Мерою и подобием. Великая святыня крест-мощевик с частицей ризы господней

Многие христианские реликвии обладают удивительной чудодейственной силой. Благодать Божия осеняет их. Иконы, мощи святых, лоскуты от их одежд, культовые предметы не раз возвращали утраченное здоровье, душевное спокойствие, помогали преодолеть тяжёлые периоды в жизни, найти себя тем, кто приходил в церкви, монастыри за моральной поддержкой, в поисках выхода из и по многим другим случаям.

Великая святыня

В самом центре России, в близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий - Крест Животворящий. Годеново - небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду. Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.

Таинственное явление

История обретения святыни людьми загадочна и чудесна, как и всё, к чему прикасается рука Божья. Обитательницы монастыря ведут подробную летопись всех событий, в которых фигурирует Крест Животворящий. Годеново - вторая родин» этого великого символа веры. А всё началось в далёком 15-м веке, в 1423-м году. Места эти издревле были топкими. Самое большое болото называлось Сахотским. И люди, и животные старались обходить его стороной. Однако в конце мая 23 года именно тут пастухам явилось чудное виденье. В воздухе из столба света возник крест с распятым на нём Спасителем. И рядом - Николай-Угодник с Евангелием. А глас с неба повелел незамедлительно построить здесь Дом Божий, в котором бы и разместился Животворящий Крест (в Годеново, повторяем, попал он позднее).

Николаевский погост

Жители окрестностей, боясь ослушаться, немедленно принялись за работу. Тем более что за ночь от болота не осталось и следа, земля оказалась сухой и пригодной к строительству. Деревянная церковь возвелась достаточно быстро и была названа Никольской - в честь Николая Чудотворца. Стала обживаться и местность вокруг - близ церкви появился посёлок Никольский погост. Позднее его переименовали в Антушково. А в храме был выставлен Животворящий Крест - в Годеново его переместили уже в 20-м веке. Никольский храм пережил несколько пожаров, пока в 1776 году на его месте не построили большую каменную церковь на 3 престола - главного в честь Креста, а также двух в честь Святого Николая и Покрова Матери Божьей. И уже в первой четверти 19-го века вокруг церкви в Никольском погосте решили выстроить монастырь. Прихожан к тому времени насчитывалось более полутора тысяч человек.

Сказания о Кресте

В 1933 году был перенесён в Годеново Животворящий Крест. Когда открыт был Златоустовский храм, мы уже писали. Теперь повествование коснётся перемещения реликвии. В том что Крест этот непростой, люди могли убедиться не раз. Когда горела Никольская церковь, его находили на пепелище совершенно не тронутым языками пламени. Словно Господь охранял Свой Знак, берёг его для всех нуждающихся. Сама же история чудотворства начинается не только с явления Креста, но и с гласа Всевышнего, который предупредил: «Кто с верой и молитвой придёт к распятию, тот получит исцеление и станет свидетелем многих дел славных и необычных, именем Моим и ради Николая-Святителя творимых».

После этого действительно произошла целая череда знамений - от высохшего болота и образования удобной реки, на берегу которой выстроили первую Никольскую церковь, до чудесного спасения распятия на пожарище. Все эти события фиксировались монахами в специальной книге. Она, увы, сгорела, но сохранилось множество других записей, старинных свитков - свидетельств былого. В частности, когда проводился благодарственный молебен в честь того, что крест уцелел, «слепые прозревали, хромые начинали ходить прямо, больные оздоравливались». Подобное происходило и в Годеново. Животворящий Крест, когда открыт был для поклонения, показал всем свою чудотворную силу.

Поклонение народное

11 июня каждый год отмечается День Поклонения святыне. Со всей России-матушки, из Украины и Белоруссии, и даже дальнего зарубежья устремляются сюда люди.

