Христианское осмысление причин страданий человека. Смысл страданий

Страдание – это неотъемлемая составляющая жизни любого человека. Мы все к чему-то стремимся, строим определенные планы на будущее, но не всегда достигаем желаемого. В такие моменты и приходит страдание, порой заставляя разочаровываться и опускать руки раньше времени. Конечно, не вся жизнь проходит в страданиях, но у всех случаются те или иные промахи и потери.

Сущность страдания

Страдание представляет собой состояние фрустрации и крайней неудовлетворенности. Страдание у человека возникает тогда, когда значимые для него желания по каким-то причинам не были реализованы. Сущность страдания состоит в том, что личность начинает ощущать в себе внутреннюю боль, от которой долгое время не может избавиться. Обычно страдания вызывает какая-то внутренняя нерешенная проблема, имеющая несколько противоречий.

Сущность любых человеческих переживаний сводится к субъективному ощущению потери и непреодолимого препятствия. Нередко у личности возникает чувство, что ничего поправить уже нельзя и остается только смириться со своей непростой долей.

Смысл страдания

Если задуматься над тем, зачем люди страдают, ответ будет найти не так просто. Этот вопрос, чаще всего, остается невыясненным. Смысл душевных переживаний многие видят в том, чтобы помочь себе измениться, переосмыслить важные события прошлого. Однако мало кто сознательно выбирает для себя страдание как путь духовного преображения. В основном только глубоко религиозные люди предпочитают страдать, чтобы очистить свои мысли и чувства. Смысл страдания они видят в том, чтобы освободиться от гнетущих переживаний и дополнительных искушений совершить дурной поступок. Обычный же человек крайне редко вообще задумывается над смыслом страдания и еще реже предпочитает угнетать себя осознанно. Сама сущность страдания для них имеет другое значение: оно связано с несправедливостью и обидой.

Причины страданий

Стоит отметить, что страдание не возникает само по себе, без видимых оснований. Какой смысл человеку было бы истязать себя напрасно? Страдания приходят в нашу жизнь тогда, когда имеют место быть определенные обстоятельства, то есть возникает конкретный смысл.

Неоправданные ожидания

В жизни часто возникают моменты, когда что-то идет не так, не согласуясь с нашими внутренними убеждениями и ожиданиями. Происходит этот потому, что другие люди не всегда знают и понимают, что от них требуется. Кроме того, каждый человек вкладывает свой смысл в происходящие события. Смысл – это то, что движет личностью, ведет ее вперед, заставляет развиваться. Соответственно и смысл жизни у каждого свой. Если мы станем предъявлять претензии к близкому человеку, который таким смыслом выбрал для себя творчество, а не семью, в отношениях неминуемо возникнет конфликт.

Неоправданные ожидания и порождают всяческие страдания. Человеку начинает казаться, что про него забыли или специально проигнорировали, чтобы показать, насколько он мало значит в конкретной ситуации. Порой люди и не догадываются о том, что обижаться на родственника или знакомого абсурдно, ведь у него совершенно другие ценности и приоритеты.

Предательство и обида

Они формируются под влиянием неоправданных ожиданий. Допустим, человек хотел получить какой-то определенный результат от взаимодействия с кем-то, но не получил. В результате возникает негативное настроение, чувство обиды. Кажется, что оппонент нас предал и разрушил имеющиеся планы, хотя в действительности он может даже не догадываться о том, что вы ожидали от него совсем другого. Чувство обиды само по себе достаточно разрушительное: оно не дает человеку возможность искать смысл в произошедшем, а сразу настраивает против оппонента. Так возникает страдание, которое характеризуется отсутствием настроения, частыми слезами, общим расстройством эмоционального фона.

Сосредоточенность на идеале

Наиболее быстрый способ испытать страдание – это создать себе некий идеальный образ и пытаться подогнать под него реальность. Разочарование в данном случае приходит очень быстро, принося с собой отсутствие желания действовать в дальнейшем. Душевная боль часто блокирует любые попытки отыскать значимый смысл в происходящих событиях. Сосредоточенность на идеале мешает личности строить планы, наслаждаться жизнью и неизменно приводит к страданиям.

Формы страданий

Форма страданий – это способ ее выражения. Люди по-разному могут проявлять свои чувства. Причем одни бессознательно выбирают для себя активную форму проявлений, а другие – пассивную. Формы страданий делятся на две большие группы.

Открытая форма

Эта форма позволяет личности в какой-то степени уменьшить свое страдание и сосредоточиться на собственных чувствах. Происходит это за счет того, что она не игнорирует свои эмоции, не подавляет их, а активно выражает. Открытая форма намного полезнее для здоровья. Человек в этом случае будет прикладывать усилия для того, чтобы добиться справедливости, отстоять собственные интересы. Он не станет уступать оппоненту, не будет заниматься самообманом. Открытая форма позволяет быстрее справиться с ситуацией, проработать имеющиеся страхи и другие чувства.

Скрытая форма

Некоторые люди испытывают большие сложности с проявлением своих чувств. В данном случае можно говорить о скрытой форме страдания. Скрытая форма выражается в том, что человек не может действовать открыто, когда дело касается чувств, и оттого страдает еще больше. Скрытая форма подразумевает, что личность все держит в себе, не делится с окружающими своими переживаниями. Такая форма не может положительно влиять на здоровье: разрушаются нервные клетки, скапливается напряжение и недовольство отношениями. Скрытая форма страдания всегда опасна для развития личности, поскольку не дает человеку быть самим собой.

