Когда воробьиная ночь в году. Рябиновая ночь
Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах: рус. воробьи́ная ночь , укр. гороби́на ніч , белор. рабінавая ноч . Оба названия, вероятно, восходят через серию фонетических трансформаций и народно-этимологических сближений к единой праформе рябинная ночь, зафиксированной в древнерусском языке начиная с XV века .
Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь , то есть «рябая, пёстрая ночь», - ночь с молниями, с ветром и грозой. Рябая, подобно воробью , ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнезд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь , а затем и воробьиная ночь . В украинском языке , например, выражение горобина нiч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый» .
Впервые понятие Рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна» .
Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин : оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель . А. М. Финкель связал его с со словом рябой .
В украинском языке выражение горобина нiч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» пишет: - Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? - Нет, - ответила Клава. - Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены.
Польский этнограф Чеслав Петкевич пишет в очерке о белорусском Полесье : «Рабок (воробей) есть героем всем известной рябиновой ночи, во время которой буря рассеивает воробьёв. Рябиновая ночь бывает меж пречистыми (вторая половина августа ― первая неделя сентября). Громы бьют один за другом, страшенный ливень льёт… а молния блись да блись, кажется, что весь мир горит. В эту ночи воробьи так поразлетаются…, что уже так и живут по одному. Поэтому ночь зовётся рябиновой» .
Не исключено, что выражение Рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины . Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.
Время Рябиновой ночи
В разных местах время Рябиновой ночи определяется неодинаково. В Центральной России это время, когда цветёт рябина или период с 19-го по 22-е июня, когда наступает самая большая долгота дня - 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что Рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю) или между Ильиным днем и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 (это зависит от местности и особенностей природы. На Киевщине и Житомирщине , например, это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня , в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда зацветёт папоротник . Также Рябиновой ночью зачастую называют обычную ночь с сильными грозами, зарницами .
Рябиновая ночь как мистическое явление
На юге России и Украине осмысление Рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии языка, которую называли воробьиной . На Украине такой ночью называли ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускает. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой» ― воробьи не ходят, а подскакивают. В Белоруссии Рябиновая ночь считалась одновременно и временем разгула всяческой нечисти, и как время, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу .
На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, блестят молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взлетает вихрь. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падать вниз.
Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в Рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном. Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в Рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в Рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени.
Рябиновая ночь в литературе и искусстве
Образ Рябиновой (Воробьиной) ночи отражён в повестях Я. Барщевского «Шляхтич Завальня», И. Тургенева «Первая любовь», А. М. Ремизова «Воробьиная ночь», А. С. Серафимовича «Воробьиная ночь», К. Паустовского «Героический юго-восток», В. Каверина «Воробьиная ночь», В. Морякова «Рябиновая ночь» и других. Рябиновая (Воробьиная) ночь присутствует в пьесах Т. Мициньского «Рябиновая ночь», Т. Габбе «Авдотья Рязаночка», А. Дударева «Воробьиная ночь», В. Илюхова «Воробьиная ночь».
Художественный фильм «Рябиновые ночи» (1984), Свердловская киностудия . Режиссёр Виктор Кобзев .
Многочисленные стихи и песни с названиями Рябиновая ночь , Воробьиная ночь ― на русском, украинском и белорусском языках. Чрезвычайно популярна на Украине песня «Горобина ніч» на стихи Лилии Золотоноши, исполняемая Оксаной Билозир : «Не в тому рiч, не в тому рiч, що горобина плаче нiч…» .
Сергеем Курёхиным в 1993 году написана «Воробьиная оратория».
На тему Рябиновой ночи написаны картины художников Н. Ермакова, Г. Ващенко , О. Гуренкова.
Примечания
- , с. 433.
- Коваль У. Г. Да паходжання фразеалагізма рабінавая (вераб"іная) ноч // Белорусская лингвистика. - Мн. , 1994. - Вып. 43 . - С. 38-40 .
- Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Воробьиная ночь // Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. Под ред. В. М. Мокиенко. - М. , 2005. Архивировано 25 февраля 2009 года.
- Новгородская Четвертая летопись (неопр.) . ПСРЛ, т.4. Проверено 16 марта 1848.
- Филин Ф. П . Лексика русского литературного языка древнерусской эпохи // Учёные Записки педагогического ин-та им. А. И. Герцена. - Л. , 1949. - Т. 80 . - С. 258-259 .
