Письмо новомученика. Митрополит Кирилл (Смирнов)

1 апреля - 8 апреля Предшественник: Платон (Рождественский) Преемник: экзархат упразднён 6 августа 1904 - 30 декабря 1909 Предшественник: Константин (Булычев) Преемник: Вениамин (Казанский) Имя при рождении: Константин Илларионович Смирнов Рождение: 26 апреля (8 мая) (1863-05-08 )
Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния Смерть: 20 ноября (1937-11-20 ) (74 года)
близ Чимкента Принятие монашества: 10 мая Епископская хиротония: 6 августа

Митрополит Кири́лл (в миру Константи́н Илларио́нович Смирно́в ; 26 апреля (8 мая) , Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния - 20 ноября , близ Чимкента) - епископ Православной Российской Церкви ; с 1918 года митрополит Казанский и Свияжский . Один из лидеров умеренного крыла иосифлянского движения .

Образование

Был одним из ближайших сотрудников петербургского митрополита Антония (Вадковского) , с которым был знаком ещё со времени учёбы в академии, в которой тогда будущий владыка Антоний занимал пост инспектора (владыка Антоний также рукоположил его в священники). Отличался принципиальным характером: совершая в 1909 года Крещенское богослужение в присутствии царской семьи, владыка отказался выполнить требование полиции и освящать кипяченую воду. Как принято, была освящена речная вода.

Тамбовский архиерей

Архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл

Казанский митрополит. Вопрос преемства высшей церковной власти

В 1929 году владыка Кирилл выступил против деятельности митрополита Сергия по перемещению с кафедр архиереев и запрещению в служении несогласных с его политикой достижения договорённостей с большевистским государством (которые значительная часть верующих считала предательскими). Выступил против создания при митрополите Сергии Временного Патриаршего Синода, считая, что это стало превышением его полномочий. В результате в 1930 году был уволен от управления Казанской епархией и предан суду епископов. Право священнодействия с разрешения епархиальных архиереев за ним оставлялось, но лишь при условии поминовения местного православного архиерея.

Эволюцию взглядов митр. Кирилла на «сергианство» можно проследить в его письмах и посланиях: Если в 1929 году он пишет, что «с моей стороны ничуть не утверждается и не заподозривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств…, но только подчёркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. …в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду», к 1934 году митрополит Кирилл уже пересматривает своё отношение к «сергианской» церкви и пишет о том, что «Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположёнными во священнослужении, не запрещёнными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни».

В православных кругах циркулировали различные опровергнутые впоследствии слухи по поводу последнего периода жизни митрополита Кирилла. Так, утверждалось, что он скончался своей смертью в 1941 году от укуса змеи и незадолго до кончины примирился с митрополитом Сергием.

Канонизация

Прославлен в лике святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе для общецерковного почитания. Это решение собора было положительно расценено некоторыми епископами Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которая канонизировала владыку Кирилла ещё в 1981 году . Они в этом увидили, что современная Русская православная церковь дистанцируется от деятельности митрополита Сергия (Страгородского), признав святым человека, который был одной из «знаковых» фигур в оппозиции ему. Канонизация фактически дезавуировала и те прещения, которым владыка Кирилл подвергся в 1930 году со стороны Синода митр. Сергия (Страгородского).

Кирилл (Смирнов) На сайте Русское Православие

Дата рождения: 7 марта 1951 г. Страна: Россия Биография:

В 1968 г. окончил физико-математическую школу № 42. Закончил художественно-графический факультет педагогического института.

В августе 1978 г. поступил в , которую закончил экстерном за два года, и через год поступил в Московскую духовную академию, которую закончил также экстерном за полтора года.

В 1980 г. назначен священником в штат Крестовоздвиженского храма с. Алтуфьева г. Москвы.

1 января 1991 г. назначен настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы, где и служит до настоящего времени. Параллельно, по мере роста количества новых прихожан, стал настоятелем восьми храмов, два из которых находятся в Московской области.

Решением Священного Синода от 17 июля 2001 г. назначен исполняющим обязанности председателя . С 7 мая 2003 г. — председатель Отдела.

