Когда владимирская божья матерь в. Праздник владимирской иконы божией матери


В праздничный день, когда церковь отмечает сретение Владимирской иконы Божией Матери, множество верующих посещают праздничную литургию. На ней возносят молитвы о покровительстве и благодарят Высшие Силы за помощь.

8 сентября 2018 года церковь славит святой образ Богородицы, который не единожды помогал верующим избавиться от недугов, трудностей, набегов врагов. Владимирская икона спасала как отдельных паломников, так и целые государства, проявляя свои чудотворные способности.

История Владимирской иконы

По преданию, святой лик вышел из-под кисти евангелиста Луки. Икона написана на доске, взятой от стола, за которым трапезничали Спаситель, Богородица и праведник Иосиф Обручник. На Руси этот образ Богоматери стал известен в 12 веке, когда его привезли в качестве подарка Юрию Долгорукому. Поначалу святой лик пребывал в женском монастыре Вышгорода рядом с Киевом. О чудотворных и целебных способностях лика вскоре узнал князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Он решил перевезти икону, и лошади, везшие обоз со святым ликом, встали как вкопанные, проезжая Владимир. Этот знак свыше указал князю, что икона сама выбрала себе место, и правитель отправил икону Богоматери в новый храм Успения Богородицы.

Празднование по святому лику совершается трижды в год:

3 июня - в честь спасения Москвы в 1521 году, когда полчища татар решили захватить стольный град. По преданию, Богородица привиделась хану Гирею, который в страхе развернул войска. В это время перед ликом иконы горячо молился нард, чтобы Богородица спасла их и прогнала врага.

6 июля - в честь спасения Москвы от хана Ахмата в 1480 году. Молитвы о заступничестве были услышаны, и враги отступили. В благодарность за покровительство была установлена дата почитания святого лика.

8 сентября отмечается праздник, посвященный переносу святого лика из Москвы во Владимир. В день сретения Владимирской иконы Богоматери верующие устремляются на торжественную литургию, чтобы помолиться и попросить у Высших Сил защиты.

Традиции праздника в честь иконы

В день праздника верующие устремляются в храмы и церкви, чтобы вознести благодарственные молитвы Богородице. Особая литургия совершается практически в каждом доме Божьем по всей стране, и попросить у Богоматери защиты и помощи может каждый прихожанин. В этот день также совершают крестный ход, во время которого выносится икона Владимирской Божией Матери. Прикоснуться к образу мечтают многие, поэтому 8 числа множество паломников посещают торжественную службу. Помолиться в день праздника можно и дома, поставив зажженную свечку перед иконой Богоматери.

Молитвы перед святым ликом

Молитвы, обращенные к Богоматери, помогают в разных жизненных ситуациях. Молятся перед Владимирской иконой об обретении душевного покоя, исцелении от всевозможных недугов, избавлении от дурного влияния. Возносят молитвы и для защиты государства от вражеских нападений, просят у Богоматери защиты и покровительства для всего православного люда.

«Смиренные молитвы возносим Тебе, Всемилостивая Богородица. Заступись за рабов Божьих и не оставь их в беде и печали. Защити от наветов и от дурных слов, убереги от дел пагубных да от мыслей нечестивых. Аминь».

«Милостивая Заступница всего рода людского! К Тебе взываю с молитвой искренней. Услышь слова раба Божьего (имя), да не оставь без внимания. Будь милостива ко мне, Богородица, помоги исцелить раны душевные и телесные, не оставь меня в одиночестве в поисках пути истинного. Направь помыслы мои в нужное русло и не позволь гневу затмить разум. Аминь».

Каждое обращение к Богородице, произнесенное от чистого сердца, будет услышано. В праздничный день священнослужители призывают каждого прийти в церковь, помолиться перед святым ликом и очистить душу от грехов.

8 сентября (26 августа по старому стилю)

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.).

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 28 апреля.) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа (по ст.ст.)). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена - 21 мая (3 июня по н.ст.) 1971 г.

Мчч. Адриана и Наталии и с ними 23-х (305-311).

Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми, всего за один год до страданий. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311). Начав гонение, он обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, спросил: "Какой награды ожидаете вы от своего Бога за мучения?" Мученики отвечали: "Такой награды, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть". Воодушевившись, святой Адриан сказал писцам: "Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога". Писцы донесли об этом императору, который призвал святого Адриана и спросил: "Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения". Святой Адриан отвечал: "Я не обезумел, а обратился к здравому разуму". Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа, говоря: "Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное - прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела". За порукой других мучеников святого Адриана отпустили из темницы сообщить супруге о дне казни. Святая Наталия подумала, что он отрекся от Христа и его отпустили на свободу, и не хотела впускать его домой. Святой убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины.
Святого Адриана жестоко мучили. Император советовал святому пожалеть себя и призвать богов, но мученик отвечал: "Пусть твои боги скажут, какое благодеяние они мне обещают, и тогда я поклонюсь им, а если они не могут говорить, то зачем я буду им кланяться?" Святая Наталия не переставала укреплять мужа. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Мучитель приказал отбить святым руки и ноги на наковальне. Святая Наталия, опасаясь, чтобы муж, видя страдания других мучеников, не поколебался, просила мучителей начать казнь с него и сама помогала класть его руки и ноги на наковальню. Тела мучеников хотели сжечь, но поднялась сильная гроза, и печь погасла. Многие палачи были убиты молнией. Святая Наталия взяла себе руку своего супруга и хранила в доме. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на святой Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась в Византию. Здесь ей явился во сне святой Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре преставилась к Богу.


Сщмч. Петра пресвитера. Св. Георгия исп., пресвитера
(1928).
Блж. Марии Дивеевской
(1931).
Сщмч. Виктора пресвитера, мчч. Димитрия, Петра и св. Романа исп., пресвитера
(1937).
Сщмч. Нектария (Трезвинского), еп. Яранского
(1937).
Прп. Адриана Ондрусовского
(1549).
Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой "Умиление"
(1524).
Блж. Киприана Сторожевского.
Прп. Адриана, игумена Пошехонского.
Владимирской-Елецкой иконы Божией Матери
(1395).
Прп. Тифоя Фиваидского.
Прп. Ивистиона, испов. Египетского.
Св. Зер-Иакова, миссионера в Эфиопии.
Прп. Адриана Угличского.
Обрет. мощей прп. Вассиана, из Алатырского м-ря
(XVII).
Чудесное явление Владимирской иконы Божией Матери в Харбине
(Манджурия) (1925).

|

Размещено на | Комментарии к записи День воспоминания Владимирской иконы Божией Матери. отключены

This slideshow requires JavaScript.

1 июня, в Седмицу 7-ю по Пасхе, в день воспоминания Владимирской иконы Божией Матери, в день престольного торжества, Преосвященный Серафим, епископ Белевский и Алексинский совершил праздничную Божественную литургию в храме Владимирской иконы Божией Матери города Суворова, в сослужении благочинного округа — протоиерея Владислава Артасова; благочинного церквей Каменского округа — протоиерея Сергия Морозюка; настоятеля храма — иерея Андрея Морозюка; духовенства Суворовского благочиния. По заамвонной молитве, Архипастырь со сослужащим духовенством и множеством прихожан совершили праздничный Крестный ход вокруг храма с молебным пением к Владимирскому образу Пресвятой Богородицы. По окончании Богослужения, Преосвященный Владыка обратился к духовенству и молящимся со словами поздравления с престольным праздником, а также наградил грамотой Управляющего Белевской Епархией особо потрудившихся прихожан храма в деле созидания святыни — храма Владимирской иконы Божией Матери.

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная» (Кондак, глас 8)

Сегодня Церковь празднует день Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 21 мая/3 июня 1971 г.

Невозможно прожить без веры в чудеса. Даже скептики и реалисты не всегда могут найти правильное решение или выход из ситуации, полагаясь только на свои знания. Каждый человек должен оставлять право для самого себя верить в чудо и помощь небесных покровителей. Часто люди приходят в церковь, становятся перед иконой и молятся, откровенно, честно и правдиво. Многие считают, что некоторые иконы обладают чудотворными свойствами, и они обязательно помогут в сложной ситуации.

История праздника.

3 июня каждый год во всем православном мире отмечается очень светлый и хороший праздник – День Владимирской иконы Божьей Матери. Именно к ней приходят люди со своей последней надеждой на чудо, искренне веря в то, что матерь Божья не только услышит все мольбы, но и поможет. Многие приходят к этой иконе со своей радостью, приносят символические подарки за помощь и рассказывают об успехах. Люди верят, что всех она выслушает, поможет и даст надежду, так как она Матерь божья.

