Почему пекут куличи на пасху для детей. Почему на светлую пасху принято печь куличи

Почему на Пасху пекут кулич?

Кулич - главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. Именно кулич является первой пищей для разговления. В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великдень и освящается в церкви. По сути, кулич является младшим братом артоса, священного хлеба, который освящается и кладется на аналой в первый день Воскресения на всю Светлую седмицу. Артосу же кулич подобен и формой. Словом артос «квасной хлеб» в Евангелии обозначен хлеб, который Христос благословил на Тайной Вечере. Кулич - это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения.

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается. Количество сдобы традиционно определялось суммой накопленных в хозяйстве за время Великого поста скоромных продуктов: яиц, масла, молока и т. д. Именно поэтому можно встретить рецепты кулича, в состав которых входит до 100 яиц на 2 килограмма муки. Угодить в тесто может также и алкоголь (водка).

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

В этом плане русский кулич - уникальный продукт. В общехристианской традиции тоже есть разновидности пасхального хлеба, однако именно кулич является беспрецедентно легким и по структуре, и по усвояемости. Так, пасхальный австрийский райндлинг, выпекаемый на католическую Пасху, представляет собой весьма калорийное и тяжелое блюдо в силу технологии приготовления его теста и сытной ореховой прослойки. То же можно сказать об английском кексе, тесто которого вполне соответствует обычной плотной сдобе.

Безусловно, проблемой при приготовлении теста для пасхального хлеба являются дрожжи. Традиционно кулич готовился опарным способом на специально выращенной закваске, которая обеспечивала оптимальную всхожесть теста, придавала ему воздушность и особый вкусовой оттенок. Кроме того, велика роль муки, качество которой должно быть высоким, но не подразумевать обработку химикатами, практикуемую ныне в промышленности. Необходимо также просеять муку перед использованием хотя бы дважды, чтобы максимально обогатить её кислородом. Классическое тесто для кулича настолько нежное, что, дабы оберечь его от проседания, ёмкость обкладывалась подушками, а в комнате, где происходила его расстойка, действовал запрет на ношение тяжелой обуви и даже на громкие разговоры, что заодно благоприятствовало и созерцательному настроению хозяев. Перепад температур для куличного теста тоже опасен, и потому помещение, где оно подходит, по своим условиям должно напоминать комнату для новорожденного. Поэтому и остывать кулич в идеале должен на пуховой подушке - пока не остыл, осесть ему немудрено.

Соблюдение всех предосторожностей и строгое следование рецептуре гарантирует минимум двукратное увеличение кулича в процессе выпечки. Чтобы это произошло наверняка, важно обеспечить равномерную подачу жара во время выпекания.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

Особым считался шафранный кулич, в составе которого были перетертые рыльца шафрана. Цвет и аромат готовой выпечки приобретали золотистый, царственный оттенок.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи. Кулич важно правильно разделить и разрезать.

Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо - творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть.

В силу сложности технологии приготовления кулича, печь его нужно загодя. Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг, закваска же ставится еще раньше - за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты. Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, - всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Почему на Пасху пекут куличи

    Уже много столетий подряд все христиане встречают радостный и светлый праздник Пасхи с такими неизменными атрибутами, как пасхальные яйца и пасхальные куличи. Именно с ними, а также с ярким солнцем и печь на Пасху куличи уходят еще во времена апостолов, которые, согласно древним писаниям, и стали прародителями этого ритуала. А началось все с того, что каждый раз во время еды они оставляли своему воскресшему Учителю место за столом и кусочек хлеба, поскольку он являлся к ним и делил с ними трапезу.

    Спустя некоторое время эта традиция перекочевала под своды церкви, где такой хлеб для Христа стали называть по-гречески «артос» и оставлять его на отдельном столике. Во время праздничных крестных ходов в Седмицу артос обносили вокруг храма, а после утренней субботней службы раздавали прихожанам.