— член Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. () включен в состав ( — Патриаршая комиссия).

1 августа 2012 г. указом Президента РФ в состав Совета по делам казачества при Президенте России.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () освобожден от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и назначен первым заместителем председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства и руководителем ее аппарата.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. () назначен председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Участвует в качестве ведущего в работе общественного православного . Проректор , декан факультета православной культуры Академии РВСН им. Петра Великого, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата.

Образование:

Московская духовная семинария.

Митрополит Кирилл (Смирнов; 1863– 1937) – великий исповедник Православия даже «до крове», несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Церкви, столп веры и страж правды Христовой. Его очень любил и уважал святой праведный Иоанн Кронштадтский. По просьбе великого пастыря владыка Кирилл его отпевал.

На всем своем многотрудном пути служения Богу священномученик Кирилл проявлял глубочайшую веру и крепкое стояние за церковные уставы. В 1909 году государственными властями было предписано освящать великую агиасму на Крещение на кипяченой воде, однако владыка Кирилл, единственный в Петербурге, совершил великое освящение на Неве, да еще в присутствии Царской Семьи. Он не верил, что сила материального огня выше силы Божией благодати.

Усердием владыки Кирилла было подготовлено и в 1914 году совершено прославление святителя Питирима Тамбовского – нового заступника в трудные для России времена.

Духовно противостоя революционному всесокрушающему беснованию, священномученик Кирилл обратился к пастве с воззванием: «…Особенно тяжким несчастием для Родины было бы, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это все-таки наше, отечественное прошлое. При жизни родителей, ведущих неладную жизнь, взрослые дети не могут иногда удержаться от укоризны в их сторону, и за это их нельзя осудить; но если бы эти дети не перестали бранить таких родителей и после их смерти, то найдите сами название такому поступку детей!.. Так точно и мы, если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей новой истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам в искушение».

Митрополит Кирилл (Смирнов) был одним из самых деятельных участников Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов и непримиримым борцом с обновленчеством.

В 1919 году священномученик Кирилл был впервые арестован и начал свое восхождение на Голгофу. По завещательному распоряжению святителя Тихона, Патриарха Московского, он был назван первым кандитатом на должность патриаршего местоблюстителя. Когда в 1926 году проходили «тайные выборы патриарха», то 72 архиерея высказались за кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова), который тогда находился в заключении. Этими выборами ГПУ решило воспользоваться в своих целях, поэтому к владыке Кириллу в вятскую тюрьму прибыл Е. А. Тучков, начальник VI секретного отдела ГПУ. Он заявил, что не сомневается, что разговаривает с будущим патриархом, и предложил сотрудничество и помощь в «легализации» Церкви, но с условием: «Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, вы должны будете нам помочь… Вы должны сделать вид, что делаете это сами и найти соответствующее обвинение». – «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», – с достоинством ответил митрополит Кирилл. После этого он был отправлен в ссылку в Туруханск. С подобными предложениями Тучков обращался к другим, в том числе и к митрополиту Сергию (Страгородскому), который вскоре был освобожден из тюрьмы и более не подвергался арестам.

Все, кто встречались с митрополитом Кириллом (Смирновым), навсегда сохраняли память об этом удивительном иерархе. Князь С. Е. Трубецкой, который сидел с владыкой Кириллом в Таганской тюрьме, писал о нем: «С достойной простотой нес он свой крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих». А вот что вспоминает Сергей Фудель: «Образ митрополита Кирилла Казанского, конечно, неизгладим из памяти. Высокий, очень красивый, еще сильный, несмотря на большие годы, он нес свое величие и светлость по тюрьмам и этапам России. Помню его входящего, точно в богатую приемную залу архиерейского дома, в нашу маленькую и невероятно клопиную камеру вятской тюрьмы… В той камере нас застало Рождество 1922 года и была отслужена всенощная, и митрополит громогласно воспевал праздничный канон на пару с одним эсером… Мы стояли перед голой стеной. И облачений, конечно, уже не было, ведь мы были на этапе. Но ирмосы канона звучали убедительно, как всегда. Этапный период – самое тяжелое время для заключенного, но в присутствии старого митрополита унывать было совершенно невозможно».