Заранее направляются паломники в монастырь, чтобы увидеть в Годеново Животворящий Крест. Как доехать к пункту назначения быстрее - зависит от маршрута и вида транспорта. Если вы отправляетесь из Москвы, до Годенова будет около 200 км. Вначале следует прибыть в городок Петровск (это в 180 км от столицы), а дальше - к самому храму - ещё 15 км. Общественным транспортом - железной дорогой, автобусами - выбирайте такой маршрут: Москва-Петровск. Там нужно пересесть на местный уже автобус/маршрутное такси и ехать в сторону посёлка Приозёрный до самого Годенова. Добираетесь личным транспортом - следите за указателями. В Петровске сориентируйтесь на направление к Златоустовскому храму и далее по указателям езжайте в Годеново. Заблудиться тут просто невозможно. Да и любой местный житель вам с удовольствием укажет путь, ведь это - во славу Господа!

Но вернёмся к истории о том, как реликвия была перенесена в село Годеново. Животворящий Крест пришедшие к власти большевики хотели вынести из Никольского храма наружу, дабы уничтожить «рассадник мракобесия и религиозного дурмана». Однако распятие неожиданно стало буквально неподъёмным, хотя раньше не раз выносилось за пределы церкви. Тогда, не поняв Божьего промысла, большевики решили его распилить в помещении, несмотря на то что оскверняли своими действиями священное место. Но как раньше дерево не бралось огнём, так и сейчас против него оказались бессильны и топоры, и пилы. Создавалось впечатление, что сделан крест из самого прочного камня. Тогда церковь просто заперли, оставив реликвию под стражей из нескольких солдат. Но прихожане храма, переживая за святыню, сумели их подкупить. Тогда и был переправлен Животворящий Крест в Годеново. Чудеса воли Господней проявились и в том, что вынести его смогли всего несколько верующих - под покровом ночи, тайно, и спрятали в храме Иоанна Златоуста.

Второе явление

Прошло немало времени, прежде чем в Годеново Животворящий Крест Господень вновь был открыт для поклонения. О полуразрушенном храме и святыне заботились сёстры из Никольского монастыря близ Переславля. Глубоко символично, что в стенах церкви в честь Николая Чудотворца в 15-м веке распятие стало символом веры, а в конце 20-го оно вновь возвратилось к людям в обители Николая Угодника.

С 1997 года, когда отреставрировали и восстановили церковь в Годеново, Животворящий Крест Господень занял в нём своё почётное место. Но даже тогда трудно было представить, что святыня, находящаяся в глухой провинциальной глубинке, приобретёт в новом времени столь громкую известность и получит статус всероссийской. А приезжающие паломники со слезами благодарности и душевным трепетом повествуют о видимых чудесах, произошедших с ними, или о тех, очевидцами которых они стали.

Рассказы из первых уст

Очень интересно и поучительно послушать тех, кто видел в Годеново Животворящий Крест. Отзывы молившихся перед ним наполнены искренним трепетом и восторгом. Так, из года в год приезжает на поклонение седоватый мужчина. Передвигается он, слегка прихрамывая. Оказывается, в своё время он служил в Афганистане, был тяжело ранен. Жизнь врачи ему спасли, но вот движение возвратить не смогли. беспомощность и полная зависимость от других - таков был приговор. Через отчаяние, мысли о самоубийстве, алкоголь прошёл тогда этот ещё молодой парень, прежде чем обратился мыслями к Богу.

Однажды приснился ему который указал дорогу и сказал, что спасение его - годеновский Крест Господень. Несчастный инвалид обратился к родственникам, с трудом убедил их свозить его к святыне. И чудо действительно произошло. Службу парень отсидел в коляске. А после молебна при помощи родных встал на ноги. И начал потихоньку возвращаться в строй. Теперь он каждый год приезжает в места, где обрёл веру в Господа, здоровье и себя.