Таким образом, у всякого страдания имеются свои причины, смысл и способ проявления. В некотором плане иногда даже полезно переосмыслить случившиеся в прошлом события, сделать переоценку ценностей. Это необходимо для того, чтобы отпустить обиды, страхи, горести и жить дальше.

« Страдание - это не наказание. Это свободный выбор. »

Данная тема навеяна очень близким человеком и множеством других людей вокруг, которые ежедневно выбирают для себя «страдание» и даже не думают пересматривать свою жизнь. А тем временем, длительное (хроническое) состояние неудовлетворенности активно разрушает психику человека, что неизбежно ведет либо к сильной депрессии, либо к деградации, либо к болезням.. и даже желанию смерти.

Хочу привести ТОП самых сильных и распространенных страданий, которые превращают жизнь человека в настоящее мученическое приключение:

  • И начинает мой список «Безответная любовь»

Другими словами, страстное желание конкретного человека. Это может быть Вася с работы или Лена с 5-го этажа, вы сохните по человеку, испытываете к нему самые трогательные чувства, а он даже не смотрит в вашу сторону. Или еще хуже, смотрит, но только как на друга. А еще хуже, смотрит на вашу подругу или друга. Говорят, сердцу не прикажешь. Я готова поспорить с этим, но чуть ниже.

Сюда же попадают любые отношения, где есть иллюзия взаимности. «Иллюзия взаимности» - это когда один любит всем сердцем, а другой позволяет себя любить. Как известно, любовь слепа и истинно любящий часто не может оценить такие отношения объективно, зато со стороны все видят - кто любит, а кто только вид делает. В любом случае, когда любовь не способны оценить по достоинству, не берегут ее, испытывают терпение - всегда очень страдает тот, кто любит. Как пример, Лена добилась Васю, она готова на край света ради него, он так и быть живет с ней, принимает от нее плюшки (удобно же), но по факту, она ему до лампочки. И когда человек чувствует (особенно в трудностях это хорошо видно), что его готовы с радостью оставить, вместе с кучей проблем - тогда страдания просто зашкаливают.

Что делать в этом случае?

Чтобы прекратить страдания по причине «безответная любовь», нужно для начала осознать свою собственную ценность. Когда любишь себя - любишь свою душу, ценишь себя как личность, знаешь свои достоинства и сильные стороны (это не относится к эгоизму), то следующим шагом, потихоньку, ты перестаешь обращать внимание на того, кто не отвечает взаимностью. Сильная личность может испытывать самые глубокие чувства, но вот безответно сохнуть по объекту желания - он не будет. Это подтвердят все, кто сделал над собой усилие и прекратил свои страдания от неразделенной любви с помощью силы воли. Здесь нужно время и правильное умонастроение, чтобы переболеть.

Дело в том, что любовь - она из духовного мира, но проявляется она в материальном мире. Под действием времени, без необходимого питания и поддержания, она начинает угасать. В браках это особенно заметно, когда вроде женились по любви, но со временем куда-то чего-то подевалось. Потому что каждый в паре подумал, что оно само как-то должно питаться и поддерживаться.

Мой совет тем, кто страдает от неразделенной любви - сделайте над собой усилие и для начала прекратите питать свою любовь. Если объект обожания маячит перед глазами, сделайте так, чтобы его не видеть. И занимайтесь своей жизнью. Наполняйте ее новыми знакомствами, увлечениями, любимым делом. По моим наблюдениям, даже самые сильные чувства начинают постепенно угасать через полгода. Если у вас возникает желание возразить мне и сказать «не правда, мои чувства не гаснут», тогда я отвечу «значит, вы продолжаете их питать надеждой».

Итак, если вы в данный момент времени страдаете по причине «безответная любовь», то вам нужно сказать себе «Хватит, я хочу взаимности». Нужно сделать над собой усилие и прекратить питать свои собственные чувства. Далее нужно убрать из вида все, что относится к источнику обожания. И следующим шагом, вплотную заняться своей жизнью, попутно напоминая себе, что вы себя любите. Что самое интересное, когда человек погружается в свою жизнь, начинает жить своими увлечениями, ценит себя - тогда он становиться очень привлекательным в глазах окружающих, и здесь появляется большой шанс найти то, что тебе действительно нужно.

  • Второе страдание по популярности это «Сравнение себя с другими»

Этим видом страдания упивается 90% населения планеты. Остальные 5% живут в Африке, а другие 5% - люди, которые хорошо осознают себя и настолько разумны, что давно вышли из этой системы страданий, потому что особенные и жить в страданиях им не комильфо .

В современном обществе, сравнение себя с другими происходит ежедневно и непрерывно. Женщины сравнивают свою внешность, с внешностью отфотошопленных девушек на обложках модных журналов - сравнивают свою грудь, ноги, бедра, лицо. Что в себе не нравится, вызывает крайнее недовольство и раздражение. Уверена, те кто сейчас читает эти строки, точно может сказать, что именно его раздражает в себе и он бы с радостью от этого избавился или поменял «вот на это прекрасное», что увидел в журнале или по телевизору.

Мужчины тоже страдают этим психическим расстройством. Они сравнивают свои достоинства, размер кошелька, крутость своего авто, иногда меряются красотой женщин, которые рядом. К сожалению, размером интеллекта в мужской среде мериться не принято, а жаль.