Митрополит Кирилл провел семнадцать лет в лагерях и ссылках вплоть до расстрела в 1937 году в Лисьем овраге под Чимкентом. Но и в этих страшных подневольных условиях он, подобно святителю Афанасию Великому и священномученику Ермогену, не переставал ратовать о чистоте Православия и церковного устроения. Его считали совестью Церкви. Он, как и многие доблестные священномученики, мужественно указывал митрополиту Сергию на превышение им своих полномочий, не побоявшись последующих прещений. На нем в полной мере исполнилось евангельское проречение: когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк. 13, 11).

До решений ожидаемого всеми, но так и не созванного Собора он призывал сохранять мир и терпение: «…всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывет вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды».

В 2000 году ревнитель о церковной правде – митрополит Кирилл (Смирнов) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Сретенский календарь: Заветы новомучеников и исповедников Российских


18 / 11 / 2005

Мы продолжаем знакомить читателей с письмами новомучеников и исповедников Российских – удивительными документами, написанными в наше время современным языком, но теми людьми, кто уже предстоит в лике святых Богу. Удивительно видеть их письма, удивительно иметь возможность соприкоснуться с ними посредством сети интернет. Благодарим архив ПСТГУ за предоставленные материалы.

Х[ристос] В[оскресе]! Родной мой Авво!

Спаси Вас Христос за письмо 17. IV . Получил и 5 и 6 л[источек] первого псалма. Благодаря Ксюше познакомился с строгим суждением о нас Ларчика (Архиепископ Иларион Троицкий) и уразумел ранее писанное Вами. Имел возможность узнать, Ив[ан] Вас[ильевич] не столь двоедушен, как то было изображено. Но относительно Запрещений он склонен признавать, по-видимому, их полную значимость. Поэтому высказывает пожелание, чтобы мы обнаружили заботливость о снятии запрещения, которое будто бы в чем-то может послужить для нас препятствием. По-моему в этих размышлениях повинно всё то же непонимание завещания. С. В. К. не говорит о помехе, он желал бы смягчения остроты отношений, например, чрез совместное литургисанье. Разночтение только.

О соседе не слышу давно уже. Куда он направился, не знаю. М. даже расскажу, если Бог даст, увижу, как мудрена становится жизнь и с разными явлениями проходимства приходится встречаться. Заботница земно кланяется и просит молитв и благословения. Да хранит Вас Господь. Любящий Вас М. К.

Справка: Житие святого священномученика Кирилла (Смирнова) Митрополита Казанского и Свияжского

(1863-1937)
Митрополит Кирилл (в миру – Константин Илларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье благочестивых родителей, сумевших воспитать в сыне трепетную любовь к Церкви.
После завершения семинарского курса Константин Смирнов поступил в Петербургскую Духовную Академию, в которой, как и многие студенты тех лет, оказался под сильным влиянием незаурядной личности инспектора Академии архимандрита Антония (Вадковского), который очень скоро отметил прямодушного молодого студента, горящего жаждой будущего самоотверженного пастырского служения, юношу с глубоко православным сознанием и с ясными представлениями о высоте и достоинстве духовного служения русского пастыря.
Духовную Академию Константин Смирнов успешно окончил в 1887 году, защитив кандидатское сочинение, лестный отзыв о котором профессор Барсов завершил такими словами: «По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его … в качестве диссертации магистерской».