Мать и дети

Ещё одна трогательная история, произошедшая уже в наши дни. Она наглядно показывает, какие творит Животворящий Крест в Годеново чудеса. К сожалению, женский алкоголизм - явление опасное и, увы, распространённое, излечивается очень трудно. А страдают не только сами жертвы явления, но и окружающие. Мать 4 детей, опустившуюся до того, что младших она отправляла на улицу попрошайничать, лишили родительских прав. Детей расселили по приютам, а женщину социально-медицинские службы отправили на принудительное лечение. Ей здорово повезло, что среди лечащего персонала оказалась паломница в Годеново. Рассказы о чудесах Господних вдохновили несчастную больную. Приложив максимум усилий, молясь Богу, она сумела преодолеть пагубную зависимость. А при первом же удобном случае отправилась на богомолье. Ведь женщина очень хотела вернуть детей, а помочь ей могло только чудо. Во время молитв ей также явился Чудотворец, который пояснил, как поступать, чтобы семья воссоединилась. Вскоре после паломничества, благодаря помощи Божьей - и только ей! - мать и дети обрели друг друга.

Праздники в честь Креста Животворящего

В течение года несколько раз отмечаются события, в которых участвует православная святыня. Во-первых, торжественные молебны служатся на Крестопоклонной неделе, третьей в период Великого поста. Во-вторых, собственно в День явления распятия - 11 июня, а также 14 августа и 27 сентября.

Расписание работы храма

  • Для своих паломников храм открыт ежедневно с 8:00 до 20:00.
  • К открытым стопам Животворящего Креста Господня можно приложиться в такие дни как пятница, суббота и воскресенье.
  • По средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям в 9 часов утра здесь совершается литургия, а вечерняя служба начинается в 17:00.
  • В 8 часов утра в дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам.

Честной и Животворящий Крест Господень, обретенный императрицей Еленой в 325 году, хранился в Иерусалиме в воздвигнутом ею храме как величайшая святыня всего христианского мира.
В 614 г. Крест был захвачен персами и вывезен из Иерусалима в Ктесифон. В 629 году император Ираклий, разгромивший Персию, возвратил его в Иерусалим, где он находился до завоевания этого города арабами. Незадолго до 638 года, когда Иерусалим был захвачен мусульманами, Крест Господень был вывезен в Константинополь, где возник обычай совершать 1-го августа особый крестный ход и освящать воду Святым Древом. Этот обычай стал основанием праздника Происхождение (изнесение) древ Честного и Животворящего Креста. Впоследствии значительная часть Креста была раздроблена и промыслительным образом разошлась по всему христианскому миру. Крестоносцы, захватившие столицу Византии в 1204 г. , вывезли большую часть Святого Древа на Запад.

Частицы Креста Христова были вделаны в большие кресты, стоявшие в храмах,…

Животворящий Крест Господень Годеновский крест

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва - Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоустого.

Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни - Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.

Время явления Животворящего Креста Господня сейчас трудно установить. Однако, как считал известный историк А.А.Титов в книге «Ростовские иерархи. Материалы для истории Русской Церкви», изданной в 1890 году в Москве, время явления 1423 год. Другие авторы, как например, Г.К.Вагнер (1980), считают время явления 1425 год или указывают на ещё более поздние сроки 1490 год. В настоящее время с большой долей уверенности можно предположить, что явления Животворящего Креста Господня произошло…

Россия

Одной из православных стран, где находится наибольшее количество частиц Креста Господня, является Россия. В настоящий момент частицы святыни хранятся в Богоявленском соборе в Елохове (Москва), Троице-Сергиевой лавре (Сергиев Посад), Александро-Свирском монастыре (Ленинградская область), Благовещенском монастыре (Нижний Новгород), Воскресенско-Феодоровском монастыре (Ивановская область), Крестовоздвиженском монастыре (Екатеринбург), Покровском Александро-Невском монастыре (Новосибирская область), Крестовоздвиженском Кылтовском женском монастыре (Республика Коми) и ряде других мест.

Украина

В Украине частицы Креста Господня пребывают в Крестовоздвиженской церкви (Винница), Крестовоздвиженском соборе (Ужгород), в Успенском соборе (Мукачев), а также в Свято-Успенской Почаевской лавре (Тернопольская область).

