Информационный портал донецкой народной республики горловка news: оперативно, объективно. Киево-Печерская лавра приготовилась к обороне: «Сами не уйдем

Олег Гавриш, спецкорреспондент издания «Коммерсантъ-Украина»:

Ночь с субботы на воскресенье оказалось довольно неспокойной для Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) прихожане и духовенство которой всю ночь дежурили у входа в Киево-Печерскую Лавру, ожидая ее возможного штурма.

Все началось около шести вечера в субботу 22 февраля, когда на странице Автомайдана (объединяет протестующих на автомобилях) в Facebook написали, что с территории Лавры якобы вывозятся мощи святых и другие православные святыни, рассказал религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец. По его словам, представители Автомайдана говорили, что якобы их убедили в этом монахи Федосеевского монастыря УПЦ КП. «Послышались призывы приехать в Киево-Печерскую Лавру и остановить вывоз святынь, а также провести проверки на территории монастыря», - рассказал Юрий Черноморец.

Впрочем, как рассказал секретарь священного синода Украинской православной церкви Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря), УПЦ КП тут же дезавуировала слухи и заявила о том, что никакие мощи из Лавры не вывозятся, а их монахи ничего подобного не заявляли. В свою очередь советник народного депутата Арсения Яценюка Виктор Еленский заверил Автомайдан, что информация ложна, вывоз мощей невозможен по многим причинам. Когда об опровержениях узнали представители Автомайдана, большинство из них передумали ехать в Лавру, но все же к воротам монастыря ближе к 21:30 явилось 200–300 человек.

В свою очередь, ко входу в монастырь вышел управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич), секретарь предстоятеля УПЦ МП Александр (Драбинко), викарий Киевской епархии, наместник влиятельного Ионинского монастыря епископ Иона (Черепанов), которые стали успокаивать людей. К духовенству присоединились депутаты Петр Порошенко и Андрей Деркач, священники УПЦ КП, убеждавшие людей разойтись, и бойцы самообороны Майдана в камуфляже, бронежилетах и балаклавах. Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел (Лебедь) так и не вышел к протестующим, сославшись на плохое самочувствие.

Петр Порошенко стал убеждать сторонников Автомайдана разойтись:

Я уверяю вас, что никто и никогда не позволит вывезти из Лавры святыни. Монастырь находится в ведении Украинской Православной Церкви, многие верные которой были на Евромайдане с первого дня. Это наша Церковь, которая молится за благо нашей страны, Украины, и мы не позволим, чтобы мощи либо другие святыни покинули стены святой обители.

Сторонники УПЦ МП стали убеждать собравшихся в том, что Церковь сегодня молилась за убитых в ходе протестов в Киеве, некоторые погибшие были ее прихожанами. Из толпы послышались возражения, что-де люди не против УПЦ (МП) как таковой, но настоятель Лавры чересчур близко дружил с бывшим президентом Виктором Януковичем и премьер-министром Николаем Азаровым, ругал Майдан и вообще должен как можно скорее сложить с себя управление монастырем.

В результате протестующие все же были переубеждены господами Порошенко и Деркачем и стали расходиться. Особенно вескими оказались аргументы о том, что юго-восток Украины вряд ли сейчас поднимется против смены власти, но в случае религиозного обострения в стране серьезных проблем и столкновений уже не избежать. Петр Порошенко, убедив нескольких самых ярых протестующих, отдал распоряжение бойцам самообороны охранять вход в монастырь и никого не впускать, кроме братии и священноначалия. Для того чтобы успокоить автомайдановцев, было принято решение позволить им проводить досмотр всех автомобилей, въезжавших и выезжавших из Лавры, что они начали делать со всей тщательностью. Досматривали в том числе и чемоданы с личными вещами гостей лаврской гостиницы.

Тем временем среди пришедших защищать Лавру прихожан УПЦ МП пошел слух, что монастырь хочет захватить «Правый сектор». Однако пресс-служба организации тут же распространила заявление, в котором категорически опровергла возможный захват. «Это провокация, которая, вполне возможно, имеет под собой российские корни и появилась в аккурат к начавшимся переговорам между УПЦ МП и УПЦ КП», - сказал пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский. Он напомнил, что ранее постоянно ходили раскручиваемые слухи о том, что «бандеровцы» пытаются захватить Почаевскую Лавру.

Примечательно, что первыми на территории Лавры оказались представители российских телеканалов. «Удивительно, как российские коллеги узнали о том, что тут происходит, намного раньше нас», - недоумевал подъехавший в полночь корреспондент ICTV. Приехавший раньше всех корреспондент РТР объяснил, что его якобы вызвал настоятель Лавры митрополит Павел (Лебедь), заявивший о захвате монастыря.

После отъезда депутатов ситуация стала разряжаться, люди начали пить кофе, общаться. Представители УПЦ МП стали угощать протестующих ватрушками. Вышедшие к людям монахи и священники начали вместе молиться, вести беседы о вере и истории Киево-Печерской Лавры.

Однако в полночь на Майдане выступил священник Павел Добрянский, которого, по словам архиепископа Евстратия (Зори), месяц назад УПЦ КП запретило в служении за непослушание и постоянные провокации. Он повторил тезис о вывозе из Лавры святынь, якобы находящихся там «титушках» (протестующие, поддерживавшие Виктора Януковича и бывшую власть) и призвал с трибуны к ее захвату в пользу УПЦ КП «ради восстановления исторической справедливости». И хотя уже через 20 минут ведущий Майдана, получив оперативно точную информацию от религиозных экспертов и народных депутатов, дезавуировал это сообщение и призвал всех не поддаваться на провокации, к монастырю прибыло еще человек 200 новых протестующих, которые стали громко возмущаться.

В самый разгар ссоры к воротам подошел семинарский хор Киевской духовной академии и начал громко петь Пасхальный канон: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Протестующие притихли и стали слушать песнопения. Спустя пятнадцать минут самооборона Майдана, охранявшая ворота в Лавру, попросила всех отойти за шлагбаум, причем пришедшие люди требование выполнили. Да и количество прихожан УПЦ МП, которые подтянулись на место, почти сравнялось с протестующими.

Местами перепалки продолжались еще около часа. «Я считаю, что в Украине или должна быть одна поместная церковь, или УПЦ должна убираться из Лавры», - кричал один из протестующих. «А ты вообще православный? Если да, то покажи крест!», - потребовал от него кто-то из прихожан УПЦ МП. «У меня крест сорвала милиция во время протестов», - возражал тот. В результате церковный историк, прихожанин УПЦ МП Владислав Дятлов подарил стороннику поместной церкви свой крест, что понравилось собравшимся, и ссора стихла.

Ближе к утру представители Автомайдана и другие протестующие стали расходиться. К Лавре подтянулись прихожане УПЦ МП, и возле входа в монастырь начался непрекращающийся молебен. «Религия остается единственной серьезной силой, способной поднять людей с обеих сторон не на протесты, а на глобальное противостояние, как это было, например, в Югославии. Этой ночью, мы смогли избежать серьезных проблем, провокации не возымели успеха, и это очень важный опыт для всех. Сегодня все политики и другие церкви с уважением относятся к позиции УПЦ, какой она во время майдана выражалась в официальных документах УПЦ и в комментариях митрополита Антония», - заключил господин Черноморец.

Глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерей Георгий Коваленко заявил, что ситуация все еще остается неопределенной. «Есть и внешние, и внутренние силы, которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию, и от которых мы можем ожидать провокаций. Поэтому хорошо, если верующие будут молитвенно поддерживать нас, в том числе приходя на службы, которые все эти дни проходят в Киево-Печерской Лавре», - сказал протоиерей Георгий Коваленко.

Дмитрий Марченко, блогер:

Итак. Вернулся из Лавры. Подробности.

Не думаю, что напишу что-то новое.

На Литургии управделами Киевской Митрополии владыка Антоний зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с событиями в Украине. Затем подтвердил, что действительно ночью было две попытки проникнуть на территорию Лавры со стороны активистов Майдана. С помощью переговоров с лидерами других активистов в этот раз удалось избежать столкновений.

После в Лавре было тихо и пусто. Но к 15-ти часам к воротам стали стягиваться верующие, чтобы отслужить молебен преподобным Киево-Печерским. Одновременно поступила информация о возможном штурме обители. Эту возможность не отрицал и владыка Антоний, он просил верующих по возможности днем находиться в Лавре, не оставлять ее пустой.

В этот раз атаки не было. Предвижу иронию тех, кто не верит в саму возможность такого развития событий. Но факт есть факт - вряд ли даже самые оголтелые националисты рискнули бы средь бела дня напасть на сотни молящихся священников и мирян, среди которых были и женщины.

Вокруг были светлые, добрые лица. Люди не выглядели паникёрами. Просто стояли и молились. Среди знакомых лиц увидел и Василия Горбаля.

Отдельные «активисты» небольшими группами время от времени подтягивались на «посмотреть», но не более. Дай Бог, чтоб так было и этой ночью.

Да, нашему духовенству отдельные политики, ныне фактически находящиеся при власти, гарантировали спокойствие. Но цену их определенных гарантий мы уже знаем. Не факт, что какой-то отдельной группировке майдана, опьяневшей от эйфории и вседозволенности, не стукнет в голову «поставить на место московских попов». Ситуация всё так же тревожна.

Иеромонах Мелхиседек (Гордиенко), насельник киевского Десятинного монастыря:

– Как вы знаете, ветераны спецподразделения “Каскад” совместно с УПЦ создали отряды по охране духовного наследия церквей Украины. Этот отряд принимал участие в наведении порядка в ту ночь, когда разворачивались события возле Киево–Печерской Лавры.

Началось все с провокации. Кто-то распространил на майдане информацию, что из Лавры якобы вывозят мощи. Люди взбудоражились, устремились к монастырю, окружили и стали проверять все выезжающие машины. Досматривали, открывали багажники, внутри все проверяли. Люди боялись, что будут вывозиться святыни.

В это время на территории Лавры находилась машина с российскими дипломатическими номерами. За рулем был обычный паломник, сотрудник дипведомства, приезжавший в Лавру помолиться. Когда он после службы выезжал из монастыря, его, как и всех остановили, чтобы досмотреть. Он воспротивился, ссылаясь на международную Венскую конвенцию о дипломатических отношениях, предполагающую неприкосновенность дипломатов. Это еще больше подогрело конфликт.

Когда на горячую линию нашего штаба поступил звонок, я выехал на место, чтобы выяснить ситуацию. Разобравшись в ситуации, я вызвал руководителей нашего штаба – полковника Сергея Разумовского и лейтенанта Владимира Фатеева, которые оперативно прибыли к въезду в Лавру. Тут же подъехал народный депутат от партии “Удар”, предъявил удостоверение. Вместе с ним мы попросили водителя, чтобы тот разрешил нам досмотреть его машину. Уговорили, досмотрели и, конечно же, ничего не нашли, машина была чиста. Дипломат уехал.

Мы тоже уехали, когда позвонил владыка Ирпенский Климент и попросил проверить информацию о том, что к Лавре снова движется какой-то отряд, но уже радикально настроенный.

Я выехал обратно в сторону Лавры и по дороге действительно увидел движущийся отряд во главе с каким-то неизвестным священником или похожим на священника человеком. Пришлось действовать по ситуации. Мы обогнали их, подъехали ко входу в Лавру, возле которого уже стояли люди из нашего отряда самообороны. Я сообщил, что сюда движутся какие-то непонятные люди, возможно провокаторы, которых в Киеве сейчас много. И попросил выслать к этому отряду разведку. Выяснилось, что люди без приказа своих командиров, услышав клич этого священника о том, что «грабят Лавру», решили идти разбираться. Слава Богу, и в этот раз конфликт удалось уладить. Правда, отряды самообороны майдана попросили, чтобы в Лавру впустили двадцать человек, которые проверили, что там внутри никто не прячется из так называемых “титушек”. Проверили, никого не нашли и ушли.

Многие верующие утром приехали ко входу в Лавру, совершали молебны, пения. Все понимали, какую опасность удалось пережить. Священноначалие и братия монастыря были очень взволнованы, взбудоражены. Могла пролиться кровь. Это было дьявольское искушение – специально людей друг с другом лбом столкнуть, чтобы осквернить кровью священников Лавры, совершить необратимое. Ужас от осознания того, что могла пролиться кровь духовенства, ошарашил и вразумил всех. Люди сделали выводы.

Хочу поблагодарить всех, кто приезжал на помощь. Духовенству, депутатам, верующим, всем, кто принимал участие в наведении порядка. Все молодцы, всем большое спасибо! А особенно – Сергею Розумовскому и всем ребятам из «Каскада». Низкий поклон. Вы вошли в историю как всегда тихо. Вы настоящие профессионалы.

Митрополит Павел: «Вокруг Церкви собираются люди, которые создают свои политические партии»

27 июля в Киеве будут праздновать 1025-летие Крещения Руси, ожидается приезд Патриарха РПЦ Кирилла, украинские власти рассчитывают и на визит президента России Владимира Путина. Наместник Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел рассказал Янине Соколовской о том, что происходит сейчас в Церкви и власти Украины.

— Ваше Высокопреосвященство, как Вы чувствуете себя после отравления, о котором в июле раньше писала наша газета?

– Божиею милостью, — все, можно сказать, пришло в норму. И, несмотря на ситуацию с отравлением, за меня можно не опасаться, потому, что, как говорят в народе, — Бог не выдаст, свинья не съест. Все в руках Господних, а я уповаю на Господа. Бывают разные моменты, но в общем все хорошо: возраст уже 52года, но работы так много, что не успеваю об этом думать.

– В эти месяцы у нас много праздников: 25-летие возрождения Киево-Печерской Лавры, 1025-летие Крещения Киевской Руси. Готовитесь к ним?