Массу страданий получает тот, кто постоянно сравнивает себя с другими и на этой почве, постоянно собой недоволен. Упиваясь страданием по причине своего несовершенства, и не видя ситуацию объективно, такой человек попадает в ловушку своего собственного ума. Сколько женщин страдает, что не такая грудь, ноги, живот, «не такая» в общем? Сколько мужчин страдает, что недостаточно денег / женщин / размеров всего и вся? Да великое множество! Почти все, кто смотрит телевизор, читает журналы, смотрит по сторонам и ровняется на других.

Что делать в этом случае?

Тут совет достаточно простой: перестать_себя_сравнивать. Я знаю, это не так просто. Если к вам с детства все время придирались: то родители, то учителя, то старшие, да и все, кому не лень (ведь обществу нужны удобные люди, а не личности, со своей индивидуальностью) - то подрастая, вы продолжаете нести этот "олимпийский огонь". Если ваши родители сравнивали вас то с Петей, который послушный и примерный мальчик (а ты непоседа), то с Машей, которая учится на отлично и убирает в своей комнате (а ты грязнуля) - это навязанная в детстве схема продолжает работать, даже когда вы взрослеете. Вы неосознанно продолжаете сравнивать себя с другими, хотя над вами уже давно никто не довлеет (живете отдельно от родителей, учителя остались в прошлом).

Поэтому, выход из этой системы страданий возможен только через осознание того, что вы личность - вы индивидуальны, и ваша индивидуальность заключается именно в этих милых «недостатках», в этом самом несовершенстве. Нужно полюбить и принять себя таким, какой ты есть. Если не вы, то кто будет любить вас таким? Кто должен принимать вас таким? Любое отношение к людям, и к миру вообще, начинается в первую очередь, с отношения к самому себе. «Человек недовольный собой - никогда не будет счастлив» - говорю я. И напротив, человек который доволен собой, ему не свойственно придираться и критиковать других. Запомните это важное правило. Поэтому еще раз повторю, примите себя таким, как есть (аффирмации вам в помощь), делайте акценты на своих хороших качествах, выпишите свои достоинства и повесьте перед глазами . Рассматривайте под лупой то, что вам нравится в себе, а не наоборот. Сделайте над собой усилие и перестаньте себя сравнивать. Вы - это вы. А сосед на лимузине - это сосед на лимузине. В итоге, каждый имеет то, что страстно желает. И об этом наш следующий эпизод.

  • Горячее желание

Казалось бы, какое здесь может быть страдание? Желаешь себе молча, да и все. Но только те, кто умеет горячо желать (еще не разучились) понимают, о чем речь. Я делю этот вид страданий на:

  • Горячее желание, которое никак не исполнится

У меня был такой период в жизни, когда мои желания вообще не исполнялись, даже самые маленькие. Это было такое мучение, что я впервые осознала, насколько пресно жить - когда твои желания так и остаются висеть в пространстве, пока время не поглотит их. Это обстоятельство меня крайне не устраивало, и я занялась вплотную этим вопросом. Для начала я отсекла все малышовые желания и сконцентрировалась только на самых-самых горячо желаемых. И вместе с этим, начались мои глубокие душевные переживания.

Горячее желание, которое никак не хочет исполняться - причиняет страдание. И чем красивее и величественнее желание (не просто купить ящик мандарин), тем больнее чувство неудовлетворенности. Многие люди не дождавшись - разочаровываются, и в итоге, перестают желать вовсе. И действительно, зачем желать, если все равно не сбывается? Я знаю массу таких примеров. Однако, есть очень мудрое высказывание «Человек, который ничего не желает - желает смерти» . Пока человек желает - он живет. Так и проверяется сила желания.

Что делать в этом случае?

Честно вам скажу, нести свое желание через время, трудности и отчаяние - это настоящий подвиг. Мало кто выдерживает такое испытание, нести в груди свое горячее, словно живое сердце - желание, и при этом не опускать руки, даже когда кажется, что вся Вселенная от тебя отвернулась.. что там наверху до тебя никому никакого дела. И что ты скорее состаришься, чем получишь то, что желаешь больше всего на свете.

Однако, такие трудности происходят лишь потому, что вопрос не был изучен досконально. Я поняла одно - желать, это только часть важного процесса. Другую основную часть занимает - питание своего желания своей же энергией. Чем больше у человека энергетического запаса, тем скорее, в лучший момент времени и наилучшим образом исполнится даже самое невероятное желание. В тот самый период, когда мои желания буксовали, я находилась в состоянии энергетического истощения, поэтому ничего не получилось. Как только я стала накапливать энергию (тонкая и очень мощная сила, которую можно только почувствовать внутри себя и только когда достаточно накопил ее), когда пополнила свои энергетические резервы - волшебным образом начали исполняться желания. Конечно, еще не все. Но зато теперь я знаю, чем сложнее и грандиознее твои желания, тем больше энергии тебе потребуется, чтобы его насыщать и нести в своем сердце.

К слову сказать, любое страдание забирает энергию, вы буквально опустошаетесь. И напротив, состояние счастья, гармонии, умиротворения - многократно пополняет энергетические запасы. Отсюда выражение «Счастливый человек более эффективен», причем эффективен он во всех областях жизни, от работы до личных отношений.

Поэтому, если хотите чтобы ваши желания исполнялись - накапливайте свою энергию и продолжайте желать. Если вы живете в большом городе, тогда не удивительно, что у вас ничего не получается. Человек обязательно должен общаться с природой - она самый главный источник питания для любого живого организма. О том, как накапливать и приумножать в себе силы, я напишу отдельную статью.

  • Горячее желание, которое вы подавляете ради других

Вот этим мазохизмом я никогда не занималась и другим не советую. У меня только один вопрос к людям, которые подавляют свои желания ради (блага?) других: «Вы серьезно думаете, что вашу жертву оценят?»