Грузия

Частица Честного и Животворящего Креста хранится в соборе Светицховели (Мцхета). По преданию, частица Креста Господня, один…

Многие христианские реликвии обладают удивительной чудодейственной силой. Благодать Божия осеняет их. Иконы, мощи святых, лоскуты от их одежд, культовые предметы не раз возвращали утраченное здоровье, душевное спокойствие, помогали преодолеть тяжёлые периоды в жизни, найти себя тем, кто приходил в церкви, монастыри за моральной поддержкой, в поисках выхода из тупиковых ситуаций и по многим другим случаям.

Великая святыня

В самом центре России, в Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий — Крест Животворящий. Годеново – небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым…

Святая Земля. Происхождение Животворящего Креста Господня.

Животворя щий Кре ст, Истинный Крест, Крест Господень, Животворящее Древо_ крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням.
Происхождение Животворящего Древа переносит нас в далекие библейские времена Ветхого Завета. Основа истории о происхождении материала для Животворящего Креста связана с грехопадением Лота. Лот — племянник патриарха Авраама (сын Арана).

Родословие Авраама восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2).
Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Был богат, имел много скота,…

Животворящий Крест Господень

В храме святителя Иоанна Златоуста

Села Годеново

Явление Животворящаго Креста Господня празднуется

Совсем недалеко от Москвы, в Ярославской области, есть удивительное место, где свершилось одно из величайших чудес — явление Животворящего Креста Господня. И опять говорим мы с вами о чудесах. Эта тема на слуху у всех православных, она волнует, радует и беспокоит. От нее не отмахнуться, её не умолчать. Впрочем, как и не разобраться до конца, не поставить в истории о чудесах все точки над «I». Да и кто мы такие, чтобы мудрствовать над тем, над чем мудрствовать нам не по чину. Леность и апломб — величины равнозначные. Причем первая не устыжается второй, в то время как вторая устыжается первой. Но даже такая неравная конфронтация позволяет мирно сосуществовать этим самодостаточным порокам в нашем непритязательном сердце….

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва - Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоустого. Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни - Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.
Добраться общественным транспортом до Годеново крайне трудно. Сначала надо ехать междугородным автобусом от Москвы в сторону Ярославля. Далее, не доезжая до конечной остановки, высаживаться в Петровске и ловить местный автобус, который ходит всего лишь три раза в сутки. Да и то, частенько бывает, рейсы отменяются. Но тот, кто по милости Божией все-таки достиг этого святого места, погружается в беспредельную благодать и благодарит Господа за такую открывшуюся милость.
О явлении Чудотворного Распятия, повествование о котором дается по сохранившемуся изданию…

Животворящий Крест. История креста – история знамения с неба! (село Годеново) Чудеса рядом с нами

История креста – история знамения с неба

1423 год – эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день – 29 мая (11 июня по новому стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Вдруг увидели они на болоте большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И увидели Крест, а на нем Распятого Спасителя. А рядом – стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие…

Господь совершил спасение наше крестного смертию Своею; на Кресте растерзал Он рукописание грехов наших; Крестом примирил нас Богу и Отцу; посредством Креста низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные Крест Христов именуется Честным, ибо он достоин чествования как великой святыне, орудию нашего спасения… Крест Христов чествуется молитвой перед ним, поклонами, лобзанием, окуриванием кадилом, возжжением светильников, использованием крестного знамения в молитвах и священнодействиях, изображениями креста в храмах и домах…

Крест Христов именуется Животворящим, потому что дает жизнь тем, кто через Крещение приобщился к плодам Крестной Жертвы, и потому, что крестною смертью Христос победил смерть телесную, положив начало всеобщему воскресению: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор, 15:20).

«Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!» - так восхваляет славу Креста Церковь Христова.

В полной мере эта слава проявилась во времена…

Животворящий Крест

Животворящий Крест - крест, на котором, по убеждению большинства христиан, был распят Иисус Христос. Он является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.

Евангелия не сообщают особенных подробностей о кресте, на котором Христос был казнен через распятие. Он упоминается как уже готовый предмет при описании его несения Христом на Голгофу.