В 1887 году Константин Смирнов был рукоположен во священника епископом Выборгским Антонием (Вадковским). В течение следующих семи лет О.Константин был священником на Кавказе, затем – настоятелем гимназической церкви в Петербурге, а в 1900 году – священником Кронштадтской кладбищенской церкви. Но здесь, в этом городе детства, О.Константина поджидала трагедия. Мучительной смертью умирает маленькая дочь, а вскоре и супруга. Более ничего не связывало О.Константина с миром, и в мае 1902 года он принимает монашеский постриг с именем Кирилл, в честь святителя Кирилла Учителя Словенского. Постриг в монашество был совершен епископом Ямбургским Сергием (Страгородским). В том же 1902 году иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Урмийской духовной миссии в Персию. Архимандрита Кирилла рекомендовал сам митрополит Петербургский Антоний, характеризуя О.Кирилла, как одного из лучших представителей клира Петербургской епархии. «В его лице, – сказал владыка Антоний, – Урмийская Миссия приобретет начальника с твердым религиозно-нравственным настроением, просвещенного, учительного и способного управлять делами Миссии».
В Урмии, где Миссия окормляла сиро-халдеев из числа несториан, перешедших в православие, архимандриту Кириллу пришлось столкнуться со многими трудностями. Православной миссии к моменту его назначения исполнилось всего четыре года, существовали проблемы с местными мусульманскими властями, с инославными миссиями, не хватало и финансовых средств. Миссионерское служение проходило в обстановке тотальной слежки. Почта вскрывалась, за миссионерами следили. Были случаи, когда мусульмане нападали на духовенство миссии. Однако, архимандрит Кирилл энергично взялся за разрешение этих проблем. Всего за два года он сумел наладить переводческое и печатное дело, организовать миссионерскую школу, отстоять урмийские православные храмы от посягательств раскольников, добиться повышения статуса Миссии, которая стала подчиняться непосредственно митрополиту Антонию. Многие из персидских чиновников уже опасались открыто противодействовать русским миссионерам.

О делах Урмийской миссии был информирован сам Император Николай II, у которого 12 февраля 1904 года архимандрит Кирилл получил личную аудиенцию. Силами архимандрита Кирилла было создано «Кирилло-Сергиевское Урмийское Братство», которому попечительствовали императрица Мария Феодоровна, митрополит Антоний, товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер.
Выдающиеся качества архимандрита Кирилла не позволили ему долго трудиться на персидской окраине. В мае 1904 года решением Синода архимандрит Кирилл был определен на епископскую викарную Гдовскую кафедру, и 6 августа в Александро-Невской лавре был хиротонисан митрополитом Антонием.

Деятельность епископа Кирилла отличалась необычайной активностью: помимо разнообразных общественных и церковных служении, владыка активно участвовал в работе Урмийского братства, в Александро-Невской лавре ввел всенародное пение и внебогослужебные катехизаторские беседы, был высоко чтим единоверцами за полноуставное служение и часто совершал богослужения в единоверческих храмах. Да что – единоверцы, даже левая печать представившая поначалу назначение архимандрита Кирилла на Гдовскую кафедру как «высокую протекцию» Петербургского митрополита, вынуждена была умолкнуть перед очевидной справедливостью подобного выбора.
Ревностное служение епископа Кирилла было широко известно. Совершая в 1909 году Крещенское богослужение в присутствии Царской Семьи, владыка отказался выполнить требование министра двора, ввиду имевшейся эпидемии, совершить освящение великой агиасмы на кипяченой воде. Великое водосвятие владыкой Кириллом было, как и принято, осуществлено у проруби р.Невы. Епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим праведником XX века О.Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу.

В декабре 1909 года Синод назначил епископа Кирилла на самостоятельную Тамбовскую кафедру. Уже первой своей речью-импровизацией епископ Кирилл изумил тамбовское духовенство. Владыка предлагал быть готовыми совместно обсуждать возникающие вопросы, взаимно помогать друг другу, а в случае возникновения разногласий проявлять терпимость, покрывая все недоразумения взаимной любовью Подобные слова из уст правящего архиерея (да еще прибывшего из столичнол Петербурга) по тем временам были чрезвычайной редкостью. Вообще, как отмечалось тогда тамбовскими газетами, «новый Владыка произвел чарующее впечатление своею бодростью, добротой,.. и отеческим обращением со всеми». «Тамбовская епархия может радоваться, Бог послал ей одного из выдающихся иерархов» .