Когда человек по каким-то причинам подавляет свои желания, то результатом такой деятельности неизбежно будет - страдание. Неизбежно. Мало кто знает о "Законе всеобщей связи" общий смысл которого: если ты страдаешь ради других, то эти другие неминуемо будут страдать тоже. «Жертва может быть только счастливой» - говорит в одной из своих лекций Руслан Нарушевич, - «Только тогда эта жертва не осквернена страданием… не_осквернена_страданием». Более мудрого понимания жертвы я еще не слышала. В самом деле, кому нужны эти ваши жертвы? Психически здоровому и вменяемому человеку точно не нужны.

Женщины очень любят упиваться этим видом страдания, делая из себя великих мучениц. Ради мужа и детей они готовы забить на себя большой болт. Какое там развитие творческих способностей, поездка с подружкой в Италию, катание на горных лыжах в свое удовольствие - некогда! Нужно ежеминутно всех ублажать и попеременно душить своей заботой и вниманием всех, кто находится рядом. Можно еще ублажать всех коллег и начальника на работе, выворачиваться наизнанку ради результата, и получить еще больше заданий вместо отпуска. Так где ваши желания? Я могу ответить за вас. Вы про них давно забыли в суете и беспокойстве за других. К слову, понятие «личность» и определяется как раз набором собственных желаний, только ваших желаний. Как только вы подавляете свои желания, вы автоматически исчезаете как личность. Не знали? Теперь знаете.

Что делать в этом случае?

Что делать.. можно я отвечу коротко? Нужно послать все (или всех) в Земноморье, составить список своих желаний и начать следовать им. Вы уже не помните, чего хотите? Значит, самое время вспомнить свои желания, которые горели в вашем сердце с самого детства или уже осознанного возраста. Возьмите блокнот и напишите все, что вы когда-либо хотели и хотите до сих пор. Это должны быть чистые желания, не подавляющие волю других людей и не приносящие никому вреда. Чего вы всегда хотели, но так и не сделали? Думайте.. никто за вас эту задачу не решит.

КАК ПРЕКРАТИТЬ СТРАДАНИЯ -

В ведических лекциях можно услышать о трех видах страданий:

  1. Страдания, причиняемые собственным умом и телом;
  2. Страдания, причиняемые другими живыми существами;
  3. Страдания от природных условий, Высших сил (обстоятельства, катаклизмы).

Вы уже поняли, что большинство ваших страданий идет от ума? Научитесь управлять умом - осознанно сможете прекращать свои страдания, вам нужно только уметь отслеживать, по какой причине вы страдаете. Рекомендую всем абсолютно завести дневник и выписать туда по пунктам, что именно вас заставляет переживать негативные эмоции. Например: нелюбимая работа, проблемы с родителями, недостаточно хорош / красива, нехватка любви и т.д. Затем обратите внимание, какие проблемы идут от ума, какие от других людей, какие от обстоятельств. И когда у вас перед глазами будет конкретный список, начинайте ежедневно думать, как можно изменить свою жизнь, чтобы она стала лучше?

От себя могу совершенно точно сказать - любые страдания говорят о том, что у вас потеряна свзяь с духовным миром. Как только вы наладите отношения с Богом (это делается через молитву / медитации), ваша жизнь начнет поворачиваться к вам лицом.

В своей статье я перечислила самые "топовые" виды страданий, конечно, их намного больше. Я не беру в расчет такие страдания как, потеря близкого человека, отсутствие любви у родителей, унижения от сверстников (как раз страдание, причиняемое другими живыми существами). Но в итоге, если вы взрослый человек, вы можете все изменить. Менять или не менять - это только ваш выбор. Вы можете сменить работу, вы можете не сравнивать себя с другими, вы можете прекратить отношения с теми, кто причиняет вам боль. Вы можете горячо желать и следовать своим желаниям. Вы можете намного больше, чем думаете. И единственная заноза, которая вам мешает в голове, это мысль о том, что вы не можете.

Большинству людей привычно страдать, в этом вся проблема. Когда все вокруг страдают, это начинает казаться естественным состоянием души. Есть даже такие человеки, которые утверждают «Жизнь - это страдание», а я вам говорю, что страдание идет от незнания себя, зашлакованности сознания, страхов и нежелания что-то менять. Попробуйте каждый день спрашивать себя «Что я сделал сегодня, чтобы изменить свою жизнь?». Не удивляйтесь, если в ответ последует «Ничего». Так чего вы хотите? Чтобы стать счастливым, нужно этого очень хотеть, нужно осознанно к этому стремиться.

Страдание - это внутренний индикатор того, что вы в своей жизни заблудились и что-то делаете не так. Страдание доходчиво дает понять, что вы двигаетесь неправильно относительно своей духовной природы. Повторю эти слова еще раз, чтобы вы запомнили «Страдание показывает, что вы неправильно двигаетесь относительно своей духовной природы». Как только вы начинаете двигаться правильно, страдания прекращаются.

Бог не хочет страдания людей Ларше Жан-Клод

Диавол - главная причина страданий и прочих бед Иова

Диавол - главная причина страданий и прочих бед Иова

Сатана, движимый своей злобой и завистью к человеку, был первопричиной бед, которые случились с Иовом. Это ясно показано автором повествования. Когда сатана говорит Богу: но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? (Иов. 1:11). Бог, несомненно, может это сделать. Но именно сатана в соответствии со своим личным желанием возьмет это на себя и станет источником всех несчастий Иова, которые за этим последуют. Во второй части книги мы вновь встречаем то же самое, и сатана еще более ясно определен как причина болезни и страданий Иова, которые приходят к нему: И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов. 2:4–7). Как это отмечает свт. Иоанн Златоуст: «Никакое нападение не было спровоцировано Богом против Иова, но все исходило от злобы диавола».

