Путь к себе: система координат. Мистическая сила древних в нашей жизни

Существует столько способов медитации, сколько медитирующих людей на свете, поскольку процесс медитации весьма индивидуальный. Однако похожие признаки имеются во множестве ее форм. Например, они схожи непосредственным содержанием медитирования. А также методикой вхождения в состояние, которого пытаются достичь с помощью какой-либо техники. Чтобы это многообразие упорядочить, ученые и психологи рекомендуют уникальную систему, с помощью которой можно доступнее и точнее описать различные способы, применяемые в медитировании.

По методам исследования медитации делятся на трансцендентальную, содержательную, концентрирующую, пассивную, активную, раскрывающую.

Трансцендентальная медитация

Такой медитацией сможет легко овладеть и начать заниматься каждый желающий, поскольку она практически не требует предварительных условий, так как не зависит от определенного образа жизни, а также не связана с какими-либо религиозными или политическими условностями. Ее опорой служат физические и психические закономерности, например, такие, как стремление к улучшению своего самочувствия.

Трансцендентальная медитация - это вид медитации без созерцания или концентрации внимания, при котором ум воспринимает все более глубокие уровни мысли, постепенно выходя за эти пределы и воспринимая сам источник мыслей. За последние пятьдесят лет этой технике обучилось около четырех миллионов человек.

Эта техника очень проста и не требует больших усилий. Ею достаточно заниматься в течение 20 минут утром и 20 минут вечером, причем это можно делать в любом месте, не отвлекающем от процесса медитации.

Благодаря технике трансцендентальной медитации человек пребывает в состоянии бодрствования в покое, при этом тело получает необычайно глубокий отдых. В результате исчезают стрессы и напряжения, раскрываются творческие способности человека, развиваются умственные способности. Клинически доказано, что медитация способствует омоложению организма на 5-12 лет. Ученые также утверждают, что именно трансцендентальная медитация дает человеку более глубокий отдых, чем сон, занятия релаксацией или прогулка.

Еще одним из преимуществ данной практики является то, что она не несет религиозный характер, в ней отсутствуют философские доктрины. Она универсальна, не требует изменения образа жизни.

Обучиться этому виду медитации очень легко. Обучение проходит под индивидуальную мантру, чтобы улучшить погружение в медитацию. Эта мантра повторяется перед самой медитацией, а затем, в процессе выполнения данной техники, ум периодически вновь обращается к ней.

Занятия трансцендентальной медитацией позволяют человеку добиться положительных результатов на всех уровнях своей жизни благодаря тому, что человек становится уравновешенным, целостным, счастливым. Укрепляется также здоровье, улучшаются взаимоотношения с людьми, улучшается память, наблюдается приток новых сил.

При желании трансцендентальную медитацию можно дополнить асанами, пранаямой, исследованием пульса, прослушиванием медитативной музыки. Однако в целом достаточно сидеть прямо в удобной позе, но при этом не прислоняться ни к чему головой, чтобы не уснуть.

Затем человек произносит несколько раз мантру и погружается все глубже внутрь себя. Такое погружение постепенно позволяет ему услышать голос своего сердца, из которого и исходят все мысли.

Чтобы в процессе медитации ум не отвлекался на посторонние объекты, человек вновь может произнести индивидуальную мантру, которая возвращает его в состояние покоя.

Трансцендентальная медитация - уникальная, практичная и эффективная процедура развития сознания, раскрытия своего умственного и творческого потенциала для полнейшего практического использования его в повседневной жизни.

У каждого человека есть опыт содержательной медитации. Это происходило в основном на природе при созерцании неба и плывущих по нему облаков.

Довольно большое количество людей, глядя на огонь, воду или другие природные явления, начинают погружаться в естественную медитацию. Учителя медитации такое состояние применяли для анализа и на этой основе развили формы содержательной медитации. Какое-либо природное явление или предмет используется, как отправная точка для погружения во внутреннюю сосредоточенность. Медитирующий начинает постигать глубину определенного предмета и тем самым погружается в основополагающие взаимосвязи человека и природы.

В качестве средства содержательной медитации могут быть использованы изображения, фотографии или рисунки. Можно также медитировать с помощью специальных стихов, притчей, текстов и метафор, взятых из священных рукописей. При этом все внимание человека сосредоточивается на них. Медитирующий раскрывается, постигает глубокий смысл изображения, принимает его «послание». К этому виду относится мандала-медитация, о которой мы расскажем более подробно далее. Содержательная медитация посредством изображения помогает охватить разумом глубинные измерения наблюдаемого, развивает способности к наблюдению.

Еще одним видом содержательной медитации является музыкальная медитация. Когда звучит музыка и вы сосредоточенно ее слушаете, в вашем сознании начинают появляться различные картины, и вы вдруг открываете для себя новый неожиданный мир красоты звуков. К музыкальной медитации нужно относиться так же, как и к медитации с использованием изображения. Только такая медитация обостряет не зрение, а слух. Это особенно важно в обычной жизни, из которой многое ускользает потому, что вы еще не научились слушать правильно. С помощью музыкальной медитации такая способность слушать приобретается, и ситуация схватывается человеком только по восприятию звуков и шумов.

Все негативное (неприязнь, обиды) теряет в подобной медитации свое значение. Отношение к другому человеку меняется, что позволяет воспринять его по-новому и поддержать.

Глубокая медитация

Глубокая медитация основывается на простых формулах или мантрах, которые постепенно утихают в процессе успокоения психики, идущего естественным путем, пока наконец не наступит полное душевное успокоение, после которого человек погружается в самого себя. При этом границы сознания расширяются. При глубокой медитации тело быстро приходит в особое состояние покоя.

Методы глубокой медитации, так же как ее воздействие, исследованы учеными обстоятельно, в отличие от техники содержательной медитации. Опираясь на опыт сегодняшних дней, ее можно считать достаточно простым методом.

Концентрирующая медитация

Концентрацией называют фокусировку и (частично) фиксацию внимания на каком-нибудь внешнем или внутреннем объекте, например на словах, монотонных звуках, биении сердца, молитвах, геометрических символах или дыхании. Концентрацию различают в зависимости от того, на чем сосредотачивается внимание медитирующего, - на духовном или физическом объекте.

Например, в начальных упражнениях по дзен-медитации от ученика требуют считать от одного до десяти вдохи и выдохи, а затем сначала. Если он сбивается со счета, а это часто случается у начинающего, то ему приказывают снова начинать с единицы. Таким образом, счет связывается с дыханием. На нечетные числа приходится вдох, а на четные - выдох. Идет двойная концентрация на дыхании и счете, что, с одной стороны, ограничивает возникновение различных отвлекающих мыслей, а с другой - не препятствует погружению на более глубокие уровни сознания, не являясь слишком сложным действием. Одновременно блокируются из внешней среды все возможные помехи.

Концентрирующая медитация освобождает человеческое сознание от зависимости от мечтаний и мыслей, человек на какое-то время выпадает из повседневной жизни, наступает психическое и физическое успокоение. Направленное наружу активное состояние сознания плавно переходит в более пассивное, в основном ориентированное вовнутрь.

Раскрывающая медитация

Такая форма медитации связана с активной повседневной деятельностью в большей степени, чем даже концентрирующая. Эта медитация требует от медитирующего, чтобы он сознательно относился ко всякой деятельности, то есть, необходимо сформировать сознание, которое относится именно к данной реальности, к данному моменту. Таким образом, сознание начинает раскрываться во время действия. Сложно представить себе некую деятельность, которая расширяла бы собственное сознание. Тот, кто медитирует, должен лишь наблюдать ход собственного действия.

Пассивная медитация

Пассивными являются большинство форм медитации, так как их цель - достижение состояния погруженности, без какой бы то ни было эмоциональной или умственной активности. Примерами подобного пассивного метода самопогружения являются медитационные формы традиционной индийской йоги.

