель спасал трижды. В первый раз — когда ее хотели отдать шахтерам под дом отдыха... В 1990 году, с избранием Владыки Алексия на Патриарший престол, монастырь получил статус ставропигиального.

— Когда восстанавливали обитель, Святейший очень помогал, — рассказывала игуменья Варвара. — Приезжал, смотрел, как идет строительство, советовал. Он не мог сказать: «Не мое!» или «Меня не касается». Это он только с виду неприступный. А так — строгий, требовательный, но — добрый. С ним очень легко работать. Все сестры его очень любят, встречают и провожают как отца родного. Он даже в монахини всех нас сам постригал.

Президент РФ Борис Ельцин, Президент Белоруссии Александр Лукашенко и Патриарх Московской и Всея Руси Алексий II. Фото: РИА Новости / Дмитрий Донской

О внимательности Святейшего к людям говорил и митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий :

— До него очень трудно дозвониться — все время занято, но если уж дозвонишься — никогда никакого отказа вроде: «Позвоните позже».

— К нам он уже пришел человеком громадного архиерейского опыта, — вспоминал настоятель храма Кулич и Пасха в Санкт-Петербурге протоиерей Виктор Голубев . — Спокойный, уравновешенный и в то же время очень твердый. Я 4 года исполнял обязанности секретаря епархиального правления, когда отца Алексия назначили митрополитом Ленинградским. До этого он длительное время был в Эстонии — в финансовом отношении епархии крайне необеспеченной — и должен был просчитывать каждый свой шаг. В должности управделами часто разъезжал по епархии, улаживая спорные вопросы. Тогда ведь с властями возникало много проблем — до 1988 года они не считались с церковью. А отец Алексий что наметил — обязательно сделает. Добился, чтобы Ксению Петербургскую причислили к лику святых. Местные правители чинили всевозможные препятствия, а он сказал: не разрешите — поеду в Москву. Все время были стычки и с уполномоченным по делам религий при Совете министров...

Патриарх Алексий II и Владимир Путин. Фото: РИА Новости / Сергей Величкин

Рецепт соленых рыжиков от Святейшего

— В последний раз я гостила у брата дней пять, — вспоминала двоюродная сестра Святейшего Елена Камзол. — Обычно перед поездкой я покупаю ему какой-нибудь таллинский сувенир. Например, у нас делают из керамики старинные таллинские домики. И я нашла в магазине часовню в виде подсвечника. Владыка так обрадовался подарку: «Да это же наша старая часовня!» Через столько лет узнал ее... В тот раз был пост, и Патриарх угощал меня рыбкой и всякими постными блюдами. К слову, мама его была очень хорошей хозяйкой, кулинаром, прекрасно готовила и, видимо, передала сыну свой талант. Раньше Владыка всегда делал все заготовки на зиму сам — собирал, чистил и мариновал грибы, солил капусту. Соленые рыжики, например, я впервые попробовала именно у брата. Потом он научил и меня, и теперь по-другому я уже не делаю. Рецепт вроде обычный, но есть и секрет: грибы нельзя собирать в сырую погоду и мыть — можно только протирать. И соленые белые у брата всегда удивительно вкусные. Когда он еще не был Патриархом, любил отдыхать на юге Эстонии, где жил друг его отца, тоже священник. Так вот, они заходили далеко в лес и устраивали соревнования: кто больше грибов соберет. У каждого были свои места... А грузди Владыко привозил даже из Швейцарии.

Пожалуй, грибы были у Патриарха Алексия II единственным пристрастием в еде. В остальном был неприхотлив. Мог есть и кашу, и картошку. Любил пирожки. Из-за больного сердца редко пил кофе, предпочитая ему чай. А вот вина не употреблял совсем — за столом ему обычно наливали в графин простой воды. Только так Патриарх мог сохранить свое и без того уже расшатанное здоровье. Он очень мало спал, кроме больного сердца, его мучили вены.

— Когда Святейший болел, я каждый день за него молилась, — признавалась прихожанка Богоявленского собора в Москве Александра Матвеевна . — Свечи ставила, записки о здравии писала. Думаю, любой православный со мной согласится: правительство, Дума и президент даны нам за грехи наши, а Патриарх Алексий II — за молитвы, веру и покаяние...

Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929), патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в “независимой” Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949). Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953). Священник в Тарту (1957). Протоиерей (1958). Монах (1961). Архиепископ (1964). Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-79). Митрополит Таллинский и Эстонский (1968). Член ЦК Всемирного совета церквей (1961-68). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986). Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении в Петербурге и возвращении мощей св. Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти патр. Пимена избран патриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после большевистского переворота (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Страгородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.

Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (1929-2008) - патриарх. Родился в Таллине в семье эмигранта из России, священника, Михаила Александровича Ридигера. С 1944 по 1947 год был иподиаконом у архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла (Дмитровского). С 1946 г. служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. - в Казанской церкви города Таллинна. В 1947 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. На первом курсе Лениградской Духовной академии в 1950 г. был рукоположен в сан диакона, а затем священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. окончил Духовную академию. В 1957 году был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту. В 1958 г. возведен в сан протоиерея. В 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры пострижен в монашество. В 1961 г. возведен в сан архимандрита, с этого же года епископ Таллинский и Эстонский. С 1964 г. - архиепископ, с 1968 г. - митрополит. В 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 г. на Поместном соборе Русской православной церкви избран на Московский Патриарший престол.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи // Дворянское собрание: Ист.-публицист. И лит. Альманах. М., 1995, С. 70-72; Россия нужна не только самой себе, но и всему миру // Лит. Учеба. 1995. № 2/3. С. 3-14; Вернуть людям межнациональный, политический и социальный мир: Из ответов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы обозревателя газеты «Культура» // Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 85-86; Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества» // ЖМП. 1997. № 7. С. 17-19; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения императора Николая и его семьи // Там же. 1998. № 7. С. 11; Роль Москвы в защите Отечества // Роль Москвы в защите Отечества. М., 1998. Сб. 2. С. 6-17; Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [О кризисе российской школы] // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. С. 3-13; Слово к участникам Соборных слушаний [Всемирного Русского Народного Собора 18-20 марта 1998 г.] // Церковь и время / ОВЦС МП. 1998. № 2 (5). С. 6-9; Церковь и духовное возрождение России: Слова. Речи, послания, обращения, 1990-1998. М., 1999; Россия: духовное возрождение. М., 1999; Воззвание в связи с вооруженной акцией против Югославии // ЖМП. 1999. № 4. С. 24-25; Печальник земли Русской: Слово и образ Первоосвятителя. М., 1999; Слово на первом богослужении в Храме Христа Спасителя // ЖМП 2000. № 1. С. 44-45.

Литература:

Патриарх. М., 1993;

Первоосвятитель. М., 2000.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998 гг. М., 1999;

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М., 1999;

Предстоятель Русской Православной церкви в 2007 г. М., 2008;

Цыпин В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700–2005. М., 2006.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Имя Алексия II Патриарха Московского занимает прочное место в церковной науке. Еще до Первосвятительского престола он опубликовал более 150 работа на церковно-исторические и богословские темы. Он стал пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви и получил почетное звание Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В миру он — Алексей Михайлович Ридигер. Был рожден 23 февраля 1929 года в эстонском городе Таллинне. Семья будущего Патриарха была глубоко верующей. Отец Алексея, Ридигер Михаил Александрович, был уроженцем Санкт-Петербурга и происходил от старинного петербургского семейства. Мать Святого, Писарева Елена Иосифовна, была эстонкой.

В довоенной Европе жизнь русских семей. которые эмигрировали с родины, была не очень обеспеченной. Но хотя материальная жизнь была скудной, это не помешало Святейшему развиваться культурно.

Мальчик с юных лет стремился к богослужению. В семье Первосвятителя всегда царил дух православной церковности. Всегда считалось, что храм и семья — это неотделимая часть. Именно поэтому для молодого Алексея не было вопроса о выборе пути по жизни.

В возрасте шести лет мальчик совершил свои первые сознательные шаги в православном храме. Он выступил помощником священника, разливая священную воду. Тогда он точно решил, что когда вырастет, станет священнослужителем.

Юность Алексея II Патриарха Московского

Святейший с юных лет стал прислуживать в церкви. В 15 лет он стал иподиаконом в епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллиннского. В 1945 году Алексей стал ризничим и алтарником в местном соборе. Через несколько лет он поступил в духовную семинарию Санкт-Петербурга. А через пять лет стал настоятелем Богоявленского монастыря в Йыхви. В 1957 году его также назначили настоятелем Успенского собора. В течение года он служил в двух монастырях.