– Действительно, 25 лет назад, после долгих лет атеистического запустения, Лавра была возвращена в исконное свое состояние – монастыря. В нее возвратилась духовная жизнь, молитва, служение Богу и людям. Когда Лавре возвратили ее статус, люди молились на улице, возле Дальних пещер – храмы не были приспособлены к ведению Богослужений, да и не везде даже нам, священнослужителям, дозволено было входить.

Из этих 25 лет 20 лет я в монастыре, отвечаю перед Богом и перед людьми за жизнь и служение этой славной обители. И вам лучше видно, какие есть изменения. Но могу сказать, что у нас есть все необходимое. Сначала мы довольствовались малым, делали все по минимуму – только чтобы можно было войти в храм, сделать его возможным для молитвы, вызволить из состояния музейного объекта, доказывавшего, что Бога нет. Теперь же подходим к вопросу течения монастырской жизни серьезно: реставрируем храмы, которые с годами удалось возвратить Лавре, делаем необходимые ремонты, накопившиеся за советское время, расписываем храмы. Смотрите, какими стали храм Рождества Богородицы, Аннозачатиевская церковь, Крестовоздвиженский храм, храм Всех Преподобных Печерских, Церковь преподобного Сергия Радонежского. Сейчас идет ремонт Трапезной палаты храма преподобных Антония и Феодосия Печерских, который в народе называется Трапезным храмом. Расписываем Успенский Собор, восстановленный из руин несколько лет назад. Ну, и конечно же, за эти годы привели в надлежащий порядок келейные корпуса, в которых прежде были жилые коммунальные квартиры, так называемые коммуналки. Можете представить себе, в каком они были состоянии – убито всё. Пришлось заново создавать сантехнические службы во всей Лавре. Можно рассказать и еще многое, но достаточно и этого.

Но самое главное – Божественные службы в наших храмах. Благолепие во всем. Когда я пришел, мы рады были иметь достаточное количество облачений для службы хотя бы из подкладочной ткани. Сегодня мы смогли прийти к такому благолепию, что, надеюсь, становятся всякому понятны слова посланцев князя Владимира – крестителя Киевской Руси, сказавших ему о православной Литургии: «не знаем, где мы были – на земле или же на небе». Хоры наши поют хвалу Господу прославленным Киево-Печерским распевом, и дальше развивается в недрах Лавры церковная духовная музыка.

Господь послал нам действительно чудную братию. Когда я пришел, было что-то около 30 человек, теперь нас уже около 180. Но все равно не хватает. Все заняты, все несут свои послушания, а их много и они разные.

За эти годы чудес в Лавре было много, они совершаются, можно сказать, каждый день, но мы не умеем видеть их, как бы привыкли к ним как к обыденной жизни. Люди теперь спешат в паломнические поездки по святым местам, и часто это превращается просто в паломнический туризм. Да, конечно и Иерусалим, и православные святыни всего мира – это святое. Но ведь и наша Лавра – место спасения. Здесь почивают мощи более 100 Преподобных Печерских – молитвенников о нас грешных. Недавно были обретены мощи святых угодников Божиих: святителя Павла Тобольского, святителя Филарета Амфитеатрова, прославлены и другие угодники. 25 лет назад когда открыли Лавру и начали проходить первые Богослужения, замироточили главы святых в Дальних пещерах, и мы обнаружили, что сосуды полны мира. Постоянно служатся молебны возле святых глав, читаются Акафисты – и люди получают исцеления. После помазания святым миром прозрела 17-летняя девушка, об этом писали в газетах. Люди приходят к нам и рассказывают, как по этим молитвам облегчаются их болезни, настают исцеления.

– В Лавре находятся духовные школы – Семинария и Академия, много молодых лиц. Пополняют ли они ряды монашества?

– К сожалению, сегодняшнее время со всеми его соблазнами не очень подвигает молодежь на приход в монастырь. Жизнь монастыря с его обетами безбрачия (что мы называем целомудрием), нестяжания, послушания и другими многими ограничениями не часто привлекает молодых людей. Монастырь – это труд и постоянная молитва. Они говорят, что в монастыре тяжело, за стенами обители легче. Но они забывают, что истинная монастырская, монашеская жизнь – это корабль спасения. Решение быть в монастыре – это, в основном, решение зрелых людей.

– В прессе писали о том, что внутри Украинской Православной Церкви происходят некие противоречивые течения.

– Церковь, согласно Деяниям Апостольским, по Заветам Христа, свята и непорочна. Но люди – всюду люди. И то, что происходит в кругу церковных людей – это другое дело. Этого не скроешь, да и скрывать не надо. Это присутствует не только в Православии, но и в католическом, мусульманском, иудейском мире, однако о ситуациях там никто не пишет.

Сейчас вокруг Церкви собираются люди, которые создают свои политические партии и борются за сферы влияния. А Церковь должна быть единая, соборная, святая. События, которые происходят сейчас, свидетельствуют об уровне людей, которые не смогли понести благодать и решили заработать на кресте церковном. Иуда ведь тоже 30 сребренников взял. Они – те же самые христопродавцы. Приходя к служению в Церкви, надо иметь душу в состоянии любви к Богу и глубокого раскаяния, а не чувствовать себя в Церкви хозяином.

Я читаю иногда «откровения» в интернете, где пишут: мол, попы такие, попы сякие. Какой только грязью не поливают там Церковь и священников! И в результате – священник сегодня – это настолько унизительно, что иногда опускаются руки, диву даешься, откуда берутся после всего силы для подвижнической жизни у наших священников? Служение священника – это не только служба в храме, но и разные требы: исповеди и причащения больных и умирающих, отпевание и погребение умерших, духовная опека прихожан, которые не могут прийти в церковь. И бывает, что это разные, далеко отстоящие расстояния в течение одного дня. А епископам, архиепископам, митрополитам, управляющим жизнью Церкви, приходится ехать за многие сотни километров. И для этого необходима машина, потому что часто на груди у священника находятся Святые Дары – великая Святыня, которую нельзя подвергать никакому риску в общественном транспорте. И вот здесь «ревнители из интернета» кричат в один голос: «у попа машина!». А почему он не может иметь машину? А когда говорят: «пусть священник продаст машину и поделится с нуждающимися», то я спрашиваю: а вы почему не делаете этого, почему не даете им? «Проповедник» Сандей имеет массу имущества, но никто не возмущается. А священников бьют, потому что надо посеять недоверие к Церкви. Поливают и филаретовских раскольников, потому что война идет против Православной Церкви.

Мы живем в последние времена, когда нас приносят в жертву, думая, что делают богоугодное. Люди, только что пришедшие в Церковь, не постигшие даже азов вероучения, не проникшись словом Божиим, начинают сомневаться, видеть врагов в священниках. Так бывало и прежде. Вспомните, что делали с пророками книжники и фарисеи. И сейчас я удивляюсь, а судьи кто? Откуда они знают, сколько я даю на больницы? А сколько они принесли на Церковь, чтобы она могла нуждающихся поддерживать? Вот я сам из Ровенской области. Там тоже такие умники есть. Когда собирают деньги на церковь, они кладут гривну, потому что мелочи, видно, нет. И при этом хотят, чтобы в храме было светло, тепло, чтобы купол не тек, чтоб было убрано, чтобы были регент, батюшка и староста. А как они, читают Священное Писание? Десятину он должен дать, чтобы и мы могли дальше дать людям.