Активная медитация

В разнообразных практиках йоги, в высших ритуалах дзен-буддизма, в упражнениях танцевальных традиций суфи можно встретить медитационные формы, которые требуют активного внимания. Применение таких форм может довести медитирующего человека до экстаза. Основой этого метода являются определенные движения тела, танцевальные формы, позы. Состояние экстаза при выполнении активной медитации достигается путем целенаправленного повышения возбуждения. Экстаз при этом служит выражением сверхчистого возбуждения, которое не сохраняется долго и, как правило, заканчивается изнеможением.

Одним из признаков, по которому можно различать формы медитации, является способ, который помог ими овладеть. Медитационной форме следует быть простой для исполнения и обучения. Медитация при всей простоте должна опираться на упорядоченную систему обучения, которая базируется на надежных традициях. Иначе нельзя гарантировать, что все ваши ощущения будут правильно объяснены и начнется формирование целостностной личности.

Медитация с самого начала не должна требовать изменения жизненных привычек, поскольку это мешало бы регулярным и длительным занятиям ею. Она должна просто включиться в обыденную жизнь, то есть, по возможности, быть применимой без особых затруднений в имеющихся бытовых условиях. Это относится также к затратам времени: продолжительным упражнениям сложно найти место в сегодняшних условиях нашей жизни.

Чтобы медитации не утомляли, обязательно нужно внимательно следить за своим самочувствием. Утомление вступало бы в противоречие с основополагающим ощущением покоя, которое и характеризуется отсутствием усилий и активных действий.

Нужно выбирать такие медитативные формы, которые приведут к ощутимым результатам с самого начала занятий. Вы поймете, что медитировать необходимо только тогда, когда эффективность вашей медитации проявится непосредственно. Иначе вы будете ощущать лишь то, что напрасно потеряли время. Отличительными критериями действенной, успешной медитации могут быть, к примеру, такие: улучшение физического самочувствия, растущая удовлетворенность жизнью, уравновешенность.

Медитация памятования

Многие буддисты убеждены, что существует два типа медитации: медитация памятования (осознанности) и медитация сосредоточения. Медитацию памятования сравнивают с прямым путем, а методику сосредоточения - с извилистой дорогой. Но если глубже вдаваться в учение Будды, обе эти практики являются частями единого целого. Каждая из них помогает в продвижении по пути ума к устойчивому состоянию.

Чтобы овладеть техникой памятования существует ряд буддийских наставлений.

Наши деяния - единственный источник страданий. Необходимо следить за своими поступками.

Нужно выработать привычку оставаться спокойными и разумными. Если вы будете находиться в таком состоянии, то сможете правильно реагировать, не действовать эмоционально.

Насилие и ненависть отдаляют от счастья.

Действия, основанные на гневе, свидетельствуют об отсутствии самообладания.

На ситуацию необходимо смотреть с точки зрения оппонента. Тогда вы сможете увидеть решение проблемы.

Необузданное мышление не может быть мудрым и сосредоточенным. Без этих качеств невозможно обрести спокойствие. Без спокойствия нельзя быть счастливым.

Не имитируйте чувства. Не давайте враждебным мыслям руководить вами. Это породит ответную вражду. Такая ситуация - худшая из возможных. Необходимо стремиться избегать их.

Контролируя себя, вы сможете совершенствоваться. Этот путь ведет к самопознанию и освобождению.

Сострадание и любовь - две важнейшие составляющие жизни. Имея их, вы обретете все.

Если вы искренне воспитываете свой разум, то непременно придете к успеху и спокойствию.

Постижение искусства медитации поможет совершенствовать ваше тело, речь и ум.

Покой нужно искать внутри, а не снаружи.

Упражнения в медитации должны быть регулярными. Они должны войти в привычку.

Если искать самого себя, то не сможете найти. Это означает, что вы существуете иначе, чем как вы себе это представляете.

Чтобы освоить медитацию памятования, внимание должно быть сосредоточено на кончике носа или на точке над верхней губой. Здесь наиболее ощутим поток воздуха во время дыхания. В начале практики медитирующий должен сосредоточить внимание на вдохах и выдохах. Но исключить мысли о них.

Разум и тело начинающего медитировать не должны быть напряжены, и при этом он должен находиться в бодром состоянии. Лучше выбирать место со слабым освещением. Положение «лотоса» может оказаться не самым удобным для начинающих.

Поэтому можно для начала выбрать просто удобный стул или кресло с прямой спинкой. Найдите позу, в которой вы сможете находиться долго, но при этом не сможете уснуть. Как только тело привыкнет находиться в позе со скрещенными ногами, переходите в эту позицию на пол.

Будьте готовы принимать и отдавать энергию. Раскройте ладони и обратите их вверх.

Суть медитации памятования состоит в обучении правильной технике дыхания, которая поможет лучше воспринимать тело и его возможности. Сочетание практики памятования с обучением ощущать собственное тело не должно вызывать проблем. Это состояние равновесия и спокойствия.

Будда объединил в своем учении первые четыре шага медитации дыхания:

  1. Длинное дыхание - делая длинный вдох, вы распознаете длинный вдох, делая длинный выдох - ощущаете длинный выдох.
  2. Короткое дыхание - делая короткий вдох, распознавайте короткий вдох, делая короткий выдох - ощущаете короткий выдох.
  3. Осознание собственного тела при вдохе и выдохе. Тренируйтесь ощущать собственное тело на вдохе и выдохе.
  4. Успокоение дыхания в теле - тренируйтесь, вдыхая и выдыхая, успокаивать свое тело. Вы должны учиться видеть себя изнутри и снаружи.

В учении о памятовании сказано, что существует три этапа познания собственного разума и тела, к которым приводит практика медитации памятования.

На первом этапе познания вы должны научиться созерцать тело, саму его суть. Нужно отбросить алчность и уныние, отбросить любые причины для беспокойства, ощутить свое нахождение в теле. Это один из способов установления памятования. Нужно пытаться держаться за него. Каждый раз возвращайте свой разум к такому ощущению. Рано или поздно вы придете к моменту, когда вам будет по силам удерживать дыхание. Начиная с этого времени, вы сможете отрешиться от всего лишнего, что может пересекать границы сознания. Тогда вы всегда будете пребывать с вашим телом, которое станет главным способом достижения медитации памятования. Все лишнее может приходить и уходить, вы осознаете это.

На втором этапе познания вы начинаете приходить к пониманию причин и следствий. Они приходят как поток, приносящий свои результаты. Ваши идеи, эмоции, чувство, что вы существуете, тоже являются частью потока. Это прозрение ослабит привязанность к иллюзорному процессу.

Ваш разум приходит в состояние идеального равновесия на третьем этапе познания. Вы должны прийти к такому ощущению, когда перестанете привносить что-либо в действительность. Тогда нужно остановить свое участие в этом состоянии и в этом моменте. Именно в это время ваш ум будет открыт всем явлениям.

К описанному этапу нужно идти медленно. Начните обретать восприимчивость к тонким материям, которые вы раньше не могли замечать. Вы научитесь отсекать детали соучастия до такой точки, когда сами по себе явления приходят в равновесие. Придет ощущение избавления и освобождения.

Поэтому следует помнить о необходимости проходить все этапы практики памятования. Нужно понимать роль практики сосредоточения. Если не опираться на эти этапы, невозможно развить навыки, приводящие к пониманию разума. Именно в процессе овладения памятующим сосредоточением можно обрести способность настоящего прозрения.

В первую очередь медитация памятования будет полезна тем людям, которые страдают заболеваниями, вызванными стрессом. Также дыхательная практика помогает вылечить астму, заболевания дыхательных органов.

Дзадзен

Дзадзен - это один из ведущих методов медитации, практикуемых в буддизме. Как и все медитативные техники, он направлен на достижение гармонии. Основной целью является так называемое «успокоение тела». Философская основа дзадзен - понимание принципов существования и достижение через медитацию просветления. Она позволяет посмотреть на свои ощущения с другой стороны, заново открыть себя.

Поток сознания во время медитации приостанавливается, теряются ощущения времени и пространства, под которыми скрывается бытие. Техника медитаций дзадзен проста и эффективна, что подтверждают множество японских монахов, практикующих эту медитацию в своих храмах в качестве единственной практики.

