Пройти между сциллой и харибдой значение. Сцилла и Харибда - что это, как выглядят Сцилла и Харибда? Сложный выбор из двух опасностей

Если брать за основание древнюю мифологию, то Сцилла и Харибда - это два страшных чудовища, обитающие по две разные стороны морского пролива. Такое местоположение отличалось маленькой шириной и там часто погибали мореплаватели. Считалось, что эти чудовища и являлись причиной многих кораблекрушений.

Сцилла и Харибда – что это?

Морские чудовища Сцилла и Харибда – это персонажи древнегреческой мифологии. По приданиям, они угрожали всем мореплавателям и пересечь их пролив было очень сложно. Они заманивали в свои сети людей, а после поедали их в своих пещерах. Важно, что они не сразу стали такими, за свою внешнюю красоту на них разгневались другие боги и отравили воды, в которых обитали Сцилла и Харибда. Тогда и произошли те изменения, повлекшие в дальнейшем множества смертей.

Сцилла

По преданиям, Сцилла - это прекрасная нимфа, которая много времени проводила в море, развлекаясь с себе подобными. Морской царь Главк без ума влюбился в нее, но она не стала отвечать ему взаимностью. Это расстроило божество, и он решил обратиться за помощью к колдунье Кирке, для изготовления приворотного зелья. Кирка же, всю свою жизнь мечтала быть с Главком и поэтому решила извести соперницу и вместо любовной воды, дала видоизменяющую в монстра. Изуродованная красавица не могла пережить своего горя и стала убивать и людей, и богов, заплывающих на ее территорию.

Харибда

Увлекаясь жизнью Сциллы, многие забывают кто такая Харибда. Некоторые утверждали, что она была рождена морским чудовищем, которое проживало на дне морском. Но это не совсем так, ведь она была ребенком двух богов – Геи и Посейдона. За неповиновение небесным законам, сам Зевс разгневался и превратил ее в страшного монстра, в дополнение сбросив с Олимпа в море. С того момента, Харибда всасывает в себя пучину морскую и выплевывает ее, создавая большие водовороты.


Как выглядят Сцилла и Харибда?

Мифология говорит, что Сцилла с Харибдой были страшными монстрами, но на самом деле только одна из них имела внешнее обличие – это Сцилла. Спереди у нее находилось двенадцать лап, которые непрерывно двигались и топтались на месте. Плечи ее покрывала густая и черная щетина и оттуда росли шесть изуродованных собачьих голов. Каждая пасть была наполнена кривыми и острыми как бритва клыками в три ряда, и слюна постоянно стекала с них в морские воды.

Страшное чудовище Харибда не имела точного облика. Она просто представлялась в виде большого водоворота, который три раза на дню засасывал в себя проплывавшие мимо корабли. Некоторые художники представляли ее как:

  • большая открытая пасть посередине пролива;
  • пропасть с окровавленным краями;
  • страшная женщина, которая пытается съесть корабль.

Миф о Сцилле и Харибде

Многие путают два мифа об этих чудовищах и думают, что Геракл спас Одиссея от Сциллы, но это не так. Чудовища располагались на двух берегах узкого пролива и таким образом, уклоняясь от одного, люди невольно попадали в плен к другому. В одно время, Одиссею с его командой потребовалось проплыть между Италией и Сицилией, там, где и обитали эти монстры. Он выбрал из двух зол меньшее и решил пожертвовать шестью членами экипажа, нежели всем кораблем.

Так все же, как Одиссей избежал Харибды? Сцилла похитила с корабля шесть лучших моряков и удалилась в свою пещеру чтобы съесть их. Его не тревожили крики о помощи, он двигался дальше, спасая остальной экипаж. Преодолев чудовищ, он проследовал по своему пути, но недолго. Примерно через два дня, его парусник все же подцепил один из ее водоворотов и потерпел крушение. Сам Одиссей смог спастись, зацепившись за ветки дерева, свисающего над морем. Там он дождался, когда Харибда выплюнет воду и на обломках корабля доплыл до берега.

Что означает – оказаться между Сциллой и Харибдой?

По пути в родные края, город Трою, Одиссей пустил в мир фразу: оказаться между Сциллой и Харибдой. Это символизирует возникновение сложной ситуации с двух сторон практически равной по масштабу бедствия. Таким определением пользуются и в наши дни, и называют тот пролив местом обитания чудовищ. Скептики же, утверждают, что не существовало никаких монстров просто частые водовороты и скалистая местность натолкнула народы того времени придумать легенды о загадочном исчезновении морских путников.

