Правила поведения во время поминального обеда. Поведение в церкви

Все про девятины после смерти: что значит этот период, какие обычаи и что делать родственникам почившего. Основываясь на верованиях и религиозных писаниях, несоблюдение традиций лишит покойного райской жизни после кончины, а на родственников падет тяжкий грех.

В статье:

9 дней после смерти - значение даты в православии

Православным принято обозначать третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Отмечается годовщина, а в некоторых регионах - шесть месяцев после кончины. Это дни посмертия человека, каждый имеет сакральное значение. Родственникам следует знать и соблюдать традиции и обычаи, которые связаны с поминовением.

Мытарства души блаженной Федоры, фрагмент росписи в Киево-Печерской Лавре

За девять дней душа завершает путь, начатый при жизни, ищет дорогу в новый мир. Если третий день считается почином загробного пути, а сороковой - окончанием, девятый - единственный из важных этапов посмертного путешествия.

Цифра 9 - одно из сакральных чисел. В ангельской иерархии существует девять чинов ангелов. Девятый день после смерти отмечается в честь покойного, и в их почёт - ангелы будут защитниками на Небесном Суде . Они выполняют роль адвокатов, просят Бога о помиловании для каждого человека.

После смерти и до третьего дня душа усопшего находится неподалеку от живых. Ее сопровождает ангел-хранитель. На четвертый день ангел провожает умершего за райские ворота. До девятого дня усопший занят осмотром Рая. Еще не ведая приговора, который Бог вынесет на сороковой день, душа узнает, что ожидает ее в Раю или Аду. В Эдеме человека ждет отдых от боли, которая была в земной жизни, и мук совести за совершенные грехи.

На девятый день Господь повелевает ангелам привести умершего к его престолу. Это день, в который человек впервые со страхом и трепетом предстает перед Всевышним. После разговора с Богом дух отправится в Ад - до сорокового дня. После завершения путешествия по загробному миру душу ожидает Небесный Суд.

С девятого по сороковой день происходят мытарства души. Вместе с ангелом-хранителем дух преодолевает испытания, которые представляют собой греховные искушения. Если душа пройдет проверки, добрая половина одолеет злую, и все прижизненные грехи будут прощены на Небесном Суде.

Девять дней после смерти - значение для покойного

В душах имеется все, что находится в небе. (Бальмонт К. Д.)

Значение девятины после смерти для души покойного важно. В это время дух занят поиском пути, по которому предстоит следовать. Некоторые верят в . Судя по литературе о реинкарнации , в период с третьего дня по сороковой душа занята пересмотром и анализом жизненных ошибок. Существует теория, что душа сама принимает решение о том, каким будет ее последующее воплощение.

Если руководствоваться христианскими источниками, праведникам уготован Рай, а грешникам - мучения в Аду. Душа умершего на девятый день все еще занята поиском продолжения пути. В это время родственники покойного должны постараться отпустить его. Полностью забыть о боли и страданиях невозможно - этими чувствами пропитана любая потеря. Но успокоение души живых доставит толк усопшему: лучше принести пользу молитвами, а не слезами. Человек обретет покой, перестанет беспокоиться о живых и отойдет туда, где ему место.

В православной традиции считают, что с четвертого по девятый дни душе показывают Рай, а затем, с девятого по сороковой дни, - Ад. На девятины усопший полностью забывает обо всей скорби, которую ощущал во время земной жизни, не вспоминает и о телесной боли. Грешные души в это время начинают испытывать истинное раскаяние. Молитвы родных и близких важны в этот момент - усопшему пригодится поддержка родственников.

В это время дух предстает перед Богом впервые. Принято заказывать молебны, устраивать поминки, читать молитвы, помогать усопшим проходить загробные испытания другими способами. Во время службы в церкви стоит просить о присоединении души к числу ангелов. Родственник сможет стать личным ангелом-хранителем. Язычники верят, что усопшие предки рядом и готовы помочь.

Обычай поминок на 9 день после смерти

Обязательная составляющая любых поминок - кутья , традиционное обрядовое блюдо, без которого не обходятся праздники. Для поминальной трапезы кушанье полагается готовить из пшеницы и сахара или меда. Кутью варят из риса. Это не просто сладкое блюдо для застолья, а с сакральным смыслом.

Семена обозначают рождение новой жизни, символизируют воскресение человека в загробном мире, возможно, в следующей инкарнации. Сахар, мед или варенье символизируют сладость жизни после смерти. Готовое блюдо стоит освятить в церкви, если есть возможность. Считается достаточным окропить кутью святой водой.

Обязательный напиток на поминальном столе - компот или кисель, порой подают квас. Ставят любую кашу, кроме кутьи. На поминки готовят блины, реже бывают пирожки со сладкой начинкой. Рыбные блюда не запрещены: бутерброды со шпротами, пироги, сельдь, холодные закуски. Жаркое и лапша с птицей, котлеты встречаются на поминальных столах. Первое блюдо - борщ.