Сам же диавол, впрочем, и стал инициатором всего, что произошло, клевеща на Иова перед Богом, когда утверждал, что Иов верен Богу только из корысти (ср. Иов. 1:9; 2:4).

Если бы сатана не вмешался, то Иов, вероятно, продолжал бы наслаждаться процветанием, которое Бог дал ему изначально и которое Бог вернул ему в конце, что вдвойне доказывает, что воля Бога принципиально не является причиной бед Иова.

Иов был праведен в своем процветании, перед тем как он был поражен несчастьем, и это доказывает, что несчастье не является ни условием праведности, ни средством ее достижения, даже если верно то, что, пройдя испытание, добродетель Иова стала еще более явной, очевидной.

Но именно диавол, а не Бог сомневался в надежности Иова и нуждался в его проверке.

Книга Иова ярко свидетельствует о том, что мы показали в предыдущей главе: определяющую роль деятельности диавола в мире, чтобы порождать через злобу и зависть беды и страдания.

Однако возникает вопрос: почему Бог разрешает диаволу делать то, что он хочет? Сатана, чтобы реализовать свои планы, спрашивает и получает разрешение от Бога (Иов. 1:11–12; 2:5–6).

Нам здесь кажется важным, что и со стороны автора видна та же озабоченность, которая подвигнет святых отцов сказать: беды приходят с Божиего произволения, чтобы избежать развития в начало зла, автономное по отношению к началу добра, соперничающее с ним и способное временно его вытеснить. Над всей книгой Иова довлеет мысль о всемогуществе Бога. Эта идея находится в словах друзей Иова, в словах самого Иова (Иов. 9:4–13; 12:10,14–25; 42:2), и в конце концов она занимает главное место в словах Самого Бога (Иов. 38:4–40,26).

Начало книги показывает нам сатану, падшего ангела, который с другими ангелами должен отчитываться перед Богом за свои дела на земле (ср. Иов. 1:6–7; 2:1–2). Можно увидеть, что, разрешая это делать, Бог не покровительствует ему, а, напротив, ограничивает в благоприятном смысле для человека и для создания, что является делом Его Промысла (если бы силы зла действовали свободно, то мир давно был бы наводнен

ими и разрушен): И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей (Иов. 1:12); И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги (Иов. 2:6).

Здесь мы снова находим то, что является источником зла, - свободу, которую Бог предоставил всем разумным существам (ангелам и людям), созидая их, дар, которым, из-за уважения к ним, Он в широком смысле позволяет пользоваться даже в том случае, когда этот дар используется во зло.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Глава 17. Роль страданий Воспитательная роль страданий Вопрос: Мы говорим о воспитательной роли страданий, но ведь есть болевой порог, после которого человек перестает ощущать что бы то ни было. Чем дальше, тем к большей жестокости люди привыкают. Наверно, пока свыше нас не

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Причина страданий В Ваших книгах Вы уделяете много места объяснению существования страдания в этом мире. Это объяснение – самое близкое для меня из тех, что я до сих пор встречал. Но все-таки и оно не вполне удовлетворительное, ведь всемогущий и бесконечно добрый Творец

Из книги Слова подвижнические автора Сирин Исаак

Слово 61. О том, что полезно человеку в приближении его сердцем своим к Богу, какая истинная причина сокровенно приближает к нему помощь и какая опять причина приводит человека в смирение Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Тяжёлые испытания Иова. Иова 1:13-22 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и

Из книги Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах автора Авдеев Дмитрий Александрович

Благословление Иова. Иова 42:10–13,16,17 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

140. Вопрос: В чем главная причина употребления наркотических средств? Причина эта в бездуховности. Употребление наркотиков – это сознательный грех, который со временем «обрастает» многими другими грехами. «Наслаждение» наркотиками – это иллюзия, обман, внушенный

Из книги Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии автора Автор неизвестен

Причина страданий Как же нам стремиться неустанно к своему освобождению? Что же такого Будда обнаружил о страдании? В чем состоял его способ избавления от него, и как мы тоже можем от него избавиться и стать просветленными?Его учения запоминались и передавались из уст в

Из книги Сочинения автора Сирин Исаак

ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ 10 июля 2009 года после торжественного открытия музея Валаамского монастыря Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов, в частности, об отличиях так называемого «Дня святого Валентина» от нового праздника - Дня любви, семьи и верности. Его

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Слово 61. О том, что полезно человеку в приближении его сердцем своим к Богу, какая истинная причина сокровенно приближает к нему помощь и какая опять причина приводит человека в смирение Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него

Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.

