Путеводитель по библии. Пойдите- научитесь- что значит: милости хочу- а не жертвы

Таким образом, если Иисус был уже в первую субботу после второго дня пасхи вне Иерусалима, значит, Он пробыл этот раз в Иерусалиме весьма недолго.

Обвинение Фарисеями учеников Иисуса в нарушении закона о субботе (срывании колосьев)

Примечательно, что фарисеи почти везде и всегда следовали за Иисусом, следя за каждым Его шагом и придираясь ко всякому нарушению их обычаев и преданий. Следовали они за Иисусом и теперь, и когда увидели, что проголодавшиеся ученики Иисуса срывали колосья, растирали их руками и ели зерна, то тотчас же заметили Иисусу: «Смотри, что Твои ученики делают в субботу» .

По Евангелию Луки, некоторые из фарисеев сказали не Иисусу, а ученикам Его: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? (). По Евангелиям же Матфея и Марка, с таким упреком фарисеи обратились к Иисусу. В этом нет никакого противоречия: надзор фарисеев (если можно так выразиться) за всем, что совершали Иисус и Его ученики, был настолько силен, а озлобление против Иисуса так страстно, что удивительно было бы, если бы некоторые из сопровождавших Иисуса фарисеев не обратились с укором непосредственно к ученикам Иисуса, после или прежде обращения всех фарисеев с укором к Самому Иисусу. Два Евангелиста записали вопрос, обращенный к Иисусу, а третий – вопрос ученикам; поэтому повествования всех трех вполне достоверны.

Фарисеи обвиняли учеников Иисуса только в нарушении субботы, так как они прекрасно знали, что после второго дня пасхи дозволялось есть хлеб и зерна нового урожая ; знали они также, что вообще дозволялось срывать колосья с чужой жатвы руками, но только не серпом ().

Объяснение Иисуса по этому поводу и ссылка его на случай с Давидом

Фарисеи упрекнули Иисуса в нарушении субботнего покоя. Иисус же объясняет им, что они, строгие ревнители Писания, обнаруживают полное непонимание его. »Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид , когда, будучи голоден, вошел в храм и ел хлебы предложения, которых никто, кроме священников, не должен был есть?»

Хлебами предложения назывались двенадцать хлебов, которые клались каждую субботу на особом столе, сначала в скинии, а после в храме, пред Господом от сынов Израилевых (); эти хлебы как бы предлагались Тому, перед Кем были положены, и потому получили название хлебов предложения. Каждую субботу их сменяли новыми хлебами, а снятые должны были есть священники на том святом месте , где они были положены ().

В Первой книге Царств, в главе 21, сказано, что Давид, гонимый Саулом, пришел в Номву (где тогда была скиния) к священнику Ахимелеху и просил у него хлеба для утоления мучившего его и спутников его голода. У священника не было простого хлеба, и потому он дал Давиду хлебы предложения.

Передавая слова Иисуса, Евангелист Марк называет Авиафаром того первосвященника, при котором Давид ел хлебы предложения, тогда как в книге Царств он называется Ахимелехом. Эту неточность Евангелиста в передаче слов Иисуса объясняют тем, что Авиафар был сыном и преемником первосвященника Ахимелеха, а также другом Давида; при жизни еще своего отца Авиафар помогал ему в исполнении обязанностей первосвященника, а по смерти его был так долго первосвященником при царе Давиде, что при имени царя Давида невольно вспоминалось имя Авиафара, как современного ему первосвященника. Во всяком случае, исторически верно то, что Давид вошел в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения ().

Если мучения голода, которые испытывал Давид, заставили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, – если, таким образом, помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона, как милость выше жертвы, – то и ученики Иисуса, утоляя свой голод зернами из срываемых колосьев, могли нарушить закон субботнего ничегонеделания в том его виде, как понимали фарисеи. А что фарисеи неправильно понимали этот закон, – что в нем вовсе не содержится безусловного воспрещения что-либо делать, это Иисус разъяснил указанием на священников, которые в храме по субботам совершают священнодействия и жертвоприношения, убивают жертвенных животных, снимают с них кожу, приготовляют их для принесения в жертву и сжигают, однако невиновны () в нарушении субботнего покоя? Если служители храма невиновны в том, что нарушают покой субботнего дня, то тем более невиновны служители Того, Кто больше храма ().