Σκύλλα , в латинской транслитерации Сци́лла , лат. Scylla ) и Хари́бда (др.-греч. Χάρυβδις , допустима транскрипция Харибдида ) - морские чудища из древнегреческой мифологии . Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины (этимологически Харибда восходит к лексеме, означающей «водоворот», хотя есть и иные толкования этого слова). В Одиссее Харибда изображается как морское божество (др.-греч. δία Χάρυβδις ), обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

Доксография

В различных мифографических источниках Сцилла считается:

В некоторых сказаниях Скилла иногда представляется красивой девушкой: так, её любви искал Главк , но волшебница Кирка сама пленилась Главком. Скилла привыкла купаться, и Кирка из ревности отравила воду снадобьями, и Скилла стала свирепым зверем , её красивое тело было изуродовано, нижняя его часть обратилась в ряд собачьих голов.

По другому сказанию, это превращение было совершено Амфитритой , которая, узнав, что Скилла стала возлюбленной Посейдона , решила этим способом (отравив воду) отделаться от опасной соперницы .

Согласно «Эпическому циклу» Дионисия Самосского, за похищение одного из герионовых быков у Геракла Скилла была убита последним , но снова возвращена к жизни своим отцом Форкисом, который сжёг её тело .

Описание у Гомера

Скала Сциллы высоко подымалась острой вершиной до неба и вечно была покрыта тёмными облаками и сумраком; доступ к ней был невозможен вследствие её гладкой поверхности и крутизны. Посредине её, на высоте, недосягаемой даже для стрелы, зияла пещера, обращённая тёмным жерлом на запад: в этой пещере обитала страшная Сцилла. Без умолку лая (Σκύλλα - «лающая»), чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Сциллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее торчало по голове; в пасти у неё сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Вдвинувшись задом вглубь пещеры и выставившись грудью наружу, она всеми головами выслеживала добычу, шаря лапами кругом по скале и вылавливая дельфинов, тюленей и других морских животных. Когда проходил корабль мимо пещеры, Сцилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек. В таких чертах обрисовывает Гомер Сциллу .

Харибда, напротив, у Гомера не имеет индивидуальности: это просто морской водоворот , тревожимый незримой водяной богиней, которая три раза в день поглощает и столько же раз извергает морскую воду под второй из упомянутых скал.

Когда Одиссей со своими спутниками проходил тесным проливом между Скиллой и Харибдой, последняя жадно поглощала солёную влагу. Рассчитав, что смерть от Харибды угрожает неминуемо всем, тогда как Скилла могла схватить своими лапами лишь шесть человек, Одиссей, с потерей шести своих товарищей, которых сожрала Скилла, избегает ужасного пролива .

Когда позднее, в наказание за святотатственное избиение быков Гипериона , по воле Зевса , буря разбила корабль Одиссея и разметала по морю трупы его товарищей, сам Одиссей, успевший прицепиться к мачте и килю, был снова отнесён ветром к Харибде. Видя неминуемую гибель, он в тот момент, когда обломки корабля попали в водоворот, ухватился за ветви смоковницы, спускавшейся к воде, и висел в таком положении до тех пор, пока Харибда не выбросила обратно «желанные брёвна». Тогда он, раскинув руки и ноги, всей тяжестью упал на выброшенные остатки корабля и, оседлав их, выбрался из водоворота .

Согласно Гигину, снизу собака, сверху женщина . У неё было 6 рожденных ею собак, и она сожрала 6 спутников Одиссея .

Подобно Одиссею, счастливо миновал Харибду и Ясон со своими спутниками , благодаря помощи Фетиды ; Эней же, которому также предстоял путь между Скиллой и Харибдой, предпочел объехать окольным путём опасное место .

География

Географически местопребывание Харибды и Скиллы приурочивалось древними к Мессинскому проливу , причём Харибда помещалась в сицилийской части пролива под Пелорским мысом, а Скилла на противоположном мысе (в Бруттии , близ Регия), носившем в историческое время её имя (лат. Scyllaeum promontorium , др.-греч. Σκύλλαιον ). При этом обращает на себя внимание несоответствие фантастического описания сказочного опасного пролива у Гомера с действительным характером Мессенского пролива, который представляется далеко не столь опасным для мореплавателей.

