Шахид - это мученик за веру или террорист-смертник? Архимандрит александр, мученик за веру.

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

Царь Антиох Епифан захотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть идолам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от истинной веры.

Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу – свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: «в мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры». Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру.

Однажды к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они смело отвечали ему: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов». Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: «Сын мой! не бойся этого мучителя и встреть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни». Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. Затем была замучена и сама мать. Это семейство мучеников известна под именем мучеников Маккавеев .

На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божиего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем . Иуда Маккавей, с небольшим войском, много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской . Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.

Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию – «Книги Маккавейские» (

Мученики за веру.

Маккавеи

Царь Антиох Епифан захотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть идолам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от истинной веры.

Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу - свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: "в мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры". Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру.

Однажды к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они смело отвечали ему: "мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов". Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: "сын мой! не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни". Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. Затем была замучена и сама мать. Это семейство мучеников известна под именем мучеников Маккавеев .

На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божиего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем . Иуда Маккавей, с небольшим войском, много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.

Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию - "Книги Маккавейские"

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ. ДОБЛЕСТНЫЕ БРАТЬЯ МАККАВЕИ. Мы приближаемся к последнему периоду истории еврейского народа до так называемого рождества Христова. В полном виде ветхозаветная часть Библии заканчивается тремя книгами Маккавейскими и Третьей книгой Ездры.Первые семь

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 45 Доблестные братья Маккавеи Мы приближаемся к последнему периоду истории еврейского народа до так называемого рождества Христова. В полном виде ветхозаветная часть Библии заканчивается тремя книгами Маккавейскими и Третьей книгой Ездры.Первые семь стихов главы

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Расстрелянный за веру Пограничник Евгений Родионов попал в плен в феврале 1996 года. Чеченская война была в самом разгаре. Десять долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Он был расстрелян под Бамутом после трех месяцев плена в день, когда ему исполнилось 19 лет. Могилу

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как можно совместить веру в Бога как во Вседержителя и веру в нашу свободу и ответственность? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряИстина о Домостроительстве нашего спасения и путях Божественного Промысла, сохраняющего человеку данную Творцом

Из книги Теряя веру [Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни] автора Лобделл Уильям

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Антиглобалисты Маккавеи Глобализм, антиглобализм- об этом есть и в Библии. Уже более двух тысяч лет назад у одних людей возникло горячее желание установить «во всем цивилизованном мире» единый порядок, язык и культуру, а другие готовы были противостоять им с оружием в

Из книги Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства автора Азимов Айзек

Глава 11. МАККАВЕИ ЭллинизацияВ то время, когда умер Ганнибал, народ древней Ханаанской земли, казалось, находился на последней стадии полного забвения и должен был стать не более чем маленьким штрихом в истории человечества. На западе еще существовал Карфаген, но теперь

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Как обрести веру? 14 Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего? 15 И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Страдания за веру 12 Возлюбленные, не удивляйтесь тому, что вам приходится проходить через огненные испытания, в этом нет ничего странного. 13 Наоборот, радуйтесь тому, что вы тоже участвуете в страданиях Масиха, чтобы вам радоваться и веселиться и тогда, когда откроется Его

Из книги Жизнь и учение св. Григория Богослова автора Алфеев Иларион

Маккавеи Сюжетом Слова 15–го стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых совершается в Восточной Церкви 1 августа. Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно–Римской империи

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи Недовольные политикой очередного египетского царя, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, то последующие сирийские цари начали преследовать

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 4-е. Свв. мученики Маккавеи (О хранении свв. постов и других святоотеческих преданий) I. В сегодняшний день память творим святых семи мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы их ублажаем?Жили они без малого за два века до

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

24. Маккавеи – первые антиглобалисты Глобальный проект Александра Великого Древний Ближний Восток знал разные империи: Ассирийскую, Вавилонскую, Персидскую, о них мы уже не раз говорили. Поэтому, когда в 330-е годы до н. э. Александр Македонский вторгся со своими войсками в