    Поскольку семья у христиан считается Малой Церковью, вскоре артос вошел в каждый дом и стал называться привычным для нас куличом. Но не потому, что стал «домашним» пасхальным хлебом, а благодаря своей новой круглой цилиндрической форме - такой, в какой мы знаем его сейчас. Именно поэтому его начали называть опять-таки по-гречески kollikion, то есть круглый хлеб. А уже в европейском варианте он зазвучал, как мелодичный для наших ушей кулич (kulich - на испанском, koulitch - на французском). Он уже выпекался из сдобного теста, а сверху украшался крестом.

    Есть у древних преданий и объяснение тому, почему на Пасху пекут куличи именно из сдобного дрожжевого теста и именно круглой формы. Причиной последнего называют саван Иисуса, который по поверьям тоже был круглым. А вот в отношении теста роль Христа не первоначальна - здесь люди «подхватили» инициативу его учеников, которые после воскрешения своего Учителя перешли с пресного хлеба на хлеб из квашеного теста.

    Таким образом, украшая свой праздничный стол пасхальным куличом, мы вправе надеяться, что эту трапезу разделит с нами и сам Иисус Христос.

    Правила поведения с пасхальным куличом

    Есть несколько примет или правил, которых следует придерживаться как при выпечке пасхи, так и при ее употреблении:

    1. Если вы решитесь сотворить такую символическую пасхальную сдобу своими руками, то делать это нужно в Чистый четверг, в чистоте, тишине и душевном спокойствии. Вымешиванию теста должно сопутствовать благостное настроение и положительные мысли. Именно этот процесс считался одним из наиболее действенных способов донести свои молитвы до небес. Вот почему христиане пекут пасхальные куличи без нервов, спешки и суеты, в том числе в голове. Раньше считалось, что удачный кулич - это гарант благополучия семьи на весь год;

    2. Кулич, как и пасхальное яйцо - это первое, с чего нужно начинать разговение. При этом пасху разрезать нужно не вертикально, как делают многие, а горизонтально, поперек, срезая сначала аппетитную верхушку. Причем верхушка эта съедается самой последней, поскольку она все равно выполняет свою «накрывающую» роль, пока весь кулич не разойдется.

    Безусловно, сегодня гораздо проще купить вкусный красивый пасхальный кулич в магазине, но он будет простой «бездушной» сдобой. Поэтому не стоит лишать себя и своих близких радости встретить светлую Пасху такой же пасхальной выпечкой, наполненной вашими надеждами, молитвами и добром.

    Почему на Пасху красят яйца

    Пасха, равно как и все пасхальные традиции, насчитывает уже не одну сотню лет и входит в число наиболее древних христианских праздников. Неизменными и обязательными атрибутами этого светлого праздника в честь Воскрешения Иисуса Христа являются знакомые всем с детства пасхальные куличи и крашеные пасхальные яйца, символизирующие жизнь и вечное обновление. Но откуда пошел обычай красить яйца на Пасху, и почему нужно обмениваться ими? Есть несколько версий на этот счет. С ними мы вас и хотели бы познакомить.

    Дар Тиберию

    Самая распространенная версия - это легенда о Марии Магдалине и римском императоре Тиберии. Согласно этой легенде, именно эта ученица Иисуса стала родоначальницей обряда возвещения о воскрешении сына Божьего пасхальным яйцом и символическими словами «Христос Воскрес!». В то далекое время приходить к императору с пустыми руками, даже с такой радостной вестью, было не принято, поэтому бедная Мария Магдалина принесла ему в дар то, что смогла - яйцо, возвестив об этой благой вести. Естественной реакцией Тиберия на такую новость было ее неприятие, поэтому он, усомнившись в словах вестницы, сказал, что воскрешение настолько же возможно, как покраснение белого яйца. И тут же подаренное ему Марией Магдалиной обычное белое яйцо стало красным.

    Как видите, этот вариант истории можно назвать универсальным, поскольку он дает ответ и то, почему дарят яйца на Пасху, и на то, почему их красят чаще в красный цвет.