Кроме мессенской Харибды, в древности под именем Харибды были известны пропасть, в которой исчезало на некотором протяжении течение реки Оронта в Сирии , между Антиохией и Апамеей, и водоворот близ Гадиры в Испании .

Фольклор

Сопоставление Скиллы с Харибдой послужило образованию пословицы, равнозначащей русской «из огня да в полымя», или сопоставлению с фразой "между молотом и наковальней": сюда относятся на греческом языке τήν Χάρυβδιν έχφυγών τη Σκύλλη περιέπεσον (то есть, избегнув Χарибды, наткнулся на Скиллу), на латыни гекзаметр «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin» (т. e. натыкаешься на Скиллу, желая избежать Харибды) и другие её разновидности.

Истолкование

Рационалистическое истолкование этих чудовищ приводит Помпей Трог По интерпретации Полибия , описана ловля рыбы у Скиллейской скалы . По другому истолкованию, Скилла - это быстроходная триера тирренцев, от которой бежал Одиссей

Сцилла и Харибда, жившие по обеим сторонам узкого пролива, губили проплывавшие между ними корабли.

В «Одиссее» Гомера дано описание этих страшилищ.
«…Спокойно плыл все дальше корабль, но вдруг услышал я вдали ужасный шум и увидел дым. Я знал, что это Харибда. Испугались мои товарищи, выпустили весла из рук, и остановился корабль. Обошел я моих спутников и стал их ободрять.

Друзья! Много бед испытали мы, многих избежали опасностей, - так говорил я, - опасность, которую предстоит нам преодолеть, не страшнее той, которую мы испытали в пещере Полифема. Не теряйте же мужества, налегайте сильнее на весла! Зевс поможет нам избежать гибели. Направьте дальше корабль от того места, где виден дым и слышится ужасный шум. Правьте ближе к утесу!

Ободрил я спутников. Изо всех сил налегли они на весла. О Сцилле же ничего не сказал им. Я знал, что Сцилла вырвет у меня шесть спутников, а в Харибде погибли бы мы все. Сам я схватил копье и стал ждать нападения Сциллы.

Быстро плыл корабль по узкому проливу. Мы видели, как поглощала морскую воду Харибда; волны клокотали около ее пасти, а в глубоком чреве, словно в котле, кипели морская вода, тина и земля. Когда же изрыгала она воду, та бурлила вокруг со страшным грохотом, а соленые брызги взлетали до самой вершины утеса. Бледный от ужаса, смотрел я на Харибду. В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников. Я видел лишь, как мелькнули в воздухе их руки и ноги, и слышал, как призывали они меня на помощь. У входа в свою пещеру сожрала их Сцилла, напрасно несчастные простирали с мольбой ко мне руки. С великим трудом миновали мы Харибду и Сциллу и поплыли к острову бога Гелиоса - Тринакрии…»

Теперь мы знаем, что речь шла об узком проливе между Сицилией и материком, называемом сегодня Мессинским.

Миф о Сцилле и Харибде веками будоражил мореходов, которые принимали его за истину. Да и как было не принимать, если древнеримский поэт Вергилий Марон доказывал реальность существования этих чудовищ: «Лучше потратить несколько дней, чтобы обогнуть это проклятое место, только бы не увидеть в мрачной пещере ужасную Сциллу и ее черных псов, от воя которых рушатся скалы…»

Но были в те времена и попытки реально объяснить трудности плавания через Мессинский пролив. Помпилий Мела отмечал, что Сицилийский пролив очень тесен и сильное течение в нем направляется попеременно то в Этрусское море (сегодня Тирренское), то в Ионическое, что создает особую опасность. Сцилла - это скалистый мыс, рядом с которым находится селение Сцилла.

Верно, Мессинский пролив довольно узок: в северной части его ширина едва достигает 3500 м. В нем бывают сильные приливно отливные течения, скорость которых достигает 10 км/ч. Здесь часто образуются огромные водовороты. Все это и породило миф о Сцилле и Харибде.