Степень мученичества за веру – это самый благородный ранг, которого может достичь какой-либо мусульманин, живя на этом свете. Несмотря на то, что даже самый низкий уровень Рая благословеннее целого мира, шахид все же желает вновь и вновь возвращаться на землю, чтобы принимать смерть за веру, по причине благородства этого звания и величины воздания за него в Раю. Всевышний Аллах изволил сказать так:«Клянусь, если вы будете убиты или же умрете [в борьбе] во имя Аллаха, то ведь прощение Аллаха и милость Его лучше того, что накапливают они». (Сура «Али Имран», 157)

Сад бин Аби Ваккас (радыйаллаху анху) рассказывает о следующем событии: «В мечеть вошел какой-то человек в то время, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с муминами совершал намаз. Встав в ряд, он произнес молитву-дуа, которая звучала так: «Мой Аллах! Дай мне самое добродетельное из достоинств, которыми ты награждаешь своих благочестивых слуг!»

Закончив намаз, наш Господин Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:

– Кто из вас чуть раньше произнес молитву?

Тот человек сказал:

– Э то был я, о Посланник Аллаха!

И тогда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать:

– В таком случае, конь твой падет, ты же примешь смерть за веру Аллаха!» (Хаким, 1, 325/748)

Амир бин Аква (радыйаллаху анху) точно так же помолился Аллаху и спустя короткий период времени пал смертью шахида в Хайбаре. (Муслим «Джихад», 123, 132; Бухари «Магази», 138).

Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) известил некоторых своих асхабов заранее о том, что они падут смертью шахидов. Этого звания удостоились и те из отправлявшихся на войну асхабов, за которых наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил молиться Аллаху, прося у Него милосердия для них и прощения их грехов.

Пожелания о прощении грехов, высказанные нашим Господином Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) во время его молитв-дуа, принимались Аллахом, и асхабы удостоились высочайшего звания шахидов. Это есть еще одно доказательство высоты и благородства звания Посланника Аллаха.

Согласно преданию Абу Катады (радыйаллаху анху), дошедшему до нас, однажды наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), встав, сказал своим асхабам следующие слова:

– Джихад на пути Аллаха и вера в Аллаха – это добродетельнейшие из всех деяний.

Некий человек, поднявшись со своего места, спросил у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

О Посланник Аллаха! Скажем, если я буду убит во время совершения джихада на пути Аллаха, то простятся ли мне мои грехи?

Посланник Аллаха ответил ему так:

– Да, если ты, терпеливо ожидая награды только от Аллаха, не покидая поля брани, будешь сражаться с врагом и будешь убит, совершая джихад на пути Аллаха, то тогда грехи твои простятся. Однако долги твои составляют исключение. Об этом сообщил мне Джабраиль. (Муслим «Имара», 117; Тирмизи «Джихад», 33/1712)

А еще в одном предании сказано так: «Аллах прощает все грехи шахида, за исключением попранных прав других рабов!» (Муслим «Имара», 119)

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал своим асхабам следующие слова:

– Сегодня ночью я увидел во сне двух людей. Подойдя ко мне, они помогли мне взобраться на дерево, а затем привели в какой-то дом. Дом тот был невиданной мною красоты и богатства. Потом те два человека сказали мне: «Этот несравненный дом является дворцом шахидов». (Бухари «Джихад», 4; «Джанаиз», 93)

Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проявлял участие и интересовался теми асхабами, которые впоследствии стали шахидами, проявлял к ним особую заботу. Он сообщал им благую весть об их нахождении в Раю, утешал их близких и прилагал все старание для того, чтобы они стремились к званию шахида.

Джабир (радыйаллаху анху) говорит так: «Изуродованный труп («Мусля» отрезание носа, уха и других органов у трупа в доисламской Аравии. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запретил делать это в отношении человека и даже животных. (Бухари «Мазалим, 30; Забаих, 25; Абу Дауд «Джихад», 110)) моего отца был доставлен и представлен нашему Господину Благородному Пророку. Я направился к нему, чтобы открыть его лицо. Однако люди воспрепятствовали мне сделать это, дабы я не расстраивался и не терзался. В связи с этим Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующие слова: «Ангелы непрерывно заслоняют его своими крылами!» (Бухари «Джанаиз», 3,35; «Джихад», 20; Муслим «Фадаилус – Сахаба», 129-130)