    Знак отличия

    Эта версия того, почему на Пасху красят яйца более прагматичная. В те давние времена, когда свято чтились все христианские традиции, во время Великого поста люди варили куриные яйца и красили их. А необходимость в этом была вызвана простой и очень практичной причиной: поскольку в этот пост есть яйца запрещено, а куры продолжали нестись, их хозяева варили, чтобы те не испортились. И красили их лишь с той целью, чтобы отличить от свежих.

    Игрушка для Иисуса

    Согласно этой версии, первым дизайнером пасхальных подарков стала Дева Мария, которая красила и расписывала вареные яйца в качестве развлечения для маленького Иисуса.

    Неверующий хозяин

    По этой версии все происходило еще до воскрешения, за 3 дня. Тогда во время трапезы один из иудеев сказал, что вскоре Христос воскреснет. На что хозяин дома, где иудеи трапезничали, отреагировал подобно императору Тиберию, заявив, что скорее жареная курица снова начнет бегать, а яйца покраснеют, чем кто-то воскреснет. И тут же яйца покраснели, а курица побежала.

    Король Людовик Святой

    Еще одна версия, почему на Пасху красят яйца, связана с идейным вдохновителем крестовых походов королем Франции Людовиком Святым, который правил в ХІІІ веке. И именно на пиру, устроенном в честь его освобождения из плена и отъезда на родину, впервые и появились разноцветные яйца. И если сегодня первоначальный красный цвет пасхальных подарков, символизирующий кровь Христа, уже дополнен и другими цветовыми оттенками, и росписями, и элементами декоративных украшений, то обычай начинать пасхальную трапезу именно с крашеных яиц, святить их и дарить всем гостям так и остался неизменным.

    Еще один традиционный вид праздничной выпечки - пасхальный венок. Испеките такое лакомство, в центр уложите крашеные яйца, красиво оформите - нарядное и вкусное украшение стола готово. Ингредиенты:

    • 500 гр муки
    • дрожжей 10 гр
    • 1 яйцо
    • полстакана молока
    • лимонная кислота
    • орехи, мак кондитерский
    • 75 гр слив. масла
    • сахара 50 гр

    Приготовление: Просеять муку, затем сделать углубление в центре, в него раскрошить дрожжи. Влить молоко, добавить сахар, замесить опару. Оставить на 15 мин. Добавить лимонную кислоту, соль, масло, яйцо, замесить тесто. Затем оставить его на 40 минут. После этого вымесить, раскатать прямоугольником и разрезать на три жгута. Из них сплести косу в форме венка. Выложить его на противень, украсив остатками теста. Мазать яйцом и выпекать.

    Свежая рыба, нежное воздушное тесто, аромат зелени и домашней выпечки - что еще нужно для светлого семейного праздника Пасхи!

    Ингредиенты:

    • слоеное тесто - 500 гр
    • 600 гр вареной рыбы
    • 3 яйца
    • масло - 1 стол. ложка
    • 100 гр шампиньонов
    • зелень укропа
    • рис - 2 стол. ложки
    • лук - 2 шт.
    • Соль, перец

    Приготовление:

    Лук порезать, потушить в масле, смешать с порезанной рыбой, яйцами, обжаренными грибами, вареным рисом, зеленью. Добавить перец, соль.
    Раскатайте тесто, разрезать его на две не равные по ширине части. Узкую часть уложить на противень. На центр теста выложить начинку. Взбить яйцо, смазать им края, сверху уложить широкий пласт, скрепить края. Поверхность кулебяки смазать яйцом. Выпекать кулебяку 20 минут.

    Если при приготовлении пасхи сахар заменить медом, получится не только диетическое и при этом необыкновенно вкусное блюдо со сладким ароматом и божественным вкусом. Ингредиенты:

    • творог - 500 гр
    • 4 яйца (желтки)
    • 2 стол. лож.сахара
    • 2 стол. лож меда
    • слив. масло - 100 гр
    • 100 гр сметаны

    Приготовление: Растереть с сахаром желтки, добавить мед, масло и взбивать. Творог протереть в сито, добавить сметану и яичную смесь, перемешать. Массу уложить в форму, поставить на сутки под тяжесть в холодное место

    Этот кулич готовится не сложно, но при этом получается очень легким, воздушным и пористым. Отличный рецепт для начинающих хозяек! Ингредиенты:

    • 4 яйца
    • полстакана воды или молока
    • дрожжи - 40 гр
    • 2 стакана муки
    • изюм - ¼ стакана
    • слив. масло - 50 гр
    • 1/2 ст. сахара
    • орехи измельченые
    • 1 стол.л. коньяка

    Приготовление: Молоко вскипятить, соединить с ¼ ст. муки, перемешать. Развести в 3 столовых ложках молока дрожжи, влить их в муку, перемешать, оставить в теплом месте. Затем в опару добавить желтки, растертые вместе с сахаром, после этого - взбитые белки, дать тесту подняться. Добавить масло, остальную муку, вымесить тесто. После этого добавить коньяк, изюм, вымесить еще раз. Выложить в форму, дать подняться, испечь (220°С). Готовый кулич облить глазурью

    Этот кулич получается тяжелым, сытным, ароматным и очень вкусным. Сочетание сливок с орехами и цукатами придает ему поистине восхитительный вкус. Ингредиенты:

    • сливки - 3/4 стакана
    • дрожжи - 40 гр
    • 2 стакана муки
    • ванилин
    • четверть стакана изюма, миндаля измельченного, цукатов
    • масло - 100 гр
    • полстакана сахара
    • 2 яйца
    • Соль.

    Приготовление: Подогреть сливки, в них растворить дрожжи, добавить ложку сахара (чайную) и треть стакана муки, убрать в теплое место, пока не появится пена. Отделить белков от желтков. Растереть желтки с половиной сахара, ванилином, сливочным маслом и солью. Белки смешать с остальным сахаром и взбить. В опару ввести желтковую массу, перемешать, затем осторожно влить белки, еще раз перемешать. Всыпать 2 ст. муки, замесить мягкое тесто. Сверху его прикрыть пленкой, убрать до увеличения вдвое. После этого добавить орехи, изюм, цукаты, вымесить хорошо. Разложить по формам до 1/3 высоты. Когда тесто поднимется, выпекать (180°С). Остывший кулич посыпать облить глазурью или посыпать пудрой.

    Уже много столетий подряд все христиане встречают радостный и светлый праздник Пасхи (Воскрешения Иисуса Христа) с такими неизменными атрибутами, как пасхальные яйца и пасхальные куличи.

    Выставляя в день Пасхи кулич на стол, христиане отдают дань жертве Христа, а сам хлеб символизирует присутствие Иисуса в их доме.
    Пасхальный кулич не просто служит разговению, но символизирует собой Великий день. Существует традиция освящать куличи, а также пасхи, пасхальные яйца и другие праздничные угощения к окончанию Великого поста. Обычно это происходит в Великую субботу, но в некоторых храмах может происходить и после праздничного пасхального богослужения.

    Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

    Истоки традиции печь на Пасху куличи, как и традиция красить яйца на Пасху, уходят еще во времена апостолов, которые, согласно древним писаниям, и стали прародителями этого ритуала. А началось все с того, что каждый раз во время еды они оставляли своему воскресшему Учителю место за столом и кусочек хлеба, поскольку он являлся к ним и делил с ними трапезу.

    Спустя некоторое время традиция печь куличи перекочевала под своды церкви, где такой хлеб для Христа стали называть по-гречески «артос» и оставлять его на отдельном столике. Во время праздничных крестных ходов в Седмицу артос обносили вокруг храма, а после утренней субботней службы раздавали прихожанам.

    Пекли такой хлеб только из дрожжевого сдобного теста и придавали разную форму, но обязательно форму высокого цилиндра. Сверху всегда было принято выкладывать из теста крест. Если верить преданиям, то в них сказано, что саван Иисуса Христа имел именно круглую форму, вот отсюда и пошла такая примета печь круглые куличи. А почему пекут именно из сдобного теста, почему бы не использовать любой друг вид теста? Дело в том, что до самой смерти Христа он и его ученики употребляли в пищу только хлеб из пресного теста, а уже после воскрешения Иисуса, они принимали в пищу хлеб из квашеного теста.

