Иоаким схиархимандрит беседы на русской земле. Беседы на русской земле

Католическим монахом Джон стал в восемнадцать лет. Приняв Православие, был пострижен в монашество в Свято-Ильинском скиту на Святой Горе Афон, где подвизался восемь лет.

Отец Иоаким обращается не только к монашествующим, живущим в Америке или в России, ибо не имеет значения, откуда вы: Господь везде.

«Если человек живет желанием иметь в себе Бога, то где бы он ни находился — в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке или в пустыне, — он уже тогда не будет одинок, — считает старец. — …И не имеет значения, чем человек занимается: шьет, пишет, поет или готовит пищу. Если все это будет делаться с любовью — это спасет вас и всех вокруг вас».

Книга схиархимандрита Иоакима — о пути ко спасению.

А единственный путь ко спасению — это крест и страдания, тот дар, который посылает нам Господь, чтобы мы могли освободиться от любви к себе.

Но как вместить и понести сей дар — крест и страдания?

«С верой, любовью и надеждой призывайте имя Божие, которое убивает все страсти, — отвечает старец. — И это изменит вас».

Изданная при поддержке добрых людей книга «Беседы на русской земле» — это духовный алфавит со множеством живых примеров из Священного Писания, житий святых подвижников древности, разных стран, благочестивых мирян — наших современников, которых лично знал автор книги. Каждая беседа — это урок любви, постигая который, нам становится легче подниматься по лестнице спасения.

Беседы отца Иоакима раскрывают перед нами простую истину: исполнять заветы Божии вовсе не обременительно. «Живите в радости!.. Не держите других на расстоянии, старайтесь узреть в ближнем Христа… Умейте согреть ближнего своего, даже просто своим взглядом… Служите всем, не ищите, чтобы кто-то служил вам… Разделяйте страдания друг друга. Это единственный данный нам шанс: любить друг друга в Боге, каждого, без исключения, непрестанно. Потому что Бог не приходит к нам посредством денег или красивых зданий и храмов. Он приходит посредством нашей любви».

Я желаю вам вслушаться и услышать слова отца Иоакима. И тогда мир узнает в вас христиан, ибо еще с апостольских времен христиане познаются по тому, как они любят друг друга. Это и есть мера всего.

+ ИЛАРИОН,

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский,

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви


В начале 2013г. в издательстве Санкт-Петербургского Воскрес енского Новодевичьего монастыря совместно с издательством Московского Сретенского монастыря вышла книга схиархимандрита Иоакима (Парра) :Беседы на русской земле . Эта книга будет полезна всем, кто хочет научиться любить ближнего и жить по Евангелию. Книга построена в виде бесед с монахами и мирянами. Каждая беседа это урок любви.

Для ознакомления с книгой предлагаем Вам прочесть из нее один из рассказов:

ЛУЧШАЯ ПРОПОВЕДЬ

Я вам расскажу одну историю. Однажды, много лет назад, в одиннадцать часов вечера мне позвонил мой епархиальный архиерей. Он сказал: «Батюшка, надеюсь, я вас не разбудил?»

Конечно, он меня разбудил. Далее он продолжил: «Мне позвонили из больницы. Нужно, чтобы вы срочно поехали туда и причастили умирающего». Я собрался, сел в метро и поехал в Бронкс, который находится приблизительно в двадцати километрах от нашего монастыря. Я приехал в больницу, напутствовал умирающего Святыми Дарами, и, когда я снова спустился в метро, был уже час ночи. Я очень долго ждал поезда, а когда поезд пришел, то в вагоне никого не было. Бронкс - очень бедный и очень опасный район. И буквально через пару остановок в поезд зашел какой-то человек, встал в противоположном конце вагона и стал меня пристально рассматривать. Выглядел он очень опасно, и, когда двери закрылись и поезд тронулся, он стал продвигаться в мою сторону. Первой моей мыслью было: «Все, мой час пришел». Мужчина подошел, встал надо мной и говорит:

Ну, и кто ты такой? Что это ты так вырядился?

Я ответил ему, что я священник.

Какой еще священник? - говорит он.

Православный, - ответил я.

У меня с собой была сумка, в которой лежали епитрахиль, требник и все, что было мне необходимо для службы, и, кивая на сумку, этот человек меня спрашивает:

А в сумке что у тебя? Я говорю:

То же, что у тебя в голове.

То есть?

Мужчина засмеялся и говорит:

Так что, ты меня не боишься?