Это традиционная сидячая медитация японской школы сото, которая практикуется в специально подготовленных помещениях храмов (дзендо). Ее также используют в комплексе с медитацией кинхин - медитативной прогулкой.

Сеанс и завершение дзадзена обозначают ударами в колокол: три удара в начале и один удар в конце. Начинается медитация с традиционного приветствия (гассе) - ритуального поклона учеников и мастера.

В Японии залы для проведения медитации оборудованы специальными соломенными матами, на которые помещаются подушки для медитаций (дзабутон).

Существуют следующие традиционные позиции для дзадзен:

  • позиция лотоса - кэккафудза;
  • позиция нераскрывшегося лотоса - ханкафудза;
  • сидение «по-турецки» - агура;
  • классическая японская позиция - сэйдза.

Во время медитации используется правильный брюшной тип дыхания, называемый хара. Практикующий держит спину ровно, так чтобы позвоночник был прямым, а уши и плечи находились параллельно друг другу - это один из главных принципов выполнения дзадзен.

Положение рук называется космической мудрой. Они сложены на линии пояса в красивый овал, ладонь правой руки находится под левой ладонью, а большие пальцы слегка соприкасаются, как будто в них вложен лист тонкой бумаги.

Для того чтобы практиковать дзадзен в домашних условиях, вам понадобится немного свободного времени и пространства.

Примите позицию для медитации. Для этого вы можете использовать небольшую подушечку или же обойтись без нее, если вы предпочитаете позицию стоя. Среди вариантов позиций можно выбирать - позу лотоса, нераскрывшегося лотоса, сидя на коленях, позицию стоя или сидя по-турецки.

Сделайте руками космическую мудру: сложите руки на уровне пояса, чтобы ладонь левой руки была сверху правой, а большие пальцы касались друг друга. У вас должен получиться овал правильной формы.

Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании, больше ни о чем не думайте. Медленно отсчитывайте каждые вдох и выдох по 10 раз. Если вам мешают ваши мысли, то «признайте» их и снова сконцентрируйтесь на дыхании. Продолжайте так 10-15 минут, пока мысли не перестанут мешать счету.

Открыв глаза, разомните конечности, это восстановит кровообращение в норму.

Постепенно увеличивайте время медитаций до часа - чем регулярнее будут ваши занятия, тем спокойнее вы будете, а ежедневные проблемы и стрессы будут вам не страшны.

Во время медитаций не пытайтесь дышать каким-то особым способом, если вам это тяжело, дышите так, как вы привыкли. Лучше постарайтесь провести исследования спокойствия и неподвижности, тишина вам в этом поможет.

Медитация дзадзен - это отличный способ отвлечься от ежедневной суеты и сконцентрировать внимание на своих чувствах и ощущениях, она приносит гармонию и спокойствие.

Медитация на пустоте

Медитация на пустоте - одна из самых сложных медитативных практик, которая требует предельной концентрации от того, кто ее практикует. Данный тип медитации присутствует во многих восточных школах и в своей основе имеет общую философию.

Медитация на пустоте вобрала в себя классические японские традиции и индийскую мудрость. Ее философия полагается на познании «ничто», для достижения которого необходимо время.

Медитация на пустоте - это древняя восточная традиция, которой посвящено множество буддийских трактатов, описывающих ее классическую практику по всем канонам буддизма. Она до сих пор практикуется в храмах по всему миру, хоть и не является приоритетной.

В основе практики лежат три основных ступени:

  • Первая - это остановка внутреннего диалога, когда поток мыслей в голове останавливается и человек концентрируется на дыхании. Эта ступень присуща всем медитативным практикам.
  • Вторая - остановка картинок, которые рисует мозг, когда диалог продолжается уже не словесно, а визуально. Это работа воображения, которое должно уснуть на время медитации. Для этого необходимо следить за тем, чтобы внутренний взор оставался чистым, что и требует самой большой концентрации.
  • Третья ступень - это так называемое «успокоение тонких движений». Его механизм достаточно сложен для понимания, так как при остановке воображения и внутреннего голоса резко ощущается потребность в действии. Тело дает команду к пробуждению от медитации, его чувствительность к внешним факторам возрастает. На этой ступени очень важно не выходить из состояния медитации, а попытаться отказаться от ощущений тела, представив, что их не существует.

Достигнув состояния, которое характеризуется тем, что нет ничего извне и нет ничего внутри, появляется ощущение пустоты, которое лежит в философской основе данной техники.

Этой медитативной практике можно обучиться самостоятельно, поскольку никто не сможет проконтролировать работу вашего воображения и мозга так, как это сделаете вы.

Все, что понадобится, - это следовать простым медитативным рекомендациям для концентрации на пустоте. Вначале необходимо принять позу для медитаций, для нее подходят позиции раскрывшегося и нераскрывшегося лотоса.

Затем идет концентрация на дыхании и отстранение мыслей. Когда концентрация на дыхании достигает нужного уровня - все мысли прекращаются, их не существует. Не существует и ничего другого в воображении.

Ощущение и признание пустоты вокруг и внутри себя является ключевым моментом для достижения успеха в медитативной практике, здесь главными будут не сенсорные ощущения, а отстраненность сознания от них. С этого момента начинается познание «ничто» и главная часть медитации.

Медитация на пустоте почти никому не дается с первого раза, она требует определенной духовной подготовки и выполнения других простых медитаций. Занятия медитацией на пустоте следует начинать с 10-15 минут в день и постепенно увеличивать время до одного-полутора часов. Ее конечный результат не менее эффектен, чем у медитаций на дыхание и внутренне ощущение своего Я.

Кундалини-медитация со сосредоточением на чакрах

Согласно древним знаниям, человек обладает особой энергией, которая сосредоточена в основании позвоночника и, поднимаясь по нему вверх, способна пробудить каждую его чакру (центры, генерирующие и распределяющие духовную, физическую и эмоциональную энергию человека).

Существует семь основных чакр:

  • Муладхара - расположена в основании позвоночника.
  • Свадхистхана - расположена в области таза.
  • Манипура - расположена на уровне солнечного сплетения.
  • Анахата - расположена между лопатками.
  • Вишудха - расположена в основании горла.
  • Аджна - расположена между бровями.
  • Сахасрара - расположена в затылочной части.

Энергия кундалнии. находящаяся в муладхаре, традиционно изображается в виде змеи, которая, как считается, дремлет в каждом человеке и дает нам внутренние силы для контроля и развития собственной жизни. Как и любая другая техника медитации, кундалини призвана привести в тонус наше тело, сознание и дух. Кроме того, духовные практики утверждают, что данная методика раскрывает также и творческий потенциал человека. При этом кундалини-медитации не требуют большого количества времени.

Эффективность любой медитации достигается только при условии регулярных занятий, поэтому советуем проводить практики ежедневно. Но важно не спешить и медитировать в спокойном состоянии и в комфортной обстановке.

Позаботьтесь о том, чтобы ничего не могло отвлечь вас от занятий: ни телефонные звонки, ни члены семьи, ни внешний шум.

Постарайтесь медитировать натощак (сытость стимулирует циркуляцию крови в пищеварительных органах, что негативно влияет на способности концентрироваться), в удобной одежде в утренние часы после пробуждения или, наоборот, перед сном.

Существует несколько упражнений для практикующих данную технику медитации. Каждое из них предназначено для высвобождения потока энергии кундалини и, как уже говорилось ранее, пробуждения энергетических центров. Помните, ваша задача - концентрация внимания на своих ощущениях и чувствах, что позволяет привести сознание в ясное состояние, стать бодрее и жизнерадостнее.

Техники, о которых будет говориться ниже, стоит осваивать постепенно. Рекомендуем начать с первой. И когда, при условии ежедневных практик, вы почувствуете уверенность в ее овладении, то сможете добавить к ней следующую. Как правило, на освоение одной техники требуется один месяц. Хочется также сказать, что в спешке при изучении всего комплекса техники кундалини-медитации нет совершенно никакого смысла.