Все было ново для тамбовской паствы: и проникновенные проповеди епископа Кирилла, и полноуставные службы (всенощное бдение длилось пять и более часов), и неустанная энергия епископа, постоянно совершавшего архипастырские поездки по городам и весям епархии (в год владыка успевал объезжать до 120 храмов – и это при тех-то российских дорогах). Владыка ввел архипастырские с народом беседы и общенародное пение, а также ежегодное совершение заупокойных литургий в дни памяти тогда еще не канонизированных протоиерея Иоанна Кронштадтского, епископа Феофана Затворника, святителя Питирима Тамбовского, старца Оптинского Амвросия. После литургии все городское духовенство съезжалось на торжественную панихиду, а в Духовной Семинарии и прочих образовательных учреждениях устраивались чтения в память подвижников благочестия.

Владыка основал Церковно-Археологический комитет, учредил Тамбовское просветительско-миссионерское Питиримовское братство, организовал строительство нового семинарского храма, открыл несколько благотворительных обществ. Любовь к владыке Кириллу была всеобщей. Это было таким редким явлением, когда архипастырь был одинаково любим и почитаем духовенством, паствой, светскими властями и даже прессой.

Тяжелым испытанием для Церкви стало изменение общественно- политического строя государства Российского в феврале 1917 года. Владыка Кирилл со своей кафедры обратился к пастве со словом предостережения от бездумного ликования по поводу полученных свобод: «тяжким несчастием для Родины будет, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это было все-таки наше, отечественное прошлое… Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам во искушение».

Архиепископ Кирилл являлся одним из наиболее деятельных участников Поместного Собора 1917 года, состоял председателем Соборного Отдела о преподавании Закона Божия, вместе с епископом Пермским Андроником выступил инициатором издания материалов о Соборе и был среди первые жертвователей на это дело. В октябре 1917 года состоялась встреча соборной делегации, возглавляемой архиепископом Кириллом, с А.Ф.Керенским для обсуждения возможности восстановления преподавания Закона Божия в школах. Впечатления от этой встречи делегированные Собором депутаты вынесли самые негативные, о чем архиепископ Кирилл подробно рассказал Собору.

1 апреля 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. Но после неудавшейся из-за военных действий попытки добраться до Тифлиса митрополит Кирилл вернулся в столицу и продолжал служить в Москве, будучи избран членом Священного Синода, затем он был арестован Московской ЧК и два месяца протомился в тюрьме. А в апреле 1920 года владыка был назначен на вдовствующую Казанскую кафедру.
В Казани владыка Кирилл пребывал с июня по август 1920 года, пока не был арестован за выезд из Москвы без предупреждения ЧК, чем вызвал растерянность на Лубянке: «Наши агенты сбились с ног, выслеживая его в Москве, а он уже в Казани» , – рапортовали в Секретном отделе ВЧК. Владыка был заключен в Таганскую тюрьму, где уже томилось несколько иерархов: митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Филарет (Никольский), епископы Феодор (Поздеевский), Анатолий (Грисюк), Петр (Зверев), Гурий (Степанов). Все они признали безусловный авторитет Казанского митрополита. Тот, чей жизненный путь хотя бы единожды пересекся с исповеднической стезей владыки Кирилла, уже не мог забыть образ этого удивительного иерарха. Князь Сергей Трубецкой, старший сын русского философа Евгения Трубецкого, вспоминая о днях, проведенных в Бутырской тюрьме, писал о владыке Кирилле: «С достойной простотой нес он своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих… ».

В январе 1922 года последовало освобождение и владыка Кирилл вновь прибыл в Казань. Казанцы с ликованием встречали своего архипастыря почувствовав в нем того иерарха, который в состоянии сплотить церковный народ перед лицом надвигающегося безбожия. За свое недолгое пребывание В Казани владыка смог уладить церковные дела, совершить епископские хиротонии, сплотить паству вокруг Церкви. Владыка весьма высоко ставил достоинство и ответственность православного иерарха. Ему не простят его ответ на предложение председателя комиссии по изъятию церковных ценностей Денисова «помочь» своим авторитетом Советской власти: «За время революции очень много лили грязи на духовенство, – сказал владыка, – а теперь зовете нас к себе на службу. Этого не будет, я лично не хочу исполнять роль полицейского, прокладывающего путь работе комиссии по изъятию ценностей, и за последствия история нас может жестоко осудить. Для нас более славно не участвовать в этом деле, и менее славно – участвовать». Через три месяца, в августе 1922 года владыка Кирилл вновь будет арестован.