Тяжёлые испытания Иова. Иова 1:13-22 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот,. приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Благословление Иова. Иова 42:10-13,16,17 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Главная причина Почему Иаков затрагивает здесь три эти темы? Очевидно, что все они являются аспектами главного вопроса, которому посвящен наш отрывок: необходимости смирения пред Богом. Но для чего Иаков выделил эти три области, требуя к ним особого внимания? Думается,

Из книги автора

Главная потеря Некий странный человек отдавал всё, что попадало к нему в руки. Никогда не использовал подвернувшегося случая для своего блага. Когда его спросили, в чём смысл такого существования и что это такое с ним происходит, он ответил:– Я не нахожу, я теряю. Таков мой

Из книги автора

Ответ Иова Жалоба Иова на собственные страдания 1 Тогда Иов ответил:2 - О если взвесить мои страдания,мою беду положить на весы!3 Они перевесили бы песок морей –мои слова оттого и бессвязны.4 Стрелы Всемогущего во мне,напоен мой дух их ядом;ужасы Божьи ополчились против

Из книги автора

Ответ Иова Обвинение Иова 1 Тогда Иов ответил:2 - Долго еще вам мучить меняи своими словами меня терзать?3 Вот уже десять раз вы меня стыдили.Вам не стыдно меня оскорблять?4 Если я и впрямь согрешил,при мне мой грех и останется.5 А если хотите передо мною кичиться,позором моим

Размышляя об истории многострадального Иова, можно прийти к мысли об ошибочности одного его утверждения. Речь идет о рассуждении праведника о добре и зле, из которого можно сделать вывод, что от Господа мы получаем не только доброе, но и злое.

Когда Иов впал в тяжкие страдания - вначале потерял богатство, потом погибли все его дети и слуги, затем он лишился здоровья, его жена не выдержала всего этого и совсем потеряла терпение. «Ты все еще тверд в непорочности твоей! — возмутилась она. — Похули Бога и умри» (Иов 2, 9). Но Иов предпочитает принимать злострадания, причем Писание признает, что Иов не прегрешил, когда ответил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10).

И по сути Иов говорит правильно: если Господь — Вседержитель, то всё в Его руках. Однако это противоречит постулату о благости Божией, поскольку Бог не творит зла.

Святитель Василий Великий поясняет, что есть зло в житейском плане, которое не является абсолютным злом. Зло абсолютное — это ад, небытие, вечные муки, бесы и их воля. К абсолютному злу Создатель нисколько не причастен. Абсолютное зло — это отрицание Бога, это полный разрыв с Ним, как было с отпавшими от Бога ангелами, как бывает с человеком, обдуманно, по своей воле уходящим из жизни.

Жена толкала Иова на преднамеренное самоубийство, которое есть богохульство. Когда человек по тем или иным причинам добровольно отказывается от своей жизни, он отвергает главный Божий дар, отказывается от возможности обрести вечное единство с Господом. По образному выражению Достоевского, самоубийца бросает «билет на эту жизнь» в лицо Богу.

Кроме того, самоубийство — единственный грех, в котором человек не может покаяться, примириться с Богом и получить прощение, ибо такая возможность есть у человека только при жизни. Лишая себя дара временной жизни, человек навеки разрывает связь с Богом и уже не может измениться: он переходит в приснобытие без Бога, в область абсолютного зла.

Иов не согрешает, поскольку для него сохранить верность Богу важнее прекращения страданий временной жизни. Ведь то, что мы с житейской точки зрения воспринимаем как зло, — «злое», о котором говорит Иов: землетрясения и другие природные катаклизмы, беды и лишения, болезни и прочие временные страдания — все это абсолютным злом не является.

Более того, различные злоключения, несчастья и болезни, принимаемые человеком без ропота, изменяют его внутренний настрой, приближают его к Богу. Действительно, если человеку надо постичь нечто важное, существенное, то зачастую Господь дает ему это через прохождение испытаний и страданий. Мы знаем, что и апостолу Павлу самые глубокие истины Божии открылись в заточении, перед его мученической кончиной. Также и Иов смог воспринять откровения от Бога после опыта неимоверных мучений. Выходит, это вообще закон жизни в нынешнем ее падшем состоянии.

В состоянии лишения земных благ человеку легче прийти к осознанию истин высшего порядка, чем в состоянии душевного комфорта и телесного довольства. Святые отцы говорят, что если тебе хорошо — благодари Бога, если тебе плохо — молись Ему. Однако в страданиях к Богу обращается намного больше людей, чем в благоденствии. Показателен эпизод из Евангелия, когда десять прокаженных очистились, а пришел поблагодарить за выздоровление только один из них (см. Лк. 17, 12—17). Полученное благо тотчас изменило нрав остальных девяти исцеленных. Еще недавно они усердно молились Богу, прося о помощи, и сразу забыли о Нем, как только обрели просимое.

Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что по любви к людям Господь готов даровать им море всевозможных благ, но поскольку совесть человеческая настолько немощна, что нуждается в постоянном биче, людям и даются страдания. То есть Господь готов подарить нам всевозможные блага, но не дает, пока мы не сможем принять их без вреда для своей вечной участи.

Для того чтобы правильно говорить о христианской жизни и о познании Христа, как нашей главной цели, необходимо опытно убедиться, что наше состояние ненормальное. Христианство учит, что каждый человек рождается поврежденным грехом. Повреждение это очень глубокое и затрагивающее все стороны естества. Грехом заражены наши сердце, ум, воля, совесть и даже само тело. Если бы не Христос, то положение человека было бы отчаянно-безнадежным. Согласно Священному Писанию, главный плод греха - вечная смерть (Рим 6:23), однако можно выделить и много других: болезни, страхи, катаклизмы, кризисы социальных и политических отношений и т.д., что все можно так или иначе отождествить с понятием страдания в широком смысле.

Факт страдания всегда будет являться актуальным и практически присущим каждому христианину, как в вопросах собственного нравственного самосовершенствования, так и вопросах миссионерства, проповеди и катехизации. Исходя из собственного опыта катехизации и социального служения могу отметить очень частое обращение человека к Богу для ответа на вопрос причины страданий самого человека или его близких, чтобы по возможности устранить эту причину.

