Помазание маслом в церкви. Елеопомазание в церкви в какие дни проводят, значение на вечерней службе

Помазание

♦ (ENG anointing)

(евр. mashiah, лат. inunguere - помазывать)

поливание или натирание освященным маслом (елеем) для посвящения на служение или молитву. В Израиле священники (Исх. 29:1-9) и цари(1 Цар. 10:1-8; 16:13), к-рые назывались "помазанниками Господними" (1 Цар. 24:7), проходили через обряд П.


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Помазание" в других словарях:

    Помазание - см. Масть, умащать, помазание … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ПОМАЗАНИЕ - ПОМАЗАНИЕ, помазания, ср. (церк. и книжн. ритор. устар.). Древний магический обряд, сохранившийся в христианской церкви и состоящий в мазании лба особым освященным маслом в знак передачи благодати, благословения. Библейский рассказ о помазании… … Толковый словарь Ушакова

    ПОМАЗАНИЕ - ПОМАЗАНИЕ, я, ср. В христианских обрядах крещения, соборования, возведения в духовный сан, на царство: смазывание лба (при крещении также других частей тела) освящённым маслом миром, елеем для ниспослания на верующего божественной благодати.… … Толковый словарь Ожегова

    помазание - сущ., кол во синонимов: 1 миропомазание (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    помазание Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    помазание - пом’азание нанесение (и даже возлияние) елея (или масти) на лицо, голову и другие части тела. Было широко распространено у евреев как знак радости и чистоты (Втор.28:40 ; 2Цар.12:20 ; Мат.6:17), гостеприимства (Лук.7:46) и как врачевание… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Помазание - Натираться благовонным елеем было общим обычаем у евреев и других восточных народов. Обыкновенно умащались елеем во время праздников и на пиршествах. Т.о. помазание стало признаком радости, а также почтения по отношению к гостям (Пс. 22:5; Мат. 6 … Словарь библейских имен

    помазание - возлияние елея на слуг Господа А. Цели помазания елеем 1. Для украшения => Руфь3:3; Пс 103:15 2. Для исцеления: Лк 10:34; Иак 5:14 3. При освящении служителей Бога: Исх 29:7; 1Цар 10:1; 3Цар 19:16 4. При посвящении вещей Богу камень из… … Библия: Тематический словарь

    Помазание - Означает посвящение, то, что сделалось священным или отдельным, преуспевание, радость, излияние божественной благодати … Словарь символов

    Помазание - ср. Христианский обряд, заключающийся в крестообразном мазании миром в знак благословения и передачи благодати (при крещении, соборовании, возведении в сан или на царство). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    помазание - помазание, помазания, помазания, помазаний, помазанию, помазаниям, помазание, помазания, помазанием, помазаниями, помазании, помазаниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Священное коронование и помазание русских государей на царство , Л П Шпановский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…

Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие.

Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.

Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и благодатных даров Святого Духа.

И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.

Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них невидимо на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами. Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения. Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.

Миропомазание, отдельно от Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.

Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.

В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.

Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.

Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).

Елеосвящение же (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью. Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения. Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).

Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.

Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт…

В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения, освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.

Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.

Иерей Андрей Чиженко

Ответ нужно искать в самом начале. В древние времена, прообразом «помазания Святым Духом», было «помазание елеем».

Левит 8:10,12 (RSZ) 10 Моисей взял масло для помазания и помазал скинию и все, что в ней. Так он освятил* все это. 12 Он возлил масло для помазания на голову Аарона и помазал его, чтобы освятить*.

*Освятить, отделить, посвятить. Освятить, означает отделить что-то или кого-то от обычного употребления для служения Господу. Таким образом, «помазанный» - значит отделённый и посвящённый Богу.

Например, в армиях развитых стран используется подобный принцип для отбора солдат в спецподразделения. Если у солдата высокий IQ, его отделяют от обычного несения службы и переводят в секретные подразделения, где те получают соответствующее обучение и снаряжение.

Помазание отделяет «что-то» или «кого-то» для служения Богу. Вначале для помазания использовали «елей», но с момента основания церкви и сошествия Святого Духа, церковь использует «возложение рук».