Да нет, - отвечаю, - не боюсь. Он сел и говорит:

Ты знаешь, я когда-то был католиком, но во все эти вещи больше не верю.

Я спрашиваю:

В какие вещи? Он отвечает:

Один священник рассказывал нам, что он может изменить хлеб и вино в Тело и Кровь. Неужели ты веришь в это?

Конечно, верю, - отвечаю я.

Тогда, - говорит он, - твои прихожане в это не верят.

Конечно, верят!

Он посмотрел на меня и говорит:

Что ж, они никогда не ходят домой? Я не понял его вопроса:

О чем это ты? Конечно, они ходят домой!

Услышав это, он махнул рукой, бросил на меня насмешливый взгляд и сказал с уверенностью:

Нет, они не верят. Если бы я верил, что Иисус Христос, Сам, был на этом алтаре, в этой церкви, я бы никогда бы не пошел домой. Зачем мне куда-то идти? И они не верят, и ты, отец, не веришь.

Это была одна из лучших проповедей, которую я когда бы то ни было слышал. И я сейчас говорю вам, сестры: вы не верите, что Христос здесь. Вы не верите, что Он в вас, и вы не верите, что Он в вашей сестре, - иначе бы вы никогда не вели себя так, как ведете сейчас. Так что это вы, а не какие-то люди с улицы, отрекаетесь от Христа. Самой своей жизнью вы говорите друг другу и всем людям: Он не существует. Он сказал: тот, кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф 10, 33). Не горит ли у нас земля под ногами? Когда же мы изменимся? Чего вы ждете, молнии с неба?.. Я однажды сказал эту фразу на проповеди, и внезапно молния действительно ударила в церковь - до сих пор никто из тех, кто тогда был в храме, не забыл о том, о чем я тогда говорил. Жалко, что я не могу хотя бы иногда это повторять…

книга Иоакима Парра Беседы на Русской Земле

Схиархимандрит Иоаким (Парр) — настоятель монастыря Всемилостивого Спаса в Тредвиле, на севере штата Нью-Йорк (США), и обители милосердия прп. Марии Египетской в Нью-Йорке. Приводим выдержки из его книги «Беседы на Русской Земле».

«…Любите ближнего. Не терпите, не избегайте, не будьте саркастичными, — но любите, заботьтесь о благе тех, кто рядом, ищите их спасения, молитесь о них. Делайте все для того, чтобы ближнему было хорошо, желайте спасения ближнего, молитесь за ближнего».

«Единственная реальная свобода для нас, как и для любого Божия творения, заключается в послушании. Это так, потому что Бог сотворил нас; он знает: это для нас самое лучшее. И если мы послушны Ему, то мы делаем то, для чего мы были сотворены».

«…Мы спрашиваем: «Что есть покаяние?» Как можно каяться, если я не знаю, что это такое? Покаяние — это не жизнь в нытье и несчастье, это не пытка, которой мы пытаем сами себя или других. Покаяние — это радикальное изменение направления жизни человека».

«Прежде всего надо понимать, что любовь к себе — это не любовь, это прельщение. Это страх, самомнение, которые съедят вас заживо и делают вас безобразной. Люди, которые любят себя, ни с кем жить не могут. Встречали ли вы человека, который, видя, что вы, зайдя в комнату, поставили что-нибудь на стол, говорил вам: «Нет, ты это не туда поставил, надо поставить только вот так»? Откуда мы такие взялись сумасшедшие?»

«Почему мы постимся? Потому что мы грешники. Мы постимся для того, чтобы победить грех и научиться любить Бога. Мы не постимся для того, чтобы поститься. Мы постимся, чтобы быть свободными от страстей».

«Никто не может начать постигать истину с отягощенным сердцем. Если в вашем сердце нет мира, если оно исполнено внутреннего смущения, тогда поиск Бога для вас становится невозможным. До тех пор, пока вы не успокоите бурю в своем сердце, вы не сможете пересечь море для того, чтобы найти Господа».

«Когда Господь жил на земле, люди видели, как Он ходил по воде, даровал зрение слепым, воскрешал мертвых — и все равно они терзались сомнениями. Причина же этого заключается в том, что они безумно любили себя».

«Мы должны любить Бога всем умом, всем сердцем, всем помышлением и в то же самое время должны любить ближнего. В этом и заключается сложность человеческого существования. Ничего этого не может быть достигнуто только нашей силой. Любить вообще становится возможным только в результате Божией благодати...»