У фарисеев нет милосердной, сострадательной любви к ближним, какой требует Бог; все их внимание направлено на одни только жертвы, священнодействия и установленные преданием обычаи. Если бы они понимали, что сострадательная любовь к голодному выше всех преданий, обычаев и жертв, то они не осудили бы голодных, срывающих колосья в субботу. Поэтому, Иисус и говорит им: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных ().

Недавно еще, после посещения мытаря Матфея, Иисус объяснял фарисеям, что значит: милости хочу, а не жертвы (см. с. 241). Быть может, и теперь между фарисеями были некоторые из тех, которым Иисус сказал тогда: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? (). Они, как видно, не научились понимать смысл этого изречения. Поэтому Иисус и говорит им теперь: «Если бы вы знали, если бы вы понимали, что Богу не нужны ваши жертвы, посты и омовения, а нужна любовь к ближним, милосердие к ним и добрые дела, то вы не осудили бы Моих учеников; но вы не понимаете даже того, что не человек создан для соблюдения субботы, а суббота дана, установлена для человека».

Объяснение значения субботы

Фарисеи перестали понимать, что суббота дана человеку для достижения высших нравственных целей, для успокоения от трудов, забот и треволнений житейских, – для того, чтобы хотя раз в неделю он мог отвлечься от суеты мирской, вспомнить все совершенное им в истекшие дни, осудить себя за дурные дела и за отсутствие или малое количество хороших, каяться и молиться, и проявлять свою любовь к ближним на деле, творя добрые дела. Они забыли, что человек вообще выше субботы, и что нельзя приносить в жертву букве закона то, что составляет цель и назначение человека.

Но в данном случае перед ними стоял Тот, Который властен и отменить ветхозаветную субботу, Который есть господин и субботы ().

Исцеление Иисусом в субботу сухорукого

И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их (). Так говорит Евангелист Матфей; Евангелист Марк говорит: И пришел опять в синагогу (); в Евангелии же Луки сказано: Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить (). Таким образом, нельзя с точностью определить, в какую субботу Иисус исцелил сухорукого: в ту ли самую, в какую ученики Его срывали колосья, или в другую. Из Евангелия Луки видно, что это было в другую субботу, а из Евангелия Матфея можно заключить, что в ту же самую субботу. Евангелисты вообще не придавали особого значения точному обозначению времени, в какое совершались описываемые ими события. Из того же обстоятельства, что Лука писал свое Евангелие после Матфея и Марка, имея, конечно, под руками их Евангелия, можно заключить, что Лука употребил выражение – в другую субботу – для того, чтобы пояснить неопределенное выражение Евангелиста Матфея – и отойдя оттуда . С другой стороны, последовательность рассказа выигрывает, если признать, что Иисус прямо с поля пришел в синагогу, в сопровождении тех же книжников и фарисеев.

Иисус уже исцелил в субботу расслабленного, лежавшего около купальни, и имел по этому поводу объяснение с книжниками и фарисеями. Поэтому, если теперь при виде сухорукого, ожидавшего исцеления, книжники и фарисеи спросили Иисуса: Можно ли исцелять в субботы ? () – то, очевидно, это были не те книжники и фарисеи, с которыми объяснялся Иисус в Иерусалиме. Книжников и фарисеев было много по всем местам, населенным евреями; поэтому мы видим, что куда бы ни пошел Христос, они всюду следуют за Ним, хотя далеко не всегда в том же составе. Явление Иоанна с призывом к покаянию, а затем и явление Иисуса Христа, должны были сплотить эту враждебную Христу партию евреев; они считали, что им всем угрожает одинаковая опасность потери влияния на народ, поэтому они везде действовали единодушно, как бы сговорившись. Везде и при всяком случае они хотели обличить Иисуса в несоблюдении закона, обычаев и преданий, а так как, по закону Моисея, подобный нарушитель подлежал смерти, то им и казалось возможным избавиться от своего Обличителя обычным для евреев путем.

Они сначала наблюдали – не исцелит ли Иисус сухорукого в субботу, но, по-видимому, прошло некоторое время ожидания; вероятно, в это время Иисус учил находившихся в синагоге; фарисеи не вытерпели и спросили Иисуса: можно ли исцелять в субботы ? Они не сомневались, что после такого вопроса Иисус обратит внимание на сухорукого и непременно исцелит его, то есть нарушит покой субботы, а этого только они и добивались.