Поминки на 9 день после смерти - незваные. Приглашать гостей не принято, люди поминать усопшего приходят сами. Прийти может любой человек, который пожелает вспомнить умершего. По традиции, обязательно должны присутствовать родственники, люди, которые омывали покойного, мастерили гроб и копали могилу. В старину это делали соседи, друзья семьи и коллеги, но сейчас этим занимаются люди из ритуального бюро, поэтому традиция потеряла смысл.

Начинается застолье по печальному поводу с прочтения молитвы «Отче наш». Можно читать вслух, повторяя за родственниками усопшего, молиться шепотом или про себя. После молитвы подается первое блюдо - кутья.

Касательно кушаний и напитков, которые нужно поставить на стол: правил немного, запомнить их легко. Под запретом алкоголь: на большинстве поминок подается водка, но этого нельзя делать. Пьянство - проступок, и на поминках предавание греху может серьезно навредить душе почившего. Приметы о кладбищах не советуют приносить спиртное на могилы.

Нельзя переборщить с блюдами. 9 дней после смерти человека - подготовка к Небесному Суду и рассмотрению прижизненных грехов умершего. Чревоугодие - один из проступков, поэтому не грешите в честь усопшего - это негативно отразится на его посмертном существовании. Стол должен быть скромным, без изысков. Сам факт принятия пищи не имеет значения. Важно, что люди собрались, чтобы вспомнить почившего и поддержать родственников.

Несмотря на стремление избавить поминальный стол от роскоши, рассчитать число продуктов так, чтобы не осталось ничего, сложно. На девятины количество гостей предсказать нельзя - люди приходят незваными, по желанию. Если после траурного застолья остались продукты, их раздают нищим: выбрасывать нельзя.

За столом запрещено смеяться, веселиться, устраивать хоровое пение. Нельзя вспоминать плохие поступки, негативные пристрастия и привычки, черты характера умершего. До сорокового дня будет принято решение, где находиться душе - в Раю или Аду. Негативные воспоминания, высказанные вслух, будут склонять чашу весов к страшному приговору.

Имеет большое значение внешний вид людей, которые собираются почтить память усопшего. Женщинам полагается покрывать голову платками, собирая волосы. Мужчинам нельзя пребывать в поминальном помещении в головных уборах, их нужно снимать при входе. Сейчас покрывают головы во время поминок родственники - черными траурными платками.

Что совершают на 9 дней после кончины родственники почившего

То, что делают на девятины после смерти - труд родных, который принесет пользу усопшему в загробной жизни. Не только от его деяний зависит то, где окажется душа умершего - в Раю или в Аду. Что означает девятый день после смерти? В этот период объединяются люди и ангелы, чтобы помочь усопшему попасть в Рай. Нельзя относиться к поминальным дням как к формальности: это время, когда живые способны помочь душе, пребывающей в загробном мире.

Для верующего человека поход в церковь на 9 день после смерти близкого обязателен. Нужно заказать молебен и поставить свечку за упокой. Обязательно помолиться возле икон о милости Бога и помощи ангелов на Небесном Суде. Просить за родственника умершего можно и дома, но службу за упокой заказывают с походом в церковь.

Молитвы об упокоении души, чтобы Бог был милостив и разрешил находиться в Раю, могут читать все. Чем больше людей молятся за душу покойного, тем выше вероятность положительного приговора на Небесном Суде. Обращаться можно и к Богу, и к ангелам, и к Святым.

Ближе к полудню нужно посетить могилу: навести порядок, убрать мусор, принести цветы и венки, зажечь свечу в лампадке. Можно пригласить священника для литии - службы, которая проводится над могилой. Если возможности нет, прочитать молитву можно и самостоятельно. От разговоров на посторонние темы необходимо воздержаться. Во время посещения могилы лучше вспоминать покойного - вслух или мысленно.

Устраивать поминки на кладбище нельзя - запрещено старинными приметами про похороны. Не рекомендуют делать это и священники. Запрещается оставлять алкоголь и в стакане возле могилы, нельзя лить спиртное на холмик. Можно оставить «обед» - сладости и другие угощения. Чаще всего приносят то, что дается на поминках. Сладости и выпечка раздаются на кладбище незнакомцам, чтобы те помянули почившего.

Хорошее или ничего

На поминках и в разговорах полагается вспоминать хорошие действия умершего. В этот период Бог внимателен ко всем плохим поступкам усопшего и должен слышать, что у живых положительное мнение об этом человеке. Не вовремя сказанное плохое слово или негативное воспоминание все испортит.

В этот день нужно подать милостыню нищим, а деньги или продукты - неважно.

В доме, как и на кладбище, следует зажечь лампадку в честь покойного, поставить стакан с водой и хлеб. Эти знаки внимания находятся возле портрета усопшего с черной траурной лентой. На девятые сутки можно снять завесы с зеркал во всех комнатах, кроме спальни.

Как считается девятина после смерти

По медицинской статистике, больше всего умерших в период между 3 и 4 часами утра. Эту пору называют временем «между волком и лисицей» .

9 дней без тебя... все такое же небо,
Продолжается жизнь, но лишь с фото твой взгляд...
Я надеюсь смиренно на эффекты плацебо,
Я стараюсь идти без оглядки назад...