А как же столбы дыма и ужасающий грохот? Апеннинский полуостров (особенно южная его часть), равно как и Сицилия, является зоной повышенной сейсмической активности. Только за XVII-XIX вв в районе Мессинского пролива произошло свыше 20 разрушительных землетрясений. Более опасного в этом отношении места нет во всем бассейне Средиземного моря. Например, 5 февраля 1763 года землетрясение продолжалось всего 2 минуты, но этого хватило, чтобы сровнять с землей большинство селений в Калабрии и северо восточной части Сицилии.

При этом сползли в море большие участки побережья, в морских водоворотах бурлила вода, перемешанная с землей, растительностью, тиной (совсем как в рассказе Одиссея). В одной только Мессине погибли 30 тысяч человек. Землетрясение, моретрясение, цунами взвили воды пролива так, что оголилось дно. Всего в тот страшный день погибло свыше 100 тысяч человек (по другим данным - 160 тысяч). Подобные катастрофы происходили здесь и в древности, о чем наверняка был наслышан Гомер, описавший бесчинства Сциллы и Харибды.

Эпизод о встрече со Сциллой и Харибдой находится в 12 песне поэмы "Одиссея". Основой для повествования о странствиях царя Итаки Одиссея, как считают исследователи творчества Гомера, послужили античный фольклор, заимствования из сказок и мифов других народов мира и рассказы путешественников-мореплавателей.

Для покорителей морских просторов одним из сложных в преодолении мест был Мессинский пролив, и сегодня отделяющий остров Сицилию территории Италии. Ширина его в самом узком месте составляет около 3 километров, а естественная линия берега с обеих сторон, подводные камни и встречающиеся небольшие водовороты иллюстрируют опасности, подстерегавшие мореходов в этом районе Средиземного моря. Справедливости ради нужно заметить, что мифологическая опасность прохода по Мессинскому проливу не соответствует действительности - воды здесь довольно спокойные.

Опасность первая - Сцилла

Со стороны материка, в итальянской провинции Калабрия, возвышается Сцилла - высокая -утес. Сегодня она находится в границах одноименного небольшого живописного городка-курорта, известного также как Шилла (по-итальянски Scilla), на ее вершине - средневековый замок.

Именно под этой скалой терпели крушение на подводных камнях деревянные корабли древних мореплавателей. Мифы древней Греции повествовали о живущей на скале свирепой пожирательнице всего живого, причем происхождение и внешность Сциллы описываются более чем в десяти мифологических вариантах. Часть легенд отразилась в поэме Гомера "Одиссея" в облике двенадцатилапого лающего чудовища с шестью собачьими головами (по-гречески имя чудовища означает «лающая»), пожиравшего по 6 жертв сразу.

Опасность вторая - Харибда

Напротив, ближе к сицилийском берегу, корабли ждала другая опасность - страшный водоворот, приводимый в движение трижды в день водной богиней и находившийся на расстоянии полета стрелы от Сциллы. Так описывает вторую опасность великий Гомер, не особо вдаваясь в подробности. А вот в «Кратком словаре мифологии и древностей» М. Корша, впервые изданном в 1894 году, Харибда - другое чудовище, жившее напротив Сциллы под большим фиговым деревом.

Часть мифов древних греков повествует о появлении ненасытного чудовища Харибды от союза Посейдона и Геи. Вначале жившая на суше, она была сброшена в морскую пучину Зевсом в наказание за съедение украденных коров из стада Гериона. Прожорливая Харибда продолжала наполнять утробу, трижды в день заглатывая воду и все, что находилось на ее поверхности. К счастью, водовороты подобной мощи у берегов Сицилии в действительности также отсутствуют.

Сложный выбор из двух опасностей

В поэме Гомера Одиссей оказывается в тесном месте пролива во время «пиршества» Харибды. Зная об особенностях чудовищ, хитроумный царь Итаки жертвует шестью спутниками, повернув руль корабля в сторону шестиголовой Сциллы. В противном случае ненасытная Харибда затянула бы в водоворот, заканчивающийся в ее желудке, корабль со всей командой.

Столь яркие образы одновременно грозящих опасностей не могли не запомниться человечеству. Крылатая фраза «оказаться между Сциллой и Харибдой» существует множество веков и описывает сложную ситуацию с тяжелым выбором выхода из нее. Используется выражение не так уж и часто, поскольку не совсем соответствует стилю общения.