- Финкель А. М. Воробьиная ночь // Вопросы языкознания. - М. , 1956. - № 4 . - С. 92-95 .
Рябиновые ночи.
Рябиновые
ночи - странные и мистические, наполнены
древней магией и овеяны легендами и
поверьями короткие ночи с грозами
и зарницами. В эти ночи можно делать мощные обереги и совершать действенные ритуалы, потому что такими ночами заправляет таинственная сила, древняя и могучая.
Рябина или воробьи?
В Украине и Белоруссии эти магические ночи называются «горобиними», а в России еще и «воробьиными». Странная, на первый взгляд, связь между понятиями «рябина» и «воробьи» до сих пор имеет несколько версий, каждая из которых достаточно убедительна:
В украинском языке слова «горобина»(рябина) и «горобець»(воробей) созвучны, а образованные от них прилагательные идентичны - «горобиний».
Поначалу ночи с грозами назывались рябинными в значении «рябые, пестрые» из-за гроз, молний и зарниц.
В «рябые», грозовые ночи воробышки пугаются, вылетают из гнезд и чирикают.
В основе появления названия лежит чисто визуальное впечатление: схожесть полыхающего неба с цветом ягод рябины.
Считается, что «рябиновые ночи» бывают только когда цветет рябина - правда, по-поводу времени и количества рябиновых ночей тоже идут споры.
Без грома рябина созреть не может, как вариант, когда дозревает рябина - в мире восстанавливается такая тишина, что раскаты грома звучат просто оглушающе.
Никакого отношения ни к воробьям, ни к рябине эта ночь не имеет, на самом деле эта ночь горовиная - от имени восточнословянского бога Горовина, бога грома и молний. Но рябина это ягода Перуна, бога-громовержца.
Короткая ночь, такая, что воробышек выспаться/перескочить не сумеет.
«Темные воробьиные, или рябиновые, ночи, когда август сменяется сентябрем, на Симеона Столпника (1/14 сентября), все воробьи вдруг исчезают с полей и слетаются в одно место, где черт или злой дух меряет их огромной меркой, сгребая туда греблом.Тех, кто не помещается в меру, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся оставляет себе, ссыпает чертям в пекло и убивает.» «... В древних русских преданиях воробей никогда не играет благой роли. В него может обратиться злой дух, приносящий деньги своему хозяину. С ним связаны недобрые приметы: скажем, если воробей влетит в окно - это к беде, например к покойнику.»
Итак, неизменный атрибут рябиновых ночей - гром и молния. Вот тут мне хочется привести шикарный отрывок из статьи Павла Зыгмантовича
«....Итак, что такое Рябиновая ночь? Под этим поэтичным названием скрывается суровейшее испытание – гроза в конце лета, в его последние дни. Причём не просто гроза, а гроза ураганная, длинная.
Рябиновую ночь ждали. Все знали, что она обязательно будет и готовились к ней. Ещё с Вяликдня (Пасхи, по русски) не стирали скатерть, на которой ужинали, с тем, чтобы повязать её на ворота или столбы крыльца. Предполагалось, что подобный оберег отводил молнию в сторону от подворья.
Безусловно, Рябиновая ночь – всего лишь любопытный природный феномен, свойственный нашему региону или, возможно, тому региону, где когда-то жили наши предки (нынешний Иран? Балканы? Индостан?). Но объясняли этот феномен очень красиво.
Якобы после Купалья разная нечисть плодилась без меры и портила людям жизнь. К такому безмерному расплоду у них был приурочен специальный праздник. Названия его не сообщается, но это и понятно – с чего бы людям знать названия праздника нечисти?
Так вот, нечисть, значит, готовилась к празднику – готовила капустники, доклады о достигнутых результатах, награждения лучших нечистиков месяца. А в назначенную ночь, когда все съезжались в условленное место и начинали отмечать, бог Грымотник (Громовник; вероятно, одно из имён Перуна, впоследствии стал Ильём-пророком) устраивал им неожиданное фейерверк-шоу.
Грымотник-то, как известно, нечисть не любил, и охотился на неё с помощью молний и громов. Мелкие пакости он мог упустить и не заметить, но такой крупный сходняк, как Главный Сход Нечисти, он не пропускал. Копил молнии, прокачивал громы, тренировал ветры.