Я стараюсь...но сердце не приемлет покоя.
Я стараюсь с душою вести разговор.
Я стараюсь.... но память возвращает в иное,
Возвращает туда, где я, папа, с тобой....

Детство, юность, любовь- всё с тобой, мой хороший...
Ты и мамочка- ангелы жизни моей.
С вами жизнь веселей мне казалась и проще....
Вы твердили:" Живи, ни о чём не жалей..."

Грех жалеть...несмотря на беду, понимаю,
Что учили не зря меня жить и любить...
Да, мне больно сегодня... да, я очень страдаю...
ВЫ ушли далеко... ну а мне надо жить.

Я пытаюсь расправить упавшие крылья,
Мне придётся по-новой учиться летать....
Вновь сегодня стою у свечи сиротливо,
Продолжая смиренно молитвы читать.

9 дней без тебя, 9 дней я не слышу
Слова " доченька"...слёзы рекою...Прости...
Только пламя свечи сердце греет.... А свыше
Кто-то тихо твердит: " Отпусти, отпусти..."

Рецензии

Ирочка, милая, такие пронзительные стихи! Полные боли, страдания и любви. Опустились оба Ваших крыла. Но Вы непременно выстоите и снова расправите крылья. Терпения Вам и еще раз терпения. Жаль, что нельзя ничем тут помочь. Горюю с Вами и соболезную....

Горько на сердце, душа сиротлива,
Нет, не вернуть нам родных, не вернуть.
И так, как раньше, не быть уж счастливым,
Времени ход нам нельзя обмануть.

Но только жить мы должны непременно,
В сердце своем свет любимых хранить.
Только любовь в этом мире нетленна,
Будем их помнить и вечно любить.

Нет невозможно забыть, невозможно, тех, кто родил, воспитал и любил...
Тех, кто берёг тебя так осторожно,
И не жалел ни здоровья, ни сил...

В сердце моем навсегда поселились
Память и скорбь об ушедших родных..
Мама и папа воссоединились.
Вечный покой им и память живых...

Спасибо, моя дорогая Людочка, за теплые слова поддержки и прекрасные поэтические строки. Вы добрый, светлый и прекрасный ЧЕЛОВЕЧЕК! Дай Господь Вам благ и добра, здоровья и сил, счастья и радости! С теплом души к Вам!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


немногие знали



"Выйти замуж за капитана"

Глаголева дважды была замужем. Первый муж, Родион Нахапетов, открыл ее в кино и помог ей сформироваться как актрисе. Они прожили вместе 15 лет и воспитали двух дочерей - Анну и Марию. В 1991 году уже режиссер Глаголева познакомилась с бизнесменом Кириллом Шубским, своим будущим вторым мужем. В 1993 году у них родилась дочь Настасия. На фото - Вера Глаголева и Кирилл Шубский с дочерью Настасией в день ее свадьбы с Александром Овечкиным, 8 июля 2017 года
Вера Глаголева с дочерьми

Анатолий Эфрос звал Глаголеву и в театр, но она не пошла. Глаголева никогда в жизни не играла в репертуарном театре, только в антрепризе, а в 30 с небольшим лет решила, что должна сама снимать кино. 1990-е годы. Никто до конца как будто и не понимал, что будет завтра, но Вера Глаголева четко знала, чего хочет.

Свой первый фильм, "Сломанный свет", она посвятила актерам, оставшимся без работы в эту эпоху больших перемен. Позже снимала о войне, о настоящей любви, экранизировала классику - в картине "Две женщины" по Тургеневу у нее снялся знаменитый британский актер Рэйф Файнс. Вера Глаголева ушла из жизни, не завершив работу над новым фильмом - "Глиняная яма", выпустить который планировала весной 2018-го. Ей был всего 61 год. Эта маленькая сильная женщина прожила, в сущности, такую недолгую жизнь. К счастью, доверху наполненную любимой работой, творчеством и любовью.

Кликните на фото для просмотра галереи Последнее фото Веры Глаголевой, на свадьбе дочери Настасии, 8 июля 2017 года

I)&&(eternalSubpageStart


Сегодня, 25 августа, - 9 дней, как не стало актрисы, режиссера, одной из культовых звезд отечественного кино Веры Глаголевой. Она ушла из жизни 16 августа, после продолжительной болезни, о которой немногие знали . Тяжелый удар. Но в памяти навсегда останется вечная девчонка с упрямой челкой.

Изящная, тонкая, с большими задумчивыми глазами, бесконечно женственная - такой Вера Глаголева запомнилась зрителям 1980-х годов и такой она оставалась до конца своих дней. Хрупкая, маленькая Вера... Она ведь тоже была секс-символом позднесоветских лет, как Наталья Негода, исполнительница той резонансной роли.