Помазание, это действие и оно происходит благодаря сошествию Святого Духа на человека. При этом в течение жизни, человек «может» и «должен» переживать помазание несколько раз.

Во-первых, Бог помазывает человека Святым Духом, чтобы родить его заново. Это можно назвать «помазанием для спасения». Каждый христианин пережил это помазание, когда уверовал.

Это помазание отделяет человека для выполнения конкретной работы, которую возлагает на него Бог. Кого-то Бог ставит в церкви апостолами, кого-то пророками, кого-то миссионерами, пастырями, учителями и т.д.

Помазание не даёт нам какую-то позицию или титул, помазание отделяет нас для выполнения какой-то важной работы.

От Луки 4:18-19 (RSZ) Дух Господа на Мне, потому что Он помазал Меня возвещать бедным Радостную Весть. Он послал Меня провозглашать свободу пленникам, прозрение слепым, освободить угнетенных, возвещать год милости Господней.

Сегодня, понятие «помазание» потеряло первоначальный смысл и значение. Многие хотят, чтобы кто-то передал им своё помазание.

Если бы вы подошли за помазанием к Давиду, Соломону, Петру или Иоанну, они бы не поняли, что вы от них хотите. Помазание, это не «что-то», что можно передать от одного к другому. Помазание, это действие Святого Духа, отделяющее человека на служение Богу.

Божьи люди, при всём своём желании, не могут посвятить вас на служение Богу, пока вы сами не будете готовы к этому посвящению, или пока сам Бог не решит это сделать.

Я могу возложить на вас руки и сказать, сейчас я отделяю и посвящаю вас нести пастырское служение, которое я несу сегодня. Но готовы ли вы взять на себя такое бремя и ответственность сегодня? Готовы ли вы отказаться от вашего привычного образа жизни и пожертвовать многим ради такого служения? Я не знаю. Бог знает.

Я не ищу от вас ответа, вы сами должны ответить себе на этот вопрос. Ваша готовность пожертвовать многим и отказаться от многого, покажет Богу, что вы готовы к помазанию для большего. Ваш «духовный IQ» имеет важное значение.

Мы знаем, что Бог использует одних людей, чтобы помазывать других людей, но они не передают вам их личное помазание, так как они не могут передать их личное посвящение. Технически, все выглядит так, как будто человек Божий передаёт вам помазание, но в реальности человек Божий только призывает и высвобождает помазание на вашу жизнь. Если вы готовы к большему, Бог помажет вас во время такой молитвы, если вы не готовы, то Бог будет ждать, когда вы будете готовы.

Что делать?

Отдайте Богу все лучшее, и вы получите от Него лучшее. Чем больше вы будете доступны для Бога, чем больше вы будете готовы делать для Него, тем больше вам будет доверено.

Ваши желания и стремления исполнить Его повеления, говорят Ему, насколько вы действительно готовы к большему. Ваши дела говорят громче ваших слов.

Если вы готовы к большему, Бог помажет вас при первом удобном случае, где бы вы ни находились. Это может произойти прямо в вашем доме или на общем служении, но Бог не пропустит вас и не пройдёт мимо.

Богу нужны люди, на которых Он может рассчитывать. Богу нужны люди, которых можно использовать для Его великих планов. Бог готов дать каждому человеку много и Он ждет, когда каждый человек ответил Ему «Да».

  • Хотите ли вы больше? На что вы пойдёте ради большего?
  • Готовы ли вы отказаться от мирских удовольствий и желаний?
  • Готовы ли вы перестать грешить?
  • Готовы ли вы отдавать Богу больше своих сил и времени?
  • Готовы ли вы гореть для Бога до конца своей жизни?
  • Готовы ли вы проходить трудные времена ради Его поручения?
  • Готовы ли вы смиряться перед врагами и гонителями?
  • Готовы ли вы не остановиться на половине пути, но идти до конца?

Сделайте сегодня правильный выбор.

Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие.

Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.

Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и благодатных даров Святого Духа.

И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.

Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них невидимо на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами. Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения. Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.

Миропомазание, отдельно от Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.

Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.

В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.

Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.

Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).

Елеосвящение же (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью. Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения. Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).

Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.

Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт…

В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения, освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.

Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.

Иерей Андрей Чиженко

Loading...Loading...