А когда праздник начинался, давал нечисти прикурить. Иногда и людям доставалось, но это они сами виноваты – кто запрещал вешать скатерть, как другие делали? Кстати, тех, кого в эту ночь ударила молния (или с кем рядом ударила) считали чародеями. С соответствующим отношением.
А почему спецоперация Грымотника называлась Рябиновая ночь? Ну, во-первых, Грымотник любил красивые, поэтические названия...»
Ночь, когда цветет папоротник.
Так когда же случались эти рябинно-воробьиные ночи?
Например, в Украине, по одной из версий, эта ночь на Симеона Столпника (1/14 сентября). Кстати, я где-то читала, что раз в году практикующие ведьмы подносят подношение темным силам для того, чтобы ладилась работа в следующий год, и происходило это действо именно на день Синеона Столпника по церковному календарю.
В моем родном краю считается, что в такие ночи цветет папоротник, но это не обязательно купальская - просто магическая ночь. Поэтому искать на Купала папоротник - не результативное занятие))) хотя травами запасаться нужными можно.
Бытуют также версии, что в настоящая Воробьиная Ночь бывает раз в семь лет: «На 100 ночей рябиновых лишь одна воробьиная»
А может их три, три волшебные ночи для сбора колдовских цветов и ягод: первая ночь приходит, когда зацветает рябина - и этот цвет можно использовать для любовной магии. Во вторую ночь отцветает рябина и можно делать порчи и рассорки а в третью ночь дозревают ягоды и можно привлекать этими плодами к себе удачу и богатство!
Как использовать древнюю магию рябины и какую силу имеет простая нитка ягодных бус стоит выделить отдельным рассказом.
Перепечатка материала или его части возможна только с гипперссылкой на сайт.
Воробьиная ночь также известна как рябинная, или рябиновая. Ее основная характеристика - сильнейшая гроза и зарницы. Небо будто разверзается: от грохота закладывает уши, вода льется беспрестанно, вспышки света озаряют землю. Воробьи пугаются ливня, вылетают из своих убежищ, жалобно чирикают и сбиваются в небольшие стайки. Утром их находят мертвыми в огромных количествах: взволнованные и потерявшие ориентацию птицы ударяются о стены и деревья, разбиваясь насмерть.
Верят - в рябиновые ночи гуляет нечистая сила, беснуются духи стихий, а Дьявол меряет воробьев. Все птицы собираются в определенном месте, и злой дух сгребает их в огромную меру. Непоместившимся он позволяет жить и множиться дальше, тогда как остальных отправляет прямиком в ад на верную гибель. Согласно другому мнению, в рябинные ночи под ударами грома гибнут чаровники и нечисть. Страшная гроза представлялась результатом небесной битвы добра и зла.
Когда бывают воробьиные ночи
В каждой местности верования несколько отличались. Потому нет однозначного ответа, когда начинаются воробьиные ночи: поскольку их выделяет лишь народное сознание, то разброс в датах вполне объясним и допустим. Известны такие основные представления:
В некоторых местностях таких ночей случается 5-7 за сезон. С другой стороны - бытует поверье, что настоящая воробьиная ночь лишь одна, и бывает она раз в семилетие («На сотню ночей рябиновых - лишь одна воробьиная»). Правда, дату подобного события древние ворожеи и маги предпочитали держать в тайне.
Магическая работа в воробьиные ночи
Могущество рябиновой ночи объясняется разгулом стихии и высвобождением мощного потока энергии, за счет чего значительно усиливается действие чар. К тому же воробьиные ночи часто связываются с развитием рябины. Это дерево защищает людей от мертвой энергии, уберегает от кладбищенских порч и влияний, оказываемых через покойников.
Ягоды рябины, нанизанные на нить, в качестве талисмана носили девушки, чтобы привлечь любовь и обеспечить себе женское здоровье. Перед длительными путешествиями странники и священнослужители делали посохи из древесины, а мелкими ветками было принято украшать жилища. Считается, что рябина способствует общению с высшими силами и дарует предсказательные способности. Будет ошибкой не воспользоваться магией воробьиных ночей - они идеальны, чтобы:
- собирать травы;
- приносить подношения темным силам для установления с ними контакта (особенно подходит для этого ночь на Симеона Столпника);
- привлекать любовь;
- притягивать деньги и удачу;
- укреплять здоровье;
- насылать рассорки, остуды, отвороты, порчи.