А затем была Московская тюрьма, ссылка в Усть-Сысольск, затем краткое освобождение и просьба владыки, обращенная к Святейшему Патриарху, не вводить Красницкого в состав Синода, не обманываться обещанием властей освободить заключенных иерархов: «Ваше Святейшество. – сказал митрополит Кирилл, -о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь толъко и годны на тюрьмы… ».
И вновь ссылка в Зырянский край. В 1925 году Святейший Патриарх Тихон мирно скончался и было обнародовано его завещание, в котором митрополит Кирилл называется первым в числе иерархов, достойных принять на себя бремя ответственности по управлению Церковью в период до избрания нового Патриарха. Этим свт.Тихон косвенно указывал на владыку Кирилла как на наиболее достойного кандидата в Патриархи. Но ввиду нахождени митрополита Кирилла в ссылке, Патриаршим Местоблюстителем был избра митрополит Петр Крутицкий, который вскоре тоже был арестован и изолирован властями. Во главе Церкви встал заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский).

Осенью 1926 года группа епископов, близких к митрополиту Сергию предприняла подготовку к т.н. «тайным выборам патриарха», в результате чего около 70 иерархов так или иначе высказалось за избрание Патриархом митрополита Кирилла. Однако, участники выборов были арестованы, а перед митрополитом Кириллом Тучковым была поставлена альтернатива: либо новая ссылка, либо – свобода и даже помощь в избрании на патриаршество, но с обязательством согласовывать свою церковную политику с ГПУ, в ответ владыка Кирилл произнес знаменитую фразу: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». После этих слов владыка был отправлен в новую ссылку теперь уже Туруханский край

В 1929 году владыка Кирилл выступил против деятельности митрополита Сергия по перемещению с кафедр архиереев и запрещению в служении несогласных. Неприемлемо для владыки Кирилла было и учреждение Временного Патриаршего Синода.Он считал его новой формой правления, и это решение превышало полномочия даже Местоблюстителя, а не только его Заместителя. В результате в феврале 1930 года митрополит Сергий вместе с Синодом уволил митрополита Кирилла за штат. Несмотря на это владыка Кирилл не отказался от своей позиции, хотя не принял предложения части «непоминающих» вступить, в обход митрополита Сергия, а значит – и Петра Крутицкого, в права Патриаршего Местоблюстителя.

Мы не должны смущаться всеми этими обстоятельствами. Митрополиту Кириллу так поступать велела его архипастырская совесть. Митрополита Сергия вынуждала к подобным действиям политическая и историческа действительность. Святой апостол Павел в свое время писал: “Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные”(1 Кор.11,19).
Митрополит Кирилл был расстрелян 20 ноября 1937 года в возрасте 74 лет в Чимкенте вместе с другим старцем-митрополитом Иосифом (Петровых). 37 лет выпало прожить владыке Кириллу в XIX веке и 37 лет – в ХХ-м. На годы Советской власти выпало 20 лет жизни, но из них всего 4,5 года – на свободе. Мученический венец владыка Кирилл сподобился принять в преддверии 50- летия своего служения в духовном звании.

Выдающийся иерарх Русской Церкви, столп веры православной в 20 веке, мученик, ни разу не уронивший высокого иерархического достоинства, внушавший уважение даже своим врагам – гонителям веры Христовой почитается как в нашем Отечестве так и зарубежом.
День памяти митрополита Кирилла совершается

7/20 ноября (день мученической кончины), 4/17 октября (Собор Казанских святых) и 25 января /7 февраля (Собор новомучеников Российских).

Составитель жития А. В. Журавский, по материалам сайта “Православие в Татарстане”.

Родился 26 апреля 1863 года в семье псаломщика С.-Петербургской епархии. В 1887 году со степенью кандидата богословия закончил Петербургскую Духовную академию. 21 ноября 1887 г. рукоположен во иерея к Воскресенской церкви общества трезвости в С.-Петербурге. Одновременно законоучителем в Елизаветопольской, а затем во 2-й Петербургской гимназиях.