При общении в разговорном стиле, скорее всего, вспомнятся крылатой фразы: находиться между молотом и наковальней, оказаться между двух огней, попасть из огня да в полымя. Но нельзя не отметить тот факт, что в литературном варианте скрывается более широкий смысл: ведь, оказавшись между Сциллой и Харибдой, нужно еще и пойти на компромисс, выбрать меньшее из зол, пожертвовав частью чего-то ценного или необходимого.

Чтобы избавить жизнь от страданий, необходимо лекарство.

Но яд от лекарства отличает лишь доза. Это известная мысль Теофраста Парацельса .

Парацельс, который был одновременно и великим медиком, и ученым, и алхимиком, писал: «Во всем есть яд, ничто не существует без яда. Это зависит только от дозы - является ли вещество ядом или нет. Я отделяю то, что является эффективным в качестве эликсира, и предписываю его в правильной дозе. В данном случае рецепт выполнен правильно. То, что служит на пользу человеку, не является ядом».

О том, какая доза является правильной, Парацельс писал так: «К тому, что вы называете дозировкой, должна применяться тайна огня. Как можно взвесить количество огня, которое необходимо, чтобы уничтожить кучу дров или дом? Это нельзя взвесить! Однако вы знаете, что достаточно маленькой искры, чтобы поджечь лес, маленькой искорки, которая совсем ничего не весит. Точно так же, как искра действует на дрова и становится большой или маленькой в зависимости от количества дров, точно так же вы должны поступать с лекарственными средствами. Но кто мог бы указать точный вес для этого? Никто

В этих словах Парацельса – ключ к пониманию психологических процессов. Насколько большое разгорится пламя, зависит не cтолько от величины искры, сколько от количества дров, от того, насколько они хорошо просушены, есть ли горючее, не идет ли дождь, нет ли ветра и каков он, ведь маленький ветер помогает пламени разгореться сильней, а большой ветер пламя тушит. Каким будет следствие, зависит от всех обстоятельств, а не только от причины, взятой отдельно от всего остального, как сферический конь в вакууме. Самая крошечная искра обладает потенциалом устроить пожар, если для этого есть благоприятные условия, но и сотни коробков спичек не хватит для костра, если условия иные.

Тайна огня, о которой упоминал Парацельс, заключается еще и в том, что самое благоприятное для человека – огонь, то, без чего ни выживание его, ни эволюция были бы невозможны, является так же и самым опасным при неправильном с ним обращении. Благодаря небесному огню, Солнцу, возникла жизнь, но та же огненная энергия, содержащаяся в атоме, способна эту жизнь уничтожить. Таким образом, Парацельс хотел подчеркнуть, что ничто не является злом или добром, будучи взято безусловно и безотносительно, все является полезным и вредным лишь к контексте индивидуальных условий.

Хочу представить вам двух алхимических чудовищ, Харибду и Сциллу, знакомство с которыми способно пролить свет на большинство загадочных явлений человеческой психики. Два этих страшных монстра при понимании их природы способны стать друзьями человека, помочь ему подключать и прокачивать ресурсы, интегрировать эго, трансформировать свой свинец в золото. Однако, в случае, если человек не сумеет найти баланс в отношениях с ними, каждое из них может его погубить.

Прошу любить и жаловать: Харибда и Сцилла.

Первая управляет процессами слияния, вторая – разделения. Оба процесса очень важны для жизни, оба могут привести к смерти.

Харибда (аддикция)

В греческой мифологии, например, у Гомера , Харибда – это морское чудовище, от которого богиня Цирцея предостерегает Одиссея, более, чем от всех иных опасностей. Также Харибда упоминается разными авторами в описании путешествия Ясона и других аргонавтов.

Чаще всего Харибда изображалась в виде морского водоворота, поглощающей пучины.
В психоалхимии Харибда как чудовище – олицетворение аддикции, то есть болезненной страсти, которая затягивает человека в мощное кольцо, лишая его сил к сопротивлению.
Очень важный символ для понимания аддиктивных тенденций – смоковница, которая, согласно Гомеру, пышно растет на скале, под которой обитает Харибда.

Смоковница, она же инжир и фиговое дерево, имеет богатый ассоциативный ряд в мифологии. Фига (кукиш) – символ половых органов, фиговым листом Адам и Ева прикрыли свою наготу после грехопадения, то есть плод с древа познания добра и зла, скорее всего, был именно инжиром, а не яблоком или гранатом. Смоковница по некоторым источникам это — «перводерево», а в Новом завете это — дерево, проклятое Христом перед казнью. Так или иначе, во всех надежных источниках это — образ сексуальности, любви-страсти, чувственного удовольствия, иногда пьянства. Можно сказать, что Харибда как символ аддикции располагается рядом с символом кайфа, что совершенно логично.