Правда, звезда Глаголевой вспыхнула немного раньше. В 1985-м вся страна уже смотрела "Выйти замуж за капитана" режиссера Виталия Мельникова. Там тоже была "эротическая" сцена: актриса на целую долю секунды появлялась в кадре топлес, что неизменно вызывало сердцебиение зала. Но как же ее героиня, интеллигентная девушка-фотограф Лена, влюбленная в пограничника, отличалась от бесшабашной "маленькой Веры" в мини-юбке, с "боевым раскрасом", появившейся в 1988-м! Жаль, что многим не окрепшим умом девам времен перестройки второй вариант оказался стилистически ближе.
Вера Глаголева и ее роли: фильм "На край света", с Андреем Ростоцким, 1975 год

"В четверг и больше никогда", 1977 год
"Зонтик для новобрачных", с Никитой Михайловским, 1986 год Вера Глаголева была героиней из другого мира - хороших книг, музыки, серьезного кино. Романтичная и нежная, но с внутренним стержнем, неброская, может быть, не идеально красивая, но вместе с тем волнующая и пленительная. Не влюбиться в нее было невозможно. Причем в армии ее поклонников были не только студенты литинститута и пианисты в очках, что было бы логично, но и гораздо менее тонко чувствующие натуры. Военные, например. В гарнизонах Советского Союза постоянно крутили "Торпедоносцев", фильм о Великой Отечественной войне режиссера Семена Арановича с Верой Глаголевой в роли жены погибшего офицера, и тот же "Выйти замуж за капитана".

"Выйти замуж за капитана"
"Искренне ваш", с Виталием Соломиным, 1985 год В 1986 году читатели популярного журнала "Советский экран" назвали ее лучшей актрисой. "Лучшая актриса" - это звание подразумевало мастерство, опыт, "Щуку" или как минимум "Щепку" за плечами, а Вера Глаголева не имела вообще никакого актерского образования. После школы она подрабатывала на "Мосфильме" - помогала отбирать детей для съемок. Ее заприметили в мосфильмовском буфете операторы нового фильма Родиона Нахапетова "На край света..." и пригласили на пробы.

На съемочной площадке Вера так понравилась Нахапетову, что получила сразу главную роль. Впоследствии он снимал ее не раз: в фильмах "Зонтик для новобрачных", "Не стреляйте в белых лебедей", "Враги", "О тебе". В 1976 году, через год после выхода "На край света...", они стали мужем и женой - эта тоненькая девчонка вскружила голову мужчине, по которому сохла половина всех женщин Советского Союза! Но главным было даже не это. Главное, что подкупило Нахапетова в своей музе сразу и навсегда, - это ее невероятная естественность и природная поэтичность. У Глаголевой не было ни огромного актерского таланта Инны Чуриковой, ни яркого темперамента Людмилы Гурченко, ни мастерства любой из советских популярных актрис. Но она умела жить на экране, быть самой собой, говорить просто и безыскусно, и это качество обезоруживало даже мастеров. Анатолий Эфрос снял ее в своем фильме "В четверг и больше никогда", где 21-летняя Глаголева стала достойной партнершей Олега Даля и Иннокентия Смоктуновского.

Родион Нахапетов и Вера Глаголева, фильм "Прости нас, первая любовь" Глаголева - одна из самых знаменитых блондинок нашего кино. Немногие знают, что от природы Вера Глаголева шатенка. С этим цветом она начинала, а перекрасилась по просьбе Родиона Нахапетова - для его очередного фильма, "О тебе" (1981 год). Результат понравился, и цвет был сохранен. В юности Вера Глаголева увлекалась стрельбой из лука и выступала за юношескую сборную Москвы; может быть, поэтому попадала по жизни точно в цель. Она снялась более чем в 50 фильмах. Среди ее партнеров были такие мастера, как Олег Даль, Виталий Соломин и, конечно, Родион Нахапетов, актер и режиссер. Не имея никакого специального образования, Глаголева овладела профессией на практике, а в фильме "Искренне Ваш..." сыграла актрису.

9 день после смерти. Почему мы считаем его особым днем? Христиане верят в то, что жизнь человека не заканчивается вместе с его земным существованием. Ведь человек – это не только его тело. Из Священного Писания мы знаем о том, что тело человека смертно, но его душа вечна. После смерти душа встречается с Богом. У всех эта встреча происходит по-разному. Кому-то она дается тяжело из-за грехов, накопленных в земной жизни, а кто-то испытывает великую радость встречи с Небесным Отцом. Но все люди нуждаются в поддержке через молитву в эти дни. Молиться можно в храме, на кладбище и келейно. Душа человека отравлена грехом и встреча с Совершенным Богом может стать большим испытанием для души усопшего. Но мы знаем, что Господь милостив и слышит наши молитвы, даруя нам по ним отпущение грехов. Поэтому, мы можем молиться и за усопшего. Прием, из Церковного Предания мы знаем, что некоторые дни в загробной жизни человека будут для него особенно важными и трудными. Именно в эти дни душа человека встречается с Богом, решается его посмертная участь, он пересматривает дни своей земной жизни и часто страдает от своих грехов, от воспоминания о моментах, когда он не смог отказаться от соблазна совершить нечто неправедное. Что происходит с душой в эти дни? Как можно помочь усопшему?