Продолжение объяснения о значении субботы

Зная, с какой целью фарисеи предложили Ему этот вопрос, зная помышления их (), и желая объяснить им, что не грешно делать добрые дела в субботу, Иисус приказывает сухорукому стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его, и обезоруживает фарисеев вопросом: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? (Л к. 6, 9). Они молчали, не успев подыскать фарисейского ответа на вопрос.

Они молчали и тем как бы показывали, что не понимают вопроса. Тогда Христос выражает Свою мысль в самой понятной для них форме. Они не знают, можно ли спасти человека в субботу; так пусть же корыстолюбие их подскажет им, можно ли спасти в субботу погибающее животное, принадлежащее им? Поэтому Иисус и спрашивает, кто из них не вытащит в субботу свою овцу, попавшую в яму? Они молчат, но сознают, что такого между ними не найдется.

А если так, если овцу можно вытащить в субботу из ямы, то ведь человек же лучше овцы! Возможно ли не спасти его в субботу? Итак, вы понимаете, вы сознаете, что если добрые дела надо делать всегда, то, конечно, и в субботу можно делать добро.

Для того же, чтобы доказать им, что должно творить добро в субботу, Он тотчас же всенародно исцелил сухорукого одним словом Своим.

Казалось бы, и каменные сердца должны были расплавиться при таких словах и чудесах; но у фарисеев сердца были крепче камня. Они пришли в страшное негодование, которое Евангелист Лука называет бешенством. Да это и было бешенство их; такое состояние духа иначе нельзя назвать, как бешенством, потому что только бес, только злой дух мог поступать так, как они; то есть они могли поступать так только потому, что допустили злого духа овладеть их волей, их разумом.

Беснуясь, они вышли из синагоги и вступили в союз с иродианами, чтобы погубить Иисуса. Иродианами называли приверженцев Ирода Антипы. Фарисеи и иродиане ненавидели друг друга, и если соединились для преследования одной цели, то, конечно, лишь вследствие того, что фарисеи выставили Иисуса как опасного для власти Ирода проповедника.

Евангелист Марк говорит, что Иисус воззрел на них (то есть фарисеев и книжников) с гневом, скорбя об ожесточении сердец их... ().

Слова Евангелиста – с гневом – дают повод некоторым полагать, что Иисус разгневался на книжников и фарисеев. Но так ли это? В чем же выразился гнев Его? Евангелист говорит, что гнев Иисуса выразился лишь взглядом; но он же добавляет, что во взгляде этом видна была скорбь об ожесточении сердец фарисеев и книжников. А разве может быть гнев там, где скорбь? Чувства эти не уживаются вместе; они разного духа. Но как же объяснить в таком случае слова Евангелиста? Ведь мы же признаем и доказываем, что Евангелисты говорят правду? Нам кажется, что слова Евангелиста – воззрев на них с гневом – можно объяснить лишь тем впечатлением, какое произвело на учеников Иисуса выражение Его лица в то время. Мы имеем достоверные свидетельства о том, что Иисус всегда сохранял серьезное выражение лица, что Он никогда не смеялся, но часто плакал. При разговоре Иисуса с фарисеями и книжниками, ученики Его, конечно, пылали гневом против них; да и нельзя было обыкновенному человеку спокойно видеть их упорство. Вот почему они, сами гневно смотря на врагов своего Учителя и видя хотя скорбящее, но строгое лицо Иисуса, могли строгое выражение лица Его принять за гневное, думая по-человечески, что и Он не может не гневаться. Это – их впечатление, это – их предположение; но скорбь Иисуса и отсутствие каких-либо внешних проявлений Его гнева заставляют нас признать, что и в данном случае, как и всегда, Он был чужд этого осужденного Им чувства.

Из синагоги Иисус пошел к морю (Галилейскому); Его сопровождали ученики Его и множество народа, собравшегося не только из окрестных мест Галилеи, но и из Иудеи и Переи (находившейся на восток от Иордана), и даже из языческих стран: Тира, Сидона и Идумеи. В этой толпе было много больных; все они хотели исцелиться, все нетерпеливо спешили поближе подойти к Иисусу, обратить на себя Его внимание или просто хотя бы прикоснуться к Нему; многие из них бросались к ногам Его, теснили Его, и тем вынудили распорядиться, чтобы готова была лодка, в которую Он мог бы сесть, отплыть немного от берега и учить стоявший на берегу народ.