Июль 18th, 2013

Очень понравилась книга. Если подумать, то совершено не понятно, чем она мне понравилась. У архимандрита явно не деликатная манера общения:). И беседы обращены к монашествующим. И конкретных рецептов святости он не предлагает. И прямо воюет на человеческую лень и себялюбие. И все ж после чтения становится легко на душе. Как-то радостно. И верится, что жизнь по заповедям — это не заоблачные высоты, это здесь — рядом с нами.

Схиархимандрит Иоаким (Парр) «Беседы на русской земле». Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2013. Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург, 2013.

Никого нельзя заставить любить. Делать добро ближним без любви – это не любовь. Каждый знает, и я сам это испытывал, когда кто-то делает нам что-то искренно, по любви, или же по снисхождению и просто терпя нас. И когда кто-то вас действительно любит, вы также это знаете. Объяснить это невозможно, это некая мгновенная связь, возникающая между вами. Это – настоящее.

Когда вы встречаете кого-то, у кого на сердце мир, вы еще не знаете, чем именно он обладает, но вы хотите быть этому причастными. Вы видите цельность этого человека.

Если вы сейчас пойдете в свои кельи и вместо того, чтобы молиться, без благословения ляжете спать, вы глупы. «Господи, я хотела сегодня помолиться, но так устала…» Ох, замечательное оправдание! Бог скажет: «Я хотел тебя сегодня утром разбудить, но Я тоже устал». Мы же это от Бога не слышим.

Я стараюсь совершать молитвы вечером стоя, но из-за болезни я вынужден опираться на аналой. И что делать, иногда засыпаю. Один раз я проснулся под аналоем, сильно испугался, потому что не мог понять, что произошло, — оказалось, что я заснул и перевернул на себя аналой. На шум прибежал один из монахов и сказал взволнованно:

— Батюшка, с вами все в порядке?

— Да, не волнуйся, — ответил я, — я просто молился.

— Ага, — хмыкнул он в ответ, — я вижу.

Так что сейчас, заканчивая беседу, я говорю вам: идите, переворачивайте теперь ваши аналои. Лучше заснуть за аналоем на молитве, чем засыпать без всякой молитвы. Желаю вам доброй молитвы, но не желаю вам хорошего сна.

Апостол Павел говорит нам, что мы должны молиться непрестанно. Но каким образом это возможно? Может быть, это означает – стоять весь день на одном месте, постоянно повторяя Иисусову молитву? Или читать не останавливаясь Псалтырь? Или весь день возносить Богу прошения о еде, об уборке, о сне, об умывании и так далее?

Святые отцы говорят нам, что молитва – это сознательное памятование присутствия Божия.

…тогда мы начинаем возмущаться: «Ну что такое, все постоянно от меня чего-то хотят!» Они бы не хотели от тебя ничего, если бы у тебя ничего не было. В этот момент им нужен не ты, а то, что ты им можешь дать… Господь послал ко мне моего брата, давая мне этим шанс проявить к нему любовь, но этот брат был для меня лишь источником раздражения. Это потому, что я люблю себя!

Вам нужно просить, вам нужно вымаливать возможность причащаться часто – не только лишь присутствовать на литургии, но молить Бога о том, чтобы в вас жило желание непрестанного причастия. Некоторые люди говорили мне: «Но я должен быть готов причаститься!» Конечно! Помните, в Новом Завете – Христос уже распят, умер и воскрес, и Он идет по дороге в Эммаус и, подойдя к Луке и Клеопе, спрашивает их: «Что случилось в Иерусалиме?» Ему отвечают: «Неужели Ты один из всех не знаешь?» И всю дорогу в селение Он говорил с ними о евангельской истине. Они не понимали, потому что сердца их не были готовы. Но когда Он сел с ними и преломил с ними хлеб, дал им Евхаристию, глаза их были открыты и они увидели, Кто перед ними. Без Бога и Евхаристии ваши глаза не будут открыты и вы никогда не увидите, кто вы.

Я помню, однажды я посещал своего духовника. Рядом были еще люди, и мне случилось критически высказаться в адрес одного человека. И мой духовник сказал: «Не замечательно ли, что тебя и меня Бог сотворил совершенными?» Вот что в реальности мы утверждаем, когда осуждаем ближнего. В этот момент мы забываем о своей собственной испорченности.