Кроме того, смоковница называется «древом с грудями многими», что отражается в образе многогрудой Артемиды Эфесской.

Богиня Артемида, сестра-близнец Аполлона (Солнца), имеет две несовместимые ипостаси: девственница-охотница и покровительница брака и родов.

Сцилла (фрустрация)

Именно две ипостаси богини, в своем крайнем проявлении, отражены в символах Харибды и Сциллы. Чудовища – крайние точки полюсов, а божественное проявление качеств – в золотой середине.

Ближе к полюсу Харибды – многогрудая Артемида, символ слияния, соединения, синтеза.

Ближе к полюсу Сциллы – девственная, воинственная Артемида, символ сепарации, разделения, анализа.

Именно сбалансированное чередование слияния и сепарации дает в итоге интеграцию.
Крайняя степень слияния, не сбалансированного сепарацией, приводит поток энергии к аддикции, крайняя степень сепарации, не сбалансированной слиянием, приводит поток к фрустрации.

В психоалхимии Сцилла означает противоположное аддикции явление – фрустрацию.
Фрустрация – это сложное понятие, которое в психологии противопоставляется гратификации, то есть вознаграждению. Отсутствие вознаграждения – это фрустрация. Когда затраченные усилия не приводят к желаемой награде, человек испытывает разочарование. Но само чувство разочарования может не вести к фрустрации. Фрустрация влечения – это именно отказ от последующих действий в этом направлении.

Зигмунд Фрейд считал, что именно фрустрация (хотя он рассматривал лишь один из видов фрустрации Versagung — запрет) лежит в основе агрессии, другой известный исследователь фрустрации Саул Розенцвейг делил фрустрацию на множество видов. Однако, энергетически все описания фрустрации, как бы они ни были противоречивы, сводятся к одному: поток энергии, который человек направляет к какой-то цели, натыкаясь на преграду, резко или постепенно блокируется. Именно это важно для понимания психоалхимического процесса. Будет человек испытывать сожаление, унижение или гнев, или вытеснит негативные эмоции как Лиса в басне и решит, что недоступный ей виноград просто зелен, или даже вытеснит само воспоминание о потребности, будет зависеть от психики человека и от тех защитных механизмов, которые находятся в ее распоряжении. Несомненным остается лишь одно: в результате фрустрации потребность прекращает восприниматься как актуальная, что с точки зрения теории ресурсов означает отказ от подключения к данному ресурсу.

Таким образом, если аддикция (Харибда) – это влечение, которое достигло неконтролируемой и поглощающей силы, то фрустрация (Сцилла) – это блокировка влечения: страх или отвращение. В начальном, относительно безопасном проявлении аддиктивность выражается как страсть, а фрустрированность – как безразличие. Однако, достигая своего максимума, то и другое превращаются в опасных чудовищ. Аддикция поглощает личность, а фрустрация во всех сферах приводит к невозможности получить энергию, как следствие к депрессии и суицидальным попыткам.

Согласно мифу о происхождении Сциллы, она была нимфой, отвергавшей всех женихов, в которую влюбился царь Главк. Спасаясь от преследований Главка Сцилла превратилась в чудовище с помощью богини Цирцеи, которая то ли пожалела нимфу, то ли приревновала к ней Главка, по-разному в разных источниках. Теперь Сцилла обитает в темной пещере в голой скале, по Гомеру у нее двенадцать хилых ног, шесть тонких шей и шесть собачьих голов с зубами в три ряда, постоянно лающих «как молодые щенки».

Интересно, что Овидий описывает Сциллу иначе, у него это наполовину женщина, наполовину рыба (рыбий хвост вместо нижней части тела символизирует блокировку чувственности, фригидность, холодность) опоясанная лающими собачьими головами. Этим образ Сциллы идентичен изображениям Артемиды-охотницы, которая появлялась в окружении своры собак, буквально была опоясана собачьими головами. Эта ипостась Артемида оставалась девственной, как и Сцилла, выбравшая стать чудовищем, нежели вступить в брак.