    Существуют приметы, которые верующие стараются соблюдать:

    Пасхальную сдобу пекут своими руками и делают это в Чистый четверг, в чистоте, тишине и душевном спокойствии. Прежде чем приступить к приготовлению куличей, молятся, очищают душу, мысли и руки, моют кухню. Это один из главных секретов удачной выпечки. Ничего не должно мешать в приготовлении. Ссоры и разборки в семье могут свести на нет все усилия. Во время приготовления куличей хозяюшки всегда надевают чистый передник или фартук. Если кулич удался на славу, значит и в доме и в семье будет процветание и благополучие. А при употреблении кулича в день разговения кулич никогда не резали вертикально. Срезали всегда горизонтально сначала верхушку у кулича, а затем по кусочку каждому члену семьи. Причем этой верхушкой накрывали оставшийся кулич, пока полностью не был он съеден.
    К вымешиванию теста нужно подходить с хорошим настроением и положительными мыслями. Именно этот процесс считается одним из наиболее действенных способов донести свои молитвы до небес. Поэтому христиане пекут куличи на Пасху без нервов, спешки и суеты. Ведь считается, что удачный кулич — это гарант благополучия семьи на весь год!

    Пасхальные куличи, как и крашеные яйца — это первое, с чего начинают разговение. При этом пасху нужно разрезать не вертикально, как делают многие, а горизонтально, поперек, срезая сначала аппетитную верхушку. Причем верхушка эта съедается самой последней, поскольку она все равно выполняет свою «накрывающую» роль.

    Для того, чтобы дети не болели, нужно с утра накормить их освященными в церкви куличами, лишь затем можно давать праздничную еду. Едят куличи всю пасхальную неделю, приносят в гости, дарят в честь праздника Пасхи родным и друзьям, относят в детские дома и больницы.

    Конечно, в наше время гораздо проще купить вкусный красивый пасхальный кулич в магазине, или готовое тесто, но получится простая «бездушная» сдоба, которая совсем не считается праздничной. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, — всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи. Конечно процесс выпечки куличей достаточно длительный, но создает атмосферу особого настроения, атмосферу настоящего праздника. Потрясающий запах разносится по всему дому волшебным ароматом.

    В современные куличи добавляют светлый изюм, а верхушку украшают сладкой белой глазурью из взбитых яичных белков, посыпают декоративной посыпкой или вафельными изображениями с пасхальной символикой.
    Помимо следования религиозному ритуалу куличи, яйца и творожная пасха отлично подходят для организма после долгого Великого поста. Пусть каждый выпеченный кулич несет частичку большой Любви к ближнему, пусть этот вкушенный хлеб подарит нам надежду на вечную жизнь.

    Принимайте куличи, крашенки цветные,

    Чтоб сбывались непременно радости большие!

    Чтоб Христос любил душою и дарил бы счастье,

    Отводил всегда от дома беды и напасти!

    Почему на пасху пекут куличи? Многие люди, с детства воспитывавшиеся в традициях христианства, даже не задумываются, откуда пошел этот обычай, ведь куличик всегда был главным украшением пасхального стола, наряду с творожной пасхой и крашеными яйцами.

    Однако если мы обратимся к истории, выясняется, что обычай печь куличики изначально появился не в христианской, а в языческой традиции – задолго до появления христианского культа, причем пекли их не один, а три раза в год, в честь наступления праздников, значимых для древних славян. Когда же произошло слияние язычества и христианства? Поиску ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.

    С принятием христианства и началом отправления религиозных обрядов по образу и подобию таинств, совершаемых греческой церковью, в русский язык пришло огромное количество слов, заимствованных из греческого языка. Слово & кулич& тоже греческого происхождения, означающее & круглый хлеб& .

    Какие события связаны с данным атрибутом светлого праздника?

    С приходом христианских традиций на Русь традиционный славянский обрядовый хлеб стал именоваться куличом и являлся обязательным атрибутом пасхальной трапезы. Он выпекается из дрожжевого сдобного теста с добавлением цукатов и изюма и имеет форму высокого цилиндра, украшенного сахарной глазурью. Для большей декоративности старославянские куличики посыпались крашеным пшеном. В наше время с этой целью применяют декоративные посыпки.