Мы, Церковь, арендуем свои монастыри и храмы у государства, хотя мы их и строим, и реставрируем. Мы платим все налоги. Коммунальные платежи у нас по промышленным тарифам. Все хотят видеть все в благолепии и красоте. А откуда все это берется? Само собой не делается. И при этом еще и судят нас.

Я смотрю на этих писак и думаю: какая скудость ума. Ты сам бесчинствуешь, пьешь, ешь и не думаешь о последствиях. Господь стоит и смотрит на это. А ведь об этом сказано: в чем застану, в том и сужу. И суд будет нелицеприятным. Киев большой город, а храмы иногда стоят пустыми. А если объявляют, что приехал какой-то «целитель-проповедник», к нему толпы бегут. Вынужден напомнить вам, люди: надо подумать о своей жизни; если вы ходите во тьме, зачем вы вините свет?

– Вас не смущает, что вход в Лавру стоит сейчас больше 10 долларов и эти деньги взимает музей, а люди винят в этом монахов. Не добавляет и авторитета история с моделью Владой Прокаевой, назначенной руководить музеем, а потом заявившей, что получила эту должность за взятку.

– К великому сожалению, люди, так называемые обыватели, не умеют, а часто и не хотят, провести черту между заповедником «Киево-Печерская Лавра» и монастырем Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Поэтому события заповедника ложатся пятном и на монастырь. Вход к нам бесплатный с 5 часов утра до 22 часов. К кадровым вопросам заповедника мы не имеем никакого отношения. Прихожане жаловались, что в верхнюю Лавру плата за вход все растет и растет. Знаю, что последняя цена была 50 грн. Сейчас, после возмущения людей, плату, говорят, понизили. Да, Верхняя Лавра – это все-таки монастырь, там и Трапезный храм, и Успенский Собор, и еще четыре храма, которыми распоряжается музей.

Но убрать музей из Лавры нереально. Мы не в силах это сделать. Я сейчас в Успенском Соборе начну войну, потому что мы его сами реставрируем, а музей туда пускает экскурсантов за деньги. Все же расходы несем мы.

Если кому кажется, что монахи наживаются, пусть поживет с нами один день. Со мной побудет и увидит, сколько надо людей в день накормить, скольким помочь. Сколько людей обращаются ко мне с просьбой о помощи. Я никому не отказываю. Деньги, полученные при венчании или крестинах — отдаю потом нуждающимся и это не рекламирую. Помогать – миссия Церкви. Церковь выделяет пожертвования на больницы, детские дома, дома престарелых, но делает это, не афишируя. Я в 52 года хожу и прошу не для себя, а для того, чтобы отремонтировали дорогу и отреставрировали Успенский храм. Я и там не попал и здесь не угодил. Меня такая логика человеческого мышления поражает. Может, я родился не в то время.

Как-то включил украинское телевидение и увидел, как можно клеветать на истину. Выступает один профессор-теолог и рассказывает, что греко-католическая церковь было гонима, а Московский Патриархат был продажным и сдавал КГБ верующих людей. Но ни один православный священник после ареста не попал в Америку. В Сибирь попадали, в Лукьяновскую тюрьму, на тот свет попадали. А иерархи греко-католиков благополучно оказались за границей. Я сам священник советского времени, я все это знаю. Люди боялись обращаться за требами в церковь, и я их понимал, потому что приходили люди в погонах и снимали данные из церковных книг. Но я писал, когда и кто крещен и венчан, не указывая адреса. Говорил, что я не ЗАГС. Потому на меня и были гонения в то время. Но так поступали многие.

Мы хулим советскую власть, но и нынешняя не намного лучше. Нам не выделяют земли для строительства церквей, требуют взятки. Все дают и мы должны – за каждую справку, за введение каждого объекта в эксплуатацию.

– Но братия же радовалась, что в Украине избран православный Президент, который ходит в Лавру.

– Он очень хороший человек. Но служивые – это другое. Мы дожились до того, что охрана в храм заходит с собаками. Якобы так они обеспечивают безопасность. Сколько я наслушался от народа по этому поводу! Мы совершаем Таинство Причащения, а собака – возле Престола. Это ж осквернение, после такого надо читать чин освящения храма. А служивые этого не понимают. Президент стоит спокойно, молится, а вокруг него бесконечные разговоры по рациям, когда молчать должна «всякая плоть человеча».

– Патриарх Алексий II крайне редко посещал Киев, Патриарх Кирилл у нас частый гость. Это укрепляет позиции Украинской Православной Церкви?

– Трудно сказать, как нам это помогает. Просто Святейший должен навещать свою паству, должен приезжать и молиться вместе с народом. Ни Патриарх Алексий ІІ, ни Патриарх Кирилл ничего плохого не несли Украине и не несут. Не они закрывали наши церкви и разделяли православный люд. Патриарх Алексий II в свое время вручил нашей Церкви Томос об автономии. Не стоит кого-то обвинять в наших бедах. Патриарх наш имеет титул Московский и всея Руси. Да, мы – Украинская Православная Церковь. У Блаженнейшего митрополита Владимира всегда было особое положение. И у нашей Церкви особое положение. Сегодня мы действительно Автономная Церковь со всеми ее правами, только бы была она в мудрых управляющих руках.

Интервью газете «Известия»

«Киевский патриархат» призвал сторонников автокефалии приступить к подготовке чрезвычайного объединительного собора иерархов Украинской православной церкви для принятия решения о церковном единстве и избрания предстоятеля поместной церкви

Об этом говорится в распространённом в пятницу, 12 октября, заявлении пресс-центра патриархата. Указывается, что путь к этому открывают решения Константинопольского синода.

В четверг, 11 октября, стало известно о решении Синода Константинопольского патриархата. В нем говорится о восстановлении в иерархическом чине «патриарха УПЦ КП Филарета» (Денисенко) и «митрополита УАПЦ Макария», о восстановлении Киевской митрополии Константинопольской патриархией и начале процесса предоставления автокефалии украинскому православию.

Судя по всему, мирным этот процесс не будет.

«Правовой церковный беспредел»

Русская православная церковь (РПЦ) даст оценку действиям Константинополя на ближайшем заседании Синода, которое состоится 15 октября в Минске. Об этом сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда . Филарет: В ближайшее время мы получим томос

По его словам, «Константинопольским патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя».

«Иначе нельзя оценить заявление Константинополя о вступлении в каноническое общение с раскольниками и с лицом, отлученным от Церкви», — подчеркнул Легойда, чьи слова приводит официальный сайт РПЦ.

В канонической Украинской православной церкви (УПЦ) решения Синода в Стамбуле определили как «правовой церковный беспредел» и «разрушение православия изнутри». Об этом заявил руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов .

«Очевидно, что будут очень плохие последствия. Сейчас начнётся раскол мирового православия. Очевидно, что греки будут поддерживать греков, славяне — славян, и понесётся… Как бы ни было тяжело, надо держаться правды и закона. Потому что один раз ступишь на путь беззакония и уже не остановишься. Мне кажется, что сейчас Константинополь на этот путь и встал», — сказал Анисимов в изданию Украина.ру.

Атака на православный сайт

Возможно, эти очень плохие последствия мы уже наблюдаем. Утром в пятницу в результате хакерской атаки оказался недоступным для читателей сайт отстаивающего церковное единство издания «Союз православных журналистов» (СПЖ). Об этом журналисты сообщили в обращении к читателям, обнародованном на странице издания в Facebook. Митрополит Иларион: Мировое православие выступает против авантюры Константинополя

«Уважаемые читатели, братья и сестры!

Сайт СПЖ атакуют хакеры — за последний час ресурс несколько раз становился недоступным. Наша техподдержка делает все, чтобы сайт заработал как можно скорее. Мы уверены, что такое внимание к СПЖ именно сейчас, когда решается судьба мирового православия, не случайно — кто-то очень хочет, чтобы мы замолчали.

Пока сайт не заработает, мы будем постить новости в соцсетях. Оставайтесь с нами! Спаси Господи!» — говорится в обращении .

Зачем в Киев едут 40 тысяч боевиков

После решений Константинополя на Украине ожидают резкого обострения ситуации и новой волны захвата православных храмов. Все основания для подобных опасений есть.

Глава «Союза левых сил» Василий Волга отметил, что «на 14 октября «Укрзализныця» (украинские железные дороги. — Ред.) увеличили количество поездов, которые едут в Киев».

«Заявлено, что штурмовиков разных радикальных структур будет около 40 тысяч. Тем, кому приходилось сталкиваться с боевиками, с радикалами, знают, что эти, с позволения будет сказать, люди на подобные сборища без оружия не являются», — заявил политик в ролике , размещенном на его странице в Facebook.

В сложившейся после решений Синода в Стамбуле обстановке от национал-радикалов можно ожидать чего угодно.

Волга подчеркнул, что Константинополь своим решением фактически объявил, что глава УПЦ «блаженнейший Онуфрий является незаконным, неканоническим иерархом», чем «внес сегодня хаос, да не только в Украину, во весь православный мир».

По его мнению, атака на православие, на церковное единство продолжается и «будет набирать обороты».

«Молитвенно поддержать обитель»

Хотя украинская власть уверяет, что после решений Константинополя никаких провокаций правоохранители , многие вспоминают о том, что и без всяких грамот и решений Константинополя украинские националисты регулярно нападали на православные храмы. Поэтому к предупреждениям относительно возможных провокаций 14 октября (когда националисты проводят марш в честь Дня основания УПА*) следует относиться серьёзно.

Так, публицист Мирослава Бердник напомнила, что 22-23 февраля 2014 года уже была попытка захвата Киево-Печерской лавры.

«Тогда на протяжении суток новые хозяева государства и майдан пытались принудить священноначалие УПЦ объединиться с непризнанным т.н. «Киевским патриархатом». В течение ночи осуществлялось давление «самообороны майдана» на Киево-Печерскую лавру, где находится митрополия УПЦ. Тогда священноначалие УПЦ, выступающее за единство церкви, призвало верующих немедленно прибывать в лавру для поддержки. Колокольня лавры била в набат. Лавру удалось отстоять», — написала Бердник на своей

– один из центров православной духовной жизни России. Но, даже совершая паломничество в эту святую обитель, нам не всегда удается прикоснуться к тайно совершаемому подвигу насельников монастыря. О том, чем живет Лавра сегодня, рассказал порталу “Православие.Ru” благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов) .

– Отец Павел, многие наши читатели знакомы с Троице-Сергиевой Лаврой, бывали здесь на богослужениях, читали или слышали о ее славной истории. А как живет Лавра Преподобного Сергия сегодня?

Лавра Преподобного Сергия живет Преподобным Сергием, и все, кто пришли сюда – братия, студенты, паломники, сотрудники – пришли, чтобы поклониться и попросить помощи .

Преподобный Сергий – игумен Земли Русской и игумен Лавры: он управляет Лаврой. Он тихо, спокойно правит. И всякий, внимающий его правлению, видит его руководство. А не внимающий – не видит этого. Человек, живущий по своей воле, по своему норову, не может увидеть тихую, но твердую руку Преподобного Сергия.

Лавра представляет собой ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, размещенный почти что в центре Центральной России. И этот монастырь, как и вся Россия, находится под покровом Аввы Сергия. Мы являемся свидетелями этого чудного покрова над братией, над монастырем, над всеми, кто приходит к Преподобному за помощью, и над всей Русской Церковью. Игумен Земли Русской покрывает, помогает и поддерживает каждого, обращающегося к нему за помощью человека.

Мы имеем немало свидетельств исцелений по молитвам Преподобного Сергия, имеем и наблюдаем опыт духовной жизни подвижников благочестия, которые жили и живут в Лавре и в окрестностях монастыря, приходящих к Преподобному, приезжающих – часто или редко – в Лавру Преподобного. И примеров этих немало.

Благодарение Богу, мы застали сонм подвижников, которые жили под покровом Преподобного и жили Преподобным: в радости, благодушии и терпении.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца. Преподобный каждого наделяет по мере возможности восприятия этого дара, этого его благословения.

Дай Бог, чтобы каждому Господь через Преподобного давал сил, давал поддержку и помощь в несении креста, в радости и благодушии: не унывая, не печалясь, но с молитвой, с терпением исполнять свое служение, данное каждому Богом.

Совсем недавно мы праздновали 700-летие Преподобного Сергия, в связи с чем Лавра очень сильно обновилась. Многие здания отремонтированы, наведен образцовый порядок. Остались ли еще какие-то нереализованные планы по реставрации и ремонту – в Лавре или же в близлежащих скитах или храмах?

Проблемы всегда есть. Сказать о том, что сделано все, просто невозможно. В Лавре расположен Патриарший Архитектурно-реставрационный центр, который занимается как раз проблемами реставрации, контролем зданий, сооружений, памятников архитектуры и контролем над ними, а также есть реставрационно-иконописная мастерская, которая специализируется на реставрации икон. В том числе икон, расположенных в иконостасе Троицкого собора. Эта работа никогда не прерывается, в настоящее время тоже.

Троицкий собор – это в определенном смысле сердце и Лавры, и Сергиева Посада. Сюда ежедневно притекает множество паломников, среди которых множество туристов. В Лавре в настоящее время, особенно по выходным, просто засилье иностранных туристов, в последнее время преимущественно китайских. Это громадное нашествие в Сергиев Посад и в Лавру – оно с чем-то связано, как Вы думаете, отец Павел?