На самом деле быть шахидом это не значит умереть. Это значит удостоиться вечных благ, качеств которых мы не можем распознать. С этой точки зрения Всевышний Аллах предписал не называть Его рабов, павших смертью шахида, «мертвецами». В славных аятах говорится следующее о них:

«Не называйте покойниками тех, кто погиб во имя Аллаха. Напротив, живые они, но вы не ведаете этого». (Сура «Аль-Бакара», 154)

«Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего, радуясь тому, что Аллах даровал им [в Раю] по милости Своей, радуясь тому, что нет причин для страха и печали у тех, которые еще не присоединились к ним. Они радуются милости и щедрости Аллаха, тому, что Аллах не оставит верующих без награды, которую они заслужили». (Сура «Али Имран», 169-171)

В день воскрешения из мертвых шахидов узнают по запаху мускуса, который источают их кровоточащие раны, словно они свежи. Люди будут свидетельствовать об их заслугах и славе. Поэтому благословенная кровь шахидов не смывается, а тела их не омывают водой. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующие слова об облегчении мук смерти шахидов: «Шахид испытывает во время смерти такую же боль, какую каждый из вас испытывает во время муравьиного укуса». (Тирмизи «Фадаилуль – Джихад», 26/1668; Насаи «Джихад», 35; Ибн Маджа «Джихад», 16)

Всевышний Аллах изволил сказать следующие слова, поощряя своих рабов к смерти на поле брани: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь [ценой] жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение». (Сура « Ан-Ниса», 74)

Гордость Вселенной – наш Наставник (саллаллаху алейхи ва саллям), со всей искренностью души желавший стать шахидом на пути Аллаха, свои чувства, связанные с этим стремлением, высказал следующим образом: «Я бы принимал участие во всех военных операциях, не оставаясь в стороне ни от одной из них, если бы не опасение за то, что моей общине придется туго. Я бы желал стать шахидом на пути Аллаха, чтобы затем неоднократно, будучи воскрешенным, вновь принять смерть шахида!» (Бухари «Иман», 25; Муслим «Имара», 103, 107)

Как-то однажды наш Господин Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев на высокочтимом Умаре рубаху, спросил у него:

– Рубаха, что на тебе, новая или только выстирана?

Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) ответил:

Она не новая, а только выстирана, о Посланник Аллаха!

Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему на это:

– Надевая все новое, славь Аллаха и прими смерть шахида!

Вот таким образом наш Многоуважаемый Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил высокочтимому Умару благую весть о смерти за веру.

А еще как-то раз наш Господин Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), высокочтимые Абу Бакр, Умар и Осман (радыйаллаху анхум) взошли на гору Ухуд. В это время гора стала сотрясаться. Гордость Вселенной, топнув ногой, изволил сказать следующие слова: «Осторожнее, о Ухуд! На тебе находятся один Пророк, один искренний друг Аллаха и Его Пророка, а также два шахида!» (Бухари «Асхабун – Наби», 6; Тирмизи «Манакыб», 18/3703; Насаи «Ахбас», 4)

А высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) молился Всевышнему Аллаху, прося о следующем: «О мой Аллах! Удостой меня счастья умереть в городе Пророка Аллаха и стать шахидом на Твоем пути!» (Бухари «Фадаилуль-Мадина», 12)

Всевышний Аллах любезно пожаловал ему этот ранг. Мать правоверных Хавса, дочь высокочтимого Умара, рассказывает следующее:

Услышав эту молитву-дуа моего отца, я удивленно спросила у него: «Как это получится? Ты хочешь одновременно умереть в Медине и стать шахидом!»

Он ответил мне так:

Аллах исполнит это, если пожелает.