9 дней после смерти - значение в православии

3 дня, 9 дней после смерти, 40 дней… Эти даты – важный момент для души усопшего человека. Согласно церковному Преданию до 3 дней после смерти душа пребывает рядом с телом. Она уже перешла в новое состояние, но еще не совсем покинула этот мир. На третий день душа человека отправляется ко Господу, где может увидеть райские обители. На девятый день душа предстает перед Богом и может узнать, что такое – ад, вечная жизнь без Господа. На 9-ый день для души человека наступает время очищения. Пребывать без поддержки близких в этот день душе может быть тяжело. Посмертная память у человека сохраняется, его душа знает и помнит, что в земной жизни остались люди, которые могут о нем помолиться. Память – это часть человеческой личности и нигде не говорится о том, что попадая на небо, душа человека совершенно утрачивает связь с этим миром. Тем более впереди страшная встреча с обителями ада. Эта встреча длится дольше, потому что в Царствие Небесное входят “тесными вратами”. Адские обители гораздо больше райских. Но сороковой день определятся дальнейшая участь человека до Страшного Суда, душа почившего будет пребывать в Раю или в аду до того момента, как Господь придет “судить живых и мертвых”, и наступит новый мир. Во время Страшного Суда, где окончательно решится участь всех людей, они воскреснут.

Что происходит с душой усопшего на 9 день после смерти

Путешествие по раю и аду – это образное понятие. О том, как именно встречаются Бог и душа человека после смерти нам ничего неизвестно доподлинно. В земной жизни человек не может узреть Бога, поэтому нет сомнений в том, что после путешествия по райским обителям, встреча с Богом – это ответственный и важный момент. Ангел-Хранитель водил человека по Царству Небесному и, вот, человек оказывается на поклонении у Небесного Отца. Человек несовершенен, в земной жизни он совершил множество грехов. И душе трудно выдержать встречу с совершенным Создателем. Суеверные представления часто рисуют ад, как место со сковородками и кипящими котлами. В действительности, мы знаем только образно, что ждем человека, который не оказывается в Раю. Точно нам известно лишь то, что жизнь без Бога – это мучение для человека, и все хорошее, что у нас есть в земной и грядущей жизни – от Бога. Точного обетования у нас нет. 3 дня, 9 дней после смерти и 40 дней после смерти – это те числа, которые часто встречаются в Библии. Возможно, 9 дней после смерти – это очень долго в нашем понимании, но мы воспринимаем дни, как время земное, время небесное может идти совсем по-другому. Рассчитывать 9 дней после смерти нужно правильно. Обычный математический метод (прибавить к дню кончины человека 9 дней) – неверный способ. Чтобы правильно рассчитать 9 дней со дня смерти нам надо учитывать ту дату, в которую скончался человек. Даже, если это случилось в 11 часов вечера. Если человек скончался 4 ноября, 9-ый день со дня смерти – 12 ноября. Обязательно надо учитывать дату смерти, если смерть произошла в течение суток 4 ноября, этот день также учитывается при подсчете. Доподлинно о 9 дне после смерти, 40 дне после смерти нам известно одно – эти вехи становятся особыми и самыми важными для души человека в его загробной жизни.

Поминки на 9 день после смерти

Самое лучшее для души усопшего человека – поехать на кладбище на 9-ый день, попросить священника совершить панихиду. Конечно, можно молиться о душе человека и келейно. Мы не знаем, как именно действует наша молитва. Рассуждая о таких вещах, можно строить только предположения, но Церковь однозначно говорит о том, что молитва в эти дни облегчает участь и усопшего и дарует утешение родственникам и близким человека, который отошел в жизнь вечную. Существуют разные предрассудки и суеверия, которые говорят о том, что на 9 день после смерти не следует посещать кладбище. Но все утверждения о том, что это – плохая примета или каким-то образом может навредить душе человека, не соответствуют действительности. Церковь решительно отвергает суеверные убеждения, не основанные на Церковном Предании. Опыт Церкви говорит о том, что человек может ходить на кладбище, может не ходить, если не имеет такой возможности. Главное, – помолиться за душу почившего.

9 дней после смерти - что делать родственникам почившего

Смерть близкого человека или родственника всегда рождает скорбь. Бог создавал нас для вечной жизни, именно поэтому кончина воспринимается нашим разумом как нечто ненормальное, противное человеческой природе, пугающее и неправильное. “Смерть – это та единственная епитимья, которую не избежал ни один человек”, – говорят священники. Смертью мы расплачиваемся за несовершенство этого мира, в котором мы оказались вследствие Первородного греха. Наше тело насильственно разлучают с душой и, разумеется, это испытание и для усопшего и для его близких. Душа человека перейдет в вечность в том состоянии, в котором смерть застала ее. Мы никогда не знаем, когда перейдем в Богу, именно поэтому нужно на протяжении всей жизни стараться жить достойно и праведно. Но у христиан есть утешение. Мы знаем, что Господь наш, Иисус Христос “смертью смерть попрал”. Господь взял на себя наши грехи, чтобы мы могли войти в жизнь вечную. Он победил смерть. По милости своей Бог предоставил нам возможность помочь душе человека, который сам уже не может помочь себе покаянием. Паисий Святогорец говорил “самая лучшая панихида по усопшему – исправление собственной жизни”. Поэтому искренняя молитва, без формального подхода, угодна Богу, и мы действительно все еще можем помогать нашим близким, если молимся за них после их кончины.