Пока подходил Иисус к морю, Он исцелил всех больных, находившихся в сопровождавшей Его толпе, и запретил им (то есть исцеленным) объявлять о Нем.

В этой кротости Иисуса, смирении Его и отсутствии в Нем тщеславия Евангелист Матфей видит подтверждение слов пророка Исайи, изображающего характер ожидаемого Мессии (): Се, Отрок Мой, Которого Я избрал...

И возвестит народам суд. Суд , в переводе с еврейского, означает правду; поэтому, выражение – возвестит народам суд – может означать: возвестит народам (всем народам, а не одним только евреям) правду, правду о Боге, о назначении людей и о вечной жизни их в Царстве Небесном, то есть возвестит ту правду, ту истину, которая теперь известна нам из Евангелия.

Слова пророка: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит – Иоанн Златоуст объясняет так: удобно было Христу переломить их всех (то есть врагов Своих) как трость, притом уже надломленную; удобно было Ему воспламенившийся гнев иудеев погасить, как лен курящийся; но Он не захотел этого и тем доказал Свою величайшую кротость (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от ).

Доколе не доставит суду победы . Таким смиренным и кротким образом действий. Он достигнет-таки того, что правда восторжествует, Он доставит правде победу, и на имя Его будут уповать все народы .

Шёл 2003 год, когда по благословению митрополита Владимира после 80-летнего перерыва под сводами больничного храма во имя св.прпмц.Евгении вновь зазвучали слова молитвы, послышался сокровенный шёпот исповедующихся и добрый, ласковый голос отца Валериана ЖИРЯКОВА - настоятеля храма, - произносящий разрешительную молитву. И хоть о встрече мы договорились заранее, мне пришлось подождать, потому что после вечерней службы батюшка внимательно выслушивал своих подопечных - старушек-блокадниц, - вникая во все их нужды и тревоги. А после исповеди, улыбаясь, размашисто крестил склонённую седую голову, отпуская грехи именем Иисуса Христа. Проводив до порога церкви последнюю исповедницу, о.Валериан предупредил: "Времени у меня немного. В девять часов я пойду по палатам исповедовать тех, у кого нет сил дойти до храма". Итак, милости просим в храм св.Евгении.

История этого храма и общины св.Евгении началась с милости. Это был конец XIX века. Разговорился как-то с нищенкой добрый человек и узнал, что она была сестрой милосердия на Русско-турецкой войне. Дрогнуло сердце этого человека, имя которого знает Господь... и в 1882 году в Санкт-Петербурге появился Комитет попечения о сёстрах Красного Креста. А впоследствии из этого комитета выросла известная по всей России своей благотворительной деятельностью и делами милосердия община святой Евгении. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сначала, в 1883 году, было построено общежитие для 12 сестёр милосердия. Через три года при нём открылись двухгодичные подготовительные курсы сестёр милосердия, и лишь спустя ещё два года была открыта небольшая лечебница для приходящих больных. В 1887 году комитет взяла под своё покровительство внучка государя Николая I Евгения Ольденбургская. А 7 января 1893 года общежитие сестёр милосердия было переименовано в общину св.Евгении. Шло время, община разрасталась. Наконец встал вопрос о строительстве собственной больницы, которая и была построена на углу Старорусской и Новгородской улиц. В нижнем этаже разместилось убежище для престарелых сестёр милосердия им.Императора Александра III, на втором - церковь на 4000 человек во имя св.блг.князя Александра Невского и св.прпмц.Евгении и общежитие для сестёр общины.

Начались трудовые героические будни. Сёстры милосердия, окончившие двухлетний курс, работали в госпиталях, лазаретах кадетских корпусов, дежурили в частных домах и различных лечебницах Петербурга и провинции. Что здесь героического, спросите вы. А надобно сказать, что в 1893-1894 годах сёстры работали в Тульской, Тверской и Воронежской губерниях, где свирепствовала тифозная эпидемия... И это ещё не всё. В 1898-1899 годах сёстры общины были призваны оказывать помощь в губерниях, пострадавших от неурожая, - Самарской, Уфимской. Отряд сестёр был отправлен в Манчжурию. Также сёстры милосердия принимали участие в Русско-японской войне, а позже и в Первой мировой.