Апокрифическая же литература, в отличие от канонических текстов, содержит множество деталей легендарной истории Животворящего Креста. Однако история Креста в качестве значимой для христианского мира реликвии, подкрепляемая достоверными свидетельствами, начинается лишь с раскопок, проведенных святой равноапостольной царицей Еленой и описанных многими раннехристианскими историками.

Цикл легенд о Животворящем Кресте возник преимущественно в Палестине и имеет древнее происхождение (ранние списки Евангелия от Никодима датируются V в.). Основной акцент в апокрифических…

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина - Елена - отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого…

Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня Воздвижения Честного Креста Господня — один из двунадесятых (двенадцати крупнейших) православных праздников. Установленное в честь обретения Креста, на котором был распят Господа. Более трехсот лет никто не знал, где находится этот Крест, и его не уничтожены вообще: во II-III веке императоры-язычники активно сводили капища на местах страданий и смерти Спасителя. Так, Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей, на них выстроили капище Венеры, поставили статую Юпитера.

Однако после победы Константина Великого и прекращения репрессий против христиан с 313 года, начались поиски святыни. В Иерусалим поехала мать Константина, царица Елена. Долгое время поиски были безуспешными. Наконец, один старый еврей сообщил, где находятся Голгофа и Гроб Господень (позднее этот человек принял христианство, стал иерусалимским епископом и принял мученическую смерть за правления Юлиана Отступника.

Капище разрушили, начали раскопки. Вскоре…

Слово на Воздвижение Креста Господняархимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления! Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.

Други наши! «…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.

Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими…

Животворящий Крест Господень. Село Годеново. Современная летопись паломничества

И явился пастухам свет неизреченный, изливающийся с неба на землю. А посреди него, в воздухе, Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед Ним — чудотворец великий Николай со святым Евангелием. От страха пали пастухи на землю, словно мертвые, но когда сила Божья укрепила их и они пришли в себя, то голос с Неба воззвал: «Будет на сем месте Благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою придет помолиться, будут многие исцеления и чудеса молитв ради чудотворца Николы».

В диком, полузаброшенном селении Годеново находится этот Крест. Среди широких полей и лугов, зеленой пеленой окутывающих окрестность, высится белокаменный храм Иоанна Златоуста. Пятикупольный, с небольшими серебряными главками на белых перешейках и невысокой башенкой полукруглой часовни, украшенной резным ажурным узором, он с первого взгляда пленяет своим скромным обаянием и красотой. Каждый год, здесь,…

В.Е.Шматов, Л.Н.Варэс

Животворящий Крест Господень — святыня
земли Нижегородской

Немногим известно, что на Нижегородской земле более 300 лет находилась одна из замечательных святынь русской православной церкви – чудотворный Животворящий Крест Господень. По преданию, этот Крест был привезен князем Д.М. Пожарским в 1606 году из Соловецкого монастыря «… в монастырь Петровский ради избавления от морового поветрия и нашествия Гетман, который и до ныне стоит в церкви Преображения Господня и всем с верою приходящим подает неоскудно изцеления»1.

Речь идет о Животворящем Кресте (трехаршинной меры) – одной из главных святынь Спасо-Преображенской церкви села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии, который составлял предмет поклонения окрестного населения и всех приходящих к нему верующих из более отдаленных мест. Больше всех паломников к Животворящему Кресту приходило из Гороховецкого уезда Владимирской губернии, из Костромской губернии, с Унжи, а «… самый…

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Происхождение честных древ

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем три события, священных для всякого православного христианина. Первое – это изнесение честных Древ Животворящего Креста Господня. Обряд изнесения совершался в древней Константинопольской церкви еще до нашествия турок и даже до страшного опустошительного разорения города крестоносцами в начале XIII столетия, когда Константинополь еще был как бы вторым Иерусалимом, вторым Святым городом.