Если у вас нет возможности пригласить священника, вы можете прочитать литию о покойном для мирянина. Существует специальный чин литии, который совершается мирянами келейно и на кладбище. Несмотря на то, что мы не можем знать точно, что дает душе усопшего наша молитва, мы имеем некий духовный опыт, который накопила Русская Православная Церковь и знаем, что Бог всегда слышит наши молитвы. Он также видит искреннее желание помочь усопшему, любовь ближних к человеку, который перешел в новый мир.

В молитвах об усопшем мы просим, чтобы на 9 день после смерти, при встрече с Богом душа человека получила неизреченную радость и утешение, а не скорбь о своей недостойной жизни.

Какие молитвы читать на 9 день после смерти

Чин литии, которую миряне совершают келейно и у могилы покойного отличается от чина литии, который читают священнослужители.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды) , благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) , и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

"...Не раз и не два мне приходилось сталкиваться с

мнением, что маленькие дети - они совсем

несмышленыши, и мало что соображают.

И что психологи, мол, придумывают всякую

ерунду по поводу детских психотравм и их

влияния на дальнейшую жизнь..."

9 дней без мамы: история маленького Джона

Ирина Семирина, психолог: Не раз и не два мне приходилось сталкиваться с мнением, что маленькие дети - они совсем несмышленыши, и мало что соображают. И что психологи, мол, придумывают всякую ерунду по поводу детских психотравм и их влияния на дальнейшую жизнь.

А в последнее время появилось уж совсем дикое - некоторые всерьез считают, что ребенка можно отнять у матери на пару месяцев, если она плохо себя ведет или мало зарабатывает, погрозить пальчиком, и не отдавать, пока она не исправится. А когда исправится - отдать (или вообще не отдавать, а то ишь, распоясались, пусть боятся!).

Вот тем, кто думает, что он такой умный, и особенно тем, кто считает, что вместо того, чтобы помогать семье, лучше просто временно помещать ребенка в учреждение, очень рекомендуется познакомиться с исследованиями привязанности, Д. Боулби . А также с трудами М. Эйнсуорт.

И обязательно посмотреть фильмы Робертсонов. Это - документальные фильмы, снятые в режиме реального времени, с реальными детьми, в реальных условиях. Робертсоны изучали в том числе и особенности переживания ребенком горя от расставания с матерью. Мне удалось найти только один из этих фильмов - "Джон" . Прошу прощения за плохое качество картинок.

Итак, веселому и славному малышу Джону - 18 месяцев. У него чудесная мама, она очень любит Джона, у них теплые отношения, и Джон отлично проводит время рядом с ней.

Малышу ещё никогда не приходилось оставаться без матери. Но совсем скоро мать Джона должна родить ребенка, и Джону придется на несколько дней отправиться в Дом малютки. Мальчика родители отвезли туда ночью, когда у матери начались схватки. Он плакал, когда они уходили, но через полчаса уснул, укрытый своим любимым домашним одеялком.

В Доме малютки Джону предстоит провести девять дней. Все эти девять дней Джойс Робертсон и видеооператор наблюдали за тем, что с ним происходило.

Утром Джон оказывается в новой для него обстановке, среди других детей.

Эти дети примерно его возраста, но они провели в этом Доме малютки большую часть их жизни, и уже знают, как защитить себя, и как получить то, что они хотят. Малыши находятся в ситуации, где ухаживающие за ними сестры все время меняются. Им приходится постоянно быть в общей, достаточно шумной группе. И это совсем не похоже на то, что было у Джона дома. Джон хорошо играет с игрушками, но большую часть времени он проводит один, оглядываясь и наблюдая за другими детьми. Он предпочитает быть поближе к сестре Мэри. Но она занята другими детьми. Малыш приносит ей большого плюшевого медведя, чтобы привлечь к себе ее внимание.

В течение дня мальчик все время посматривает на дверь, много раз пытается ее открыть, а затем машет рукой «Пока-пока!»
Во время обеда Джон хорошо ест, но заметно переживает из-за звуков борьбы, которая разворачивается вокруг него: он несколько раз закрывает глаза и прикрывает уши руками.

Во время отхода к дневному сну, Джон легко общается с сестрой. Он расстраивается, когда она уходит. После сна приходит отец Джона.
Мальчик начинает улыбаться ему только через несколько минут.

Когда приходит время, малыш позволяет отцу уйти, не протестуя, и быстро возвращается к своим делам. Вскоре к Джону подходит девочка и отнимает его игрушку. Мальчик из семьи никогда не имел дела с агрессивными детьми. Он растерян и не знает, что ему делать, чтобы вернуть свою игрушку. Он несколько раз подходит к двери и стучит в нее ладошками. Сестра Кристен, чтобы успокоить Джона, берет его к себе на колени, и он наслаждается игрой с ней.