Но всё это было забыто после 1917 года. Новая власть пыталась изгладить из памяти народной само понятие христианского милосердия. И вот больница св.Евгении превратилась в "свердловку" - медучреждение для лечения высшего городского партактива. В период Великой Отечественной войны в больнице был устроен госпиталь для лечения офицеров Ленинградского и Волховского фронтов. А в 1990-х годах больница стала обычной горбольницей N 46...

Слава Богу, в наше время в больнице св.Евгении возрождаются добрые традиции. В созданном здесь по инициативе главврача О.Семёновой "Центре медицинской помощи жителям блокадного Ленинграда" проходят лечение тысячи людей, пережившие блокаду, много на своём веку перестрадавшие. В больнице ведётся научная работа: учёные изучают воздействие экстремальных факторов - холода, голода - на организм людей во время блокады и в отдалённом периоде, а также их влияние на последующие поколения.

В 2000 году больнице вернули святое наименование, а в главном корпусе устроится часовня св.Евгении. Кстати, символично, что первое освящение больничного храма состоялось в день памяти св.равноап.Нины 27 января 1900 года, в этот же день в 1944 году была снята блокада Ленинграда. Ныне в храме проходят молебны, совершаются Таинства исповеди, крещения, соборования. В 2000 году приход пополнился выпускниками Воскресной школы Александро-Невской лавры. С их приходом в больнице вновь работает Общество милосердия, сёстры и братья которого оказывают посильную помощь болящим.

Свт.Игнатий Брянчанинов писал: "На суде Христовом потребуется в оправдание милость как деятельное выражение любви, и заслуживает помилования одна милость как опытное доказательство любви. "Милости хочу, а не жертвы" (Мф.9.13), - возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим её, а отвергших - предаст осуждению. Всех делателей своих милость приведёт пред Христом и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство". Помните об этом и не скупитесь на дела милосердия.

Адрес: 193144 СПб, Старорусская ул., 3. Тел. 274-19-90

Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА

Http://pravpiter.ru/pspb/n194/ta005.htm

XXVI. "Милости хочу, а не жертвы" Мф.9:13

Т.е. не внешнего соблюдения передо Мной формы Моего закона, а внутреннего исполнения его духа в применении к людям.

Внешняя жертва есть лишь символ внутренней и без последней есть мерзость пред Богом (Ис. Гл.1).

Наружная правда наша должна быть обнаружением внутреннего света, потому что боговедения Бог хочет больше, чем всесожжения (Ос.6:6).

К нам, христианам, это нравственное указание Господа имеет более тонкое применение. Для нас любовь и сострадание к ближнему стали уже законом, очевидным для каждого. Хотя есть еще очень много и таких христиан, которые полагают свою праведность только во внешнем исполнении законов богопочтения; но это лишь недоразумение, и в глубине их же собственной совести они находят смутный укор за лукавство пред Богом. Но есть другой сорт людей среди последователей Христа, которые более тонко и потому более опасно нарушают рассматриваемое нами правило. Это люди, сделавшие для себя из нравственного закона любви к ближнему закон внешний, подобный древнему закону жертв и всесожжении. Исполнение закона любви они полагают во внешних благодеяниях, в материальных жертвах благотворительности, без участия внутреннего огня любви к тем, кому они благотворят, без той милости сердца, без которой жертва наша есть мерзость пред Богом.

К таковым слова Господа: "Милости хочу, а не жертвы" - имеют также свое полное применение. И на них особенно требуется обратить внимание в настоящее время. Бог не может довольствоваться нашим принесением одних только внешних жертв благотворительности. Он не жертвы хочет, а милости, т. е. внутреннего любовного отношения к ближнему, мудрой отзывчивости к скрытым причинам его бедствий и предупреждения их, а не наружного только материального благотворения, не исцеляющего внутренней болезни, а только временно облегчающего ее, и дающего лишний повод нам гордиться своею мнимою праведностью в исполнении Христова закона - любви…

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Хочу и сомневаюсь… Сказано «Тысячи входят в учебу, но один выходит к свету», – действительно, приходят и прошли через меня тысячи, но постоянная моя группа – около сотни мужчин, в основном от 25 до 40 лет, прибавляется по 15% в год из тех сотен, которые проходят за год через

Из книги `Мастер и Маргарита`: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Бог милости. Ни один грешный человек никогда не видел Бога (см. Исх. 33:20). У нас нет изображения Его лица. Бог показал Свой характер посредством милостивых дел и данного через Моисея описания: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