В 1900 году он стал настоятелем Кронштадской Троицкой церкви. Монашеский постриг Константин Смирнов принял, овдовев, 10 мая 1902 году. В 1902-1904 начальник Урмийской духовной миссии в сане архимандрита. 6 августа 1904 г. хиротонисан во епископ Гдовского, тертьего викария Санкт-Петербургской епархии. В 1905 году он уже второй викарий Петербургской епархии. 30 декабря 1909 года епископом Тамбовский и Шацкий Прибыл в Тамбов 24 января 1910 года.

Знакомство архипастыря с епархией началось с обследования городских и сельских церквей, церковноприходских школ и общения с паствой. В первый же год служения он совершил десять длительных поездок по епархии, осмотрел мужские и женские монастыри, 124 храма в епархиальной глубинке и 53 школы.

В 1914 г. епископ Кирилл организовал в Тамбове праздник Славянской письменности с богослужением и участием детских хоров. Торжественный акт состоялся в Нарышкинской читальне. При епископе Кирилле расширилась сеть образцовых школ и новых учебных зданий; так же закончилась перестройка здания семинарии; ее торжественное освящение состоялось 10 сентября 1911 года.

Церковно-школьному делу архипастырь отдавал много сил и времени. При нем состоялась реорганизация миссионерской службы, она начиналась с пересмотра и улучшения методик миссионерской школы и расширения здания, в котором она располагалась.

По предложению епископа Кирилла общее собрание Тамбовского Крестовоздвиженского Братства решило строить новый корпус для школы-приюта. Уже 30 сентября 1912 года было торжественно освящен епископом Кириллом престол домовой церкви во имя Богоматери Нечаянная Радость в новом корпусе приюта.

Обширная и многосторонняя деятельность епископа Кирилла не могла остаться незамеченной: 6 мая 1913 года Преосвященный Кирилл был возведен в сан архиепископа.

По рекомендации Кирилла Синод рассмотрел предложение о прославлении Святителя Питирима. При этом была создана особая комиссия, занимавшаяся исследованием случаев чудотворений по предстательству свт. Питирима. Протоколы комиссии стали основой для выпуска серии книг о Тамбовском Святителе. Синод утвердил «Чин церковных торжеств по случаю прославления Св. Питирима, Тамбовского чудотворца, 25-29 июля 1914 года».

Грандиозные по размаху и срокам работы преобразили Спасо-Преображенский собор. Новые росписи верхнего храма и придела во имя Св. Питирима были изумительными, в притворе стены были расписаны сюжетами из жизни Святителя.

Вместо деревянной часовни над местом Питиримовского источника появилась великолепная часовня из металлического кружева с зеркальными стеклами.

11 января 1912 года в архиерейских покоях собрались учредители Тамбовского Церковно-археологического комитета. Преосвященный Кирилл ознакомил приглашенных с указом Синода о представлении в Комиссию Синодального архива печатных трудов и отчетов епархиальных археологических учреждений. К сентябрю 1912 года был утвержден Устав Тамбовского Церковно-археологического комитета. Епископ Кирилл считал его главной задачей сбор сведений о седой старине, сбережение рукописей и старых книг и издание новых работ. Была подготовлена обширная программа описания тамбовских храмов.

Был собран богатый материал исторических документов. Многие из них нуждались в обработке и уточнении, но несомненно, материал имел огромную историческую ценность. Малая часть была опубликована в Епархиальных Ведомостях, некоторые летописи о храмах сохранились в фонде консистории Государственного архива Тамбовской области, но большая часть бесследно исчезла.

В 1914 году с благословения архиепископа Кирилла была составлена фотолетопись Тамбовской Духовной семинарии, изданная русско-французским агентством фирмы «Случанский и сын» (Париж). В ней запечатлены лица воспитанников и воспитателей семинарии, управляющего епархией и его викарного епископа, учебные корпуса, школа, больница, домовая церковь.