Со всех концов Византийской империи сюда свозились все святыни, находившиеся на территории, подвластной православному императору. Паломники, которые могли в те трудные времена совершать путешествия к святым местам, всегда старались побывать не только в Святой Земле, но и в Константинополе, где находилось собрание всевозможных православных христианских святынь.

Часть Древа Креста Господня носили по улицам Константинополя в жаркие летние месяцы, когда в городе…

Одна из главнейших святынь храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев и всего монастыря – крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, был отлит в 1710 году. Принадлежал князю Василько, а затем князьям Шаховским, а в конце ХVIII века был передан царствующему Дому Романовых.
Он спаен из нескольких литых частей золота. Две основные пластины, лицевая и задняя, выплавленные в виде креста размером в высоту около 14 см и в поперечной перекладине около 9 см, соединены по периметру золотой полосой шириной около 1,5 см. Крест – четырехконечный; основание его имеет форму пятилистника, правый и левый концы – форму трилистника. Сверху к кресту крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, подвижная петля в виде квадрата-мощевика с отверстиями-углублениями в торцах. Крест, очевидно, предназначен для ношения на груди. На лицевой части квадратной петли выгравировано изображение Спаса Нерукотворного, с обратной стороны – гравировка текста с перечислением святых, чьи мощи в нем хранятся.
Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; апостола Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия , епископа Медиоланского; преподобного Сергия Радонежского , преподобного Пафнутия Боровского, святого благоверного Князя Александра Невского и Князя Даниила Московского и др.
Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова матушке Марии, которая, как и Серафима, жила в Оренбурге. Умирая, она просила Марию Александровну молиться за упокой ее души. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик отцу Григорию.

Дочь священника Григория – Ольга Пономарёва, автор книги «Исповедник веры. Протоиерей Григорий Пономарёв (1914–1997), Жизнь. Поучения. Труды», вспоминает: «Батюшка с почтением и глубокой ответственностью принял эту величайшую святыню на хранение, понимая, что время передачи её Православной Церкви еще не пришло. На протяжении всей своей жизни батюшка глубоко и сердечно поминал в заупокойных молитвах монахиню Серафиму. О том, что в доме родителей хранится великая православная святыня, кроме матушки Нины и меня, никто не знал. Батюшка часто в трудных жизненных ситуациях молился перед этим Крестом и всегда получал просимое». После смерти священника Григория Пономарева крест оказался у его дочери Ольги Григорьевны Пономарёвой. Она-то и передала в июне 1999 года, ещё до прославления Царственных Страстотерпцев, крест-мощевик храму Преображения Господня (настоятелю – Николаю Ладюку). В записи сказано: «В Екатеринбурге служили оба моих деда – протоиерей Александр Пономарёв (в монашестве – архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим Крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От Креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий». 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар

В небольшом храме, скрытом в тихом старомосковском переулке, находится величайшая святыня православного мира – точная копия Животворящего Древа Господня с частицами мощей более трехсот угодников Божиих.

«…сотворен сей Великий Крест Божией Милостью Никоном, архиепископом Царствующего града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен серебром и златом в хвалу и поклонение христианом»

Обет Никона

…Известное своим капризным нравом Белое море редко бывает спокойным. И отправиться по нему в плавание на утлом суденышке – значит полностью отдать себя во власть стихии. Но решение уже принято. После возникших недоразумений с преподобным Елеазаром иеромонах Никон (будущий Патриарх Московский и всея Руси) спешно покидает остров Анзер. Позади – четыре года пребывания в Свято-Троицком скиту Соловецкого монастыря, впереди – полная неизвестность.

В устье Онежской губы иеромонаха и «еще одного христианина» застала сильная буря. Лодка стала неуправляемой и каждую секунду могла разбиться о скалистые берега. Но по молитве Никона беды удалось избежать – суденышко выбросило в безопасное место.

Осмотревшись, Никон спросил: «Кий (какой) сей остров?» Но ответа не было – остров был «пуст и жилецким людям непригоден, ибо все камень голый». Тогда он решил: «Пусть же сей остров зовется Кий!» Так с 1639 года и называется этот крохотный клочок земли.