Но вечером в ванной его купает уже другая сестра. Это — четвертая сестра, которая ухаживает за Джоном в первый день его пребывания. В течение этого дня Джон ещё не проявляет признаков стресса. Он с удовольствием общается с каждой сестрой, а перед сном весело играет в прятки, укрываясь своим одеяльцем.

День второй

Джон часто стоит в стороне один или тихо сидит рядом с сестрой. Он ждет, когда она сможет поиграть с ним. Но сестры уделяют свое внимание более требовательным детям, таким, как Мартин, а тихие дети остаются предоставленными сами себе.

Мартин находится в Доме малютки уже целый год. Он уже хорошо знает, как вести себя, чтобы получить то, что ему нужно. Джону очень хочется внимания сестры Мэри, но он снова и снова остается незамеченным. Тогда Джон идет в угол, где сидит Джойс Робертсон, и пытается привлечь ее внимание. Обычно Джейн занимается с детьми, но в этом исследовании она может играть только роль наблюдателя. И она делает вид, что не замечает попыток Джона.

Приходит отец. И снова необходимо время, чтобы Джон смог ему ответить.

На этот раз, когда отец уходит, Джон пытается последовать за ним. Он громко кричит и протестует в ответ на попытки сестры Мэри увести его от двери. Это сильно контрастирует с его тихим поведением в течение всего дня.

В этот раз он довольно быстро успокаивается на руках у Мэри и начинает играть с ней. Но ей нужно заботиться о других детях. И она уходит.

День третий

С самого утра Джон выглядит несчастным.

Он часто поворачивается ко всем спиной и играет маленькими игрушками. В группе снова новая сестра. Джон безуспешно пытается получить ее внимание. А затем отправляется на поиски того, кто может позаботиться о нем. Малыш подходит к большому медведю, пытается обнять его, прикладывается к его носу губами.

Внутри Джона растет чувство растерянности и тревоги. Он все чаще и чаще сосет пальчик, прижимаясь к своему новому другу.

Так проходит ещё один день…

День четвертый

Сестра Мэри снова возвращается на дежурство. Ночью Джон заболел, но доктор не нашел ничего опасного. Джон пытается привлечь внимание Мэри, но ему не удается соревноваться с другими детьми. И снова и снова маленький несчастный мальчик обнимает большого плюшевого медведя…

Во время обеда, пока сестра уходит за едой, другие дети ведут себя все тем же способом — сильно шумят, отбирают друг у друга посуду, стучат по столу кружками, и это трудно контролировать.

Если в первые дни Джон заинтересованно следил за детьми, то теперь ему все равно.

Через несколько минут малыш начинает очень сильно и горько плакать.

Он отказывается от еды.

После обеда его поведение не меняется. Он приближается к сестре Мэри. Мальчик больше не способен оставаться тихим, и только громкое выражение своего горя позволяет Джону получить то, что он хочет: Мэри видит, как он несчастен, и наконец дает ему место подле себя. На коленях у Мэри Джон прикрывается медведем и лежит, не реагируя на других детей.

Когда Мэри приходится уйти, он ложится на медведя и горько плачет.

Мэри возвращается. Джон пытается получить внимание Мэри снова и снова. Но она слишком занята. Тогда он снова пытается привлечь внимание Джойс.

После неудачи он уходит в угол, и тихо сидит там один. Джон ничего не съел на завтрак и обед. На ужин он снова отказывается от еды. Перед сном мальчик очень сильно плачет.

Он не может больше справляться со своим несчастьем.

День пятый

На пятый день сестра Мэри стала беспокоиться — несчастье Джона стало слишком очевидным. Но из-за большого количества детей она не может уделить ему достаточно внимания. Джон не оставляет свои попытки занять место возле нее — он снова и снова подбирается к ней с большим медведем. Когда ему это удается, он затихает. И опять сосет пальчик, прикрывшись медведем от окружающего мира.

Джон все время пытается быть ближе к Мэри. Он уже отказывается играть с игрушками. Ребенок нуждается в успокоении, а не в игре. Не добившись места подле Мэри, Джон кладет на пол медведя и утыкается в него. Ему очень тяжело. Но его горе остается незамеченным в потоке жизни группы.

Малыш стоит возле двери и растерянно оглядывается по сторонам. Другие дети иногда подходят к Джону. Они дергают его за руки и шлепают по лицу. Но Джон не реагирует на них.

Малыш больше не может справиться со своим горем и начинает очень сильно плакать. Только тогда Мэри отдает ему все свое внимание. Но и после этого Джон долго безутешен.

Через какое-то время он немножко оттаивает. Заметно, что у него сложились теплые отношения именно с Мэри.

Но необходимость Мэри оставить его, чтобы заняться другими детьми, мешает этим отношениям. Она отходит от него, и он снова начинает горевать.