Боль – это часть жизни. Переносить ее трудно, но не невозможно. Вы будете очень страдать, если думаете, что жизнь возможна без боли. Итак, когда боль приходит, вы начинаете думать, что происходит что-то глубоко неправильное. Да, конечно, что-то глубоко неправильное действительно происходит, название этому – наша смертность, мы все в процессе умирания. И боль только напоминает вам об этом. Но она – неотъемлемая часть жизни.

Если в течение дня вы заняты тем, чтобы показать Богу, что вы любите Его, и сердце ваше непрестанно беседует с Ним, молясь о том, чтобы остаться с Ним наедине, сделать это вечером вряд ли покажется вам сложным. Но если то, чем вы заняты в течение дня, вы рассматриваете как работу и груз, от которого вы торопитесь освободиться, вы весь день думали о себе – и вечером вы также будете продолжать думать о себе. В этом случае вас захватывает себялюбие, и когда вы вечером закроете дверь своей кельи, все, чего вам будет хотеться, это лечь спать.

Мы приходим в монастырь из-за понимания, что в одиночку жить по Евангелию очень трудно и даже, может быть, невозможно. Поэтому Церковь утверждает две основные формы жизни – брак и монашество, ибо оба этих состояния представляют собой разные формы общинной жизни и помогают человеку прийти к Богу. Основное положение монашеской жизни – равно как и жизни в браке! – это то, о чем говорится в Писании: если ты хочешь быть совершенным, отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной.

Вы спросите: а что такое любовь? Во-первых, уверяю вас, любовь – это не то, что люди должны оказывать вам. Любовь – это всегда то, что вы должны отдавать другим. Таким образом, если в центре каких-либо взаимоотношений стоите вы, то можете быть абсолютно уверены, что вы находитесь на ложном пути.

Я не подхожу для того, чтобы сказать: «Ты это делаешь правильно (или не правильно)». Я расспрашиваю их, как они поживают, как они себя чувствуют, что у них происходит. Когда кто-нибудь из них говорит что-то вроде: «О, отец Савватий меня с ума сводит своим поведением!» — я отвечаю: «Это потому, что у тебя есть собственные планы на то, что он должен делать, а он их не выполняет. Он тебя не ублажает, поэтому ты и раздражаешься. Почему бы тебе не отложить свои планы на отца Савватия в сторону и просто любить его?»

Когда Господь говорит «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», это не означает, что Господь заповедует любить себя. Это означает, что мы настолько одержимы любовью к себе, что мы должны энергию любви к самим себе развернуть в противоположном направлении.

Вы спрашиваете: как насчет частого причастия? Человек должен жить так, как если бы он непрестанно приступал к Евхаристии. Если мы обидели кого-то, мы должны оставить все и попросить прощения. Мы должны постоянно молиться. Мы должны жить по Евангелию. Вот что требует исправления, а не то, идете вы или не идете к причастию.

Никто на этой земле – никто! – никогда не был и не будет достоин причащаться. Бог приглашает нас сделать это, испрашивая Его прощения. Готовясь самым тщательным образом, мы приходим принять Его Тело и Кровь, чтобы Он исцелил наши душу и тело. Причастие – это одновременно врачевство и пища для души и тела. Итак, как часто нужно причащаться? Вы должны жить так, чтобы вы могли причащаться ежедневно. Это означает, что вы должны изменить свою жизнь. Это не означает, что вы должны тут же кинуться в очередь к причастию.

Апокалипсис является символической и таинственной книгой. Только Церковь способна ее трактовать – и Церковь не создала однозначного ее толкования. Следовательно, мы, грешники, не имеющие подлинного знания Священного Писания, должны оставить толкование этой книги до тех пор, пока Церковь не сделает это сама. Подобные личные толкования, на мой взгляд, не являются духовно полезными и отвлекают людей от того, что им действительно необходимо делать, создавая панический страх перед вещами, с которыми мы сделать ничего не можем.

Кто может нам гарантировать, что завтра мы соберемся здесь в том же составе? Никто! Я так много похоронил людей, которые строили планы на тот день, в который я совершил их отпевание.

Если ваш духовник – это вы сами, то у вас глупый духовник.

Если вы будете заниматься только тем, что будете привлекать людей в Церковь, но в равной степени не будете бороться за свою собственную святость, вас ждет поражение. Очень важно, чтобы вы понимали, что миссионерская деятельность имеет двоякую природу, которая складывается из проповеди Евангелия, с одной стороны, а с другой – из жизни по Евангелию. Это одновременно одно и то же и не одно и то же, потому что если вы проповедуете Евангелие, но не живете по нему, то вы на самом деле не проповедуете Евангелие. Если вы живете по Евангелию, но не проповедуете его, вы не живете по Евангелию.