Понятие страдания, его значение, распространенность и повседневность

Секуляризованное понятие «страдания» является довольно узким и включает в себя не более чем ощущение какого-либо физического или душевного дискомфорта. В понимании же святого Иоанна Дамаскина «слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие. За страданием следует неудовольствие; но неудовольствие не есть самое страдание, ибо когда страданию подвергаются предметы, лишенные чувства, они боли не испытывают. Таким образом, не страдание болезненно, но ощущение страдательного состояния. А чтобы такое ощущение имело место, страдание должно быть заслуживающим внимания, т. е. значительным по силе» 1 .

Если мы представим историю развития как человеческого общества, так и любых отдельных его членов индивидуумов, то непосредственным ее атрибутом будут разнообразные беды и скорби. Наблюдения достаточно ясно говорят, что настоящий мир есть мир скорби, страданий и зла. По выражению известнейшего французского мыслителя Жан-Жака Руссо «страдать - это первое, чему должен научиться ребенок, это то, что ему нужнее всего будет знать. Кто дышит, и кто мыслит, тот должен плакать» 2 . Но лауреат Нобелевской премии по литературе 1921 года Анатоль Франс уже отмечает феномен страдания не как просто явление дискомфорта, а как важнейший фактор для формирования мировоззрения: «Страдание! Какое великое и не оцененное явление! Ему мы обязаны всем, что есть в нас доброго, всем, что придает ценность жизни; ему мы обязаны милосердием, мужеством, обязаны всеми добродетелями» 3 . Поэтому пытливый и ищущий человеческий разум обязательно будет искать какого-либо оправдания этой кажущейся несправедливости существования страданий, какого-либо его смысла и цели, раз оно неизбежно. Но для объективного ответа сначала необходимо ответить на вопрос: каким же является состояние самого человека?

Христианство утверждает, что нынешнее состояние человека является ненормальным. Человеческая природа повреждена грехом, или, другими словами, человек духовно болен. Причина такого печального состояния человека кроется в грехопадении первых людей - Адама и Евы. Человек захотел быть самостоятельным устроителем своей личной жизни и для этого добровольно отделяет себя от Бога. Такое направление воли человеческой расстроило общую картину бытия.

Прямым следствием этого стало как раз появление в человеке возможности существования двух сил, проявление которых неизбежно ведет к потере гармонии. «Душевные страдания, или страсти, определяются следующим образом: страсть есть движение волевой способности, ощущаемое душой и основывающееся на представлении доброго или злого; иначе: страсть - неразумное движение души, вызываемое представлением о добре и зле. Представление доброго вызывает желание, а представление дурного - раздражение. Родовое же, или общее определение страдания таково: страдание есть движение в одном предмете, производимое другим предметом. В противоположность этому действие есть деятельное движение. Деятельным называют то, что движется собственными силами. Так, гнев есть действие соответствующей ему способности души, но он бывает страданием обеих частей души, а также всего тела, когда гнев насильственно увлекает их к действию; ибо здесь движение в одном производится другим, что и называется страданием» 4 . Дух человека ищет успокоения в Боге, но его тело в результате грехопадения влечет к удовлетворению телесных потребностей и страстей. Так эти противоположные стремления, две противоборствующие силы доводят до ощущения страдания. Хорошо выражает это мучительное бессилие падшего человека к добру апостол Павел, когда говорит: «Желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:18-24). Вывод один - человеческая природа больна, причем исцелить его может только Творец. Но необходимо, чтобы человек одумался и на личном горьком опыте жизни убедился в невозможности найти без Бога покоя для своей души.

Причины страданий

Первой и основной причиной страданий безусловно являются личные грехи. Путь избавления от страданий за свои грехи есть покаяние, и сила покаяния должна быть соразмерна степени греха. Покаяние примиряет человека с Богом, а если же нет достаточного осознания греха и глубокого покаяния, то надо со смирением принимать посылаемые страдания.

Второй причиной страданий может быть предохранение от греха или направление от рассеянной жизни к жизни, сосредоточенной в Боге. Подобные страдальцы, которые вначале часто тяжело переносили изменение своей судьбы, впоследствии горячо благодарили Господа за посланную им некогда тяжелую перемену в жизни.

Третьей причиной страданий является избавление от греха гордости и приобретение смирения. Преподобный Макарий Великий пишет об этом следующее: «Бог знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; поэтому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении... Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога» 5 .

Четвертой причиной страданий может быть испытание христианина в вере и праведности. И как пишет преподобный Варсонофий Великий: «Муж, не испытанный искушениями, неискусен» 6 . Адам после создания был первое время безгрешен и, как чистый сердцем, видел Бога, и беседовал с Ним. Но мы знаем, что он не был тверд в добродетели и впал в грех... Одна чистота сердца без испытания ее прочности не имеет полной ценности. Вот почему в мире допущены Богом соблазны. Господь и говорит: «Ибо надобно придти соблазнам» (Мф 18:7).

Пятой причиной страданий может явиться уклонение человека от пути, предназначенного ему от Бога. Это страдания пророка Ионы во чреве кита. Заканчиваются эти страдания тогда, когда человек поймет, что требует от него Господь.

Страдания праведников

Однако существует такое явление как страдание праведников, которое наиболее сложно примирить с идеей причинности и целесообразности страданий. Поэтому к написанному можно добавить еще ряд причин страданий, указанных св. Иоанном Златоустом и относящихся при этом только к праведникам. Св. Иоанн пишет: «Я могу указать восемь причин всякого рода и вида бедствий святых, поэтому усиленно напрягите ваше внимание, зная, что нам не будет уже никакого извинения и оправдания, если мы будем соблазняться приключающимися бедствиями.