Медитация по чакрам

Этап 1. Духовные практики советуют проводить данную медитацию не меньше, чем в течение получаса. Но при желании вы, конечно же, можете продлить сеанс. Примите сидячую позу, выпрямите спину и скрестите ноги, руки положите на колени. Вам должно быть удобно, поэтому в начале своего пути освоения кундалини-медитации не привязывайтесь к позе лотоса.

Подойдет любая поза со скрещенными ногами, вы также можете сесть на колени. Для большего комфорта рекомендуем сидеть на подушке. Закройте глаза и рот, кончиком языка коснитесь верхнего нёба. Дышите ровно и через нос. Но при этом не обязательно делать глубокие и длительные вдохи. Расслабьте мышцы лица, плеч и живота. Постарайтесь максимально успокоить свое сознание, ровное дыхание поможет вам в этом. Сохраняйте его во время всего сеанса медитации.

Этап 2. Приступаем к работе с чакрами. Вы начнете с самой нижней и будете продвигаться вверх по позвоночнику. Останавливаясь на чакре, не забывайте о ровном дыхании, представляйте, что поток воздуха при вдохе-выдохе проходит именно через нее. Работа с каждой чакрой должна длиться 3-4 минуты. Максимально прочувствуйте ту часть своего тела, в которой расположена чакра, эта область должна быть полностью расслаблена.

Начинаем с муладхары. Сконцентрируйте все свое внимание на области вашего тела между анусом и гениталиями в самом основании позвоночника, именно в этом месте находится данная чакра.

Затем устремите свое внимание на вторую чакру - свадхистхану. Она также расположена внизу позвоночника, на уровне половых органов.

После мысленно продвигайтесь к третьей чакре - манипуре, находящейся в области солнечного сплетения, и далее - к анахате. Она занимает место между лопатками, передняя проекция - центр грудной клетки.

Следующая точка - чакра вишудха, которая расположена в основании горла.

Шестой пункт продвижения - чакра аджна, или, как еще говорят, третий глаз. Аджна - это точка у переносицы, между бровями.

И затем переместите свое внимание на последнюю чакру - сахасрару, расположенную в затылочной части головы. Попытайтесь представить, как макушка вашей головы светится энергией.

Этап З. Сконцентрируйтесь на пространстве, окружающем ваше тело, ауре - обволакивающей его энергетической оболочке. С каждым вдохом представляйте, как аура напитывается, насыщается энергией.

Этап 4. Расслабьтесь, но спина должна оставаться прямой. Дышите медленно и размеренно. Попытайтесь максимально успокоить и освободить свой ум. Не ждите новых ощущений или появлений непривычных чувств. Находясь в данном моменте времени, полностью осознайте его, насладитесь им. Обратите внимание на ваше дыхание, потоки воздуха вокруг вас, запахи и образы. Но не стоит зацикливаться на них, пусть они существуют без вашего участия.

Находясь в таком состоянии ума, сделайте один или два глубоких вдоха. Затем разотрите руки и движением, как будто вы умываетесь, протрите руками лицо. Медленно откройте глаза и, пребывая в расслабленности некоторое время, завершайте упражнение.

Медитация серебряного шнура

После того как вы научитесь работе с чакрами, можете приступать к освоению следующей ступени кундалини-медитации.

Оставаясь в прежнем положении (сидя, скрестив ноги) всецело обратите свое внимание на позвоночный столб. Через самый центр позвоночника наряду со спинным мозгом проходит энергетический канал, который называется «сушумна» или, по-другому, «серебряный шнур». Именно по нему течет энергия Кундалини, заряжая все чакры.

Ощущая свой позвоночник по всей его длине, представьте серебряный шнур с ярко-алой сердцевиной, сконцентрируйтесь на нем. Не забывайте о ровном дыхании.

Медитация Нада-йоги

Нада - это поток звука и вибраций, передаваемый абсолютно через все. Поэтому практиковаться лучше в тихом месте.

Вы можете оставаться в сидячей позе или лечь. В последнем случае вытяните ноги, не скрещивая их, руки должны занять положение вдоль тела, ладони поверните вверх. Глаза и рот, по-прежнему, закрыты. Кончик языка прижат к верхнему нёбу. Расслабьтесь.

Устремите внимание внутрь вашей головы и тщательно прислушивайтесь. Сначала звук должен появиться в правой части головы, у внутреннего уха. Это может быть звон, жужжание или любой другой звук. По мере практики он будет становиться громче и может разделиться на несколько звуков разной высоты. Выберите один из них, со временем вы почувствуете, как он проходит через все ваше тело. Следует сказать, что звук может видоизменяться, это нормально. Медитируйте 15-20 минут, затем расслабьтесь и «отпустите» свое сознание на некоторое время.

Объединение техник

Постарайтесь сконцентрироваться на серебряном шнуре, находясь в звуковом потоке, почувствуйте энергию, текущую по позвоночнику.

При этом вы одновременно будете стимулировать собственный энергетический канал и благодаря звуковому потоку окажетесь в источнике разума и всей энергии. Продолжайте медитацию не меньше 15-20 минут.


Для вхождения в глубокую медитацию, прежде всего, нужно понять игры ума. Что бы ни исходило из ума — это никогда не сможет стать нашим проводником в медитацию. Ум никогда не сможет стать инструментом избежания ума. Но в то же время ум дает нам логичные обоснования, говоря о том, что вхождение в глубокую медитацию окажется полезным для нас всяческим образом. Например, Ум может взять на себя ответственность за прочтение этой статьи для того, чтобы вы имели возможность идти глубже в медитацию. Но в действительности это еще одна уловка ума.

Во-вторых, если мы посмотрим глубже, то вхождение в глубокую медитацию не является достижением. Медитация сама по себе представляет инструмент, который используется нами для поисков просветления или избавления от Ума. Но ум задает вопрос о «советах по вхождению в глубокую медитацию». Таким образом, Ум делает из медитации еще одну цель. Некоторые люди желают преуспеть в материальном мире и некоторые в духовном мире, но разница не такая значительная. В обеих сферах ум действует в своих интересах. Следовательно, для вхождения в глубокую медитацию следует осознавать игры ума.

Если человек понимает ум и то, как он обманывает нас, тогда путешествие становится намного легче. Я никогда не соперничал с умом, потому что в реальности не существует такой вещи, как ум, и если я начну с ним сражаться, тогда косвенным образом я буду придавать ему силу. Ум похож на мечту, которая не имеет существования, но до тех пор пока я придаю ей важность, у нее есть жизнь.

Медитация является средством, которое мы используем для удаления грязи или мусора из нашего сознания. Поэтому нашей основной целью является использование медитации для осознания своей истинной сущности, а не превращения в фанатика медитаций. Я не против медитаций. Я люблю медитировать. Я чувствую, что медитация должна сопровождать нас как тень по всей нашей жизни. Но у многих медитаторов дело заканчивается тем, что у них появляется огромное эго «Я великий медитатор», и это эго останавливает их движение глубже в медитацию. Нужно всегда помнить, что мы используем медитацию для поиска истины, и в конце мы должны будем отказаться от медитации также.

Лучше будет, если мы взглянем на процесс развития медитационных техник до настоящего времени. Как-то Ошо сказал, что он проверил все медитационные техники и был удивлен, когда обнаружил, что сутью всех медитаций является свидетельствование.

Во-вторых, Мудрецы говорят, что нашей истинной природой являются «Правда, Блаженство и Сознание. В этом состоянии время и пространство не существуют. Человек всегда счастлив, расслаблен и принимает решения каждый миг.» Поэтому любая вещь, которая приближает нас к этому состоянию Мудрецов, могла бы оказать нам помощь во вхождении в глубокую медитацию.

Чтобы пойти дальше, я хочу рассказать вам небольшую историю: Как-то пять слепых людей случайно натолкнулись на слона. Первый слепой дотронулся до хвоста слона, второй до его ног, третий ощупал хобот и так далее. Когда их попросили описать слона, каждый рассказывал о той части, которую ощупывал. Они не говорили ложь, однако это не было и полной правдой. Но если бы они ощупали другие части слона; после хобота, также ощупали хвост и затем ноги и т.д. Тогда определенно у них было бы более полное представление о форме слона.