Если вы высоко поднимите Евангелие, люди захотят его. Люди не живут по Евангелию, потому что они о нем не слышат, они его не видят, они не могут его потрогать.

Подлинный аскетизм заключается не в еде, сне или в чем-то подобном. Подлинный аскетизм — сделать себя открытым для других, никогда себя от них не отгораживая, но помня о нуждах близких. Преподобный Никодим Святогорец говорит: монах должен всегда оказывать заботливое внимание к нуждам других людей, но никогда не проявлять любопытства. Ибо забота имеет ввиду нужды ближнего, а любопытство – твои собственные.

Недавно ко мне пришла женщина, вся в слезах. У нее умерла сестра, и женщина не переставала задаваться вопросом: почему Бог сделал это с нами? Я ответил:

— Может быть, Бог сделал это, чтобы ваша сестра могла отдохнуть от вас!

Женщина была шокирована, но я продолжил:

— Ваша сестра, как и вы, принадлежит Богу. И Бог может призвать вас к Себе домой тогда, когда Он захочет, потому что мы созданы для того, чтобы быть с Ним. Итак, какая разница, когда Он нас призывает?

Если перед тем, как начинать разговор, вы подумаете о Божией Матери, вы скорее всего так и не начнете говорить. Она так мало говорила, но – смотрите, сколько сказала нам Своей жизнью.

Ольга Жукова 01.12.2013

Приветствую, можно ли приобрести данную книгу в электронном виде? спасибо.

Юрий 28.09.2016

В сознании огромного количества российских людей Америка является империей зла, так как ценности и идеалы этого государства, мягко говоря, противоречат ценностям христианства и в частности православной веры. Однополые браки, массовые гей – парады, свобода в половой жизни, пропаганда насилия и вседозволенности в средствах массовой информации не могут вызывать одобрения у истинного, православного человека. Но и среди американцев встречаются люди святой жизни, настоящие подвижники, которые несут миру добро и любовь, а также неподдельную веру в Бога и человека. Одним из таких людей является архимандрит Иоаким Парр, настоятель монастыря Преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке.
Схиархимандрит Иоаким не простой священник, который состоит в Патриаршем приходе в США и относится к Московскому Патриархату. Он долгое время прожил на Святой Горе Афон, постигал знания и тонкости ведения духовной жизни у мудрых, афонских монахов, и сейчас полученными знаниями делиться со всем православным миром. Данная книга является записью проповедей и бесед американского священника, которые он проводил на русской земле, посещая многие известные монастыри и храмы нашей Родины. Эти беседы проходили в дружеской обстановке, насельники монастырей задавали интересующие их вопросы архимандриту Иоакиму, а тот по мере своих знаний и чувств отвечал на них. Главная ценность этих бесед заключалась в том, что отец Иоаким приводил очень ценные примеры на основании жизни реальных людей, с которыми ему суждены было встретиться в жизни, приводил примеры дурных и хороших поступков, а также делал их полный анализ на основе православного вероучения. В этих беседах архимандрит Иоаким раскрывал суть христианских ценностей, которые с начала основания христианства и до нашего времени сохранили свою незыблемость, но главным понятием для этого священника является любовь. Любовь к Богу, любовь к людям и своей семье, любовь к окружающей природе и миру – вот то, что кратчайшим образом приводит православного человека в Царствие Небесное.
На мой взгляд, очень интересно прочитать книгу, посвященную святому человеку из Америки, потому что она доказывает, что настоящие, православные подвижники не могут принадлежать одной национальности. Они встречаются на всех континентах, в разных странах, и дарят нам свою любовь и заботу о нашем спасении. Оценка книги 9\10.

Ксения 10.10.2016

Хотелось бы отметить, что 2 сентября 2016 архимандрит Иоаким был запрещен в служении на три года управляющим патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминским Иоанном (Рощиным). И это уже не первый запрет в жизни архимандрита. Вся его "официальная" (та, что составлена по его личным воспоминаниям) биография полна несостыковок, отдельные тезисы (о всеобщем спасении, например) весьма спорны. Читать ли произведения подобного автора - личное дело каждого, но я бы не советовала.

Loading...Loading...