Епископское и патриархальное служение Святейшего Патриарха Алексия II

В возрасте 32 лет Святейший принял монашеский постриг. В этом же году было принято постановление о присуждении звания Эстонского и Таллиннского епископа Алексию Ридигеру. Так он стал управляющим Рижской епархией.

Время это было не легким. В коммунистической стране все больше разгорались революционные действия, которые были направлены на гонения религиозности. Это время хрущевских гонений. Правда, это не были довоенные времена, когда служителей церкви истребляли. В то время все просто обходилось клеветой на церковь в сообщениях массовой информации: газеты, радио, телевидение. Власти хотели затравить христиан, закрывая религиозные учебные заведения и храмы.

Сам Патриарх Алексий Второй об этом времени говорит так: «Только Господу известно, сколько каждому священнослужителю, который остался в Советской России, пришлось пережить в это время. Мы отстояли интересы Православной Церкви».

За время своего служения Святейший образовал большое количество новых епархий. Создавал новые центры церковного и духовного руководства. Все это способствовало оживлению религийно-церковной жизни. Также он постоянно выступал с миротворческими инициативами в противостоянческих и боевых действиях на Балканах, в Молдавии, на Северном Кавказе, в Южной Осетии и Ираке.

Где похоронен Патриарх Алексий II

XV патриарх Русской православной церкви умер в светлый Рождественский пост — 5 декабря 2008 года. До своего юбилея Алексий не дожил всего два месяца. Смерть Патриарха Алексия была шоком для всего православного народа.

Сегодня верующие люди очень часто обращаются к мощам Святейшего:

  • за помощью;
  • за советом;
  • за исцелением;
  • с благодарностью.

Даже после смерти Патриарха его паломнический маршрут складывается сам собой. Многие приезжают к его месту захоронения. Он похоронен в Богоявленском соборе, который в народе еще называют Елоховским.

Люди приходят к нему, говорят с ним, советуются, просят о чем-то или поклоняются великому Святому Человеку. Причем приходят к нему, как обычные простые люди, так и руководители, знаменитые деятели, и даже президенты.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Святейшем патриархе Московском Алексие II:

Ровно 4 года назад, ранним утром 5 декабря 2008 года Патриарх Алексий II направился туда, куда проснувшись направляются все: и грешники, и праведники - в туалет. Чтобы там преставиться Господу.
В такой смерти нет ничего позорного или необычного, и о двух подобных смертях я уже вспоминал: и . А можно еще вспомнить что так же ушли в мир иной короли Георг III и Людовик XIV, миллиардеры Поль Гетте и Джон Рокфеллер, да и много еще кто. Но РПЦ вспомнила лишь как принял смерть один из первых еретиков христианства Арий, и испугалась.
.

Джон Рокфеллер. Мечтал заработать $100 тыс., дожить до 100 лет и умереть во сне.
Заработал $192 млрд., дожил до 97 лет и умер в сортире. Не все мечты сбываются.

Хватились Патриарха около 8 часов утра - он не вышел в обычное время к заказанному завтраку. Стали стучать в запертые двери, кричать, никто не отзывался. Позвали охрану, которая взломала дверь в покои, и обнаружила уже остывшее тело Патриарха в уборной комнате. Он лежал посреди просторной уборной, отделаной художественной плиткой и мрамором, на которых виднелись кровавые следы от рук Алексия. Скорее всего (то ли от сердечного приступа, то ли от утраты координации движений) Патриарх упал и ударился затылком головы о спинку твердого стула, а потом пытался подняться. Поскольку Алексий имел два сердечных стимулятора, они долго выгоняли из его раны кровь, пока он не умер. Крови в уборной было много, затылок весь в крови, а лицо бледно как полотно.
При такой травме, даже сопряженной с сердечным приступом, Патриарха можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но двойные двери во внутренние покои с полной шумоизоляцией, Патриарх всегда запирал на ночь изнутри на ключ. А дубликата этого ключа не было ни у кого, даже у охраны.
Я повторяю - в такой смерти нет ничего непотребного, и никто из нас не знает как и где он встретит свой последний час. Непотребство началось потом.