Точно также, когда мы обговорим советы по вхождению в глубокую медитацию, их можно выполнять все вместе, чтобы сделать медитацию глубже, или можно начинать постепенно. Вначале можно освоиться с одним советом, затем добавить другой и затем еще один. Но в то же время осознавайте игры ума и эго. Эти советы оказывают помощь, но они НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для вхождения в глубокую медитацию. Всегда следует быть спонтанным и прислушиваться к внутреннему голосу или интуиции.

1. Подготовка тела: В течение жизни Тело осуждают. Оно наполняется заболеваниями, гноем и т.п. И это совершенно правильно - когда-нибудь оно умрет. Но это тело является также храмом для души. В это самое тело однажды может войти божественное. Поэтому нам необходимо поклоняться телу так же, как мы поклоняемся божественному, и в то же самое время не иметь привязанности к телу.

a. Тело имеет потребности, а ум имеет желания. Потребности тела заключаются в пище, сне, комфорте и т.п., потребности ума составляют желания славы, популярности, денег и т.п. Потребности тела можно выполнять и следует выполнять. Но потребности ума никогда не могут быть исполнены, и их никогда не следует пытаться выполнить.

b. Человеческое тело, в основном, предназначено для потребления вегетарианской пищи. Мудрецы определи следующие три типа Гун (природы): Тамасик. Раджасик и Сатвик. Лучше всего для медитаций подходит тип Сатвик, и он развивается при употреблении вегетарианской пищи.

c. Правильная пища является очень существенной, так как она питает наше тело. При вегетарианском питании, также следует употреблять правильную пищу, в которой нуждается тело и которая легко переваривается. Например, надлежащее пережевывание пищи - полезно. В случае, если мы съедаем слишком много пищи, мы можем уснуть или стать вялыми. Потому что, чтобы усвоить поглощенную нами пищу, тело направляет энергию в наш желудок, и чем больше пищи мы съедаем, тем больше энергии требуется желудку. Поэтому нас клонит в сон, тело временно прекращает другие функции для сбережения энергии.

d. Пища содержит две грубые части и одну тонкую. Тонкую часть составляет энергия, находящаяся в пище. Предпочтительно следует самостоятельно заниматься приготовлением пищи. Потому, что тот, кто готовит пищу, также добавляет в нее свою энергию. Поэтому во время приготовления пищи, наше умонастроение должно быть хорошим. Доктора говорят, что во время беременности, если мать сердится, то ребенок также переживает злость матери. То же самое относится и к нашей пище.

e. В сельской Индии следуют одной хорошей практике, там часто готовят пищу для своего избранного божества и затем принимают ее как религиозный обряд. Они верят, что такая пища была испробована Богом и теперь она стала Прасадом (угощением Бога поклоняющемуся).

Так что их прием пищи происходит очень медитативно и, во-вторых, приготовление пищи проводится также как религиозный обряд, потому что они собираются предложить пищу божеству - таким образом, приготовление пищи становится молитвой для них. Незначительная деятельность изменяет все их состояние. Медитация — это не то, чем мы занимаемся по 30 минут в день. Медитация означает осознанность, с которой мы делаем вещи.

Например, кто-то искренне от сердца готовит пищу для своего избранного божества и это простая деятельность является медитацией. Любая вещь, которая приближает нас к радостному и все же расслабленному состоянию, является медитацией.

Медитацией может быть что угодно

f. Очень важно готовить пищу с хорошим намерением, но еще более важным является отношение, с которым мы принимаем пищу. Если у нас некачественная пища, но едим мы ее с хорошим отношением - это хорошо. Например, мы испытываем благодарность за пищу, и тогда наше намерение может изменить плохую пищу на хорошую.


И обратное также является правдой. Употребление хорошей пищи с плохим отношением может испортить пищу. Это является одной из причин, по которой люди, практикующие чтение мантр, во время еды также продолжают вспоминать имя Бога. Во многих религиях есть благодарственная молитва богу за предоставление пищи, и если эта молитва исходит из сердца, если человек по-настоящему благодарен, тогда пища действует как катализатор в нашем росте.

g. Не следует сразу после еды употреблять в пищу фрукты. Фрукты можно употреблять в пищу за 30 минут до еды, потому что они плохо влияют на переваривание пищи.

h. Часто сразу после еды люди пьют воду. Это также является плохим примером. После еды для переваривания пищи выделяется некоторое количество кислоты, и когда мы пьем воду, эта кислота растворяется, что нарушает пищеварение. При идеальных условиях воду следует пить через 30 минут после еды или можно запивать пищу 1-2 глотками воды по мере необходимости во время еды.

i. Соответствующая физическая нагрузка:
мы либо не имеем никакой физической нагрузки, или делаем чрезмерно много упражнений. Упражнения делают нас активными и способствуют свободному течению Праны (жизненной энергии). Множество раз случае
тся, что мы засыпаем в течение медитации. Очень полезна йога, она дает спокойствию уму и подвижность телу.

2. Подготовка Ума: нам следует начинать медитацию в тот самый момент, когда такая мысль приходит в голову. Именно с этого момента мы должны начать наблюдать за умом. Какую уловку собирается выкинуть ум? Ум не любит медитировать, и если ум просит нас заняться медитацией, в этом должна быть какая-то уловка.

a. Несколько лет назад после окончания работы я посещал медитационный центр для участия в медитациях и я бывало чувствовал себя очень взволнованным, добираясь туда. Обычно я очень быстро шел и несколько раз я бежал, чтобы быстрее добраться до центра. Постепенно я осознал, что ко времени прихода в медитационный центр я был очень взволнован и первые 10-15 минут медитации я наблюдал только свое волнение. Суть состоит в том, что с момента, когда нам приходит мысль о медитации, с этого момента следует начинать медитировать, и, во-вторых, нам всегда следует поддерживать спокойствие ума.

b. Много раз в течение дня мы чувствует печаль, волнение или злость, и теряем нашу уравновешенность. Бывают случаи, когда нам следует пытаться наблюдать за этими эмоциями. Потому что, если мы соблюдаем спокойствие на протяжении всего дня, мы входим в медитацию.

Во-вторых, те моменты, когда мы чувствуем себя потревоженными, также являются ключом для игр нашего ума. Мы начинаем тревожиться, когда нам не нравятся некоторые вещи. Жизнь не течет в соответствии с ожиданиями ума. Необходимо больше осознавать такие моменты беспокойства и постепенно медитация может стать частью дневной активности. Медитация сама по себе не является деятельностью, но любое действие с осознанностью становится грациозным.

c. Как-то я читал о чьем-то 40-дневном опыте пребывания в медитационном лагере, проводимом Свами Чайтанья Бхарти. В этом лагере не позволялось чтение газет или просмотр телевизоров. Когда человек вернулся обратно после 40 дней и прочел газету - он обнаружил, что мир ни на йоту не изменился. Газеты все также были переполнены историями об изнасилованиях, преступлениях, скандалах, происшествиях и т.д. То же самое касается кинотеатров и телевидения. Сегодня средства массовой информации дают уму благовидный предлог для работы. Газеты, телевидение, кинофильмы являются пищей для Ума.

Искренним медитаторам следует избегать их. Продвинутые медитаторы могут смотреть фильмы, если он/она остаются отстраненными от героев фильма. Обычно при просмотре фильма мы отождествляемся с героем. При сцене борьбы мы также чувствуем гнев. Медитаторы, в случае, если при медитации на фильме не требуется отождествления с героями, ассоциируют себя с фильмом. Все, что угодно, может стать медитацией, как только мы приобрели навык медитировать.