    Страстная (Великая) суббота, предшествующая Пасхе – время освящения куличей, пасхи и крашеных яиц (вопрос: & зачем красят яйца на пасху?& снова отсылает нас к необходимости обратиться к историческим справочникам).

    В каждом российском регионе для выпечки использовали разные формы. По большей части куличик напоминал высокий церковный хлеб – артос, хотя вологодские крестьяне выпекали его в виде открытого ягодного пирога.

    Какими бы ни были пасхальные пироги: большими или маленькими, узкими или широкими, они всегда имеют округлую форму. Это связано с воспоминанием о том, что Христос был облачен в саван круглой формы.

    То, что пасхальные хлеба выпекаются из очень сладкого и сдобного теста, указывает на праздничность этого блюда, посвященного светлому событию в истории всего человечества. Иисус и его апостолы до принесения великой жертвы знали лишь вкус хлеба, испеченного из пресного теста. После же чудесного воскрешения на их столе появился хлеб из необыкновенно вкусного, заквашенного теста.

    Куличики были скоромными: тесто, из которого они выпекались, содержало огромное количество сливочного масла и яиц. Известны рецепты, согласно которым на два килограмма пшеничной крупчатки добавлялась целая сотня яиц.

    После семи недель Великого поста небольшой кусочек пирога был лучшей пищей, способной и создать ощущение радостного праздника, и подготовить организм соблюдающего пост прихожанина к обильному праздничному застолью.

    Разговлялись (то есть в первый раз после соблюдения поста ели скоромную пищу) знаковым хлебцом только после пасхальной церковной службы.

    Обрядовый хлеб, выпекаемый из кислого теста, поначалу приносился в жертву земле-матушке, предкам или природным стихиям. Целью такого жертвоприношения являлось желание получить их поддержку, обеспечив тем самым богатый урожай и плодородие почвы. Выпекались обрядовые караваи в канун посевных работ.

    Праобразы будущих куличей поначалу выпекались два раза в год: в начале весны (знаменующем начало полевых работ) и в конце осени (по поводу сбора урожая). В петровские времена их стали выпекать и зимой, в связи с наступлением нового календарного года.

    Подобная бережливость объяснялась довольно высокой стоимостью получаемого продукта, поскольку для их изготовления требуется большое количество ценных и дорогостоящих продуктов. Помимо этого, технология выпечки отличается большой сложностью и длительностью самого процесса, что делает их исключительно атрибутом лишь торжественного и значимого застолья.

    Некоторое время праздничные хлеба использовались в языческих культовых обрядах наряду с отправлением христианских обычаев, в результате чего произошло незаметное взаимопроникновение двух культурных традиций. Со временем языческий смысл обряда забылся, уступив место христианскому значению, связанному с историей гибели и воскрешения Иисуса Христа.

    Почему выпечка появляется именно в Воскресение Христово?

    Христианский смысл традиции выпекать куличи на праздник связан с древним преданием, согласно которому воскресший Иисус Христос посещал трапезничающих апостолов. С той поры они все время оставляли для Иисуса место в центре стола, где его всегда ожидал свежеиспеченный хлеб.

    Со временем в праздник Пасхи появилась церковная традиция выпекать особый хлеб – артос (представляющий собой всецелую просфору) и оставлять его на особом столе, в подражание действиям учеников Христа.

    Во все дни пасхальной недели артос является непременным атрибутом крестных ходов, совершаемых вокруг храма. В субботу Святой недели (после прочтения молитвы на раздробление артоса) священнослужители делят его на части и раздают прихожанам после окончания церковной службы в качестве святыни. Раздача артоса сопровождается целованием креста.

    Одним из постулатов христианского учения является представление о том, что каждая семья представляет собой малую церковь, которая в светлый праздник Пасхи должна иметь собственный артос. Роль такого артоса и стал выполнять куличик.