«Тайна огня»

Основной алхимический принцип обращения с Харибдой и Сциллой, звучит на латыни как «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin », то есть «натыкаешься на Сциллу, желая избежать Харибды». Это значит, что человек, пытаясь контролировать свои страсти, лишается энергии и впадает в апатию, низкоэнергетическое состояние, депрессию. Однако, это не значит, что страсти нужно довериться, в этом случае есть опасность сгинуть в ее водовороте.

Кажется, что принцип баланса – найти ту меру взаимодействия Сциллы и Харибды, то идеальное расстояние между одной и второй скалой, где энергии было бы достаточно много, но она подчинялась бы разуму. Над поиском такой меры люди бьются всю свою жизнь, иногда теряя силы и уступая одному или другому монстру. Они ищут ту самую дозу каждого яда, о которой говорил Парацельс.

Но вспомним его «тайну огня».

Сила пожара зависит не от веса искры огня, а от количества дров и от того, как эти дрова просушены. Реакция системы зависит не столько от того, что мы вносим в нее, сколько от самой системы.

От личности зависит, будут ли Харибда и Сцилла страшными монстрами или это будут две сестры — богиня плодородия, помогающая человеку растить сладкие плоды, и богиня охоты, увлекающая его в погоню за дичью. Пока алчущая пасть Харибды и собачьи головы Сциллы делят между собой тушку слабого и инфантильного человека, сильная и взрослая личность общается не с враждебными чудовищами, а с дружелюбными богинями.

Как же получается такая разница?

Эту разницу много раз иносказательно описывали алхимики в своих трактатах о Делании и о Работе, а философ-суфий и замечательный психолог Георгий Гурджиев рассказал почти прямолинейно. Инфантильного человека Гурджиев описывал как механическое существо, раздробленное на интеллект, эмоции, тело, не имеющее единого центра, не обладающее самосознанием. Он говорил, что такой человек ничего не «делает» с ним все «делается». Ему только кажется, что он поступает сам, на самом деле с ним все происходит, он все время является лишь приложением чужих сил, средством, следствием внешних причин.

Центр активности находится не внутри такого человека, а снаружи. Сам он пассивен, даже если кажется активным (такую активность, вызванную извне, Виктор Франкл предложил называть реактивностью в отличие от проактивности — активности, вызываемой изнутри, самим человеком). Собственная активность такому человеку лишь кажется и если он будет внимательно за собой наблюдать, он заметит, что постоянно подчиняется эмоциями и мыслям, которые вызываются извне. Только когда у такого человека разовьется центр самосознания, он начнет постепенно делать что-то сам, а не подчиняться влиянию других сил и чужих действий.

Этимология слова «пассивный» проливает свет на тайну Харибды. Родственным этому слову на латыни является слово «страсть» (пассия) и слово «страдания». Пассивный — значит страдательный, подчиняющийся страсти, не обладающий собственной волей. Харибда легко поглощает страстных, пассивных, не имеющих собственной воли людей. Если же такой человек решит убежать от Харибды, он окажется в пасти у Сциллы, поскольку лишится энергии, его страсть иссякнет вместе с жизненной силой, ведь он существует только за счет внешнего потока, которым не может управлять.

В мифе Одиссей плывет по течению, то есть пассивно подчиняется внешнему потоку. Он не имеет своих опор под ногами в виде земли, его несет вода, и лишь милость и симпатия богинь помогает ему кое-как уходить от неприятностей. Образ Одиссея символизирует формирующуюся личность, которая не обрела еще собственной устойчивости. «Одиссея» — это описание инициации, путь, который проходит обычный смертный (механический человек) до героя-полубога (делателя, интегрированной личности).

Если непробужденная личность пассивно следует страсти, поток увлекает ее в пасть Харибды. Если такая личность сопротивляется страсти, она оказывается в холодной пещере Сциллы. Пока личность плывет в чужом потоке, не имея почвы под ногами, она будет разрываться между двумя монстрами.

Но умозрительно самосознание не развивается. Только в процессе деятельности. Если личность решит создать свой собственный остров-Я в этом океане, она должна будет собрать его из круга ресурсов и каждый сантиметр собственной «земли» прокачать и слепить по крупицам самостоятельно. Когда она обретет личную территорию и построит на ней свой собственный град, она может возвести там храм для богини плодородия и охоты. В этом случае и Сцилла, и Харибда станут ей верными помощницами.

Loading...Loading...