3. Тело и ум не обособлены, они представляют собой одно целое: Во время медитации когда наши мысли замедляются, наше дыхание автоматически становится ритмичным и медленным. Тело и ум не только имеют связь друг с другом, они составляют одно целое. Поэтому что бы мы ни принимали в пищу, о чем бы мы ни думали, хотели, мечтали — все воздействует на нас. Что бы мы ни ели, грубая часть воздействует на наше тело, а тонкая на наш ум. Что бы ни возбуждало нас, это воздействует на ум. Пищей является не только то, что поглощается вовнутрь. Мы принимаем пищу также посредством зрения, обоняния и звука. Все эти вещи воздействуют на наше ментальное состояние и в большой степени помогают медитирующему.

a. Вегетарианской пище для медитирующего придается особое значение. Потому, что при употреблении в пищу невегетарианской пищи человек становится более гневным, жестоким или Тамасик. Но в то же время, если невегетарианец желает медитировать, это не препятствует медитированию. Через некоторый период времени, когда медитация станет зрелой, этот человек непроизвольно перейдет на потребление вегетарианской пищи. На пути медитации не следует принуждать к чему-либо. Любая вещь, котор
ая является несущественной, отпадет сама по себе.

b. Рекомендуется находиться в компании мудрых или просто хороших людей. Я твердо верю, что когда некто говорит со мной, то на тонких уровнях он общается со всеми теми людьми, которые в большой степени формируют мою жизнь.

c. Хорошие мысли считаются благородными. Но я чувствую, что хорошие мысли все также остаются мыслями. Хорошие мысли или плохие — всего лишь наш критерий для оценки. Поэтому я не рекомендую никого определенного типа мыслей. Только свидетельствование мыслей.

d. Алкоголь является еще одним стимулирующим нас средством. Любой вид наркотиков, возбуждающий нас, уводит нас прочь от медитации. Тантра использует алкоголь для медитаций, но у них имеются специальные методы и закрытые школы, где они узнают, как правильно употреблять алкоголь.

Доброго дня вам, дорогие читатели.

Сегодня моя речь пойдёт прежде всего о таком понятии как глубинные медитации. Я объясню на своих словах что это такое, как это делать и наиболее важные и ключевые моменты во время неё. Также приведу личностные примеры для полноты.

Что же такое глубинная медитация? Медитация в своей основе - чаще всего направлена на избавление от мыслей, подавление внутреннего диалога. Её наиболее популярное применение - гармонизация энергий, синхронизация с мирозданием и в целом - релаксация и успокоение. Глубинная медитация - это работа иного характера. Она направлена на вхождение в мир подсознания. Это мир вашего истинного Я, космосфера, ваша мини вселенная, можно сказать. Она является прямым отражением вашей истинной сути, каждая её деталь - это отклик жизни внешней.
Для чего же делают глубинную медитация чаще всего? Ответ довольно просто - это позволяет понять себя, себя настоящего, найти ответ на столь сильные жизненные вопросы - "Кто Я?", "Откуда Я?" и "В чём моя цель?". Всё это и даже куда больше можно найти в глубинах подсознания.
Видите ли - наш разум чаще всего на протяжении жизни хранит лишь воспоминания о прожитом опыте сугубо за жизнь. Сверх Я, те кто мы есть, помнит всё. Абсолютно всё. Все пережитые жизни и т.д., потому как по сути мы всё равно остаёмся теми кто мы есть на самом деле.

Перейдём к практическому описанию. Данный метод наиболее действенен для меня, попробуйте его. Если же вам удобнее как то иначе, не бойтесь экспериментировать! Подстройте медитацию под себя, помните главное - тело должно стать полностью расслабленным. Итак, инструкция:
1) Найдите удобное кресло или стул.
2) Перед тем как сесть - напрягите все мышцы тела. Все до единой должны стать напряжены. Затем расслабьтесь и сядьте.
3) Сев на кресло спина должна быть прямой а ступни плотно прижаты к полу. Это позволит тело заземлиться, а энергии свободно течь.
4) Снова напрягите все мышцы. Но в этот раз начните расслаблять постепенно каждую часть тела. Расслабить до тех пор, пока вы практически не будете ощущать тело. Монро описывал данное состояние как фокус 10. По сути это как сон тела, в то время как разум бодрствует.
5) Сфокусируйте своё сознание на области третьего глаза. При этом повторяйте для себя слова наподобие "Я всем сердцем желаю войти в мой мир". Слова также можете поменять на наиболее подходящие именно вам.
6) Войдя в мир подсознания помните главное - ничего не бойтесь. Это ваш мир, здесь вам ничего не угрожает. А увиденное или полученную информацию воспринимайте как данное. Да, некоторые вещи могут по началу шокировать, или даже ввести в ужас, особенно людей не особо знакомых с эзотерикой. Главное помните одно - в этом мире возможно всё. Не пытайтесь отрицать то что показывает вам подсознание.

Единственная моя заметка, ВАЖНАЯ: мир подсознания также содержит эдакую зону которая подчинена животному Я, эта зона небольшая и чаще всего отделена. Если вы в неё попали будьте осторожны - вреда она не принесёт, но может ввести в смятение и депрессию. Животное Я - это тёмная часть нас. Понять что вы туда попали довольно легко - вы будете ощущать гнетущее чувство, одиночество даже в чём то, а эго будет пытаться внушить вам что то или например - говорит насколько вы ничтожны. В будущей статье я заведу речь о том как войти в баланс с эго. Но для начала необходимо познать кто вы есть на самом деле.

7) Закончив или когда у вас появится желание выйти - просто повторяйте про себя "Вернуться".

Вы можете заметить что по ощущением провели внутри несколько часов, а то быть может и дней, а в реальности прошёл от силы час. Это нормально. Время внутри течёт куда медленней. Важная заметка: старайтесь по началу проводить немного времени в подсознании. Это физически выматывает начинающих. Выйдя из медитации по началу вы можете заметить сонливость или простую усталость. Не пугайтесь этого а просто отдохните. По началу также старайтесь заниматься глубинной медитацией лишь раз в день, дабы не переутомлять организм.

Расскажу немного о личностном опыте.

Впервые с глубинной медитацией я познакомился ещё во время своей тёмной ночи души. Именно благодаря тому что я стал её заниматься, тёмная ночь стала подходить к концу, т.к. стало появляться понимание кто я. По своему личному опыту - могу посоветовать найти так называемый "дом сознания". Это дом в подсознании, отражающий части вашего сознания. Т.е. - первый этаж - это по сути ваше текущее Я, то чем вы мыслите в реальности. Чердак - это сверх Я, в нём можно найти много чего связанного как раз таки с тем кто вы есть на самом деле. А подвал - это отражение животного Я. Там отражаются ваши скрытые пороки и желания (желания тела я имею в виду, не духовные).

В целом что я могу сказать - исследуйте и ничего не бойтесь! Помните что дорога открывается под шагами идущего!

Удачи вам, и да хранит вас Творец!

Что такое медитация?

Глубокая медитация это простой процесс наблюдения за вашим собственным умом. Не борясь с умом, и не пытаясь его контролировать, просто оставаясь там, как свидетель, у которого нет выбора. Что бы ни происходило, вы просто это наблюдаете без предубеждений за или против. Вы не даете имен: это не должно приходить мне на ум, это ужасная мысль, а это очень красивая и добродетельная мысль. Вы не должны осуждать. Вы должны оставаться неосуждающими. Потому что в моменты, когда вы осуждаете, вы теряете медитацию. Вы идентифицируетесь. Вы становитесь другом или врагом. Вы создаете отношения. Медитация означает оставаться вне отношений с вашим умственным процессом. Совершенно вне отношений, невозмутимым, спокойным, наблюдая за всем тем, что происходит. И тогда происходит чудо: мало помалу мы осознаем, что мыслей становится все меньшен и меньше. Чем больше вы бдительны, тем меньше мыслей приходит, чем меньше вы бдительны, тем больше мыслей приходит. Это как будто поток движения зависит от вашей осознанности. Когда вы полностью осознанные, даже на короткий момент, все думанье останавливается. Внезапно происходит неожиданная остановка. И дорога свободна, нет больше движения. Этот момент и есть медитация.