    Таким образом, присутствие пасхального хлебца на столе стало символом незримого присутствия Господа в каждом доме. На столе каждого православного христианина в этот день обязательно должны быть кулич и пасха. Церковь всемерно содействует верующим, принимая участие в их освящении.

    Куличик символически означает хлеб, преломленный воскресшим Иисусом во время трапезы апостолов.

    Праздничный хлеб является отличительной чертой между Пасхой иудеев и христиан. Во время иудейской Пасхи на столах верующих присутствует только пресный хлеб. Квасной хлеб в этот момент находится под строжайшим запретом. Православные же христиане отмечают Пасху, лакомясь вкуснейшими сдобными пирогами.

    Ставя опару и замешивая тесто, необходимо соблюдать чистоту мыслей и высокий душевный настрой, поэтому хозяйка в этот момент должна прочитать молитву и обратиться к Господу с просьбой помочь ей приготовить удачный кулич.

    С давних пор считается, что вид пасхального пирога на весь год определяет благосостояние всей семьи. Ровная и гладкая поверхность готового кулича означает, что дела семьи сложатся удачно. Если же кулич плохо поднялся или на его поверхности образовались трещины – это предвещает немало предстоящих разочарований и утрат.

    Выпекают куличи в Чистый четверг, в обстановке уюта, чистоты и порядка. Хозяйка, занимающаяся выпечкой в прежние времена, обязательно надевала чистую рубаху.

    В момент выпечки куличей в доме нельзя было не только стучать, но и повышать голос, а также растворять двери и окна.

    Для того чтобы не допустить оседания свежевыпеченного пирога, его высаживали на пуховую подушку до полного остывания. На это время из кухни удаляли всех домочадцев, чтобы исключить возникновение сквозняков и посторонних потоков воздуха, сопровождающих любое движение.

    Нарезают кулич не вдоль, а поперек, кольцами. При необходимости (если кулич большого диаметра) эти кольца можно разрезать радиально.

    Верхнюю часть кулича сохраняют до последнего момента (пока не будет съеден последний кусочек мякоти), используя его в качестве крышки, которая предохраняет нежную мякоть кулича от высыхания.

    Куличи выпекаются с учетом количества членов в семье. Кулич необходимо распределить на всю пасхальную неделю: каждый член семьи ежедневно должен получать по одному кусочку.

    В отличие от европейских сортов пасхального хлебца (например, английского кекса или австрийского райндлинга) русский вариант кулича является значительно более легким как по структуре, так и по степени усваивания организмом человека.

    Уникальное сочетание сдобности и легкости кулича делают его незаменимым продуктом, способствующим постепенному и безопасному переходу от соблюдения жесткого поста к употреблению скоромной пищи.

    Закваску для русского кулича ставят за неделю до Пасхи, а тесто традиционно творят в Чистый четверг.

    Муку, предназначенную для кулича, просеивают не менее двух раз: это способствует ее насыщению кислородом.

    Кадку с сотворенным тестом обкладывают подушками, чтобы предотвратить его проседание, а во время его расстойки недопустимы громкие разговоры и хождение по комнате в тяжелой обуви.

    В комнате, где готовят куличи, должна быть постоянная температура воздуха, исключающая даже малейшие температурные перепады.

    Праздничный православный кулич немыслим без прочитанных над ним молитв.

    Пасху - Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля.

    Церковь празднует Пасху 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

    Из Евангелия

    Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

    Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

    Значение

    Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

    Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

    Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

    История

    Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

    В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

    В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

    На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

    Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

    Церковное празднование

    С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

    Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

    Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

    Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

    Крестный ход

    Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

    Заутреня

    Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

    В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

    Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

    После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются - угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

    Пасхальные яйца

    В христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

    В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

    Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо - это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

    Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

    По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

    Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

    Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

    Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

    Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

    Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

    В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели -- Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

    Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

    Куличи и Пасха

    Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу - особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей - самого Христа.

    В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

    Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

    Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

    Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

    На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» - «круглый хлеб».

    Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

    Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

    К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме - пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы - символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь - символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

    КСТАТИ

    А́ртос (по-гречески - «хлеб») - освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

    Фото Дмитрия ОСИПОВА

    Loading...Loading...