Как мне думается, это устроил Господь Своим : желая помочь и дать возможность китайцу увидеть Христа, увидеть жизнь христианскую, увидеть людей, старающихся жить по Христу и со Христом, увидеть жизнь людей, поставивших во главу угла христианский идеал. Ведь у себя на родине они этого не могут увидеть, они оторваны от этой традиции, традиции веры.

Поэтому, думаю, что для них – это момент «духовной экскурсии», чтобы они смогли это все увидеть. И Преподобный сам дает определенное «послание» каждому из приезжающих сюда китайцев – в его сердце, в его ум, чтобы он что-то почувствовал, о чем-то задумался, что-то увидел, что-то услышал, что-то понял и переоценил свою жизнь.

А придут ли они ко Христу все или же почти никто из них не обратится в Православие? Господь призывает всех, но «много званых, а мало избранных».

Чтобы потом никто не сказал: «китайцев много, а их никто не звал»… Господь зовет всех, Он зовет и китайцев…

Сегодня в Лавре много молодой братии, но, конечно же, жизнь монастыря тесно связана с его старыми насельниками. Течет время, умирают люди, многие уже «переселились» на братское кладбище в Деулино: там уже множество могилок, причем некоторые – совсем свежие.

Как совершается в Лавре память о покойной братии? Вспоминают ли ушедших в их памятные дни? Что с этим связано?

– К сожалению, кладбище в Деулино, где хоронят братию Лавры очень быстро – особенно в последнее время – увеличивается. Многие братья уходят, особенно старцы. Каждого брата, который скончался, мы помним. В день его кончины мы совершаем поминовение, здесь на братской трапезе служим панихиду. Служим панихиду, может быть, и на кладбище, на его могиле. На каждой Божественной Литургии поминаем почившую братию.

Кроме того, на сайте Лавры есть раздел, посвященный жизни старой почившей братии Лавры. Это «Братский помянник», который рассказывает о жизни того или иного, особенно недавно почившего, старца.

– В Лавре постоянно происходят чудеса. И, несмотря на то, что наши современники активно ищут явных чудес, Вы уже сказали, что Преподобный Сергий творит чудеса незаметно, в тихости, каждому открывая свое. Фиксируются ли сегодня какие-то яркие случаи?

– В настоящее время, как правило, люди, получившие помощь (и даже исцеление), чаще всего скрывают это. Потому что помощь бывает разная. Но исцеления происходят, и случаи такие у мощей Преподобного мы регулярно наблюдаем.

Для кого-то, может быть, это мелочь, но когда студент Академии подходит к мощам Преподобного и просит помощи на предстоящем экзамене, зная только один билет, а потом вытягивает именно его – это ведь настоящее чудо! А обоснованием такой его «нерадивости» было лишь то, что он помогал старцу и был занят уходом за умиравшим старцем. И вот, он идет сдавать экзамен и получает пять баллов за тот билет, который – единственный – он подготовил!

– Да, действительно, это очень яркий случай…

– Можно, конечно, спорить: чудо это или не чудо, но такие случаи происходят. Один студент помогал престарелому монаху, тот был немощный, и он ходил к нему каждый день. Студент делал ему разные процедуры, но к урокам и экзаменам готовился плохо. Готовился, но на бегу, на ходу, на переменах… И вот, год кончился, он идет в канцелярию Академии, чтобы получить табель об успеваемости, и видит, что там стоят только одни пятерки! Он был очень удивлен: целый год-то вроде бы и не учился, все бегал между старцем и учебой… Но когда старец почил, а студент этот, по старой памяти, стал несколько лениться и прохладно относиться к занятиям (дескать, он ведь отличник!), то в конце года картина изменилась!

И он стал ходить помогать другому старцу, стал просить помощи Преподобного Сергия, чтобы тот помог ему усвоить материал, и прекрасно сдал экзамены! С помощью Преподобного Сергия…

Именно поэтому существует у нас традиция, когда все студенты идут к раке мощей Преподобного, прося его помощи и благословения на свою учебу. Не только для того, чтобы отлично сдать экзамен, а для того именно, чтобы усвоить материал. А сделать – это уже дело другое…

– Троице-Сергиева Лавра неразрывно уже связана с именем нашего Главного регента монастыря, легендарного . Записи лаврского хора уже разошлись, наверное, по всему миру – не только в России. Троице-Сергиеву Лавру уже практически не отделяют от звучания этого хора. Люди слушают, молятся, вспоминают… А что сегодня происходит с лаврской певческой традицией?

– Конечно, отца Матфея нам недостает. Конечно, то значение, которое имел отец Матфей, сейчас все более и более становится очевидным. Его значение все больше и больше увеличивается и осознается. Но, к сожалению, его реальное участие в жизни хора все более и более отдаляется, потому что отца Матфея с нами нет уже почти десять лет.

А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Время идет, вырастает молодое поколение, приходят молодые ребята, которые уже не помнят отца Матфея. Да, видели на фотографии или на видео. Да, слышали его хор. Но реально они не переживали того, как он управлял. Это чувство хора, которое имел отец Матфей, монолит певческого коллектива, его видение музыкального произведения, этот мощный звук, который исходил от хора и катился, как огромный шар, по всему храму, заполняя собой все пространство… Редко, кому из регентов удается добиться такого звучания хора… А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Помню такой случай, когда отец Матфей управлял хором в последний раз: регентует Херувимской, а сам плачет, сидя на своей колясочке (он в последние годы не ходил). И хор пел просто непередаваемо! Несмотря на то, что хор был смешанным, но он был настолько сплочен, настолько слит, что непонятно даже, где какие звучали голоса – мужские или женские… Это был единый молитвенный звук… Вопль молитвенный, торжество молитвы – забыть это невозможно!

И сегодня говорить о том, что это «было и ушло», нельзя. Это было, оно есть и сейчас. Есть, потому что мы помним отца Матфея.

Один из наших духовников рассказывал такой случай. Где-то в 80-е годы группа людей из Архангельской области, живших долгое время в церковном расколе, приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Они не признавали Патриарха, не признавали Церковь. Считали, что Церковь уже не сохранилась… И вот, они попадают в Успенский собор на Литургию. Пел отец Матфей. Они пережили эту волну благодатного духовного и музыкального пения, после чего признались сами себе, что Церковь – жива. Они поисповедовались в Лавре, покаялись, причастились Святых Таин и радовались, что Церковь – жива. Это было свидетельство жизни Церкви.

И дай Бог, чтобы в Лавре не прекращалась такая певческая традиция, чтобы Преподобный Сергий воздвигал подвижников церковного пения. Чтобы пение церковное проповедовало, назидало, укрепляло людей на их пути ко Христу.

– Когда мы поднимались к Вам в келию, отец Павел, я обратил внимание на дверцу братской келии с номером 16, на которой висит надпись: «Архимандрит Кирилл». Мне посчастливилось несколько раз бывать в этой келии: Батюшка встречал у себя, молился, отвечал на многие и многие житейские вопросы…

Несмотря на то, что отца Кирилла сегодня с нами нет, но он жив, и братия иногда его посещает. Он болеет, он в коме, он тяжело переживает, наверное, свое состояние, молится (о чем многие свидетельствуют). Как сегодня в Лавре вспоминают нашего духовника, который, вероятно, известен сегодня так же, как и отец Матфей, на весь мир?