Горе его так велико, что Мэри приходится полностью оставить других детей и остаться с ним. Джон не желает слазить с ее рук. Заметно, что ему плохо даже у нее на руках. Сидя на коленях у Мэри, он все время сосет пальчик, безучастно глядя в одну точку.

День шестой

Джон страдает. Он идет к сестре, прижимая к себе медведя.

Но новая сестра недооценивает тяжелое состояние Джона, хотя он плачет не переставая. Нельзя сказать, что сестра не добра к детям, но ежедневная рутина не дает ей уделить Джону достаточно внимания. Джон долго-долго стоит у двери и горько плачет.

Джон начинает протестовать: кричит, скидывает вещи со столика. А потом берет свое одеяльце и уходит в угол. В этот день он снова ничего не ест. Все попытки накормить его безуспешны.

Визит отца приносит Джону надежду. На его лице появляется оживление. Малыш надеется вернуться домой.

Мальчик показывает на дверь и приносит отцу свои ботиночки.

Но отец продолжает оставаться на месте. И Джон начинает плакать. Он слазит с рук отца, ложится на пол у его ног и сосет пальчик. А затем идет к сестре Мэри.

Джон не подходит больше к отцу.

После его ухода он снова идет к Мэри за успокоением.

Вечером перед сном сестра Мэри вынуждена заботиться о других детях. Джон смотрит на нее, зовет ее слабым голосом.

И снова начинает плакать в кроватке. Горько и безутешно.

День седьмой

Джон не хочет играть. Он не хочет есть. Нет никого, с кем он мог бы быть рядом. Мальчик тихо лежит на полу посреди группы.

В обед Джон сбрасывает на пол тарелку с едой и уходит.

Несколько раз он подходит к Джойс, пытаясь получить ее внимание. Трогает ее руки, перелистывает бумаги, ложится ей на колени. Он плачет, и плачет, и плачет.

Плачущий и слабый Джон уже не пытается получить внимание сестры. Смирившись с тем, что не получит его, он снова и снова обнимает медведя и накрывается своим домашним одеяльцем.

Он сидит на полу один и плачет, закрывая лицо руками.

Вечером снова дежурит Мэри. Джон ложится в кроватку, уже не протестуя. Он долго и тихо лежит там и сосет пальчик, пока наконец не приходит сон.

День восьмой

Джон в апатии. Он лежит на медведе, не реагируя на действия других детей. Иногда он подходит и молча ложится на колени Джейн. А затем снова ложится на медведя. Джон постоянно плакал в последние дни и ничего не ел. Он очень ослаб. Сестры меняются. Но Джону, похоже, уже все равно.

Сестра пытается утешить Джона, но вокруг слишком много детей, и они не позволяют ей быть с ним. Джон уже не обращает внимания ни на что. Он сидит на коленях у сестры, прижимается к ней и сосет пальчик. Каждый раз, когда подходит кто-то из детей, Джон начинает горько плакать.

Он безвольно лежит на коленях у сестры. И плачет снова и снова каждый раз, когда кто-то из детей походит к ним. Он все чаще и чаще закрывает лицо руками и ложится на пол. Он не успокаивается даже на руках у Мэри.

Джон долго-долго сидит один на стульчике, держа в руках свое одеяльце. Он не реагирует на открывающуюся дверь. Джон голоден. Он сидит за столом, но не может поесть — он слишком расстроен. Приходит отец. Он пытается накормить Джона, но его приход не облегчает состояние мальчика. Джон берет хлеб, но из-за рыданий не может откусить даже кусочек.

Джон долго плачет и на руках у отца. Наконец он затихает.

Но отцу уже пора уходить. Джон начинает рыдать. Джойс пытается успокоить Джона, сестра Кристен пытается сделать это, Мэри пытается сделать это. Но Джон безутешен.

Наконец Джон ложится на медведя в дальнем углу комнаты и снова начинает сосать пальчик, не реагируя на окружающий мир.

День девятый

Джон плачет с самого утра.

Сейчас десять часов, и скоро должна прийти его мать. Когда она заходит, Джон вдруг начинает сильнее цепляться за медсестру и сильно плакать. Он не хочет идти на руки к матери.

Мать растеряна, она пытается заговорить с Джоном, но он отворачивается от нее и начинает плакать ещё сильнее.

Он ложится на плечо сестры, кидает короткий взгляд на мать и снова отворачивается. Мать берет его на руки. Джон затихает и начинает сосать пальчик, не глядя на нее.

Через минуту он уходит от матери и возвращается к Джойс. Он плачет очень сильно, кидая короткие взгляды на мать и тут же отворачиваясь от нее.

Мать пытается взять сына на руки, он вырывается. Затем снова затихает, прижимается к ней и сосет пальчик. Точно так же, как он делал это в последние дни на руках у сестер.

Приходит отец. И Джон тут же вырывается из рук матери, перебираясь к нему.

У него на руках Джон в первый раз смотрит на мать. Такого взгляда своего сына женщина не видела никогда.

Есть основания предполагать, что Джон уже не станет прежним. Что-то очень важное сломалось в его душе. И эта травма останется с ним на всю жизнь.

Loading...Loading...