В благодарность Богу за спасение Никон дал обет построить на острове монастырь и спустя четыре года установил на берегу, недалеко от пристани, поклонный крест с изображением Распятого Спасителя. Этот образ будущий Патриарх написал сам в стенах Кожеозерского монастыря (в то время он уже был его игуменом).

Из древа кипарисного

В июле 1652 года, будучи новгородским владыкой, Никон отправляется на Соловки за мощами святителя Филиппа, чтобы перенести их в столицу. На обратном пути он останавливается на Кий-острове и, преклонив главу у поклонного креста, решает во что бы то ни стало осуществить задуманное – заложить здесь монастырь. Пока же приказывает возвести над крестом деревянную часовню.

А в Москве владыку ждет судьбоносная новость: царь Алексей Михайлович желает видеть своего духовного наставника и ближайшего соратника Никона на патриаршем престоле. Примечательно, что царь сообщил ему об этом в дни торжеств, связанных с переносом мощей, у гробницы святителя Филиппа.

Став Патриархом, Никон разворачивает на Руси храмовое строительство. Закладывает Успенский собор на Валдае, превращает в реальность свою давнюю мечту – приступает к возведению Нового Иерусалима под Москвой. А в 1656 году добивается у государя разрешения построить на Кий-острове монастырь «во имя Честнаго и Животворящего Креста и святаго Чудотворца Филиппа Митрополита».

Специально для этой обители и Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре Никон заказывает в Палестине два креста «из древа кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобны мерою Кресту Христову». В один из них Патриарх повелел вложить частицы мощей самых почитаемых святых, живших в I–ХVII веках, а в центре разместить серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста. Многие из этих редких реликвий были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты теремных церквей Московского Кремля. Другие святыни, вложенные в восьмиконечные звезды, доставили из Палестины – из тех мест, где совершились важнейшие библейские события. Выражая свое величайшее почтение к духовному подвигу подвижников веры, Патриарх обложил крест «серебром, и златом и драгоценным камением и бисером украсил».

О духовном смысле

Значение Кийского креста, соединившего в себе святость многих поколений угодников Божьих, переоценить было невозможно. От него исходила особая духовная сила. Вот что писал сам Патриарх об этом уникальном творении: «И аще кто с верою восхощет к тому животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни…»

После освящения крест тронулся в путь – к Белому морю. Патриарх Никон проводил его до Сретенских врат, где пять лет назад царь Алексей Михайлович встречал мощи святителя Филиппа.

На всех остановках по пути следования святыни были изготовлены деревянные копии Кийского креста и освящены «на благословение». Один такой крест сохранился до наших дней. Он находится в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в городе Онеге.

Град святых посреди воды

Для сбора средств на строительство Онежского Крестного монастыря Патриарх обратился к народу. Была собрана огромная по тем временам сумма – около шести тысяч рублей.

Первое время строительством руководили доверенные лица Никона – старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Поскочин. Но в 1660 году Патриарх, оставив все дела, приезжает на остров и берет бразды правления в свои руки, лично вникая во все тонкости строительства. К тому времени уже появились первые монастырские храмы. Но как жить посреди моря без пресной воды? Ее на гранитном острове просто не было. Тогда Святейший встает на молитву и просит Господа указать ему место, где копать колодец. Вскоре вода была найдена – она забила прямо из скалы.

2 сентября 1660 года Патриарх освящает главный – Крестовоздвиженский собор. Место храмовой иконы занял в нем величественный Кийский крест.

Первые паломники, побывавшие в Крестном монастыре на Кий-острове, рассказывали, что видели «Град святых посреди воды». Ведь только здесь можно было поклониться сразу тремстам угодникам Божьим.