«Я хочу поставить свечку». «Я хочу подать записку» – А куда свечку поставить, чтобы... ну... понадежнее? – Две записки с обедом. – С чем? – Ну, с булочкой, с просвирой. Записки: «Обыденная»; «О упоминании»; «Ектинидия»; «Послеобеденная»; «О здравоохранении»; «Золотоуст на

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12–13). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Из книги Сочинения автора Кассиан Иоанн

Из книги Творения автора Кассиан Иоанн

23. собеседование аввы Феоны (третье) о словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю глава 1После рассвета, когда мы с большей настойчивостью стали убеждать старца исследовать глубины апостольского изречения, он начал так говорить:

Из книги Последний экзамен автора

Из книги Реинкарнация. Размышления автора

Я хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не

Из книги Последний экзамен автора Хакимов Александр Геннадьевич

7. если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, Дальнейшее и самостоятельное доказательство правильности поведения Христа, не запрещавшего ученикам срывать колосья, и ошибочности мнения фарисеев, имеющее близкую связь с предыдущей

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 16. Так будут

Из книги автора

Хочу домой! Шридам прабху, старший пуджари нашего храма, ушел из этой жизни так быстро и неожиданно для всех. Когда я узнала об этом, первая мысль, пришедшая в голову, была: «Как так, он ведь был самый живой?» И вся эта история казалась нелепой выдумкой какого-то злого

Из книги автора

«Я не хочу умирать!!!» Было бы величайшей ошибкой думать, что жизнь человека после его смерти заканчивается. «А как это?» - спросите Вы. Вот, лежит человек, не дышит, сердце не бьется. Умер. Был человек - и нет его. Да и действительно, кто может обнаружить жизнь или признаки

Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи. Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач - с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что" означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви - как в притче о блудном сыне.

"Будьте милосерды, - сказал Иисус, - как и Отец ваш милосерд" (Лк 6, 36). В этом - совершенство (см. Мф 5, 48).

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: "Пойдите, научитесь..." Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что" значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).

"Пойдите, научитесь, что значит: "Милости хочу, а не жертвы"".

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь - это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва - деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии .

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли "враги". Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из "врагов". Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки "враг", расплатившись в кассе, сказал ему:

Я должен тебе кое в чём признаться.

Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

Зачем же ты помогал мне, если я твой "враг"?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

«Милости хочу, а не жертвы». Иисус цитирует здесь пророка Осию, который так объяснял людям Божий завет: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 5:6). Жертвоприношения - важнейший религиозный ритуал, но гораздо важнее - глубокая, искренняя вера и не показная праведность, умение сострадать и стремление помогать людям. Бог хочет, чтобы люди не слепо исполняли, а понимали глубинный смысл Его указаний и запретов.

Иегова - «Бог великий и страшный» (Втор 7:21) , но Он, по словам пророка Варуха, будет по-прежнему «с радостью вести Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Вар 5:5–9). Славя Господа, Псалмопевец выражает уверенность в том, что «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Придя на землю в иную историческую эпоху, когда борьба с идолопоклонством во многом утратила остроту, Иисус Христос являет Собой Бога кроткого, смиренного, милостивого. Он не призывает безжалостно истреблять внешних врагов, а акцентирует внимание на борьбе человека с собственным несовершенством. В Его устах слово «милость» означает милосердие, умение понимать, любить и прощать не только ближних, но и дальних, не только праведников, но и грешников.

Христос объясняет:«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Мф 9:12). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13) . Он обличает фарисеев и книжников. А на вопрос о том, кого человек должен считать ближним, отвечает: того, кто «сжалился и позаботился о нем» («Притча о милосердном самаритянине»). И подчеркивает в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые» (Мф 5:7).

Милостыня - важнейший акт христианского милосердия, то, что «зачтется» человеку на Страшном суде. «Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» (Сирах 17:18). Но творить ее следует от чистого сердца, а не напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:1–4).

Фраз.: «блаженны милостивые»; «левая рука не знает, что делает правая»; «трубить» (в смысле «хвастаться»); «трубить на всех перекрестках»; «хранить, как зеницу ока».

Лит.: Уильям Хоуэллс, роман «Милосердие».

А. С. Пушкин, «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Loading...Loading...