После кончины Святейшего высшие иерархи РПЦ от греха подальше договорились молчать о реальных обстоятельствах и причине смерти патриарха, и около 11 часов 5 декабря 2008 года они устами руководителя пресс-службы Московской Патриархии озвучили обтекаемое официальное вранье про «причину смерти - сердечную недостаточность».
Что с обстоятельствами кончины патриарха Алексия что-то нечисто, стало понятно сразу же. Патриарх жил по четкому расписанию - и никто не заметил, что не встает? При нем, как писали в СМИ, постоянно дежурила бригада врачей - и она не имела к нему доступа? В «Российской газете» и в «Новой Газете» тут же появилась версия что Патриарх погиб в ДТП, и Патриархия тут же опровергла эти сообщения: «Появившиеся в ряде СМИ версии о том, что патриарх попал в ДТП, никоим образом не соответствуют действительности».
.

фото Сергей Ильницкий/EPA

Однако почти год слухи вокруг смерти патриарха Алексия продолжали циркулировать и множиться, вплоть до версии что патриарх Алексий был ритуально умерщвлён в канун иудейского праздника Ханука. И их кульминацией стала нашумевшая версия Стаса Садальского, согласно которой Патриарх был убит руками осетинских боевиков за то, что он не поддержал военные действия России против Грузии в августе 2008 года. Стало понятно, что РПЦ оказалась в невыгодном положении, которое в шахматах называется «цугцванг» - какой бы ход шахматист ни сделал, он будет для него невыигрышным. Врать дальше - плохо, раскрыть истинные обстоятельства смерти Патриарха - тоже плохо.
И только спустя почти год после похорон Святейшего, бывший его референт и очень близкий к Патриарху Кириллу протодьякон Андрей Кураев получил наконец благословение рассказать правду и о травме головы как причине смерти, и о туалете, и о крови в нем, и о запертых дверях в спальню. Как сказал Кураев, руководство церкви отказалось сразу обнародовать реальную картину кончины Святейшего по морально-этическим соображениям: «Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы горько-обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху». Но как скандал в применении к Патриарху было воспринята не правда об обстоятельствах его кончины, а официальная ложь РПЦ.


Кураев тогда сказал ещё: «Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух». Но он не сказал, что соврав об обстоятельствах смерти Патриархия получила не один мерзкий слух, а много мерзких слухов. Которые тут же прекратились, как только всплыла правда о подробностях последних часов жизни Алексия. Ну умер человек так, а не иначе - ничего позорного в этом нет, никто не волен выбирать место где внезапно умрет. Люди часто лучше и умнее, чем думают о них церковники…
.

Внутри церковников, наверное, борются не злой волк с добрым, а Дьявол с Богом

Высшие иерархи Церкви тоже когда-то были детьми, и мамы им тоже наверное говорили: «Сыночек, врать нехорошо. Враньё вскроется, потом стыдно будет». Ну ладно, люди пожилые может и не помнят уже чему их в детстве учили. Но ведь жизнь постоянно их учит тому же самому - всякий раз, когда иерархи Церкви врут, они получают «мерзкие слухи» и скандалы. А маленькая ложь иногда растет как снежный ком, превращаясь в огромное враньё.
Ну вот как в истории с «часами Кирилла»:
1. Носишь дорогие часы - ну не ври, что не носишь.
2. Поймали на вранье с помощью фотографий - не пытайся совершить новый обман путем их монтажа.
3. Поймали на неумелом монтаже - не называй это «нелепой ошибкой», и гонениями на Церковь.
Ведь не соври тогда Патриарх Кирилл в первый раз, отрицая очевидное, не пришлось бы врать и дальше. И скандала с часами бы не было, и стыдно бы не было перед Богом и людьми, и Церковь не роняла бы свой авторитет.
Потому как говорить правду не всегда приятно, но иногда полезно.

5 декабря 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси.

Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина).

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина.

В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.

15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года - богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10июня 1990 года.