Согласно преданию евангелист Лука написал именно эту икону, используя доски того стола, за которым ел Спаситель, Богородица и Иосиф Обручник. После того, как Божья Матерь увидела эту работу, то сказал, что с этой иконой будет ее благодать. Свой путь в России это старинная реликвия начал только в XII веке, когда в качестве подарка была преподнесена Юрию Долгорукому от патриарха Константинополя. Изначально икону решили поставить в Вышгороде возле Киева, но после того, как сын Долгорукого услышал о ее чудотворных способностях – он приказал перевезти ее в другой город, на север страны. Согласно преданию лошади, которые были запряжены в упряжку, где была икона именно во Владимире встали на месте и больше не хотели двигаться. Упряжки меняли несколько раз, но все равно повторялась одна и та, же ситуация, лошади просто отказывались идти и стояли на месте. Это происшествие князем было расценено, как знак свыше и он приказал оставить икону во Владимире. Через два года в городе вырос красивый храм Успения Богородицы именно в нем, и осталась чудотворная икона. Ежегодно праздник именно Владимирской иконы божьей Матери отмечается три раза, но самым торжественным считается последнее празднование – 8 сентября.

Спасение Москвы.

1 июня праздник посвящён спасению Москвы от татаро-монгольского нашествия. Городу и всем его жителям угрожала гибель от многочисленной армии хана Тамерлана. В то время, когда захватчики сжигали все на своем пути, несколько святых увидели одинаковые сны, где было сказано, что только искренние молитвы обо всех грешниках, которые жили в городе, могут спасти его от завоевателя. Благочестивой инокине был сон, в нем она увидела, как Владимирскую икону Божьей Матери выносят из города за все те прегрешения, которые совершали люди. После таких снов все священнослужители усердно молились о прощении для каждого человека, который хоть раз в жизни совершал грешный поступок. Искреннее раскаяние и вера в то, что Божья Матерь поможет и заступиться помогли.

Именно вера в то, что эта икона станет спасением всех людей в городе, была причиной приказа перенести ее из Владимира в Москву. Был устроен красивый и торжественный ход, а люди выходили на дорогу, преклонялись святыне и просили божью матерь спасти их от погибели.

В то время как все молились чудотворной иконе, грозному хану приснился странный сон, в котором он увидел огромную фигуру женщины, она была в окружении многочисленного войска. Ее латы сияли настоящим огнем, как и сам меч. Утром хан отправился к человеку, который мог растолковать сон и узнал, что во сне он видел Божью Матерь, она встанет на защиту своих детей и станет настоящей погибелью и самого хана и всего его войска. После этого татары просто отступили, испытывая огромный страх, а Москва была спасена.

Значимая икона.

Владимирская икона божьей Матери во все времена считалась сильной святыней. Ни один военный поход или другое дело государственного масштаба просто не могло обойтись без молитвы перед ней. Присяга на верность Родине совершалась также именно перед ней. Даже сегодня всероссийские патриархи присягают на верность своей пастве именно перед ней. Сегодня эта икона и достояние всего народа находится в храме – музее Святителя Николая в Толмачах и относится к Государственной Третьяковской галерее, люди приходят туда каждый день и верят, что она обязательно поможет.

Многие считают и даже утверждают, что чудодейственная сила этой икона может проявляться в любой день, но особенно в даты ее поминовения. Тогда она становится в несколько раз сильнее. Церковнослужители молятся перед этой иконой о мире в своей стране, просят ниспослать свое благословение руководителям, мудрость и терпение, чтобы найти путь процветания и счастья для каждого человека. Многие приходят к святыне попросить здоровья и благополучия для себя или своих близких, потому что верят в ее силу исцелять. Даже семейные проблемы, по мнению некоторых людей, Божья Матерь помогает решить, ведь ее сила действительно огромна. Следует просто прийти в церковь с самыми чистыми побуждениями и искренними мыслями. Правдивость слов и молитва, пусть даже недословная и будут самым большим чудом. Мысленно разговаривая, с Божьей Матерью многие находят ответы на важные вопросы, и только потом понимают, что все это ни знали, просто знания были глубоко внутри. Искренность и настоящая вера порой способны творить чудеса. Также перед иконой обязательно нужно поставить свечки.

Серди шумных и суетливых будней у каждого человека должно быть место, где его поймут и выслушаю. Иногда именно церковь дает силы и надежду на то, что все будет хорошо. Не стоит отнимать у себя право верить в настоящее чудо.