– Мы говорим сейчас о воспоминаниях, но Батюшка жив. И каждый раз, приходя к Батюшке, мы обращаемся к живому Батюшке. Да, может быть, мы не получаем такого полного ответа. Но мы получаем поддержку, какие-то сигналы получаем от Батюшки, которые он нам может подать.

Да, он сейчас почти что не говорит, но Господь дает ему силы, и он, вопреки всем законам физиологии, продолжает поддерживать приходящую братию. Кого-то – пытаясь ему что-то сказать, кому-то просто потрясет руку или задержит ее в своей. И человек тут же ощущает какую-то помощь в решении того или иного своего вопроса или проблемы.

Мы благодарим Бога, что Батюшка с нами, и за его молитвы мы еще живем в мире и тишине. А это много.

– Молодая братия всегда научается от старой братии. Есть сегодня еще старцы в монастыре?

– Слава Богу, что в Лавре еще есть старшая братия, которая живет, подвизается. Вспоминаю отца архимандрита Пимена (ныне покойного). Помню, иду по братскому коридору около полуночи в умывальную комнату, а мне навстречу – отец Пимен. И говорит мне: «Доброе утро!» И так было несколько раз. Сначала я подумал, что старец шутит со мной: полночь почти, а он говорит мне «Доброе утро!» А, может быть, перепутал старец по старости своей (ему уже 80 лет было). А потом я заметил: нет, старец уже проснулся. Это у него утро началось. Он проснулся и шел, умывшись, на молитвенное правило…

У нас сейчас есть старая братия, к которым молодые приходят прочитывать им правило. К кому-то в три часа ночи приходят читать правило… Это очень поучительно и очень поддерживает всех.

Один молодой монах как-то сказал: «Бывает, не хочется идти, но надо старцу помочь. Если я не приду, он же не сможет прочитать сам!» И вот, он идет в три часа ночи и читает ему правило. Это очень поучительно.

Но, конечно, у современного человека много проблем. В основном, проблема своего «я». Такой человек все пропускает через свое сознание, через свой ум, анализирует, а с этим анализом, чаще всего, он может потерять понятие послушания и не увидеть его.

И вот здесь послушнику (или монаху) нужно задуматься: зачем он пришел в монастырь? Творить свою волю, делать все по-своему, или же делать, как ему благословят?

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле.

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле. И если человек внимательно живет в Лавре, он видит, что управляет всем Преподобный Сергий. Не администрация, не какое-то начальство, а сам Преподобный тихо, спокойно правит монастырем! Братия, ведущая настоящую духовную жизнь, видит это, знает, замечает и в терпении ждет, – если имеет какое-то искушение – что Преподобный сам все расставит на свои места и все решит.

– В Лавре есть большая библиотека, может ли монах сегодня повысить свой образовательный уровень, находясь в стенах обители?

– Есть библиотека с хорошим читальным залом. А кроме тех книг, которые там имеются, усилиями братии была переснята на электронные носители вся прежняя лаврская библиотека, сохранившаяся после Смутных времен в Москве, будучи вывезенной в РГБ. Там она и сейчас хранится, а братия все полностью пересняла, большая часть материалов сейчас размещена на сайте Лавры. Переснят и дореволюционный архив Лавры. Это очень помогает человеку, имеющему желание изучать историю, быт Лавры, ее духовную, богослужебную жизнь. Можно придти, воспользоваться компьютером, и братия с успехом этим пользуется.

– Первое, что обращает на себя внимание паломника, попадающего в Троицкий собор Лавры – это, конечно, удивительные росписи наших святых иконописцев – преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного, а также их учеников. В Троицком соборе действительно сохранились их подлинники?

– Иконостас Троицкого собора написан и его учениками, в частности, Даниилом Черным. Пятый (верхний) ярус иконостаса относится к XVII веку. Царские врата – это дар Михаила Федоровича Романова, первого из династии Романовых. В первом ряду иконостаса – иконы XV-XVI веков. Там же была и рублевская Троица, на месте которой сейчас размещена копия иконописца Баранова, который исполнил ее в 1927 году.

Да, Андрей Рублев расписал весь собор, но, к сожалению, его фрески не сохранились. В XVII веке они были срублены и заменены новыми фресками. Мы сейчас имеем остатки фресок XVII века. Они отреставрированы, поновлены частью, но это остатки фресок XVII века.

– Известно паломникам, что в Серапионовой палате – место бывшей келии Преподобного Сергия. Это действительно то самое место?

– В исторических повествованиях мы читаем, что келия его была около храма. Прежний храм Живоначальной Троицы стоял на месте Троицкого собора. А поскольку он был деревянным, меньшим по размеру, то и получается, что «келия у храма» попадает как раз на место, где сейчас Серапионова палата.

Есть предположение, что келия Преподобного отчасти находилась даже под нынешней территорией Троицкого собора.

Момент явления Матери Божией Преподобному Сергию – это один из важнейших моментов в жизни как Преподобного Сергия, так и в жизни Лавры. Память об этом сохраняется в Лавре, и каждую пятницу совершается акафистное пение в честь Матери Божией, потому что, как мы помним, явление это было в ночь с пятницы на субботу, во время молитвы Преподобного с его учеником, преподобным Михеем.

– «Большой келией Преподобного Сергия» называют Московские духовные школы, которые уже давно исторически обосновались в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь Академии и семинарии неразрывно связана с жизнью обители. Как происходит общение братии монастыря и преподавателей и студентов Московских духовных школ?

– Во-первых, студенты участвуют в Лаврских богослужениях. Они поют на клиросах во время воскресных богослужений, на большие праздники церковные. Происходит и исповедь студентов в особо установленные дни: например, перед Рождеством, перед Пасхой, перед Успением, перед Преображением. Есть специальные дни, когда администрация Академии считает нужным, духовники Лавры приходят и совершают исповедь студентов Академии и преподавателей. Студенты и самостоятельно регулярно посещают лаврских духовников: приходят на исповедь, открывают помыслы, получают духовные советы – такая нормальная, живая христианская жизнь, это очень хорошо.

Молитвами Преподобного Сергия да пребудет над всеми нами покров Игумена Земли русской – в благословение каждому из нас, в радость, утешение и терпение своего жизненного креста!

Конфликт поддержанных Константинопольским патриархатом украинских церквей и РПЦ входит в самую острую фазу. Радикалы грозят после получения автокефалии, а то и раньше, штурмовать храмы и обители, подчиняющиеся УПЦ Московского патриархата. Самая известная святыня из подобных - Киево-Печерская лавра. Наш корреспондент отправился туда, чтобы выяснить, как в Лавре готовятся к предстоящим событиям.