Люди, проявляя интерес, всегда ждали – как же претворится в жизнь это его желание… Их удивление по этому поводу продолжалось до того самого времени, когда высокочтимый Умар стал шахидом на пути Аллаха. (Ибн Хаджар «Фатхуль – Бари», IV , 101)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), выражая необходимость желания стать шахидом у каждого мусульманина и подчеркивая это, изволил сказать следующие слова: «Если человек, всем сердцем жаждущий стать шахидом, умрет, пусть даже в своей собственной постели, Всевышний Аллах любезно пожалует ему степень шахида». (Муслим «Имара», 157; Насаи «Джихад», 36)

«Человек, всей душой стремящийся к степени шахида, все же удостоится подобного воздаяния, даже если он и не станет шахидом». (Муслим «Имара», 156)

Пророк Аллаха признавал также шахидами часть людей, говоря, что они находятся в таком же положении, что и шахиды, принявшие смерть за веру Аллаха. К примеру, однажды Он спросил у своих асхабов: – Кого вы считаете шахидами? Асхабы ответили: – О Посланник Аллаха! Шахид – это человек, который убит, находясь на пути Аллаха! Наш Господин Пророк воскликнул: – В таком случае, шахидов в моей общине довольно мало! Славные асхабы спросили: – О Пророк! Кто же тогда является шахидом? Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил ответить им так: – Шахид – это человек, который убит во время сражения за веру Аллаха, это человек, умерший во время битвы на пути Аллаха. Шахидом является человек, умерший от инфекционного заболевания, от диареи, а также утопленник. (Муслим «Имара», 165; Ибн Маджа «Джихад», 17)

А согласно другой версии, наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что шахидами являются также люди, которые погибли, защищая свое имущество, свою жизнь, свою религию и честь своей семьи. (Бухари «Мазалим», 33; Муслим «Иман», 226; Абу Дауд «Суннат», 28-29; Тирмизи «Дийат», 21).

«Надежный, правдивый и честный мусульманин, занятый торговлей, в Судный День будет вместе с шахидами – погибшими ради Аллаха». (Ибн Маджа «Тиджара», 1).

«Никто из попавших в Рай не захочет вернуться назад. Все, что есть на земле, есть и там (в многократно большем количестве). Однако шахид, по причине оказания ему почестей, хорошего, радушного приема, будет желать, десять раз вернувшись на землю, всякий раз пасть смертью шахида». (Бухари «Джихад»,21; Муслим «Имара», 108-109).

Ислам не призывает к бесконечным войнам, войнам за власть или территорию. Истинный ислам проповедует мир и любовь абсолютно ко всем созданным. Джихад — это вынужденное действие, которое совершается, когда кто-то нападает на вашу страну или пытается отобрать ваше имущество, убить ваших близких, запрещает под страхом смерти доносить до людей заповеди религии. Я считаю, что в современном мире, мире технологий и информации, не должно быть места войнам, преступлениям, ненависти, все люди должны объединиться и жить мирно. Дабы добиться такого прекрасного сотрудничества культур и наций, необходимо популяризировать образование, стремление к знаниям. Разумный и умный человек очень быстро понимает, что необходимо уважать и любить каждое творение, так как все в этом мире связано между собой.

Святые мученики жили в Киеве в Х столетии и стали первыми известными истории мучениками за веру на Руси.

Св. Феодор долгое время служил в Византии, где и принял св. Крещение. Затем он переехал в Киев и поступил в княжескую дружину вместе с сыном своим Иоанном, который так же, как и отец был христианином. В старинных рукописях сохранилось языческое имя Феодора — Тур, по скандинавски Тор.

О гибели святых мучеников известно из летописи преподобного Нестора Летописца, который в «Повести временных лет» пишет об этом следующее:

И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всём людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесём его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили.

Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница. Язычники видя, что в честном бою не одолеют Феодора и Иоанна подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, толпой убили их.

Так Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле — первыми «русскими гражданами небесного града», как назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой — сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых уже в эпоху преподобного Нестора, т.е. менее чем через сто лет после исповеднического подвига.

На месте их мученической кончины, святой равноапостольный князь Владимир, став христианином воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая стала первым каменным храмом Киева, быдучи освященной 12 мая 996 г. В эту Десятинную церковь в 1007 г. были перенесены мощи святой равноапостольной кягини Ольги, память которой мы отмечали вчера. И восемь лет спустя здесь же обрел место последнего упокоения сам святой равноапостольный князь Владимир, Креститель земли Русской.

Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, глас 2

Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

Loading...Loading...