Владимирская икона Божией Матери (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., В. и. написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. (Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что В. и. была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г.

Иконография, художественный образ, история реставрации В. и.

Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля темно-охристые, надписи (IС ХС. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78´ 55 см, с надставленными полями - 104´ 69 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой (ГТГ: Кат. собр. Кат. № 1. С. 35-40).

Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Ее правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в к-ром Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, нек-рые исследователи полагают, что Он мог быть изображен иначе: либо с обнаженными до колен ножками, либо стоящим (Грабарь И. Э. Древнейшая песнь материнства // Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 209-221; Антонова В. И. К вопросу о первонач. композиции иконы Владимирской Богоматери // ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205). Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова, показавшего, что первоначальная композиция В. и. оставалась без существенных изменений (Анисимов. Владимирская икона. С. 57-58).

Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трехлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей; композиция могла неск. отличаться от сохранившегося изображения кон. XIV - нач. XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии - символ Св. Духа - белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружен 8-конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли В. и. к Богородичным образам с актуальной для XII в. «страстной тематикой» (Татић-Ђурић М. Богородица Владимирска // ЗЛУ. 1985. Т. 21. С. 29-50; Сарабьянов В. Д. «Богоматерь Страстная» из Дмитриевского мон-ря в Кашине // ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. С. 311-325), с наглядно выраженным «жертвенным символизмом» (Этингоф. С. 139).

Лик Богоматери выполнен по зеленовато-оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово-красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещенных частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам - красные и коричневые описи. В утонченных чертах лика воедино слились греч. тип образа и вневременной духовный идеал правосл. культуры, выраженные языком визант. художественной традиции кон. XI - нач. XII в. Очертания тонкого, с горбинкой носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с темными, поднятыми кверху зрачками. Плотно сомкнутые уста ярко-красные. Красными мазками отмечены внутренние уголки глаз. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приемом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и крупная кисть руки Младенца на шее Матери. Первоначально голова Богоматери, покрытая мафорием, и абрис волос на голове Младенца были меньше по своим размерам и, вероятно, имели неск. иные пропорции. Ярко-синий чепец низко закрывал лоб (сохр. фрагмент справа над бровью); края вишнево-красного мафория с темно-охристой каймой, украшенной золотыми линиями, ближе примыкали к лику (древний фрагмент каймы виден вверху слева, между головой Младенца и ликом Матери). Судя по сохранившимся фрагментам, одежды Христа были темно-охристые, с золотым ассистом; на простертой правой руке виден рукав светлой прозрачной рубашки. Фон был золотой, надписи - красные (MR Q У и I С C С, от авторской живописи сохр. буква М и фрагменты др. букв; монограмма Христа поздняя).

В период реставрации 1918-1919 гг. в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (реставратор Г. О. Чириков, наблюдатели И. Э. Грабарь и Анисимов) на лицевой стороне иконы была открыта первоначальная живопись, полностью сохранившаяся на ликах Богоматери и Младенца, а также частично на его волосах над лбом, на правой руке и на кисти левой, в неск. небольших фрагментах на одеждах и на золотом фоне. Были обнаружены фрагменты живописных поновлений XIII в. (на одеждах Христа), вероятно относящиеся к эпохе вел. кн. Ярослава Всеволодовича. В кон. XIV - нач. XV в. икона была полностью переписана. К этому периоду относятся сохранившиеся фрагменты живописи на плече и руке Младенца, красочный слой на Его ножках, волосах и шее, на правой руке Богоматери, а также на части одежд внизу слева, светло-желтый фон и темно-красные буквы. Композиция иконы неск. изменилась: были увеличены головы, опущена левая рука Богоматери. К поновлению 1514 г. относятся красочный слой на основной части мафория Богоматери, на Ее левой руке и пальцах правой руки, на средней части хитона Младенца, на Его правой руке и части правой ноги, темно-коричневый фон и поля иконы. При поновлениях левкас с испорченной древней живописью во мн. местах был вырезан и заменен новым. В XVI в. положение левой руки Богоматери было приближено к первоначальному (пальцы - на рукаве одежды Младенца). Раскрытые из-под прописи кон. XIX в. и загрязненной олифы разновременные фрагменты живописи были оставлены без тонировок. Красочный слой на обороте иконы относится к кон. XIV - нач. XV в., на полях - к XVI в. (1514?).

Loading...Loading...