Первая причина состоит в том, что Бог попускает им терпеть беды, чтобы они вследствие величия своих заслуг и чудес не впадали в гордость. Вторая - чтобы другие не думали о них больше, чем свойственно человеческой природе, и не полагали, будто они боги, а не люди. Третья причина - чтобы сила Божия являлась могущественной, побеждающей и умножающей проповедь через людей слабых и связуемых узами. Четвертая - чтобы яснее обнаружилось терпение их самих, как людей, которые служат Богу не из-за награды, а являют такое богомыслие, что и после великих бедствий обнаруживают любовь к Нему. Пятая - чтобы мы размышляли о воскресении... Когда ты увидишь, что человек праведный терпит без конца бедствия и так уходит из этого мира... то, очевидно, Бог не захочет отпустить неувенчанными тех, кто столько потрудился, и лишить их воздаяния за труды. Поэтому необходимо должно быть время после здешней смерти, в которое они и получат воздаяние. Шестая причина в том, чтобы все подвергающиеся несчастьям имели достаточно утешения и облегчения, взирая на них (т.е. бедствующих праведников) и помня о случившихся с ними бедствиях. Седьмая - чтобы, когда мы призываем вас подражать праведным делам их, вы, по причине чрезмерной высоты их заслуг, не подумали бы, что они были люди иной породы, и не отказались бы боязливо от подражания. Восьмая - чтобы, когда нужно ублажать и сожалеть, мы знали, кого нужно почитать блаженным, а кого жалким и несчастным...» 7 .

Как пишет преподобный Исаак Сирин: «Всякий человек, о котором особенно печется Господь, познается по непрестанно посылаемым ему скорбям... Так как пока ты еще на пути, признаком приближения твоего ко граду Божию для тебя да будет следующее: встречают тебя сильные искушения, и чем ближе приближаешься и преуспеваешь, тем более умножаются находящие на тебя искушения» 8 .

Заключение. Крестный подвиг Спасителя

Исцелением болезни человеческого естества является вера в искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Страдание, крест есть единственный путь, ведущий к победе над грехом. Единородный Сын Божий ради спасения погибающего человечества претерпевает кенозис. Своим крестом Иисус Христос примирил человека с Богом, и с этих пор грех уже не имеет той власти над человеком, которую имел прежде. Страдания не исчезают в христианстве, но по сути своей приобретают совершенно новое значение, можно даже сказать, что они приобретают смысл. Страдания становятся очистительными. Для того чтобы христианину очиститься от греха и утвердиться в добре, нужно пройти эти страдания. Святитель Иоанн Максимович говорит, что «тайна праведника Иова есть тайна страдания. …Рядом с познанием страданий стоит в этой книге познание человеческого усыновления Богу, - вне этого второго нельзя проникнуть в первое» 9 . Сам Христос предупреждает нас: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33). А святой апостол Павел свидетельствует: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр 12:5-11). А это свидетельство есть свидетельство полноты жизни и радости от торжества добра на земле. Добро есть крест, и все, что стремится к добру, подлежит страданию. Господь наш Иисус Христос страдает за людей вместе с ними. Как Сын Человеческий Он делает то, что обязаны делать все люди вместе с Ним в силу единения с Ним. Бремя креста, на котором убивается наш грех, есть общее бремя Его и наше, но на долю Христа в этом бремени приходится почти все. Он действительно взял из общего бремени за или вместо нас такую часть, которую не могли понести люди. Иисус Христос не только Страдалец, но и Сострадалец нам. И поэтому наш Спаситель хочет, чтобы мы, подобно Симеону Киринейскому (Мф 27:32), несением своих маленьких крестов в общем Кресте разделили бы со Христом Его бремя.

Страдание в руках Промысла Божия можно сравнить с алмазным резцом скульптора, преображающего каменную глыбу в статую. Таким образом, все наилучшее на земле достигается страданием и обречено Промыслом Божиим на страдание для очищения от зла. Федор Михайлович Достоевский идет еще дальше в такой оценке: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» 10 .

Литература

  1. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.
  2. Иоанн Златоуст, свт. Собрание сочинений. В 12 т. Беседы к Антиохийскому народу о статуях. Изд-во Свято-Почаевской Успенской Лавры, 2005. Т. 2. 1023 с.
  3. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Славянка, 1990. 336 с.
  4. Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М. : Благовест, 2001. 726 с.
  5. Иоанн (Максимович), свт. О страдании. Тайна Иова. Режим доступа: http://www.bible-center.ru/article/jobsecret
  6. Макарий Великий, преп. Семь слов. Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=628

_______________________

1 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.

2 Цит. по: http://lossofsoul.com/DEPRESSION/aphorismos.htm

4 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.

5 Макарий Великий, преп. Семь слов. Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=628

6 Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М. : Благовест, 2001. С. 530-532.

7 Иоанн Златоуст, свт. Собрание сочинений. В 12 т. Беседы к Антиохийскому народу о статуях. Изд-во Свято-Почаевской Успенской Лавры, 2005. Т. 2. 137 с.

8 Цит. по: Борис Пинаев. Литературный дневник. Режим доступа: http://www.stihi.ru/diary/pinaev/2010-02-16

9 Иоанн (Максимович), свт. О страдании. Тайна Иова. Режим доступа: http://www.bible-center.ru/article/jobsecret

10 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Славянка, 1990. Гл. 46.

Loading...Loading...