Решение Вселенского Патриархата о скором предоставлении автокефалии Украине не только обрадовало политиков «незалежной» и патриархов церквей-раскольников - УПЦ Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, но и внесло сомнения в ряды УПЦ МП. 16 октября викарный епископ митрополита Киевского и Всея Украины, наместник киевского Свято-Преображенского собора Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского Патриархата.

41-летний митрополит, считавшийся «правой рукой» предыдущего главы УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), слывет одним из лидеров проукраинского крыла в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Последует ли «цепная реакция» в среде духовенства Украины и насколько готова самая знаменитая обитель русского православия на Украине - Киево-Печерская лавра — к штурму украинскими националистами? Корреспондент «МК» разбирался во мнениях людей воцерковленных и простых обывателей непосредственно на территории мужского монастыря.

Территория Лавры в последние месяцы усиленно контролируется как внутри, так и снаружи. Автомобили после нахождения на территории монастыря подвергаются выборочному досмотру. В особенности грузовые, где имеется простор для всевозможных «ящиков для детского питания» и «стройматериалов».

Еще в начале сентября член парламентской фракции Радикальной партии Украины в Верховной Раде Юрий Шухевич зарегистрировал в Секретариате ВР депутатское обращение. Сын бывшего главнокомандующего Украинской повстанческой армии Романа Шухевича (УПА запрещена в России — «МК») потребовал немедленно провести инвентаризацию всех имеющихся историко-культурных ценностей, хранящихся в Почаевской и в Киево-Печерской Лаврах. Украинский националист высказал убежденность в намерении РПЦ тайно вывезти в Россию имущество из обоих мужских монастырей. Министр культуры Украины тут же приказал подчиненным «произвести учет и регистрацию» ценностей в храмах УПЦ Московского Патриархата.

МВД же Украины принялось круглосуточно контролировать чуть ли не каждую тропинку, по которой из монастырей можно вынести даже небольшую икону.

Клирики нескольких лаврских храмов, к которым «МК» обратился за комментарием, дружно отвергли наличие якобы полученного из Москвы приказа «эвакуировать из Киева» все самое дорогостоящее и исторически ценное.

— И сами мы отсюда никуда не уйдем! Так и напишите: мы украинцы, мы на своей земле, которую любим и ради которой молим Господа о ниспослании благости для населяющих ее людей.

Все надписи и вывески на территории Лавры сделаны на украинском, однако в действительности – как бы по умолчанию – в этих намоленных местах «ходит» исключительно русский язык.

Разумеется, для туристических групп из других стран делаются исключения.

Корреспондент «МК» наблюдал за работой англоязычных и немецкоязычных гидов. А также их китайских коллег. Украинскую речь я услышал лишь однажды…

«Представь себе: в самом центре Киева – «осиное гнездо», москальская церковь, враждебная к украинской державе», — двое мужчин в стильной одежде, скорее всего, не рассчитывали на то, что корреспондент «МК» услышит вполголоса произнесенные оценочные суждения на буковинском диалекте.

Возможно, эти «туристы» каким-то образом включены в схему «перелицовки» высших чинов УПЦ МП в еще не созданную единую поместную украинскую церковь.

Как известно, митрополит Онуфрий (в миру Орест Березовский), стоящий во главе УПЦ Московского патриархата – уроженец Черновицкой области. В его теперешнем окружении – уроженцы не просто Буковины, а села Корытного, «малой родины» предстоятеля Украинской православной церкви. Как любит напоминать пресс-секретарь Онуфрия, игумен Пафнутий, из Корытного вышли более 40 священников и полтора десятка монахов, которые служат и несут монашеское послушание в различных епархиях страны. Поэтому «проводить работу в правильном направлении» с этой категорией духовных лиц неверняка будут их земляки…

Еще одним «рычагом давления» могут стать крупные региональные олигархи. В Винницкой области, к примеру, митрополит Винницкий и Барский Симеон (в миру Владимир Шостацкий) формально остается иерархом «московской церкви», при этом фактически активно проводит в регионе ползучую мягкую украинизацию. О бизнес-интересах в Виннице теперешнего главы государства Петра Порошенко и преданного ему премьер-министра Владимира Гройсмана (в прошлом мэра Винницы) знают все.

— Как в этом отношении настроен митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний? – спрашиваю у слушателя одного из учебных заведений на территории Печерской Лавры. – Симеон-то родом из Хмельницкой области, наверняка поддерживает контакт с её иереями?

Мой собеседник после небольшой паузы пытается дать максимально дипломатичный ответ, поскольку по завершении учебы намерен вернуться в родной Хмельницкий и посвятить дальнейшую жизнь служению Господу.

— Способы воздействия на наших архиереев – сугубо политического свойства, — говорит молодой человек. – Между тем алгоритм принятия судьбоносных решений внутри Церкви – совершенно иной, нежели его представляют себе политики. Разумеется, мы воздаем молитвы Господу, дабы вразумил сеятелей теперешней смуты.

— 14 октября, говорят, на территории Лавры поместили в полицейские автозаки почти три десятка неких «спортсменов». Знаете, кто это был?

— Эти люди проникли в монастырь под видом туристов. Может, даже заплатили за билетики по 30 гривен (часть Лавры формально является территорией музея — «МК» ). Даже малейших шансов захватить Лавру у них не было. В нужный момент все мы способны мобилизоваться и надолго отвадить от нашей обители любого недруга.

— То есть, ни мешков с песком, ни гранатометов у окошек монастырских келий вы пока не расставляли?

— Нет, конечно. Надеемся, Господь услышит наши молитвы.

На дороге, ведущей к дальним пещерам Лавры, замечаю коллег – корреспондента и оператора крупного телеканала из медиа-группы миллиардера Виктора Пинчука. Большинство гостей обители искусно избегают общения с журналистами.

Наконец девушке-журналистке повезло: после продолжительной «волны» китайских туристов перед съемочной группой остановилась чета молодых людей.

— В обозримом будущем Лавра может перейти под юрисдикцию то ли Константинопольского патриархата, то ли Украинской поместной церкви. Если это произойдет, вы будете сюда приходить?

— Да, — отвечает по-русски туристка. – Мы обязательно будем поклоняться чудотворным иконам и мощам здешних святых.

— То есть вам абсолютно все равно, на каком языке будут свершаться молитвы в храмах лавры?

— Для нас никакого значения это не имеет и не будет иметь.

— Сможете все это повторить на камеру?

— Нет, нет, не хотим.

Нежелание демонстрировать свои политические пристрастия выказывают и постоянные жители мужского монастыря.

А он живет привычной духовной жизнью. Из аудиоколонок, расставленных у входов в храмы и внутри трапезных (где можно откушать монастырских яств по цене вдвое дешевле, чем в киевских кафешках), звучат неповторимые печерско-лаврские напевы. Сосредоточенные монахи без устали вычищают до блеска чуть ли не каждый булыжник мостовых.

— Мне кажется, что сегодня опять наступила весна, — слышу от дамы, спускающейся из иконописной мастерской.

С ней тут же соглашаются: на дворе в самом деле 25 градусов тепла.

Loading...Loading...