Постепенно эти моменты будут приходить чаще и чаще. Эти пустые пространства будут приходит снова и снова и оставатся на более долгое время. И вы сможете входить легко, без усилий в эти пустые пространства. Таким образом, каждый раз, как только вы захотите войти, вы можете двигаться в эти пустые пространства без усилий. Они освежают, омолаживают, и они делает вас осознающими, кто вы есть. Освобожденные от ума, вы освобождены от всех идей о вас самих. Теперь вы можете видеть, кто вы есть без всяких предрассудков. И познать самих себя - это узнать все, что стоит вообще знать. И упустить познание себя самих - это упустить все. Человек может знать все на свете, но если он не знает самого себя, он совершенно незнающий, он просто ходячая Британская энциклопедия.

Свобода без осознанности только пустая идея, она ничего не содержит. Человек не может быть действительно свободным, не будучи осознанным. В этом случае ваше подсознание берет над вами верх. Ваше подсознание дергает вас за веревочки. Вы можете думать, вы можете верить, что свободны, но вы не свободны, вы просто жертва естественных сил, слепых сил.

Итак, есть два типа людей. Большинство следует традиции, обществу, государству. Ортодоксальные люди, традиционалисты, конформисты, они идут за толпой. Они не свободны. И затем есть несколько мятежных душ. Они вне общества, представители богемы, артисты, художники, музыканты, поэты; им кажется, что они живут свободно. Но они только так думают. Только через протест против традиций вы не становитесь свободными. Вы все еще находитесь под властью естественных инстинктов. Вы одержимы похотью, жадностью, амбициями. И вы не мастер этих вещей. Вы их раб. Следовательно, я говорю, что свобода возможна только через осознанность. До тех пор, пока вы не трансформируете вашу неосознанность в осознанность, свободы не произойдет.

И в этом только немногие преуспели: Иисус, Лао Цзы, Заратустра, Будда. Всего несколько человек, которых можно пересчитать по пальцам. Они действительно жили свободными, потому что они жили осознанно. Это должно быть работой каждого искателя: создавать все больше и больше осознанности. Тогда свобода придет сама собой. Свобода - это аромат цветка осознанности.

Osho: Eighty Four Thousand Poems, #5

Искусство настоящей духовной медитации

Медитация для души должна быть радостным действием, она должна быть песней. Ее не нужно делать как обязанность, она должна быть удовольствием, развлечением, игрой. Если вы делаете медитацию как обязанность - вы упускаете самое главное. Она не случается с вами. Она может случиться только когда вы в беззаботном, несерьезном настроении. Серьезность тяжела, и все, что тяжело тянет вас вниз. Вы должны быть настолько несерьезны, как ребенок, играющий на берегу моря, собирающий ракушки, разноцветные камешки, бегающий взад и вперед, как часть ветра, моря, песка и солнца. Когда эта легкость присутствует, у вас появляются крылья, вы можете лететь ввысь. Духовная медитация означает движение ваших энергий вверх.

Именно тогда вы познали искусство медитации.

Osho: The Imprisoned Splendor, Chapter 14 (Diary)

Я не хочу, чтобы вы были серьезны; я настолько против серьезности. Это духовный недуг. Смех - это духовное здоровье, смех облегчает. Когда вы смеетесь, вы можете оставить ум в стороне очень легко. Для человека, который не может смеяться, двери к Будде закрыты. Для меня смех - это одна из самых важных ценностей. Никакая религия никогда об этом не думала. Религии всегда настаивали на серьезности, и из-за их усилий весь мир болен психологически.

Osho: The Language of Existence #5

Что означают все эти разные "пути", такие как Йога, Тантра, Преданность и т.д.?

Все методы, ведущие человека к реализации, по своей сути представляют осознавание. Неосновные компоненты могут быть различны.

Я говорил о йоге, тантре, хасидизме, дао, дзен, обо всех возможных методах, которые использовало человечество. Я хотел, чтобы вы знали обо всех путях, посредством которых человек пытался достичь истины, которая дает освобождение; однако все эти методы в своей основе заключают осознавание.

Вот почему сейчас я говорю только об осознавании.

Что бы вы ни делали, какой бы метод ни практиковали - нет никакой разницы. Все это просто разные названия, данные разными людьми в разные времена, - но все они практиковали осознавание.

По существу, только осознавание может привести вас к конечной цели. На самом деле, нет разных путей - есть только разные названия одного пути, и этот путь - осознавание.

Ошо, “Упанишады Ошо”, глава 13

Медитация – это, в первую очередь, сложный процесс, чаще всего направленный на восстановление сил, энергии и переход в состояние полного спокойствия, без значительных физических затрат.

Вопрос, наиболее волнующий людей, только начинающих знакомиться с этой удивительной техникой — «Как понять, что ты в состоянии медитации?», чтобы дать на него ответ, придется разобраться и с тем, как войти в медитативное положение, и с ощущениями, появляющимися при правильном выполнении.

Статья призвана помочь новичкам разобраться с новыми чувствами и эмоциями, пробуждающимися во время практических занятий медитацией, совладать с ними, научиться держать под контролем и управлять.

Прежде чем понять, что вы должны ощущать при нахождении в медитативном состоянии, нужно осознать, как в него вообще войти так, чтобы это было правильно и действенно. Сейчас существует огромное количество литературы, посвященной различным техникам проведения медитации, с ней всегда можно ознакомиться в свободном доступе. Мы же приведем вам общие рекомендации, выполнение которых обязательно почти для любого известного метода.

Для того чтобы войти в состояние медитации, необходимо соблюсти 3 пункта:

  1. Найти время;
  2. Выбрать место;
  3. Занять правильную позицию и расслабиться.

Остальное уже зависит от выбранной вами техники. Поговорим о каждом из 3 условий в отдельности.

Время для вхождения в медитацию

Этот пункт, несомненно, важен, при современном темпе жизни вопрос времени стоит очень остро, его вечная нехватка провоцирует прокрастинацию. В итоге, все сводится к тому, что практические занятия медитацией откладываются на дальнюю полку, ввиду того, что требуют освоения, а следовательно и таких драгоценных временных затрат. Но поверьте, оно того стоит.

Медитировать можно по разному, кто-то проводит занятия раз в день по часу, кто-то 2-3 раза в сутки по 15-30 минут. Некоторые и вовсе ограничиваются 2-3 сеансами по 10-15 минут в течение недели. Конечно, результат будет заметен в любом случае, однако, на первых порах, чтобы быстрее привыкнуть к новым ощущениям, рекомендуем вам заниматься 1-2 раза в день, в общей сложности не менее 30 минут.

Лучше все-таки разделить медитативную практику на 2 подхода: утренний и вечерний. С утра медитация поможет вам приобрести заряд бодрости и подготовиться к дальнейшему трудовому дню, а вечером – успокоит и приведет разум в порядок. Именно в эти суточные периоды время выделить не так уж и сложно, встать на 15 минут раньше и лечь на 15 минут позже – не составляет труда. Тем более, что 20 минут медитации полноценно заменят вашему разуму отдых, который он получил бы в течение 4-х часов беспробудного крепкого сна.

Постарайтесь возвести медитативную практику в ранг ежедневного обязательного ухода за собой, как чистка ротовой полости или умывание лица. Помните, что в первую очередь это нужно вам самим! Время появится, стоит только немного захотеть.

Отдельно хочется отметить другой аспект: как только вы начнете медитировать, то заметите, что большая часть дня уходит на ненужную суету, коэффициент полезного действия часто не достигает и 50%. Медитативные практики помогут вам привести режим в порядок, спустя некоторое время вы заметите, что сутки как будто растянулись и стали больше. Думаю, вас удивит количество того, что действительно можно сделать за один продуктивный день.

Место для проведения медитаций

Обстановка выбранного вами места не должна иметь никаких раздражающих факторов. Будет идеально, если вам удастся проводить практики на природе: в парке или на даче, однако и квартира вполне подойдет. При этом медитативный угол не должен быть броским, желательно, чтобы помещение было нейтральных, спокойных цветов, хорошо проветриваемое и тихое.