Деятельность митрополита Алексия на международном поприще

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции "Церковь и общество" (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии "Вера и устройство" ВСЦ (1964 - 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии "Арнольдсхайн-II" (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР "Загорск-V" (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий - один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру". С 1972 года митрополит Алексий - член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему "Мир и справедливость", организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

С 1963 года он был членом правления Советского фонда мира, Участвовал в учредительном собрании общества "Родина", на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года. 24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной христианской конференции "Жизнь и мир" (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. С 24 января 1990 года входил в состав правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года - в состав президиума Ленинградского фонда культуры. От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР.

В качестве сопредседателя вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась межконфессиональная конференция "Христианская вера и человеческая вражда" (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета ""Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). "Христианство на пороге третьего тысячелетия" (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).

Святейший Патриарх Алексий был почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий, Критской православной академии (Греция); доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1984); доктором богословия honoris causa Богословской академии в Дебрецене Реформатской Церкви Венгрии и Богословского факультета Яна Коменского в Праге; доктором богословия honoris causa Генеральной семинарии Епископальной Церкви в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Владимирской Духовной семинарии (академии) в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Тихоновской Духовной семинарии в США (1991). В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования.

Патриарх также был доктором богословия honoris causa Университета "Аляска Пасифик" в городе Анкоридже, Аляска, США (1993); лауреатом Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени А.Е.Кулаковского "За выдающуюся подвижническую деятельность по консолидации народов Российской Федерации" (1993). В 1993 году Алексию II было присвоено звание почетного профессора Омского государственного университета за выдающиеся заслуги в области культуры и образования. В 1993 году присвоено звание почетного профессора Московского государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного возрождения России. в 1994 году - почетного доктора филологических наук Санкт-Петербургского университета.

Его Святейшество также был почетным доктором богословия Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде, почетным доктором богословия Тбилисской Духовной академии (Грузия, апрель 1996). Алексий II - обладатель золотой медали Кошицкого университета по факультету православного богословия (Словакия, май 1996); почетный член Международного фонда милосердия и здоровья; председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Награжден высшей наградой Российской Федерации - орденом святого апостола Андрея Первозванного, орденом "За заслуги перед Отечеством", многими орденами Поместных Православных Церквей и государственными орденами разных стран, а также наградами общественных организаций. В 2000 году Святейший Патриарх избран почетным гражданином Москвы, он также был почетным гражданином Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Республики Мордовии, Республики Калмыкии, Сергиева Посада, Дмитрова.

Его Святейшество удостоен национальных премий "Человек года", "Выдающиеся люди десятилетия (1990-2000), способствовавшие процветанию и прославлению России", "Российский национальный олимп" и почетного общественного титула "Человек-эпоха". Кроме того, Святейший Патриарх является лауреатом международной премии "Совершенство. Благо. Слава", присуждаемой Российским биографическим институтом (2001 год), а также Главной премии "Лицо года", присуждаемой холдингом "Совершенно секретно" (2002).

24 мая 2004 года Патриарху за выдающиеся заслуги в укреплении мира, дружбы и взаимопонимания между народами была вручена награда ООН "Поборник справедливости", а также орден Петра Великого (I степени) за номером 001.

31 марта 2005 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II была вручена общественная награда - орден "Золотая звезда за верность России". 18 июля 2005 года Святейшему Патриарху был вручен юбилейный гражданский орден - Серебряная звезда "Общественное признание" номер один "за многотрудную и подвижническую деятельность по оказанию социальной и духовной поддержки ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и в связи с 60-летием Великой Победы".

Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором "Православной энциклопедии" и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию "Православной энциклопедии", председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавляет Попечительский совет Национального военного фонда.

За годы своего архиерейского служения митрополит Алексий посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

Святейший Патриарх Алексий возглавлял Арихиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, неизменно председательствует на заседаниях Священного Синода. Как Патриарх Всероссийский он посетил 81 епархию, многие по несколько раз - всего более 120 поездок в епархии, целями которых прежде всего являлись пастырское попечение об отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельства Церкви в обществе.

За время архиерейского служения Святейший Патриарх Алексий возглавил 84 архиерейских хиротонии (из них 71 после избрания на Всероссийскую кафедру), рукоположил в священный сан более 400 иереев и почти столько же диаконов. По благословению Его Святейшества открывались Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации. Его Святейшество уделяет большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживается принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считает, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.

Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака и так далее; именно он пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны во время политического кризиса в России 1993 году.

Loading...Loading...