Ориентироваться рекомендуется на состояние рябины. В период ее цветения отлично удается любовная магия: следует делать привороты и варить приворотные зелья из собранных трав. Когда рябина отцветет, можно приступать к целительству и наведению порч, а во время созревания ягод очень легко привлечь к себе всевозможные блага.
Рябиновые ветки, сорванные в воробьиную ночь, служат отличным очистительным инструментом. Достаточно разжечь из них костер и перепрыгнуть через пламя, чтобы избавиться от накопленного негатива. А одну веточку полезно держать около рун или карт: тогда предсказания, сделанные с их помощью, окажутся максимально точными и правдивыми.
Воробьиные ночи - интереснейшее явление, связанное с высвобождением природной энергии. И даже без проведения специального обряда можно напитаться царящей в мире силой: достаточно хотя бы на минуту открыть окно и бесстрашно выглянуть наружу.
Летом наступает время особенных ночей, с сильными грозами и зарницами, что бушуют над землёй до самого рассвета, озаряя небо частыми вспышками, отчего ночь на ночь не похожа вовсе. Иногда такие ночи бывают тихими и безветренными, лишь «сухие грозы», без дождя, тревожат ночную тьму. А порой природа точно сходит с ума, обрушивая все сокрушительные силы на окутанный ночным мраком мир, и всю ночь не стихает страшная разрушительная буря, ломая деревья, заливая землю потоками воды. Именно такие страшные грозовые ночи в народе принято называть Воробьиными.
Воробьиная или Рябиновая ночь считается временем разгула нечистой силы. Оба этих выражения известны в украинском, белорусском и русском языке и диалектах. Предположительно, оба названия восходят к единой праформе «рябиная ночь», зафиксированной ещё в 15 веке, и связанной со значением «рябой». Это первоначальное название позже в результате народно-этимологического переосмысления образовало оборот «рябиновая ночь», а затем и «воробьиная ночь» (ср. укр. «горобина нiч», где «горобиний» означает не только «воробьиный», но и «рябиновый»). Название имеет множество диалектных вариантов, которые в итоге сводятся к двум значениям: для центральных и южно-русских областей, а также Украины основными являются варианты с прилагательным, имеющим значение «воробьиный», а для белорусского Полесья (западного и восточного) и западнорусских территорий характерно употребление прилагательного со значением «рябиновый». Тем не менее, оба названия подразумевают ночь, когда тьма перемежается частыми вспышками молний, иногда с сильным ветром, но нередко народные предания описывают такую ночь как безветренную и сухую, без дождя.
В Тверской летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава (1024 г.) упоминается именно такая ночь: «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром, бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча сильна…» Летописец точно связал воедино битву людскую на земле и битву небесную. Народные верования приписывают Воробьиной ночи особый смысл. Это время разгула нечистой силы, когда та справляет свой главный летний праздник. Одновременно с этим буря и молнии в эту ночь уничтожают «чаровников» и разгулявшуюся, расплодившуюся за лето по всей земле нечисть.