С последней чертой дела иногда обстоят сложнее, не всегда понятно, как избавиться от посторонних шумов в квартире, особенно, если вы живете не один. Вариантов тут несколько: можно попросить домочадцев войти в положение, можно проложить шумоизолирующий слой, а можно проводить медитацию в утренние часы, пока все спят.

Не рекомендуется в качестве помещения выбирать место, где вы привыкли спать, велика вероятность «отключиться», особенно на первых порах. На самом деле, в качестве помещения для занятий, может выступать любая комната, даже ванна или кухня, главное, чтобы соблюдались основные требования – тишина, доступ воздуха и отсутствие мешающих концентрации деталей.

В общем-то, эти требования к помещению очень важны на первых порах, когда вы научитесь пребывать в медитативном состоянии, то отпускать свой разум и расслабляться у вас получится даже в шумной толпе с огромным количеством людей.

Займите правильное положение

Если вы думаете, что единственно верное положение для проведения правильной медитации – это поза лотоса, то вы крайне заблуждаетесь. Это положение, конечно, является «классическим» , да и при слове «медитация» у большинства людей возникает стойкая ассоциация с каким-нибудь монахом, сидящем именно в этой позиции, однако то, что для проведения медитативной практики подходит только она – неверно.

Многим новичкам крайне неудобно находиться в позе лотоса, да это и не мудрено – она требует определенных навыков и растяжки. Для проведения медитации на первых порах достаточно соблюдать одно правило, гарантирующее верное расположение тела, а именно: у вас обязательно должна быть прямая спина. При этом важно, чтобы корпус, если вы находитесь в сидячем положении, не отклонялся ни вперед, ни назад. Поначалу придется последить за тем, какой угол позвоночник составляет с полом (или стулом), он должен быть ровно 90 градусов.

Возможно, с непривычки вы будете ощущать дискомфорт в области спины – это нормально, ведь задействуются те мышцы, которые при обычной жизни редко включаются в работу. Постепенно вы привыкнете и перестанете ощущать неудобства.

Так же можно провести медитацию лежа, расслабления с таким способом достичь легче и позвоночник поддерживать в абсолютно выпрямленном состоянии не так тяжело.

Расслабленое тело — залог удачной медитации

Этот пункт будет не таким длинным, как предыдущие, но не менее, а даже более важным. От того, насколько вы расслабите свое тело, зависит весь последующий эффект медитации.

Снимают напряжение все по-разному, некоторые закрывают глаза и мысленно сбрасывают всю тяжесть со своего тела, а некоторые концентрируются на дыхании, выравнивают его и делают глубоким. То, каким путем вы придете к состоянию релаксации – не так важно, главное – дайте своим мышцам отдых, не делайте резких движений и не ерзайте.

Есть вероятность, что расслабиться с первого же занятия у вас не выйдет – ничего страшного, с практикой вы обязательно научитесь это делать.

Ощущения при нахождении в медитативном состоянии неразрывно связаны с вашими мыслями. Не стоит сразу же стараться полностью освободить разум от шума внутреннего голоса, для начала достаточно переключить внимание на что-то монотонное.

Концентрация на дыхании или мантре

Избавьтесь от источников света, закройте глаза и сосредоточьтесь. Вам предстоит сконцентрироваться на собственном дыхании или читаемой мантре. Направить внимание на мантру немного проще, так как разум отвлекается на монотонные звуки и погружается в состояние, напоминающее транс – как раз то, что вам нужно.

Удерживаться от мыслей, сосредотачиваясь на дыхании, немного сложнее, так как голос в голове будет постоянно намериваться заговорить с вами, вы даже можете не заметить, как начали подсчет количества вдохов и выдохов. В общем-то, ничем страшным это не грозит, не стоит корить себя и думать, что вся практика пошла насмарку – вовсе нет. Главное, когда обратите внимание на то, что мысли убежали и начали буянить – верните их обратно и заставьте помолчать.

Если вам в первый же сеанс удастся удерживать внимание в течение 5 минут, считайте, что это крайне хороший результат. У многих не получается продержаться и 60 секунд.

Что представлять во время медитации

Постарайтесь не отвлекаться на возникающие эмоции и чувства: пятка зачесалась, спина затекла, бок колит – игнорируйте все, потом почешете, разомнете и разотрете. Вначале будет сложно, овладение чем-то новым всегда требует времени.

На самом деле, если вы действительно сосредоточитесь на дыхании, то у вас физически не получится о чем-либо думать. Мантра, так вообще, способна полностью занять сознание и без вашей помощи, достаточно ее читать не останавливаясь.

Иногда, может достигаться и эффект «стороннего» наблюдения. Заключается он в том, что мысли, несмотря на всю глубину концентрации, будут посещать сознание, однако смотреть вы на них будете как на нечто чужеродное – со стороны. Этот этап качественно выше предыдущего, если вы почувствуете, что достигли его, то вполне можете считать, что полноценно овладели медитативной практикой.

На самом деле, многие ошибочно помогают, что торможение мыслительных процессов и есть самоцель медитации, это предположение ошибочно, в нем явно спутаны причинно-следственные связи.

Цель медитации – отдых, расслабление и наполнение энергией, способ достичь этого – избавиться от внутреннего и внешнего шума, побыть в полной изоляции хотя бы 30 минут в день. Так что, не корите себя, если заметили, что мысли никак не успокаиваются и продолжают роиться в вашей голове, спокойно возвращайте внимание на предмет медитации и продолжайте занятие.

Помните, вы – сторонний наблюдатель, не реагируйте на то, что происходит в разуме, и оно устранится само по себе.

Что чувствует человек, сконцентрировавшийся на дыхании

Ощущения при медитации – важная часть процесса, которая позволяет проконтролировать свое состояние и понять, на какой именно стадии вы находитесь.

Новички в медитативной практике часто не понимают, что за зверь такой, концентрация на дыхании, и с чем его едят. Ошибочно полагать, что направить внимание на дыхательный процесс — означает подсчитать количество вдохов и выдохов. Суть заключается не в этом.

Концентрация на дыхании означает полное сосредоточение на ощущениях, возникающих при совершении вдоха и выдоха. Почувствуйте, как в ваш организм попадает воздух, как он следует по дыхательным путям, как работают легкие и диафрагма, обращайте внимание на действия, которые совершает тело.

Разумеется, когда вы ведете наблюдение за таким действием и визуализируете его, то ни о каких внешних мыслях не может быть и речи. Попробуйте представить себе дыхательный процесс во всех деталях и обязательно прочувствуйте то, как воздух проходит по вашему организму.

Признаки пребывания в медитативном состоянии

Выше мы поговорили о правильной технике и ощущениях, которые возникают при правильном проведении медитации. В общих чертах они должны были дать вам представление о том, как понять, что вы пребываете в медитативном состоянии. Однако, конкретизируем их и немного дополним.

Следующие маячки должны дать вам сигнал о том, что все выполнено верно:

  1. Вас, на протяжении всей практики, сопровождает глубокое и размеренное дыхание, способствующее удержанию концентрации;
  2. Мыслительный процесс или отсутствует полностью или протекает медленно и, как бы, со стороны;
  3. Ваше тело абсолютно расслаблено, релаксация достигает той степени, когда пошевелиться кажется невозможным;
  4. Вы перестаете чувствовать организм, и, как писалось выше, различные нервные реакции уходят на второй план, полностью игнорируются.

Разумеется, отследить, правильно ли вы провели практику, возможно только по ее завершении, поэтому не стоит заморачиваться вопросом о корректности состояния, в котором вы находитесь. Расслабьтесь и получайте удовольствие.

Итак, подведем итог, как понять что ты в состоянии медитации? Об этом, конечно же, скажут ощущения: ты перестанешь чувствовать напряжение в своем теле, оно полностью расслабится и постепенно, вместо суеты и усталости, придет спокойствие вкупе с зарядом бодрости и энергии. Понимание того, правильно ли ты выполняешь технику, придет со временем, главное – начать и не забывать наблюдать за своими чувствами и эмоциями, возникающими при занятиях медитацией.

Loading...Loading...