При архиепископе Кирилле была составлена точная опись Спасо-Преображенского собора с перечнем росписей и храмовых икон.

Решения Временного правительства принесли Преосвященному Кириллу много разочарований. Законом от 20 июня 1917 года церковно-приходские школы были переданы в ведомство народного просвещения и отменялось преподавание Закона Божия. Тамбовский архиепископ увидел в этом необдуманном решении огромный вред для Православной Церкви. Делегация Поместного собора во главе с Преосвященным Кириллом настойчиво убеждала Керенского отменить этот закон.

Титул митрополита Преосвященный Кирилл получил в марте 1918 года, когда он уже не добавлял славы и почета за труды, а обещал лишь мученичество и лишения. Близкий ему по духу и взглядам Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), уроженец Тамбовской епархии, открыл трагический список страдальцев за веру. Весть о мучительной кончине виднейшего российского иерарха потрясла мир своей жестокостью. Для расследования преступления была создана церковная комиссия, которую возглавил Кирилл Тамбовский. Но добраться до Киева было уже невозможно - страну перерезала линия фронта.

Через два месяца после насильственной кончины Киевского Владимира митрополит Кирилл получил в управление Тифлисскую и Бакинскую кафедру, став Экзархом Кавказским. Однако политическая и военная карты страны менялись с невероятной быстротой и митрополит не смог выехать к месту назначения. В середине 1918 года он стал митрополитом Казанским и Свияжским.

Первый арест митрополита Кирилла отмечен уже в 1919 году. Вторично он был арестован в апреле 1922 года и этапирован сначала во Владимирскую тюрьму, затем в Красноярский край. Одной из причин преследований митрополита Кирилла было определение его кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя. К концу 1924 года почти половина российского епископата пребывала в тюрьмах и ссылках. География вынужденного путешествия митрополита Кирилла обширна - Красноярский край, Зырянский край, Енисейск, Усть-Сысольск, Усть- Кулом.

Осенью 1926 года российскими архиереями обсуждалась возможность тайного избрания Патриарха. К ноябрю было собрано 72 подписи об избрании Всероссийским Патриархом митрополита Казанского Кирилла. Это стало причиной новой волны массовых арестов архиереев, в том числе и Кирилла Казанского. В это время административно-ссыльный К. И. Смирнов проживал под надзором в уездном городке Котельнич Вятской губернии. Кандидат в Патриархи был снова арестован и помещен в Вятский изолятор, хотя оснований для ареста не было. Владыка Кирилл был отправлен в Туруханский край. Митрополит Кирилл был убежденным сторонником патриаршей власти и всякую коллегиальность, проявленную Патриархом Тихоном (создание Синода) и митрополитом Сергием (создание Синода и общая церковная политика) расценивал как уничтожение Патриаршества.

Весной 1927 года Преосвященному Кириллу предлагалось возглавить Православную Церковь при условии помощи гражданской власти убирать от руководства неугодных архиереев. Митрополит отказался от предложения, определив действия властей как желание изнутри взорвать Церковь.

Драматическая история взаимоотношений митрополитов Кирилла и Сергия вошла в историю русской Православной Церкви и воспринимается по их переписке 1929-1930 годов, как яркая характеристика одного из этапов смутного времени. В феврале 1930 года митрополит Кирилл был предан суду Собора архиереев как отступивший от законного церковного священноначалия и образовавший раскол. Решением суда он был отстранен от управления кафедрой.

С января 1930 г. в ссылке в Туруханском районе, в 1933 г. освобожден и проживал в г. Гжатске Западной области. 14 июля 1934 г. снова арестован по обвинению «контрреволюционная деятельность» и осужден на 3 года ссылки. Находился в ссылке в пос. Яныкурган Южно-Казахстанской области. В 1937 г. снов арестован и приговорен тройкой УНКВД КазССР к расстрелу. 20 ноября 1937 г. расстрелян в Лисьем овраге под г. Чимкентом.

Прославлен как священномученик Определением Св. Синода в 2004 г.

Источники:
За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956 гг. М., 1997. С. 567-575.

Loading...Loading...