Из музея – в храм

Уникальная святыня пребывала в святой обители около трехсот лет. Лишь в 1854 году во время Русско-турецкой войны монахам пришлось вывезти крест в безопасное место: воевавшие на стороне турок англичане высадились тогда на Кий-острове и повели себя как настоящие захватчики, разоряя храмы и оскверняя иконы. Крест удалось спасти, но в результате спешных перемещений были утрачены некоторые мощи.

Одна из главнейших святынь храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев и всего монастыря – крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, был отлит в 1710 году. Принадлежал князю Василько, а затем князьям Шаховским, а в конце ХVIII века был передан царствующему Дому Романовых.

Он спаен из нескольких литых частей золота. Две основные пластины, лицевая и задняя, выплавленные в виде креста размером в высоту около 14 см и в поперечной перекладине около 9 см, соединены по периметру золотой полосой шириной около 1,5 см. Крест – четырехконечный; основание его имеет форму пятилистника, правый и левый концы – форму трилистника. Сверху к кресту крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, подвижная петля в виде квадрата-мощевика с отверстиями-углублениями в торцах. Крест, очевидно, предназначен для ношения на груди. На лицевой части квадратной петли выгравировано изображение Спаса Нерукотворного, с обратной стороны – гравировка текста с перечислением святых, чьи мощи в нем хранятся.

Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; преп. Сергия Радонежского, преп. Пафнутия Боровского, св. благов. Кн. Александра Невского, св. благов. Кн. Даниила Московского и др.

Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова** матушке Марии, которая, как и м. Серафима, жила в Оренбурге. Умирая, она просила Марию Александровну молиться за упокой ее души. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик о. Григорию.

Дочь священника Григория – Ольга Пономарёва, автор книги «Исповедник веры. Протоиерей Григорий Пономарёв (1914–1997), Жизнь. Поучения. Труды», вспоминает: «Батюшка с почтением и глубокой ответственностью принял эту величайшую святыню на хранение, понимая, что время передачи её Православной Церкви еще не пришло. На протяжении всей своей жизни батюшка глубоко и сердечно поминал в заупокойных молитвах монахиню Серафиму. О том, что в доме родителей хранится великая православная святыня, кроме матушки Нины и меня, никто не знал. Батюшка часто в трудных жизненных ситуациях молился перед этим Крестом и всегда получал просимое» . После смерти священника Григория Пономарева крест оказался у его дочери Ольги Григорьевны Пономарёвой. Она-то и передала в июне 1999 года, ещё до прославления Царственных Страстотерпцев, крест-мощевик храму Преображения Господня (настоятелю – прот. Николаю Ладюку) на Уктусе (г. Екатеринбург). В дарственной записи сказано: «В Екатеринбурге служили оба моих деда – протоиерей Александр Пономарёв (в монашестве – архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим Крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От Креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий» . 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар монастырю, куда был торжественно перенесён специальным крестным ходом.


** Протоиерей Константин Плясунов . В 1932 году отца Плясунова приговорили к 15-летней ссылке по статье «Контрреволюционная деятельность». Его жена Мария Александровна добровольно последовала за ним в изгнание. После освобождения отец Константин снова стал приходским священником. Служил в разных городах. Последние годы – в Оренбургской области. С 1949 по 1958 год был настоятелем Никольского собора в Оренбурге. Его очень любили прихожане за искренность и доброту. Работал над книгой - толкование на Четвероевангелие. Но не закончил её - помешала внезапная болезнь. В 1956 году Плясунов попал в автомобильную аварию (ездил он с водителем). Стала болеть голова. Через 2 года скончался в институте им. Бурденко в Москве. Тело его самолётом перевезли в Оренбург. В последний путь настоятеля провожали несколько тысяч человек.

Незаурядной личностью была и супруга настоятеля Мария Александровна , дожившая до 97 лет. Она была дочерью священника, который тоже подвергся репрессиям. Вела переписку с писателями и поэтами. Уже после смерти мужа в Никольском соборе она познакомилась с монахиней Серафимой. Та передала ей на хранение уникальный крест-мощевик, великую православную святыню, которая некогда принадлежала дому Романовых.

Loading...Loading...