Что касается количества Воробьиных ночей и сроков их наступления, то народные поверья в этом вопросе весьма противоречивы. В Калужской области бытовало мнение, что Воробьиных (Рябиновых) ночей в году должно быть три и связывали их непосредственно с рябиной: «одна – в конце весны, другая – в середине лета, а третья – в начале осени или первая – когда цветёт рябина, вторая – когда начинают зреть на рябине ягоды, и третья – когда эти ягоды совершенно поспеют» (А.Н. Афанасьев) Сходное поверье существовало и в Полесье: «Тры ночы е таки, перэд Петром, перэд второй Прэчыстаю, перэд Спасом». В некоторых местах количество этих ночей было большим – шесть или семь в году. А где-то верили, что такие страшные ночи случаются раз в шесть-семь лет: «Во время сильной грозы, а в особенности «горобыной» ночи, которая бывает в Спасовку, в семь лет один раз, зажигают перед иконами страстные свечи и молятся Богу» (Харьковская губ., Старобельский уезд, Никольская сл.) «Есть предание, что через каждые шесть лет в Спасовки или около этого времени, бывает жесточайшая буря, но без дождя, продолжающаяся всю ночь до рассвета. Сильный порывистый ветер ломает деревья, нередко вырывает молодые деревца с корнем, срывает крыши, разрушает плетни, заборы и т. п. Люди проводят эту ночь без сна в молитвах перед зажжёнными восковыми свечами, с которыми были у заутрени Светлого Воскресенья и которые для воробьиной ночи тщательно сберегают». (Курская губ., Суджанский уезд)
Нередко народные верования связывают Воробьиные ночи с какими-то конкретными праздниками. Так, на Житомирщине и Киевщине их приурочивали к одной из июньских ночей накануне праздника Ивана Купалы (24.06 по ст. ст.) или Петра (29.06 по ст. ст.). Здесь же с Воробьиной ночью связывали цветение папоротника: «Орабина н’ич, то тодi, в тую буру – блискавицю – папороть цьвiте». В Белорусском Полесье Воробьиные ночи нередко выпадали на Ильин день (20.07 по ст. ст.) или же их ждали с Ильи или Бориса (24.07 по ст. ст.) и до Успения Богородицы (15.08 по ст. ст.), либо через три дня после Успения, а также между Успением и Рождеством Богородицы (08.09 по ст. ст.) «Орабиновы день и ночь бывают после Успения, на третий день. Народ в этот день ничего не делает в ожидании грома, молнии и дождя. Всякий опасается какого-либо несчастья» (Пинский уезд). В Васильковском уезде Киевской губернии «горобина нiч» связывалась с днём св. Пантелеймона (27.07 по ст. ст.). В этот день опасались работать в поле, чтобы гроза не подожгла дома и сено.
С этой мистической страшной ночью связано очень много разнообразных поверий, обусловленных как временем её наступления, так и самим названием. Здесь можно найти и отголоски так называемых Зелёных Святок – Русалий, когда нечистая сила приходит на землю и справляет свой главный летний праздник. И более поздние наслоения христианских верований, утверждающих, что небесные силы громом и молниями загоняют расходившуюся нечисть обратно в потусторонний мир. С Воробьиной ночью связано поверье о воробьях, покидающих свои гнёзда, беспокойно летающих во время грозы или слетающихся в поле по приказу нечистого духа – горобьёвого, который меряет их меркой. Тех птиц, что не влезли в эту мерку, он сгоняет с краёв и отпускает на размножение, а прочих оставляет себе, ссыпает в пекло к чертям или просто убивает. Примечательно, что воробей не только считался проклятой птицей и был связан с потусторонним миром – воробьями могли перекидываться черти, спасаясь от наказания, но и был символом с плодородием. Так, приснившись замужней женщине, он сулил скорую беременность, а девице – скорый брак. В весенних и особенно в святочных хороводах воробей предстает в виде удалого гуляки, молодца, выбирающего себе девушку, молодожёна, любовника, соблазнителя чужой жены. Он участвует в свадебных обрядах, воробьиную кровь и сердце используют при изготовлении любовных зелий или снадобий для плодородия.
Кроме того, Воробьиные или Рябиновые ночи связывают с поспеванием урожая. Под светом частых зарниц лучше поспевают не только ягоды рябины, но злаковые культуры: «С Петрова дня зарница хлеб зорит (т. е. доводит до зрелости)». В Полесье также существует поверье о том, что в Рябиновую ночь «маланка орехи съедает»: «Проти девятой пятницы после Пасхи, проти десятой – эта самая страшная ночь. Самае грознае время Рабиновая ночка – это маланка блискае. Грома нема, а неба гарить. Раскусишь ареха – а там тёмна, маланка папалила» (с. Челхов, Климовск. р-н Брянской области).
Таким образом, в народных верованиях, связанных с Воробьиной (Рябиновой) ночью можно проследить отголоски каких-то древних мистических культов, связанных с плодородием и урожаем.
Изменено 14 сен 2017 пользователем GudridНекоторые разделы не доступны для Гостей нашего форума. Доступ ко всем разделам автоматически открывается после регистрации.
Скрыть объявлениеУВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ГОСТИ ФОРУМА "ЧАРОДОРО"! ПРОСЬБА ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ, ЧТО ВСЕ МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ ДЛЯ ВАС В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИК, ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ, ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.
Скрыть объявление